обновленческими кафедрами. 1 апр. 1944 г. в крае действовали 86 обновленческих церквей, в них служили 87 священников, 3 диакона и 38 псаломщиков, к кон. 1944 г. в Краснодарской обновленческой епархии насчитывалось 87 приходов, 96 священников, 4 диакона, 43 псаломщика. Крупными были приходы в Краснодаре (Ильинская и Свято-Троицкая церкви), Тихорецке, Майкопе, Анапе, Темрюке, станицах Лабинской, Усть-Лабинской, Медведовской, Приморско-Ахтарской, Елизаветинской, Пашковской, Марьяновской, Славянской, Новониколаевской. 23 сент. 1944 г. обновленческий «епископ Краснодарский» Владимир Иванов докладывал уполномоченному Совета по делам РПЦ о вкладе его епархии в дело победы: о переводах денег, заготовке продуктов для госпиталей и др. По-видимому, авторитет Владимира Иванова среди верующих на Кубани был больше, нежели авторитет недавно назначенного правосл. еп. Фотия (Топиро). 22 нояб. 1944 г. Владимир Иванов обратился к Патриаршему Местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому) с просьбой принять его в лоно РПЦ, 27 дек. в Патриархию было направлено письмо от духовенства Краснодарской епархии с покаянием и просьбой принять епархию вместе с архипастырем в каноническое общение. 28 дек. 1944 г. Синод принял постановление о принятии Владимира Иванова из раскола в сане священника и о назначении его епископом Краснодарским и Кубанским по пострижении в монашество с именем Флавиан. Епископская хиротония состоялась 8 янв. 1945 г. Еп. Флавиан управлял Краснодарской епархией до 19 окт. 1949 г., когда был перемещен на Орловскую и Брянскую кафедру. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. 19 окт. 1949 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Ермоген (Кожин), бывший обновленческий «митрополит Ставропольский и Северокавказский» Василий, 1 февр.

http://pravenc.ru/text/189631.html

В 1944-1950 гг. мн. священнослужители и миряне подверглись репрессиям. В апр.-мае 1944 г. управлением НКГБ по Одесской обл. была ликвидирована «антисоветская группа» из 11 представителей РПМ, к-рые обвинялись «в сотрудничестве с румынскими разведывательными органами, в оказании помощи оккупационной власти, в распространении ненависти против большевиков». 5 окт. 1944 г. был арестован свящ. Митрофан Остапчук, вернувшийся к священнослужению осенью 1941 г., с авг.-сент. 1944 г. являвшийся настоятелем одесской Входоиерусалимской ц. 20 янв. 1945 г. за активное сотрудничество с РПМ был приговорен к 10 годам лагерей настоятель одесской Кирилло-Мефодиевской ц. свящ. Виктор Чемена. В марте 1945 г. подвергся аресту благочинный церквей Одессы прот. Феодор Флоря, 3 нояб. он был приговорен к 10 годам лагерей (после освобождения в 1952 служил в храме в с. Слободзея (ныне г. Слобозия, Приднестровская Молдавская Республика); † 1957). В 1944 - нач. 1945 г. арестовали священников Николая Добровольского, Александра Арвентьева, Алексия Пасечника из г. Котовска (ныне Подольск), Гавриила Хреновского (служил в одесском Ильинском соборе), Георгия Сагайдачного и Тихона Бабича (служили в Григорие-Богословской ц.), Пахомия Шкарупина из Ильинского собора, Андрея Голоносова из Успенского собора, Антония Грудко из Крестовоздвиженской ц., Михаила Гдешинского из Григорие-Богословской ц., псаломщика Петра Гдешинского из Ильинского собора, настоятеля муж. мон-ря в Балте иером. Зосиму (Черкеза), Серафима Навалова и др. В 1945 г. подверглись аресту одесские священники Матфей Макогон, Симеон Китаев, диаконы Иоанн Доган, Димитрий Коваленко, схиигум. Пантелеимоновского мон-ря Пахомий (Карунин), архим. Александр (Баженов). В 1947 г. в Одесской обл. были репрессированы архим. Серафим (Смычков) и Петр Котов, свящ. Успенского собора и преподаватель Одесской ДС. В 1950 г. арестовали протодиакона одесского собора Антония Рынского и диакона одной из городских церквей Петра Сербина. 30 сент. 1947 г. еп. Сергий (Ларин) был перемещен на Ростовскую и Таганрогскую кафедру, вместе с ним последовал служивший в Одессе иером. Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси). В том же году Николаевскую и Херсонскую епархию присоединили к Одесской и Кировоградской, епархия получила наименование «Херсонская и Одесская», ее центр находился в Одессе.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Белышев Сергей Константинович, советский государственный деятель. С 1944 г. заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР. Беляков Димитрий Федорович (1896–1967), протоиерей. В 1922 году рукоположен в сан священника. Служил в храмах на Карпатской Руси (тогда не территории Чехословакии) и в Югославии. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Настоятель храма с. Стебливка Хустского благочиния (1936–1944, 1946–1967). Принимал участие в работе православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. Секретарь Мукачевского Епархиального (1944–1946, 1955–1956). Бенигсен Георгий Михайлович (1915–1993), протоиерей. С 1924 г. В эмиграции в Латвии. Рукоположен во диакона (1937), во священника (июнь 1941). Служил на приходах Латвии. Настоятель храма Св. Великомученика Димитрия в Пскове (1941–1942). С июля 1941 г. – в составе Внутренней Православной миссии в Латвии, посещал лагеря военнопленных. С 1942 г. – в составе Псковской Православной миссии. Священник-миссионер. Служил во Пскове. Возглавлял стол по распространению христианской культуры среди молодежи, участник еженедельных христианских радиопередач Миссии. Секретарь, ревизор Миссии. Ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора во Пскове. С мая по июнь 1943 г. – заместитель Гдовского и Псковского благочинного. Заведующий детским приютом при Димитриевской Церкви, позже с 1943 г. – в Мирожском монастыре. В феврале 1944 г. эвакуирован в Латвию. Эмигрировал. После войны в Германии, редактор «Вестника РСХД», пастырь мюнхенского храма Св. Серафима Саровского . С 1950 г. в США, служил на приходах Американской митрополии. Настоятель храма Св. Иоанна Крестителя в Беркли, затем протоиерей Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско. Берия Лаврентии Павлович (1899–1953), советский партийный и государственный деятель. В 1938–1945 гг. нарком внутренних дел СССР, с 1941 г. заместитель председателя СНК СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. нояб. 1944 г., после освобождения Закарпатья советскими войсками, администратор Мукачевской и Пряшевской епархии игум. Феофан (Сабов) предложил Кополовичу должность секретаря Мукачевского ЕУ. В дек. 1944 г. в составе делегации от епархии Кополович ездил в Москву для рассмотрения вопроса о переходе Мукачевской епархии СПЦ в состав РПЦ. 31 дек. 1944 г. награжден наперсным крестом. В окт. 1944 г. был избран членом президиума и 1-м заместителем главы Хустского городского народного совета. 26 окт. 1944 г. на I съезде делегатов народных комитетов в Мукачеве был избран членом Народной рады Закарпатской Украины. С янв. 1945 г. Кополович был назначен главой чрезвычайной комиссии по учету вреда, расследованию и установлению преступлений, совершенных немецко-венг. оккупантами в Закарпатье. 22 окт. 1945 г. Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла в юрисдикцию РПЦ. В 1946 г. был утвержден Мукачевским и Ужгородским еп. Нестором (Сидоруком) в должности секретаря ЕУ. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. 11 нояб. 1949 г. Свящ. Синод РПЦ под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия I объединил венг. правосл. приходы, не состоящие в чьей-либо юрисдикции или потерявшие за время войны рус. юрисдикцию, во «Временное управление венгерских православных приходов». Прот. И. Кополович был назначен руководителем управления со статусом благочинного-администратора и полномочным представителем Московской Патриархии во всех орг-циях Венгерской Народной Республики с оставлением за ним должности секретаря Мукачевского ЕУ. Правосл. венграм было предоставлено право совершения всех служб и треб на венг. языке. Соборным храмом Венгерского благочиния была определена ц. Успения Пресв. Богородицы в Будапеште. Под рук. прот. И. Кополовича начался перевод и подготовка к изданию на венг. языке церковных и богослужебных книг. В том же году Патриарх Алексий I наградил Кополовича наперсным крестом с украшениями. В нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл Пражский и Чешский митр.

http://pravenc.ru/text/578360.html

1922–1924: 1924–1927: Поликарп Тихонов Ардатовская (обн.) 1922–1922: Иувеналий Мошковский Арзамасская 1920–1928: Михаил Кудрявцев 1(14).07.1928–03(16).10.1932: Дометиан Горохов 03(16).10.1 932–09(22).10.1932: Софроний Старков 03 .1933–1934: Серапион Шеваляевский 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Венедикт Алентов 09(22).05.1935–1935: Стефан Адриашенко 12(25).11.1935–1939(?): Митрофан Гринёв Арзамасская (обн.) 1922–: Михаил Арзгирская 28 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Гервасий Малинин Армавирская 1917–14(27).06.1922: Симеон Никольский Армавирская (обн.) 31 .08(13.09).1922–03(16).08.1923: Михаил Орлинский 1923–1924: 30 .06(13.07).1924–1927: Николай Чудновцев 1927–1929: Николай Розанов 17(30).03.1928–1928: Николай Федотов 1927–1929: Василий Смелов Артемовская (обн.) –1926: Алсксандр 1926–1929: Иоаким Пухальский Иоанн Архангельская 17(30).12.1912–1921: Нафанаил Троицкий 1921–03(16)07.1932: Антоний Быстров 1924–14(27).12.1927: Софроний Арефьев, в. у. 1928–1931: 29 .07(11.08).1931–1931: Аполлос Ржаницын 1931–1933: 1933–1934: Никифор Никольский 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Никон Пурлевский 23 .05(05.06).1937–1939: Иоанн Соколов 1939–1944: 30 .01(12.02).1944–1944: Михаил Постников 23 .04(06.05).1944–09(22).01.1953: Леонтий Смирнов Архангельская (обн.) 1923–: Зосима Сидоровский 10(23).03.1924–25.02(10.03).1925: Арсений Покровский Владимир Путята 27 .09(10.10).1925–22.09(15.10).1926: Михаил Трубин –10(23).02.1926: Георгий Жук 22 .09(05.10).1926–1927: Михаил Орлов 25 .02(10.03).1925–1927: Василий Бехтерев 1927–22.12(04.01).1927: Симеон Канарский 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Палладий Бельтюков, в. у. 1928–1929: Димитрий Крылов 11(24).05.1929–21.01(03.02).1930: Алексий Марков 1929–1932: Иннокентий Пустынский 1932–1933: Геронтий Шевлягин 1933–1934: Павел Громов Александр Рябцовский 17(30).12.1935–1944: Мелхиседек Николев Аскинская 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Серафим Трофимов Астраханская 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06)1916: Филарет Никольский 06(7)(19).07.1916–23.06(06.07).191 9: Митрофан Краснопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Как известно, Академия была возрождена в Москве в 1944 г. 5 января 1944 г. в лоно Православия был принят обновленческий митрополит Тихон Попов 11 , который, в сане протоиерея, через девять месяцев стал первым ректором возрожденной Академии. Учебный год начался через полгода, летом 1944 г., и длился более одного астрономического года, до позднего лета 1945 г. Занятия велись в Московском Новодевичьем монастыре, но с непрестанной мыслью о возвращении в Троице-Сергиеву Лавру. Святейший Патриарх Алексий очень хотел, чтобы возрожденные в трудные военные годы духовные школы возвратились в Лавру. Еще, будучи местоблюстителем, он высказал это сокровенное желание, преподавая патриаршее благословение вновь открытым духовным школам 14 июня 1944 года перед началом учения: «Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством преподобного Сергия Московская духовная академия возвратится на свое историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней академии» 12 . Таким образом, перед открытием духовной школы была четко сформулирована задача – вернуться в родные пенаты. Пребывая до поры вне Лавры, духовная школа с таким славным историческим прошлым не могла провозгласить себя Московской духовной академией и скромно была наименована Православным богословским институтом и Курсами. Пожелание, высказанное в 1944 г., не осталось пустыми словами. Его Святейшество, сам выпускник дореволюционной МДА, делал все возможное, чтобы возродились и Лавра, и Академия у Троицы, непрестанно памятуя о преподобном Сергии Радонежском 13 . 15 августа 1945 года он отправил развернутое письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви с просьбой вернуть Лавру и ее святыни Церкви. В частности, в нем было сказано о возвращении Академии на ее историческое место: «В Лавре имеются корпуса, принадлежавшие до революции Московской духовной академии. В настоящее время Московская епархия имеет крайнюю нужду в помещении для Богословского института и Пастырских курсов». В этом же документе особо упоминался Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, «совершенно исправный и приготовленный к церковным службам... который при передаче его в ведение Московской Патриархии явился бы храмом для Богословского института, будущей Духовной академии» 14 . Последнее упоминание имеет особую важность: возобновление богослужения в Успенском соборе Лавры планировалось Святейшим Патриархом в связи с переездом в Лавру Академии и возрождением ее богослужебной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Хотелось бы немного сказать об упоминаемом Вами письме митр. Сергия (Страгородского). Данный документ представляет собой историческую справку под заголовком «Американская епархия». И впервые он опубликован, действительно в ЦИВ М.И. Одинцовым  ( Одинцов, М.И. Неизвестный документ митрополита Сергия (Страгородского)//Церковно-исторический вестник. 1999. 4-5. С. 152.)  Однако М.И. Одинцов датирует его осенью 1941-го года  ошибочно . В Государственном архиве Российской Федерации в деле «Материалы по православной церкви в Америке (январь 1945 – октябрь 1946)» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 11-13) сохранился подлинник этого документа с подписью патриарха Сергия (Страгородского). В тексте документа патриарх предлагает послать в Америку архиерея-заместителя из СССР, «ввиду опасной болезни митрополита Вениамина». О своей болезни и просьбе послать себе помощника-заместителя митрополит Вениамин говорил в докладе патриарху Сергию 30 марта 1944 году (См.: ГА РФ Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 112). О.Ю.  Васильевой опубликовано частное письмо к митрополиту Вениамину от 1944 года, в котором говорится о его недавнем выздоровлении (Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 1998. С. 239.). Несомненно, что Владыка болел и ранее, но не так опасно, как в 1944 году. Здесь опасались даже его кончины. Кроме того, ничего не известно о том, чтобы митрополит Вениамин просил себе заместителя в 1941 году или ранее.  В докладе от 29 октября 1943 года он впервые говорит о необходимости патриаршего посланника в Америке для помощи в деле воссоединения Североамериканской митрополии с Московской Патриархией. И в качестве такого посланника предлагает кандидатуру митрополита Николая (Ярушевича). Известна также записка В.Н. Меркулова И.В. Сталину от 25 февраля 1944 года, где последний санкционировал отъезд в США архиепископа Николая (Ярушевича). Однако американское посольство в Москве в те годы так и не выдало ему визу. (См.: Курляндский, И.А. Сталин, власть, религия. С. 544; Болотов, С.В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011. С. 53.). Исходя из этого, можно смело утверждать, что опубликованный М.И.  Одинцовым  документ следует датировать не осенью 1941-го, а концом 1943-го - началом 1944 года.

http://bogoslov.ru/article/2624722

При отъезде произошел маленький инцидент. Автомобиль, gazogene 597 , не хотел отъезжать, и после 1/4 часа попыток Mgr Beaussart в ответ на слова Зандера о том, что преп. Сергий его не отпускает, сказал: «Да, я чувствую, что привязан к великому делу, которое мы начали здесь сегодня». Отец Сергий упомянул о дне Живоносного Источника (сегодня), и Mgr Beaussart согласился, что все дело должно идти под покровом Божией Матери. Вторник 19 апреля/2 мая 1944. Во французских газетах краткое сообщение об убийстве между Вильной и Ковно митрополита всея Литвы Сергия, который управлял русскими церквами во всей Прибалтике и в оккупированных областях на правах патриаршего экзарха. Патриаршие церкви во Франции оказались без епископского водительства, которое хоть и довольно фиктивно и далеко, но все же существовало. Среда 4/17 мая 1944. Ходят слухи, что умер патриарх Сергий Московский и что в должность местоблюстителя вступил митрополит Алексий (Симанский). Это было бы ужасно для Церкви, так как он явно в связи с коммунистической властью и играл страшную роль в годы гонения на православие. Пятница 6/19 мая 1944. В église de l’Ascension 598 на rue de Sèvres père Chambault сказал очень хорошее слово о том, кто принял приход в лоно православной церкви [т.е. о митр. Сергии]. Было до 120 французов (это был их храмовой праздник). Суббота 7/20 мая 1944. На Дарю – большое волнение. Приехал протодиакон из Москвы (от Большого Вознесения), который теперь служит майором в РОА: Юрий Григорьевич Свириденко, обладающий прекрасным баритоном, музыкальностью и знанием службы. Он – диакон с 1922 года, а до этого был офицером Оренбургского казачьего войска, учился у Розова, Ипполитова-Иванова и Чеснокова. Сейчас он инструкторствует в школе кадров РОА. Человек культурный и интересный, но который не может остаться в Париже. Воскресенье 8/21 мая 1944. Холодно и туманно. Митрополит служил в Chaville’e, где возложил на о. Иоанна Максименко палицу. Привезли его туда и обратно на грузовике, на котором укрепили стулья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6.01.1944 г. Сочельник. «Слава в вышних Богу, и на земли мир». И впрямь, как будто все заботы и огорчения отлетели, не хочется ни о чем ни думать, ни рассуждать, а только успокоиться в этом Божественном покое. Но кто же может это получить? Думаю, тот, кто сам живет Богом, кто свою мысль только к Нему направляет. Счастливые такие люди. Много ли их теперь. И наш дорогой батюшка был такой. 25.05.1944 г. Анна скончалась 19 мая; хотя последние дни я и ожидала этого, но все же для меня, да и вообще, смерть ее произошла внезапно. Когда Анна умерла, тогда я ясно, ясно поняла ее сущность, ее дух. Какой это был приятный дух, нежный, кроткий и строгий. Так, мне кажется, и с каждым человеком, если отбросить его немощь, его греховность, то остается его сущность, тот дух, которым одарил его Господь. Это удивительное благоухание духа, и ощущать его не каждому дано. Батюшка имел дар познавать человека и видеть, к чему он способен в жизни. Батюшка очень любил Аннушку, говорил про нее: «Какое изящество духа», – а между тем она особым расположением сестер не пользовалась. Анна переночевала у нас ночь, и сестры все время читали над нею псалтирь. Вынос тела был на другой день перед всенощной. И это событие не лишено значения. Я несколько раз целовала Анну и заметила, что от тела ее не чувствовалось того могильного холода, как от других покойников, и это же самое заметила и Таня Петровская, которая сама сообщила мне свое наблюдение. Не знаю, почему так печально и тоскливо стало у меня на душе, когда я приложилась последний раз к иконе Воскресения Христова (было отдание Пасхи). 5.07.1944 г. Что-то Господь нам готовит? Вчера была сильная бомбардировка Вильно. Двигаются большевики, мы теперь в полосе безвластия. Только бы Господь сохранил в нас ревность к Нему и искание единого Царствия Божия. 18.08.1944 г. Пришли большевики. Много, много было пережито и переживается. Господь дивно хранит нас, смягчая сердца всех, и мы живем нерушимо, как пример милости Божией к ищущим Его. Братья – шесть человек – мобилизованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Григория, просветителя великой Армении. Хиротонию, состоявшуюся в день Покрова Божией Матери, 14 октября, возглавил митр. Сергий. 15 октября (Указом 594) владыка был возведен в сан архиепископа «Ввиду свыше 45-летнего служения Преосвященного Саратовского Григория (Чукова) в священном сане и в должностях епархиального наблюдателя церковноприходских школ, ректора духовной семинарии в Петрозаводске и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, при ученой степени магистра богословия». 5 ноября 1942 г. за всенощным бдением на праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» владыка вступил на Саратовскую кафедру. До середины 1943 г. владыка также временно управлял Астраханской епархией. 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом архиепископа Саратовского и Сталинградского. 14 июля награжден правом ношения креста на клобуке. За активную церковно-патриотическую работу награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (в 1946 г.). К 1 октября, по поручению Патриарха, подготовил проекты организации духовных школ и положения о православном богословском институте и богословско-пастырских курсах, одобренные 22 окт. Свящ. Синодом. 17 октября - 29 ноября 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 декабря 1943 г. до 15 февраля 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией. 26 мая назначен архиеп. Псковским и Порховским, с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями; с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской. Активно участвовал в подготовке (на сессиях Св. Синода 14-18 июля и 3-9 октября 1944 г.) и проведении Архиерейского Собора РПЦ 21–23 ноября 1944 г. В марте 1945 г. по поручению Патриарха Алексия Ι совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где воссоединил с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации.

http://bogoslov.ru/person/482393

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010