В декабре 1943 года у Введенского родилась дочь. Он выхлопотал себе пропуск в Ульяновск, где до того времени находилась его семья, и уехал туда в надежде на скорое возвращение и активизацию усилий по спасению обновленческой церкви. Совет продолжал наблюдать за ситуацией, сложившейся в обновленческой среде. Карпов регулярно информировал Молотова о ходе распада обновленчества. При встрече в январе 1944 года председатель совета сообщил о переходе обновленческих приходов и иерархов в Патриаршую церковь в Ленинградской, Московской, Тульской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Средней Азии. По его словам, обновленчество переживало глубокий кризис, но вместе с тем его интересовало, следует ли проводить «специальные мероприятия», прежде всего в Краснодарском и Ставропольском краях, остававшихся «оплотами обновленчества». Думается, что одно из «специальных мероприятий» как раз и было связано с пребыванием А. Введенского в Ульяновске. При попытке вернуться в Москву уже на ульяновском железнодорожном вокзале при проверке документов произошла заминка: пропуск на въезд в Москву был признан недействительным, и Введенскому пришлось больше запланированного времени оставаться в Ульяновске. Каждый день он звонил в Москву и из разговоров с архиепископом Андреем (Расторгуевым) узнавал все новые удручающие известия: московские храмы один за другим отходили от обновленчества и возвращались в Патриаршую церковь . Не лучше обстояли дела и в провинции, в Средней Азии, на Кубани и Северном Кавказе. Когда вопрос о проезде в Москву был улажен и Введенский вернулся в столицу, его ожидали нерадостные известия: в Москве верными ему остались всего два епископа – митрополит Виталий (Введенский) и митрополит Северно-Уральский Филарет (Яценко). Фактически распались все обновленческие епархии, да и в самой Москве действовал только один обновленческий храм. В феврале 1944 года Введенский по собственной инициативе пришел в совет на встречу с Карповым. Он ставил вопрос о предоставлении ему одного из недействующих в Москве культовых зданий или возвращении Воскресенского храма в Сокольниках, о перемещении епископов и назначении новых епископов на обновленческие кафедры. Ответ Карпова был уже стандартным: здания передаются по просьбам верующих, а таковых от обновленческих общин не поступало, а назначение епископов в регионы СССР, где нет действующих обновленческих общин, недопустимо 240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

1944 г. в ведении обновленцев в СССР оставалось 147 храмов, 86 из которых находились в подчинении «архиепископу» Владимиру Иванову (впосл. архиепископ РПЦ) в Краснодарском крае и 42 - в ведении «митрополита» Василия Кожина (впосл. митрополит РПЦ) в Ставропольском крае. 15 авг. 1944 г. Карпов запросил у руководства санкцию на ускорение процесса ликвидации О. вплоть до окончательного его распада. Летом и осенью 1945 г., видя непреклонность политики правительства в отношении ликвидации О., «митрополит» Александр Введенский начал вести переговоры о своем воссоединении с Московской Патриархией. В сент. 1945 г. по телефону ему было объявлено окончательное решение о том, что он может быть принят после покаяния только в качестве мирянина с предоставлением ему места рядового сотрудника в редакции ЖМП, к-рое он не принял ( Левитин-Краснов, Шавров. 1996. С. 665). После смерти Александра Введенского 8 авг. 1946 г. обновленческий раскол продолжал угасать. Должность «митрополита Крутицкого, временно управляющего Московской обновленческой епархией», формально занял «митрополит» Филарет (Яценко), предпринимавший попытки совершать богослужения на территории Московской епархии, которые были пресечены властями. Последними обновленческими архиереями, принесшими покаяние перед Московской Патриархией в 1948-1949 гг., были «архиепископы» Александр Щербаков, Гавриил Ольховик и Серафим (Коровин). Ист.: Деяния II-ro Всерос. Поместного собора Православной церкви: Бюллетени. М., 1923; ВССПРЦ. 1925. 1. Лит.: Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской православной церкви. Каз., 1970; Левитин-Краснов А. Э. Лихие годы: Воспоминания. П., 1977; Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве//ВМУ: Ист. 1989. 1. С. 54-66; Поспеловский Д. В. Обновленчество: Переосмысление течения в свете архивных документов//Вестн. РХД. 1993. 168. С. 197-227; Черказьянова А. Б. Обновленчество в Сибири//Изв. Омского гос. ист.-краевед. музея. Омск, 1994. 3. С. 165-173; Левитин-Краснов А.

http://pravenc.ru/text/обновленчество.ht...

23 .07(05.08).1936–06(19).09.1936: Сергий Карнеев 06(19).09.1936–24.09(07.10).1937: Михаил Вяткин Череповецкая 1919–1920: Нифонт Фомин 22 .03(04.04).1920–1922: Тихон Тихомиров 1922–1924: Тихон Тихомиров, паки 03 .1924–1925: Макарий Опоцкий 1925–1932: 1932–1934: Валериан Рудич, в. у. Валериан Рудич, в. у. 04(17).03.1934–08(21).05.1934: Тихон Шарапов 08(21).05.1934–1937: Тихон Рождественский Череповецкая (григ.) Николай Череповецкая (обн.) 19 .02(04.03).1923–19.05(01.06).1925: Иоанн Звездкин 29 .04(12.05).1925–23.07(05.08).1927: Сергий Озерецковский 1928–1928: Гервасий Малинин 08(21).02.1928–1930: Александр Лебедев 28 .05(10.06).1930–1930: Николай Федотов 09 .1931–10.1931: Мелхиседек Николев 1931–21.03(03.04).1932: Гервасий Малинин, паки 10 .1930–21.06(04.07).1936: Виктор Путята 21 .06(04.07).1936–10(23).08.1937: Николай Елпидинский Черкасская 31 .01(13.02).1910–1921: Назарий Блинов 02(15).12.1923–13(26).05.1932: Филарет Линчевский Черкасская (обн.) 1924–1926: Иосиф Ясковский 1926–1927: Герасим Строганов 1928–1934: 1934–27.01(09.02).1938: Павел Циприанович Черкасская (укр.) 1921–: Николаи Браиловский Черниговская 12(25).05.1911–06(19).05.1917: Василий Богоявленский 05 .1917–23.05(05.06).1917: Пахомий Кедров, в. у. 23 .05(05.06).1917–03(16)(?).10.1930: Пахомий Кедров 1923–1923: Дамаскин Цедрик, в. у. Иувеналий Молчанов (?)] 1926–1926: Матфей Храмцев, в. у. 1926–1932: 28 .10(10.11).1932–08.1936: Стефан Проценко 1936–1941: 12 .1941–1944: Симон Ивановский 1944–1945: Борис Вик, в. у. 04 .1945–31.12(13.01).1946: Борис Вик Черниговская (обн.) 02 .1923–1924: Александр Мигулин 1924–1924: Иувеналий Мошковский, в. у. 1924–1925: Андрей Одинцов 07(20).11.1925–1925: Сергий Иванцов 1925–1927: 05 .1927–27.11(10.12).1935: Антоний Гончаровский 1928–1929: Филарет Яценко 12 .1935–21.05(03.06).1938: Владимир Ковин Чернобыльская см. Радомысльская и Чернобыльская Черновицкая и Буковинская 1941–1943: Дамаскин Малюта –1945: 08 .1945–29.11(12.12).1947: Феодосий Ковернинский Чехословацкая см. Пражская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Введенский вновь поднял вопрос о разрешении Филарету Яценко выехать на Украину в качестве экзарха, в чем мною было отказано, ввиду отсутствия на Украине обновленческих церквей. В беседе со мной Введенский сделал заявление, что Пименовский храм повседневно посещается большим количеством верующих и что этот успех он приписывает авторитету митрополита Виталия Введенского, который, по словам Введенского, «скорее умрет, чем перейдёт в патриаршую церковь ». Председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Карпов Г. Г.» 90 Таким образом, очевидно, что практически любая инициатива Введенского не одобрялась Карповым и, значит, была обречена на провал. По воспоминаниям некоторых близких к А. И. Введенскому лиц, в последние месяцы своей жизни он находился под негласным наблюдением МГБ. По некоторым сведениям, в его квартире жил некий человек, носивший священнический крест и подрясник. Этого «иерея» сам А. И. Введенский и его окружение очень боялись, считая, что от него многое зависит в их жизни. Сразу же после смерти Введенского весь его архив был вывезен МГБ. Судьба этих документов до сего времени не известна, хотя, по данным проф. М. И. Одинцова, в архивах имеется справка об их уничтожении. После возвращения митрополита Виталия (Введенского) и семьи обновленческого первоиерарха из Ульяновска в Москву, главным оплотом обновленчества стал храм св. Пимена Великого и дом 34 по 3-й Сокольнической улице, где когда-то помещался обновленческий Синод. В этом храме митр. Виталий практически превратился в заштатного священника, исполняя иногда обязанности псаломщика и тщательного разделителя церковной кружки для сбора пожертвований. В марте 1944 г., по словам А. Э. Левитина, «...произошло новое завершающее и окончательное событие: неожиданно исчез митрополит Виталий – вдруг перестал ходить в церковь (обычно он аккуратно посещал богослужения утром и вечером). После нескольких дней отсутствия Александр Иванович в сопровождении сына отправился его навещать. Войдя в комнату, они увидели митрополита, сидящего в шубе, (в 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Это имя Православная Церковь возвратила ему, как данное ему при пострижении. Обновленцы запретили ему именоваться монашеским именем, и вот теперь он снова стал носить имя Софрония. 7 февраля в Николо- Кузнецкой церкви г. Москвы иеромонах Софроний был удостоен рукоположения во епископа Ульяновского 674 . Его невозможно было принять в сущем сане епископа, т. к. он был рукоположен женатыми епископами в 1922 году. Митрополит Филарет (Яценко) в середине 1944 года оказался в Москве, т. к. все церкви Урала перешли в православие и были подчинены законному руководству. Он был изгнан из епархии верующими и духовенством, как обманщик и лиходей Церкви. Первоиерарх сделал хорошую мину при плохой игре, назначив его, вернее, наименовав его – митрополитом Критицким, и оставил при себе. Позже других деятелей оставался в обновленчестве митрополит Василий (Кожин), но и он присоединился к св. Церкви. Весной 1945 года в один из воскресных дней он отслужил литургию в последний раз как архиерей, и за литургией поминал первоиерарха. По окончании литургии он разоблачился и, одев облачение свящснника, сказал небольшое слово о том, что он порывает с обновленчеством и будет просить Высокопреосвященного архиепископа Антония удостоить его принятия в лоно св. Церкви. От сана митрополита он отказывается и отныне считает себя протоиереем, т. е. пастырем, носящим сан, который он имел до уклонения в обновленчество. После этого он отслужил молебен общий с многолетием Святейшему Патриарху Алексию и законному священноначалию. По окончании всего пошел к архиепископу Антонию и принёс покаяние. Был принят в сане протоиерея. Позднее он принял монашество с именем Гермогена и был рукоположен во епископа Казанского в Москве 18 февраля 1946 года 675 . Позднее деятельность Преосвященного Гермогена была высоко оценена, и он, будучи назначен Экзархом в США, возведен в сан митрополита. В конце 1944 года присоединился архиепископ Владимир Иванов, был принят в сане протоиерея, пострижен в монашество, с именем Флавиана, а затем рукоположен во епископа Кубанского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В Государственном архиве Российской Федерации сохранилась «Справка о приёме Председателем Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карповым митрополита (обновленческого) Александра Введенского », датированная 29 февраля 1944 г. Из этого документа хорошо видно, что все попытки А. И. Введенского каким-то образом реанимировать своё движение натыкались на глухую стену в лице советских «компетентных органов». Приводим вышеназванный документ полностью. «Совершенно секретно. 29 февраля 1944 года мною был принят обновленческий митрополит Александр Введенский , явившийся в Совет без предварительного согласования о его приёме. Введенский вновь поднял вопрос о предоставлении ему в Москве одного из храмов, на сегодняшний день не функционирующих, или возвращения собора в Сокольниках. Ответ был дан такой же, как и раньше, т. е., что храмы духовенству не передаются, а предоставляются по ходатайствам групп верующих, и что Совет не имеет никаких ходатайств со стороны верующих обновленческой ориентации. Кроме того, я сказал Введенскому, что мне известны новые случаи перехода обновленческого духовенства и приходов в патриаршую церковь , но не имею никаких сведений о желании верующих получить храм обновленческой ориентации. Митрополит Введенский сказал мне, что он хочет Краснодарскому архиепископу Иванову дать титул митрополита и хочет знать мое мнение. Я сообщил Введенскому, что считаю это нецелесообразным, так как Иванов оставался на территории, оккупированной немцами, и поведение его неизвестно даже самому Введенскому. Введенский согласился и сказал, что он этот вопрос снимает, так как имеет в виду в мае месяце выехать в Краснодарский край для проверки церковной жизни. Введенский сообщил, что он получил телеграмму от епископа Гавриила Ольховика, проживающего в Киргизской ССР, Октябрьская, Джелал-Абадской области, улица Ленина, 66, который сообщает, что обновленческие приходы переходят в патриаршую церковь , и он не знает, что ему предпринять. Введенский просил разрешить ему назначить епископа Гавриила архиепископом Среднеазиатским, с выездом в город Ташкент, с чем я не согласился, после чего Введенский просил меня разрешить епископу Гавриилу выехать в Свердловск в качестве викарного епископа у Филарета Яценко, что мною было разрешено.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Геласий, † 1601 г.; Павел, † 1636 г.; Серапион, † 1653 г.; Павел, † 1675 г.; Варсонофий (Еропкин), † 1688 г.; Трифилий (Инихов), † 1702 г. и Иларион (Григорович), † 1760 г. Теперь, с восстановлением Крутицкой кафедры при Святейшем Патриархе Тихоне и далее, при его преемниках, ее последовательно занимали следующие иерархи: 1920–1922 Евсевий (Никольский), митрополит, †18(31).01.1922. 1922–1923 Никандр (Феноменов), архиепископ, † 18.02(03.03). 1933. 1923–1936 Петр (Полянский) , митрополит, † 29.08(11.09).1936 70 . 1936–1944 Вакансия. 1944–1960 Николай (Ярушевич) , митрополит. Впоследствии титул видоизменился на «Крутицкий и Коломенский», † 30.11(13.12). 1961. 1960–1963 Питирим (Свиридов), митрополит, † 25.07(07.08).1963. 1963[–1971] Пимен (Извеков), митрополит, [впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, † l990]. Как курьез следует упомянуть и о том, что были «Крутицкие» и у церковных обезьян – обновленческих раскольников. Первым числился Антонин (Грановский), 1922–1922; затем Леонид (Скобеев), 1922–1923; Александр (Введенский), 1923–1924 и т. д. Последним из «Крутицких» у раскольников был «митрополит» Филарет (Яценко, возглавлявший чин отпевания А. И. Введенского в Пименовском храме Москвы, в 1946 году). Отметим здесь, кстати же, что от древней Сарской (по речке Саре) или Крутицкой (по крутой местности) кафедры каким-то чудом сохранились и вещественные остатки в виде старинного (верхняя часть XVII в.) храма Успения Божией Матери что на Крутицах, в прошлом – кафедрального Крутицких владык и примыкающего к нему, одного из замечательнейших архитектурных ансамблей былой Москвы – Крутицкого терема с частью старинной сохранившейся ограды с переходами бывшего здесь некогда монастыря, выстроенных в семидесятых годах XVII в. Крутицким митрополитом Павлом, «заботливой рукой создавшим здесь целый ряд домиков, с садами, водометами – “яко некий рай " » – как сказано в одном описании. «И теремок с примыкающей к нему галереей служил переходом из архиерейского дома в храм Успения, а из окон терема митрополит благословлял народ [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

обряду с именем Дионисий, в честь особо почитаемого в Париже сщмч. Дионисия Ареопагита . Д. принял решение жить по монашескому Уставу св. прп. Венедикта Нурсийского . В 1944 г. основал в Париже бенедиктинскую монашескую общину, совершив по западному обряду постриги иноков Владислава Петерфальви с именем Иоанн (25 марта 1944) и Георгия Ламота с именем Бенедикт (15 авг. 1944). Правосл. бенедиктинцы проживали в доме на ул. Аллере, где богослужение совершалось на франц. языке по бенедиктинскому обряду (см. в ст. Орденов монашеских обряды ), правосл. чинопоследование которого было утверждено специальной литургической комиссией при совете благочиния. При богослужении использовалось григорианское пение на франц. языке, нек-рые песнопения исполнялись на лат. Община жила гл. обр. за счет своих трудов (педагогическая деятельность, переводы и т. д.). Вместе с тем Д. оставался настоятелем Вознесенского прихода, в к-ром к сент. 1944 г. насчитывалось ок. 100 прихожан. Приходское богослужение до 1945 г. совершалось в домовом храме на ул. Севр. Здесь также продолжали проводить собрания баптисты. На рубеже 1944 и 1945 гг. между правосл. и баптистской общинами сложилась конфликтная ситуация. Баптисты потребовали удалить из храма все атрибуты правосл. культа (кресты, иконы и т. п.). В результате с февр. 1945 г. Д. отказался от попеременного служения с баптистской общиной и перенес Вознесенский приход на ул. Аллере. На 1-м этаже дома оборудовал храм для совершения приходских богослужений по зап. обряду. В доме также проживали члены клира, Д. жил и совершал богослужения до конца своих дней. В авг. 1945 г. митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) во время посещения Парижа в храме Трехсвятительского подворья возвел Д. в сан игумена. Во 2-й пол. 40-х гг. в Париже сложилось 2 традиции совершения правосл. богослужений по зап. обряду. В окормляемых Д. приходах богослужение совершалось по чину, к-рый, за исключением франц. языка, соответствовал зап. литургической традиции рим. и бенедиктинского обрядов.

http://pravenc.ru/text/178417.html

Очевидно, что для Совета вхождение в Русскую Православную Церковь главы обновленчества Александра Введенского епископом было бы желательным, и значило бы, что речь идет не о возвращении «покаявшихся» обновленцев, а о слиянии двух церквей в одну, поэтому патриарх сказал Карпову, что это невозможно После ухода на покой обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского), его заместитель А. И. Введенский 10 октября 1941 г. был объявлен «святейшим и блаженнейшим первоиерархом Московским и всех православных церквей в СССР», и вместе с другими главами религиозных конфессий эвакуирован из Москвы в Ульяновск. Присвоив себе сан «патриарха», он инсценировал «патриаршую интронизацию», но из-за негативной реакции обновленческого духовенства вынужден был отказаться от этого сана и оставил за собой только титулы «первоиерарха» и «митрополита» . Патриарх Тихон писал: «Что занимает наших обновленцев, что интересует их, к чему они стремятся? Прежде всего выгода, чины, награды. Не согласных с ними стараются устранить, создают себе должности и титулы, называют себя небывалыми митрополитами всея России, архипресвитерами всея России, из викарных поспешают в архиепископы… И пусть бы дело ограничивалось названиями. Нет, оно идет дальше и серьезнее. Вводится женатый епископат, второбрачие духовенства» . Молился Сам Иисус, прося Отца: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), и как «радетеля примирения» владыку Григория интересовал вопрос, намерен ли этот «первоиерарх», его давний знакомый по Петрограду, который сначала был ближайшим соратником сщмч. митрополита Венимина (Казанского) а затем пришел его арестовывать, принести покаяние в грехе учинения раскола. Небольшую зарисовку «семейной жизни» Введенского в эвакуации в Ульяновске, архиепископ Григорий сделал в дневнике 1942 г. Агония же «обновленческого проекта» в лице его «первоиерарха» видна из записей архиепископа 1944 г. (см. публикацию, 26, 28 марта и 14 мая 1944 г.). Биографы Введенского пишут, что он «отказался от предложения, переданного через протоиерея Николая Колчицкого , стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии» . Из публикуемого дневника архиепископа Григория 1944 г. следует, что патриарх предлагал ему принять монашество и побыть на епитимьи (см. публикацию, 26 марта 1944 г.). Однако сам Введенский до последнего надеялся, что власти разрешат существование обновленческой церкви хотя бы в минимальном объеме, продолжал являться в Патриархию и после кончины патриарха Сергия и настаивать на принятии его «непременно архиереем» (см. публикацию, 3 апреля 1945 г.). Скончался Введенский без покаяния в грехе учинения раскола и вне православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Освобожден в июне 1941 года. Возвращаясь к семье в Ленинград, попал в плен к немцам возле ст. Малая Вишера Новгородской области, выдал себя за священника, отбывавшего наказание. Стал служить священником в церквах г. Шлиссельбурга, пос. Мга и Лезье. В январе 1942 г. эвакуирован немцами во Псков. Выдав себя перед руководством Православной миссии за священника, направлен митрополитом Сергием священником в с. Ушаки. Благочинный Гатчинского (Прифронтового?) округа. Писал доносы в Службу безопасности (СД) Германии. Шесть раз арестовывался немецкими властями по подозрению в том, что не является священником, а умышленно подослан большевиками. Слета 1942 г. отстранен от должности. Продолжал ходить по деревням, служил в домах и где придется. В 1943 г. вновь допущен к совершению богослужений, по май 1944 г. продолжал служить, не задерживаясь подолгу на одном месте, в церквах пос. Тосно, Сиверская (Санкт-Петербургская епархия) и с. Торошино, Любятово, Камно, Пальцево (Псковская епархия). В мае 1944 г. арестован немецкой полевой жандармерией и направлен этапом в Таллинн. Освобожден из тюрьмы в Таллинне советскими войсками 23 сентября 1944 года. В октябре 1944 г. приехал в Ленинград, где был арестован. Приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского округа 15 января 1944 г. к 20 годам лишения свободы. После освобождения в 1954 г. проживал в Ленинграде. Анастасий (Грибановский Александр Александрович) (1873–1965), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской духовной семинарии (1901). Епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель отдела церковного имущества и редакционного отдела, председатель комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010