Наконец, в следующем 1239 году распорядился перенесением из Ростова во Владимир тела Юриева, которое встречено было духовенством и народом и после обычных церковных песнопений, положено во храме (Успенском) Богоматери, где лежал и прах отца его, Всеволода. В том же году литовцы, вероятно пользуясь сумятицей, происходившей в северо-восточной Руси, начинают теснить Смоленск. Ярослав Всеволодович предпринял против них поход, победил их, пленил их князя и посадил в Смоленске Всеволода Мстиславича, сына Мстислава Романовича, бывшего великого князя киевского. Вообще, надобно заметить, что летописные известия 1235–1238 годов темны, противоречивы и сбивчивы. Так, Ипатьевская летопись под 1235 годом говорит, что Ярослав Всеволодович взял Киев под Владимиром Рюриковичем; а по Густинской летописи в 1236 году Ярослав сел на Киевском столе, но в том же году выгнан оттуда Владимиром Рюриковичем. Если это так, то можно предположить, что Ярослав мог удалиться в Новгород, и в таком случае известие Никоновской летописи о том, что в 1238 году Ярослав пришел во Владимир из Новгорода, надобно считать правдоподобным, тем более, что одна только Воскресенская летопись говорит, что Ярослав пришёл во Владимир именно из Киева, а после него в Киеве сел Михаил Черниговский. В Ипатьевской летописи под 1235 годом говорится, что Ярослав взял под Владимиром Рюриковичем Киев, но «не мога его держати иде пакы Суздалю». Татищев под 1235 годом говорит, что Ярослав «пришед к Киеву, сам сел на Киеве, но недолго держав, учинил со Изяславом договор, что ему за Владимира окуп заплатит, и Смоленск ему отдав, сам возвратился». Далее, под 1236 годом у Татищева говорится, что Изяслав послал к великому князю Юрию послов с просьбой о любви и дружбе. Упоминаемый здесь Изяслав – лицо неопределенное. Мирная деятельность князя потревожена была набегом на Суздальскую землю татар, которые, повоевав мордовскую землю, пронесли огонь и меч по рекам Оке и Клязьме, сожгли Муром и город святой Богородицы – Гороховец, и с большим полоном ушли домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1266–67 гг. новгородцы (под влиянием партии меньших), изгнав князя Димитрия Александровича, пригласили княжить Ярослава, который женился на Ксении – дочери новгородского боярина Юрия Михайловича, чтобы привязать к себе и партию больших и упрочить свое положение в Новгороде. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что брак получился не по расчету, а по любви. До встречи с Ксенией князь Ярослав вдовел уже более 10 лет, он очень тосковал по убитой жене. Но юная Ксения сумела растопить его сердце... В 1267 г. Ярослав чуть не поссорился с Новгородом из-за литовцев, бежавших из Литвы во Псков; новгородцы хотели их перебить, но князь не допустил этого. Другой причиной распри было избрание псковичами в князья литовца Довмонта вместо сына Ярослава, Святослава. Вскоре сам Ярослав уехал из Новгорода (1267), оставив там племянника Юрия Андреевича. В 1268 г. Ярослав, по просьбе новгородцев, послал им на помощь сыновей Святослава и Михаила и других князей, которые и участвовали в Раковорской битве. Пользуясь смутами, бывшими в то время в Новгороде, Ярослав явился в Новгород и требовал отнятия власти у некоторых знатных людей. Новгородцы сначала отказали ему, но потом, опасаясь немцев и нуждаясь еще в помощи князя, сделали ему желанные им уступки. В 1270 г. был заключен мир с немцами; в том же году Ярослав был изгнан новгородцами «за самовластный образ действий». Он решил усмирить Новгород, пригласив к участию в борьбе князей Димитрия Александровича Переяславского и Глеба Смоленского и получив вооруженную помощь от татар. Сторону новгородцев принял брат Ярослава, Василий, князь костромской, который питал злобу на Ярослава за то, что последний в 1269 г. велел схватить в Костроме новгородских купцов. Целую неделю противники стояли друг против друга у г. Русы; наконец Ярослав примирился с новгородцами, при содействии митрополита Кирилла II; обе стороны пошли на уступки. Выезжая из Новгорода, Ярослав оставил там наместником боярина Андрея Воротиславича. В 1271 г. Ярослав в очередной раз поехал в Орду с Василием и Димитрием, сыновьями Александра Невского, и на обратном пути умер, приняв в схиме имя Афанасий (16 сентября 1271 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Наступила темная ночь, поднялась гроза, и тогда Мстислав вступил в битву: изрубили варяги северян и утомились; тут Мстислав повел на них свою дружину. Страшна была эта сеча при блеске молнии. Увидал Ярослав, что его побеждают, ушел в Новгород, а Якун, который потерял даже свой плащ, бежал за море. Обошел поутру Мстислав поле битвы, посмотрел на тела убитых северян и варягов и сказал: «Кто бы не был рад этому? Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина цела», и послал сказать Ярославу: «Сядь в Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет та сторона»; но Ярослав долго не верил ему и не шел в Киев; наконец, они помирились и разделили Днепром русскую землю. Пока жив был Мстислав, братья жили в миру; на двенадцатый год (1036 г.) после битвы лиственской Мстислав пошел на охоту и умер. Был он толст; лицо у него было красное, глаза большие; был он храбр на войне; много любил свою дружину, не щадил для нее ни денег, ни питья, ни кушанья. Тогда Ярослав остался один владеть землею русскою. Ярослав не оставлял войны: так ходил он не раз в Польшу на помощь тамошнему королю, ходил в землю чуди, где построил город Юрьев, по своему христианскому имени: звали его Юрием или Георгием (теперь на этом месте город Дерпт); посылал сына своего Владимира против греков, которые стали обижать русских купцов. Поход этот был неудачен: греки набрали много пленных и ослепили их всех. Но больше Ярослав оставался в Киеве и строил церкви и монастыри. Самая важная из церквей, которую он построил – св. Софии, сооруженная по образцу цареградской. Обвел он Киев новою стеною и, как в Цареграде, устроил золотые ворота. При нем вера хриистианская начала сильно укрепляться. Ярослав любил беседовать с священниками, любил читать книги, собирал писцов и приказывал им переписывать книги (тогда еще печатать не умели); а если какая книга была еще не переведена, да узнавал о ней Ярослав, что есть она по-гречески, то велел переводить ее. He одними церковными делами занимался Ярослав: новгородцам, которые так много помогли ему, он дал льготные грамоты, и новгородцы требовали от каждого князя, чтобы он клялся сохранить грамоты Ярославовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1971 по 1973 год по приглашению Секретариата по церковному единству Римо-Католической Церкви отец Ярослав обучался в Восточном институте в Риме (Pontificium Institutum Orientalium Studiorum). Здесь им была защищена работа “Матей Горазд Павлик — первый чешский православный епископ (1879-1942)”. После защиты институт присвоил ему степень доктора ориентальных (восточных) церковных наук (1973). По возвращении в Чехословакию он был назначен заместителем секретаря Митрополичего совета и одновременно администратором кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В 1974-75 годах отец Ярослав проходил пастырское служение в Германии при русском храме святого Алексия в Лейпциге. Здесь он занимался не только пастырской, но и экуменической, а также миротворческой деятельностью. В 1975 году избран заместителем генерального секретаря Христианской мирной конференции (ХМК), а в 1977 стал секретарем регионального объединения ХМК в Чехословакии, в котором сотрудничали пятнадцать церквей и религиозных общин. В том же году министр культуры Словакии утвердил отца Ярослава в звании экстраординарного доцента Прешовского богословского факультета. В качестве делегата Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав принимал участие в работе различных экуменических форумов. Так, в 1975 году он присутствовал на V ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Найроби (Кения), а в 1983 году на VI ассамблее был избран членом Центрального комитета ВСЦ. Отец Ярослав участвовал в работе различных международных христианских форумов в Австралии, Южной Корее, Японии. 1 октября 1980 года избран управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви. Одной из своих главных задач на этом посту отец Ярослав считал повышение авторитета Православной Церкви не только в Чехословакии, но и за границей. Благодаря ему, были значительно расширены контакты как с историческими православными Патриархатами, так и с иными Поместными Церквями. Отец Ярослав принимал непосредственное участие в подготовке визитов блаженнейшего митрополита Дорофея в Константинополь, Москву, Тбилиси, Александрию, Иерусалим, Афины, Софию, Бухарест, Нью-Йорк, на святую гору Синай, острова Патмос и Крит, а также встреч с генеральным секретарем ООН, папой Иоанном Павлом II в Ватикане, представителями Англиканской Церкви в Лондоне, патриархом Коптской Церкви в Каире. Отец Ярослав был делегатом Всеправославных предсоборных совещаний в Шамбези (1982, 1986, 1990), участвовал в диалоге с Дохалкидонскими церквами (в Шамбези в 1979 и 1985, в Каире в 1989), во встрече глав Православных Церквей в Константинополе в 1992 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Протоиерей Ярослав Шуварский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Протоиерей Ярослав Шуварский Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). Отец Ярослав Шуварский родился 25 мая 1941 года в Завидове на Волыне. В Чехию он переехал со своими родителями как реэмигрант в 1947 году. Начальное образование получил в Школе в Удлицах. С 1955 по 1958 годы посещал гимназию в Хомутове. В 1964 году окончил Прешовский богословский факультет (Словакия). Здесь им была защищена дипломная работа на тему: “Наследие святых Кирилла и Мефодия”. Но на этом богословское образование отца Ярослава не завершилось. В 1968 году он окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, присвоенной ему за диссертационное сочинение “Святые Кирилл и Мефодий и их литературные памятники”. В том же 1968 году Чехословацкая Православная Церковь направила его на годичное обучение в Экуменический институт в Боссе (Швейцария). В 1969 году Ярослав Шуварский вступил в брак с матушкой Евой. Они имеют троих детей: Еву (1974), Ярослава (1976) и Анастасию (1982). 18 января 1970 года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге Ярослав Шуварский был рукоположен во диакона, а 31 мая того же года во иерея. Обе хиротонии совершил митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей (Филипп). С 1970 по 1980 год отец Ярослав занимал должность выпускающего редактора журнала “Голос Православия” (“Hlas pravoslavh”).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Время Ярослава ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их " учиться книгам " . В суздальской земле в 1024 году сам Ярослав боролся против язычества. Сделался в этой стране голод. Волхвы научали людей, будто старые бабы скрывают в себе жито и всякое обилие. Народ волновался, и несколько женщин было убито. Ярослав прибыл в Суздаль, казнил волхвов, их соумышленников засадил в тюрьмы и поучал народ, что голод происходит от кары Божией, а не от чародейства старых баб. Христианство сильнее стало распространяться в этой земле между Мерею. Всего глубже пустила свои корни новая вера в Киеве, и потому там строились один за другим монастыри. Умножение епископских кафедр потребовало установления главной кафедры над всеми, или митрополии. Ярослав положил начало русской митрополии вместе с основанием Св. Софии. Первым митрополитом при нем является Феопемпт, освящавший в 1039 году Десятинную церковь, вновь перестроенную Ярославом. В 1051 году, вместо Феопемпта, поставлен был собором русских епископов Иларион, родом русский, человек замечательно ученый по своему времени, как показывает оставшееся от него сочинение " о благодати и законе " . Сам Ярослав любил чтение и беседы с книжными людьми: он собрал знатоков и поручил переводить с греческого на русский язык разные сочинения духовного содержания и переписывать уже переведенные; таким образом составилась библиотека, которую Ярослав приказал хранить в Св. Софии. Киевский князь, как видно, имел намерение освятить в глазах народа свой княжеский род и с этой целью, вскоре по утверждении своем в Киеве, перенес тело Глеба и положил рядом с телом Бориса в Вышгороде: с этих пор они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили, что тела их были нетленны и у гроба их совершались исцеления. В 1044 году Ярослав совершил странный обряд: он приказал выкопать из земли и крестить в Десятинной церкви кости своих дядей Олега и Ярополка, а потом похоронить их в церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/435555/

Новгородским князем на год стал Михаил Черниговский, которого опять поддержала боярская партия во главе с посадником Внездом Вадовиком. Михаил оставил новгородским князем своего маленького сына Ростислава и ушёл в Чернигов. Однако Ярослав Всеволодович не зря был отцом великого Александра Невского. Общий совет владимирских князей в Суздале решил – от Новгорода не отступаться. Ярослав занял войсками Волок-Ламский, осуществив блокаду торговых путей Новгорода с Смоленском, Черниговом и Понизьем. В Новгороде начался голод. Новгородцы отправили Ростислава к отцу и в 1230 году князь Ярослав вернулся в Новгород, из которого, как и из Пскова, бежали проорденско и прочерниговско настроенные бояре во главе с новгородским тысяцким Борисом Негочевичем и сыном новгородского посадника Вадовика Внезда Петром Вадовиковичем. В Пскове сторонники Чернигова захватили и посадили в поруб Вячеслава – наместника Ярослава, который в это время был в Переяславле. Ярослав вернулся в Новгород, успокоил город и взял под стражу семьи ушедших бояр и бывших в городе псковичей. Он послал в Псков гонца – «мужа моего отпустите, а изгнанникам путь укажите прочь, пусть идут откуда пришли». Псков ответил: «Вышлите к нам жён их и всё имение, тогда мы отпустим Вячеслава, или мы себе, а вы себе». Ярослав перекрыл дороги на Псков. После установления торговой блокады псковичи смирились и отпустили Вячеслава, а Ярослав отпустил задержанные боярские семьи и псковичей. «В се лето (1232 год – А.А..) не было мира, и князь не пустил в Плесков купцов, и покупали соль по 7 гривен берковец». Псковичи прислали послов Ярославу в Новгород со словами «Ты наш князь» и просьбой прислать на псковский стол его сына Фёдора. Псковским князем Ярослав прислал своего шурина Юрия. Борис Негочевич и Пётр Вадовикович с другими боярами покинули Пскова. Неудачно попытавшись взять Изборск, они ушли в Чернигов, а часть бояр – во владения Ордена во главе с племянником Мстислава Удалого князем Ярославом Владимировичем, несколько лет до этого княжившего во Пскове и знавшего систему укрепления города изнутри.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желая продолжить войну с Болеславом и Святополком, новгородцы собирают деньги и нанимают большое войско. Между тем 14 августа противники Ярослава вступают в Киев. Болеслав Храбрый посылает в Великий Новгород митрополита Киевского Uoahha I († около 1038) с предложением обменять свою дочь, находящуюся в плену, на родственников Ярослава, захваченных во время военных действий. Рассказ Мерзебургского епископа Титмара уточняет их состав: «Там была мачеха упомянутого короля (вдова отца Ярослава, точное происхождение ее неизвестно. – Прим. авт.), его жена (ее имя Анна известно из поздних источников XVI века. – Прим. авт.) и девять сестер; на одной из них, Предславе, которой он и раньше беззаконно добивался, забыв о своей супруге, женился старый распутник Болеслав». Ярослав отказывается от этого предложения и тогда же отправляет посольство в Швецию к шведскому конунгу Олаву Шётконунгу († 1022) с предложением создания антипольского военного союза 23 . Тем временем, осенью того же года, между Болеславом и Святополком происходит ссора. Болеслав покидает Киев, забрав с собою награбленное добро, а также бояр Ярослава и его сестер. В начале 1019 года Ярослав выступает из Великого Новгорода. Узнав о его приближении, Святополк бежит из Киева к печенегам, а Ярослав вновь занимает Киевский стол 24 . В том же году Святополк вместе с большой печенежской ратью идет на Русь. В решающей битве на реке Альте, месте гибели брата Бориса, Ярослав одерживает полную победу. Его противник бежит к Берестью и вскоре погибает страшной смертью , которой заслуживает по всем законам Божеским и человеческим. Ярослав же, по словам летописца, «седе Кыеве утеръ пота с дружиною своею показавъ победу и трудъ великъ» 25 . Предположительно летом 1019 года великий князь Киевский Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лете же единомъ (в 1020 году. – Прим. авт.)» 26 различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на реке Смядыни. Тогда Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретении тело Глеба перевозят в Вышгород и погребают рядом с могилой брата Бориса у церкви святителя Василия, построенной еще отцом страстотерпцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В 1199 году в Новгород отпущен был на княжение Святослав Всеволодович. Но в 1205 году Святослав был заменен старшим сыном Всеволода Константином, с которым новгородцы в 1207 году принимали участие в походе великого князя на Рязань. После похода Константин оставлен был отцом в суздальской земле, а в Новгород в 1208 году опять отправлен был Святослав. Но уже в следующем 1209 году новгородцы приняли к себе Мстислава Мстиславича Удалого, которого заменил в 1215 году Ярослав Всволодович Переяславский. В 1216 году на помощь новгородцам опять явился Мстислав Удалый. После Мстислава новгородский стол последовательно занимали: сын великого князя Всеволод Юрьевич в 1222 году, а после его тайного бегства из Новгорода в 1223 году – дядя его Ярослав Всеволодович, в 1224 году опять Всеволод Юрьевич, вскоре, в том же году, опять тайно бежавший из Новгорода в Торжок. После некоторых споров и переговоров новгородцы согласились принять к себе великокняжеского шурина, Михаила Всеволодовича Черниговского, который прибыл в Новгород в 1225 году, но вскоре опять уехал в свой Чернигов. Далее опять в Новгороде появляется Ярослав Всеволодович, он явился на выручку Новгородской земли от литовцев, которых побил близ Усвята в 1226 году, и в том же году ходил с новгородцами на Емь, в южную часть Финляндии, откуда возвратился с громадным полоном, а в следующем 1227 году крестил почти всех корелян. В 1228 году Емь, в отмщение за поход 1226 года пришла воевать новгородские волости, и Ярослав с новгородцами опять выходил против нее, но вскоре после того у него произошел раздор с новгородцами из-за Пскова, и он уехал в свой Переяславль, а несколько времени спустя захватил новгородскую волость Волок. В 1229 году в Новгород пришел опять Михаил Всеволодович черниговский, и опять пробыл там не долго и уехал домой. В 1230 году новгородцы послали за Ярославом Всеволодовичем, который прибыл в Новгород 30 декабря. В 1231 году состоялся поход Ярослава с новгородцами на Черниговскую волость. В 1234 году Ярослав с новгородцами и своими полками пошел на немцев под Юрьев. Русские побили немцев, которые после того поклонились князю, и Ярослав взял с ними мир «на всей правде своей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За свою деятельность награжден орденами святого Гроба Господня (Иерусалимский Патриархат), Преподобного Сергия Радонежского (Русская Православная Церковь), святой равноапостольной Нины (Грузинская Православная Церковь), святого апостола Павла (Элладская Православная Церковь), святых Кирилла и Мефодия (Чехословацкая Православная Церковь). Особую роль отец Ярослав Шуварский сыграл в деле подготовки канонизации епископа-мученика Горазда (Павлика). В 1979 году к столетию со дня рождения святителя им была опубликована книга “Епископ Горазд” (Šuvarskэ Jaroslav. Biskup Gorazd. Praha, 1979. 257 s). Книга является наиболее полным исследованием жизни и деятельности священномученика Горазда. При ее написании отец Ярослав использовал многочисленные архивные материалы. Этот научный труд стал одним из важнейших шагов на пути к канонизации святителя. В 1981 году в своем выступлении по случаю 30-й годовщины автокефалии Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав сказал: “Ныне из рядов нашего православного народа Божия, духовенства нашей Церкви и от представителей иерархии Русской и Сербской Православных Церквей с возрастающей силой слышится призыв, чтобы наша Автокефальная Церковь имела в настоящее время своего Небесного заступника и святого в лице досточтимого раба Божьего — Владыки-мученика Горазда” (Шуварский Ярослав, протоиерей. 30-летие автокефалии Православной Церкви в Чехословакии.//Журнал Московской Патриархии. 7, 1982. С. 56). Долгожданная канонизация состоялась 4 сентября 1987 года, в день 45 годовщины мученической кончины святителя Горазда. Отец Ярослав, будучи управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви, приложил немало усилий для того, чтобы Моравская (Оломоуцко-Брненская) епархия, вдовствовавшая с 1959 года, вновь получила своего отдельного епископа. 21 ноября 1982 года после более чем двадцатилетнего перерыва в Моравии вновь появился православный епископ. Им стал владыка Никанор (Юхимьюк). С 1992 года отец Ярослав является членом правления Экуменического совета церквей Чешской республики. Благодаря его интенсивным переговорам с Римо-Католической Церковью в 1994-95 годах Православной Церкви удалось получить в пользование храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Праге (chram Zvestovani presvate Bohorodice v Praze, Na Slupi).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010