Наконец св. София, вскоре после сооружения своего, сделалась усыпальницей знаменитейших великих князей древнего периода нашей истории и русских первосвятителей древнего и нового периодов русской церкви. в ней погребены: создатель сего храма Ярослав Мудрый, составитель русской Правды; сын его Всеволод, внуки Владимир Мономах и Ростислав, утонувший в р. Стугне под Трипольем. Во время битвы с половцами, и правнук Вячеслав Владимирович. В южной паперти храма св. Софии, под спудом, почивают киевские митрополиты. Скончавшиеся до разорения Киева Батыем, кроме 1-го митрополита Михаила, св. мощи которого ныне в Печерской лавре; из святителей 17-го века Сильвестр Коссов, 18-го века – Рафаил Заборовский, Гавриил Кременецкий, Самуил Миславский, Иерофей Малицкий, Серапион Александрович; в Владимирском алтаре у жертвенника погребен современник московского патриарха Иоакима митрополит Редеон, князь Четвертинский и в Стретенском приделе знаменитый митрополит Евгений Ботховитинов. В сем храме хранятся и нетленные мощи священномученика митрополита Макария (1499 г.). При таком значении св. Софии, как места, где русские епископы получали благодать святительства, где князья вступали на престол и где хранился прах их отцов, св. София была особенным предметом уважения как для народа, так для епископов и князей, оставлявших здесь и свои княжеские дорогие одежды на память о себе. Не только киевские князья, но иногородние, выезжая в Киев, первее всего спешили в св. Софию поклониться чудному Спасу и Пречистой Богородице, затем уже направлялись к Десятинной Богородице и в монастырь Печерский. 15 На Софийском дворе не один раз собирался народ для обсуждения важнейших общественных и государственных дел. Святая София неоднократно и в новыя времена была свидетельницей великих народных и церковных торжеств. В ней до 1740 г. торжественно происходило избрание кандидатов на митрополичью кафедру вольными голосами чинов духовных и мирских. Здесь в 1649 году был встречен и приветствован духовенством и народом знаменитый гетман малороссийский Богдан Хмельницкий, освободитель Малороссии от польского ига, а пять лет спустя в сем же древнерусском храме происходила торжественная встреча царских послов, прибывших принимать Киев под высокую царскую руку, и затем присяга киевлян на верность его пресветлому царскому величеству. В сем наконец храме державный всероссийский Император Петр I, по встрече и приветствии знаменитым Феоф. Прокоповичем, приносил благодарность Богу за победу, одержанную над Карлом XII, сохранившую за русским престолом приобретение Хмельницкого и его сподвижников. 5. По какому образцу построена св. София киевская?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде – Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске – Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче – Ярослава Владимировича, в Ростове – Василька Константиновича, в Муроме – Петра Георгиевича и т.д. О двух первых князьях – Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: “Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей”. Роман Ростиславич смоленский († 1180) “был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей”. Давид Ростиславич смоленский († 1197) “был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною”. Ярослав Владимирович галицкий († 1187) “был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир”. Василько Константинович ростовский “был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили”. Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых 2009 . Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях, то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых 2010 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Обращаясь к другим уделам русским, мы видим благочестивых князей: в Новгороде — Святослава и Мстислава Ростиславичей, в Смоленске — Романа и Давида Ростиславичей, в Галиче — Ярослава Владимировича, в Ростове — Василька Константиновича, в Муроме — Петра Георгиевича и т. д. О двух первых князьях — Святославе († 1172) и Мстиславе († 1179) Ростиславичах, каждом порознь, летопись говорит одно и то же: «Был украшен всякою добродетелию, любовь имел ко всем, особенно же прилежал милостыне, снабдевал монастыри, утешая черноризцев и мирские церкви, воздавал достойную честь священникам и всему святительскому чину; не щадил имения своего, но раздавал его любимой дружине и на пользу души своей». Роман Ростиславич смоленский († 1180) «был смирен, кроток, незлобив, правдив, исполнен страха Божия; питал истинную любовь ко всем и к своим братьям, миловал нищих, снабжал монастыри и создал каменную церковь святого Иоанна, которую украсил всяким строением и иконами драгоценными, на помин души своей». Давид Ростиславич смоленский († 1197) «был благонравен, христолюбив, нищелюбив, наделял монастыри и прочие церкви, с любовию принимал к себе чернецов и игуменов, испрашивая от них благословение, и вообще достойно чтил всех священнослужителей; он имел обычай каждый день ходить в церковь святого Михаила, которую сам создал, и здесь, смиренно повергаясь пред святыми иконами, со слезами молился, чтобы Господь простил ему грехи и удостоил его воспринять ангельский образ, чего и удостоился незадолго пред своею кончиною». Ярослав Владимирович галицкий († 1187) «был князь мудрый, красноречивый, богобоязненный, раздавал большую милостыню, принимал странников, кормил нищих, любил черноризцев и помогал им, сколько мог, ходил во всем законе Божием и сам наблюдал за церковным чином, сам благоустроял церковный клир». Василько Константинович ростовский «был для всех церковников, нищих и печальных как отец любвеобильный, особенно же отличался милостынею; был ласков к боярам и весьма снисходителен к своим слугам; мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили». Убиенный татарами в 1238 г., он причтен Церковию за свои добродетели к лику святых . Что же касается муромского князя Петра, в монашестве Давида, Георгиевича († 1228), о котором не встречаем отзыва в летописях , то довольно заметить, что и этот князь вместе с супругою своею Феврониею, в монашестве Евфросиниею, причтен Церковию к лику святых .

http://sedmitza.ru/lib/text/435846/

отмечено строительство ц. Бориса и Глеба в пригороде К-поля Пигах («в Испигасеи» - Письменные памятники истории Древней Руси. М., 2003. С. 45-46). Рус. купцы достигают Александрии ( Francès. 1959. P. 52), а греки проникают не только в Киев, но и во Владимир-на-Клязьме (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 591). В то же время в XII в. резко сокращается число кладов визант. золотых монет ( Кропоткин В. В. Клады визант. монет на территории СССР. М., 1962). Имп. Константин IX Мономах. Мозаика из собора Св. Софии в К-поле. Ок. 1030 - 1042 гг. Имп. Константин IX Мономах. Мозаика из собора Св. Софии в К-поле. Ок. 1030 - 1042 гг. Союзные отношения Руси и Византии, сложившиеся при св. Владимире, сохранялись и после его кончины (не считая конфликтного эпизода с небольшим рус. отрядом некоего Хрисохира, «родственника» Владимира, объявившегося у К-поля ок. 1023/24 г.- Scyl. Hist. P. 367). Кризис разразился в 1042 г., когда вел. кн. Ярослав Владимирович Мудрый по не вполне установленным причинам вступил в конфликт с Константином IX Мономахом, недавно занявшим имп. престол. Обострение отношений вылилось в последний в истории русско-визант. отношений крупный военный конфликт (лето 1043). Морской поход на К-поль рус. войска, к к-рому присоединились и варяги из Скандинавии, возглавил старший сын Ярослава кн. Владимир Новгородский. Нападение крупных рус. сил (400 кораблей) и требование огромной дани навело ужас на византийцев, но в конечном счете рус. войска потерпели поражение, часть их попала в плен (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 154; Т. 2. Стб. 142; Mich. Psell. Chron. VI 90; Scyl. Hist. P. 431; Mich. Attal. Hist. P. 20-21). Характерен взгляд на причины «восстания росов» (τν Ρσων παναστσεως) царедворца Михаила Пселла, свидетеля этих событий: «Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога для войны с нами» (см.: Poppe A. La dernière expédition russe contre Consantinople//Bsl. 1971. T. 32. P. 262-268; Литаврин Г. Г. Русь и Византия в XII в.//ВИ.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ювеналий (Поярков) (род. в 1935 г.) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) — врач–хирург, первым произвел операцию переливания крови. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) — русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Юрий Александрович — см. Воскресенский Ю.А. Юрочка — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Ярослав Мудрый (978–1054.) — сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей Ярославский Емельян Михайлович (настоящая фамилия и имя — Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) — деятель Коммунистической партии, публицист, активный пропагандист воинствующего атеизма. Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) — русский художник. Биографическая справка   Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). Родился 8 января 1926 г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье, принадлежавшей к духовному сословию с XVII b. Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Московский Институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). После третьего курса ушел в Московский Православный Богословский институт, позже реформированный в Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1945 г. Константин Нечаев — иподиакон патриаршего кафедрального собора. В 1951 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова. Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1993 год последовательно проходил должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Академии. Доктор Богословия Московской Духовной Академии, Пражского Университета по Православному Богословскому факультету и факультету Яна Амоса Коменского и доктор Гиссенского Университета Германии. Научные интересы митрополита Питирима затрагивали области православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания, — всего им было опубликовано более 100 богословских работ и статей в периодической печати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Ювеналий (Поярков) (род. в 1935 г.) — митрополит Крутицкий и Коломенский. Юдин Сергей Сергеевич (1891–1954) — врач–хирург, первым произвел операцию переливания крови. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) — русский православный библеист, специалист по Ветхому Завету. Юрий Александрович — см. Воскресенский Ю.А. Юрочка — однокурсник Константина Нечаева по МИИТу. Ярослав Мудрый (9781054.) — сын святого Владимира и Рогнеды — один из наиболее знаменитых древнерусских князей Ярославский Емельян Михайлович (настоящая фамилия и имя — Губельман Миней Израилевич) (1878–1943) — деятель Коммунистической партии, публицист, активный пропагандист воинствующего атеизма. Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) — русский художник. Биографическая справка Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). Родился 8 января 1926 г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье, принадлежавшей к духовному сословию с XVII в. Окончив среднюю школу в Москве, поступил в Московский Институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ). После третьего курса ушел в Московский Православный Богословский институт, позже реформированный в Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. С 1945 г. Константин Нечаев — иподиакон патриаршего кафедрального собора. В 1951 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова . Был оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1993 год последовательно проходил должности преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской Духовной Академии. Доктор Богословия Московской Духовной Академии, Пражского Университета по Православному Богословскому факультету и факультету Яна Амоса Коменского и доктор Гиссенского Университета Германии. Научные интересы митрополита Питирима затрагивали области православной антропологии, мистического богословия и аскетического пути богопознания, — всего им было опубликовано более 100 богословских работ и статей в периодической печати.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Юрьев Степан, грек Юхименко Е.М. Я ковлев В.В. Яковлев Митька, сл. Ф. мон. Яковлев Михаил, стр. Яковлев Савва, мануфактурщик Яковлева Н.П. Ярослав Владимирович Мудрый, вел. кн. Ярхо Б.И. Список сокращений АБ – «Альманах библиофила» АЕ – «Археографический ежегодник» ап. – апостол апп. – апостолы АН – «Архитектурное наследство» БВ – «Богословский вестник» БЛДР – «Библиотека литературы Древней Руси» БТ – «Богословские труды» ВВ – «Византийский временник» ВЕВ – «Вологодские епархиальные ведомости» ВИ – «Вопросы истории» ВИД – «Вспомогательные исторические дисциплины» ВМЧ – «Великие Минеи Четьи» ГБЛ – см. РГБ ГПБ – см. РНБ д. – дело ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения» ЖМП – «Журнал Московской патриархии» ИА – «Исторический архив» Иеротопия 2004 – Иеротопия. Исследование сакральных пространств. Материалы международного симпозиума/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2004 Иеротопия 2006 – Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006 ИЗ – «Исторические записки» Известия ИАО – «Известия Императорского Археологического общества» Известия ОРЯС – «Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук» ЛГУ – Ленинградский государственный университет ЛЗАК – «Летопись занятий Археографической комиссии» ЛЭС – Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, И.А. Николаева. М., 1987 МГПИ – Московский государственный педагогический институт Монастырская культура 1999 – Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст./Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб., 1999. (Приложение к альманаху «Канун»). мц. – мученица мч. – мученик мчч. – мученики Никоновские чтения 2002 – Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. ст./Сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. М., 2002 Никоновские чтения 2005 – Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Сб. ст./Сост. Г.М. Зеленская Науч. ред. Г.М. Зеленская, Н.А. Кочеляева. М., 2005. Вып. 2 НИС – «Новгородский исторический сборник» ОИДР – Общество истории и древностей российских при Московском университете

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Теперь очевидно, что устав Ярославов есть не повторение устава Владимирова, а как бы продолжение его и подробнейшее раскрытие и представляет собою шаг вперед в истории нашего церковно-гражданского законодательства. Святой Владимир определил в своем уставе главные предметы церковного суда в России на основании греческого Номоканона, и если сделал некоторые изменения и дополнения от себя, то согласно с духом того же Номоканона и Моисеевых законов, входивших в состав его. Великий князь Ярослав, кроме того что, опираясь на началах греческого Номоканона, подробнее изложил многие предметы церковного суда, означенные в уставе Владимировом, и присоединил к ним новые, применил еще свой церковный устав к началам гражданского законодательства, действовавшего тогда в России,— разумеем систему выкупов или денежных взысканий за преступления ,— и некоторые преступления подчинил суду не только духовной, но и гражданской власти. При таком характере Ярославов устав в приложении мог иметь благотворнейшие действия, нежели устав Владимиров. Преступления семейные и противные чистоте нравов до обращения русских к Христу едва ли и считались за преступления и вообще не преследовались законом, потому для искоренения их в народе, недавно просветившемся святою верою и грубом, когда они подчинены были суду Церкви, недостаточными казались одни меры духовные — епитимии, а необходимы были и наказания внешние; и вот мудрый Ярослав обложил эти преступления денежными пенями. Некоторые преступления, подчиненные суду церковному как нарушавшие правила нравственности христианской и самые уставы Церкви, в то же время были противны и общественному порядку, и благоустройству, и Ярослав для пресечения этих преступлений определил за них сугубые денежные пени в пользу духовенства и в пользу князя, а иногда и казнь гражданскую. Но, с другой стороны, в этом же самом характере устава Ярославова заключалась для него и двоякая невыгода. 1) Будучи применен к системе денежных взысканий, господствовавшей у нас в известное время, он не мог иметь такого обширного, повсеместного и продолжительного употребления в Церкви, как устав Владимиров, не привязанный своим содержанием ни к какому определенному месту и времени: известно, что сама денежная система от дней Ярослава у нас непрерывно изменялась и даже в разных княжествах была различна. 2) Если же оставался по местам в употреблении и после того, как означенная система взысканий вместе с денежною изменилась, то неизбежно должен был подвергаться изменениям и искажениям. Отсюда легко объяснить, почему устав Ярославов встречается гораздо реже в древних Кормчих и других памятниках нашей письменности, нежели устав Владимиров, и почему первый является до того измененным, например в так называемой западной его редакции, что почти невозможно узнать его .

http://sedmitza.ru/lib/text/435819/

279 В отличие от мощей св. Адальберта Пражского, также выкупленных Болеславом I и ставших польской государственной реликвией, дальнейшая судьба мощей Бруно неизвестна. 282 И в других местах своей «Хроники» Титмар неоднократно указывал на нежелание восточносаксонской знати вести войну с Болеславом I, что отчасти объясняется родственными связями польского князя (см. примеч. 241, 247; Назаренко 1993. С. 157. Коммент. 41). 283 Киевский князь Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый), в 1016 г. изгнавший из Киева брата Святополка, который искал помощи у своего тестя польского князя Болеслава I. Титмар – единственный источник, в котором сообщается, что Ярослав ответил на это союзом с германским императором Генрихом II. 285 В «Новгородской первой летописи» под тем же 1017 г. сообщается о походе Ярослава к Берестью на русско-польской границе (НПЛ. С. 69, 180). Вероятно, именно Берестье, оставшееся под властью Святополка, и было тем городом, о взятии которого Ярославом говорит Титмар. Странным образом, в науке закрепилось совершенно неверное понимание этого места Титмаровой «Хроники», когда слова «nil ad urbem possessam proficisse» переводятся как «ничего не сделал для овладения городом» (см. литературу: Назаренко 1993. С. 157–158. Коммент. 42). И в последнее время ряд исследователей, споря с нами, продолжают настаивать на такой трактовке текста (Рорре 1995. Anm. 67; Свердлов 2003. С. 332). В этой связи еще раз хотим подчеркнуть, что речь идет не об историческом вопросе (интерпретации событий 1017 г.), а о чисто лингвистической адекватности перевода, в отношении которой никакие собственно исторические контраргументы не могут иметь никакого значения. Слова «ad urbem possessam» просто нельзя понимать как «для овладения городом»; в таком случае следовало бы написать «ad urbem possidendam», как и выражается Титмар в других местах (например, II, 6: «ad urbem Mogontiam possidendam»). Если современные медиевисты могут позволить себе путать пассивное причастие прошедшего времени с герундивом, то по отношению к выученику магдебургской кафедральной школы Титмару это вряд ли мыслимо. Ср. 45, примеч. 1027.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010