Одновременно с утверждением власти греческих митрополитов над Русской Церковью, как можно думать, было проведено жесткое редактирование всех имевшихся в ту пору летописных источников. Понятно, что грекам неприятно было всякое упоминание о том периоде, когда русские, принявшие от них Православие, отказались от вхождения в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В то же время перечеркнуть полностью Владимиров период церковной истории Руси было просто невозможно ввиду его исключительного значения. Отсюда и туман в сообщениях о церковных делах периода княжения святого Владимира, и отсутствие четких свидетельств об устроении Русской Церкви в это время. Начиная со времени появления в Киеве митрополита Феопемпта, Русскую Церковь в течение всего домонгольского периода возглавляют почти исключительно греки, поставляемые на Киевскую кафедру Константинопольскими патриархами. Ни русские епископы, ни князья не могли влиять на выбор митрополита, который осуществлялся патриархом и императором. Безусловно, греки хотели удержать под максимальным контролем столь важную для них митрополию, какой была Русь. Однако, подобное положение имело и ряд преимуществ, которые русское духовенство вполне осознавало. В известной степени митрополиты Руси были более самостоятельны, чем их Константинопольские патриархи, которых с легкостью смещали императоры в случае конфликта светских и духовных властей. На Руси же митрополит был фигурой, практически независимой от князей. Он мог в случае конфликта с кем-либо из них апеллировать в Константинополь, мог не опасаться быть смещенным великим князем со своей кафедры. Такое положение иерархи Русской Церкви ценили. Поэтому они и не стремились к полной автокефалии вплоть до той поры, когда к XV веку стало ясно, что Русь становится заложницей политики гибнущей Византии в силу своей церковной зависимости от нее. Кроме того, делая свой выбор в пользу Константинопольской юрисдикции, Ярослав понимал, что только благодаря грекам Русь может в полной мере освоить сокровищницу христианской культуры Православного Востока. В историю Руси Ярослав вошел именно как князь-просветитель, за что и получил свое прозвание " Мудрый " . Рожденный еще от языческого брака Владимира и Рогнеды, он, однако, воспитывался уже в христианском духе. Летописец сообщает, что Ярослав более всего любил книжное учение и был весьма образован. Как никто иной он понимал значение просвещения Руси, приобщения ее к высшим культурным достижениям. Безусловно, князь понимал, что без этого невозможно создание подлинно могучей державы, которую уважали бы не только за военную силу, но и за культурную мощь.

http://sedmitza.ru/lib/text/436236/

Ярослав умел говорить весомо и ярко, умещая в немногих простых и точных словах мощь неоспоримых аргументов. В своею последнюю речь, негромко звучавшую в тишине горницы киевского дворца, великий князь вложил всю свою измученную тревогами душу: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим; но живите мирно, слушайтесь брат брата. Вот, я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов; а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». Разделив города между сыновьями и запретив им преступать братние пределы и выгонять друг друга, но не будучи в них уверен, Ярослав добавил, обращаясь к Изяславу: «Если же кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». Отпустив сыновей, больной Ярослав вместе с Всеволодом уехал из Киева в Вышгород, к мощам свих братьев, туда, где, когда-то испытал, может быть, самую большую радость в жизни. Там он и скончался 20 февраля 1054 г. По мнению летописца, ему было 76 лет. Тело великого князя тайно было перевезено в Киев, где похоронено в Софийском соборе при всеобщем плаче. В надгробном слове митрополита, наверное, вновь прозвучали славословия в адрес почившего, только воспринимались они теперь иначе, вызывая лишь горестные вздохи и рыдания. Тогда и появилась на его стене процарапанная на штукатурке надпись с датой похорон, именующая его «царём нашим». После смерти Ярослава Владимировича стали почитать святым, но культ угас со временем, зато благодарная память о нём пережила века не только в обласканном им Новгороде, но по всем русским землям, и уже московские книжники наградили его уникальным прозвищем – Мудрый.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

В киевском Софийском соборе также погребались многие князья. В 1050 г. В соборе была положена жена Ярослава Мудрого, Елена, а в 1054г. – строитель храма, князь Ярослав Мудрый. В 1093 г. здесь был похоронен сын строителя собора, князь Всеволод Ярославич, в том же году здесь было положено тело его сына, Ростислава Всеволодовича. В 1125 г. в Софии был погребен еще один сын Всеволода, Владимир Мономах , а в 1155 г. – его сын, князь Вячеслав Владимирович 1260 . Княжеская усыпальница сложилась в черниговском кафедральном храме. В Спасском соборе Чернигова в 1034 г. был погребен его строитель, князь Мстислав Владимирович. В 1076 г. в храме был положен князь Святослав Ярославич. Здесь же были похоронены его сыновья Глеб (тело перенесено из Заволочья в 1078 г. и положено «за Спасом», т. е. вне храма) и Олег (в 1115г., «оу гроба отца своего»). В 1150 г. тело князя Игоря Ольговича было перенесено в Чернигов и положено у святого Спаса «в тереме». В 1151 г. в соборе похоронили убитого в битве князя Изяслава Давыдовича, внука Святослава Ярославича, а в 1196 г. – правнука, князя Всеволода Святославича. В 1198 г. в Спасском соборе был погребен князь Ярослав Всеволодович, брат Всеволода Ярославича. Там же в 1246 г. похоронен внук Михаила черниговского, князь Борис 1261 . В Новгородском кафедральном Софийском соборе сложилась усыпальница князей, правивших в Новгороде или связанных с ним. Помимо строителя каменного собора князя Владимира Ярославича, погребенного в храме в 1052 г., а также его матери (или, вероятнее, жены) Анны, положенной рядом, в соборе «на левой стране» был в 1096 г. похоронен сын Владимира Мономаха , муромский князь Изяслав. В 1178 г. «в гробници Володимере Ярославича» в южной галерее собора был погребен князь Мстислав Ростислава Безокий, внук Юрия Долгорукого. В 1180 г. в той же части храма был похоронен троюродный брат Мстислава Безокого, Мстислав Ростиславич Храбрый. В 1218 г. в Софии «в головах у деда», князя Мстислава Храброго, был положен княжич Василий Мстиславич 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

823 Помянемъ Пснотворца...– Библейский царь Давид, который считается автором одной из книг Библии – Псалтири. 825 ...старйшина в земли Ижерстей, именемъ Пелугий...– Ижорская земля (к югу от Невы, по реке Ижоре) была населена финно-угорскими народами, часть ижерян приняла христианство. Имя старейшины в списках жития передается по-разному: Пелгуй, Беглусич и др. 827 ...и бысть сча велика над римляны...– Римлянами называли сторонников католической веры, в данном случае шведов. Битва со шведами произошла 15 июля 1240 г., недалеко от впадения реки Ижоры в Неву. 829 ...при Езекии цесари.– Езекия – один из иудейских царей. В его правление ассирийский царь Сеннахирим захватил почти всю Иудею, непокоренным остался Иерусалим. При осаде Иерусалима и произошло чудо, о котором напоминает автор жития. Об осаде Иерусалима рассказывается в Четвертой книге Царств, 19. 830 Зд же явишася 6 мужь храбрых... зд обртоша много множъство избьеных от ангела Господня.– Вставка сделана по Лаврентьевской летописи. 831 ...возградиша град въ отечьств Александров.– Имеется в виду крепость Копорье, построенная ливонцами в 1240 г. на земле, принадлежащей Новгороду; разрушена Александром в 1241 г. 832 Уже бо бяше град Псков взят...– Псков был захвачен немцами в 1240 г., они имели в Пскове своих сторонников во главе с посадником Твердилой Иванковичем, которые и помогли немцам овладеть городом. Александр Невский освободил Псков в марте 1242 г. 833 ...яко же древле Моисию на Амалика и прадду нашему Ярославу на окааннаго Святополка.– Моисей – библейский пророк, выведший израильтян из Египта. На пути их в Палестину Амалик, вождь амаликитян, оказал сопротивление израильтянам. Только благодаря чудесному действию молитвы Моисея Амалику не удалось одержать победу ( Исх. 17 ). Ярослав Владимирович Мудрый отомстил Святополку Окаянному за убийство братьев Бориса и Глеба. В 1019 г. на реке Альте, где был убит Борис, Ярослав разбил Святополка. 835 ...яко же Исуса Наввина у Ерехона.– Согласно Библии, Иисус Навин возглавил борьбу израильского народа за земли Палестины. Крепостные стены Иерихона, одного из древнейших палестинских городов, обрушились от криков и звука труб осаждавших во главе с Иисусом Навином. Об этом рассказано в Книге Иисуса Навина, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Руси, так же как и в Европе, брачные союзы составляли важную часть внешней политики. Семейство Ярослава I, названного Мудрым (годы великого княжения: 1015–1054), породнилось со многими королевскими домами Европы. Его сестры и дочери, вступив в брак с европейскими королями, помогали Руси устанавливать дружественные отношения со странами Европы, решать международные проблемы. Да и формирование менталитета будущих государей во многом определялось мировоззрением матери, ее родственными связями с королевскими дворами других государств. Будущие великие князья и будущие королевы европейских государств, вышедшие из семьи Ярослава Мудрого, получили воспитание под надзором матери – Ингигерды (1019–1050). Ее отец – король шведский Олав (или Олаф Шетконунг) – дал в приданое дочери город Альдейгабург и всю Карелию. Скандинавские саги передают подробности женитьбы Ярослава на принцессе Ингигерде и замужества их дочерей. Легенды и мифы, вошедшие в сборник «Круг земной», подтверждают упомянутые исторические события. Несомненно, родственные и дружественные связи великой княгини Ингигерды оказали влияние на брачные союзы дочерей. Королевами европейских стран стали все три дочери Ярослава: Елизавета, Анастасия и Анна. Русская красавица княжна Елизавета покорила сердце норвежского принца Гарольда, в юные годы служившего ее отцу. Чтобы быть достойным Елизаветы Ярославны, Гарольд отправился в дальние страны добывать славу подвигами, о чем поэтически поведал нам А.К. Толстой: Гарольд в боевое садится седло, Покинул он Киев державный, Вздыхает дорогою он тяжело: «Звезда ты моя, Ярославна!» Гарольд Смелый, совершив походы на Константинополь, Сицилию и в Африку, с богатыми дарами вернулся в Киев. Елизавета стала женой героя и королевой Норвегии (во втором замужестве – королевой Дании), а Анастасия Ярославна – королевой Венгрии. Об этих браках было уже известно во Франции, когда княжну Анну Ярославну посватал король Генрих I (он царствовал с 1031 по 1060 г.). Ярослав Мудрый учил детей жить в мире, любви между собой. И многочисленные брачные союзы укрепляли связи между Русью и Европой. Внучку Ярослава Мудрого, Евпраксию, выдали за германского императора Генриха IV. Сестру Ярослава, Марию Владимировну (Добронегу), – за короля Польши Казимира. Ярослав дал сестре большое приданое, а Казимир возвратил 800 пленных россиян. Отношения с Польшей закрепила и женитьба брата Анны Ярославны, Изяслава Ярославича, на сестре Казимира, польской княжне Гертруде. (Изяслав в 1054 году унаследует после отца великий киевский престол.) Другой сын Ярослава Мудрого, Всеволод, взял в жены заморскую царевну, дочь Константина Мономаха. Их сын Владимир II увековечил имя деда по матери, присоединив к своему имени наименование Мономах (Владимир II Мономах княжил с 1113 по 1125 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преданию в этом урочище когда-то был храм. (Историко-статистич. описание Черниговской епархии, кн. 7, стр. 344) Иконописные изображения В древних лицевых подлинниках, греческого происхождения и в тексте рукописного подлинника, находится изображение Св. Георгия и следующее описание: «Св. Георгий возрастом млад, подобием темно-рус, лицом прекрасен вельми, власы русы из черна, кудреваты, округлены, аки бы подстрижены; приволока верх киноварь, исподь лазорь; ногавицы багрянные; в сапоги желтые одеян – злато на вохре; одеян весь во бронях: доспех злат, клетчат, шелом на голове бел, а на нем крест; щит при левом плече виден; при правом бедре виден лук и саадак со стрелами; в правой руке копие, а в левой меч в ножнах; зерцало круглое у сердца, светло». IV. Почитание Св. Георгия существует во всей Греции, Италии, Генуе, Франции, Англии, Скандинавии, Америке, Болгарии, Сербии и др. местах. Еще в древнем мире украшали изображением его знамена, печати, щиты. На монетах Византии ввели его образ: Тиверий II, Константин, Иустин II. Георгий Кодин (1453 г.) в церемониалах Византийского двора предписал, чтобы в Константинополе на праздник Рождества Христова изображение Св. Георгия, в виде всадника, с крестным ходом приносили в Императорские палаты. В западной Европе поклонение Св. Георгию распространилось особенно со времен Крестовых походов, и в 1220 г. Оксфордским собором установлено празднование ему 23 апреля. С XIII в. явилось во всей Европе множество орденов и обществ, учрежденных в память Св. Георгия. В Грузии, где подвизалась Св. равноапостольная Нина, родом из Каппадокии, по отцу своему Завулону, племянница Св. Великомученика, преставившаяся в 338 г., над могилою ее (в Бодби) царем Мирианом основан в 342 г. первый храм и освящен во имя Св. Георгия. Многие цари Грузии (тринадцать) носили его имя (с 1014–1801). Также изображение его внесено и в государственный герб Грузии. В России почитание Св. Георгия становится известным с 988 г., когда вся Русь была озарена светом крещения по воле Вел. Кн. Св. Владимира. Первый в княжеском роде, нареченный именем Георгия, был Ярослав Владимирович Мудрый. Ярославом, после победы над Чудью в 1030 г., основан Юрьев монастырь, близ Новгорода, и г. Юрьев, а в 1036 г., после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь своего ангела и заповедал повсеместно совершать в честь его празднество 26 ноября. Таким образом ему принадлежит первый почин, ему же обязана Россия распространением и благоустройством монастырей и церквей, в особенности посвященных имени Св. Георгия. Обилие храмов и монастырей на Святой Руси – наша сила и слава, в них же и спасение наше. Ярослав имел изображение своего покровителя Георгия Победоносца на своей печати. Его же изображение употреблялось и при чеканке монеты. По примеру Ярослава, и другие великие князья особенно усердно чтили память святого, имели изображение Св. Георгия на своих печатях и шлемах, и давали своим детям в честь его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая Церковь называет святого равноапостольного князя Владимира " верховным князей русских " , так как он был не только родоначальником всех русских князей – правителей государства Российского, – но и первым святым князем в целом сонме святых русских князей. Ни один народ не имел столько святых правителей. Можно сказать, что в Древней Руси почти все, кто проявил себя в церковной, политической, культурной жизни страны, кто оставил след в ее истории, были святы. " Благоверие с властию " соединил и сын святого равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, и великий князь Владимир Мономах, его достойный правнук. Недаром народная память любовно соединила двух Владимиров – равноапостольного и Мономаха – в один былинный образ " Владимира – Красное Солнышко " . Не случайно и старец Елеазарова монастыря Филофей, впервые изложивший теорию Третьего Рима, указывал, что идея " Москва – Третий Рим " может осуществиться только при условии, что правитель земли Русской будет " браздодержатель святых Божиих церквей...святой православной христианской веры содержатель " , что он не преступит заповеди, которую положили его прадеды, блаженный святой Владимир и великий богоизбранный Ярослав. Многие святые угодники, например Иосиф Волоцкий, предупреждал, что ежели царь, поддавшись страстям, превысит свою власть, то " таковый царь – не Божий служитель, но диавол, и не царь, но мучитель... " . А Патриарх Никон, защищая Церковь от мирской власти, прямо утверждал: " Яко идеже Церковь под мирскую власть снидет, не есть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников " . Каково же могло быть отношение Церкви, хранящей святость, к сатанинской богоборческой власти? В 1920-х годах прошлого все честные, верные Церкви архиереи и пастыри были единомысленны в осознании своего пастырского долга и служения как сохранения души народной, разлагаемой внедрением материализма и теории классовой борьбы, ненависти и мести, видели свой долг не в активном сопротивлении советской власти, но в пассивном мученичестве.

http://religare.ru/2_73688_1_21.html

Уфе с пригородами. В епархии митрополита Сибирского – в Енисейске (с городами, пригородами и острожками) – архиепископу 93 . В дальние же города на Лену, в Дауры посылать из этой епархии архимандритов, игуменов, или добрых и учительных священников для просвещения язычников; «а епископом в тех дальних городах ныне быть не удобно, малолюдства, ради христианского народа». В епархии м. Ростовского – быть архиепископу – в Великом-Устюге, Тотьме и у Соли Вычегодской. Из епархии м. Рязанского – быть епископам, одному – в Тамбове (с городами Козловым и Доброе-городище), другому – в Воронеже (с городами: Ельцем, Романовым, Орловым, Костянском, Коротьяком, Усмонью и Сокольским острожком). В епархии Крутицкого митрополита – быть епископу в Болхове, – с окрестными городами: Мценском, Новосилем, Карачевым, Кромами и Орлом 94 . В епархии м. Белгородского – быть епископу в Курске с пригородами. Вятскую епархию – сделать архиепископиею. (Отв. на 1-е предл.). А «для подобающей архиерейской чести, именоваться архиереем теми грады, которые в царской державе имениты суть». Еще во времена единой Руси, на западной ее границе, в земле Чуди, великий князь Ярослав Мудрый построил город Юрьев – Дерпт (1030 г.) 97 . Построивши Юрьев, Ярослав основал в нем и православные церкви. Память об этом всегда сохранялась между русскими. В 1558 г. царь Иоанн Грозный писал датскому королю Фридерику II-мy: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» 98 . При сыне и преемнике его Феодоре Иоанновиче русские бояре это же самое выставляли на вид послам германского императора Рудольфа II-ro 99 . Чрез 110 лет после основания города, возникший в Ливонии орден «Меченосцев» отнял Дерпт у России. Зная религиозную нетерпимость ливонских рыцарей, естественно допустить, что православные церкви были или разрушены или обращены в костелы. Тем не менее православие не было совершенно искоренено. В 30-х годах XV ст. мы находим в Дерпте «русский конец», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович, в крещении Георгий), ок. 978 – 1054, святой благоверный, ростовский князь, новгородский князь, великий князь Киевский в 1016–1018,1019–1054 гг., сын святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды, брат святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Основал города Юрьев (ныне Тарту, Эстония), Ярославль, Новгород-Северский и др. При нем возникли первые русские монастыри – Киево-Печерский в Киеве и Юрьев в Новгороде. Издал свод законов древнерусского государства «Русская Правда» и церковный Устав. В 1051 г. без участия константинопольского патриарха назначил Митрополитом Киевским и всея Руси святителя Илариона. В годы княжения Ярослава проводилась огромная работа по переписыванию и переводу византийских книг на церковнославянский язык 134–136,164 342 Радван М. Римско-католические духовные учебные заведения Санкт- Петербурга в XIX веке (1842–1917 гг.). СПб.: без указ. изд-ва, 1995. С. 6. 343 Жилюк C. I. Pociйcka православна церква на Boлыhi (1793–1917 pp.). Житомир: Журфонд, 1996. С. 80. 346 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.: «Гнозис»–Школа «Языки русской культуры», 1995. T. I. Первый век христианства на Руси. С. 7. 347 Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко. М.: КремлинАрт, 2008.460 с.; Традиго А. Иконы православной церкви: Образы. Сюжеты. Символы/Пер. с ит. М.: Омега, 2008. 384 с. и др. 349 Ikahanic Заходняга Палесся XVI–XIX стст./В. Ф. Шматау, Э. I. Вецер, М. П. Meльhikay [i ihш.]. Mihck: Беларус. думка, 2002. С. 318. 351 Музей старажытнабеларускай культуры: Дапам. для habeдabaльhikay/Пад рэд. В. Ф. Шматава. Mihck: Беларус. навука, 1998. С. 165; Пракапцоу У. Беларуская ckapбhiцa культуры//Беларус. ricm. чaconic. 2002. 4. 352 Алпатов М. В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967. Т. 1. С. 154–211. 353 Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. T. X. С. 681–692.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. От ее мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача – воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина. Подводя итог жизни и деятельности Ингигерды-Ирины-Анны, следует отметить, что для своего времени она была выдающейся личностью. С помощью обширных родственных связей ей удалось поставить Древнерусское государство в один ряд с ведущими европейскими державами. Слава об ее прекрасных и высокообразованных дочерях распространилась по всей Европе, поэтому к ним стали свататься правители ведущих стран, многие принцессы без всяких колебаний вышли замуж за ее сыновей и переехали на Русь. Двор Ингигерды и Ярослава Мудрого всегда отличался исключительной гостеприимностью, у них находили пристанище многие изгнанники. Это, несомненно, было заслугой Ингигерды, отличавшейся щедростью, милостивостью, легким нравом и привлекательной внешностью. Ярослав Мудрый, напротив, был скуп, угрюм и нелюдим. Поэтому напрашивается предположение о том, что успех его правлению обеспечивал не он сам, а энергичная, умная и жизнерадостная Ингигерда. Она легко находила контакт с любыми людьми, умела расположить их к себе и заставить действовать в своих интересах. Но на страницах летописей, созданных с определенными политическими целями, а не для объективного отражения реальности, ее жизнь и дела остались в тени сидящего на престоле Ярослава Владимировича. Однако можно предположить, что свое прозвище Мудрый он получил благодаря жене. Знаменательно духовное преемство святых Ольги и Анны: святая равноапостольная Ольга строит храм Святой Софии в Киеве – главный храм Киевской Руси; святая Анна Новгородская участвует в закладке и строительство храма Святой Софии в Новгороде. Преподобная Анна стала хранительницей храма Святой Софии в Новгороде, здесь находились открытыми для поклонения ее святые мощи. Та к святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два ее г лавных духовных центра: Киев и Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010