О княжеском статусе «Вещего» Олега Полознев Дмитрий Федорович, кандидат исторических наук Кем, когда и зачем был основан город Ярославль Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Переславль-Залесский – родина Александра Невского»: презентация издания, приуроченного к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя в 2021 году. Перерыв 15 мин. Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) Московские князья – потомки великого князя Александра Невского Смарагдова Марина Павловна, Городской телеканал, редактор специальных проектов (г. Ярославль)  Смарагдов Андрей Николаевич, директор Издательского дома «Ярослав Мудрый» (г. Ярославль) Издательский проект «Звезда моя, крепость». Опыт культурного осмысления исторического наследия» Серова Ирина Александровна, старший научный сотрудник Музея истории города Ярославля Ярославль и война Петра Великого: к вопросу о шведских военнопленных Лушников Александр Александрович, кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «Слово Григория об идолах» – древнерусский или южнославянский памятник? Карпов Александр Владимирович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург) Языческие древности Ростово-Ярославского края в историко-краеведческих трудах А. А. Титова Левагина Светлана Николаевна, ведущий методист научно-методического отдела Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова (г. Ярославль) Былинные поленицы «ярославовых времен» Перова Екатерина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университет Методы изучения и сохранения культурного наследия в дореволюционной России Кривошеева Юлия Александровна, старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Индустриальное наследие Ярославской области: проблемы сохранения и использования

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

К разряду королевских саг исследователи относят еще несколько саг, посвященных истории других североевропейских территорий. В кругу памятников древнескандинавской письменности, саги содержат наибольший объем информации о Восточной Европе, и, в частности, о Древней Руси. Это – сведения о политических, торговых и культурных связях Руси и скандинавских стран. Древнерусский материал королевских саг распределяется хронологически весьма неравномерно. Основная его часть соотносится с раннефеодальным периодом русской истории (X – конец XI в.), с временем формирования относительно единого государства. Информация, содержащаяся в королевских сагах, касается княжения двух правителей: это Владимир Святославич, великий князь киевский (978–1015), и Ярослав Владимирович Мудрый, князь новгородский (1010–1016), великий князь киевский (1016–1018, 1019–1054). К более раннему времени относятся сведения саг и скальдических стихов о походах дружин скандинавских викингов по Восточному пути в Восточную Прибалтику и на север, в Беломорье. Небольшая часть сведений приходится на период феодальной раздробленности, на конец XI – вторую половину XIII в. Большей частью, это – включенные в генеалогии датских конунгов сведения о матримониальных связях русской княжеской династии со скандинавскими дворами в XI – первой половине XII в., и некоторые данные о времени правления великого князя Александра Невского (1250–1263). В королевских сагах находят отражение русско-скандинавские политические, матримониальные, торговые и культурные связи; в них содержатся сведения о русско-прибалтийских отношениях, о колонизации Русского Севера, о древнерусских городах и проч. Сведения исландских королевских саг о Восточной Прибалтике, Руси и Русском Севере незначительны, на фоне, содержащейся в этих же источниках, информации по истории Скандинавских стран, и, особенно, Исландии и Норвегии. Но все же, приводимый ниже материал свидетельствует об интенсивности и многообразии контактов Древней Руси со Скандинавскими странами. V.1. «Сага об Инглингах»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посемже преставльшуся великому князю Ярославу, приа власть сынъ его Изяславъ и сде в Киев. 620 Антоний же прослы в Рустй стран. Изяславъ же, увдвъ житие его, приде съ дружиною своею, прося у него благословениа и молитвы. Увданъ бысть всми великий Антоний и честимъ. И начя приимати хотящаа иноческому житию, постригати а. И собрася братии к нему числомъ 12. К немуже и Феодосий пришед, пострижеся. И ископаша пещеру велику и создаша церковь и келиа. Совокуплени же братии, рече имъ Антоний: «Се Богъ вас совокупи от благословениа Святыа Горы. Понеже мене постриже игуменъ Святыа Горы, аз же васъ постригох, да благословение буди на вас, прьвое от Бога, а второе от Святыа Горы». И се рекъ, глагола: «Живете же о себ, и поставлю вы игумена, а самъ хощу в гор ссти единъ, якоже и преже быхъ обыклъ уединився». И постави имъ игумена именемъ Варлама, 621 а самъ иде в гору и ископа пещеру, яже есть под новымъ манастыремъ, в нейже сконча животъ свой. Живъ въ добродтели, не исходя ис пещеры, 40 лтъ. 613 Князю Ярославу сыну Володимерю княжачю в Киеве. – Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), занимал Киевский стол с 1019 г. В Киево-Печерском патерике начало повествования об Антонии и его пострижении на Афоне отнесено ко времени правления Владимира Святославича. Далее рассказывается о том, что после смерти Владимира Святославича, Антоний, не выдержав кровопролитий, чинимых «окаянным Святополком», возвращается на Афон. В тексте Повести временных лет и в «Слове...» о возвращении Антония на Афон и о втором приходе его на Русь не сообщается. 614 ...от града Любечя... – Любеч – город, находящийся недалеко от Чернигова на месте впадения р. Ужика в Днепр. 615 ...въ Святую Гору... – Святая Гора, т. е. Афон, – своего рода монашеская республика в восточной части Халкидонского полуострова. В XII в. на Афоне существовал первый русский (Пантелеймонов) монастырь. Духовная и культурная связь Руси с Афоном играла значительную роль в православной жизни Русского государства. 618 ...пещеру малу, преже бо б ископалъ Ларионъ митрополитъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлана, Москва: Откуда появилась уверенность что Бориса и Глеба убил Святополк, очень многие историки приходят ко мнению, что это сделал Ярослав Мудрый. Алексей Светозарский: Исходя из исторических источников, не могу согласиться с предположением о том, что Бориса и Глеба убили по инициативе Ярослава Мудрого. Для этого нет решительно никаких оснований. Более того, Сергей Михайлович Соловьев не без оснований утверждает, что на тот момент Ярослав был крайне заинтересован в том, чтобы Борис остался в живых и активно действовал против Святополка. Напомню, что перед смертью Владимира Ярослав находился с ним в затяжном конфликте. А после смерти отца столкнулся с очень сильным соперником в лице Святополка. Поэтому, естественно, что он надеялся на длительную борьбу Бориса со Святополком. Марина, Москва: К сожалению, я впервые услышала это имя — Святополк. Скажите, почему так мало внимания учителя уделяют истории древней Руси, и чем бы это изучение пошло нам на пользу? Алексей Светозарский: На мой взгляд, действительно в школьном курсе русской истории изучению Древней Руси уделяется не так много внимания и времени. Но, полагаю, что здесь многое зависит от личности учителя, не случайно многие из нас, проходившие историю в средней школе еще в советские времена, когда изучению русской истории, и в том числе истории Древней Руси, до монгольского периода, уделялось совсем немного места, тем не менее знают эту поучительную историю о первых русских святых и о их коварном убийце. Несомненно, согласен с Вами, что более подробное изучение истории домонгольского периода пошло нам на пользу, поскольку цивилизация Киевской Руси явилась основой цивилизации трех братских православных восточно-славянских народов – русского, украинского и белорусского, и тех народов, которые связали с ними свою историческую судьбу. Именно в этот период сформировались основы нашего менталитета и многие архетипы национального сознания. Владислав, Москва: Святополку и Ярославу была выгодна смерть их братьев Бориса и Глеба? Почему тогда большую вину взваливают на Святополка?

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

Отсел до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чахов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, 107 от нмець до корлы, от корлы до Устьюга, 108 гд тамо бяху тоймици погании, 109 и за Дышючимъ моремъ; 110 от моря до болгаръ, 111 от болгарь до буртасъ, 112 от буртасъ до чермисъ, 113 от чермисъ до моръдви,– то все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны, великому князю Всеволоду, 114 отцю его Юрью, 115 князю кыевьскому, дду его Володимеру и Манамаху, 116 которымъ то половоци дти своя полошаху в колыбли. А литва из болота на свтъ не выникываху, а угры твердяху каменые городы желзными вороты, абы на них великый Володимеръ тамо не вьхалъ, а нмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда 117 и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. 118 И жюръ Мануилъ цесарегородскый 119 опасъ имя, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял. А в ты дни болзнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, 120 и до ныняшняго Ярослава, 121 и до брата его Юрья, князя володимерьскаго... 122 106 ...великого князя Ярослава.– Имеется в виду Ярослав Владимирович Мудрый (ок. 978–1054), сын Владимира Святославича Киевского. В 1019 г. утвердился на киевском столе и после длительной борьбы с братьями объединил под своей властью почти все древнерусские земли. Время его княжения ознаменовалось политическим укреплением государства, высоким развитием культуры. В 1038–1042 гг. предпринял ряд походов на литовские племена, в том числе на ятвягов, и на другие, пограничные с русскими княжествами, земли. 109 ...тоймици погании...– языческое племя, жившее по берегам Верхней и Нижней Тоймы – притоков Северной Двины. 110 ...Дышючимъ моремъ...– Дышащее море – Белое море и Северный ледовитый океан (названы «дышащими» из-за больших приливов и отливов). 114 ...великому князю Всеволоду...– Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), великий князь владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха . В 1162 г., изгнанный братом Андреем Боголюбским, уехал в Константинополь к императору Мануилу, в 1174 г. вернулся. С 1176 г.– великий князь. При Всеволоде возросло могущество Владимиро-Суздальского княжества. В 1183 и 1186 гг. предпринял походы на волжских болгар и мордву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

славянских племён. При его преемнике Игоре, сыне Рюрика (912–945 г.), Древляне восстали, но были усмирены. Затем после смерти Святослава Игоревича (972 г.), вся Русь была разделена между его тремя сыновьями, причём Древлянская или Волынская земля досталась Олегу – второму сыну. Но вскоре третий сын Владимир Святой (980–1015), князь Новгородский, соединил разрозненные земли отца своего и затем разделил свои владения между своими сыновьями, назначив каждому из них уделы. Волынь при нём в 988 г. была разделена на две части: прибужная часть, с городом Владимиром во главе, образует Владимирское княжество и достаётся в удел Всеволоду, а население по р. Стыри, с г. Луцком – достаётся Позвизду. Владимир же завоевал и Червонную Русь 7 или Галицию. Сын и преемник его Ярослав Мудрый (1019–1054 г.) управлял Волынью посредством своих наместников, а затем, перед смертью своею, отдал её в удел сыну своему Игорю. Это было в 1054 году. С этого времени г. Владимир делается главным удельным городом на Волыни; хотя впоследствии на Волыни и является несколько уделов, но во всяком случае князь, обладавший городом Владимиром, пользовался преимуществом перед другими Волынскими князьями. После смерти Ярослава произошла борьба между его наследниками из-за земель. Борьба эта закончилась на Любечском съезде (1097 г.), на котором Ростиславичи – Василько и Володарь (дети Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого) – получили Червонную Русь 8 , a Давид Игоревич (сын Игоря Волынского и внук Ярослава Мудрого) получил г. Владимир-Волынский, столицу Волынского княжества, и г. Луцк, но ненадолго. За ослепление Василька Ростиславича Давид лишился Волынского княжества на Вятичевском съезде (в 1100 г.). Затем Волынское княжество сосредоточивается в роде Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125 г.), который, будучи Киевским князем, присоединил к себе и Волынь. С этих пор она постоянно оставалась за его родом, а со времени его внука Изяслава II Мстиславича (1146–1154 г.) она утвердилась именно за линией старшего сына Мономаха – Мстислава I (1125–1132 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В дальнейшем выпуск златников прекратился, а чеканка сребреников продолжилась. Однако икона Христа исчезает, а появляется трезубец с сохранением прежней легенды и портрета князя со священным нимбом вокруг головы и с крестом в правой руке (рис. 7, 8). Рис. 7. Сребреник II тип. Нач. XI в. Князь Владимир Святославич, Киев      Рис. 8. Древнерусское государство. Кон. X – нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича (980–1015 гг.). Аверс (кн. Владимир) и реверс (трезубец). Прорись      Из этого Н.А. Соболева делает вывод, что окружение князя не устраивала сакрализация его власти с помощью «нового» образа Христа, и потребовалось восстановление «старого», привычного – трезубца, в качестве «сакрального, магического символа» – реликта древних индоевропейских верований 2 . Сребреник Ярослава Мудрого отличался тем, что на аверсе вместо портрета князя было изображение святого Георгия (христианского покровителя князя), а на реверсе – трезубец. Уникальным для европейских монет XI века было и мастерское исполнения штемпеля монеты (рис. 9, 10). Рис. 9. Сребреник. Князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий). Новгород. 1014 г. Аверс: Св. Георгий с нимбом вокруг головы, в правой руке копье, в левой – щит. Надпись на греч.: «Св. Георгий». Реверс: княжеский знак в виде трезубца. Надпись: «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО»      Рис. 10. Древняя Русь. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого (1019–1954 гг.) Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны. Прорись      Редкими являются монеты тмутараканского князя Олега Святославича (в крещении Михаила) (рис. 11). Их тип особый. На аверсе – погрудный образ архангела Михаила, на реверсе (грекоязычная или русская) надпись: «Господи, помози рабу Твоему Михаилу», что отсылает к инвокативным легендам византийских монет периода их максимального иконоподобия X–XI вв. Рис. 11. «Сребреник» князя Олега-Михаила (1083–1094). Образ архангела Михаила подписной (M-XA) (Источник: Бутырский М.Н. Новый тип «сребреника» князя Олега-Михаила Тмутараканского//Материалы научной конференцции. IX Международный нумизматический симпозиум «ПриРОПТийский меняла: деньги местного рынка». Черноморское, 4–8 сентября 2022 г. С. 51–54).     

http://pravoslavie.ru/155335.html

Описанные торжества, а главное – пересказанные чудеса, происходившие у мощей князей, действительно могут быть восприняты как доказательство факта наличия уже в ту пору почитания святых русской церковью. Во всяком случае, Е.Е. Голубинский именно так их и воспринимал. Близок к такому пониманию событий и Л. Мюллер, полагающий, что канонизация святых Бориса и Глеба произошла ещё при Ярославе Мудром и во время святительской деятельности в Киеве Иоанна I, т.е., не позднее 1039 г. Она представляет собой описанные в " Сказании " и " Чтении " торжества по перенесению мощей святых в новопостроенную кн. Ярославом Владимировичем церковь во имя святых: " ...устанавливается, что день их перенесения 24 июля (выделено мной – А.У.), который совпадает с годовщиной гибели Бориса и потому является днем его памяти, будет отмечаться впредь как ежегодный праздник " . Д.С. Лихачев, отталкиваясь не от какой-то конкретной даты, а основываясь на оценке политической ситуации во времена княжения Ярослава Мудрого, предположил, что канонизация первых русских святых произошла вскоре после 1037 г.: " В 1037 г. Ярослав Мудрый добился учреждения в Киеве особой митрополии константинопольского патриархата. Назначение особого митрополита для молодого Киевского государства было немалым успехом Ярослава, поднимавшим международный престиж Русской земли. Сразу же после 1037 г. Ярослав продолжил свои домогательства в Константинополе, добиваясь расширения прав русской митрополии и постепенного освобождения ее из-под опеки Константинопольского патриарха и византийского императора. Для этого Ярослав стремится к канонизации ряда русских святых. Канонизация русских святых усиливала позиции русской церковной самостоятельности. Она должна была свидетельствовать о том, что русская церковь вышла из младенческого состояния, обладает собственными святынями и не нуждается в пристальной опеке Византии. Ярославу удалось добиться канонизации своих братьев князей Бориса и Глеба (а где тому доказательства? – А.У.) и тем самым увенчать ореолом святости и свою собственную княжескую власть " .

http://pravoslavie.ru/5199.html

В том месте летописи, где дана идейная оценка Владимирова крещения, наряду с библейскими антитезами (тьма-свет, ночь-день, смерть-жизнь, грех-чистота и т.п.), обращает на себя внимание троекратное указание на избранничество Руси. Тем самым устраняется тот изъян, что Русь никогда не слыхала апостольского слова. До крещения как бы “еще-не-страна”, Русь становится “страною” и одновременно членом христианского (византийского) сообщества государств 101 . Духовно Русь родится заново, что находит свое отражение в программе церковного строительства, немедленно развернутой Владимиром в Киеве и других, отчасти им же основанных городах своей державы 102 . Из киевских построек упомянуты быстро сооруженная церковь Св. Василия, “идеже стояше кумир Перун”, и первый большой храм, возведенный с помощью греческих мастеров, – церковь Богородицы (Десятинная, строилась в 991–996 гг.) 103 , местоположение и архитектура которой хорошо устанавливаются археологически. Десятинная церковь была освящена в 996 г., а в 1039 г., в правление сына Владимира Ярослава, было произведено новое ее освящение, вероятно по устранении последствий пожара 1017 г. После неоднократных разграблений церковь была окончательно разрушена в 1240 г. при захвате Киева татарами. Ярослав Мудрый (1019–1054) увенчал относительно скромную строительную деятельность своего отца возведением митрополичьего собора Св. Софии 104 . Источники Сообщают лишь дату его основания (1037 г.), умалчивая о том, когда собор был освящен (предположительно в 1044/46 г.) 105 . Чтобы оттенить искренность личного обращения Владимира в христианство и противопоставить его плоды “несытости блуда” Владимира-язычника, летопись подчеркивает нищелюбие князя и его послушание епископам 106 . Стремление к моральной “компенсации” прошлого Владимира очевидно и в сообщении о его смерти (под 1015 г.): летописец еще раз напоминает о его благодеяниях по отношению к Русской земле и удостаивает его имени “Нового 107 , ибо и тот и другой, “просвещенные Святым Духом”, стали крестителями своих народов. В целом же эта посмертная похвала Владимиру ограничивается молитвою за князя и сетованием на недостаточное почитание его в народе: “Святым” Владимир стал именоваться много позже, в монгольский период 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

источниках довольно подробно охарактеризован в отношении семейных обстоятельств князя, его военно-политической деятельности и его религ. поисков, приведших к Крещению. Передача царевной Анной послания кн. Владимиру с советом скорее креститься, чтоб избавиться от болезни глаз. получение Владимиром послания. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН.34.5.30. Л. 62) Передача царевной Анной послания кн. Владимиру с советом скорее креститься, чтоб избавиться от болезни глаз. получение Владимиром послания. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН.34.5.30. Л. 62) Источники (не только древнерус., но и Титмар) уделяют много внимания женолюбию В. С. языческого периода. Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях киевского князя (Вышгороде, Белгороде и Берестове) упомянутый перечень сыновей В. С. называет 4 «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Смысл слова «водимыя» не вполне ясен; во всяком случае оно означало отнюдь не только жен по браку, т. к. Рогнеда, мать князей Изяслава, Ярослава (см. Ярослав (Георгий) Владимирович Мудрый) и Всеволода, была полонянкой и, следов., несвободной, а о «грекине», вдове кн. Ярополка и матери кн. Святополка, летописец прямо говорит, что В. С. «залеже ю не по браку». Вероятно, полонянкой была и «болгарыня», мать св. князей Бориса и Глеба . Т. о., собственно женами В. С.-язычника были, видимо, 2 «чехини»: мать кн. Вышеслава, первенца В. С., и др.- мать Святослава и Мстислава. Несомненно, у В. С. были сыновья и от др. женщин: поименно называются только князья Станислав, Судислав и Позвизд, так что количество известных сыновей князя достигает обремененного евангельскими ассоциациями числа 12. Относительно младших из них, по крайней мере относительно Бориса и Глеба, есть основания полагать, что они родились уже после христ. брака В. С. с визант. царевной Анной . Собор Киево-Печерских святых. В центре - равноап. кн. Владимир. Эмаль. Сер. XIX в. (ЦМиАР) Собор Киево-Печерских святых. В центре - равноап. кн.

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010