Ни один из вселенских учителей и отцов Церкви, за исключением Святителя Николая Чудотворца, не пользуется в России таким благоговейным уважением, как св. Св. Иоанн Златоуст … Его вдохновенные беседы, его отличные толкования на св. Писание с начала распространения христианства в нашем отечестве были любимым чтением и в доме и в церкви у наших предков. Едва только появились в России душеспасительные книги – в библиотеках Русских князей и в школах, – творения златоглаголивого проповедника были первыми после книг св. Писания. Первый из великих князей в России, Мудрый Ярослав I, по отзыву преподобного Нестора, любил книги, прилежно читал днем и ночью, собрал много писцов и велел переводить книги с греческого на славянский язык. По исследованиям ученых оказывается, что более всего было переведено при Ярославле Владимировиче из творений св. Златоуста. Так, из 22-х слов, упомянутых у Преосвященного Филарета, как переведенных при этом великом князе, 20 слов принадлежат св. Златоусту. (Обзор духовн. литер., т. I, стр. 14). Для списывания богодухновенных писаний св. Иоанна не редко в древности настоятели русских монастырей отправлялись в Царьград и там проживали по нескольку лет, трудясь над списыванием его творений, как наприм. преподобный Афанасий, игумен Высоцкий (12 сент. Опис. Румянц. музея, стр. 516). Вызванный из Афона великим князем Иоанном III, преподобный Максим грек , по поручению его и по желанию митрополита, более всего трудился над переводом толкований св. Златоуста на книги св. Писания. – Как высоко чтили творения св. Златоустого в древней России, это видно из того, что их (т. е. слова Златоуста) предписывали читать в церкви и на трапезе в монастырях. (Историч. акты, т. I, 478 стр.), Преисполненное всеобъемлещей любовью ко всем слово Златоуста на Пасху церковным уставом предписано читать на утрени на св. Пасху и было бы святотатством со стороны и даровитых церковных проповедников в этот день вместо неподражаемого слова Златоуста произносить свое, вследствие глубокого уважения к святителю в России, в обычай вошло русским проповедникам произносить свои слова на вечерни в первый день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир святой насадил в русской земле христианство, а Ярослав Мудрый заботился о возрастании посеянного, поливая его своими трудами. При Ярославе христианская вера распространилась особенно на севере и северо-востоке (в Новгороде, Ростове и др. городах). Ярослав был усердным любителем просвещения. Еще будучи князем в Новгороде, он завел здесь училище для обучения юношей. Он любил чтение, собирал книги, приказывал переводить их с греческого языка на славянский и переписывать со славянских подлинников. Списанные книги он велел положить в церкви св. Софии, где их могли читать все желавшие. Украшение Киева. Ярослав Мудрый много сделал для украшения своего стольного города – Киева. По свидетельству митрополита Илариона, «он славный город Киев обложил величием, как венцем». До Ярослава Киев занимал небольшое пространство, находившееся (приблизительно) между нынешним Михайловским монастырем, углом Большой Владимирской и Большой Житомирской улиц и склоном горы по-за Десятинною церковью до места, где ныне стоит Андреевская церковь . Этот «Владимиров» город был обнесен стеною, в которой находились ворота: северо-восточные – на вершине нынешнего Андреевского спуска, южные, ведшие к нынешнему Михайловскому монастырю, и западные – против нынешней Софийской площади. Ярослав Мудрый, отразив нападение печенегов, в 1037 году заложил «град великий Киев». К прежнему «Владимирову» городу он присоединил значительные пространства на запад и северо-запад от него. Новый город он обнес валом и оградил стеною. На западной стороне городской стены он построил каменные ворота и украсил их золотом, почему они и получили название «Золотых ворот». Над этими воротами Ярослав устроил церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, «да радость всегда будет граду тому святому Благовещением Господним и молитвами Св. Богородицы и архангела Гавриила», думал при этом благочестивый князь. В новоустроенном своем городе Ярослав Мудрый создал две каменные церкви – одну пред Золотыми воротами во имя своего небесного покровителя, великомученика Георгия Победоносца, другую, недалеко от первой, во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

И тако принужден был Ярослав жену отдать тестю со всем ея имением. Потом, учиня мир и утвердя ротою, одаря всех князей отпустил, и пошли каждый в своё владение. Лета 6726 (1218) февраля 2 дня в пяток преставися князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша, быв на великом княжении по отце 5, а всех лет жил 32. Князь Юрий Всеволодович того же дня, по кончине брата Константина приял престол великого княжения и сыновцев своих принял с великою любовью и многими слезами, сожалея о смерти братни и сиротстве сих малых детей, и потом отпустил их в Ростов, послав проводить их сына своего и бояр. Князю Ярославу Всеволодовичу Переславльскому родился сын, и нарекли его в отцово имя Феодор. Лета 6727 (1219) князь великий Юрий послал брата своего Святослава со всеми войски на болгоры, а Ярослав переславльский послал воеводу своего. Лета 6728 (1220) маиа 30 родился князю Ярославу сын и наречен во святом кресчении Александр. Князь Смоленский, согласясь с Ярославом Переяславльским, ходил на Полоцкую область при князех полоцких Борисе и Глебе и взял их 2 города и много области их повоевал. Лета 6729 (1221) новогородцы послали к великому князю Юрию, чтоб послал к ним брата Ярослава. И Юрий отпустил к ним Ярослава, которого новогородцы приняли с надлежащей честью. Лета 6730 (1222) князь Ярослав Новогородский, собрав войска, пошел с новогородцы и псковичи в Ливонию на немец к Колываню за то, что немцы не велели ливонцам дань в Новград платить и сборщиков новогородских выгнали. И Ярослав, пришед, всю область повоевал, а града не взял, но, взяв окуп многой златом, сребром и товарами, возвратился. Лета 6732 (1224) новогородцы выслали из Новагорода князя Ярослава Всеволодовича 2-е. Он же возвратился в свой Переславль. Лета 6733 (1225) Литва, собрався в семи тысячах, пришли на области новогородскую и торопецкую. И не дошед за 3 версты до Торжка, купцов побрали и многие волости пожгли. Князь Ярослав Всеволодович, услыша о том, опасал своея области по Волге, немедленно пошёл с войском. Також Владимир Ржевский с сыном и новоторжцы, с коими несколько было новогородцев, а торопецкий князь Давид с торопчанами позади литвы. И догнав их на Ловати близ Русы, учинили бой жестокий, где литвы побили до 2000 и полон весь возвратили, а протчие разбежались. От русских же убит князь Давид торопецкий и меченосец Ярославль Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это противоборство, в котором Юрий опирался на вспомогательные силы половцев, союз с Галичем и благожелательный нейтралитет Византии, имело последствия и для церковной жизни: будучи киевским князем, Юрий сместил митрополита Клима Смолятича, вместо которого по просьбе Юрия из Византии был прислан Константин I. Ярополк Святославич, старший сын Святослава Игоревича, князь киевский в 972–980 гг., убит по приказу своего брата Владимира I. В 973 г. посольство Прополка побывало при дворе германского императора Оттона I. Сведения о крещении “rex Rusciae” Прополка папскими миссионерами сомнительны, так как входят в число позднейших интерполяций в хронике Адемара Шабаннского (988–1034). Ярослав (Георгий) Владимирович (Мудрый), сын Владимира I Святославича, родился в 978 г., умер 20 февраля 1054 г. Благодаря поддержке новгородцев и наемных варяжских дружин, преодолев внутренние неурядицы, в 1019 г. Ярослав окончательно овладел киевским столом, а после смерти в 1036 г. своего брата Мстислава, князя черниговского и тмутараканского, стал “самовластием” всей Руси. Правление Ярослава характеризуется интенсивной политической деятельностью, как внутренней, так и внешней, подкрепленной политическими и матримониальными связями со многими европейскими дворами. Попыткой вмешаться во внутренние дела Византии явился поход 1043 г.: русские войска должны были поддержать претендента на императорский трон Георгия Маниака, но морская экспедиция не удалась, так как Маниак к тому времени уже погиб. Ярослав контролировал церковные дела благодаря своему праву инвеституры епископов, не побоявшись даже, с согласия поместного собора, назначить киевского митрополита (Илариона). Ярослав проводил политику поддержки церкви, укрепления христианства в стране, щедро субсидировал церкви и монастыри, заложил множество новых каменных храмов, в том числе и монументальный Софийский собор в Киеве. Все это снискало ему похвалу и уважение со стороны духовенства. Ярослав (Михаил?) Владимирович, сын Владимира Мстиславича, правнук Владимира Мономаха , родился приблизительно около 1155 г., умер после 1207 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как защитнику воинов, в честь и память Св. Георгия Императрицей Екатериной II учрежден 26 ноября 1769 г. военный орден. Его же именем названа община сестер милосердия, состоящая под покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны и находящаяся под председательством Ее Императорского Высочества Евгении Максимилиановны, Принцессы Ольденбургской. Память Св. Великомученика Георгия празднуется православною церковью 23-го апреля. 3 ноября празднуется обновление храма Св. Георгия в Лидде, где положено тело его  . 26 ноября – день освящения древнего храма Георгиевского монастыря в Киеве, по установлению самого храмоздателя, благочестивого Князя Ярослава. Этого же числа празднуется и день учреждение военного ордена. Ярослав Мудрый Ярослав I (Юрий или Георгий) Владимирович, князь новгородский, а потом вел. кн. киевский, повелитель всей Руси. Он был сын Св. Владимира и Рогнеды; род. 978 г., получил в удел от отца Ростов, а по смерти своего брата Вышеслава Владимировича переведен в Новгород. Получив известие из Киева, от своей сестры Передславы, о смерти отца и злодействе брата Святополка, объявившего себя вел. князем и умертвившего двух братьев Бориса и Глеба, Ярослав ужаснулся и решился с помощью новгородцев выступить против него. На берегу Днепра, у Любича, Ярослав с новгородцами сошелся со Святополком. Долго никто из них не смел переправиться через реку; наконец новгородцы, выведенные обидами и грубыми насмешками Спятополкова воеводы, до рассвета переправились через Днепр и оттолкнули лодки от берега, решившись победить или умереть. Стремительно они ударили на киевлян. Святополк оборонялся храбро; но был разбит и бежал, а Ярослав вступил в Киев (1016). Он щедро наградил своих воинов, дав каждому чиновнику и новгородцу 10 гривен, а другим по гривне, и распустил дружину по домам. Но Святополк не думал уступать ему престола и прибегнул к защите своего тестя, короля польского Болеслава, который, усилив свое войско союзниками, расположился станом на берегах Буга (1018).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Простое объяснение напрашивалось бы и загадочному «раздвоению» князя Владимира: в прото-»Слове», общем источнике «Слова» и финала «Чуда», действительно шла речь о двух князьях, имевших какое-то специфическое отношение к Десятинной церкви и, тем самым, к мощам свт. Климента – Владимире и еще ком-то. Очевидно и возможное продолжение такого хода мыслей: этим князем был сын крестителя Руси киевский князь Ярослав Владимирович, Ярослав Мудрый, ведь именно в его правление в Киеве, в 1039 г., произошло повторное освящение («обновление») церкви Пресв. Богоматери Десятинной: «Священа бысть церкы святыя Богородицы, юже созда Володимер, отец Ярославль, митрополитом Феопемтом» (ПСРЛ 1. Стб. 153; 2. Стб. 141). Именно так мы и склонны были думать на более ранней стадии работы (Назаренко 2009а. С. 231–236). Однако в ходе обсуждения ее предварительных результатов выявились трудности, присущие этой интерпретации. Если один dualis («сия») вышел из-под пера автора прото- " Слова», то другой («тою»), по смыслу гипотезы, оказывается принадлежащим редактору-составителю «Слова». Отсюда вытекает, что последний должен был сохранить в «Слове» упоминание о Ярославе; между тем, в дошедшем до нас списке такого упоминания нет. Мы вынуждены были допускать его механическую утрату в результате (гаплографической?) ошибки переписчика, усматривая в явно испорченном «Тако и тыи и...» (Сл 57–58) вероятное начало потерянной фразы о Ярославе 21 . Это повисающее в воздухе «тыи», собственно, и могло бы вводить сравнение Ярослава с Владимиром. Известным подтверждением подобного истолкования, в наших глазах, служила возникающая риторическая оппозиция «тыи» (Ярослав) – «сии» (Владимир). «Слово» предназначалось для произнесения в Десятинной церкви в виду раки с телом Владимира, на которую проповедник мог в нужный момент указать перстом: отсюда понятное для слушателя, но не вполне ясное для читателя «христолюбивыи сии» (Сл 52–53), которое настойчиво провоцирует конъектуру «христолюбивыи сыи». Ярослав же для находящихся в Десятинной церкви был, в отличие от Владимира, в самом прямом смысле «тыи " –почивающий т а м , в соборе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Щетина Феодосий – см. Феодосий Щетина, старец   Юрий–Георгий Владимирович–Васильевич, Долгорукий, князь Ростово-Суздальский, великий князь Киевский с 1151 г., † 15 мая 1157 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгиевич Всеволодович–Дмитриевич, князь Суздальской земли с 1212 г., погиб в битве с татарами при реке Сить 4 марта 1238 г.— Л. 2 об. Юрий–Георгий Данилович, князь Московский с 1303 г., великий князь Владимирский в 1317–1322 гг., убит в Орде 21 ноября 1325 г. — Л. 2 об.   Ярослав–Георгий Владимирович–Васильевич, Мудрый, князь Ростовской земли с конца 980-х гг., князь Новгородский с 1010 г., великий князь Киевский с 1019 г., † 20 февраля 1054 г. — Л. 2 об. Ярослав–Федор Всеволодович–Дмитриевич, князь Новгородский с 1215 г., князь Суздальской земли с 1238 г., † 1246 г. — Л. 2 Ярослав–Афанасий Ярославич–Федорович, князь Тверской в 1260-х гг., великий князь Владимирский с 1264 г., князь Новгородский в 1269–1270-х гг., † 1272 г. — Л. 2 об.   Географический указатель   Валаам, остров в северо-западной части Ладожского озера Валаамский монастырь – см. Монастыри Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь — см. Монастыри Великий Новгород — см. Новгород Великий   Корела (Кексгольм), город в северной части Новгородской земли на берегу Ладожского озера — Л. 10, 11 об., 23 Корельский Троицкий монастырь — см. Монастыри   Монастыри: Валаамский Спасо–Преображенский мужской, в южной части острова Валаам — Л. 17 Коневский Богородицкий Рождественский (Рождества Пречистой Богородицы) мужской, на острове Коневец Ладожского озера — Л. 1 Корельский Троицкий в городе Корела — Л. 11 об. Орешковский девичий в городе Орешек — Л. 11 об. Москва, город московский рубль – Л. 17   Новгород Великий, город на реке Волхов, центр Новгородской земли новгородские архиепископы — Л. 2   Орешек (Шлиссельбург), город на севере Новгородской земли при впадении Невы в Ладожское озеро — Л. 14 об., 15 Орешковский девичий монастырь — см. Монастыри   Поморье, территория на севере России — Л. 23 об.   Руса — см. Старая Руса, город

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

Юдита, ж. нортумберлендского ярла Тости(га), затем – баварского герц. Вельфа IV (ум. в 1094 г.) III, VII Юдита, ж. гройчского гр. Випрехта II, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1108 г.) VI, 220 Юдита, ж. швабского герц. Фридриха II Штауфена, д. баварского герц. Генриха IX Черного (ум. в 1130/1 г.) III Юдита, вторая ж. чешского кор. Владислава II, д. тюрингенского лгр. Людвига I (ум. после 1174 г.) VI Юдита (Ютта), ж. тюрингенского лгр. Людвига II Железного, д. германского кор. Конрада III (ум. в 1191 г.) II, 342 Юдита, ж. саксонского герц. Бернхарда III, д. польского кн. Мешка III Старого (ум. ранее 1202 г.) IV, 309 Юла, венгерский гр. (кон. XI в.) 362 Юлиан, венгерский доминиканец, автор записки о завоеваниях монголов (30-е гг. XIII в.) 354 Юлий I, п. римский (337–352) 100, 103, 103 Юрий Владимирович Долгорукий, кн. ростово-суздальский, затем – киевский (1149–1151, 1154–1157) IXa, IXb, 183, 206, 264, 315, 371 Юрик, конюший чешского кн. Владислава II (уб. в 1148 г.) 264 Юрик, с. предыдущего 264 Юстин, древнеримский историограф (III в.) 45, 45, 298, 303, 306–307 Юстиция, ж. вольфратсхаузенского и дисенского гр. Оттона II, д. киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (?) III, IXb Якоб (Яков), см. Анунд Якоб Яник, см. Иоанн (Яник) Янин В. Л. 113, 198, 273 Яромар I, князь руян (ок. 1170 – ок. 1217/8) IV, 309 Яромир, кн. чешский (1003–1012, с перерывом, ум. в 1035 г.) VI, 99 Яромир, еп. пражский, см. Гебхард (Яромир) Ярополк Владимирович, кн. киевский (1132–1139) IXb, 368 Ярополк Изяславич, кн. волынский и туровский (1078–1086/7) IXa, 112–114, 120, 231–233 Ярополк Изяславич, кн. бужский (ум. в 1168 г.) IXb Ярополк Святославич, кн. киевский (972–978) IXa, 92, 117, 164, 190 Ярослав, кн. опольский, затем еп. вроцлавский (ум. в 1201 г.) IV, 320, 320 Ярослав Владимирович Мудрый, кн. киевский (1016–1018, 1019–1054) V, VII, IXa, 58, 71–72, 74, 76–82, 79, 83, 98–99, 102, 102–104, 118, 132, 132–133, 135–137, 136, 139, 157, 168–171, 173–174, 176, 178, 196, 201, 224, 229, 229, 298, 300–301, 321, 345, 352, 355, 357, 365

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

409 …брата менъшаго Ондря на помощь в множеств дружин. – В Ледовом побоище участвовала дружина Суздальского князя Андрея Прославила. 411 Стр. 336. …яко же древле Моисови на Амалика и прадду моему Ярославу на окааннаго Святополка. – Моисей – ветхозаветный пророк, предводительствовавший иудеями при исходе из Египта во второй половине XIII в. до н. э. Амалик – вождь амаликитян, занимавших страну между Палестиной и Египтом, оказавший сильное сопротивление иудеям. ЯрославЯрослав Владимирович Мудрый, одержавший в 1019 г. победу на реке Альте над Святополком Окаянным, убийцей Бориса и Глеба. 413 …яко же Исуса Наввина у Ерехона. – Иисус Наввин – ветхозаветный пророк, преемник Моисея. Иерихон – город и крепость в Палестине. По преданию, стены этой крепости сами пали от звука труб войска Иисуса Наввина. 415 Стр. 338. …некто царь силен на Въсточнй стран – хан Золотой Орды Батый, у которого князь Александр был в 1246 г. 416 …жены моавитьскыя… – Моавитяне – племя, происходившее от Моава, сына Лота, и жившее на восток от Иордана и Мертвого моря. Этим библейским именем автор называет татар. 417 …и посла воеводу своего Невруя… – В действительности ханом Золотой Орды тогда был уже не Батый, а Сартак. Невруево нашествие на Владимиро-Суздальскую землю произошло в 1252 г. После Невруева нашествия князь Александр поехал в Сарай к Сартаку и получил от него ярлык на великое княжение Владимирское. 418 Стр. 340. А сына своего Димитрия посла на Западныя страны… – В 1262 г. князю Дмитрию Александровичу было всего 9 лет, войском же командовали его дядя князь Ярослав Ярославпч Тверской, полоцкий князь Товтивилл и князь Константин Ростлславпч. Весь рассказ «Жития» о походе на Юрьев в 1262 г. составлен с явной тенденцией изобразить Дмитрия достойным восприемником великокняжеского стола своего отца. 419 Стр. 342. …в Рожестве святыя богородица, в архимандрии велицй… – Рождественский богородицкий монастырь во Владимире, основанный в 1191–1192 гг., считался (до 1561 г.) первым монастырем Руси, «архимандритьей великой».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010