В Санкт-Петербургской духовной академии прошла конференция, посвященная эпохе и наследию святого Александра Невского 22 октября 2021 г. 14:53 19 октября 2021 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии при поддержке администрации губернатора Санкт-Петербурга состоялась конференция, посвященная эпохе и наследию благоверного великого князя Александра Невского. Перед началом пленарной части научного мероприятия с приветственным словом к участникам обратился проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин. Священник огласил регламент встречи, представил докладчиков и пожелал слушателям обогатиться тем материалом, который будет представлен их вниманию. Приветственное слово губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова зачитал начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора В.Г. Иванов: «В этом году в нашей стране широко отмечается 800-летие со дня рождения святого князя — небесного покровителя Санкт-Петербурга. Память о его подвигах — неотъемлемая часть нашего исторического наследия. Образ Александра Невского в национальном самосознании России является символом единства общества. Отрадно, что большинство значимых юбилейных мероприятий проводится совместными усилиями государства и Церкви. Уверен, что форум, объединяющий ведущих церковных и светских ученых, станет важным событием в осмыслении выдающейся роли Александра Невского в истории нашего государства. Желаю всем участникам конференции плодотворной и творческой работы». Пленарную часть конференции открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургской духовной академии А.В. Петрова. В своем сообщении «Вечевой Новгород святого благоверного князя Александра Невского как феномен и эпоха» Алексей Владимирович познакомил участников мероприятия с историческим контекстом политической обстановки в Великом Новгороде. Основным явлением, на которое обратил свое внимание автор, стало вече. Докладчик привел различные точки зрения ученых, которые интерпретировали данный исторический феномен по-разному: одни видели в нем проявление демократии, а другие — отголосок межродовых усобиц. Однако, по словам Алексея Владимировича, при рассмотрении этого явления нельзя обходить стороной основной принцип «одиначества» («единодушия»), на котором построена вечевая система управления и который выделял и обещал соблюдать еще князь Ярослав Мудрый. В таком случае вече может быть рассмотрено как проявление нравственного, продиктованного христианским учением, прогресса в сторону выбора добра при формировании и принятии политических решений.

http://patriarchia.ru/db/text/5855136.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на месте мученической кончины святого благоверного князя Глеба 30 августа 2015 г. 08:22 29 августа 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Смоленск. У памятного знака, сооруженного на месте убиения святого князя Глеба, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Исидор! Уважаемый Алексей Владимирович, губернатор Смоленской земли! Дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — освящением этого особого места, связанного с самым началом христианской истории Руси. В этом году мы празднуем 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя нашего, а также 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба. На месте, где погиб Глеб, мы и совершили сейчас краткую молитву, вспоминая его подвиг. В чем же заключался подвиг страстотерпцев? Со словом «подвиг» мы связываем обычно героические деяния: сопротивление врагу, победу в сражении, в конце концов, мученическую кончину. Почему же страстотерпческая кончина является подвигом? Обычные победы всегда овеяны славой. Тот, кто идет на смерть, защищая Отечество, защищая веру, защищая свой дом, знает, что это доброе дело всегда будут помнить. Так уж повелось, что героизм является одной из высочайших добродетелей. Но что же такое страстотерпец? Он ведь не победил в битве и не прославился своими деяниями. Он просто склонил голову перед убийцей. Кто-то может сказать: «Так ведь это слабость! Какой же это подвиг? Здесь, на Смядыни, Глеб должен был дать бой тем, кого послал его окаянный брат». Но он, как и его брат Борис, не сделал этого… Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие все-таки придет: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат Ярослав, получивший прозвище Мудрый.

http://patriarchia.ru/db/text/4207643.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьею под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. (До принятия священнического сана о. Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел полное военное снаряжение). В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы. Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы. (Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года св. мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с о. Исидором, в полном священническом облачении, посередине). О. Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда.

http://pravicon.com/info-2536

Разделы портала «Азбука веры» 11 Дек 2023 Фото: Martine Kaspersen, Innlandet Fylkeskommune На другой стороне монеты, отчеканенной между 977 и 1025 годами,— изображение византийских императоров Василия II и Константина VII ОСЛО. В Норвегии с помощью металлоискателя обнаружили 1000-летнюю золотую монету с изображением Иисуса Христа. Находка сделана во время исследования гор в Вестре-Слидре, муниципалитете на юге Норвегии, сообщает интернет-издание Livescience. Этот тип золотой монеты, известный как «гистаменон номизма», впервые был выпущен в Византийской империи около 960 года. На одной стороне найденной монеты изображен Иисус Христос, держащий в руке Новый Завет. На другой стороне монеты — изображения императоров Василия II и Константина VII, двух братьев из Македонской династии, которые совместно правили Византийской империей в конце 10 – начале 11 века. Археологи полагают, что монета была отчеканена где-то между 977 и 1025 годами, во время правления братьев Василия и Константина, судя по трем пунктирным линиям, опоясывающим границу монеты — элементу дизайна, обычно использовавшемуся в тот период времени. Артефакт также содержит две надписи. Первое изречение, написанное на латыни, гласит: «Иисус Христос, Царь царствующих», а второе, написанное по-гречески, гласит: «Василий и Константин, императоры ромеев». Однако исследователи не знают, как монета оказалась на склоне горы в Норвегии. Они предположили, что византийский золотой мог принадлежать Харальду Хардраде, также известному как Харальд III, который правил Норвегией с 1045 по 1066 год. Прежде чем стать королем, Харальд III служил стражником византийского императора. Вполне возможно также, что монета была использована в качестве приданого, которое Харальд III получил при женитьбе на дочери Киевского князя Ярослава Владимировича (также известного как Ярослав Мудрый). Кроме того, золотой мог попасть в Норвегию в результате торговли. Археологи планируют вернуться на горный участок в 2024 году для проведения дальнейших раскопок. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vizantijskaja-zolo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иона Псково-Печерский, прп. Описания иконы Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерп[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Псков. 1986.] Прпп. Псково-Печерские (прпп. Иона, Васса, Марк, Дорофей, Вассиан). Архимандрит Зинон (Теодор). Икона. Псково - Печерский монастырь. 1996 год. Корнилиевский придел. Псково - Печерский монастырь. Файл 6949.jpg:   Размер: 998x1200, 1.2 MPix, 219 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (154) , (4) . Описание: [Псков. 1990-е.] Прп. Иона. Круг архим. Зинона. Икона. Печёры. Псковская областьа. 1990-е годы. Храм Всех Псково - Печерских святых. Псково - Печерский монастырь. Файл 6952.jpg:   Размер: 1200x1055, 1.27 MPix, 173 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (4) . Описание: [Москва. 2005.] Собор святых земли Эстонской (фрагмент). Масюкова Н.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2005 год. 146 х 88. Храм Нарвской иконы Божией Матери. Нарва. Эстония. Файл 6953.jpg:   Размер: 544x1200, 0.65 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (150) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2019

Ярослав Мудрый в политике исторической памяти в позднесоветской и постсоветской России   Марасанова Виктория Михайловна , доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Новгородский период биографии князя Ярослава Мудрого   Перхавко Валерий Борисович , кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник  Института российской истории РАН (г. Москва) Размышления об особенностях древнерусской цивилизации   Аверьянов Константин Александрович , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) О княжеском статусе «Вещего» Олега   Полознев Дмитрий Федорович , кандидат исторических наук Кем, когда и зачем был основан город Ярославль   Горошников Виталий Владимирович , кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Переславль-Залесский – родина Александра Невского»: презентация издания, приуроченного к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя в 2021 году.   Перерыв 15 мин.   Морозова Людмила Евгеньевна , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) Московские князья – потомки великого князя Александра Невского   Смарагдова Марина Павловна , Городской телеканал, редактор специальных проектов (г. Ярославль) Смарагдов Андрей Николаевич , директор Издательского дома «Ярослав Мудрый» (г. Ярославль) Издательский проект «Звезда моя, крепость». Опыт культурного осмысления исторического наследия»   Серова Ирина Александровна , старший научный сотрудник Музея истории города Ярославля Ярославль и война Петра Великого: к вопросу о шведских военнопленных   Лушников Александр Александрович , кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «Слово Григория об идолах» – древнерусский или южнославянский памятник?   Карпов Александр Владимирович , кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

Алексей Светозарский: Вопрос отцовства Святополка затрагивается лишь в одном летописном фрагменте, где проклятый братоубийца для усугубления негативной характеристики именуется сыном двух отцов. Но это скорее риторический прием. Дело в том, что мать Святополка, гречанка по происхождению, была вдовой Ярополка, неудачливого соперника Владимира, и последним была взята в жены, после того как брат-соперник, то есть Ярополк, проиграл. От этого брака Владимира с вдовой Ярополка и родился Святополк. Михаил: Какова роль Святополка в истории? Как вы считаете, является ли он характерным властителем периода феодальной раздробленности? Алексей Светозарский: Полагаю, что Святополк представил собой негативный пример правителя, переступающего через нравственные заповеди на пути к престолу. К сожалению, подобные явления были не редки. Но по контрасту с действительно светлыми образами Бориса и Глеба Святополк выглядит особенно негативно. Свою роль сыграло и то, что трагические события развернулись в особый период нашей истории – на заре начала христианства среди первого, второго поколения русских христиан, осмыслявших события современности через призму нового евангельского учения. Несомненно, в данной системе координат Святополк и должен был получить самую негативную оценку, о чем ясно свидетельствует его прозвище – Окаянный, подобный Каину. Конечно, в какой-то мере его действия характерны, также как и действия многих других властителей периода феодальной раздробленности. Но в борьбе за престол он идет дальше многих, предполагая уничтожить всех потенциальных соперников. Напомним, что Святополк явился виновником гибели еще одного брата – Святослава, бежавшего из своего удела и погибшего где-то в районе Карпат. Александр, Москва: Как Вы относитесь к версии, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват не Святополк Окаянный, а Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие в убийстве? Смерть братьев была ему даже более выгодна, чем Святополку. И еще одно. Профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде» («Эймундова прядь»), обнаружил там, что варяг Эймунд (который и убил Бориса по русской версии) вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Одни исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса, другие — польского короля Болеслава, которого сага путает с его союзником Святополком).

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

В своих дальнейших работах владыка Евгений собирал и излагал летописные сказания о распространении христианства в вологодских, пермских, псковских и киевских землях (см. напр., 4, 131–162). На основании рукописных памятников им были исследованы основные пути, по которым христианство проникало и распространялось в Древней Руси. Наиболее плодотворными изыскания митрополита Евгения в этом отношении стали с 1822 года, когда он вступил в управление Киевской епархией, особенно богатой церковными древностями эпохи крещения Руси. Строительство храмов в Киеве началось еще до 988 года – времени крещения киевских жителей. Так, из летописных источников известна церковь св. пророка Илии, упоминаемая в договоре князя Игоря с греками в 945 году; в ней крещеные руссы поклялись соблюдать этот договор ненарушимо. Со времени крещения Киевской Руси количество храмов стало здесь быстро увеличиваться. По повелению князя Владимира в Киеве была построена церковь св. Василия и церковь Успения Богородицы (Десятинная), а также церковь св. Георгия Победоносца. Примеру св. князя Владимира следовали его сыновья – Мстислав и Ярослав Мудрый. Особенно усердным храмоздателем был князь Ярослав. Храмы св. Софии, Благовещения на Золотых воротах, св. Ирины в Киеве и «ины церкви по городам и местом» были построены его трудами и заботами (см. 5, 2). С первых дней своего пребывания на Киевской кафедре митрополит Евгений проявлял особый интерес к остаткам, сохранившихся от древней Десятинной церкви, основанной, по преданию, на месте убиения в 983 году христиан-варягов Феодора и его сына Иоанна, принесенных киевлянами-язычниками в жертву идолам (6, 1023). Владыка Евгений внимательно изучил сообщение преп. Нестора о построении этого храма. «Удивительно, ,– отмечал он, – что Нестор, видевший сию церковь во всем великолепии, не оставил нам ее достойного описания, а сказал только под годом 989: «Володимир помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав приведе мастеры из грек и наченше созидати, яко скончаша зиждуще, украси ю иконами, поручив Анастасу Корсунянину и попы корсунские приставити служити в ней и вда ту все, еже бе взял в Корсуни, иконы, и сосуды и кресты». Но он, может быть, думал, что сия церковь и без описания его останется в глазах у потомков, а нам осталось только догадываться о красоте ее и по восхищению Владимирову при освящении ее в 996 году через 7 лет от основания» (7, 188. Письмо от 10 декабря 1824 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По разным городам страны «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», рассказывает летописец. При недавно возведенных храмах стали устраиваться училища. Первыми учителями были священники из Византии и Болгарии или же свои, русские грамотеи, давно принявшие христианство. Детей из знатных семей учили письму, чтению, церковному пению, пониманию Священного Писания. Их готовили к духовной стезе: из них должны были получиться дьяконы, священники, а из наиболее толковых и епископы, чтобы со временем страна обзавелась своими, русскими пастырями и учителями. Во времена князя Владимира книжное учение было настолько непонятным и даже страшным для народа новшеством, что матери оплакивали детей, набранных в училища, как умерших. Ярослав Мудрый Но уже несколько десятилетий спустя, при князе Ярославе Мудром, учение книгам становится обыденным делом. Ярослав Владимирович заботился о распространении на Руси книжного «умного бисера» еще более, чем его отец. Училища стали возникать даже в небольших и окраинных городах. Грамотность теперь считалась престижной не только в знатных семьях, но и в домах простого ремесленного люда. Книга восковая, берестяная, пергаменная Деревянные книги и приспособления для письма При раскопках в Новгороде археологи находят не совсем обычные книги. На деревянных дощечках с бортиками — слой воска, а на воске — нанесенные острой палочкой-писалом слова. Название таких книг — «церы». Дощечки складывали друг с другом по две-три, восковой поверхностью внутрь, и получалась настоящая книжка в несколько страниц. Церы использовали обычно для повседневных нужд: хозяйственных записей, обучения детей грамоте. Текст на воске можно было бесконечно стирать и писать по-новому. Древнейшая восковая «книжка» из трех дощечек датирована началом XI века — это первая дошедшая до нас русская книга! Записи псалмов в ней говорят о том, что она могла принадлежать какому-нибудь иноку-книжнику. Для бытовых записей и обучения применяли также бересту. Слова на ней процарапывали тем же заостренным писалом.

http://foma.ru/kak-rossiya-stala-chitayu...

Запись в Никоновской летописи под 1278 годом посвящена Федору как главному действующему лицу. Он выдает замуж свою младшую дочь. Это сообщение позволяет А. В. Экземплярскому 22 приблизительно рассчитать год вступления в брак самого Федора и год его рождения. Год рождения определяется приблизительно как 1240, а год вступления в брак как 1260. К этим двум датам можно привязать первую треть жизни Федора. Федор Ростиславович Черный происходил из князей смоленских. Судьба спасла его отца Ростислава Мстиславовича от гибели в Киеве во время осады и разорения Киева Батыем (1240). Тогда Ростислав Мстиславович стал было во главе защитников Киева, но был удален из города князем Даниилом Галицким, поставившим над русским войском тысяцкого Дмитрия18. Как и все русские князья, Федор Черный был Рюриковичем. Его предками, по нисходящей линии, были Рюрик, Игорь Рюрикович (муж св. Ольги), Святослав Игоревич, Владимир Святославович (св., равноапостольный), Ярослав Владимирович (Мудрый), Всеволод Ярославич, Владимир Мономах , Мстислав Владимирович, Ростислав Мстиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давидович, Ростислав Мстиславович20. Таким образом, в крови Федора мы можем найти русскую, греческую и скандинавскую (варяжскую) кровь (см. примеч.1). У Ростислава Мстиславовича было три сына: Глеб, Михаил и Федор. По смерти отца Федор получил Можайск – удел по тому времени малый. Однако же, это был удел, с получением которого начиналась самостоятельная жизнь Федора. Шла уже вторая половина XIII века. Миновали ужасы Батыева нашествия. Блестящие победы Александра Невского (1240, 1242) над шведами и немцами отвели опасность с запада. Тяжелая и постыдная зависимость Руси от Орды продолжалась, однако отношения между победителями и побежденными нормализовались. Русским было тяжело, но жизнь шла своим чередом в зависимом от Орды, но не слившемся с нею русском государстве. В это время Федор встретил удачу. Была ли эта удача счастьем – трудно сказать. Во всяком случае, около 1260 года состоялась женитьба Федора на ярославской княжне Марии Васильевне, и Федор “получил в приданое Ярославль”6. Для того, чтобы лучше понять, что это означало для Федора, оглянемся на предшествовавшую этому событию историю Ярославского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010