1008 Миссийный архиеп. Бруно Кверфуртский в Киеве и у печенегов, создание миссийной Печенежской епархии Киевской митрополии (?) 1016 (или 1036) Древнейшая редакция Русской Правды 1015 Мученическая смерть свв. мчч. Бориса и Глеба от руки брата Святополка 1018 Падение Западно-Болгарского царства под ударами Византии, упразднение Болгарской патриархии и создание византийской архиепископии в Охриде 1019–1054 Киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый до 1036 г. Заложение каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня в Чернигове 1026 Раздел Руси между Ярославом киевским и его братом Мстиславом черниговским и тмутараканским (1024–1036) ок. 1036 г. Создание Юрьевской епархии 1043 Неудачный поход русских войск на Константинополь 1037 (1017 ?) Заложение каменного кафедрального собора св. Софии, Премудрости Божией, в Киеве 1046 Мир с Византией и брак Всеволода Ярославича с дочерью имп. Константина IX Мономаха 1045–1050 Сооружение каменного кафедрального собора св. Софии в Новгороде 1049–1050, 1050–1051, 1055–1057 Киевский кн. Юрий Владимирович Долгорукий 1051 Поставление Илариона в Киевского митрополита Собором русских архиереев 1054–1068 Киевский кн. Изяслав Ярославич и совместное правление на Руси Изяслава с братьями Святославом черниговским и Всеволодом переяславским (так наз. триумвират Ярославичей) 1054 Отторжение Римской Церкви от Восточных патриархатов при патриархе Константинопольском Михаиле Керуларии 1050-е гг. Начало Киево-Печерского монастыря при прп. Антонии Печерском 1068 Поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, вокняжение здесь Всеслава полоцкого и бегство Изяслава в Польшу 1060-е гг. Учреждение в Чернигове и Переяславле титулярных митрополий, закончивших существование в Чернигове со смертью митр. Неофита, а в Переяславле – со смертью митр. Ефрема 1069–1073 Вторичное княжение Изяслава в Киеве 1071 Сокрушительное поражение Византийской империи от турок-сельджуков при Манцикерте 1069 Бегство прп. Антония Печерского от гнева кн. Изяслава Ярославича в Чернигов и вскоре основание Елецкого монастыря на Болдиных горах

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты, граффити. Помимо таких известных гос. деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и др. В февр. 1368 г. свт. Алексий, митр. Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литов. кн. Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. 1917. Вып. 3. С. 105-110; История РЦ. Кн. 3. С. 543-544). Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При царе Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены 2 каменных барельефа с изображениями Г., убивающего змея (в 1464), и вмч. Димитрия Солунского (в 1466) (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). В 1527 г. возле Фроловской башни была построена ц. во имя вмч. Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Имя Георгий (Гюрги, Юрий, Егор) стало одним из наиболее популярных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей, на что указывают летописи, берестяные грамоты. Помимо таких известных государственных деятелей, как князья Ярослав (Юрий) Мудрый († 1054), Юрий Долгорукий († 1157), св. Георгий (Юрий) Всеволодович († 1238), Юрий Данилович Московский († 1325), Юрий Дмитриевич Звенигородский († 1434), это имя носили Святослав (Георгий) Всеславич Полоцкий († после 1140), Юрий Ярославич Муромский († 1143), св. Игорь (Георгий) Олегович Киевский († 1147), Юрий Ярославич Туровский († между 1168 и 1170), Юрий Владимирович Муромский († 1176), Юрий Андреевич, сын Андрея Боголюбского († после 1193), Игорь (Георгий) Святославич Новгород-Северский († 1202), Юрий Игоревич Рязанский († после 1212), Юрий Несвижский († 1223), Юрий Ингваревич Рязанский († 1237), Юрий Давидович Муромский († 1237), Юрий Андреевич Суздальский († 1279), Юрий Владимирович Пинский († 1292), Юрий Львович Галицкий († 1308), Юрий Андреевич Ростовский († 1320), Юрий Ярославич Муромский († 1355), Юрий Святославич Смоленский († 1407), Юрий Всеволодович Холмский († 1408), Юрий Андреевич Ростовский († 1413), Юрий Александрович Тверской († 1426), Юрий Большой Васильевич († 1441), Юрий Меньшой Васильевич († 1473), Юрий Иванович Дмитровский († 1536), Юрий Васильевич Угличский († 1564) и другие. В феврале 1368 году святитель Алексий, митрополит Московский, в числе благодарственных постов (вероятно, в память о неудачной осаде Москвы литовским князем Ольгердом) установил «и к Юрьеву дню к осеннему заговети ноября 19 дня». Однако эта практика в дальнейшем не имела распространения, отчасти потому, что этот пост сливался с Рождественским (Филипповским) постом. При государе всея Руси Иоанне III Васильевиче на Фроловской (ныне Спасской) башне Московского Кремля были установлены два каменных барельефа с изображениями великомученика Георгия, убивающего змея (в 1464 году), и великомученика Димитрия Солунского (в 1466 году). В 1527 году возле Фроловской башни была построена церковь во имя великомученика Георгия, где была помещена снятая с башни скульптура святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предстоятели Русской Церкви «Повесть временных лет» сообщает немало сведений о распоряжениях и делах Ярослава Мудрого, относящихся к Церкви, но содержит лишь самые скудные сведения о первоиерархах той эпохи. Даже их имена известны нам из источников не в полноте, или, точнее сказать, список наших первых митрополитов, начиная от святого Михаила до Феопемпта с принятыми в традиции датами их первосвятительского служения, можно считать условным, потому что он основан в основном на источниках позднейшей эпохи. Так, по словам митрополита Московского Макария (Булгакова), «…о Михаиле как первом Киевском митрополите упоминает церковный устав Владимиров в списке XIII в.; о митрополите Леонтии свидетельствуют его собственное сочинение, а также церковный устав Владимиров в списке XIII в.; наконец, о митрополите Иоанне ясно говорят под 1020 г. сам преподобный Нестор в житии Бориса и Глеба и другой, более древний, сочинитель такого же жития святых мучеников – мних Иаков» . Когда на великокняжеский престол вступил Ярослав Мудрый, первосвятительский престол занимал Иоанн, поставленный на него, предположительно, в 1008 году. Ввиду скудости документальных сведений о деятельности первых русских митрополитов, в историографии представлены разные концепции относительно статуса Русской Церкви в первые полвека ее истории. Так, академик Е. Е. Голубинский, смело проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого» . И противоправная, с точки зрения Е. Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой – от Константинопольского престола – явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна: «Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость» .

http://pravoslavie.ru/158342.html

191 Венгр по происхождению, Моисей был братом Георгия, убитого вместе со своим князем Борисом Владимировичем по приказу Святополка Окаянного в 1015 г., о чем подробно рассказано в Житии Бориса и Глеба. Гривной в Древней Руси называлась не только денежная единица, но и драгоценное украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 192 Речь идет об одной из сестер Ярослава Мудрого, которая в 1018 г. попала в плен к польскому королю Болеславу I и была сделана им наложницей. 193 В 1016 г. Ярослав Мудрый одержал победу над Святополком Окаянным, который бежал в Польшу к королю Болеславу I Храброму. Святополк был женат на сестре короля и с его помощью через два года он вновь захватил Киев. Польские войска были размещены «на покорм» по окрестным городам, что вызвало недовольство народа. В результате народных выступлений уже в 1018 г. Болеслав был вынужден покинуть Русь и с остатками дружины, военной добычей и русскими пленниками вернуться в Польшу. 194 Адам – первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом по образу и подобию своему из праха земного. Увлеченный своей женой Евой, Адам нарушил заповедь Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, за что оба были изгнаны из рая (см. Быт. 1–3 ). 195 Самсон – сын Маноя из колена Данова, из города Цора, по ветхозаветному преданию, был наделен громадной физической силой, тайна которой заключалась в его длинных волосах. Возлюбленная Самсона филистимлянка Далила остригла у спящего богатыря волосы и выдала его врагам. Самсона ослепили и заковали в цепи. Когда волосы у плененного врагами Самсона выросли, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне. Обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Книге Судей ( Суд. 13–16 ). 196 Соломон – сын царя Давида от Вирсавии, преемник его власти в Израильско-Иудейском царстве, создатель Храма Богу. Обладал огромными познаниями, достиг вершин земной мудрости. Ему приписывается составление следующих библейских книг: Песнь Песней Соломона, Екклезиаст, Притчи Соломона. С увеличением богатства посредством торговли и дани от подвластных народов в нем проявилась страсть к роскоши и чувственным удовольствиям, особенно к вину и женщинам. В гареме Соломона содержалось до 700 жен и 300 наложниц, которые большею частью были язычницами. Предоставив женам свободу вероисповедания, он позволил устроить капища языческим божествам и сам стал служить Астарте, Хамосу и Молоху. Подробнее см. Втор. 17:17 ; 3Цар. 4:20–34, 11:1–8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

243 89 ...инока Фомы слово похвалное... – Инок Фома упоминается как автор только в первой из шести частей, на которые распадается комментируемый памятник, в связи с этим высказывалось предположение, что имя его как автора было вставлено переписчиком по догадке; однако большинство исследователей считают его автором всего Слова в целом. 92 ...иже от Владимера, добр да ублажим... – Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), князь киевский, креститель Русской земли. 94 ...Моисея того именуют... новаго Израиля... добр правящи. – Моисей – пророк, освободитель и законодатель еврейского народа. 98 ...новаго Ярослава... – Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.), сын Владимира I Святославича, крестителя Руси. 102 ...бывшу стязанию ο православной вре христианомъ с римляне. – Речь идет ο Ферраро-Флорентийском церковном соборе (1438–1439 гг.), ставившем своей целью соединение западной и восточной церквей (см.: «Хождение на Флорентийский собор» в т. 6 наст. изд.). 103 ...царю же цариградскому Иоанну възвстившу в послании... И приимъ же царская посланиа великий князь Борис Александрович... – Византийский император Иоанн VIII Палеолог (1425–1448 гг.), инициатор и участник Ферраро-Флорентийского собора. Текст неясен и исправлен предположительно по смыслу. Β рукописи: «возстиша» переправлено из «въвстити наши послании», и далее: «царская посланиа великаго князя Бориса Александровича». Если бы это чтение было верным, то следовало бы предполагать, что еще до приглашения принять участие в соборе Борис отправил со своими посланцами «царская посланиа» императору (послания тверского великого князя могли именоваться «царскими», так как и далее автор именует Бориса «царем»); император принял их с радостью. Но текст приходится считать дефектным, так как далее идет речь не ο том, как поступил император, получив послание Бориса, а ο том, как Борис чествовал императорских послов и готовил своего посла. 105 ...посла... именем Фому... – Фома, тверской посол на Флорентийском соборе, упоминается и в других памятниках, в том числе и западных (в одном случае как «Фома Матвеевич»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

La maison de la Sainte Trinité: Un grand-monastère russe du Moyen-Âge tardif (1345-1533). P., 1993; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы (кон. XII - нач. XV в.) по данным археологии. М., 1994; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XVI-XVII вв. М., 1996. (Исслед. по рус. истории; 5); Сергеев А. Г. К вопросу об источниках Устава св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 67-77; Скрынников Р. Г. Нестяжатели иосифляне на Соборе 1503 г.//Средневек. православие: От прихода до Патриархата. Волгоград, 1997. С. 126-141; Смолич И. К. Русское монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997; Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Мейендорф И. Ф., протопр. История Церкви и вост.-христ. мистика. М., 2000; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские мон-ри. СПб., 2001. С. 3-123; Пентковский А. М. Типикон патр. Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Бобровський Т. А. Niдзeмhi споруди biд haйдabhiшux чacib до сер. XI ст.: (Cneлeo-apxeoлoriчhuй нарис). К., 2007; Артамонов Ю. А. Монастырское строительство на Руси в эпоху Ярослава Владимировича//Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008. С. 187-201; Семячко С. А. История текста «Предания старческого новоначальному иноку» и ранняя история сб. «Старчество»//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 25-71; она же. Был ли Кирилл Белозерский автором «Предания старческого новоначальному иноку»?: (Из наблюдений над сб. РНБ, собр. Погодина, 874)//ОФР. 2012. Вып. 15. С. 3-25; она же. Тексты старческой традиции в списках инока Ефросина//КЦДР: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 2014. С. 124-154; Шевченко Е. Э. Неизвестный автограф Нила Сорского//ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 913-919; Алексеев А.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Владимиром и Ярославом Мудрым. Но усердием некоторых князей и преимущественно духовенства заводились школы в России. Эти школы обыкновенно устроялись при церквах и учителями в нах были лица духовные. В церковных школах обучали грамоте и чтению церковных книг. Только немногие любознательные люди получали научное образование от приходивших в Россию греков. Большинство же русских, изучив грамоту, дальнейшее образование получали чрез чтение книг. В древней Руси читались и изучались книги преимущественно церковного содержания. К таким книгам относятся: 1) Библия , которая первоначально употреблялась у нас в болгарском переводе 29 ; 2) Отеческие творения в славянских переводах. Из отеческих творений были в употреблении в древней Руси огласительные и тайноводственные поучения Кирилла Иерусалимского , слова св. Афанасия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина , некоторые творения Мефодия патарского . Точное начертание православной веры Иоанна Дамаскина (названное у нас Уверием) и другие. В славянских переводах у нас существовали: 3) Жития святых или полные (в Минеях), или сокращённые (в Прологах) и 4) Хронографы (летописи) греческие, содержавшие библейскую историю церковную и гражданскую. Ярослав Мудрый Об умножении книг заботились русские князья. В этом отношении замечательны заботы Ярослава, который, по свидетельству летописи, весьма любил книги и прилежно читал сам днём и ночью. Он собрал множество писцов и переводчиков, которые переписывали славянские книги и переводили с греческого языка на славянский. Он первый основал библиотеку при Киево-Софийском соборе. Это дело было весьма важное, если принять во внимание, с каким трудом приобретались тогда книги. Сын Ярослава, Святослав черниговский, имел у себя полны клети книг, из которых дошли до нас два изборника, содержащие в себе выписки из творений отцов Церкви. Великий князь Константин Всеволодович наполнял книгами церкви Божии. Князь новгородский Мстислав Владимирович оставил памятником своей любви к книгам Евангелие, писанное для него Алексой (10951125).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

декабря 20), на вечныя времена, недвижимыя имения», состоявшие в девяти важных селениях в луцком и острожском уездах нынешней волынской губернии 80 . 2. Состояние богослужения Первые храмы христианские воздвигнуты на Волыни св. Владимиром, который повелел ставить церкви по всем городам и селам 81 . Назначив епископскую кафедру во Владимире Волынском, равноапостольный князь в то же время соорудил здесь во имя Успения Божией Матери кафедральный каменный собор 82 . Едва ли не раньше еще построена здесь Владимиром же каменная церковь , которая по христианскому его имени названа и доселе называется Васильевскою 83 . В селе Зимном (от г. Владимира в 4 верстах) и доселе существует древняя ка менная церковь , построенная, по свидетельству церковной описи 84 , св. Владимиром. Еще известна на Волыни одна церковь , построенная святым просветителем земли русской, – это храм св. Василия в Овруче 85 . Ближайшие потомки св. Владимира, благочестивые князья волынские, не менее ревностны были к святым храмам Божиим. Так, Мстислав Изъяславич, княживший около половины XII в., по словам летописи, «дивно украсил церковь во Владимире Волынском» 86 , Ярослав Владимирович (1182–1199 гг.), «мудрый, богобоязненный, честный, к церковному чину сам приходил и устроял его добре» 87 и др. Усердие благочестивых князей к святыне храмов Божиих поддерживаемо было примером добрых пастырей волынских, которые заботились между прочим об умножении и благолепии церквей 88 , особенно в тех городах, где учреждаемы были епископские кафедры. Особенное усердие князей к дому Божию, подобно как и святая ревность в этом деле волынских пастырей, самым ощутительным образом проявились после татарского опустошения. Так, о Данииле Романовиче летописец замечает: «созда грады многи и церкви постави, и украси я различными красотами» 89 ; также и его племяннике Владимире Васильковиче: «многи монастыри созда, созда же и церкви многи» 90 . Но особенную ревность к церкви Божией и ее богослужению имел волынский князь Владимир Василькович.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до Византийского Престола Руси было далеко, также далеко как для «Автокефалии» Греческой Православной Церкви на Руси – РПЦ по сути была Митрополией Вселенской Православной Церкви…. И на вопрос что первее на Руси «Царство» или «Патриаршество», не возникало ни когда споров, так уде греческая митрополия венчала Ивана Грозного на Руси, а не какая иная. И в этом смысле уже, только независимая Русская Православная Церковь венчала Михаила Фёдоровича, (Патриаршество в Москве появилось при Годуновых)… и потому Венчание по Византийскому чину на Руси, без Византийской преемственности не могло решить ничего, и в этом вопросе женская линия и при Византии играла ту же Династическую Роль как и в Р.И. 232. Ответ на 248., rus-lcanekl: П. П. С п.п.с. Так как речь идёт о Юриьевичах (о Юрии Долгоруком) - http://goo.gl/VPD1M как об основатели Московской ветви Князей),то сам их предок Ярослав Владимирович Мудрый (сын Владимира Святославича " Крассно Солнышко " http://goo.gl/VPD1M ) происходит не от Царицы Анны Византийской, а от Рогнеды Рогволодовны Княжны Полотской.... (после приняла монашеский постриг) ни о каком Царском достоинстве речи не могло бы идти и в дальнейшем, так как Рюриковичи не обладали царственным происхождением. это становится простым надувательством, буд-то Царя избирает собор по - собственному желанию и надевает бармы. Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Анна Византийская была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/30/ro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010