Ко 2-й группе принадлежат памятники, где в композиции клейм отражено смешение текстов Житий: проповедь готам, избиение беса и особенно подробно - истязания святого, как на иконах из ц. Никиты Воина в Ярославле (2-я пол. XVI в., ЯМЗ), из Никитского придела угличской ц. свт. Леонтия, еп. Ростовского (2-я пол. XVI в.). Третью группу составляют иконы, полностью ориентированные гл. обр. на текст Мученичества Н.: икона из муромской ц. вмч. Георгия с 24 клеймами Жития, на к-рой показаны страдания святого, его предательство соплеменниками и смерть от усечения мечом; в собрании Музеев Кремля хранится уникальная деревянная скульптура Н. (нач. XVII в.), фоном для к-рой служат живописные клейма с изображением мученичества святого (1771) (см.: Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. Кат. 23. С. 137-142). Сцены мученичества Н. могли быть воспроизведены в качестве обетных на живописных рамах для чтимых икон наряду с двунадесятыми праздниками, деяниями свт. Николая Чудотворца и прп. Александра Свирского, как, напр., на новгородской иконе 1656 г. из Воскресенской ц. пос. Важины Подпорожского р-на Ленинградской обл., написанной по заказу подьячего И. П. Фишакова, жителя г. Олонца (ГЭ). В монументальной живописи Др. Руси изображение святого представлено: на сев.-зап. столбе в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий); на сев.-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564); на юго-зап. столбе Успенского собора свияжского Богородице-Успенского мон-ря (ок. 1605); на столбе в Троицком соборе Данилова мон-ря в Переславле-Залесском (1668); в ц. Воскресения Господня в Ростове (1670-1680) и др. В культуре Московской Руси XVI в. объяснение особому почитанию Н. можно найти в т. ч. благодаря совпадению дня памяти великомученика с празднованием Владимирской чудотворной иконе Божией Матери, установленным по случаю проводов чудотворных икон, приносимых из Владимира в Москву для поновления в 1518 г. В честь этого события в Москве была построена ц. Введения во храм Пресв. Богородицы «в Псковичах», в к-рой существовал придел во имя Н. (разрушена в 1924). Из московского Успенского собора в присутствии царя и патриарха в XVII в. в этот храм совершался крестный ход, считавшийся «большим крестным ходом», в к-рый брали Владимирскую икону.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

287 Наперсный золотой крест-мощевик XVIbeka из Соловецкого монастыря в результате поздних переделок (в XVIIIbeke к нему добавлена рукоять) превращается в благословенный или напрестольный (см.: Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001. Илл. на с. 157). О благословенных крестах подробнее будет сказано ниже. 288 В архивных документах XVII–XVIIIbekob нередко содержатся записи о создании серебряных крестов, например, для церкви Федоровской Богоматери: «…соделан стый крест благословящий, его же украси серебром и жемчугом, подаянием всех прихожан». Архив ЯМЗ. 18088. Повесть о построении церквей Николая Чудотворца на Пенье и Федоровской в Ярославле. Сборник XVIIIbeka. 291 Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка//350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1650–2000 гг. Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 127. 292 Козляков В. Н. Толгский монастырь XVIIbeka и его вкладчики//Ярославская старина. Ярославль, 1992. С. 17. 293 Певг – дерево хвойной породы, возможно – пихта (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1955. С. 27). 294 Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. 108; Лествицын В. Краткий путеводитель по церквам Ярославля. Ярославль, 1887. С. 26. 295 Изображения чеканных крестов имеются на многочисленных предметах ярославской церковной утвари – см.: Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. Илл. 58, 86, 56 (на с. 152); Илл. 44; Илл. 52; Илл. 108, 177 и др. 296 Этот крест подробнее будет рассмотрен ниже – в разделе, посвященном напрестольным крестам. Благодарю Е. А. Моршакову за предоставленную возможность его публикации. 297 См.: Игошев В. В., Грязнова Н. А. Русское художественное серебро Ярославля и Москвы XV– начала ХХ в. (Из собрания Ярославского музея-заповедника). Каталог выставки. Ханау (ФРГ), 1995. Кат. 2, 3. С. 61. 299 Изображение гравированных крестов см.: Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. Илл. 39, 44, 12, с. 240, 242, с. 249, 174. 300 На главке ярославских кадил XVIIbeka крепятся литые четырехконечные кресты, с криновидными завершениями ветвей, отличающиеся от восьмиконечных крестов, венчающих главки кадил «московского» типа. Такие кресты на ярославских кадилах XVIIbeka формой, размерами и техникой изготовления повторяют ярославские нательные кресты этого же времени.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

(когда собор времен кн. Андрея разрушился) произошло формальное прославление Л. во святых с назначением дня памяти 23 мая; в 3-й и 4-й редакциях оно приурочено к 1194 г. В связи с этим к древнейшему Житию были добавлены соответствующее сообщение и рассказ о случившемся позже чуде: о видении пономарю восставшего из гроба Л., служившего ночью в храме, и о расслаблении некоего клирика, хотевшего поутру загасить свечи, возгоревшиеся во время чудесного богослужения. Заключительная похвала Л. выдает ее текстуальную зависимость от «Слова о законе и благодати» свт. Илариона, митр. Киевского. Самые ранние списки распространенной Троицкой редакции древнейшего Жития относятся к 20-м гг. XV в. (РГБ. Троиц. 715. Л. 280-283 об.; 745. Л. 94-98 об.). Время ее создания спорно: до 1204 г. (Ключевский) или после 1231 г. (Семенченко), когда 25 февр. мощи Л. были возвращены в восстановленный кафедральный собор (начиная с 1204 они почивали в ц. св. Иоанна Предтечи). На еп. Иоанна рукописная традиция праздничных и служебных Миней начиная с XV в. указывает как на создателя канона Л., помещенного в Минее, но встречающегося и отдельно (напр., в сб. РНБ. Тит. 241 (1962). Л. 90): «творение Иоанна епископа». Однако в старших, пергаменных списках служебных Миней, связанных с Ростовской епархией (РГАДА. Ф. 381. 115), ок. 1415 г. (ЯМЗ. Инв. 15462, нач. XV в.) помещен канон гласа 6 без надписания имени (каковое в большинстве случаев является приметой датировки не ранее XV ст.). В Лаврентьевской летописи в связи с рассказом об интронизации Ростовского еп. Кирилла II Л. дважды поименован в отличие от Ростовских епископов свт. Исаии и Нестора «святым и священным епископом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457-458). Следующий этап литературной работы над Житием Л. (3-я редакция, по Ключевскому) относится предположительно уже ко 2-й пол. XV в., судя по добавленным описаниям чудес, к-рые относятся к периоду от архиепископства свт. Феодора (1389-1394) до правления кафедрой архиеп. Трифона (1462-1467). В начальной части составитель 3-й редакции в соответствии с анахроническим обыкновением своего времени приписывать просвещение Руси К-польскому патриарху свт.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Выявлены следующие списки редакции: 1) РНБ, F.I.306. Сборник (л. 34–55), 1528–1529 гг. На л. 547 об. запись писца: «В лето 7000 тридесят седмаго написана бысть сиа книга при дръжаве великого князя Васильа Ивановичя всея Руси и при священном архиепископе Кириле Ростовском повеленьем многогрешнаго священоинока Сергеа Васильева сына Батурина» (описание см. в Главе IV). В заглавии имя митрополита не названо. В качестве первой части использован список вторичного вида Антониевской редакции, дополненный по Проложной статье Первой северо-западной группы. 2) ЯМЗ, 15326. Сборник (л. 127 об. – 141 об.), начало 30-х годов XVI в. Филиграни: Тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под пятилепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Первая часть отсутствует, представлены только вторая и третья части. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 490. Сборник (л. 226–249 об.), 1542–1543 гг. Сборник переписан в Иосифо-Волоколамском монастыре бывшим митрополитом Даниилом и монастырским дьяком Дмитрием Лапшиным (почерк Дмитрия Лапшина на л. 175–421). На л. 421 об. запись, кажется, рукой игумена Нифонта Кормилицына: «В лето 7051 написана бысть книга сия в дом Пречистой во Иосифов манастырь». В заглавии имя митрополита не указано, но на полях со знаком вставки рукой Даниила приписано «Филиппа». В качестве первой части использован список Антониевской редакции вторичного вида. 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 751. Сборник, 60-е годы XVI в. (описание см. в разделе Проложной редакции). На л. 33 об. –36 читается Проложное житие Федора Ярославского. На л. 489 об. – 491 помещена любопытная обработка (с использованием в качестве источника Жития Сергия Радонежского) той характеристики Федора Ростиславича, которая читается в первой части Антониевской редакции. На л. 412–513 переписаны вторая и третья части Переработанной редакции. 5) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 103. Сборник (л. 128–139), 1569 г. В качестве первой части использовано пространное Проложное житие Федора Ярославского в Древнейшем варианте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН И КОСМА (XIII в.), преподобные (пам. 29 июля, в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Косинские, Старорусские, основатели Старорусского Косинского во имя свт. Николая монастыря (близ совр. г. Ст. Русса). В «Описании о российских святых» упоминается, что «преподобный Константин, строиитель монастыря, преставися в лето 6000 месяца июля в 29 день». Память святого под 29 июля и 6 нояб. (память прп. Варлаама Хутынского) была отмечена в Кайдаловских святках ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 346; архиеп. Сергий датировал святцы кон. XVII в., однако, исходя из набора памятей, совр. исследователи относят их к XVIII–XIX вв.). В «Описании о российских святых» по списку Савваитова Константин указан «между святыми града Торжка» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 360; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 311). Вероятно, новгородского святого ошибочно записали в этот раздел, возможно, речь идет о 2 разных святых. В «Перечне святых Новгорода» упоминается «преподобный Костянтин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою» (РНБ. Мих. 2532. Л. 193 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). В некоторых списках «Книги глаголемой...» эта информация приобретает более распространенный характер: «Преподобный Константин, игумен Косинского монастыря за Старою Русою, ученик преподобнаго Варлаама Хутынского» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 24–24 об., XVIII в.— ЭК ИРЛИ. ПД). Те же сведения включил в свой «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский: «...еще сего же Варлаама ученик Константин, игумен за Русою» (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807–1811). Запись о К. и К. содержат под 5 нояб. иконописный подлинник XIX в. (РНБ. Тит. 139. Л. 41–41 об.— ЭК ИРЛИ. ПД) и под 29 июля Четьи-Минеи еп. Ермогена (Добронравина): преподобные Константин и Косьма, ученики Варлаама Хутынского, основали в половине 13 в. Косин, или Косинский, монастырь» (РНБ. Собр. СПб. ДС. 25/7. Л. 155 об., XIX в.— ЭК ИРЛИ. ПД).

http://pravenc.ru/text/2185858.html

как диакон изображен вместе со св. диак. Стахием, преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским на фреске в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре (1192); в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Печской Патриархии (Сербия (XIV в.)) - единолично, в рост, с кадилом в левой руке и с дарохранительницей в покровенной правой, молодой с небольшой округлой бородой, на голове выстрижена тонзура; на фреске в монастыре св. Павла на Афоне (1552) -обеими руками держит дарохранительницу, молодой, волосы темные, вьющиеся, борода короткая, на голове тонзура. В XIV в. в росписи храмов появляются образы апостолов от 70 как визуальный ответ на полемику о примате Римской кафедры (наиболее ранний пример представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366). Так, в кафоликоне свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис на Кипре ок. 1400 г. (или между 1442 и 1458) среди изображений апостолов от 70 в сев. части алтарной зоны в диаконнике представлен образ Н. Одно из редких изображений Н. в связи с отдельным днем его памяти имеется под 28 дек. в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов), минейный цикл к-рой включает образы всех апостолов от 70 (РНБ. O.I.58. Л. 92 об., кон. XV в.): он изображен в рост, преклонных лет, седой, с волосами, разделенными на прямой пробор и убранными назад, с небольшой клиновидной бородой; облачен в голубой хитон и гиматий сиреневого оттенка; правая рука воздета словно в пророческом жесте, в опущенной левой - закрытый свиток. В иконописи единоличный образ Н.-диакона представлен иконой, написанной мастером Оружейной палаты из окружения иконописца Феодора Зубова в 1685 г. для Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (образ на сев. двери в алтарь Прохоровского придела) - полуфигура юного диакона изображена в молении, в 3/4-ном развороте вправо к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией ( Брюсова В. Г. Федор Зубов. М., 1985. С. 158). На иконе «Апостольская проповедь» (1662, ЯМЗ), приписываемой Феодору Евтихиеву Зубову, Н.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

64– 144), 60–70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка RGD (?) в картуше – типа Дианова и Костюхина, 400 (1672 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РМ – Дианова и Костюхина, 431 (1658 г.). Текст распадается на ряд «слов». Слово 1, читаемое 19 сентября, представляет собственно Житие Федора Ярославского. Слово 2 – о «жительстве» князей Давида и Константина. Слово 3, читаемое 5 марта, представляет статью об обретении мощей в 1463 г. Затем следует изложение всех чудес от мощей ярославских чудотворцев (по Антониевской редакции). Далее читаются: «Похвальное слово» на память Федора, Давида и Константина, «Сказание вкратце» о житии и чудесах ярославских чудотворцев и «Поучение» на их память. В остальных списках уже имеются редакционные изменения: Слово 1 и Похвальное слово сопровождаются стихословиями, «Сказание вкратце» получает название Синаксаря. 2) ЯМЗ, 15173. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 32– 188 об.), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, контрамарка РВ-см. рукопись 1678 г. РГАДА, ф. 235, оп. 2, 92. Текст кончается Похвальным словом, после чего на л. 186 об. – 188 об. другим почерком вписано Сказание о переложении мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 3) ЯМЗ, 15092. Сборник (л. 1–56 об.), 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, под ним лигатура CVH – типа Дианова и Костюхина, 167 (1690 г.). Текст содержит только первые два слова и запись чудес. 4) ЯМЗ, 15687. Сборник (л. 95–131 об.), кон. XVII в. Филигрань: Буква W под короной – типа Дианова и Костюхина, 58 (1690 г.). Текст обрывается на чуде о Симеоне, на словах: «и нача ко святым молитися со слезами, и абие якоже ма…» 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 222 (4 ). Житие Федора Ярославского (л. 1–62), кон. XVII – нач. XVIII в. После Похвального слова следует Поучение на память Федора, Давида и Константина, затем на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в РНБ. Кир.-Бел. 354/611; в Минеях праздничных и в Трефолоях рус. святым последование княгине помещалось под 11 июля самостоятельно, причем ее память часто даже не упоминалась, напр. в: ЯМЗ. 15694; РНБ. Соф. 409; ГИМ. Син. 677, 885; РГБ. Рум. 397. Особенности указаний на Октоих в списках службы О. говорят о том, что уже в XVI в. наряду с совершением объединенного шестеричного последования мц. Евфимии и рус. княгине существовала практика совершения отдельной простой службы на память О. В кон. XVI-XVII в. появились праздничные последования в честь О., также предполагавшие совершение отдельной службы: полиелейной (РНБ. Погод. 589а) и бденной в 2 редакциях (РНБ. F.I.576; РГБ. Егор. 247; РНБ. Погод. 589б.). Основной состав простой службы О. варьируется в источниках. В одних списках нет тропаря, другие включают разные тексты тропаря; достаточно редко встречается светилен. Имеющиеся песнопения отличаются по редакциям: можно выделить 2 редакции архаичного светильна с упоминанием кн. Владимира; существуют и 2 редакции тропаря 8-го гласа. В соответствии с составом списки службы О. по типу простой службы из Иерусалимского устава распадаются на следующие группы: А - без тропаря, со светильном (ЯМЗ. 15694; РНБ. Кир.-Бел. 442/699; 340/597 - кон. XV-XVI вв.); Б - без тропаря и без светильна (напр.: ГИМ. Син. 885; 677; 317; РНБ. Соф. 225; РГБ. ОР. 408 - кон. XV-XVII в.); В - с тропарем 1-го гласа и со светильном в более поздней редакции (РГБ. Вол. 372; ГИМ. Син. 316; РНБ. Кир.-Бел. 450/707 - XVI в.); Г - с тропарем/тропарями разных гласов, без светильна, напр., с тропарем 1-го гласа (РГБ. Рум. 397; РНБ. Кир.-Бел. 354/611; 474/731 - XVI в.); с тропарем 8-го гласа (РНБ. Соф. 409, XVI в.); с тропарями 1-го и 8-го гласов (РНБ. Кир.-Бел. 586/843, XVI-XVII вв.). Все редакции более торжественных типов службы О. (полиелей и всенощное бдение) создавались на основе одного из вариантов простого последования с добавлением необходимых компонентов. Списки простой службы, относящиеся к группе А (без тропаря, со светильном), имеют ряд отличительных структурных признаков и текстологических особенностей: надписание имени автора, именование княгини преподобной, наличие подобна, седальна 1-го гласа «Гроб Твой»; отсутствие упоминания во 2-м тропаре 5-й песни канона царя Соломона; ошибочную мену 3-го тропаря и богородична на 5-й песни канона; особый порядок упоминания святых в 1-м и 2-м тропарях 9-й песни канона (сначала мученики, затем кн. Владимир); наличие светильна кн. Владимиру и О. со своим богородичном. В целом списки этой группы текстологически различаются между собой незначительно, при этом наиболее близки друг другу РБН. Кир.-Бел. 442/699 и 340/597. Старейший список группы, созданный в кон. XV - нач. XVI в. (ЯМЗ. 15694), содержит более древний вариант текста.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Б. был распространен в слав. рукописной традиции XIV-XVII вв. Его перевод был выполнен не позднее нач. XIV в. на Афоне болг. книжником Иоанном - «феотокарь» упомянут в перечне текстов, переведенных или отредактированных Иоанном (список текстов был зафиксирован его учеником иером. Мефодием в послесловии к рукописи Октоиха Sinait. slav. 19/O. Л. 217 - Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1971. С. 275). Древнейший сохранившийся список Б., фактически совр. переводу, представлен болг. рукописью нач. или 1-й четв. XIV в. (РНБ. Q. п. I. 22). Памятник известен также в ряде бумажных серб. списков XIV в., старший из к-рых (Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. 19) датируется сер. столетия; др. списки (Laur. Z-51, Chil. 274, 275) - посл. четв. XIV в. На Руси Б. получил распространение только со вторым южнослав. влиянием, старший список (возможно, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболг. оригинал, относится к кон. XIV - нач. XV в. (РГБ. Егор. 1). Из числа ранних рус. списков Б. следует отметить также пергаменную рукопись 1-й трети XV в. (ЯМЗ. 15475). Позднее Б. был широко распространен в восточнослав. и южнослав. списках ( Шеламанова Н. Б. Славяно-русский Октоих (ненотированный) XII-XIV вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. С. 357, 372-373, 381-382; Matejic M. , Bogdanovic D. Slavic Codices of the Great Lavra Monastery. Sofia, 1989. P. 477-491; Азбучник српских nojмoba. Београд, 1990. С. 30; Сводный каталог славяно-рус. рукописных книг России XIV в. М., 2003. Вып. 1. С. 177-181). В ранний период слав. книгопечатания Б. не вошел в число литургических книг, издававшихся типографическим способом, возможно из-за того, что Б. полностью входит в Октоих. В XVIII в. вышли неск. изданий Б. (напр.: К., 1716, 1746). Большого распространения Б. в РПЦ не получил. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), Μητρ. Λεοντοπλεως. Θεοτοκριον. Chennevières-sur-Marne, 1931. T. 1. (Αγιορειτικ Βιβλιοθκη; 7-8); Παντελκη Ε. Γ. Θιλολογικα παρατηρσεις ες τ Νον Θεοτοκριον//ΕΕΒΣ. 1935. 11. Σ. 73-104.

http://pravenc.ru/text/149543.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010