Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЙ († после 1626, г. Романов (ныне Тутаев)), блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Романовский, Ярославский, Христа ради юродивый. Единственным письменным источником сведений о блаженном является «Сказание о икон Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Одигитрия, иже обыче нарицати Смоленския, и о создании манастыря во имя Ея» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 4028. Л. 105; вариант: «Месяца иулиа въ 28 день. Сказание о икон Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Одигитриа, нарицаемыя Смоленския, яже в предлхъ близъ града Ярославля, на луговой стран за ркою Волгою» (БАН. 45.5.22. Л. 61)). «Сказание...» датируется 70-ми гг. XVII в. Памятник известен в небольшом числе списков, помимо упомянутых можно назвать еще 2 рукописи: ЯМЗ. ОПИ. 15016 (старый шифр: 654 (780)) и 15323 (старый шифр: 152 (91)). В изданиях XIX в. указываются и др. рукописи, содержащие текст памятника или подготовительные материалы к нему, но их местонахождение в наст. время неизвестно. «Сказание...» повествует о святыне Смоленского (во имя Смоленской иконы Божией Матери), что на Бору, муж. мон-ря под Ярославлем. Обитель была основана в 1642 г. игум. Толгского мон-ря Иоилем и просуществовала, видимо, лишь до кон. XVII в., после чего была упразднена и обращена в приход с. Смоленского (др. название - Савинское в Красном Бору). О. упоминается в заключительном фрагменте памятника, повествующем о благочестивом жителе г. Романова купце Самсоне по прозвищу Богомол. В Страстную пятницу 1626 г. Самсону явилась Пресв. Богородица, после чего юродивый предрек купцу мн. скорби, а всем его домашним - монашество. Пророчество юродивого в точности исполнилось: через 10 лет все 5 сыновей Самсона - Иоиль, Самсон, Акила, Гордиан и Макарий (их имена известны благодаря вкладам в Смоленский на Бору мон-рь, ставший своего рода семейной обителью), а позже и его жена Неонила - приняли монашеский постриг. Сам же Самсон, оставшись один, претерпел мн. поношения, разграбление имущества и побои «от безумныхъ человк» и через неск. лет преставился. Тело его было перенесено из Романова в Смоленский мон-рь, где он был погребен старшим из сыновей - основателем этой обители игум. Иоилем (1641-1650; по др. данным, 1642-1658). Спустя 20 лет, во время вечернего богослужения, Самсон явился братии обители поющим вместе со всеми в храме Песнь Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Гераклитов, 1394 (1697 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка ID – Гераклитов, 1389 (1692 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка IDM – Дианова и Костюхина, 479 (1684 г.), Гераклитов, 1386 (1689 г.); Герб Амстердама, контрамарка CS – Клепиков, 962 (1709 г.); Герб Амстердама, контрамарка PIOLLY – Клепиков, 1307 (1706 г.). Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. Текст редакции по Мазуринскому списку издан в приложении к книге Г. Ленхофф (с. 298–366). 2) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1126. Сборник (л. 211– 227), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Лигатуры ФТ и РФ – Клепиков, 547 (1739 г.). Между описанием чудес и Словом о «жительстве» Давида и Константина помещено Сказание о пожаре 1658 г. 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 1035 (4 ). Сборник (л. 171–240), 40-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии и литеры ЯФЗ – Участкина, 19 (1741 г.), 20 (1747 г.). Написан писцом Михаилом при Ростовском митрополите Иоасафе, для игумена Толгского монастыря Гордиана. Между Похвальным словом и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. § 12. Редакция 1704 г. Образовалась путем присоединения к редакции 1658 г. Сказания (или грамоты митрополита Димитрия Ростовского ) об установлении празднества переложения мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 1) РГБ, ф. 178 (Музейное собр.), 2782. Сборник (л. 33–117), 1-я четв. XVIII в. Филигрань: Герб Амстердама и лигатура из букв PL – Клепиков, 1310 (1721–1724 гг.); Герб Амстердама, под ним литеры IGL – Клепиков, 1125 (1716–1720 гг.). Рукопись написана при царе Петре I и царевиче Алексее Петровиче. Между описанием чудес и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. После Поучения на память святых читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. После Молитвы ярославским чудотворцам в рукописи помещены уникальные Тропарь, Кондак и Молитва святителю Трифону Ростовскому. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 281. Сборник (л. 27– 65 об.), 50–60-е годы XVIII в. Филигрань: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756–1765 гг.). После описания чудес помещено Сказание о переложении мощей в 1704 г. 3) РНБ, собр. М. П. Погодина, 793. Сборник (л. 32–111), XVIII в. В конце читается грамота 1704 г. Димитрия Ростовского об установлении праздника перенесения мощей. 4) ЯМЗ, 17649. Сборник (л. 1–80), посл. четв. XVIII в. Филиграни: Герб Ярославской губернии (тип 3) и литеры ЯМАЗ (1756– 1765 гг.); Орнамент в картуше – Клепиков, 542 (1776 г.); Буквы ВФСТ в волнистом прямоугольнике – Клепиков, 152 (1780 г.). В текст редакции XVII в. дополнительно вставлена статья о проявлении мощей ярославских чудотворцев (из Переработанной редакции). После Слова о «жительстве» Давида и Константина читается Сказание о пожаре 1658 г. В конце помещены Сказание о переложении мощей и грамота Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

н. Никейским чудом в среднике и с 6 клеймами строго по сторонам. Изменение художественных вкусов в столице, в кругу мастеров Оружейной палаты, коснулось и образа Н. Лучшие изографы, как, напр., Симон Ушаков, писали иконы небольшого размера: поясной образ Н. с т. н. Никейским чудом (1674, ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие...»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 118-119), или Федор Евтихиев Зубов - икона из местного ряда ц. в честь Чуда арх. Михаила кремлевского Чудова мон-ря с фигурой стоящего святителя (1669, ГММК; см.: Меняйло В. А. Иконы Чудова мон-ря Моск. Кремля: Кат. М., 2015. Кат. 16. С. 135-138) или поясной образ святителя (1677, ГМЗК). При сохранении прежних изводов мастера этой эпохи достигают живоподобия в передаче драгоценных облачений святого, покрытых узорами, тончайшей фактуры тканей и шитья, украшенного золотом и драгоценными камнями; в тех же целях применяли цветные лаки, усиливающие светоносность изображения на плоскости, его глубину и эффект присутствия. Использование переливающихся от светлого к более темному оттенков цвета на фоне средника, за фигурой Н., написанной плотными красками, с приемами светотеневой живописи, создает иллюзию мистического света вокруг святого, своего рода иную реальность, которой он теперь принадлежит. Подобное живописное изображение в среднике предстает в виде скульптурного «портрета-персоны», оно окружено исполненным вязью текстом тропаря и миниатюрными сценами чудес и деяний святого, воспринимается как синтетическое целое различных жанров -иконописи, лицевого шитья и миниатюры. Ярким примером такого жанрового ансамбля является икона с образом благословляющего Н. с т. н. Никейским чудом и 34 клеймами жития работы ярославского изографа уроженца Холмогор Семена Спиридонова (1684, ЯХМ), а также житийная икона с 24 клеймами (письма мастера Илариона Башки) из иконостаса ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ранее ее престол находился в деревянном Никольском храме на Пенье, ок. 1685, ЯМЗ). Сочетание крупного поясного образа с т.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Из Толгского монастыря происходят еще 2 иконы с изображением Богоматери типа «Умиление». Одна из них большая, другая по размерам близка иконе 1314г. По композиции они значительно отличаются от чудотворного, явленного образа и потому название Толгских, данное им в наши дни, можно считать условным, тем более, что оно исторически прочно закрепилось за иконой 1314г. По-видимому, они также были исполнены по заказу Прохора, и можно предполагать, что написаны обе тем же художником, который создал явленную икону. Возможность такого предположения основана не только на очевидном сходстве цветового решения всех трех икон. В системе исполнения некоторых незначительных на первый взгляд деталей обнаруживаются на этих иконах признаки, по существу, графологического значения, свидетельствующие о том, что все три памятника написаны одной кистью. В качестве примера можно указать на характер исполнения мелких пробелов-оживок, на рисунок звезды, украшающей чело Богоматери, на разделку каймы мафория и складок повоя. Преображение. Икона. Ок. 1516 г. Ярославль.163х117 см. ЯМЗ Большой образ Богоматери Толгской (Третьяковская галерея) необычен для русских икон. Богоматерь изображена в рост, восседающей на богато орнаментированном троне. Младенец стоит на коленях Матери и так же, как и на иконе 1314г., порывисто обнимает ее шею, прижимаясь к щеке. В верхних углах иконы, над троном, помещены фигуры летящих ангелов. По торжественности композиции икону можно сравнить с образом «Оранта – Великая Панагия». По-видимому, ей предназначалось такое же место в монастырском храме, какое занимала в придворном княжеском соборе великолепная икона начала XIII в. Об особом назначении большого образа «Толгской Богоматери» свидетельствует не только парадность композиции, но и размеры, порода и способ обработки доски. На полях иконы первоначально были валикообразные утолщения, сама она составлена из кипарисовых досок. По сравнению с иконой 1314г. в колорите образа Толгской тронной можно отметить большую красочность, обилие орнаментальных разделок, иную систему написания ликов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

по: Каменнов. 1887. Июль. С. 302). Первоисточником изображений крылатого И. П. является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...» (Мал 3. 1), к-рое в НЗ соотносится с личностью И. П. (Мф 11. 10; Мк 1. 2; Лк 7. 27). Согласно святоотеческому толкованию, И. П. стал обладателем естества, равного ангельскому, вслед. своего аскетического подвига: «…он жил почти подобно ангелам... тело его... хотя и дерзновенно сказать, уподобилось тому первоначально слепленному Творцом из земли... не знавшему естественных потребностей телу, в котором отпечатлен был ангельский образ, нисколько не отличавшийся от тончайшей тени вследствие чрезмерного воздержания. Кожа богоблагодатная, богоданная и издававшая великое благоухание от духа, цвела на нем и прикрывала его, как бы не отцвечивая плоть тучную и вещественную, но будучи как бы смешана и созерцаема на некоей невещественной сущности, не составленной из стихий. Волосы... прикрывали это ангеловидное и озаряемое благодатями Духа лицо» (Слово прп. Феодора Дафнопата на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и Крестителя Иоанна/Изд. и пер.: В. В. Латышев//ППС. 1910. Т. 20. Вып. 2(59). [Ч. 1]. С. 57-76. [Пункт] 20). Изображения И. П. Ангела пустыни создавались в XIV-XV вв., напр. икона из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище близ г. Коломны (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Однако наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерус. искусстве XVI-XVII вв. Можно выделить неск. изводов указанной иконографии, на всех И. П. с крыльями представлен фронтально или в небольшом развороте. 1. И. П. благословляет правой рукой, в левой держит развернутый свиток, напр., на иконах «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни»: из ц. Зачатия св. Иоанна Предтечи с. Городище; с житием в 16 клеймах (XVI в., ЯМЗ); с житием в 14 клеймах (2-я пол. XVI в., АМИИ); XVI в. (СПГИАХМЗ); кон. XVI в. из Ярославля (ГТГ); с житием в 18 клеймах из Борисоглебской ц. в г. Балахне Нижегородской обл.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАКТИОН (в схиме Варлаам?) (сер. XV в., Белоозеро - 1506, Ферапонтов мон-рь), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых). Сведения о Г. содержатся в Житии прп. Мартиниана Белозерского. Рассказ о «славных» учениках прп. Мартиниана списатель жития (по предположению В. О. Ключевского , автором древнейшей редакции жития мог быть ферапонтовский инок Матфей, составивший незадолго до Собора 1549 службу прп. Мартиниану) начинает с Г. В 1807-1811 гг. старообрядческий мон. Иона Керженский на основе жития и Степенной книги составил отдельное Житие Г. (находится в «Алфавите русских святых» - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 368-369 об.; Г. под 25 авг. упом. также в составленном Ионой Месяцеслове - Там же. Л. 19). Г. в молодости состоял на военной службе, затем пришел в Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , где был пострижен прп. Мартинианом в иночество. Будучи учеником преподобного, жил в его келье. Когда прп. Мартиниан стал стар и немощен, Г. носил его «на соборное пение». Прп. Мартиниан благословил ученика «на чюдное... и блаженное делание» юродства. Г. отличался крайним самоотречением. Блаженный не имел своей кельи. Выходя из церкви или трапезной, он следовал за кем-нибудь из монахов и если успевал попасть вместе с ним в келью, то оставался там до заутрени, а если находил дверь закрытой, то ночевал под дверью. Никогда ничего не просил и довольствовался тем, что из жалости давали ему старцы. Ферапонтовские монахи записали свидетельства о прозорливости Г. В 1489 г. он предсказал пожар в мон-ре, когда сгорела только что построенная трапезная и большинство построек. Во время пожара, узнав, что в келье свт. Иоасафа (Оболенского) , жившего на покое в Ферапонтовом мон-ре, хранилась некая драгоценная вещь, Г. бесстрашно вошел в пламя, осенив себя крестным знамением, и вынес это сокровище. На средства, спасенные блаженным, в 1490 г. в обители был построен и в 1502 г. расписан иконописцем Дионисием каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/161485.html

Но это заметила Р. А. Седова. Так, отнесенный Кучкиным к 1 изводу список ЯМЗ, 14966 не содержит имени Прохора в заглавии, но, тем не менее, ошибочно определяет участником Владимирского собора Ивана Калиту. И наоборот, в выявленном исследовательницей списке БАН, 21.3.3 имя Прохора в заголовке названо («Списано Прохоромь, епископом Ростовским»), но среди участников собора фигурирует великий князь Александр Михайлович . Очевидно, что в перечисленных случаях мы имеем дело с влиянием одних списков на другие, в результате чего и появились тексты, соединяющие чтения обоих изводов. Такие списки должны быть выделены в особый (Смешанный) извод. В результате исследования Р. А. Седовой количество выявленных списков Краткой редакции Жития митрополита Петра выросло до 23 6 . Но при этом список Егор., 637 упомянут дважды (под 7 и 17), причем в первом случае отнесен к XV в., во втором – к XVI в. Описание рукописей вообще неудовлетворительно: отсутствуют какие-либо обоснования датировок, не выработано никаких принципов классификации. В обзоре исследовательница забыла указать 7 списков, которые еще ранее были найдены Кучкиным (Син., 556; Син., 421; Чуд., 333; Больш., 420; Арх., 751; Арх., 752; Мазур., 903). Считая более верными чтения списков с именем Прохора в заголовке, исследовательница отнесла составление Первоначальной редакции к времени около 1339 г. Р. А. Седова решила, что если в списке БАН, 21.3.3 в заголовке читается имя епископа Прохора, а среди участников Владимирского собора назван великий князь Александр Михайлович , то этого достаточно, чтобы реанимировать идею об авторстве Прохора. Но в таком случае игнорируются все наблюдения, накопленные в ходе предшествующих исследований, касающиеся личности автора Жития Петра. Стоит повторить: о епископе Прохоре в тексте Жития говорится только в 3-ем лице, и сам он называется «преподобным». Уже поэтому Прохор не может быть признан автором памятника. Не мог Ростовский епископ, в те годы возглавлявший Русскую церковь , утверждать, что среди всех русских городов имеется только один «град честен кротостию, зовомый Москва» и что только здесь живет благочестивый князь Иван, «милостивый до святых церквей и до нищих, горазд святым книгам, послушатель святых учений».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородицы муж. мон-ря , и иеродиак. Никодиму (Пученкову), ректору С.-Петербургской семинарии, подготовить новое издание Четьих-Миней Д. Редакторы славянизировали язык «Книги житий...», сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок. Издание вышло в сент. 1759 г. в Киеве. Позднее Четьи-Минеи Д. печатались в Московской Синодальной типографии, реже в Киево-Печерской лавре. Несмотря на довольно регулярное переиздание, спрос на «Книгу житий...» в XVIII в. превышал предложение. Известен ряд списков отдельных томов, напр.: ЯМЗ. 105 по каталогу В. В. Лукьянова (сент.-нояб., 1-я пол. XVIII в.), РГБ. Овчин. 268 (март-май, 1775 г.), не говоря об отдельных житиях в составе сборников. На рус. язык труд Д. не был переведен, существует выполненная под ред. В. О. Ключевского переработка: «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». М., 1903-19112. 12 кн. Сент.-авг. Кн. доп. 1-2: Сент.-дек. М., 1908; Янв.-апр. М., 1916 (М., 1991-1994р. 12 кн., 2 доп.). " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) " Келейный летописец " свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. 957. Л. 1. об. - 2) Перу Д. принадлежат неск. служб святым. В 1694 г. по просьбе патриарха Адриана святитель написал службу 9 Кизическим мученикам для построенного в их честь в Казани в июле 1688 г. храма и при нем монастыря («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»), святитель также составил Слово в день памяти Кизических мучеников (29 апр.). По просьбе жителя Вел. Устюга И. Ф. Протодиаконова, окончившего в 1703 г. строительство в Вел. Устюге Георгиевского храма с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, Д. написал канон преподобным Антонию и Феодосию (1-е изд.: Канон прп. Антонию и Феодосию Печерским//ХЧ. 1859. Июнь. С. 427-435). Проповеди Уже на Украине Д. прославился как проповедник. Варлаам (Ясинский) в 1693 г.

http://pravenc.ru/text/178011.html

А. «Мъдра Пльсковская» и «Мъдра Дръсторская» - две Мундраги первой болгаро-венгерской войны//Славяне и их соседи. М., 2001. Вып. 10. С. 43, 54). В ряде списков, в т. ч. старших (см.: Шмидт. 1967. С. 355-362; Бобров. 2003. С. 145-148, 166-171), эта версия Сказания входит в подборку повестей о мон-рях и об отшельниках Афона и иногда сопровождается «Повестью о царице Динаре» ( Буланин. 1989. С. 363). Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (РГБ. Ф. 113. 659. Л. 360 об.- 363 об.; изд.: Бобров. 2003. С. 166-168). Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. записи устного рассказа паломника или прибывшего на Русь святогорца (ср.: Соболевский. 1903. С. 362-363; Буланин. 1989. С. 363), однако предположение А. Г. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом ( Бобров. 2003. С. 145-148, 153-154), носит умозрительный характер. Сказание включено (наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския...») в Троицкое собрание сочинений прп. Максима Грека (перечень списков см.: Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 273-274; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. тексты. Л., 1984. С. 234-235), однако атрибуция ему данного текста (см.: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 196-197. 327) крайне маловероятна, скорее ему принадлежит 2-я версия Сказания об И. и. (см. ниже). Пересказ 1-й версии Сказания об И. и. помещен в кн.: Казанский П. С. Слава Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 2. С. 172-175. Вероятно, не позднее сер. XVIII в. эта версия, названная «Сказание о Иверском монастыре», без к.-л. изменений, кроме нового заглавия, была отнесена к чудотворной Корсунской иконе Божией Матери (древлехранилище ЯМЗ. 622 по кат. В. В. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Изменяется не только стилистика памятников, но и характер технологических приемов их изготовления. Многообразие разных типов ярославских крестов, выполненных из серебра и золота, обусловлено, прежде всего, вкусами заказчиков и местных мастеров. Такие произведения церковной утвари тесно связаны с богатейшими местными традициями церковного искусства и убранством ярославского храма. Многочисленные сюжетные изображения на крестах XVI–XVIII веков чеканены в высоком рельефе или горельефе с ярко выраженным скульптурным характером и в большей степени ориентированы на образцы резьбы по дереву и камню. В многочисленных гравированных и чеканных изображениях на серебряных крестах разных типов можно видеть повторение иконографических изводов, встречающихся в ярославской иконописи и фресках. Список сокращений ГИМ – Государственный Исторический музей. ГММК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». ГТГ – Государственная Третьяковская галерея. РЯМЗ – Ростово-Ярославский музей-заповедник. ЯМЗ – Ярославский музей-заповедник. ЯХМ – Ярославский художественный музей. И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника В собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится выносной запрестольный крест мастера Салмана с резьбой по дереву и кости 358 . Крест является подписным датированным памятником эпохи Ивана Грозного, что делает его особенно привлекательным для исследователей. Ранее этот крест не раз упоминался в литературе, однако никогда не был предметом специального научного исследования. Первые упоминания о кресте встречаются еще в дореволюционной литературе. В 1887 году в Москве был издан каталог графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, составленный на основе описания древностей ризницы ярославского Спасского монастыря, где наряду с другими категориями «древностей» представлен и крест Салмана 359 . В каталоге помещена фотография фрагмента лицевой стороны креста и дано краткое его описание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010