Кресты запрестольные Большие запрестольные, или выносные, кресты устанавливались в алтаре храма к востоку за престолом на специальных деревянных подставках. Во время крестных ходов, в праздники, их обычно выносили из церкви наряду с особо чтимыми иконами, хоругвями и другими святынями. Подобные кресты были сделаны из дерева, нередко украшены тончайшей резьбой, чеканным, басменным серебром, камнями, жемчугом, костяными, иконописными или финифтяными клеймами с изображением «Распятия», праздников, святых. Запрестольный крест являлся центром храма и символизировал «Древо жизни» 341 . В XVI–XVIIIbekax в ярославских храмах встречались четырех- 342 , семи- и восьмиконечные запрестольные кресты. Семиконечный деревянный крест 1578 года (ЯМЗ) работы мастера Салмана происходит из Спасо-Преображенского монастыря 343 . По описям 1691 и 1727 годов этот выносной крест находился в Спасо-Преображенском соборе за престолом. По сторонам креста были две рипиды серебряные, ажурные, золоченые; здесь же – икона «Богоматерь Знамение» в серебряном окладе. Над престолом – сень деревянная, резная, золоченая, в ней висел голубь серебряный. В нижней части креста, под яблоком, сохранились остатки серебряной позолоченной басмы. Басма служила фоном и крепилась под костяными изображениями святых и праздников. Узкие деревянные полоски, обрамляющие костяные пластины на семиконечном запрестольном кресте, повторяют узоры басменных, чеканных и резных серебряных изделий. В описи 1651 года ярославской церкви Ильи Пророка упомянуты два запрестольных креста: «За престолом же два кр[е]сты выносныи резные позолочены, травы на одном прорезные» 344 . До нашего времени сохранился деревянный восьмиконечный запрестольный крест конца XVIIbeka (ЯХМ-985) с живописными «Распятием» и изображениями святых в серебряном золоченом чеканном окладе 345 . Кресты панихидные (канунницы) Восьмиконечные кресты с «Распятием», укрепленные в вертикальном положении на серебряной горке – «Голгофе», бытовали в ярославских храмах с конца XVIIbeka. Такой крест ставился на столике (кануне) с рядами мелких подсвечников, перед которым служили панихиды по умершим. К работе ярославского серебряника можно отнести панихидный крест 1691 года (ЯМЗ-7689) из церкви Власия г. Ярославля 346 . Деревянный резной крест, оправленный в низкопробное серебро, украшенный жемчугом, бирюзой и стеклами в гнездах, был укреплен на медной горке – «Голгофе».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Богослужение по Студийскому уставу просуществовало на Руси до XV в. Совершение служб суточного круга. Число служб суточного круга в XI–XIV вв., извест-ное из списков Студийского устава, подтверждается другими памятниками этого времени – «Стязанием с латинами» Георгия, митр. Киевского (XI в.), «Правилами» Uoahha I , митр. Киев-ского († 1089), посланием митр. Никифора († 1121) к киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу Мономаху и к волынскому кн. Ярославу Ярополчичу, «Вопрошанием» Кирика Новгородца (XII в.), житиями прп. Феодосия Печерского и святых благоверных князей Бориса и Глеба, написан-ными прп. Нестором Летописцем, и др. По сохранившимся славянским Часословам XIII–XIV вв., отражающим Студийский устав (РНБ. Q. п. I. 57; РНБ. Соф. 1052; ЯМЗ. 15481; Sin. Slav. 13; БАН. Археогр. ком. 171 и др.), можно реконструировать последования служб суточного круга, который состоял из утренних молитв («чина куроглашения»), заутрени (т. е. утрени), 1-го часа; 3, 6, 9-го часов, чина изобра-зительных, молитв перед обедом; вечерни; малого мефимона; великого мефимона; чина полу-нощного пения. Первые три службы и следующие пять служб объединены в два последования (утреннее и дневное). Малый мефимон соответствует первой части великого повечерия по Часо-слову Иерусалимского устава. Великий мефимон и чин полунощного пения являются келейны-ми правилами: первый – это чин пения двенадцати псалмов, второй – 17-я кафизма (непороч-ны). Все суточные службы имеют особые начала (см. Начало обычное), с молитвами и пс. 6. В списке ЯМЗ. 15481 сохранились также необычные последования 7, 8, 10, 11 и 12-го часов, здесь заутреня сопровождается молитвами свт. Кирилла Туровского . Последования вечерни и утрени Студийского устава – несколько короче, чем в Иеруса-лимском уставе, из-за меньшего объема гимнографических текстов и меньшего числа священни-ческих молитв: на вечерне – пять, на утрене – семь. Молитвы эти, согласно некоторым памят-никам, читались не подряд, а распределялись по разным частям службы, что отражает переход-ный этап формирования современных последований вечерни и утрени. Византийские священни-ческие утренние и светильничные молитвы первоначально появились в Уставе Св. Софии К-польской, они читались в определенных местах служб суточного круга Великой церкви, сильно отличавшихся по своему составу от служб монашеского Часослова. Удержавшись в Ев-хологиях и Служебниках (рукописи кон. XIV в. ГИМ. Син. 675, 900 даже содержат полные чины песненных вечерни и утрени, но это, видимо, исключительный случай), эти молитвы по-разному соединялись с совершенно отличным от софийского монастырским порядком службы – так возникали указания читать одну из молитв вечерни во время «Сподоби, Господи», другую – во время «Ныне отпущаеши» и др. Впоследствии все священнические молитвы вечерни и утрени стали читаться подряд в начале службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Заголовок: «Месяца декабря 21. Преставление иже во святых отца нашего Петра митропо(лита) Киевскаго всеа Русии, нова(го) чюдотворца». Использован список 1-го извода, в котором Иван Калита систематически называется «великим князем», Дмитрий Михайлович на Переяславском соборе считается просто «князем», Петр скончался «месяца декабря 20 день, на память святого Игнатия Богоносца », а из 2– го извода заимствовано сведение, что на Владимирском соборе присутствовал «князь великий Иван». В существующих изданиях Краткой редакции Жития митрополита Петра использованы, к сожалению, только тексты поздних изводов. Макарий (Булгаков) опубликовал список 2-го извода Соф., 1389 14 . Помимо модернизации орфографии, имеются и прямые ошибки: в рукописи значится «Феодора», напечатано «Федора»; в рукописи «стоя», напечатано «стояй»; в рукописи «камением», напечатано «каменем»; в рукописи «преставльшися», напечатано «преставшися»; в рукописи «нарецаемый», напечатано «нарецаемь»; в рукописи «предасть», в издании «предает»; в рукописи «некоему», в издании «некому»; в рукописи «слукому», в издании «слу (слух?) кому»; в рукописи «честно», в издании «что ся»; в рукописи «знамение», в издании «знамение его». Р. А. Седова опубликовала текст Жития Петра по списку 3-го извода БАН, 21.3.3 15 . Среди неточностей издания следует отметить неправильную нумерацию листов оригинала (указаны л. 118 об. – 126, а должны быть л. 118 об. – 122), текст издан в упрощенной орфографии, без воспроизведения особенностей оригинала, ошибки и описки оригинала исправляются без соответствующих оговорок. Так, в заглавии рукописи читается «Ростов», воспроизведено «Ростовским»; в рукописи – «на росу», в издании исправлено (без оговорок) – «на рогу»; в рукописи «на рере», в издании (без примечания) – «на реце»; в рукописи «върде», напечатано «в Орде»; в рукописи «не приехаша», напечатано «но приехаша», и т. д. Для научного изучения Жития митрополита Петра необходимо опубликовать текст Основного извода. Выбирая список для издания, приходится сталкиваться с определенными трудностями. Древнейшая рукопись Егор., 637, во-первых, дефектна, во-вторых, отражает более позднюю редакцию с добавленными чудесами 1347 и 1351 г. (такой же состав имеет и список Сол., 518 537). Следующий по старшинству список Больш., 430 существенно отредактирован с целью возвеличивания Ивана Калиты, а в списке Больш., 420 сохранился только первый лист. Поэтому приходится принять за основной список ЯМЗ, 15326 конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. Текст издается с учетом особенностей оригинала, вышедшие из употребления буквы древнерусского алфавита заменяются современными (но «е» сохраняется), титла раскрываются, надстрочные знаки вносятся в строку. Исправления производятся на основании списков Больш., 420 и Больш., 430 (что оговаривается в примечаниях). Краткая редакция Жития митрополита Петра по списку ЯМЗ, 15326

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если новый ряд 12 ночных псалмов действительно происходит из студийской практики, то можно предположить наличие связи между новым рядом псалмов и древней к-польской традицией акимитского богослужения, к к-рой в доиконоборческую эпоху принадлежал Студийский мон-рь (а если верно и это предположение, то «новый» (к-польский?) ряд ночных псалмов оказывается не менее древним, чем «древний», восходящий к егип. традиции). Можно также предположить, что недостающую дневную часть нового ряда следует искать в 12 «дневных часах» Часослова ЯМЗ. 15481, т. е. в «почасиях», или междочасиях, хорошо известных по различным Часословам и Следованным Псалтирям, включая современные. Принципы выбора псалмов в древнем и новом рядах не могут быть окончательно выяснены, пока не будет точно установлено происхождение обеих систем и их первоначальный вид. Тем не менее, сравнивая древний и новый ряды между собой, можно заметить, что только в новом ряду номера псалмов идут по возрастающей. С нумерацией, а не с содержанием псалмов, видимо, связаны и 2 др. закономерности, наблюдаемые в древнем и новом рядах: последовательные числа в выборе псалмов (в древнем ряду есть пары: 80-81 и 29-30; в новом: 39-40, 69-70) и соответствия номера псалма номеру часа (в древнем ряду для 8-го ночного часа выбран, согласно нек-рым источникам, Пс 8; для 6-го дневного часа - Пс 6). Однако главным критерием в выборе псалмов, судя по всему, было обязательное наличие среди стихов псалма темы непрерывной молитвы к Богу и/или указания на к.-л. время суток. Несмотря на то что присутствие, согласно палестинскому Часослову, шестопсалмий на великом повечерии и утрене (т. е. на 2 древних ночных службах), к-рые в сумме дают 12 псалмов, напоминает системы 12 псалмов древнего и нового рядов, связи между этими рядами и шестопсалмиями великого повечерия и утрени нет; нет связи и между древним рядом 12 дневных псалмов и 4 трехпсалмиями дневных часов палестинского Часослова. Молитвы и гимнография, сопровождающие ряды 12 псалмов Согласно прп. Иоанну Кассиану Римлянину, в «Правиле ангела» псалом каждого часа сопровождался молитвой; простая последовательность «псалом - молитва» фактически представляла собой основную структуру ежедневных последований. Основываясь на предположении о прямой связи древнего ряда 12 дневных и 12 ночных псалмов с древним егип. монашеским Часословом, можно ожидать, что в связи с этим рядом должна была сохраниться и соответствующая система суточных молитв. Однако древнейшие списки дневных и ночных псалмов ограничиваются лишь указанием их номеров, а в позднейших рукописях молитвы или не указываются, или указываются с очень большими вариациями от памятника к памятнику.

http://pravenc.ru/text/двенадцати ...

На левой ветви креста изображён Косма с надписью: ОАГИ[ОС] КОЗМА , справа – Дамиан с надписью: ОАГИ[ОС] ДА(МИ)АНЪ . Все венцы на поясных черневых изображениях святых выделены золочением. На боковой поверхности креста и оглавия в три строки гравированы названия мощей святых. По торцу креста внизу гравирована надпись: ПОЛОЖЕНИЕ НИКИТЫ СТРОГАНОВА . Литература: Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 40. 8. Крест тельный Инв. 1523 кп. 21 др. 631 пр. XVI век. Сольвычегодск. Серебро, кость, жемчуг; гравировка, скань, резьба, золочение. 3.3×1.8 см. Происходит из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Крест был в составе мониста («положение мирское»), подвешенного на иконе «Богоматерь Одигитрия» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора г. Сольвычегодска. Описание. Крест костяной, четырёхконечный, в серебряной оправе, с лицевой стороны, украшенной гравированным сетчатым узором. На лицевой поверхности в центре креста вырезано рельефное изображение Никиты, побивающего беса, вверху резная рельефная надпись: НИК . С оборота крест гладкий, серебряный белый. Между ветвями креста крепятся четыре жемчужины на спнях, ушко-кольцо для подвешивания широкое сканое. Литература. Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 28; Макаренко Н. Указ. соч. Пг., 1918. С. 131–132. Ил. 72. Список сокращений ГММК – Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». НГМ – Новгородский государственный объединённый музей-заповедник. СИХМ – Сольвычегодский историко-художественный музей. ЯМЗ – Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Действительный член Императорского С.-Петербургского археологического института П. С. Богословский Строгановский крест (начало XVII века) 1403 Строгановский крест открыт мною в церкви села Троицкого на Сылве, Пермского уезда. Он представляет собою нагрудный, шестиконечный, из литого серебра (сохранились следы золочения) крест. Длина его – 10,3 с., ширина всего креста – 6,6 с., ширина ствола – 1,5 с. Толщина креста неодинакова – 1 с. – 0,9 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

храм освятили. В его сев. части перед иконостасом была устроена новая рака над мощами К. По указу Новгородской духовной консистории от 18 мая 1861 г. ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского приписали к ближайшему Слутскому приходу, поскольку с 1845 г. в пустыни не было собственного причта ( Цветков. 1899. С. 310). В нач. XX в. в ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, расположенной в дер. Слутка, хранились иконы, книги и церковная утварь из Ксенофонтова мон-ря: образ Ксенофонта Робейского (XVI (?) в.), кипарисные кресты 1567 и 1662 гг. (один из них с неизвестными мощами), Евангелие 1694 г. и др. реликвии ( Силин. 1902. С. 630). К наст. времени из имущества Ксенофонтова монастыря сохранилось оловянное блюдо кон. XVII - нач. XVIII в. и 5 рукописных книг XV-XVII вв., хранящихся в РГИА и РГБ. К. упоминается в «Перечне Новгородских чудотворцев» (РНБ. Погод. 1940. Л. 32, XVIII в.; РНБ. Мих. Q 532. Л. 191, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и в др. поздних месяцесловах XVIII-XIX вв. Память святого указана в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Святый преподобный Ксенефонт, строитель Троицкаго монастыря 5 поприщ от Хутыня, ученик Варлаамов, преставися в лето 6770 (1262) июня в 28 день» (РНБ. Q. I. 603. Л. 22-22 об., XVIII в.; др. списки: РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 14-14 об., XVIII в.; «Повесть о российских святых угодниках» (РНБ. Q. I. 382. Л. 15 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД); «Перечень всех российских чудотворцев» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 105 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Сведения о «Ксенофонте, строителе Троицкаго монастыря, в десяти поприщахъ от Хутынскаго состоящаго» помещены в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807-1811 гг.). Составитель сообщил, что святой был учеником Варлаама Хутынского, преставился в 6740 (1232) г. Также память К. внесена под 26 янв. и 28 июня в святцы поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 35 об., 64 об.; 131. Л. 113, 215 об.). Запись о К. под 26 янв. находится в Четьих Минеях еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

Приими [си въходща –СТ] въ цр квь твою приими входща въ цр квь твою πρσδεξαι προσιοσαν τν κκλησαν и комждо еже на нихъ на полз [исполни] еже есть намъ на полз [исполни] κα κστου τ συμφρον κπλρωσον приведи вс на свршение и приведе вс ны въ страс твоемь κα γαγε πντας ες τελειτητα и достоины створи цр ствию твоем и достоины створи цр ствию си κα ξους μς πργα- σαι τς βασιλεας σου Благодатию и щедротами ко тво есть держава Χριτι κα οκτιρμος Близость к греческому оригиналу проявляется в чтении: приведи вс на свршение, а также в возгласе этой молитвы. Исходя из того, что первая группа рукописей точнее передает греческий текст, можно предположить, что в древнерусском богослужении эта молитва первоначально употреблялась как молитва за входящих в церковь , а позднее переместилась на Великий вход. Важно отметить, что в отличие от греческих евхологиев, где молитва Εεργτα κα τς κτσεως является самостоятельной молитвой Малого входа, в славянских служебниках она никогда не выступает в этой функции. Во всех последованиях ЛИЗ в качестве молитвы Малого входа используется молитва влдко ги бе нашь уставивыи на нбсехъ чины воиньства ангъ и арханглъ, а молитва Блгдателю всехъ находится на неисконном месте. Следовательно, в славянской традиции она была перемещена и стала использоваться в сходной функции – либо как молитва за входящих в церковь , либо как молитва входа в дьяконник, когда священнослужители перед совершением Великого входа отправляются за приготовленными для освящения Дарами в дьяконник (скевофилакию). Если принять во внимание, что славянский перевод лучше сохранился в тех служебниках, где эта молитва используется как молитва за входящих в церковь , то можно предположить, что это перемещение было раньше, чем перемещение к Великому входу. 4.4. Молитва Трисвятого Сте стыи бе нашь... Эта молитва имеется в греческой традиции только в ЛИЗ в евхологиях южноитальянского происхождения Barb. gr. 336, Греч. 226, Γ.β.IV, Γ.β.VII, Ζ.δ.II. В славянских источниках она находится исключительно в ЛВВ. При коллациях этой молитвы нами был обнаружен целый ряд разночтений, разделяющий эту молитву на две группы. К первой группе относятся служебники Соф. 520 , Соф. 521 , Погод. 36, Рум. 398, Син. 892, Син. 598, Соф. 526 , Син. тип. 40, ЯМЗ, ко второй – Солов. 1016 и СТ. Эти группы имеют ряд лексических разночтений, свидетельствующий, что у славян эта молитва после первоначального перевода подвергалась сверке с греческим текстом. Приведем примеры этих разночтений. Слева приводятся варианты первой группы, справа – второй:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как видно, разногласие по вопросу о духовном мире между Епископом Игнатием и Феофаном ничуть не поколебало высокого почтения последнего к первому, что само по себе уже побуждает нас склониться к заключению, что и в указанном случае по вопросу о духовном мире мы имеем дело не столько с разногласием, сколько с недомыслием или недоразумением, которое легко могло быть совершенно устранено личною беседою или даже перепискою Епископов-подвижников, если бы оно возникло уже не после смерти Игнатия Брянчанинова » 72 . 3 Например, с сентября 1847 г. по март 1853 г. владыка Филарет посещал обители своей епархии более 150 раз. 4 Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 66. 19 Письма 1 и 2 – РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 2. Письмо 3 – РГБ ОР. Ф. 425. С 4. 11 – публикуется впервые. 26 Параскева Михайловна Толстая. – О ней см. Настоящее издание, т. 8, с. 95, письмо 3. (Далее – т. 8) 32 Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, ф. ЯМЗ-1542; письма были переданы Музеем Издательству им. Святителя Игнатия Ставропольского при Храме Сошествия Святого Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище и этим Издательством переданы для публикации в Настоящем издании. – Примеч. О. Шафрановой.. 38 Проектировал храм И. И. Горностаев (1821–1874) – академик архитектуры; см. также примеч. на с. 313 39 …архитектором Горностаевым… – А. М. Горностаев, дядя И. И. Горностаева; об А. М. Горностаеве см. с. 578–579 41 14 августа 1866 г. Николо-Бабаевский монастырь посетили Государь Цесаревич Александр Александрович (будущий Император Александр III) и Великий Князь Владимир Александрович 42 Храм во имя Иверской Божией Матери в Николо-Бабаевском монастыре был освящен 8 сентября 1877 г 43 Домашняя беседа. СПб., 1865. 46. С. 1344–1345; см. письмо Святителя 25 к Преосвященному Нилу. 47 Архиепископ Гедеон (в миру Георгий Иванович Вишневский; 1797–1849) – с 1834 г. – епископ Полтавский и Переяславский, с 1844 – архиепископ. 49 Алексей Александрович Волоцкой (1806–1875) – сенатор, генерал-лейтенант, губернатор Ставропольского края, вологодский уроженец, хороший знакомый святителя Игнатия еще с детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В рус. иконописи позднего средневековья сложилась самостоятельная традиция изображения обретений главы св. Иоанна Предтечи. Выделяются 3 памятника 2-й пол. XVI в.: ярославская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 20 клеймах» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) (1551, ЯМЗ), икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из Борисоглебской ц. в Балахне (XVI в., НГХМ) и икона «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 16 клеймах» из Троицкой ц. с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ). Представленная на иконах история обретений, по-видимому, восходит к единому литературному источнику и разделена на 3 эпизода: в 1-м изображена расщелина-пещера, в к-рой лежат 1 или 3 спящих монаха, к ним склоняется И. П., сообщая о местонахождении святыни; во 2-м клейме 2 монаха выкапывают св. главу с помощью заступов (на иконе из Нёноксы монахи обретают главу в 8-угольном саркофаге); в 3-м эпизоде снова изображены двое спящих, к-рые лежат друг за другом, а под ними в пещере - глава И. П., окруженная нимбом, над спящими склоняется И. П. (на ярославской иконе главы нет, один спящий монах в расщелине). На иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 24 клеймах» из московской ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК) история 1-го и 2-го обретения главы И. П. представлена в 6 клеймах цикла: «Первое обретение главы монахами. Передача честной главы горшечнику», «Бегство горшечника в Эмесу», «Сокрытие честной главы св. Иоанна Предтечи еретиком Евстафием», «Сон игум. Маркелла. Второе обретение», «Сон архим. Геннадия о пшенице. Возвещение епископу об обретении», «Перенесение честной главы в Маркеллов монастырь в Эмесе. Чудо с пресв. Малхом». Изображение чуда с пресв. Малхом аналогично позднему изображению на палехской иконе «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с житием в 6 клеймах» из собрания Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина), где оно включено в композицию 3-го обретения. Изображение «Сна архим. Геннадия о пшенице» на иконе из ГМЗК является уникальным.

http://pravenc.ru/text/471450.html

315 «Распятие» на напрестольных крестах «московского» типа XVI–XVIIbekob отличается от ярославских и новгородских образцов ярко выраженной статичностью. Пропорции фигуры Христа стали другими. Удлиненная прямолинейная и хрупкая фигура Христа, словно застывшая, дана без малейшего движения, руки почти не согнуты в локтях и раскинуты под прямым углом к корпусу, также прямые и ноги, не согнутые в коленях. Можно предположить, что образцам для «Распятий» на серебряных чеканных крестах «московского» типа послужили иконы письма Дионисия. Например, «Распятие» письма Дионисия 1500 года (ГТГ) из Павло-Обнорского монастыря (см.: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVIbeka. М., 1983. С. 123. Илл. 124). Такие фигуры «Распятий» с двумя ангелами вверху чеканены на серебряных напрестольных крестах московской работы, являющихся царскими вкладками. Это – крест 1594 года (ГИМ) (см.: Каталог выставки ГИМ «1000 лет русского золотого и серебряного дела», проходившей в Финляндии в г. Хельсинки. Эспоо, 1991. Илл. 6). Окончание нижней части ствола креста первой половины XVII века, если смотреть на него фронтально, имеет закругление, а на рукоятях с лицевой стороны гравированы вкладные надписи, что является характерным признаком московских образцов. Это – крест 1623 года (РЯМЗ) из Успенского собора г. Ростова (изображение креста см.: Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия Т. 1. Ярославль – Рыбинск. С. 73); 1623 года (ГММК-мр9979) из Николо-Угрешского монастыря (Каталог выставки «1000-летие русской художественной культуры». М., 1988. Илл. на с. 222. Кат. 305. С. 392); 1652 года (ЯМЗ-7870) из Успенского собора г. Ярославля; 1655 года (ГММК-мр4977) из церкви Покрова Богоматери села Покровского (Каталог выставки «1000-летие русской художественной культуры». М., 1988. Илл. на с. 222. Кат. 310. С. 392–393). 316 Бурдакова Е. В. Произведения из серебра с надписями в собрании Ярославского музея-заповедника//Художественный металл России. М., 2001. С. 94.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010