Илии с избранными, в т. ч. русскими, святыми, находившегося в Галерее икон Я. Морсинка, Амстердам (1-я пол. XVII в.; Morsink. 2006. N 29. P. 120-121). В иконографическом типе, характерном для московского искусства кон. XVI-XVII в., они изображены на нижнем поле житийной иконы святых князей Василия и Константина Ярославских (композиция посл. четв. XVII в., дополнившая более ранний образ) из Успенского собора в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 118. С. 42-59); с их фигурами соседствуют образы Владимира, Бориса, Глеба, Георгия Владимирского, Димитрия Угличского, муромских и псковских князей, а также Александра Невского, причем Черниговские чудотворцы расположены сразу за Владимиром и его сыновьями, что перекликается с замыслом строгановской пелены. Уникальной иконографией отличается миниатюра Синодика 1656 г. из Спасского мон-ря в Ярославле (ЯМЗ), где М. В., Феодор, Борис, Глеб и псковские князья показаны на ветвях генеалогического древа, у основания которого стоят Владимир и Ольга ( Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский мон-рь в Ярославле. М., 2003. Ил. на с. 20). Не позже сер. XVII в., при царе Алексее Михайловиче, образы М. В. и Феодора появляются в декоре знамен сотен Государева полка, представлявших собой серию живописных образов святых воинов, царей и рус. князей верхом на конях ( Голованова. 2011. Т. 2. С. 189-199). Черниговские святые с крестом и мечом в руках были изображены на разных знаменах. Знамена с их фигурами упомянуты в источниках 60-х гг. XVII в.; в 1675 г. они вместе с др. знаменами были заменены новыми. Образ М. В. был исполнен Богданом (Иваном) Салтановым, а образ Феодора - Дорофеем Ермолаевым Золотарёвым ( Яковлев. 1865). В совокупности знамена составляли композицию, аналогичную по замыслу иконе сер. XVI в. «Благословенно воинство Небесного Царя», но в этой живописной серии более отчетливо выразились идеи военной помощи св. воинов и рус. князей Московским государям и незримого участия святых в сражениях. Вместе с тем ансамбль знамен с образами Черниговских чудотворцев актуализировал древние представления о святых сродниках, унаследованные родом Романовых от династии Рюриковичей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

В XVIII в. корпус Ж. л. поддерживался в первую очередь за счет неоднократного переиздания «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского. в 1741 г. Святейший Синод поставил задачу исправить этот труд с целью приведения в соответствие с требованиями « Духовного регламента », на эту работу справщикам потребовалось ок. 15 лет. Впосл. «Жития святых» свт. Димитрия переиздавались без существенных изменений: в 1756-1759, 1762, 1764, 1767, 1789, 1805, 1837, 1888 гг.; в 1757 и 1764 гг. труд был опубликован в Киеве, в 1824 и 1849 гг.- в Ростове. В XVIII в. традиц. Ж. л. продолжала развиваться у старообрядцев, в частности в рамках выговской книжной школы (см. Выголексинское общежительство ). Стараниями 1-го выговского уставщика Петра Прокопьева были составлены Минеи-Четьи, не включавшие собственно старообрядческих текстов, но отличавшиеся от аналогичных собраний подбором житий (см.: Барсов Е. В. Четьи-Минеи братьев Денисовых//Сб. ст. в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 677). В XVIII в. был создан ряд каталогов рус. святых с краткими биографическими справками. Вероятно, во 2-й пол. столетия были составлены «Книга, глаголемая Описание о российских святых» (опубл.) (вариант: «Книга, обдержащая в себе собрание всех российских святых и чюдотворцов») и близкая к ней «Повесть о российских чудотворцах» (РНБ. Q.I.382). Эти труды включают небольшие справки о рус. святых, распределенные по регионам. Возможными источниками (или прототипами) этих сочинений можно считать месяцесловные иконописные подлинники (известны с кон. XVI в.) и алфавитные перечни-указатели к ним, возникшие, как предполагает Г. В. Маркелов, в сер. XVII в. ( Маркелов Г. В. Святые Др. Руси: Мат-лы по иконографии (прориси и переводы, иконописные подлинники). СПб., 1998. Т. 2: Святые Др. Руси в иконописных подлинниках XVII-XX вв. С. 5-6), и святцы с летописью (известны с сер. XVII в.). Вероятно, под влиянием этих каталогов русских святых в рукописной традиции XVIII в. появились разнообразные перечни подвижников, составленные по епархиям, в алфавитном порядке или иным образом, а также своды сведений о чудотворных иконах. В старообрядческой среде создавались месяцесловы рус. святых и агиографические памятники, посвященные не только старообрядческим учителям («Виноград российский» Семена Денисова), но и всем святым («Слово воспоминателное о святых чудотворцех» того же автора). В нач. XIX в. мон. старообрядческого Керженского мон-ря Иона (см. Иона Керженский ) составил обширный «Алфавит по числам каждаго месяца начиная с сентября всем российским чудотворцам с означением празднеств явлениев (так! - Авт.) Богородичных икон и тех, кои были до введения в Россию христианской веры» (ЯМЗ. 15544, 1807-1811 гг.). По-видимому, одновременно с «Алфавитом...» создавались и др. старообрядческие своды, содержащие данные о всех святых, в частности, были написаны «Бабушкинские святцы» (БАН. Дружин. 131(164)), включающие сведения о рус. святых и о чудотворных иконах (зачастую под неверными датами).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Ист.: Крылов А. Село Смоленское на Бору, что прежде Смоленский муж. мон-рь//Ярославские ЕВ. 1860. 24. Ч. неофиц. С. 214-220 (отд. изд.: Ярославль, 1860); Владимирский Г., свящ. Повесть о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери, называемой Одигитрии, и о создании мон-ря, в трех верстах от г. Ярославля, за Волгою рекою во имя Ея//Там же. 1877. 6. Ч. неофиц. С. 41-46; Сказание о иконе Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Одигитрия, иже обыче нарицатися Смоленския, и о создании мон-ря во имя Ея//Там же. 1892. 20. Ч. неофиц. Стб. 310-317; Руди Т. Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, мон-ря под Ярославлем//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 378-383. Лит.: Лествицын В. И. Романовские моленные часовни, с гробницей Онуфрия юродивого, в 1739 г.//Ярославские ГВ. 1871. 51. Ч. неофиц.; Мизеров А., свящ. [Могила Романовского юродивого Онуфрия блаженного]//Ярославские ЕВ. 1879. 42. Ч. неофиц. С. 336; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. Стб. 569; Горшкова В. В. Иконы Толгской Богоматери со «Сказанием» в музейных коллекциях Ярославля//СРМ. 1993. Вып. 5. С. 92-95; Христианство: ЭС. 1995. Т. 3. С. 660; Шабасова О. И. Культурные и ист. традиции Толгского мон-ря по мат-лам ярославской книжности XVII-XVIII вв.//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство: Ст., реф., публ. СПб., 1997. Вып. 1. С. 38-47; Руди Т. Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, мон-ря под Ярославлем//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 359-384. Т. Р. Руди Иконография Изображение О. в настоящее время известно только на клеймах уникальной выносной иконы XVIII в. (ЯИАМЗ. ЯМЗ-40907), к-рая происходит, вероятно, из Смоленского, что на Бору, мон-ря, находившегося под Ярославлем (сведений о происхождении иконы в учетных документах музея нет). В центре лицевой стороны - прямоугольная выемка для вставки иконы (не сохр.); по сторонам предстоят на облаках архангелы Михаил и Гавриил; вверху - образ Св. Троицы (Сопрестолие). Навершие иконы декорировано орнаментом с Голгофским крестом. На оборотной стороне помещен образ св. Иоанна Предтечи Ангела пустыни.

http://pravenc.ru/text/2578459.html

Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому митр. Павлу свидетельствует, что в XVII в. вопрос о канонизации Г. поднимался неоднократно. В 1667 г. на Большом Московском Соборе архиеп. Симон предлагал для свидетельствования Житие Г. и др. Вологодских святых. Собор постановил «толко в поминовение о них в обителех их творити». В 1669 г. настоятель Свято-Духова мон-ря игум. Сергий просил патриарха Иоасафа II об освидетельствовании мощей Г. и о дозволении вместо панихиды петь ему молебны. Патриарх Питирим предписал в 1673 г. произвести освидетельствование мощей и дознание о чудесах преподобномученика. Видимо, это не было исполнено, поскольку в 1691 г. игум. Авраамий, насельники Свято-Духова мон-ря и вологжане, «всяких чинов люди», били челом патриарху Адриану об освидетельствовании чудес и о последующей канонизации 3 Вологодских чудотворцев, в т. ч. Г. Патриарх направил Вологодскому архиеп. Гавриилу грамоту с повелением «про тех святых… известие сотворити… и каковые от них бяху чудеса». В ответной грамоте архиепископ писал, что о святых «известия совершеннаго несть», как нет и достоверных сведений о чудесах. Окончательное решение патриарха было следующим: «Из земли мощей их… изымати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем». Однако в 1697 г. по повелению архиеп. Гавриила был обретен нетленный гроб Г., открыть его не дерзнули. Несмотря на отсутствие акта о канонизации, почитание Г. было широким и устойчивым. Имя Г. включено без указания даты в Месяцеслов Симона (Азарьина): «Затворник Галактион, иж на Вологде, иже прорече гражданом от литвы разорение, и бысть тако, и сам ту ж убиен бысть» (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 335 об.). «Преподобный Галактион, затворник Знаменскаго монастыря» упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1811 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) включил имя преподобномученика в «Перечень угодников Вологодской епархии» (Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, Ч. 1. Вып. 3. 303 (11914), XIX в., на л. 92 этого сборника помещен тропарь святому). Под 24 сент. имя Г. указано в Месяцеслове старообрядческого мон. Ионы Керженского , в «Алфавите» мон. Ионы помещено краткое житие святого (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 2 об., 1807-1811). Акафист и молитва святому помещены в сборнике XIX в. из Вологодского обл. музея (Памятники письменности. Ч. 1. Вып. 3. 344 (26441)). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова) .

http://pravenc.ru/text/161479.html

Возводили его из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню. Пол храма застилали разноцветные майоликовые плитки, двери сияли золоченой медью. К моменту освящения собор имел утварь и иконы. Из Ярославских икон XIII в. известен образ Ярославская Оранта – Богоматерь Великая Панагия, который хранится теперь в Третьяковской галерее. В Византии подобное изображение Богоматери Оранты с медальоном Спаса Еммануила на груди было реликвией знаменитого Влахернского храма, почиталось защитой стен Константинополя, палладиумом Императорского дома. На Руси изображения Оранты – Великой Панагии получили распространение, по-видимому, только в конце XII – 1-й половине XIII в. и, судя по дошедшим до наших дней памятникам, их также считали образами, покровительствующими княжеской власти. Подобное значение приписывалось и великолепной иконе из Ярославля. В придворном храме она была в числе главных святынь и помещалась в алтаре на горнем месте (см. илл. выше). Христос Вседержитель. Икона. 1-я пол. – сер. XIII в. Ярославль. 45х37 см. ЯМЗ. Находилась в Успенском соборе Ярославля Икона «Оранта – Великая Панагия» была последним даром Константина Ярославлю. Устраивая волжский город, он следовал его основателю – князю Ярославу Мудрому. И вполне вероятно, что величественный алтарный образ «Оранта – Великая Панагия» для Успенского собора «на княжем дворе» был заказан Константином по примеру мозаического изображения Богоматери Оранты в алтаре Софии Киевской и фрескового изображения Богоматери Знамение в алтаре церкви Спаса Нередицы. Занимая место в центральной апсиде, Богоматерь на иконе представала в образе Градодержицы и Премудрости, ограждала «непреоборимым щитом» – изображением Спаса Еммануила на золотом диске – новую удельную столицу от посягательств извне. Композиция иконы необыкновенно торжественна. Богоматерь представлена в позе Оранты, стоящей на овальном красном ковре, затканном богатым травным узором. На груди Богородицы – золотой диск славы, в котором изображен Отрок Христос, благословляющий молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

ГИМ, Москва Хлудовское собр. 117 – «Служебник прозвитера Николая». Конволют: служебник конца XIII в., не ранее 1282 г. (л. 1–6:15–57), среднеболгарский, далее Евангелие XIV в. (л. 7–14:58–213), сербского письма, 8°, 213 л., пергамен, полуустав. Начальные листы рукописи – палимпсест на глаголице XI в. На ектениях л. 56 об., 57 упоминается краль Стефан Милутин (время правления 1282–1321). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 656–661]. Далее Хлуд. 117. Первая половина XIV в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, O.n.I.4 – ок. 1342 г., 8°, 37 л., древнерусский, пергамен, устав. На первом листе помета «в лет(о) раба б(о) ж(ия) Наста(сья)... сменовая преставися» [Гранстрем 1953: 48–49]. ЛИЗ. [ПС 1966, 1086]. Часть рукописи находится в Художественной галерее Уолтерса, г. Балтимор, США: Walter Art Museum (W. 548) [Афанасьева 2009: 48–55]. Далее O.n.I.4. ОСРК, Q.n.I.67 – ок. 1316 г., 4°, 89 л., древнерусский (Псков), пергамен, устав. На л. 40 запись о смерти княгини Марии Довмонтовой (1317 г.). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 591]. Далее Q.n.I.67. ГИМ, Москва Синодальное собр. 605 – «Служебник Антония Римлянина», 4°, 30 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [ПС 1966, 598]. Далее Син. 605. Уваровское собр. 46 – 1-я половина (начало?) XIV в. (л. 1–31:36–92), среднеболгарский, XV в. (л. 32–35) сербский, 8°, 92 л., пергамен (л. 1–31:36–46), бумага (л. 32–35). ЛИЗ, ЛВВ. [NCXVд: 45]. Далее Увар. 46. Уваровское собр. 574 – середина XIV в., 8°, сербский, крупный устав, бомбицина. ЛВВ. Передатировка рукописи с XVI в. [Леонид 1893: 6] на XIV в. принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее Увар. 574. Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, София, Болгария НБКМ 590 (24) – 8°, 23 л., среднеболгарский, пергамен, полуустав. Фрагмент ЛВВ. [Цонев 1923: 102–117]. Уточнение датировки первой половиной XIV в. принадлежит А. А. Турилову на основании того, что почерк этого служебника отождествляется с одним из писцов Норовской Псалтыри [Турилов 2012: 308]. Далее НБКМ 590. Ярославль Ярославский музей-заповедник, 15472 – 8°, 142 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ, ЛВВ. [ПС 469]. Уточнение датировки второй четвертью XIV в. на основании поминовения за упокой архиепископа новгородского Давида (1325) на л. 62 принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее ЯМЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах - Вел. Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для Ж. и. таких чтимых святых, как свт. Николай или вмч. Георгий. Создавали Ж. и. и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, напр. в Вел. Новгороде прп. Варлаама Хутынского (икона ок. 1560, ГРМ). Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» из ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря (ок. 1560, НГОМЗ). Среди новгородских Ж. и. Николая Чудотворца необходимо отметить икону «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из г. Боровичи (кон. XVI в., НГОМЗ), некоторые клейма к-рой, напр. «Явление свт. Николаю Св. Духа», неизвестны по др. памятникам, а распространенные сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов св. жен, среди к-рых - редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской ц. (1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Псковские Ж. и. свт. Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На 2 иконах (из ц. свт. Николая с Усохи, 40-е гг. XVI в., ГРМ, и 2-я пол. XVI в., ПИАМ) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери свт. Николая», лит. основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Т. 2. Стб. 716; сюжет о Мономахе, Отроке и Сырчане отразился затем в балладе А. Н. Майкова «Емшан» и в былине Б. В. Шергина с тем же названием). Автор созданного, по-видимому, между 1238 и 1246 гг. «Слова о погибели земли Русской» ностальгически замечал, что именем В. В. половци «дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не вьехал, а немци радовахуся, далече будучи за Синим морем… а кюр Мануил цесарегородскыи [анахроническое упоминание наиболее воинственного визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180).- А. Н.] опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял». Т. о., очевидно, что уже в домонг. время появилась основа для формирования панегирического предания о визант. царских дарах В. В., к-рое в 1-й пол. XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских» приобрело законченную форму - о визант. происхождении т. н. шапки Мономаха как коронационной инсигнии Русского гос-ва. А. В. Назаренко О церковном почитании В. В. известно мало. В ряде списков нестишного Пролога южнослав. происхождения XIII-XIV вв. отцом блгв. кн. Мстислава Владимировича назван «святой Владимир» (ГИМ. Увар. 70. Л. 223 об.- 224, XIII в.; ГИМ. Хлуд. 191. Л. 119-119 об., XIV в.; Берлинский Пролог -Staatsbibliothek. Ms. Slav. Wuk 38. Л. 164-164 об., XIV в.). Возможно, здесь ошибочно имеется в виду равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич . Память В. В. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.) и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день». В старообрядческом Месяцеслове Ионы (Керженского) память святого указана под 19 марта (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 10. В 10 , 1807-1811 гг.). В том же сборнике, в «Алфавите русских чудотворцев» Ионы (Керженского), помещена память с краткой заметкой о житии В. В., где сообщается, что он «в древлеписменных же месяцесловах почитается во святых, памятию марта в 19 день».

http://pravenc.ru/text/159100.html

Таким образом, создание Минейной редакции Жития Федора Ярославского в целом виде можно относить к 1505–1520-ым годам, оригиналом считать рукопись Троиц., 466, а автором признать Михаила Медоварцева (возможно, священника монастыря Николы Старого в Москве). Перечислим списки Минейной редакции, которые удалось выявить к настоящему времени: 2) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 640. Сборник (л. 43–45 об.), 20-е годы XVI в. Сборник переписан писцами Иосифо-Волоколамского монастыря. Филиграни интересующей нас части: Два варианта руки под пятиконечной звездой – Брике, 11171 (1520 г.), 11172 (1525–1548 гг.); Рука под шестиконечной звездой – типа Брике, 11165 (1505 г.). Из состава Минейной редакции представлена только первая часть (Проложная статья). 3) РНБ, Софийское собр., 1358. Сборник (л. 202–204), 20-е годы XVI в. Филигрань: Рука под звездой – типа Брике, 10718 (1499– 1500 гг.). Из состава Минейной редакции представлена только первая часть (Проложная статья). 4) ЯМЗ, 15022. Сборник житий святых и похвальных слов на сентябрьскую половину года (л. 54 об. – 60 об.). Месяцы с сентября по ноябрь писаны одним почерком на бумаге 20-х годов XVI в. Филиграни: Единорог (два варианта) – Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Олень под цветком (два варианта) – Брике, 3319 (1522 г.); Цветок под короной -Лихачев, 1617, 1618 (1523 г.). 5) РНБ, Софийское собр., 1317. Софийский список Великих Миней Четьих на сентябрь (л. 337–338 об.), 30-е годы XVI в. (рукопись вложена в 1541 г. архиепископом Макарием в Новгородский Софийский собор). 6) ГИМ, Синодальное собр., 986. Успенский список Великих Миней Четьих (л. 578–580 об.), 40-е годы XVI в. По этому списку текст опубликован 546 . 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1448. Сборник (л. 40–47 об.), 30– 40-е годы XVI в. Филиграни: Единорог – типа Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1050 (1530– 1545 гг.). 8) РНБ, Соловецкое собр., 500 519. Минея четья на сентябрь (л. 263–267 об.), 3-я четв. XVI в. Филигрань: Рука под короной с шестью фестонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память Г. особо чтилась в Соловецком мон-ре. В соловецкий синодик XVII в. был включен помянник Г., содержащий 1045 имен. Соловецкий писатель сер. XVII в. инок Сергий (Шелонин) в 8-й песни канона рус. святым прославляет Г. вместе с др. святителями: «Макария, блаженьству тезоименитаго, святителем славу, со Афанасием Филиппа, и Геронтия, и Даниила, с ними же и Геннадия воспоем, животныя светилники» ( Сергий (Шелонин), инок. Канон всем русским святым/Подгот. текста О. В. Панченко//АиО. 2002. 2 (32). С. 176). В Похвальном слове рус. святым (40-е гг. XVII в.) инок Сергий называет Г. борцом с ересью ( Сергий (Шелонин), инок. Похвальное слово русским преподобным/Подгот. текста О. В. Панченко//АиО. 2001. 2 (28). С. 176; Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. [Ст. 1]: «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 579). Имя Г. среди Новгородских святых встречается в «Описании о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. Прил. Стб. III; Описание о российских святых. С. 261-262). В «Алфавите русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (1807-1811) о Г. записано: «И в древлеписьменных месяцесловах почитается он во святых» (ЯМЗ. 15544. Л. 205 об.). Е. Е. Голубинский называет Г. среди Новгородских владык, к-рые стали почитаться в Новгороде после Собора 1549 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 350). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рого было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор установлен ок. 1831), в Собор Московских святых, в Собор Карельских святых (установлен в 1974). Соч.: Послание к Иоасафу, архиеп. Ростовскому и Ярославскому//ЧОИДР. М., 1847. 8. Смесь. С. 1-6; То же// Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. С. 315-320; [Грамота соборному духовенству Новгорода 30 нояб. 1485 г.]// Макарий (Миролюбов), архим.

http://pravenc.ru/text/162054.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010