Ярославские восьмиконечные напрестольные кресты XVI–XVII веков выделяются среди крестов, выполненных в других древнерусских художественных центрах, легкой и тонкой формой своих ветвей, отличающихся от более широких и массивных новгородских и московских крестов XVI–XVII веков. И еще одно отличие «ярославского» типа напрестольного креста заключается в своеобразии изображения «Распятия». Рельефная фигура Христа дана в легком изгибе с распростертыми руками и напоминает букву «Т». Особенное выразительные голова, плотно прижатая к правому плечу, и тонкие руки с изгибом в локтях, раскинувшиеся в стороны. Можно выделить несколько ярославских напрестольных крестов второй половины XVI – первой половины XVIIbeka с аналогичной фигурой Христа. Это деревянный рельеф креста в сканном серебряном окладе XVIbeka (ГММК-16662) 308 ; рельеф тиснения серебряного креста XVIbeka (ЯМЗ-7670) 309 ; чеканный рельеф серебряного креста 1630 года 310 (ЯМЗ-7859) (илл. 2);чеканный рельеф золотого креста 1630 года (ЯМЗ-7879) 311 (илл. 8) и серебряное «Распятие» на кресте XVIIbeka (ЯМЗ-7672) 312 . Такие рельефы «Распятий» ярославских напрестольных крестов близки изображениям на каменных крестах XVIbeka, бытовавших в Ярославских землях, например, на резном кресте из белого камня, происходящем из Тутаева (б. Романов-Борисоглебск) 313 . Иконография и характер пластики «Распятий» на ярославских крестах отличается от «Распятий» на новгородских 314 и московских 315 напрестольных kpecmaxXVI–XVIIbekob. К концу XVII–XVIIIbeky форма ярославского напрестольного креста меняется, он становится более массивным, шестиконечным, с трехлопастными завершениями ветвей. Такой крест формой и декором приближается к столичным образцам. На концах ветвей и в нижнем перекрестии в картушах чеканятся или гравируются многофигурные сцены из Евангелия. К таким предметам относится, например, серебряный напрестольный шестиконечный крест 1695 года из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (ЯМЗ-7857) 316 . С лицевой стороны в центре здесь чеканено крупное «Распятие», вокруг которого в дробницах в форме трилистников чеканены: внизу – «Тайная Вечеря», справа – «Снятие с Креста», слева – «Положение во гроб» и вверху – «Воскресение, Сошествие во ад».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

317 Изображение креста см.: Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия Т. 1. Ярославль – Рыбинск. С. 169. 318 Например, напрестольные кресты 1726 года (ЯМЗ-7659), 1737 года (ЯМЗ-7972), 1780 года работы Ф. Тукалова (ЯМЗ-7860). 319 Гольберг Т. Г., Мишуков Ф. Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков. М., 1967. С. 115. 321 Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка//350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1650–2000 гг. Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 127. 322 На кресте 1657 года (ЯМЗ-7892) открытым оставлено только иконописное изображение «Распятия» на лицевой стороне креста. См.: Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. С. 206. Ил. 23. 323 Козляков В. Н. Толгский монастырь XVIIbeka и его вкладчики//Ярославская старина. Ярославль, 1992. С. 20. 324 На рукояти креста гравирована надпись: «СЕЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ЯРОСЛАВСКАГО КАЗАНСКАГО ДЕВИЧЬЯ МОНАСТЫРЯ В СЕЙ КРЕСТ ВЛОЖИЛ СВ МОЩИ АРСЕНИЙ МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И ЕРОСЛАВСКИЙ В 1761 ГОДУ ОКТЯБРЯ В 9 ДЕНЬ ТЩАНИЕМ И РАДЕНИЕМ ТОГО МОНАСТЫРЯ СВЯЩЕННИКА ИОАННА ЛЮГОРИНА ДА ДВОРЯНИНА СЕМЕНА ЛЕОНТЬЕВА СЫНА ТИХМЕНЕВА» . Размер креста 37х22 см. На лицевой стороне чеканено «Распятие», ниже – «Воскресение», на концах перекрестия – «Снятие со креста» и «Положение во гроб», под «Распятием» – «Тайная Вечеря». На рукояти чеканены орудия казни. На обороте в шести круглых клеймах гравированы наименования вложенных в крест мощей (Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. 88–89. В публикации крест назван – «воздвизальный»; Архив ЯМЗ. «Первая инвентарная книга Отдела религиозного культа Ярославского губмузея». 1923 г. 83. В рукописи крест назван – «осеняльный»). 327 Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 70; Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. 121. 329 Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до конца XVIIcmoлemuя. СПб., 1853. С. 51; Сахаров И. П. Обозрение русской археологии. СПб., 1851. С. 19; Игошев В. В. Новгородские водосвятные чаши XVI–XVIIbb.//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVIIbb. М. (в печати).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

301 Сохранилась только одна половина этой каменной формы размером 72х78 мм. Справа на форме вырезан в контррельефе четырехконечный крест с килевидными окончаниями ветвей. Об этих крестах будет сказано ниже в разделе о ярославских крестах-тельниках первого типа. С левой стороны на пластине вырезан крест-тельник другой формы. Изображение подобного креста см.: Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVIIb.//Культура средневековой Москвы. XVIIbek. М., 1999. С. 347. Илл. 22. Тип IX. 302 Скорее всего, серебряная пластина с прорезным крестом и гравированной надписью является одновременной иконе. См.: Игошев В. В. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV–XVIIbekob//Материалы IVhayчhoй конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2000. С. 35. Илл. 3. 303 Курение фимиама – ароматических смол в специальном сосуде кадиле – являлось неотъемлемой частью богослужения и сопровождало все наиболее значительные литургические действия. «Каждением, – писал Симеон Солунский , – святые места и вещи чествуются, а предстоящие освящаются». По словам Феодора Печерского, «святое бо кадило образ Святаго Духа есть». 304 Подобные прорези в виде небольших четырехконечных и равноконечных крестов имеются на многочисленных шарообразных серебряных кадилах работы ярославских мастеров. Например, на кадиле 1662 года (ЯМЗ-7337), являющемся вкладом рукавишника Сергея Андреева с сыном, по обещанию святой Троице, Борису и Глебу; на кадиле 1674 года (ЯМЗ-7332) из ярославской церкви Спаса на городу; на кадиле середины XVIIbeka (ЯМЗ-7346) из ярославской церкви Ильи Пророка; на кадиле середины XVIIbeka из Спасского монастыря г. Ярославля (ГММК-мр3362); на кадиле 1677 года (ГИМ-4392) из Афанасиевского монастыря г. Ярославля; на кадиле 1687 года (ЯМЗ-7349) из церкви Петра и Павла г. Ярославля; на кадиле 1689 года (ГММК-мр4247) из Соловецкого монастыря; на кадиле 1692 года (ЯМЗ-7334) из церкви Федоровской Богоматери г. Ярославля. О подобных прорезных крестах на кровле кадил см.: Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI – XVIIIbb. М., 1997. С. 44; Игошев В. В. Ярославские серебряные кадила XVIIb. из собрания новгородского музея-заповедника (К вопросу о типологии церковной утвари.) VIITuxoмupobckue чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Иллюстрации к статье И. А. Стерлиговой Илл. 3. Крест напрестольный. 1661 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Илл. 4. Крест напрестольный. 1664 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Иллюстрации к статье В. В. Игошева Илл. 1. Фрагмент золотого напрестольного креста 1657 года(ЯМЗ-7892) Илл. 2. Золотой напрестольный крест 1630 года (ЯМЗ-7859) Илл. 7. Крест напрестольный благословенный в серебряном окладе. Вторая половина XVI века (ГММК-16880) Илл. 8. Серебряный напрестольный крест. 1630 год (ЯМЗ-7859) Илл. 9. Серебряный водосвятный крест-мощевик. XVIII век (ЯМЗ-7662) Форма, пропорции и размеры крестов различных типов, бытовавших в ярославских храмах, тесно взаимосвязаны с тем или иным их использованием в разных церковных службах. На протяжении XVI–XVIII веков пропорции и форма креста, изображение «Распятия» и другие иконографические изводы, а также характер орнамента меняются. Илл. 10. Напрестольный серебряный крест. 1754 год (ЯМЗ-7869). Мастер – Афанасий Корытов Илл. 11. Лицевая сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 12. Оборотная сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 13. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Лицевая сторона (СМ-63) Илл. 14. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Оборотная сторона (см-63) Иллюстрация к статье И. Г. Харламовой Илл. 1. Крест мастера Салмана. 1578 год. Лицевая сторона Илл. 2. Крест мастера Салмана. 1578 год.Оборотная сторона Илл. 3. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 4. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 5. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Иллюстрации к статье Л. Б. Сукиной Илл. 1. «Корсунский» крест из переславского Никольского монастыря. Дерево, медь, серебро, чеканка, гравировка, полудрагоценные камни, цветное стекло. XVII–XVIII века Илл. 2. Рождество Христово. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 3. Дмитрий Солунский. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 5. Мощевик Князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина. Серебро, чеканка, гравировка

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На серебряном кресте XVIIbeka (ЯМЗ-7655) из церкви Петра Митрополита в нижней части на лицевой стороне чеканено «Водоосвящение» с двумя поясными фигурами и с водосвятной чашей в центре. А в нижней части креста 1707 года (ЯМЗ-7265) чеканены три фигуры: св. Андрей Первозванный, апостол Петр и Петр Митрополит. В нижней части креста XVIIbeka (РЯМЗ-11757) чеканены три небольшие фигуры в рост: св. Параскевы Пятницы, Екатерины, Варвары (илл. 11). С оборотной стороны крестов гравировались различные надписи вязью: литургическая 333 (илл. 12), вкладная 334 или с указанием мощей святых 335 . Иногда вкладная надпись гравировалась на боковой поверхности предмета 336 . Обычно лицевая сторона креста была позолочена, а оборотная и боковые части оставались белыми. Постепенно к концу XVII – началу XVIII века окончания вертикальных ветвей четырехконечного креста удлинились, при этом несколько изменились его пропорции. Водоствятный крест как бы вытянулся по вертикали, а окончания его ветвей из килевидных превратились в трилистник. К подобным предметам, с несколько вытянувшимися по вертикали пропорциями, относятся, например, серебряный чеканный крест конца XVIIbeka из Успенского собора г. Ярославля (ЯМЗ-7763) 337 . Его окончания ветвей килевидные, а на оборотной стороне чеканены извивающиеся стебли с листьями. Несколько вытянуты пропорции по вертикали также и у водосвятного серебряного креста-мощевика ярославской работы второй половины XVIIbeka из Сольвычегодского музея 338 (илл. 13, 14). Крест серебряный, четырехконечный, полый, с окончаниями ветвей в форме трилистника. На лицевой поверхности данного произведения в центре чеканена крупная горельефная фигура распятого Христа на семиконечном кресте, по сторонам которого – две горельефные фигуры предстоящих, вверху – Саваоф, внизу – голова Адама 339 (илл. 13). С оборотной стороны на кресте чеканены пять плоских, несколько выступающих круглых медальона с резными изображениями поясных фигур святых с надписями 340 (илл. 14). Аналогичную форму с сольвычегодским крестом, с такими же окончаниями четырех ветвей в виде трилистника, имеет ярославский водосвятный крест-мощевик XVIIIbeka (ЯМЗ-7662). На его лицевой стороне в центре чеканено крупное «Распятие», а на окончаниях ветвей вверху – Саваоф в облаках, поясные фигуры предстоящих, внизу – Глгофа и голова Адама. С оборотной стороны гравированы названия 32 мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Аналогичную форму имеет напрестольный серебряный крест 1761 года (РЯМЗ) с чеканным изображением «Положения во гроб» под небольшим «Распятием». Сверху «Распятия» чеканено «Воскресение», а по его сторонам – «Тайная Вечеря» и «Омовение ног». На кресте имеются клейма ярославских мастеров А. Корытова и М. Серебряникова 317 . С 1720-х годов ярославские серебряные кресты украшались многоцветными финифтяными дробницами 318 . Четыре овальные и одна круглая дробница крепятся на лицевой стороне напрестольного креста 1764 года (ЯМЗ-7869) работы А. Корытова, здесь же в средокрестии расположено финифтяное «Распятие» (илл. 10). Некоторые ярославские напрестольные кресты выделялись круглой рукоятью, сделанной в нижней части. У таких крестов внизу имеется деревянная круглая в сечении рукоять, не закрытая окладом. Это восьмиконечные деревянные кресты второй половины XVIbeka, рассмотренные выше, обложенные сканым (ГММК-16880) (илл. 7) и басменным окладами (ЯМЗ-7668, 7670). Подобные восьмиконечные напрестольные кресты с крепящейся к нему рукоятью называются благословенными или молебными 319 . К этим же крестам, вероятно, можно отнести уже упомянутый выше переделанный из водосвятного четырехконечный крест второй половины XVIIbeka, к которому в XVIIIbeke добавлена рукоять. Крест происходит из Успенского собора г. Ярославля (ЯМЗ-7763) 320 . Однако в описях ярославских церквей благословенными крестами называли и обычные напрестольные кресты, у которых нижняя часть ствола квадратная в сечении и закрыта окладом. Например, в описи храма Ильи Пророка читаем: «Крест благословенный, …обложен золотом чеканным и резным…» 321 В описи приводится упомянутый выше кипарисовый крест 1657 года (ЯМЗ-7892) (илл. 1) традиционной формы, имеющей сходство с формами других ярославских напрестольных крестов, полностью окованных окладом 322 . Кресты воздвизальные В ярославских храмах бытовали также воздвизальные кресты. В архивных документах первой трети XVIIbeka Толгского монастыря указано, что в церкви Введения Пресвятой Богородицы в алтаре был «крест воздвизальной» 323 . Два восьмиконечных воздвизальных серебряных позолоченных креста-мощевика, украшенных жемчугом, имелись в ярославском Казанском женском монастыре. На рукояти одного из них – креста-мощевика 1761 года гравирована вкладная надпись о вложении в него многочисленных мощей святых 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Блж. Исидор Твердислов, с 8 клеймами жития. Фрагмент гравюры. Посл. треть XVIII в. (ГЛМ) В настоящее время выделяют 6 полных и 1 краткую (проложную) редакции Жития И. В основной редакции представлен общий для всех версий текст: Житие, 3 рассказа о чудесах (о купце и о князе (прижизненные чудеса), о священнике ростовской Вознесенской ц. (посмертное чудо)), рассказ о преставлении И. и похвала святому (ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 520(114). Л. 233-245, 1-я четв. XVII в.; РГАДА. Ф. 181. 301/680. Л. 90-96 об., сер. XVII в.). Достаточно ранними списками представлены 2-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 482(60). Л. 229 об.- 237, нач. 30-х гг. XVI в. (др. списки: РГАДА. Ф. 181. 563. Л. 555 об.- 568 об., нач. XVII в.; ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 537(651). Л. 290-304 об., 2-я пол. XVII в.) и 3-я редакция - с добавлением стиха: ЯМЗ. Собр. Лукьянова. 481(57). Л. 309 об.- 318 об., нач. XVI в. (др. список: ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 471(636). Л. 225 об.- 244, кон. XVI - нач. XVII в.). 4-я редакция - с добавлением 2 посмертных чудес об исцелении и стиха - содержится в Успенском списке ВМЧ и в общем Торжественнике (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. 1381. Л. 298 об.- 303 об., 1-я пол. XVI в.). 5-я редакция - с добавлением стиха и вступления - представлена дефектным списком в составе Трефолоя рус. святым (содержит много памятей Ростовских святых; РГАДА. Ф. 181. 486/966. Л. 179 об.- 189, XVI в.). Вступление к Житию И. восходит, как указала С. В. Минеева, к вступлению к Житию прп. Стефана Пермского. 6-я, полная, редакция включает заглавие, стих, вступление, собственно Житие, чудо о купце, чудо о князе, рассказ о преставлении святого, чудо о священнике, 2 посмертных чуда об исцелении и похвалу (ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 446(196). Л. 98-113 об., 1500-1508 гг.; РГАДА. Ф. 181. 692/1204. Л. 366-378, 1560 г. (Торжественник новгородского происхождения); РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 90(218). Л. 71-83 об., 1759/60 г. (сб. житий преимущественно Ростовских святых); ГАЯО. Кол. рукописей. Оп. 1. 512(3). Л. 337 об.- 353, 2-я пол. XVIII в.; РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. 216. Л. 137-152 об., 3-я четв. XVIII в. (сб. житий Ростовских святых)).

http://pravenc.ru/text/674886.html

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

Воздвизальными назывались кресты, возносимые в православных храмах и монастырях на праздник Воздвижения Господня. Воздвизальные отличались от напрестольных несколько большими размерами и использованием их во время службы в дни Воздвижения, третьей недели поста, 1 августа и во время крестных ходов 325 . В отличие от напрестольных, воздвизальные кресты хранились обычно в ризницах. Воздвизальными крестами могли также служить напрестольные кресты, и наоборот. Описываемый выше крест из Казанского монастыря находился на престоле и выносился «14 сентября и в неделю крестопоклонную для поклонения ему на аналой» 326 . Кресты водосвятные Кроме вышеописанных крестов, в ярославских храмах бытовали серебряные полые четырехконечные кресты-мощевики XVII – haчaлaXVIIIbeka с килевидными завершениями. В архивных документах и во вкладных надписях такие кресты называются «водосвятными» или «корсунскими». Иногда в одном храме было несколько таких святынь. Например, в ярославской церкви Благовещения имелось два креста: серебряный водосвятный крест с частицей камня Гроба Господня и серебряный водосвятный крест с мощами святых преп. Антония и Феодосия Печерских чудотворцев 327 . Водосвятные кресты-мощевики использовались при чине водоосвящения, когда «воде по молитвам церкви сообщается сила, действующая к исцелению души и тела, к отогнанию навета видимых и невидимых врагов; к освящению храмов и других зданий и к великой пользе для верующих» 328 . При водосвятии использовались также серебряные и медные водосвятные чаши, блюда под крест, кропила, подсвечники для водосвятия, водосвятные ковши, кунганы («кумганы» – кувшины), водосвятные ведра и ушата для воды 329 . Кроме того, для водосвятия предписывалось иметь стол, обтянутый материей 330 . Форма четырехконечных ярославских водосвятных крестов XVII – начала XVIII века близка форме квадрифолия. Окончание четырех ветвей такого креста были килевидными 331 . На его лицевой стороне чеканилось рельефное «Распятие» с фигурами предстоящих в рост. К таким ярославским памятникам относятся: серебряные кресты второй половины XVIIbeka (ЯМЗ-7655) и 1707 года (ЯМЗ-7285) из ярославской церкви Петра Митрополита, а также серебряный крест второй половины XVIIbeka (РЯМЗ-11757) 332 . В верхней части креста, как правило, изображался Саваоф, под ним – Святой Дух в виде голубя, по сторонам которого – херувим и серафим. Иногда над «Распятием» в верхней части предмета чеканились два светила (РЯМЗ-11757) (илл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Продолжая работу по созданию полного текста Кормчей книги , начатую в 50-х гг. Епифанием (Славинецким), Е. в 1691-1695 гг. перевел или только исправил перевод Номоканона патриарха Фотия с толкованиями патриарха Феодора IV Вальсамона (Там же. 475, 464); правила Вселенских и нек-рых поместных Соборов с толкованиями патриарха Феодора Вальсамона (Там же. 465), «Апостольские постановления» сщмч. Климента I , еп. Римского (ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. 474, 92, 223; БАН. Арханг. 16 (467); РГБ. Ф. 310. Унд. 39; ГИМ. Хлуд. 77); Синтагму Матфея Властаря (перевод Епифания (Славинецкого) - ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. Син. 228). Исправление переводов с греч. языка, сделанных в XVII в., и др. церковнослав. текстов, дошедших в рукописях XV - нач. XVII в., являлось важной частью деятельности Е. Среди отредактированных им сочинений можно назвать Творения свт. Афанасия Александрийского (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 361. Л. 1-41; Син. VI. Л. 264-273 об.; Син. III. Л. 265-278 об.; Син. 360); Беседы на Шестоднев свт. Василия Великого (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 366); «О святых таинствах» Филадельфийского митр. Гавриила Севира (перевод Арсения Грека ? - Там же. Син. III. Л. 341-421 об.); Беседы свт. Григория Богослова (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. Л. 436-459 об.; Син. 594. Л. 24-407, 409-417); Поучения прп. Исаака Сирина (Там же. 109, ркп. 1525 г.); «Беседы к антиохийскому народу» свт. Иоанна Златоуста (Там же. 104, ркп. XVI в.); «Духовные беседы» прп. Макария Великого (Там же. Чуд. 215 (13), ркп. 1-й пол. XVII в.); Пандекты Никона Черногорца (Там же. Син. 195, ркп. XV-XVI вв.); «Воскресные поучения» Петра Скарги (Там же. Син. VIII. Л. 154-293, 117-145, 1-я пол. XVII в.). Е. исправил и отредактировал переводы полемических произведений, сделанные учениками братьев Лихудов : «ΑΚΟΣ, или Врачевание» и «Диалоги» Лихудов (Там же. Син. 440; РГБ. Ф. 310. Унд. 482. Л. 21-124; ГИМ. Син. 438, 581, 391, 476. Л. 104-263), «Сечивце против латинян» Максима Пелопоннесского (Там же. Син. 490), «Опровержение кальвинских глав» Мелетия Сирига , «Сечивце против кальвинистских заблуждений» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (Там же. 158; БАН. 34.3.34), «О папской власти» Иерусалимского патриарха Нектария (ГИМ. Син. 528).

http://pravenc.ru/text/187698.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010