Надо помнить библейскую историю о пророке Данииле и трех отроках еврейских, которые во дворце Навуходоносора захотели питаться только зеленью и пить только воду. При испытании «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». Таким образом, зелень и вода оказались для отроков наиболее полезной пищей, сохранявшей их целомудренную свежесть и силу тела. Также благодетельно повлияла эта пища и на занятия наукой, и их дух. Об этом говорится в Библии : «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» ( Дан.1:17 ). Чтобы дольше не просыпались в юношестве чувства полового влечения, родителям надо позаботиться о том, чтобы в жизни не было, по возможности, тесного соприкосновения подрастающих девочек и мальчиков. Так, им не надо отводить общую спальню, а в одной квартире не следует жить девушкам и юношам (за исключением родных по крови, естественно). Также, по возможности, и обучение девочек и мальчиков должно быть организовано раздельно. И такую систему возможного разделения полов следует проводить во всем, следуя в этом традиции старой русской семьи, основанной на православии и на выработанном многовековом опыте. Чем в большей чистоте мысли удастся сберечь родителям своих детей, тем ближе они будут к Царствию Божию. А чем ближе к нему будут дети, тем доступнее оно будет и для родителей, как об этом уже говорилось ранее. И если поискать на земле счастливых родителей, то это не будут родители знаменитостей – ученых, поэтов, музыкантов, изобретателей, общественных деятелей и т. п. «Ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом», – говорит Господь ( Лк.16:15 ). Но это будут те родители, которые вырастили крепких молитвенников за себя пред Престолом Божиим, родители угодников Божиих – преподобных, исповедников, мучеников и святителей. Недаром в первые века христианства считалось счастьем иметь мученика из членов семьи или близких родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Необходимо отметить, что и светская наука имеет теперь неоспоримые доказательства преимущества для нас вегетарианского питания. Накопленные наблюдения говорят о том, что при вегетарианском питании человек становится здоровее, выносливее и долговечнее. Следует упомянуть об одной медицинской школе, которая практикует излечение от многих болезней путем применения в пищу преимущественно фруктов и овощей. Один из приверженцев этой школы, доктор Лямен, имел в Германии санаторий (около Дрездена), пользовавшийся за границей в начале этого столетия большой популярностью. Доктор Лямен кормил своих больных преимущественно фруктами и салатами. Мы слышали прекрасные отзывы о результатах такого пищевого режима от прошедших курс лечения в этом санатории. На стенах столовой санатория д-ра Лямена между прочим висели большие плакаты: «Жевать 36 раз». Тщательное разжевывание пищи д-р Лямен считал одним из важнейших факторов рационального питания, когда пища будет использована всецело, не будет обременять желудка (а отсюда и сердца) и можно будет обходиться меньшим ее количеством. Как известно, св. отцы учат христиан принимать пищу как дары Господни, с великим благоговением, в тишине и сосредоточенности. Естественно при этом, что такое неторопливое принятие ее служит и наилучшему усваиванию ее, позволяя обходиться гораздо меньшими ее дозами по сравнению с торопливым, небрежным или жадным принятием ее людьми. В свете описанных выше фактов так понятной становится очень древняя история о четырех отроках еврейских — вавилонских пленниках Данииле, Анании, Мисаиле и Аварии. Читаем о них в Библии в Книге пророка Даниила  (Гл. 1, 8-20): «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином… и потому просил начальника евнухов о том… И начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил: сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но скажи мне, на каком основании ты осмеливаешься утверждать это и произносить от себя такой приговор? Я могу доказать тебе противное словами и делами Христовыми. Если не веришь словам Писания о будущем наказании, по крайней мере, поверь тем, которые уже исполнились. Что уже было, что исполнилось - это не пустые угрозы и слова. Кто при Ное навел потоп на всю вселенную, произвел ужасное истребление и гибель нашего рода? Кто потом низвел молнию и огненные клубы на землю содомскую? Кто погрузил в море целый Египет? Кто истребил шестьсот тысяч человек в пустыне? Кто попалил огнем сонм Авиронов? Кто повелел земле разверзнуть уста свои и поглотить Корея, Дафана и бывших с ними? Кто при Давиде в одно мгновение поразил семьдесят тысяч? Упоминать ли еще о наказаниях частных? О Каине, преданном на непрестанное мучение?... О собиравшем дрова в субботу и подвергшемся той же казни? О сорока двух отроках, которые при Елисее съедены зверями и которым не послужил извинением их возраст? А если хочешь видеть подобные примеры и во времена благодати, представить себе, какие наказания претерпели иудеи, как жены их ели собственных детей... Как поражали их при нестерпимом голоде, среди различных и тяжких войн такие чрезвычайные бедствия, с которыми не могут сравниться ужасные беды прежних времен. А чтобы ты убедился, что все это навел на них Христос, послушай, как Он Сам, предсказывает эти несчастья то в притчах, то в ясных и прямых словах. В притчах, когда говорит: " врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною " (Лк. 19, 27); когда предлагает притчи о винограднике, о браке. А в прямых словах, когда угрожает, что " падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы... И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную " (Лк. 21, 24-26); " ибо тогда будет великая скорбь, какой не было " от начала мира доныне, и не будет " (Мф. 24, 21). Известно также всем, какой казни подверглись Анания и Сапфира за несколько утаенных монет. Не замечаешь ли и теперь каждый день несчастных случаев? Неужели скажешь, что этого не бывает? Неужели не видишь и теперь умирающих от голода, страдающих от болезней, живущих во всегдашней нищете, претерпевающих тысячи тяжких бедствий?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Новые “боги” сегодняшнего мира – это “сидящие на игле” блудливые рок- “музыканты”, кинозвезды, секс, наркотики, компьютерные игры, порно-видео-индустрия, алкоголь, азартные игры и прочая и прочая. Что делает с молодежью рок- и поп-музыка, в своих метаморфозах являющая миру все новые и новые бесовские гримасы музыкального фиглярства? Современные направления музыки – такие, как “техно”, “рэйв”, “транс”, “хеви-металл” и другие – все глубже и глубже погружают сознание наших детей в чувственные дебри непристойных звуков, калечащих их сознание и подсознание. О современных молодежных кумирах можно сказать словами законодателя Моисея: все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим (Втор. 12, 31). Наши дети действительно находятся в очень опасном положении, и книга Даниила может подсказать нам, какими они должны быть, чтобы успешно противостоять языческому духу “современного Вавилона”. Часть 2 И вот что мы видим: сих четырех мальчиков поместили между другими отроками и юношами, которых воспитывали при дворце царя Навуходоносора. В этом дворце о царских отроках очень заботились: их одевали в красивые одежды, кормили, им давали самые изысканные кушанья, вина, все делали для того, чтобы они были здоровыми, крепкими и красивыми, получили блестящее воспитание. Но с отроками израильскими возникла очень серьезная проблема: они отказались вкушать пищу с царского стола, которую язычники пытались им навязать, вопреки Закону Господню: Сущий в них Дух Христов...Он предвозвещал (1 Пет. 1, 11) – им, ветхозаветным людям, – что сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). И они старались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье оканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием, а воздержание в пище – мать всех добродетелей. Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их (Ос. 4, 10–11). Но язычники пытались как-то объяснить, обосновать, почему отрокам надо есть царскую пищу, которой те боялись оскверниться, пить вино; они говорили: ведь иначе юноши будут худые, лица их будут тощими; они будут некрасивые, нездоровые; будут плохо учиться. Мир всегда находит оправдания для своих грехов; находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

О ком говорит ученик Христов? Отцы Церкви учат нас легко распознавать за строками послания выдающихся людей, чьи труды и подвиги значимы не только для еврейского народа. Сказано здесь о псалмопевце Давиде: Получиша обетования. О пророке Данииле, который заграждал уста львов. О трех отроках в печи, верою угашавших силу огня. Укреплялись от немощи – имеются в виду обстоятельства исхода из плена Вавилонского. Множество событий истории своего народа вспоминает апостол Павел и вместе с этим делает вывод, что даже они, ветхозаветные праведники, не могли достигнуть той Божественной благодати, которую уготовал Господь людям, исповедующим Христа: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Как надо понимать эти слова? Апостол говорит о том, что все эти люди, верою в Бога победили различные обстоятельства земной жизни, но, несмотря на победу, все-таки награды еще не получили. Отец Небесный для всех уготовал награды. Но для получения их должно пройти определенное время. Суд Божий решит этот час. Святитель Иоанн Златоуст так пишет о ветхозаветных праведниках: «Они предупредили нас в подвигах, но не предупредят в получении венцов; и это не есть несправедливость к ним, но честь нам, так как и они ожидают своих братьев. Если все мы – одно тело, то для этого тела более удовольствия, когда оно увенчается всецело, а не по частям. Праведники потому и достойны удивления, что они радуются благам братьев так же, как своим собственным. И они сами желают быть увенчанными с другими своими членами, потому что в общем прославлении – большее удовольствие». Праведники Ветхого Завета сумели засвидетельствовать свою веру в будущее блаженство многими подвигами добродетели, но надежда на вечное блаженство была дана только Спасителем нашим Иисусом Христом, когда Он попрал смерть Своею смертью на Животворящем Кресте, разрушил силу ада. Наставляя и утешая маловерных братьев во Христе, апостол Павел говорит: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную Престола Божия.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Ст. 5, 6. И ныне покажу вам, что Я сделаю с виноградником Моим: отниму ограду его, и будет он в разграбление; разрушу стену его, и будет он в попрание. И оставлю его запустелым; не обрежется он, и не вскопается, и взойдут на нем терние и волчцы. Я, говорит Он, выше приглашал вас, жители Иерусалима и мужи колена Иудина, чтобы вы рассудили между Мною и виноградником Моим, и спрашивал, чтобы вы сказали, что такое Я должен был бы сделать, чего бы не сделал. И поскольку вы, согласно Евангельской притче, не хотите отвечать на то, о чем спрашиваю, то вместо вас Я Сам отвечу Себе, объявляя, что Я намерен сделать. Так как Я винограднику Моему сделал все, что должен был сделать, а он вместо добрых гроздов принес дикие виноградные ягоды, то Я отниму у него все, данное Мною. Лишу его помощи ангелов, о которых в Псалмах написано: ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их ( Пс. 33:8 ), и он будет расхищаться неприятелями. Разрушу стены его, и он будет порабощен враждебным народом, и будет в запустении и не обрежется во веки, и не вскопается, так что обратится в терние, и порастут на нем волчцы. Говорится же это под метафорою виноградника о беззащитности Иерусалима и Иудеи, что, по мнению очень многих из Иудеев, случилось при Вавилонянах. Что это тогда отчасти совершилось, и мы не можем отрицать; но так как далее следует: и облакам повелю, чтобы они не проливали на него дождя ( Ис. 5:6 ), то нельзя этого понимать в отношении к означенному плену. Ибо и Иеремия пророчествовал среди народа уже по взятии города, и о Иезекииле, и Данииле и трех отроках повествуется, что они или пророчествовали, или совершали дивные знамения уже и во время плена; и Аггей и Захария в утешение порабощенного народа предсказывали будущее еще позже. Отнимается же помощь Божия от недостойных ее, для того, чтобы они, не познавши Бога чрез благодеяния, познали Его чрез наказания. Или угрожается им нечто страшное и жестокое для того, чтобы они обратившись к покаянию, избежали угрожающих мучений. Еврейское слово saith все сходно перевели тернием. Итак если, по Акиле и Феодотиону и LXX, словом saith в настоящем месте называется терние, то пусть ответят, каким образом они выше busim перевели не дикими виноградными ягодами, а тернием?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Треблаженные отроки, слыша это, не воспротивились хуле, потому что и сами были проникнуты духом божественного долготерпения, но против слов неверия возвысили голос веры и отвечали мучителю, низлагая законом беззаконие и побеждая угрозу неправды свободою правды, такими словами: «да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» ( Дан.3:18 ). Оставь это безумие, о, человек, устыдись унизительного поклонения образу! Ведь если ты сам поставил изображение, то как кланяешься тому, что сделал? Кто чьим должен быть создателем – люди Бога или Бог людей? Если твои истуканы действительно боги, то они должны быть и творцами, но – как часто мы говорили прежде, – если бы искусство не пришло на помощь людям, язычники совсем не имели бы богов. Между тем, если бы идолы обладали каким-нибудь чувством, они сами стали бы воздавать поклонение людям, которые их сделали. Закон природы – чтобы создание поклонялось Создателю, а не Создатель созданию. Поэтому мы, совоспитанные в благочестии, следуя божественному закону, «мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся», но есть Бог на небесах, Который избавит нас от руки твоей. Потом, чтобы не показалось, что они искушают Бога, или что пренебрегают огнем в надежде на избавление, они тотчас прибавляют: «если же и не будет того» ( Дан.3:18 ), то есть: если даже и не избавит, но попустит огню сжечь наши тела, то и тогда мы не изменим благочестию, потому что не за плату служим Богу, но чистосердечно исповедуем истину. Услышав эту проповедь веры, мучитель еще более распаляется и приказывает разжечь печь седмерицею. Ведь чистейшее серебро должно быть очищено седмерицею: «слова Господни – слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное» ( Пс.11:7 ). Потому и печь разжжена седмерицею, чтобы святые были очищены седмерицею. А что святые Божии называются серебром, вспомни слова мудрости: «отборное серебро – язык праведного» ( Притч.10:20 ), и послушай, что говорит Иеремия о тех, которые не выдержали испытания в благочестии: «отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» ( Иер.6:30 ). Если же слабые в благочестии оказываются серебром отверженным, то очевидно – совершенные являются серебром искушенным: в таком случае, чем больше разжигается печь, тем больше блеску приобретает мученичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Три пленника, притесняемые столькими, не взирали на свою слабость, но твердо знали, что и ничтожнейшей искры достаточно для того, чтобы попалить и уничтожить всю силу нечестия. Поэтому, будучи только втроем, они укрепляли друг друга и утверждали. Ведь они знали, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:14 ). Они помнили, что патриарх Авраам, оставшись на всей земле единственным почитателем Бога, не последовал за множеством нечестивых, но ставил себе законом последование правде и благочестию, почему вполне справедливо явился добрым корнем, от которого произрасло столько плодов благочестия. От него и патриархи, и законодатель Моисей, и пророки, и все богословы; от него же по преимуществу этот спасительный и бессмертный цвет правды – воплотившийся Спаситель; и сами три отрока сознавали свое благородное происхождение от него. Вспоминали они и Лота, который жил среди содомлян, но далеко отстоял от них своими нравами; приводили на память Иосифа, как он один во всем Египте держался целомудрия и соблюдал благочестие. Так и они, одинокие среди этого множества, размышляли о том, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Оглядываясь же на себя самих и на печь, они вспоминали, с другой стороны, что мудрость где-то говорит, что «горнило – для золота, а сердца испытывает Господь» ( Притч.17:3 ). Поэтому, ни труба, прозвучавшая воинственную песнь, их не устрашила, ни лира, чарующая слух, не разрушила силы благочестия, ни все прочее согласие мусикийское не расстроило их прекрасного и благозвучного согласия в благочестии, но прекрасной мелодии они противопоставили прекрасное единодушие. Когда же было возвещено о друзьях Анании, что они нарушили нечестивое повеление, тогда злоумный и нечестивый мучитель, диавольским духом надмив свою душу и, так сказать, восприняв самый вид начальника злобы, призывает их и говорит: «с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь» ( Дан.3:14 )? Он счел их благочестие только кажущимся, и спрашивает, действительно ли дерзают противоречить царским повелениям проповедники благочестия? Но ему предстояло на опыте убедиться, что люди Божии не только пренебрегают угрозами мучителя, но и самую силу огня могут попрать силою благочестия. «Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал» ( Дан.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Трубные звуки никак не могут разрушить каменных стен, хотя бы кто трубил тысячу лет, а вера может делать все (Злат.). Евр.11:31 .  Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. Стыдно, если в вас окажется веры менее, нежели в блуднице. Она, услышав слова вестников, тотчас поверила, почему и последствия были таковы: когда все погибли, она одна спаслась (Злат.). Евр.11:32 .  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, Апостол более не приводит примеров, но, окончив блудницею и пристыдив качеством этого лица, не распространяется более в повествованиях, чтобы не показаться многословным; впрочем, и несовершенно оставляет их, но весьма мудро перечисляет их мимоходом, достигая двоякой пользы – избегая излишества и не нарушая полноты (Злат.). Некоторые осуждают Павла за то, что он поставил Варака, Самсона и Иефеая на этом месте. Но что говоришь? Разве он мог не упомянуть об них, упомянув о блуднице? Здесь речь идет не о прочих обстоятельствах их жизни, но о том, была ли у них вера, сияли ли они верою (Злат.). Евр.11:33 .  которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Евр.11:34 .  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; «Видишь ли, что апостол не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно спрашивается: верою ли они совершали все? «Верою», говорит он, «победиша царствия», бывшие при Гедеоне. «Содеяша правду». Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. «Получиша обетования». Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престоле его ( Пс 131:11 ). «Заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча». Смотри, как находились в смертной опасности – Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков – в различных искушениях, и однако не отчаивались (Злат.). – «Избегали острия меча…» Думаю, говорит Златоуст, что и это сказал он также о трех отроках. – «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена Вавилонского. – «От немощи» – т. е. от плена (Злат.). Когда обстоятельства Иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часто упоминается в Библии и верхняя одежда. Так в книге Царств читаем. „И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду» ( 1Цар.18: 4 ). То же читаем о Фамари: „На ней была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери-девицы“ ( 2Цар. 13:18 ). То же читаем в книге пр. Даниила о трех вавилонских отроках. „Мужи сии (Седрах, Мисах и Авденаго) связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и прочих одеждах своих и брошены в печь, раскаленную огнем“ ( Дан. 3:21 ). Первоначальною формою верхней одежды, несомненно, было нечто вроде плаща или покрывала – четырехугольного куска материи, разнообразно накидываемого на плечи. „Она делает покрывала и продает“, – говорится о доблестной жене в книге Притчей Соломоновых (31:24). Эта верхняя одежда, имеющая вид покрывала, бедным людям особенно необходима была ночью, чтобы укрыться ею во время сна и чтобы подстилать ее под себя вместо кровати. Объясняя слова Господа исцеленному им расслабленному: „Возьми одр твой и ходи“,– один писатель говорит: „Одр, на котором лежал расслабленный, ничем, конечно, не отличался от обыкновенной восточной постели, которая состоит у бедного класса из циновки, козьей шкуры или грубого одеяла. Каждый человек мог сам свернуть свою постель и унести ее с собой“. Поэтому в законе Моисеевом дозволялось брать в залог у бедного верхнюю одежду только до вечера. „Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее; ибо она есть единственный покров у него, она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд“( Исх. 22:26–27 ). „Возврати ему залог при захождении солнца, чтобы он лег спать в одежде своей, и благословил тебя, и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом» ( Втор. 24:13 ). Во времена Иисуса Христа ростовщики нашли средство обходить этот закон, требуя в залог не эту верхнюю, привилегированную одежду, а нижнюю, не имевшую такой привилегии. На это указывает Спаситель, когда говорит: „Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Так в русской Библии. В славянской Библии это место, правда, читается иначе: „И хотящему судиться с тобою и ризу твою взять, отпусти ему и срачицу»,– но это, конечно, потому, что славянским переводчикам не был известен обычай еврейских ростовщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010