С Гонениями императора Деция также связывается предание о семи спящих Эфесских отроках . При императоре Валериане (253–260) Через некоторое время с новой силой возобновились Гонения. Первые годы его правления для Церкви были спокойны. Как многим казалось, император даже благоволил к христианам, которые находились и при дворе. Но в 257 г. в религиозной политике произошла резкая перемена. Святитель Дионисий Александрийский усматривает причину перемены настроения Валериана во влиянии его приближенного Макрина, горячего приверженца восточных культов, враждебно настроенного к Церкви. В августе 257 г. появился 1-й эдикт Валериана против христиан. Надеясь, что умеренные антихристианские действия произведут больший эффект, чем жесткие меры, власти нанесли главный удар по высшему духовенству, полагая, что после отступничества предстоятелей Церквей за ними последует и их паства. Этот эдикт предписывал клирикам совершить жертвоприношение римским богам, за отказ полагалась ссылка. Кроме того, под угрозой смертной казни было запрещено совершать богослужения и посещать места захоронений. Из писем святителей Дионисия Александрийского Гермаммону и Герману и Киприана Карфагенского известно, как исполнялся эдикт в Александрии и Карфагене. Оба святителя были вызваны местными правителями и после отказа исполнить предписание эдикта были отправлены в ссылку. В Африке легатом Нумидии были осуждены на каторжные работы в рудниках многие епископы этой провинции вместе со священниками, диаконами и нек-рыми мирянами — вероятно, за нарушение запрета совершать христианские собрания. К времени действия 1-го эдикта Валериана традицией относится мученичество Римского папы Стефана I , казненного в 257 г. Вскоре власти пришли к убеждению в неэффективности принятых мер. 2-й эдикт, опубликованный в авг. 258 г., был более жестоким. Духовных лиц за отказ повиноваться полагалось казнить, знатных мирян сенаторского и всаднического сословия — лишать достоинства и подвергать конфискации имущества, в случае упорства — казнить, их жен лишать имущества и ссылать, лиц, состоявших на имп.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон. Здесь они проводили время в молитве и готовились к мученичеству - у них не было иллюзий относительно своего будущего, ведь отрекаться от Христа никто из них и помыслить не мог. Самый младший из друзей, Иамвлих, одеваясь как нищий, время от времени выходил в город, чтобы купить еды. Однажды он услышал, что их ищет император, чтобы судить. Иамвлих рассказал остальным отрокам об этом, и тогда Максимилиан, самый старший, призвал своих братьев по вере добровольно явиться на казнь. Зачем? Недостойно воина прятаться от опасности, трусливо скрываясь. Может быть, именно так думали юноши под спасительной сенью пещеры. Однако их план нарушил Декий - он узнал, где скрываются отроки, и велел замуровать вход в пещеру, завалить его камнями и предать тем самым христиан на мучительную смерть от голода и жажды.     Двое сановников, присутствовавших при закладке пещеы, были тайными христианами. Они, желая сохранить память об отроках, положили в кладку ковчег с двумя оловянными дощечками - на них были указаны имена семи отроков, а также обстоятельства их страданий и смерти... Почти через двести лет вход в пещеру был разобран - там затеяли строительство. И Эфесские отроки оказались... живыми! Они по милости и воле Божией не погибли, а чудесным образом уснули. Проснувшись, юноши и не думали, что оказались в другом времени, где никто добрым словом не поминает императора Декия - гонения на христиан уже закончились. Не думали и потому послали Иамвлиха, одетого как нищего, в город - за пищей. Что и говорить - на него смотрели с большим удивлением, да и ему самому было не по себе, ведь он увидел мир иным... В конце концов, его задержали как владельца тайного клада - Иамвлих пытался расплатиться на рынке монетой, давным-давно вышедшей из обращения. И тут жители города узнали о чуде, которое сотворил Господь. Эфесский епископ вместе с народом, ведомые младшим из отроков, пришли к пещере. Они читали оловянные дощечки, оставленные в камнях добрыми сановниками, и убеждались в том, что возможно человекам восстать из мертвых. Так Господь открыл тайну ожидаемого воскресения и будущей жизни через Своих семь отроков.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/16/...

Ветхозаветная история доводится Евтихием до времени возвращения евреев из вавилонского плена, после чего практически сразу следует повествование об Александре Македонском и о диадохах, затем - римская история со времени Цезаря и Августа, в основном представленная сообщениями о переменах на императорском престоле. После краткого изложения земной жизни Спасителя Евтихий сообщает легендарные сведения из эпохи раннего христианства, которые он хронологически увязывает с римской историей, с рассказами из истории персидских шахов династии Сасанидов. Сведения по римской истории (приблизительно с III в.) чем дальше, тем больше ограничиваются лишь перечислениями императоров и упоминаниями о предстоятелях Церквей Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима (со времени имп. Константина I Великого - также Константинополя) и церковных событиях, имевших место в их правление. Гражданская история Римской империи от Августа до Ираклия изложена кратко и в значительной степени легендарна, на этом фоне относительно точной представляется информация о последовательности и сроках правления римских императоров. Сведения по персидской истории отличаются подробностями и разнообразием, однако носят главным образом легендарный характер. Хронологические рамки определяют годы правления персидских шахов и римских императоров. Со времени возникновения ислама и с эпохи арабских завоеваний " История " делится на главы, повествующие о правлении мусульманских халифов и о находящихся под их властью восточных патриархах, в основном Александрийской Церкви, а сведения по истории других государств встречаются лишь спорадически. Евтихий сообщает, что при написании «Истории» пользовался " Ветхим Заветом, Евангелиями и другими книгами, древними и новыми " . Исследователями было установлено, что Евтихий Александрийский обращался также к соч. " Пещера сокровищ " (Меаррат газзе), к " Роману об Александре " , к истории сасанидских царей в переводе Абдаллаха ибн аль-Мукаффы, к агиографическим сочинениям (к Житиям свт. Епифания Кипрского, прп. Саввы Освященного, свт. Иоанна Милостивого и др.), к благочестивым сказаниям (напр., о 7 спящих отроках Эфесских), к трудам араб. традиционалистов Усмана ибн Салиха и, вероятно, Ибн Хамзы ибн Исхака ибн Бишра. Экскурсы, посвященные хронологии, постам у христиан и полемике с представителями других христианских конфессий, вводятся в " Историю " словами: " Сказал врач Саид ибн Битрик " , из чего можно предположить, что они были включены в текст позднейшим продолжателем, заимствовавшим их из утраченных сочинений Евтихия Александрийского. Анонимный продолжатель пользовался также соч. " Покорение Египта " Абдаррахмана ибн аль-Хакама и сочинениями других мусульманских авторов.

http://drevo-info.ru/articles/13680204.h...

27 . Пятница. День памяти Преп. Нила Столобенского. Литургию совершал в Священническом облачении, без диакона (скромно) с. о. Архимандритом Исаакием. После Литургии чудный Акафист вмч. Пантелеимону. Вечером преп. Нилу был прочитан Акафист; канон сам читал. Июнь. 26 . Воскресение. Вечер. Акафист Тихвинской иконе Божией Матери. Сказание о явлении сей иконы по Димитрию Ростовскому . Высказано желание иметь в Соборе сей образ, и более потому, что в сей день в 21 году было гибельное наводнение. И в сию ночь (под 26-е) был страшный ливень ночью, кое-где водой снесло мосты, и вообще не без ущерба прошел этот ливень. Сделан сбор на устроение образа Тихвинской Божией Матери. Мы с о. Архимандритом Исаакием держали сей образ, а верующие подходили под Него. Чудно было! Народа масса... Июль. 3 . Воскресение. Нед. 7-я, гл. 6-й. Исцеление немого-бесноватого дало повод говорить о Слове – как даре Божием. Как мы злоупотребляем сим даром. «Слово гнило, да не исходит...» А мы сколько их произносим?.. Образцы «гнилого» слова... О всяком слове праздном дадут люди отчет Богу. Что такое слово «праздное»? Примеры святых, предпочитавших молчальничество глаголам. Иные клали в рот камни... а мы? «Положи, Господи, хранение...» Август. 7 . Воскресение. Вечер: читал акаф. Спасителю. После этого читал о семи Эфесских отроках по Димитрию Роствоскому. Во время акаф. в св. Алтарь вокрался хулиган; одел мою митру и подризник мой и вышел в Царские врата Никольского придела. Его схватили и передали милиции. Составили по сему акт со многими подписями и передали милиции. Неприятное, тяжелое явление. Сделано все это было обдумано с тем, чтобы оскорбить святыни и верующих, и религиозное чувство. 1951 год. Январь. 5 . Четверг. Сочельник. Литургию совершал Архим. Исаакий соборне. Освящение воды совершал Ego с духовенством в ограде. Воды было приготовлено много, а т. как порядка не было – побили много стеклянной посуды, бак с водой опрокинули... безобразие полное! Грустно: пред освящением о. Арх. Исаакий много говорил о святости воды, призывал к благочинию и порядку и ... его не оказалось...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

историей, с рассказами из истории персидских шахов династии Сасанидов. Сведения по рим. истории (приблизительно с III в.) чем дальше, тем больше ограничиваются лишь перечислениями императоров и упоминаниями о предстоятелях Церквей Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима (со времени имп. Константина I Великого - также К-поля) и церковных событиях, имевших место в их правление. Гражданская история Римской империи от Августа до Ираклия изложена кратко и в значительной степени легендарна, на этом фоне относительно точной представляется информация о последовательности и сроках правления рим. императоров. Сведения по персид. истории отличаются подробностями и разнообразием, однако носят гл. обр. легендарный характер. Хронологические рамки определяют годы правления персид. шахов и рим. императоров. Со времени возникновения ислама и с эпохи араб. завоеваний «История» делится на главы, повествующие о правлении мусульманских халифов и о находящихся под их властью вост. патриархах, в основном Александрийской Церкви, а сведения по истории др. государств встречаются лишь спорадически. Е. сообщает, что при написании «Истории» пользовался «Ветхим Заветом, Евангелиями и другими книгами, древними и новыми» ( Eutych. Annales. Pars prior. P. 3). Исследователями было установлено, что Е. обращался также к соч. «Пещера сокровищ» ( Меаррат газзе ), к «Роману об Александре», к истории сасанидских царей в переводе Абдаллаха ибн аль-Мукаффы, к агиографическим сочинениям (к Житиям свт. Епифания Кипрского, прп. Саввы Освященного, свт. Иоанна Милостивого и др.), к благочестивым сказаниям (напр., о 7 спящих отроках Эфесских), к трудам араб. традиционалистов Усмана ибн Салиха и, вероятно, Ибн Хамзы ибн Исхака ибн Бишра. Экскурсы, посвященные хронологии, постам у христиан и полемике с представителями др. христ. конфессий, вводятся в «Историю» словами: «Сказал врач Саид ибн Битрик», из чего можно предположить, что они были включены в текст позднейшим продолжателем, заимствовавшим их из утраченных сочинений Е.

http://pravenc.ru/text/187574.html

Иоанна. От огромной церкви сегодня сохранились лишь остатки великолепных мозаичных полов и отдельные белоснежные колонны. Могильная плита, установленная здесь во время визита Папы римского в 70х гг. прошлого века, указывает на место упокоения апостола. В Эфесе сохранились развалины первой в мире церкви во имя Пресвятой Богородицы. Это руины храма, воздвигнутого в V в. на месте древнеримской базилики, располагавшейся близ бывшей морской гавани. Церковь долгое время была кафедральным собором эфесских епископов, слово которых имело огромный вес в ранней христианской Церкви. В Эфесе имеется еще одно место христианского почитания. Это пещера, связанная с историей о семи спящих отроках, которые жили во времена правления императора Деция, активно боровшегося с христианством. Тогда семь юношей, не преклонившихся перед языческими идолами, были заточены в пещеру на длительную и мучительную смерть. Но когда через 200 лет замурованный вход был вскрыт, то отроки оттуда вышли живыми и невредимыми, все это время мирно пребывая во сне. Миры Ликийские – место жизни святого Николая Чудотворца Одной из известнейших христианских святынь в Малой Азии является храм во имя Святого Николая Чудотворца в бывших Мирах Ликийских, столичном городе древней области Ликии. Сегодня на этом историческом месте расположен турецкий город Демре, провинции Анталия. А в древности здесь происходили многие великие христианские события. Священное Писание свидетельствует, что в Мирах Ликийских останавливался корабль, па котором был отправлен в Рим в качестве узника апостол Павел, и здесь он был пересажен на другой корабль. Но главное, чем были славны в православном мире Миры Ликийские, это епископством в них святителя Николая Чудотворца. Во времена императоров Диоклетиана и Константина Великого он прославился здесь многочисленными чудесами и благотворениями, явленными во время своей жизни и после смерти. Святой Николай, известный на Руси еще как Николай Угодник, по преданию, родился во второй половине III в. в городе Патары, расположенном в 60 км к западу от Мир Ликийских, но большую часть жизни был архиепископом Мир.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА [Псевдо-Захарии Ритора хроника], сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно; ранее ошибочно приписывалась Захарии Ритору , еп. Митилинскому, автору «Церковной истории», к-рая включена в состав З. Р. х. как одна из ее частей. З. Р. х. сохранилась в рукописи Brit. Mus. Add. 17202, где не содержится имени автора, а есть лишь заглавие: «Книга записи событий, происшедших в мире». Отрывки З. Р. х. без указания автора есть также в рукописи Cod. Vat. syr. 146. По этой рукописи сочинение использовалось И. Ассемани (Bibliotheca Orientalis. Vol. 2. P. 54 ff.) и было издано А. Маи (Scriptorum Veterum Nova Collectio. R., 1838. T. 10). Один фрагмент, встречающийся в ватиканской рукописи, цитируется Дионисием бар Салиби (XII в.) как взятый у «Захарии Ритора и епископа Митилины» ( Assemani. BO. Vol. 2. P. 53). На основании этой цитаты Ассемани сделал вывод о том, что автором хроники был Захария Ритор. Под этим именем текст впервые был полностью издан Я. П. Ландом, к-рый озаглавил это сочинение «Захарии, епископа Митилинского, и другие исторические сочинения, большей частью утраченные по-гречески» ( Zachariae, ep. Mitylenes, aliorumque scripta historica Graece plerumque deperdita). Кроме того, Евагрий Схоластик (кон. VI в.) дважды цитирует монофизитского автора, которого он называет Захарией Ритором, и цитаты также близки к тексту З. Р. х. Михаил Сириец (а за ним и Григорий Бар Эвройо) в своей «Хронике» приводит выдержки из сочинения, как он называет, «Захарии Ритора» об истории Эфесского Вселенского Собора 431 г., о 7 Эфесских отроках , о событиях эпохи византийского имп. Маркиана (450-457) и об эпидемии чумы в правление имп. Юстиниана I (40-е гг. VI в.). В тексте З. Р. х. по лондонской рукописи в приложении ко 2-й кн. сказано, что кн. 3 взята «главным образом из «Церковной истории» Захарии Ритора, которую тот написал по-гречески для некоего Евпраксия, жившего при дворе и находившегося на императорской службе». Кн. 3 начинается предисловием Захарии, адресованным Евпраксию. Сходное замечание встречается и в приложении к кн. 6, где сказано, что книга взята из сочинения Захарии Ритора. Т. о., труд Захарии Ритора был доведен до 491 г. и составляет лишь книги 3-6 З. Р. х. из лондонской рукописи ( Land J. Introductio//Anecdota Syriaca. Lugd. Batav, 1870. Т. 3. P. X-XIII). Анонимный автор З. Р. х. использовал «Церковную историю» Захарии Ритора в сокращенном виде, без привлечения др. источников для данного периода, за исключением одного фрагмента в кн. 3, взятого из «Церковной истории» Иоанна Эфесского , списка визант. императоров, краткой хроники светских событий в конце той же кн. 3, хронологического обзора в конце предисловия к кн. 4, а также заметки о смерти имп. Зинона и событиях светской истории его царствования в кн. 6.

http://pravenc.ru/text/182657.html

Служение И. С. совпало с большими испытаниями, постигшими христ. население Месопотамии в связи с войной, развязанной против Византийской империи персид. шаханшахом Кавадом. 10 янв. 503 г., после 3-месячной осады, персами был захвачен г. Амида (ныне Диярбакыр), а все его жители перебиты. Население охватила паника, мн. христиане соседних городов хотели покинуть дома и бежать на зап. берег Евфрата. Тогда И. С. укреплял их своими письмами. В 519 г. еп. Павел Эдесский рукоположил И. С. во епископа главного города области - Батнана Саругского ( Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites. Louvain, 1951. P. 52-53). Именно в это время мн. сир. христиане отделились от Византийской Церкви по причине несогласия с вероопределением Халкидонского Собора, однако И. С. оставался в стороне от бурных дискуссий. Сочинения И. С. активно занимался писательской деятельностью. По сообщению Григория Бар Эвройо, у него было «семьдесят переписчиков для списывания его стихотворных поучений, которых было 760, кроме толкований, писем, мадрашей и сугит». Многие из его сочинений были утеряны, а большинство из тех, к-рые сохранились, до сих пор не изданы. Сочинения И. С. делятся на 3 группы: мемры, прозаические сочинения (проповеди, трактаты) и письма. Прозаические сочинения И. С. немногочисленны. Он составил 6 праздничных проповедей (тургоме; изд.: Rilliet. 1986), слово о внимании к своим грехам, слово на полунощницу среды 3-й седмицы Великого поста и неск. кратких надгробных слов. Ему также принадлежит Житие Мар Ханнины, посвященное некоему Филофею. По свидетельству Григория Бар Эвройо, И. С. написал толкование на 6 сотниц («Умозрительные главы») Евагрия Понтийского , однако это сочинение не сохранилось. И. С. приписываются литургия ( Renaudot. 1716; известна также в эфиоп. пер.), чины Крещения ( Assemani. 1749. Vol. 2. P. 309) и Миропомазания (Ibid. Vol. 3. P. 184). Наиболее значительной частью наследия И. С. считаются его стихотворные произведения - мемры и мадраши (иногда называемые соответственно гимнами и гомилиями). В панегирике Георгия приводится перечень поэтических трудов И. С. Анонимное Житие насчитывает 763 мемры И. С., из них сохранилось более 300 (значительная часть изд., см.: Bedjan. 2006). По содержанию мемры весьма разнообразны: толкование сюжетов ВЗ (в частности, пророчеств о Христе), НЗ, сказаний об Эдесском Нерукотворном образе Спасителя, Успении Богородицы, Обретении Честного Креста; похвалы святым ( Гурию, Самону и Авиву , Шарбелю, прп. Симеону Столпнику Старшему и прп. Ефрему Сирину ); о таинствах (Евхаристии, Крещении, Священстве); на праздники; о крещении имп. св. Константина I Великого , о 7 Эфесских отроках , о дворце ап. Фомы, построенном в Индии. Есть циклы по 5 мемр против иудейства и против зрелищ. Список инципитов к мемрам И. С. опубликован С. Броком ( Brock. 1987).

http://pravenc.ru/text/200347.html

В первые века христианства факты воскресения случались иногда по молитвам великих угодников Божиих, и, быть может, самый замечательный их этих фактов передается в жизнеописании так называемых семи Эфесских отроков. Во время страшного гонения на христиан, воздвигнутого императором Децием, семь юношей, принадлежавших к лучшим и знатнейшим семьям города Эфеса, спасаясь от мучений, скрылись в пещере уединенной горы Охлон, находившейся неподалеку от города. К несчастью, их местопребывание было обнаружено, и, по приказу Деция, вход в пещеру был заложен камнями и замурован, чтобы погубить беглецов голодом и жаждою. К замурованному входу была приложена царская печать, чтобы никто не смел освободить узников. Но Господь хранил избранников Своих от страданий, и в тихий, глубокий, долгий сон погрузились они. Прошло двести лет с тех пор, и память о семерых заживо погребенных отроках смешалась с памятью о всех остальных мучениках, погибших во время гонения Деция. Проходили годы, а с ними сменялись и императоры и события. На Византийском престоле воцарился Константин, и отживающее язычество уступило место христианству. Жестокий раскол потряс церковь, и при Феодосии II возникла опасная секта еретиков, отвергавшая воскресение мертвых. Как раз в то время, то есть двести лет спустя после того как семь отроков были замурованы в пещере, какой-то поселянин взобрался на гору Охлон в поисках материала для постройки конюшни. Увидел хорошо обтесанные и прилаженные камни, закрывавшие вход в пещеру, он разломал стену и, набрав камней, сколько мог, увез к себе. Через пробитое отверстие дневной свет волной хлынул в пещеру. И тогда семь отроков, внезапно разбуженные, поднялись на ноги и приветствовали наступление дня обычными молитвами. Продолжая ежедневную свою жизнь, словно заснули только накануне, они начали совещаться о том, что следует им предпринять и решили послать одного отрока из своей среды, по имени Иамвлих, на рынок для закупки съестных припасов, запас которых у них истощился. Появление Иамвлиха на рынке вызвало всеобщее изумление и волнение. Его лицо, бледное, как у мертвеца, его странный костюм, фасон которого уже давно был оставлен всеми, серебряные монеты, чеканенные 200 лет тому назад, которыми он хотел расплатиться с торговцами рынка, — все это показалось необыкновенным и подозрительным. Иамвлиха схватили и привели к епископу Эфеса, святителю Стефану. Здесь отрок рассказал все, что произошло с ним и его друзьями. Рассказ юноши показался до такой степени невероятным, что епископ и проконсул с толпой стражников пошли проверить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Мы продолжаем славить Христа, Воскресшего из мертвых . Раздаются победные возгласы: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но рядом с ними временами тихо звучит коварный вопрос: Христос воскрес, а мы? Что Его воскресение дало человечеству? Если Он воскрес, то почему умирают и не воскресают люди, в том числе — глубоко верующие христиане? Знатоки церковной истории немедленно ринутся в атаку. Они напомнят о телесном вознесении Матери Божией, о воскресении Иоанна Богослова. Они вспомнят и о воскресении дочери святого Спиридона Тримифунтского и о семи спящих отроках Эфесских. Но совопросникам века сего этого мало. Они скажут: «Это было давным-давно, если было. А почему сейчас не воскресают люди?» Воскресают . Чудо воскресения не уходит из жизни Церкви. В связи с этим хотелось бы поделиться с читателями двумя известными мне случаями. О первом рассказала мне моя мама, Галина Георгиевна Василик, заслуженный врач, ветеран труда. В детстве, в далекие сороковые годы, она слышала этот рассказ от своей соседки по коммунальной квартире Нины Ивановны Гнездиловой. В свою очередь Нине Ивановне его поведала ее тетушка Анна. Дело было еще до революции. У тетушки Анны был дед, звали его, кажется, Николай. Жил он в деревне, был добрым работником, домовитым хозяином, человеком благочестивым. Пришло время отправляться деду Николаю путем всея земли — по болезни и старости. Он поболел немного и скончался. Его омыли, переодели, сняли с чердака гроб, лично им сделанный и положили покойника во гробу в чулан. Закрывать гроб не стали. Вдруг родственники слышат голос из чулана: «Выпустите меня. Я живой». Заходят они в чулан, а дед в гробу сидит. Обомлела родня от ужаса и удивления, а дед и говорит им: «Живее зовите батюшку. Есть у меня один грех неисповеданный. Для исповеди меня с того света и отпустили». Позвали местного священника, а он был человек скептический и несколько вольнодумный. Время было такое — первая русская революция 1905 года , когда даже зажиточные хозяева временами на чердаках «Искру» прятали, а семинаристы в своих ректоров стреляли.

http://pravoslavie.ru/70199.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010