Молитва есть функция внутреннего (эндиатетического) слова и во то же время – деятельность ипостасного, трансцендентного, приобретенного в таинстве крещения, Логоса. Ап. Павел говорит об этом дважды: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва Отче!» ( Галат. 4, 6 ). «Вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» ( Рим. 8, 15 ). Усыновление, а с ним и уподобление и обожение, осуществляется молитвой Слова и молитвой человеческого слова, внутреннего человека. В этой обоюдной молитве – глубочайший пункт христианской религиозной жизни и религиозной антропогнозии (человекопознания), как свидетельствует Ап. Павел: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети (Божии), то и наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим. 8, 16–17 ). Когда «образуется», по словам ап. Павла, в человеке Небесный Образ Слова и Слово выходит из своего добровольного заточения в плотяном сердце человека, тогда «однотонная молитва Иисуса» ( μονολγιστος ΙησοΟ προσευχ) (умная молитва , умное делание) в сердце становится непрерывной ( αδιλειπτος). Ап. Павел старался привить своим ученикам дар непрестанной молитвы, а древнецерковные подвижники говорили и писали, что они молятся всегда и везде Иисусовой молитвой. Участь слова в человеке По участи человека в его земной жизни можно судить об участи в нем внутреннего Слова. «В какой мере бываю несовершен и упорен, когда не благоугождаю Богу через исполнение заповедей Его и не просвещаю ума своего ведением; в такой же мере уничижается и бесчестится мною Иисус Христос. Ибо я, будучи телом Христа и членом от части, умаляю и обезображиваю Его, когда не совозрастаю с Ним своим духом» 707 . Здесь указан процесс, обратный преображению, процесс искажения образа Христа в сердце. Состояние внутреннего Слова колеблется в зависимости от поведения человека. «Восходит солнце и заходит (Эккл. 1, 5). Так и Слово, иногда представляется высоко, иногда низко, соответственно достоинству, или состоянию ума и сердца тех, кои упражняются в добродетели, и ревнуют о Божественном познании» 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

«Мы редко бываем на кладбищах. А как хорошо бы, приезжая в незнакомый город, бежать сначала не по магазинам… Если по музеям, то – ладно. Хорошо, сначала – по музеям, потом – по магазинам. Но прежде всего этого хорошо бы зайти в кафедральный собор незнакомого города, если он там есть. А потом посетить городское кладбище. Наверняка там лежит какой-то праведный человек. И хорошо было бы туда прийти, там просто походить, помолиться. Побродить между теми, кто здесь раньше жил. А потом выйти за ограду и побродить между теми, кто здесь теперь живёт. Это очень практичная вещь, она очень уцеломудривает человека. Она даёт ему чувство длинной истории», - пишет священник. «Человек – очень короткое существо. Тридцать, сорок, пятьдесят лет. Потом, раз – и нету. И что это такое? Жил? Не жил? Непонятно. А когда человек думает о прошедшем поколении и думает о вечности, он превращается в существо с длинной историей. И тогда он не сиюминутный. Он тогда глубокий. Он тогда более серьёзный», - добавил о. Андрей. «Дорогие христиане, приложим это всё к сердцу своему. Не для того, чтобы печалиться, а для того, чтобы быть мудрыми. " Смех глупых, как треск хвороста под котлом, а сердце мудрого в доме плача по умершему " . Так говорит Соломон. (Эккл. 6:4,6).Таков конец всех живущих, и мудрый приложит это к сердцу своему. Будьте мудрыми. Поминайте своих родных и близких. Поминайте всех, кого любите, и кто уже ушёл из этой жизни. Если вы, например, любите кого-то из христианских писателей, или каких-нибудь политиков, или иных известных людей – молитесь за них. Ну, скажем, любит человек Ахматову, пусть молится за рабу Божию Анну. Любит Пушкина человек, пусть молится за раба Божия, убиенного на дуэли, Александра. Любит ...не знаю, там кого-то ещё. Да кого бы то ни было. Знаешь точно, что он крещённый, что он христианин – смело молись за его душу. Таким образом отблагодари его за те книги, которые он написал, которые ты читаешь. За что-то такое великое, что тебя трогает в его биографии. Это тоже очень важно. Это тоже реальное живое общение с покойными», - пишет протоиерей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/kt...

Так начинается преображение самой смерти, победа над ней. Так конец жизни, явив свой смысл, становится началом, так ветхая и смертная жизнь преобразуется в начало новой и вечной. Христос исцеляет время. Исцеляет, наполняя его Собою и Своим Светом. Он делает его временем спасения. 6. «И был вечер, было утри...» Просыпаясь утром, первое наше ощущение есть ощущение не света, а тьмы. После забытья, данного сном, низвергается на нас водопад забот и трудностей, «сердце мое смятется во» мне и покры мя тьма..» Поэтому первая тема утрени, как богослужения — это снова «пришествие Света во тьму». Только в отличие от вечерни начинаем мы службу не с отнесения ее к творению мира, а как бы из самой глубины этого опыта тьмы, инертности, одиночества. В ответ на все это, каждое утро, провозглашает Церковь радость пришествия в мир Спасителя и Света: «Бог-Господь и явися нам, Благословен грядый во имя Господне». Каждое утро, провозгласив эту радость. Церковь как бы начинает «строить жизнь» вокруг Бога. Первыми огнями утрени горят свечи, как бы предвосхищая солнце. А затем всходит и само солнце, рассеивая тьму, и в этом Церковь видит образ пришествия в мир Христа. Так и в вечерне, и в утрени, хотя и по-разному, происходит дарование нам времени, как конца и начала. Конца его, как в последнем итоге, бессмысленного излияния, и начала его, как времени спасения. В них время становится осмысленным, становится откровением. Нет, оно не становится тем «оптимистическим» временем «прогресса», временем, в котором, как утверждают все «прогрессисты», все и всегда улучшается. Нет, в нем, в этом христианском, времени, реальны и страдания и сомнение, и горе, и болезни, и смерть. И побеждает оно все это не оптимистическими заверениями, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», а Крестом, а это значит, подвигом, духовной борьбой, очищением видения и сознания... В Церкви все дано, но то, что дано, должно быть принято. В ней ничто и никогда не может быть магией, нарушением изначальной свободы человека. Но, чтобы принять Божий Дар новой жизни, в первую очередь нужно обрадоваться ему, воспринять его как единое на потребу, захотеть его и вознести за него благодарность. К этой радости и призывает, в нее вводит богослужение Церкви. «Суета сует и все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. Не насытится око зрением, Не наполнится ухо слышаньем... И нет ничего нового под солнцем...» (Эккл. 1)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вопрос о том, что именно составляет «образ и подобие Божие» в человеке породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т.д. Но ближайший контекст, т.е. сам текст Библии, как указывали уже древние экзегеты (напр. Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающимися по земле. (Быт 1:26) Ту же идею, но в поэтическом оформлении мы можем видеть в 8-ом псалме: Ты поставил его владыкою над делами рук Твоих; Все положил под ноги его: Овец и волов всех И также полевых зверей Птиц небесных И рыб морских Всё, преходящее морскими стезями. (Пс 8:7-9) И в литературе премудрости: Она (Премудрость Божия) сохраняла первозданного отца мира… Она дала ему силу владычествовать над всем. (Прем 10:1-2). Адам – владыка, имеющий власть над всеми делами Божьими. Власть возвышает его над прочим творением, и власть сближает его с Богом. Божественное установление власти настолько существенно, что апостол Павел берется утверждать: «нет власти не от Бога… посему противящиеся власти противятся Божию установлению» (Рим 13:1-2). Власть (владычество) – ключевое слово, характеризующее богоподобие «первозданного отца мира». Но если Библия, повторяя одно и то же слово, акцентирует на нем наше внимание, то это может значить лишь то, что данное слово таит в себе возможность более глубокого понимания: власть предполагает ответственность, а ответственность, в свою очередь, – свободное произволение, свобода – наличие разума, разум – слово. Не только разум, или желание, но и власть может являть себя в слове: «где слова царя, – там власть» (Эккл 8:4). Адам сотворен как царь, увенчанный славою (Пс 8:6) и наделенный властью и словом. На закате формирования ветхозаветного канона тема творения, устремленного от безвидного вещества к образу Божьему, в целом ряде писаний получает одно довольно интересное преломление. Безвидность начального вещества интерпретируется не в плане отсутствия зрительного образа, воспринимаемого глазом, но как безмолвие, т.е. опять же отсутствие образа, но на сей раз образа звукового.

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Слава Богу, что этого нет и никогда не будет: мудрый умирает наравне с глупым (Эккл. 2, 16), а и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3, 12. 13 ). Но будем приводить тех предсказаний, какими Господь предупреждал Своих последователей относительно ожидающего их пути скорби и мученичества (Ио. 15 и 16), ни признаний Апостолов о точном исполнении этих пророчеств ( 2Кор. 11 ); довольно сказать и того, что этот бескорыстно переносимый крест несравненно привлекательнее той продажной добродетели Кармы, которая почти никогда не находит подтверждения в действительной жизни. VI. Еще более привлекательно истинное изъяснение Христовой молитвы о будущем единстве Его учеников сравнительно с номизмом папистов и пантеизмом толстовства. По учению Христову резкая разрозненность личностей, явившаяся плодом грехопадения, исчезнет, но личности сохранятся, не нарушая сего чудного единства, как сохраняется троичность Лиц в Боге при единстве Его Существа. Правда, по толкованию св. Афанасия Александрийского и св Иоанна Златоустог о, это уподобление есть не полное отожествление, поскольку естество Божеское превыше человеческого, но те же отцы и с ними другие 11 утверждают, что естество человеческое тоже едино, а не только взаимоподобно, что в этом его единстве, ослабленном через грехопадение и восставляемом через искупление, заключается то спасительное условие, в силу которого мы почерпаем в свою опороченную грехом природу источник святой и чистой жизни, усвояемой нам от Богочеловека Иисуса Христа 12 Содержание этой жизни или этого единства будет выражаться не в бессознательном слиянии всех, но в пламенной взаимной любви. Сказав о будущем единстве Господь наш, именно так поясняет его содержание. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудете в любви Моей (Ио. 15, 9). Любовь основывает единство нравственное и затем воссоздает через Нового Адама поколебленное единство естества нашего, единство существенное, не нарушая однако свободы личностей. Это единство «нового человека» ( Ефес. 2, 14–17 ), собранного из эллинов иудеев, будет сознаваться и предначинательно сознается праведным в постоянной духовной радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ио. 15, 11). Средством к возгреванию любви и к совершенному отрешению от себялюбия является исполнение заповедей и всей церковной дисциплины, которая вся направлена к этой единой цели, чего не хотел уразуметь наш Новый проповедник по горделивому ослеплению. Вот слова Господни о значении заповедей: «если заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И.Ц. Миронович Лекция 10. Тайная вечеря. Прощальная беседа Христа Всех приветствую и всем кланяюсь.  и не можете насмотреться друг на друга (смех в аудитории). Рассматривайте друг друга внимательно . Вот две женщины были осуждены судом, и просидели в камере 40 лет, и все эти сорок лет разговаривали. Затем их освободили; они пошли через тюремную территорию и всё разговаривали; дошли до дверей, выходят и о чём-то всё говорят. Сколько же можно говорить? Надо поменьше говорить, слова твои да будут немноги (см. Эккл. 5:1). Это первое. Второе – через слова мы выхолащиваем себя и растрачиваем всю ту благодатную энергию – сказать кратко, благодать, – которую так трудно стяжать через молитву и молчание, а вот потерять – в одно мгновение можно. И тем не менее, поскольку мы существа более эмоциональные, чем духовные, нам хочется пообщаться и поговорить друг с другом. Если этого нет дома, и если семья – не Церковь , и все живут под одной крышей, являясь по существу практически чужими друг другу, то только в Церкви мы можем восполнить , потому что у нас предмет для беседы необъятный, невыразимый, его невозможно исчерпать, на религиозные темы не может быть предела, и можно говорить и говорить. Вот если эти разговоры такие, то это очень прекрасно. Да и само по себе общение людей прекрасно, и очень хорошо, что вы три года общаетесь, и было бы неплохо, чтобы это общение не прекращалось и после окончания, но, как показывает опыт, всё начинает постепенно утрачиваться и наконец всё забывается. Такого не должно бы быть. Общение, молитвенное общение, оно никогда не прекратится, и вы это будете ощущать сами на себе. Вот, теперь что нужно сказать – мы смотрим Евангелиста Иоанна Богослова. У нас за всю историю Церкви Христианской всего три богослова, еологоса: Иоанн Богослов, Григорий Богослов , Симеон Новый Богослов . Василий Великий также богослов, но Великий. А вот Григорию Церковь усвоила название Богослова. Он как бы соткан был из одного этого богословия. А тот – это носитель сознания епископского сана, власти епископской; и он бы, я думаю, не уступил так, как поступил Григорий Богослов – когда избранный на кафедру Александрийскую, он услышал, что часть епископов против его кандидатуры, – как только он услышал, так он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

Спасение душ — конец веры. Полное откровение Верованного Бога — перихорисис верующих Верованным Богом. Возвращение на конце к началу — исполнение изначального желания, вечнодвижущееся стояние желающих в Желаемому-Христу, непрерывное наслаждение Им. Причащение Божественних благ — уподобление Христу. Отождествеление по энергии (действию) с Ним — обожение. Обнимание всех времен и веков и всего что в них — неразделимое единство во спасенном подлинаго начала и полного конца. Конечный, самий лучший выход природных (ограниченных) от начала до конца существ — энергия (действие) Божие в достойных. Невыразимое удовольствие и радость обоженных — благодатное соединение достойных с Богом с радостию, или недостойных с болью из-за их самолишения благодати (любви) Божией (как присовокупляет Максим). Просто читая этот, и другие подобные тексты Св. Максима, которые чрезвычайно глубокие, тонкие богословско-философские высказывания православного, церковного богомыслия и богомудрия, получается такое впечатление: что у Максима сразу видно близкое связывание библейско-христианской Протологии (о первых началах всего существующего) и библейско-церковной Эсхатологии (о конечным реальности всего сущего, того что есть и хочеть быть, и вечно быть и жительствовать). И невнимательному читателю или слушателю может показаться, что это уже слишком знакомое античное «возвращение всего в начало», т. е. тут у Максима на деле влияние Оригена и в нем наследия эллинской философии; что это знакомил апокатастасис, возвращение всего в первоначальное состояние. Как будто бы тут снова «вечное круговращение», безвыходный «цикл кружения», и этим самим побег от истории, от событий и новшества  в роде Соломоновой фразы: «нет ничего нового под солнцем» (Эккл 1. 9). (Между тем,  у Св. Максима все как раз наоборот. Ибо, и при всем его настаивании на связи Начала с Концом, и Промыслительной продолжительности от конца к началу, что бы была подчеркнута древняя, по Божественному плану и в то же самое время мудро сокрываемая и открываемая истина и тайна: что Один и тот-же Предвечный Великий Совет Троичного Бога все предвидел и предопределил уже с начала — ибо Один и Тот-же Бог, Творец и Промыслитель всяческих в начале — но что именно этот Великий Совет предопределил, в любви Своей, что Один из Святой Троицы будет и конечный Самодеятельный Дародавец Полноты, т.е. Спаситель и Обожитель (Прославителъ) «на конце веков» —  это и есть то что Максим, вслед за Павлом, называет Таинство Христа. (Ответ Фалассию 60).

http://patriarchia.ru/db/text/57603.html

Повторно недоумеваю, с каких это пор неоиндуистская преступная секта, возникшая в XX веке, стала вдруг " авторитетной нехристианской религией " ? Именно из-за радикально настроенных сект, рвущихся к власти в России межконфессинальный мир, столетиями взращиваемый в первую очередь Русской Православной Церковью, оказывается под угрозой. Каким бы ни было окончательное решение правительства Москвы по вопросу о строительстве храма Кришны – мы убеждены, что оно будет принято на основании действующего законодательства и Конституции РФ, а не под влиянием оскорбительной риторики. Ведь, как сказал библейский пророк, " притесняя других, мудрый делается глупым " (Эккл.7:7). К сожалению, письмо архиепископа Никона (Васюкова) служит лучшей иллюстрацией этих мудрых библейских слов. Нашего Господа Иисуса Христа сатана в пустыни искушал словами Священного Писания. Мы это уже проходили. Поэтому вслед за Спасителем уповая на Его помощь и заступничество, без всякого сомнения, дерзаю повторить за Ним, обращаясь к Кришне и его апологетам: " отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " (Мф.4:10). Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский, Управляющий Уфимской епархией Русской Православной Церкви СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Споры вокруг постройки кришнаитского храма в Москве ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 11.04.2024 Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024 Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 " 07.04.2024 Щипков 303. " Незавершённый нацизм. Часть 5 /Нацизм и либерализм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 31.03.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 4/Расизм и нацизм " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " , 28.03.2024 Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности Авторская программа Василия и Николая Щипковых " Брат-2 "

http://religare.ru/2_23996.html

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: «Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс.70:14 ), и Бог сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: «Прославляющего Меня, прославлю!» ( 1Цар.2 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить дом Божий, чем хранить его для того, чтобы когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слова Писания: «Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс.75:12 ; Эккл.5:4). Если же случится и то, о чем я говорил что прежде чем ты добровольно отдашь Богу насилием твое имущество, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя различными людьми или ворами то ты не смей отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преп. Иовом, говоря: «Господь дал, Господь и взял» ( Иов.1:21 ) и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии упоминаемый в монастыре старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтобы пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: «Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр.10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010