В противостоянии «Беседы» и «Арзамаса» Шишкова не могли спасти никакие былые заслуги. Не спасало и самое громкое имя Гавриила Державина, бывшего, совместно с Шишковым, основателем «Беседы». Вся «Беседа» Шишкова – Державина выгладела бы неким Советом литературных старейшин, которымде на роду написано бурчать, отвергать все новое, если бы не молодой Шихматов, чьи поэмы «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия» и «Петр Великий» подтверждали жизнеспособность их покрытых пылью слов. В 1806 году двадцати шестилетний князь Шихматов стал академиком, прочитав при избрании на публичном собрании Российской академии свою «Песнь Российскому слову», прозвучавшую как присяга традициям Ломоносова и Державина. Через девять лет Державин услышит оду пятнадцатилетнего лицеиста Пушкина, с которой начнется новая эра русской поэзии. Пушкин назовет имена двух одописцев – Державина и Василия Петрова, с которыми в своей оде в присутствии Державина он по сути, вступил в такое же открытое поэтическое состязание, как Ломоносов, Тредиаковский и Сумароков, вынесшие в 1744 году на суд читателей три свои самые первые перефразы псалмов. То же самое сделал и юный Пушкин, прочитав в присутствии самого знаменитого одописца свою оду. На такое состязание мог решиться далеко не всякий. Но фраза Петра Вяземского «задавит, каналья!» тоже прозвучала не зря. Ведь многих он и впрямь задавил. Не каждый, подобно Жуковскому, готов был признать свое поражение, вручив свой портрет с надписью «победителю ученику от побежденного учителя». Примерно то же самое сделал и Федор Глинка, опубликовав в 1819 году стихотворное послание «К Пушкину», начинавшееся словами: «О Пушкин, Пушкин! Кто тебя//Учил пленять в стихах чудесных?..» Но Нестор Кукольник так и не смирился и умер с твердой уверенностью в том, что Пушкин был его, Кукольника, современник. Не было у Пушкина недостатка как в явных, так и тайных «врагах», одним из которых и должен был стать, но не стал князь Сергей Шихматов. Эпиграммы «арзамасцев» доставили ему немало горьких минут, но он выдержал это испытание, не ответил «око – за око».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Верный до гроба. Князь А.А. Ширинский-Шихматов Приближаясь 84 к закату дней своих, все чаще переносишься думами и чувствами в прошлое. Воскресают в памяти те, с коими доводилось встречаться на длинном жизненном пути. Останавливаешь внимание с любовью на более близких и дорогих. Господь милостиво богато наградил меня друзьями, что позволяет мне, выделяя многими испытываемое неутешное горе – гибель Царской Семьи и злочестивую революцию, – считать жизнь свою счастливой. К числу тех, о коих особливо хранится светлая память, принадлежит церковный и государственный деятель, родившийся сто лет назад. С первой встречи, в разгар революции 1905 г., на меня, правоведа старшего курса, большое впечатление произвел своими определенными взглядами значительно старший соученик, тогда сенатор, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов. В течение последующих 25 лет мне, с короткими перерывами, довелось находиться с ним в очень близком общении, пользуясь его доверием. Глубоко верующий и подлинно церковный, русский до мозга костей, убежденный сторонник исторически сложившегося Самодержавия, на котором веками держалась Россия, верный слуга любимых им Императоров Александра III и Николая II, знаток и ценитель родной старины, он даже внешним обликом, домашней одеждой напоминал боярина времен тишайшего Царя Алексея Михайловича. Ширинские-Шихматовы – старинный княжеский род, записанный в родословную книгу Смоленской губернии, вел начало от беев Ширинских, которые имели обширные владения по Волге и затем были завоевателями Крыма. Здесь они до конца XVIII в. считались «знаменитейшими и сильнейшими из всех» и «составляли в народном собрании первейшую степень». Один из беев Ширинских – Кинбар выехал в Россию при Великом Князе Иоанне III и признается родоначальником рода Ширинских. Потомки правнука его – Шихмата, во св. крещении Василия Келядемаевича (начало XVI в.), стали называться Ширинскими-Шихматовыми. Последние выдвигались в XVI в. на военном поприще, при Петре Великом были стольниками. В XIX в. известны были: князь Платон Александрович (1790–1853) – министр народного просвещения, академик Императорской Академии наук и писатель; брат его Сергей, в иночестве Аникита (1783–1837), – моряк, инспектор Царскосельского лицея, академик, иеромонах Новгородского Юрьева монастыря, писатель-поэт; князь Александр Прохорович († 1884) – попечитель Виленского, Киевского, Московского учебных округов, товарищ министра народного просвещения, сенатор. Князь Алексей Александрович был сыном последнего. Родился он в Вильне 6(18) ноября 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Всемилостивейшая телеграмма Государя Императора на имя Московского митрополита Макария: Москва. 13 мая. Митрополиту Макарию. Государыня Императрица и Я радуемся радости Нашего народа московского и душою молитвенно присутствовали при торжественном переложении святых мощей святителя Ермогена в новую раку. Николай. Эта телеграмма последовала на следующую телеграмму митрополита Макария: Ливадия. Его Императорскому Величеству Государю Императору. Сегодня милостью Божиею совершилось переложение мощей святителя и чудотворца Ермогена в благолепную раку, сооруженную иждивением Вашего Императорского Величества и Вашей Августейшей супруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны. При участии многочисленного сонма епископов и прочего духовенства святые мощи изнесены были на середину Успенского собора для общего поклонения, во время литургии вознесены были в алтарь на патриаршее место и по окончании оной, после величественного крестного хода, положены в новую раку, на месте их постоянного почивания. Умиленная этим светлым церковным торжеством во славу священномученика, древлепрестольная Москва с благоговением склоняется пред благочестивым усердием Ваших Императорских Величеств к памяти святителя и единодушно молит его, великого российского заступника, да изольет он свое Небесное благословение на Ваши Императорские Величества, Государя Наследника и Всю Августейшую Семью Вашу и да утвердит державу царей наших во веки веков. Макарий, митрополит Московский. Приготовления к переложению и открытию мощей святителя Ермогена начались 10 мая. В 6 часов утра протопресвитер Н. А. Любимов в сослужении наместника Чудова монастыря архимандрита Арсения и соборного духовенства совершил раннюю литургию. По окончании литургии прибывший в собор высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Московский, в сослужении преосвященных Трифона, епископа Дмитровского, Анастасия, епископа Серпуховского, и лиц, служивших литургию, совершил молебен. К молебну прибыл председатель высочайше учрежденной комиссии по реставрации собора князь А. А. Ширинский-Шихматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышла в свет книга «Старец Аникита: духовный путь святости» 16.04.2018 879 В преддверии Светлого праздника Пасхи Христовой в издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет книга о русском подвижнике афонском старце, иеросхимонахе Аниките, а в миру русском князе Сергее Александровиче Ширинском-Шихматове, уроженце Вяземского уезда Смоленской губернии, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Книга называется «Старец Аникита: духовный путь святости». Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, автором очерка является директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведенияо выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, а также фотографии святой горы Афон. Издание приурочено к юбилею — 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915–2016), который незадолго до кончины преподал благословение на написание и подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также Преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и православием.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К выходу в свет готовится книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките 05.09.2016 397 Книга о выдающемся афонском подвижнике, духовном писателе и русском князе иеросхимонахе Аниките (Ширинском-Шихматове) готовится к изданию на родине старца на Смоленщине, сообщил «Русской народной линии» портал «Русский Афон» . Она подготовлена издательством историко-литературного журнала «Странникъ» (г. Смоленск) совместно с Международным институтом афонского наследия на Украине и приурочена к юбилею 1000-летия русского монашества на Афоне. Книга будет посвящена памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), который незадолго до кончины преподал благословение на подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. В резолюции епископа Сергия, в частности, сказано: «Божие Благословение редакции журнала " Странникъ " на издание столь востребованной книги, посвященной иеросхимонаху Аниките, столь много сделавшему для России и Афона». Полное название книги: «Старец Аникита: духовный путь святости». Она содержит несколько биографических материалов о жизни, служении и подвигах старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова. Также в книге помещаются труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведения о выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. В качестве предисловия в книге будет помещена вступительная статья игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), которую он незадолго до кончины благословил разместить в готовящейся к изданию книге.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/05/k_...

Муж верности и разума В 79 Санкт-Петербурге 10 марта 1907 г. скончался действительный тайный советник, член Государственного Совета, сенатор, статс-секретарь Константин Петрович Победоносцев . Выдающийся государственный деятель второй половины XIX и начала XX в., крупный ученый-юрист, верный слуга четырех Императоров и опытный сподвижник трех из них, он почти 60 лет с усердием и любовью служил России, которую, благодаря своим связям с самыми различными людьми, имевшими к нему доступ, знал хорошо до самых глухих уголков ее. Будучи глубоко верующим, он неустанно трудился на благо Церкви, состоя 25 лет обер-прокурором Святейшего Синода. Постигнув своим большим умом пользу монархического образа правления и исключительное значение для России исторически сложившегося Самодержавия, Победоносцев с искренностью, силой и талантом исповедовал свои убеждения, никогда не страшась плыть против течения. Понимая, каким должно быть народное образование, чтобы дать зрелые и здоровые плоды, он весь отдался делу насаждения церковно-приходских школ, при полном сочувствии этому Императора Александра III, с которым тесно был связан в течение 29 лет, и Императора Николая II. В последние годы Царствования Императора Александра II церковно-приходских школ значилось 273 с 13 035 учащимися, в 1902 г. – 43 696 с 1782 882 учащимися... Полвека назад мне, воспитаннику первого выпускного класса Императорского Училища правоведения, довелось стоять во время панихиды на дежурстве у смертного одра старшего питомца того же училища – К.П. Победоносцева . Тело его еще почивало в постели. Шествовал и я за гробом, вынесенным из обер-прокурорского дома на Литейном проспекте. Заупокойная литургия и отпевание были совершены в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре на Забалканском проспекте 80 . Служили три митрополита. Присутствовал Государь. Мы, правоведы, несли дежурство у гроба.       Тогда уже я имел представление о большом государственном значении Победоносцева. Утверждался я в положительном мнении о нем, зная, как ненавидели его либералы всех мастей, ценность которых определилась для меня вполне их вредными действиями во время войны с Японией и смуты. Много хорошего слышал я потом о нем от одного из ближайших его сотрудников, князя А.А. Ширинского-Шихматова, бывшего его последним товарищем обер-прокурора, вместе с ним в 1905 г. покинувшего свой пост и в 1906 г. недолго состоявшего обер-прокурором. Но полное представление о его большом уме, знании России и отзывчивой душе, определяемой славянофилом И. С. Аксаковым, тоже правоведом, как «слишком болезненно чувствительная ко всему ложному и нечистому», я получил, изучая изданные большевиками книги: « К.П. Победоносцев и его корреспонденты: «Novum Regnum» (1923) и «Письма Победоносцева к Александру III» (1926), содержащую также письма к Императору Николаю II и Великому Князю Сергею Александровичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Послужил образцом для церкви Успения Пресвятой Богородицы (1901-1904, арх. Н.Д. Иванов) в усадьбе Ширинских-Шихматовых Островки Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Дата создания: 1152-1157 гг. Материал, техника: белый камень. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском. Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Называется собором по традиции. Вероятно, был связан с княжеским дворцом. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях - прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным орнаментом - предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы. Интерьер собора, отличающийся такой же мощностью конструкции, был в 1157 г. расписан, но от всей росписи сохранился только фрагмент " Страшного суда " с изображением апостола Симона. Фрагмент находится в Государственном Историческом музее. По материалам сайта www.russia.rin.ru На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…» Предполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли.

http://sobory.ru/article/?object=00231

Предисловие «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего?» спросил некто св. Нифонта Цареградского. Блаженный старец отвечал: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют Пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, прибавил он, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей». Истина этих слов сбывается и в наше время. При общем, для всех видимом и осязательном упадке веры и благочестия, и в наше время было много великих святителей, много достойных иереев, замечательных и даром слова и высокою жизнью, много отшельников и иноков, ревновавших идти путем древних преподобных отцов. Достойно внимания, что таких великих подвижников веры в 19-е столетие, в России было не менее, нежели в другие века, невидимому более, благоприятствовавшие монашеству и даже не знаем, во все ли времена в отечестве нашем жили почти одновременно такие светила монашества, каковы были в наши дни: Серафим Саровский и другие Саровские подвижники, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский , Георгий Задонский , Василий Кишкин, Петр Мичурин, Зосима Верховский и Василиск; схимонахи – Феодор и Клеопа, Макарий Песношский, Макарий Песношский, Иларион Троекуровский, Феофан Новоезерский, Иоанн Сезеновский, Даниил Сибирский, Парфений Киевский , Амфилохий и Иннокентий Ростовские, Александр Арзамазский, Феодор Новоспасский, Лев, Макарий и Моисей Оптинские, Тимон Надеевский, Амфилохий Реконский, Макарий Алтайский , Филарет Глинский , Аникита Ширинский Шихматов; также подвижники более и менее известные пустыней – Белобережской, Площанской, Никифоровской и других, – и весь этот сонм преподобных отцов нашего времени, которых православная Россия хорошо знает, а одна часть нашего общества почти вовсе не знает, и которых жизнь многим из нас послужит тяжким обличением. К числу этих лиц, доказавших своею жизнью, что и в наше время возможно истинное монашество, принадлежит брат покойного Оптинского Архимандрита о. Моисея, о. Игумен Антоний, жизнеописание которого ныне предлагается читателям. Сведения о нем заимствованы:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

протоиерей Василий Жмакин Приложение В заключение приведем некоторые выдержки из писем Сергея Александровича Ширинского-Шихматова (в иночестве иеромонаха Аникиты) к своему брату, князю Алексею Александровичу, относящиеся к судьбе свт. Иннокентия. Читаем в письме от 30 мая 1818 года: «В наши времена разными новоизданными книгами хулится православие нашей Апостольской Церкви. Размножаются тайные общества разных степеней масонства, которые в большей или меньшей степени стремятся истребить христианство и заменить оное сперва естественной верой, а потом никакой. Несчастный пример сего злоумышления случился на днях в нашем корпусе: пример ужасный, открывающий непостижимо хитрую деятельность масонов, мартинистов и проч. Сплетаемые ими сети настолько искусно расставляются повсюду, что надобно особенное действие благодати Господней, дабы избавить от них уловляемого ими верующего. Домашний наш пример следующий. Иеромонах о. Иов, заслуживающий своими Познаниями и благими нравами всякое почтение, по несчастью, познакомился с людьми сего рода и, долгое время внимая их поучениям, приведен был в такое достойное жалости состояние, что почел себя в духовных вещах совершенно слепотствующим и заблуждающимся. Дабы избавиться от отчаяния, он обратился к мартинистам и стал просить у них совета и наставления на путь истины. Просьба сия, как плод их долговременных внушений, не осталась без исполнения: он был введен в ложу и принят в число братии. Сие давно ожидаемое им благополучие настолько его восхитило, что, придя через несколько дней в сумасшествие или в исступление, он не мог скрыть в себе духа мартинистов и обнаружил его поруганием святыни в церкви. Местночтимый образ Божией Матери, писанный на холсте, прорезал он ножом крест накрест и на прочих иконах положил знамение своего хуления. Когда его обыскивали, опасаясь, что он имеет при себе смертоносное оружие, нашли у него в карманах масонские знаки всех степеней. Позже в бумагах его обнаружили подробное описание принятия его в ложу и переписку с начальником оной. Самого его отправили в Невский монастырь, где он несколько дней оставался в своем исступлении, но потом выздоровел; знаки и бумаги препровождены к его начальству, и какой оборот примет его дело, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010