Опубликован проект документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» (полный текст) 28 января, 2016. Новостная служба Проект документа был одобрен Собранием Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези 28 января ПРАВМИР. 21-28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы прошло Собрание Предстоятелей Поместных Православных. Предстоятели подтвердили свое решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви. Собрание Предстоятелей одобрило проект документа Всеправославного Собора «Миссия Православной Церкви в современном мире». Текст публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей , и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением « новой твари », преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/opublikovan-proekt-dok...

Таким образом, умеренные монофизиты – севириане – суть предки современных антихалкидонитов, с которыми в настоящее время мы, православные, находимся в состоянии диалога. Используемое нами наименование «антихалкидониты». представляется точным, поскольку они отказались принять Халкидонский Собор, IV Вселенский. Конечно, сами себя они называют православными. В процессе продолжающегося ныне официального диалога после многочисленных обсуждений было достигнуто соглашение называть нас православными, а их – восточными православными. Б. Состояние дел сегодня На протяжении столетий предпринималось несколько попыток тем или иным образом достичь единства с антихалкидонитами, однако результат неизменно оказывался отрицательным. Несмотря на это, в наше время была предпринята еще одна серьезная попытка, осуществлявшаяся в два этапа. Первый, неофициальный, начатый Всемирным Советом Церквей, относится к 1964–1971 годам. За неофициальным этапом последовал официальный, который начался по инициативе Вселенского Патриархата при участии всех Православных Церквей и завершился в 1989 и 1990 годах достижением согласия в вопросах догматического характера. Выражением этого согласия явились два «Общих Заявления», первое из которых было принято в 1989 году на втором заседании Смешанной богословской комиссии, имевшем место в коптском монастыре Анба Бишой в Нитрийской пустыне (Египет), а другое – на третьем заседании, состоявшемсяв 1990 году в Шамбези близ Женевы. На четвертом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу в 1993 году в Шамбези было составлено общее «Коммюнике». В этом документе указываются уже шаги практического характера, которые необходимо предпринять с целью достижения единства «обеих церковных семей». В качестве первого шага предлагается снятие «имевших место в прошлом анафем и осуждений... предстоятелями всех Церквей с обеих сторон». Следствием этого станет «немедленное восстановление их полного общения». Особо подчеркиваем слово «немедленное», чтобы стало ясно, что дело зашло уже слишком далеко и мы находимся уже перед совершением последнего шага! Этот шаг является предметом желания и молитвы всех нас, тем не менее наше отношение к нему требует большой осторожности, но ясного и безусловного возражения, поскольку изучение «Общих Заявлений» убедило нас в том, что догматический вопрос так и остался не разрешен. В «Общих Заявлениях» существующие различия попросту обходятся вниманием или скрываются путем использования двусмысленных терминов, не имеющих точного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Решение  Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези  в январе 2016 года не было принято и подписано всеми Церквами, – засвидетельствовал он. – Изначально в тексте представитель Антиохийского Патриархата митрополит Исаак написал: «Церковь Антиохии не согласна с содержанием документа. Мы отказываемся его подписать». Русская Церковь подписала решение, но исходила при этом из предпосылки, что для того, чтобы Собор стал действительностью, нужна постоянная и очень интенсивная подготовительная работа общеправославного характера». И на встрече  Предстоятелей в Стамбуле в 2014 году , и на собрании в Шамбези, которое прошло в январе нынешнего года, Патриарх Кирилл подчеркивал: для того, чтобы успеть до Собора разрешить оставшиеся противоречия и созвать его  как Собор Всеправославный, необходима каждодневная работа. «Однако того не случилось, – с сожалением отметил протоиерей Николай. – Да, был учрежден Всеправославный секретариат по подготовке к Собору, членом которого от Русской Церкви я имел честь состоять. Он собрался дважды, работал в общем итоге четыре дня и занимался только вопросами технического и второстепенного характера. Все вопросы, которые Русская Церковь как устно, так и письменно в наших обращениях к Константинопольскому патриархату ставила в качестве проблем для изучения Всеправославным секретариатом, оказались отвергнуты. Было сказано, что они в компетенцию секретариата не входят». То, что встреча на Крите не состоялась как Всеправославный Собор, связано с недостатком коммуникации при подготовительной работе, выразил мнение священнослужитель, признав, что осуществляемая Константинопольским Патриархатом координация этой работы не оказалась успешной. «Голоса Церквей не были услышаны, – напомнил он. – Антиохийская Церковь о своей позиции говорила много раз, ее представители участвовали в подготовительных совещаниях и каждый раз подчеркивали, что вопрос об их участии в Соборе остается открытым, что они готовятся на случай, если решение вопроса будет найдено.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но опять же хочу обратить ваше внимание, сегодня говорят, что да, конечно, собор созывается согласно регламенту Константинопольс ким патриархом с согласия представителей всех других Церквей. Поскольку в январе это решение было принято, какая бы Церковь что не решала, право, факт созыва собора есть. Это не соответствует действительности , поскольку в январе, в Шамбези Антиохийская Церковь не подписала ни один документ, не только проекты документов, которые выносятся. Но не подписала и решение собрания в Шамбези о созыве собора. А. Митрофанова — Напомните, пожалуйста, почему. В. Легойда — В первую очередь из-за неурегулированно й ситуацией с Иерусалимской Церковью по поводу юрисдикции в Катаре, это отдельная сложная и большая тема, но факт остается фактом — я даже вынужден был опубликовать у себя в Фейсбуке фотографию двух вариантов подписи, потому что там на всех языках официальных подписывалось собора, точнее межцерковного взаимодействия, там представителем Антиохийского Патриархата написано, что мы своей подписи не ставим, мы не согласовываем этот документ. А. Митрофанова — Но эти документы собирались выносить на обсуждение. В. Легойда — Документы собирались выносить и собор собирались проводить, а видите 10 Церквей поехало, но позиция нашей Церкви и многих других Церквей заключалась в следующем, что с января по июнь за это время нужно этот вопрос урегулировать. И на всех встречах, во время всех контактов межправославных Русская Православная Церковь последовательно отстаивала о необходимости разрешения вопроса этого. Но он не был разрешен, другие Церкви тоже стали задавать.., то есть не только не разрешился вопрос с Антиохийской Церковью, но стали задавать вопросы и другие Церкви. Поэтому если в этой части собравшиеся на Крите будут следовать регламенту, то регламент говорит следующее: «Никакие вопросы не могут быть вынесены на собор, кроме тех, которые были согласованы». Согласовано несколько документов: 6 документов, проекты которых предварительно согласованы. Как могут развиваться события…

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Arhiva Importana postului i respectarea lui astzi 28 ianuarie 2016 16:21 Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года.  Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Пост — Божия заповедь (Быт. 2:16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост — ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3). Это — великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.  2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом, в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:3; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси (Дидахи 6, 1-3). 

http://patriarchia.ru/md/db/text/4361182...

Антиохийская Церковь, хотя и не подписала решение Собрания Предстоятелей автокефальных Православных Церквей на Фанаре (март 2014), но приняла участие в работе подготовительных комиссий Великого Православного Собора и в работе пятого предсоборного совещания в Шамбези в 2015 году, и в Собрании Предстоятелей автокефальных Православных Церквей в Шамбези в 2016 году. И хотя она не подписала ни одного более позднего решения Собрания, она участвовала в работе подготовительных комиссий Великого и Святого Православного Собора в целях содействия совместной православной работе и сопровождала ее, как это было на протяжении последних десятилетий в надежде решить все проблемы до созыва Великого Собора. Антиохийская Церковь предоставляет этому событию, которое является величайшим и самым прекрасным в жизни современной Церкви, достойное место, делая доступными все проекты его документов на арабском языке и предоставляя их в распоряжение для своей паствы. Священный Синод Антиохийской Церкви также принимал участие в подготовительной работе Собора и предлагал поправки в документы. Из вышеизложенного становится ясно, что созыв Святого и Великого Собора, который планировался столетиями, осложняется рядом трудностей, и нуждается в лучшей подготовке касательно проблем, которые он будет рассматривать, и практических деталей, относящихся к его созыву и заседаниям. Антиохийская Церковь, в свете всех трудностей, с которыми она сталкивается и которые считает наиболее драматическими в своей истории, и несмотря на горестное положение своей паствы, особенно в Сирии, Ливане и Ираке, не жалеет сил, времени и молитв ради облегчения и успеха в начинаниях, ведущих к созыву Собора в эти дни, и для того, чтобы принять участие в нем, несмотря на человеческий и экономический кризис, который она испытывает. Если Собор созывается в то время, как две апостольские Церкви не находятся в общении друг с другом, это означает, что участие в Соборных сессиях возможно без участия в Святой Евхаристии, которая лишает Совет своего экклезиологического характера и придает ему административное качество, противоречащие непоколебимой православной соборной традиции.

http://pravmir.ru/antiohiyskiy-patriarha...

391. ХРОНИКА. V Семинар православных богословов – библеистов. – 1989, 8, 62. 392. ХРОНИКА. (О проведении очередного заседания Межправославного комитета епископов Франции). – 1991, 8, 61. 393. ВСТРЕЧА Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле. (15 марта 1992г., Фанар). – 1992, 9, II. 394. МЕЖДУНАРОДНАЯ богословская конференция “Единство Церкви”. – 1994, 11–12, 18. 395. Е.Н. Круглый стол “Единство Церкви”. – 1996, 7, 35. 396. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1998 года: О составе делегации РПЦ для участия во Всеправославной богословской конференции на тему “ Благовещение Богородицы – Воплощение Бога Слова”. – 1998, 11, 9 397. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 марта 2000 года: О составе делегации РПЦ для участия во Всеправославном научном богословском симпозиуме на тему “Свидетельство Церкви в третьем тысячелетии”. –2000, 4, 16. 22.11 Всеправославные совещания. Подготовка к Великому и Святому Собору Православной Церкви 398. ВИЗИТ митрополита Швейцарского Дамаскина в СССР. (Цель визита – подготовка Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания). – 1985, 10, 58. 399. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в ответ на приветствие митрополита Швейцарского Дамаскина 7 июня 1985 года. – 1985, 10, 58. 400. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 декабря 1985года и 29 июля 1986 года: О составе делегации РПЦ для участия в заседании Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания. – 1986, 3, 2;9, 6. 401. СКОБЕЙ Г. Третье Предсоборное Всеправославное Совещание. (Шамбези, 28 октября-6 ноября 1986 года). – 1987, 2, 50. 402. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 30 декабря 1986 года: О результатах Третьего Предсоборного Совещания и о включении новых вопросов для решения на Четвертом Предсоборном Всеправославном Совещании. (Шамбези, 28 октября-6 ноября 1986 г.). – 1987, 3, 3. 403. ФИЛАРЕТ (ДЕНИСЕНКО), митр. О решениях Третьего ПредсоборногоСовещания. – 1987, 3, 54;5, 56. 404. РЕШЕНИЯ III Предсоборного Всеправославного Совещания: 1. Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру. – 1987, 6, 54.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рамках этой повестки остается нерешенным порядок подписания томоса. Правмир Кроме того, в ходе работы над проектом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» была учтена критика РПЦ. И теперь в проекте документа Всеправославного Собора говорится о том, что отношения Православной Церкви с инославными церквами «должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Подготовка к Всеправославному Собору проходила 21 по 28 января 2016 года в Шамбези близ Женевы на Собрании Предстоятелей Православных автокефальных Церквей. Проект решения Собора по теме Таинство брака и препятствия к нему подписали главы делегаций всех Поместных Церквей за исключением Грузинской Православной Церкви и Антиохийской Православной Церкви. Глава последней выразил письменное несогласие с документом. Для вынесения на Всеправославный Собор утверждены темы: Православная диаспора, Автономия и способ её провозглашения, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. Согласно решению Собрания Предстоятелей, все одобренные тексты были опубликованы. Кроме этого Предстоятели обсудили и приняли решения об учреждении Всеправославного секретариата, об участии инославных наблюдателей при начале и завершении работ Собора. Предстоятели выразили поддержку гонимым христианам Ближнего Востока и непрекращающуюся обеспокоенность по поводу похищения двух митрополитов: Павла (Язиджи) из Антиохийского Патриархата и Григория Иоанна Ибрагима из Сирийской Ортодоксальной Церкви. Всеправославный Собор состоится летом на греческом острове Крит. Это событие может стать историческим для всего православного мира. На Всеправославный собор должны прибыть по 24 архиерея от каждой из православных церквей. Поместных или автокефальных православных церквей – независимых друг от друга, но связанных единым литургическим общением – в мире насчитывается 15: Константинопольская (Турция), Александрийская (Египет), Антиохийская (Сирия), Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греция), Польская православные церкви, а также Церкви Чешских земель и Словакии и в Америке. Из них самая масштабная – Русская Православная Церковь – объединяет не менее 50 миллионов человек.

http://pravmir.ru/dostizheniya-v-shambez...

В 1948 г. Русская Православная Церковь возобновила официальные отношения с Церквами Старокатолического Утрехтского Союза, но они не носили еще богословского характера, В сентябре 1957 г. представители Московского Патриархата присутствовали на Международном конгрессе старокатоликов в Швейцарии. Летом 1959 г. нашу страну посетили представители Старокатолической Церкви Германии, ФРГ, во главе с епископом д-ром Иоганном-Иосифом Деммелем. Они ознакомились с жизнью Русской Православной Церкви, установили с ней деловые контакты. В результате состоявшихся бесед главы старокатолической делегации с иерархами Русской Православной Церкви был выявлен широкий спектр возможностей для дальнейшего взаимосближения 134 . В 1961 г. на I Родосском совещании была учреждена Всеправославная богословская комиссия по диалогу со старокатоликами, а в 1975 г. в Шамбези (Швейцария) состоялось первое официальное богословское собеседование Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу. С тех пор состоялось еще несколько заседаний этой комиссии, исследован ряд важных догматических вопросов, по которым достигнуто согласие обеих сторон. В заседаниях комиссии (Шамбези, 1975; Бонн, 1979; Москва, 1981) активное участие принимал профессор ЛДА прот. Н. Гундяев (член комиссии), а в заседании в Москве в 1981 г. – также профессор ЛДА прот. Л. Воронов (в качестве консультанта) 135 . Обзор истории православно-старокатолического диалога в связи с экуменической деятельностью СПбДА – ЛДА можно закончить словами питомца ЛДА, покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который уделял большое внимание диалогу со старокатоликами; «С чувством глубокого удовлетворения мы отмечаем безусловный прогресс во взаимоотношениях старокатоличества и Православия, однако вместе с тем мы должны указать и на весьма существенные трудности, стоящие на этом пути. Эти трудности – догматико-агиологического свойства, канонические и литургические. Решение вопроса о достижении полного согласия в вере и церковном устройстве православных и старокатоликов может быть осуществлено лишь Православной Полнотой. Необходимо при этом иметь в виду, что восточное понимание полного единства в догматах и основах церковного устройства как условия sine qua non для полного общения в таинствах и особенно в таинстве Святой Евхаристии, приобрело для православного сознания значение если не догмата, то, по крайней мере, «всеправославно-признанного теологумена». Во всяком случае, эта многосложная проблематика составляет предмет изучения специальной Межправославной богословской комиссии, в работе которой участвуют и представители Русской Православной Церкви» 136 . Глава 4. Диалог с представителями дохалкидонских церквей

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Примерно два года спустя после завершения трудов IV Всеправославного Совещания в Шамбези, т.е. 16 Июля 1970, Святой и Священный Синод Вселенской Патриархии принял решение предложить прочим Православным Церквам созыв Межправославной Подготовительной Комиссии Святого и Великого Собора. В начале планировалось провести заседание Комиссии в Марте 1971 г. , однако оно состоялось с 15 по 28 Июля 1971 в Шамбези, т.е. три года спустя после IV Всеправославного Совещания здесь же. В своей вступительной речи на Межправославной Комиссии Митрополит Мир Ликийских Хризостом отметил, что мы уже имеем перед собой тексты по 6 отобранным IV Всеправославным Совещанием вопросам, обработанные добросовестно братскими Православными Церквами. Присутствующие здесь Представители Церквей наших, т.е. все мы, должны изучить эти тексты, как и некоторые доклады-комментарии некоторых братских Церквей. Нам же, как составленной Комиссии, надлежит решить, охватывают ли представленные тексты весь объем современной Православной проблематики, пронизаны ли они духом Церкви и благоговейным ожиданием веры и надежды Православного народа 91 , вообще же уврачевается ли этими текстами необходимость баланса чистого традиционного богословия с современным многообразием мнений, так и пастырские нужды полноты с пастырской ответственностью Церкви. В работе Межправославной Подготовительной Комиссии надо отметить два главных момента: во-1-х, она выполнила порученную ей работу составления докладов по 6 выбранным вопросам. Полные тексты Докладов Секретариат издал сначала на греческом 92 ; потом также на греческом в специальном выпуске с полным Протоколом работ Межправославной Комиссии 93 . Секретариат позаботился, чтобы тексты были также изданы на русском 94 , французском (кроме Доклада по первому вопросу: Божественное Откровение и его место во спасении человека 95 , английском 96 , итальянском 97 и частично на немецком 98 . Bo-2-x, Комиссия предложила единодушно, чтобы Первое Предсоборное Совещание пересмотрело Родосский каталог (1961 г.) вопросов повестки дня Святого и Великого Собора. Наконец, высказала пожелание Вселенскому Патриарху позаботиться о созыве, с согласия Предстоятелей поместных Церквей, Первого Предсоборного Совещания в начале Июля 1972 г. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010