12 сентября 1971 г. о. Кирилл возведен в сан архимандрита и назначен представителем Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. В 1972 году о. Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. В этом же году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. 26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. 7 июня 1975 г. назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В том же году (декабрь) избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. 14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.   27-28 апреля в составе делегации Московского патриархата участвовал в собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис». 9 сентября утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ. 18 ноября назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы и с 21 по 28 ноября того же года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве. С 22 по 31 января 1977 г. возглавил делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии. С 19 по 26 июля во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези. 2 сентября возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией. С 12 по 19 октября совместно с Патр. Пименом с официальным визитом находился у Патр. Димитрия I (Константинопольский Патриархат). С 23 ноября по 4 декабря во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря с делегацией РПЦ во главе с Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. 22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге. С 6 по 20 октября   участвовал в собеседованиях с представителями Римско-Католической Церкви. 12 октября 1978 г. освобожден от должности Зам. Патриаршего Экзарха Западной Европы, поручено окормление Патриарших приходов в Финляндии.

http://pravmir.ru/tri-pretendenta-na-pat...

«Особые условия, в которых находится наша Церковь, обязывают и заставляют активизировать зарубежную деятельность», — продолжил митрополит Иларион. Председатель ОВЦС рассказал о взаимоотношениях между Поместными Православными Церквами, о подготовке к Всеправославному Собору, начавшейся более 50 лет назад. В 1961 году прошло Всеправославное совещание, на котором было озвучено более ста тем, интересующих Православные Церкви. На последующих встречах каталог тем был сокращен, и Православные Церкви согласились о том, что обсуждение будет проходить по десяти основным вопросам — они были сформулированы в 1976 году первом Всеправославном предсоборном совещании в Шамбези. В их числе — такие темы, как православная диаспора, автокефалия и способы ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, календарный вопрос, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение Православных Церквей к остальному христианскому миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранения расовой дискриминации. Эти темы обсуждались и продолжают обсуждаться на межправославном уровне. За прошедшие годы было достигнуто согласие по восьми из десяти тем. Митрополит Иларион также озвучил мнение, что некоторые из подготовленных ранее документов — например, касающиеся вопросов экуменизма и утверждения в обществе христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами — должны быть переписаны с учетом современной проблематики, в частности, гонений на христиан в Северной Африке и в Юго-Восточной Азии. Была отмечена необходимость тщательно подготовить Собор не только с содержательной, но и с процедурной стороны, чтобы на нем были учтены позиции каждой из Поместных Церквей. Для этого при принятии решений необходимо строго следовать принципу консенсуса. Коснувшись темы межхристианских отношений, владыка Иларион упомянул о том, что важным вопросом во взаимоотношениях с католиками, помимо богословского диалога, является сотрудничество в вопросах социального служения и сохранения нравственных основ жизни людей. «Здесь у нас очень широкое поле для взаимодействия, потому что в современном секулярном мире и православные, и католики сталкиваются с одними и теми же вызовами, — констатировал он. — Это, прежде всего, вызов секулярной идеологии, которая вообще не признает абсолютных нравственных ценностей, в связи с чем сейчас на Западе пропагандируется гомосексуализм, вводятся законы об однополых союзах, однополым парам предоставляется право усыновлять детей и т.д. По отношению ко всем этим вопросам у нас и католиков подход практически одинаковый. И мы сегодня, не имея согласия с Католической Церковью по целому ряду богословских и экклезиологических вопросов, можем трудиться вместе для защиты традиционных нравственных ценностей, и это направление сотрудничества мы активно развиваем».

http://patriarchia.ru/db/text/3314760.ht...

Проведения этого Собора ждет как верующий народ Божий, находящийся в церковной ограде, так и христиане, которые находятся за пределами Православной Церкви. Поэтому не будем медлить с его подготовкой. Промедление и оттягивание сроков созыва Собора будет только поводом для злорадства врагам Церкви, которые только этого и ждут. Наш синакс имеет особую важность, так как он созван для того, чтобы уладить все вопросы, связанные с подготовкой Святого и Великого Собора. Как известно, тематика Собора была утверждена решением I Всеправославного предсоборного совещания (1976 год) и, согласно его протоколам, включает в себя следующие десять тем, которые располагаются в таком порядке: Согласно уставу, каждая из вышеперечисленных тем должна пройти стадию подготовки. Межправославная Подготовительная комиссия должна собираться и рассматривать каждую тему до тех пор, пока не будет достигнута единогласная формулировка текста. Этот текст должен быть одобрен Предсоборным Совещанием, чтобы в конце передать его без изменений на рассмотрение Святого и Великого Собора. Восемь из десяти вышеперечисленных тем уже проходят стадию подготовки и утверждения со стороны Предсоборного Совещания. По остальным двум темам, касающимся автокефалии и диптихов, достигнуть консенсуса не удалось. Перед нами стоит дилемма: либо провести Собор по тем восьми темам, по которым достигнуто единодушие, либо отложить созыв Святого и Великого Собора до тех пор, пока не будет согласия по оставшимся двум темам. В марте 2014 года наш синакс единодушно решил созвать Святой и Великий Собор в 2016 году, после чего была организованная специальная межправославная комиссия, которая до Пасхи 2015 года занималась следующими вопросами: Специальная комиссия окончила свою работу до Страстной Седмицы 2015 года, то есть в срок, но из-за недостатка времени не смогла выполнить третью задачу. По причине этого на рассмотрение Святого и Великого Собора будут вынесены восемь согласованных тем, которые, как предусмотрено уставом, должны быть одобрены Предсоборным всеправославным совещанием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Услышим, что говорит Сам Бог, перед принесением Себя в жертву, когда речь идет о спасении человека: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27). Здесь я сошлюсь на комментарий приснопамятного греческого профессора богословия Панайотиса Трембеласа: мир, о котором здесь говорится, это мир с Богом и мир друг с другом; это мир, который можно обнаружить в глубине наших душ, когда мы узнали, что примирены с Богом; это приносит мир нашей совести. Именно это мир Бог называет своим . Это провозвестие мира, идущее от самого Бога, очень важно для нас – людей современной эпохи, живущих в современных обществах. Более того, Евангельская Весть является для христианской жизни вневременной. Это особое провозвестие есть не что иное, как внутренний мир, мир нашего сердца. Я уверен, что если каждый будет стараться стяжать мир в своем сердце, в соответствии с христианским учением, дела пойдут лучше. Здесь нам следует обратить внимание на вызывающее споры место в Новом Завете, о котором представители других религий, при дословном переводе Слова Божия, говорят, что там Христос ведет речь о «мече», а значит – о войне. В Евангелии от Луки Христос говорит ученикам, чтобы они купили мечи (Лк 22:36). При буквальном понимании смысл этого места совершенно антихристианский, противоречащий установлению мира. Но здесь речь идет об указании ученикам быть готовыми к конфронтации с людьми, с грехом и злом. Согласно Отцам Церкви, «мечи» – это два Завета . Согласно апостолу Павлу, это мечи Святого Духа. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12).   Миротворческая роль Церкви сегодня Диалог как коммуникационный мост на пути к миру Я начну этот раздел с Коммюнике первого Предсоборного общеправославного совещания (Шамбези, 1976). На этом Совещании Православная Церковь, признавая значительную роль, которую играют религии в утверждении мира, и «выражая желание Православной Церкви сделать свой вклад в межрелигиозное понимание и сотрудничество и через это – в устранение фанатизма во всех его аспектах, а также в примирение народов и в преобладание идеалом свободы и мира в мире ради служения современным людям, независимо от расы или религии, решила, что Православная Церковь должна сотрудничать с другими религиями, кроме христианства, имея в виду указанные цели» .

http://bogoslov.ru/article/1243096

Межправославная подготовительная комиссия на 1-м заседании в Женеве 16-28 июля 1971 г. рассмотрела доклады, разработанные Поместными Православными Церквами, и составила соответствующие документы. Согласно принятой процедуре, эти документы после изучения всеми Поместными Православными Церквами надо было представить на обсуждение и утверждение 1-му Всеправославному предсоборному совещанию (если не потребуется доработка). Комиссия приняла решение опубликовать полный текст материалов по 6 вышеупомянутым темам в подлиннике и переводах. Комиссия выразила пожелание, чтобы 1-е Всеправославное предсоборное совещание пересмотрело составленный каталог тем готовящегося Св. и Великого Собора. 1-е Всеправославное предсоборное совещание проходило 21-28 нояб. 1976 г. под председательством митр. Халкидонского Мелитона (К-польский Патриархат) в правосл. центре К-польского Патриархата в Шамбези. В его работе, как и в последующих совещаниях, приняли участие делегации К-польского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Московского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов, Кипрской, Элладской, Польской и Чехословацкой Православных Автокефальных Церквей и Православной Автономной Церкви Финляндии. Совещание пересмотрело обширный каталог тем, включило в повестку дня буд. Св. и Великого Собора лишь 10 из них, к-рые определило первостепенно важными для Православия, требующими соборного решения: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи, вопрос общего календаря, препятствия к браку, приведение в соответствие церковных постановлений о посте, отношение правосл. Церквей к остальному христ. миру, Православие и экуменическое движение, вклад Поместных Православных Церквей в торжество христ. идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Темы «Источники Божественного Откровения» и «Икономия в Православной Церкви» переданы для изучения Поместным Православным Церквам, с тем чтобы в будущем можно было рассмотреть их на совещании. Др. темы Родосского каталога 1961 г. были отданы для изучения отдельными правосл. Церквами.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Д. продолжил инициативы своего предшественника в развитии межправосл. и межхрист. отношений, при этом предпочтение отдавал укреплению связей между правосл. Церквами. В 1973 и 1983 гг. совершал церемонию освящения св. мира с участием представителей Поместных Православных Церквей. При нем велась активная подготовка к Всеправославному Собору , в 1976, 1982 и 1986 гг. состоялись предсоборные всеправосл. совещания. В 1987 г. в связи с политическими преобразованиями в странах Восточного блока посетил все Поместные Православные Церкви, кроме Антиохийской, и совершил ряд визитов в инославные Церкви. Эти поездки получили название «Шествие любви, мира и единства» (Πορεα ϒπης, ερνης κα ντητος). Визит в РПЦ состоялся 18-26 авг. 1987 г. Д. большое внимание уделял развитию правосл. монашества. В 1987 г. посетил мон-рь вмц. Екатерины на горе Синай; в 1988 г.- мон-рь ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, где принял участие в праздновании 900-летия обители; в 1990 г.- мон-ри на Афоне и Метеорские монастыри по случаю празднования 600-летия Большого Метеорского мон-ря Преображения Господня. В 1981 г. по его инициативе состоялось празднование 1600-летия II Вселенского Собора, а в 1987 г.- 1200-летия VII Вселенского Собора. В рамках межхрист. отношений в 1979 г. принимал в Фанаре Римского папу Иоанна Павла II во время его визита в Турцию. В ходе этой встречи было решено учредить Смешанную богословскую комиссию по началу официального богословского диалога между Православной и Римско-католической Церквами. Повторная встреча с Иоанном Павлом II состоялась в Ватикане в 1987 г. в рамках «Шествия любви». В 1989 г. Д. инициировал проведение 1 сент. каждого года Дня окружающей среды. Предпринял ряд изменений в структуре К-польского Патриархата: в 1980 г. преобразовал Североамериканскую архиепископию, в 1983 г. учредил Швейцарскую митрополию и открыл Патриарший центр в Шамбези близ Женевы. В 1989 г. попечением амер. предпринимателя греч. происхождения П. Ангелопулоса было построено новое здание Патриархии в Фанаре. В 1990 г. впервые состоялся официальный визит К-польского Патриарха в США, где он был принят президентом страны Дж. Бушем-старшим.

http://pravenc.ru/text/178181.html

Мировые войны, Русская революция, изгнание греков из Малой Азии и другие события препятствовали проведению Собора. Тем не менее, с 8 по 23 июня 1930 года в афонском монастыре Ватопед состоялось совещание, на котором представители Поместных Церквей согласовали круг тем, которые достойны соборного обсуждения. Среди них была и тема «Предпосылки и способ предоставления автономии и автокефалии». В начале заседания с докладом выступил секретарь комиссии митрополит Швейцарский Дамаскин, который рассказал, в чем Православные Церкви согласны, а в чем их позиции расходятся.  Приведем несколько наиболее важных цитат из этого доклада: - «все святейшие Православные Церкви согласны, что необходимо всеправославное согласие для провозглашения автокефалии». В 1961 году на острове Родос состоялось Первое Всеправославное совещание с участием большинства Поместных Церквей. Встреча подтвердила важность обсуждения проблемы автокефалии на грядущем соборе. На I Всеправославном предсоборном совещании в 1976 году тема «Автокефалия и способ ее провозглашения» была включена в список 10 тем повестки Святого и Великого Собора. В ноябре 1993 года на Межправославной подготовительной комиссии в швейцарском Шамбези тема автокефалии наконец начала обсуждаться по существу. - «Каноничное предоставление автокефалии невозможно без предварительного подтверждения всеправославного консенсуса». - «Экклезиологическая и каноническая основа института автокефалии гарантирует равночестность автокефалии всех поместных автокефальных Православных Церквей». В результате дискуссии Поместные Церкви (на совещании отсутствовали только Иерусалимский и Грузинский Патриархаты) почти полностью согласовали текст документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», согласно которому предоставление автокефалии в дальнейшем будет возможно лишь с одобрения всех Поместных Церквей, а «Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т.д.).».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Световните войни, руската революция, прогонването на гърците от Мала Азия и други подобни събития бяха пречка за провеждането на събора. И въпреки това от 8 до 23 юни 1930 г. в атонския манастир Ватопед се състоя съвещание, на което представителите на Поместните Църкви съгласуваха кръга от теми, подходящи за съборно обсъждане. Сред тях бе и темата «Предпоставки и начин за предоставяне на автономия и автокефалия». В началото на заседанието доклад прочете секретарят на комисията, Швейцарският митрополит Дамаскин, който разказа по какво Православните Църкви са съгласни, а в какво се разминават.  Ще цитираме няколко най-важни места от този доклад: - «Всички светейши Православни църкви са съгласни, че е необходимо всеправославно съгласие за провъзгласяването на автокефалия». - «Каноничното предоставяне на автокефалия е невъзможно без предварително потвърждение от страна на всеправославния консенсус». - «Еклисиологичната и каноничната основа на институцията автокефалия гарантира равночестността на автокефалията на всички поместни автокефални Православни църкви». През 1961 г. на остров Родос се състоя Първото Всеправославно съвещание с участието на повечето Поместни Църкви. Срещата потвърди важността на обсъждането на проблема с автокефалията на бъдещия събор. На I Всеправославно предсъборно съвещание през 1976 г. темата «Автокефалията и начинът за нейното провъзгласяване» бе включена в списъка на 10-те теми от дневния ред на Светия и Велик събор. През ноември 1993 г. на Междуправославната подготвителна комисия в швейцарския Шамбези темата «автокефалия» започна най-сетне да се обсъжда по същество. В резултат на проведената дискусия Поместните Църкви (на съвещанието отсъстваха само Йерусалимската и Грузинската патриаршии) почти изцяло съгласуваха текста на документа «Автокефалията и начинът за нейното провъзгласяване», според който в бъдеще автокефалия ще се предоставя с одобрението на всички Поместни Църкви, а «църквата, провъзгласена за автокефална, се въвежда като равноправна в общението на Православните църкви и има всички общоправославно установени канонични привилегии (диптиси, споменаване, междуправославни отношения и т.н.)».

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/87...

Была утверждена процедура разработки и согласования тем каталога. Теперь предполагалось их поэтапное разделение между ответственными Церквами, которые обязались в шестимесячный срок изучить каждая свою тему и подготовить доклад. Секретариат в Шамбези обязывался рассылать полученные доклады по всем остальным Церквам, чтобы те могли изучить их и внести свои предложения. После этого, по соглашению Вселенского Патриархата и Предстоятелей других Церквей, должна быть собрана Межправославная подготовительная комиссия и Всеправославное предсоборное совещание для формирования окончательного досье по каждой теме. Согласно принятому регламенту, Святой и Великий Собор может быть созван Вселенским Патриархом, по согласию с Предстоятелями других Поместных Православных автокефальных Церквей и только по окончании рассмотрения всех тем на Всеправославных предсоборных совещаниях. 16–28 июля 1971 года в Шамбези была созвана первая Межправославная подготовительная комиссия. Она рассмотрела доклады Церквей по шести темам из обширного каталога и представила на утверждение первому Всеправославному предсоборному совещанию согласованные проекты документов по этим темам. Вместе с тем, уже стало очевидно, что разработка всего обширного каталога может явиться делом целых десятилетий из-за обилия включенных в него тем. Ни одна Поместная Церковь кроме Русской, не смогла за прошедшие после первого Родосского совещания 10 лет справиться с этой огромной работой. Поэтому комиссия выразила пожелание, чтобы Первое всеправославное предсоборное совещание пересмотрело данный каталог в сторону его значительного уменьшения. На первом Всеправославном предсоборном совещании, состоявшемся 21–28 ноября 1976 года в Шамбези, перечень предлагаемых для обсуждения на Всеправославном Соборе тем был сокращен до десяти наиболее актуальных: 1) православная диаспора; 2) автокефалия и способ ее провозглашения; 3) автономия и способ ее провозглашения; 4) диптихи; 5) календарный вопрос; 6) препятствия к браку; 7) приведение в соответствие церковных постановлений о посте;

http://religare.ru/2_90160.html

Святейший Патриарх Кирилл приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.). Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» - Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. - член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.). В 2005 году в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III. В составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

http://sedmitza.ru/text/428182.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010