— Ваше Высокопреосвященство, напомните, какой статус имеет Всеправославное совещание и каковы его основные задачи? — В 1961 году начался процесс подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви. Тогда на острове Родос было впервые созвано Всеправославное совещание полномочных представителей Поместных Церквей, составившее обширный каталог тем для последующего межправославного обсуждения. С 1976 года этот форум стал называться Всеправославным предсоборным совещанием, а его работа сосредоточилась на наиболее важных вопросах, требующих согласования позиций Православных Церквей накануне проведения Святого и Великого Собора. — Почему именно проблемы православной диаспоры оказались в центре внимания участников Всеправославного совещания в Шамбези? — Первоначально планировалось, что предметом рассмотрения на совещании станут четыре связанные между собой темы: православная диаспора, автокефалия и порядок ее предоставления, автономия и порядок ее предоставления и тема диптихов, определяющих порядок поминовения Предстоятелей Православных Церквей. Однако впоследствии было принято решение посвятить очередную всеправославную встречу разрешению лишь одного, самого трудного из этих вопросов — вопроса диаспоры. В 1990 и 1993 годах прошли заседания Межправославной предсоборной комиссии, а в 1995 году состоялась конференция канонистов, посвященная данной теме. Затем подготовительный процесс надолго приостановился вследствие проблем, возникших в 1996 году в отношениях между Константинопольским и Московским Патриархатами после учреждения в Эстонии параллельной церковной юрисдикции константинопольского церковного подчинения. После встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшейся в  октябре 2008 года в Стамбуле, процесс подготовки Святого и Великого Собора возобновился. Для очередного заседания предсоборного совещания было решено выделить проблему диаспоры, урегулирование которой имеет существенное значение для усиления православного свидетельства и большей эффективности православной миссии в ряде регионов мира.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209414...

— Ваше Высокопреосвященство! Недавно Вы во главе делегации Русской Православной Церкви участвовали в очередных заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в предместье Женевы Шамбези. Какие вопросы обсуждались на этих заседаниях? — Межправославная подготовительная комиссия является рабочим органом по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Она занимается предварительной разработкой тем, включенных в повестку Собора. В 1976 году был составлен каталог этих тем, в который вошли десять вопросов, требующих выработки единой позиции Православной Церкви. Согласно регламенту, предложения Межправославной подготовительной комиссии проходят впоследствии стадию утверждения Всеправославным предсоборным совещанием. Бльшая часть тем упомянутого каталога была разработана в минувшие десятилетия. В 2009 году Всеправославное предсоборное совещание утвердило решения , касающиеся упорядочения взаимодействия Церквей в православной диаспоре. В том же году на заседании Межправославной подготовительной комиссии было сформулировано единодушное мнение по вопросу о способе предоставления автономии (самоуправления) какой-либо церковной области в пределах той или иной Поместной Церкви и частично рассмотрен вопрос о способе провозглашения новой автокефальной (полностью самостоятельной) Церкви. Нынешней комиссии оставалось завершить рассмотрение вопроса церковной автокефалии и обсудить тему священных диптихов — списков, согласно которым осуществляется богослужебное поминовение Предстоятелей Поместных Церквей. Заседания комиссии прошли 21-27 февраля под председательством митрополита Пергамского Иоанна из Константинопольского Патриархата . Русскую Православную Церковь, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, на Комиссии представляли, помимо меня, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и мой заместитель протоиерей Николай Балашов . — Было ли принято согласованное решение по упомянутым вопросам? — Работа комиссии показала, что оба вопроса требуют серьезного дополнительного изучения. Дискуссия в Шамбези, была непростой и выявила наличие разных позиций. А решение, согласно регламенту, приниматься только на основе консенсуса.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1436703...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. Формированию этого процесса в 60-70-х гг. XX в. способствовало неск. факторов: вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в 1961 г., к-рому предшествовали консультации с представителями различных христ. конфессий, решения Всеправославных совещаний по подготовке Св. и Вел. Всеправославного Собора (1961, 1963, 1964 на о-ве Родос, Греция; 1968 в Шамбези, Швейцария), а также I (1976, Шамбези) Предсоборного всеправославного совещания. Ватиканский II Собор (1962-1965), где присутствовали наблюдатели от РПЦ, в постановлении «Об экуменизме» заявил, что Римско-католическая Церковь поддерживает экуменические устремления др. Церквей и рассматривает в качестве начала пути к христ. единству диалог par cum pari (на равных) с христианами др. исповеданий. В 1960 г. была образована Комиссия Свящ. Синода РПЦ по вопросам христ. единства и межцерковных сношений под председательством митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , который много сделал для формирования основных принципов участия РПЦ в диалогах с неправосл. конфессиями во 2-й пол. ХХ в. Митр. Никодим неоднократно отмечал, что единственным базисом для правосл. христианина в диалоге с представителями инославия является учение Неразделенной Единой Вселенской Церкви Христовой. Все, что несогласно с ним,- неприемлемо. В разные исторические периоды существования РПЦ двусторонние диалоги имели помимо главной задачи - свидетельства Православия инославному миру - и дополнительные цели. В кон. XIX - нач. ХХ в. диалог определялся стремлением привести в Православие англикан и старокатоликов (см. ст. Англикано-православные связи ). В 60-80-х гг. ХХ в. собеседования, по мнению митр. Никодима, содействовали сближению христ. конфессий и более глубокому взаимопониманию между ними, основанным на тщательном изучении сходств и различий во взглядах в догматической, литургической и церковно-исторической областях, на детальном сопоставлении вероучения Церквей, на исследовании их традиций христ. свободы и послушания божественному откровению. Двусторонние диалоги

http://pravenc.ru/text/171923.html

митр. Дамаскин Алекс (Папандреу) Содержание Священная Царская и Ставропигиальная Обитель Кикку Предисловие автора Часть первая. Православие и европейское единство Роль православия в объединенной Европе А. История европейского синтеза Б. Миссия Православия в построении будущей Европы В. Дилемма vers l " intégration ou vers la désagrégation Религия и общество в современной европейской действительности Некоторые мысли об использовании духовных сил Православия в Европе Современная миссия православного богословия Православие и нация Тысячелетие исторического опыта Русской Церкви Религии перед экологической проблемой Православие и Балканы Современная миссия Православия Вторая часть. Вселенская патриархия. Соборный опыт и свидетельство Вселенская Патриархия в новое время I. Забота о каноническом порядке II. Административная юрисдикция III. Служение единству IV. Соборное самосознание Православный Центр Вселенской Патриархии, Шамбези-Женева. Итоги двадцатилетней деятельности (1966–1986) 1. Некоторые сведения 2. Создание Православного Центра. Развитие и цели 3. Деятельность Центра 4. Послесловие по случаю двадцатилетнего юбилея Первый и его юрисдикция Высший авторитет в Православных Церквах Икона и Собор Соборный путь. 550-летие Ферраро-Флорентийскому Собору На пути к Святому и Великому Собору. Проблемы и перспективы Выступление на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (1976 г.) 1. Исторический обзор 2. Обзор литературы о Соборе Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 1. Достоинство человеческой личности – основа для мира 2. Достоинство человеческой свободы и опасности от ее абсолютизации 3. Мир и справедливость: необходимые различия 4. Миссия Православия в современном мире 5. Православие и расовые дискриминации 6. Православие и братство между народами 7. Пророческая миссия Православия: свидетельство любви Православная Диаспора. Доклад на Межправославной Подготовительной Комиссии (1990 г.) I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу созыва " Великого собора Православной Церкви " / Недавно в Шамбези в Женеве состоялась " Первая Предсоборная конференция " (21-28 ноября 1976 года). Прочитав и изучив протоколы и решения этой Конференции, изданные " Секретариатом по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви " в Женеве, ощущаю насущную необходимость по своей совести, как член Святой и Соборной Православной Церкви, хотя только скромный ее служитель, обратиться с данным прошением к Вашему Преосвященству и через Вас к Архиерейскому собору Сербской Церкви, чтобы изложить свои грустные соображения, печальные констатации и беспокойство относительно подготовки будущего Собора. Прошу Ваше Преосвященство и Преосвященных Архиереев выслушать меня с евангельской ревностью и рассмотреть этот крик православной совести, которая, слава Богу, в наши дни не одинока и не изолирована в Православном мире, когда речь идет о Соборе. 1. Из протоколов и решений так называемой " Первой Предсоборной Православной Конференции " , которая, неизвестно почему, состоялась в Женеве, где с трудом наберется несколько сот православных верующих, видно, что она подготовила и определила новый каталог тем для будущего " Великого Собора " Православной Церкви. Это уже не была одна из так называемых " Всеправославных Конференций " , как на Родосе и следующие за ней; это также не был так называемый " Просинод " , о котором до сих пор все шла речь, а " Первая Предсоборная Конференция " , открывающая стадию непосредственной подготовки к созыву Вселенского Собора. Кроме того, эта Конференция не стала работать, исходя из " каталога тем " , определенного на первой Всеправославной конференции в 1961 г. на Родосе и разрабатывавшегося до 1971 г., но произвела " ревизию " его и выдвинула свой новый " каталог тем " для Собора. Но., по-видимому, этот каталог еще не закончен, а будет еще изменен и дополнен. Конференция также пересмотрела принятую до сих пор " методологию " разработки и окончательной подготовки тем для Собора: она сократила весь этот " процесс " из-за спешки некоторых, желающих созвать свой Собор как можно скорее. Ибо, по словами председательствовавшего на этой Конференции митрополита Мелитона, Константинопольская Патриархия и некоторые другие " спешат созвать " и провести будущий Собор: Собор должен быть " кратковременным " и заняться " ограниченным количеством тем " ; кроме того, по словам Мелитона, " Собор должен углубить жгучие вопросы, которые препятствуют действию целого ряда систем - tou suneirmou tou sustematos - поместных Церквей, как одной единственной Православной Церкви... " (Прот. стр. 55). - Это вызывает у нас вопрос: что все это значит, к чему эта спешка и куда она приведет?

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

По поводу созыва " Великого Собора Православной Церкви " - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Times Arial Проекты «Правмира» Pravmir.ru Матроны.RU Не инвалид.RU pravmir.com Форум Книги Лекторий Благотворительность EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML На главную Обзор книги %20 " > преподобный Иустин (Попович) По поводу созыва " Великого Собора Православной Церкви " Недавно в Шамбези в Женеве состоялась " Первая Предсоборная конференция " (21-28 ноября 1976 года). Прочитав и изучив протоколы и решения этой Конференции, изданные " Секретариатом по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви " в Женеве, ощущаю насущную необходимость по своей совести, как член Святой и Соборной Православной Церкви, хотя только скромный ее служитель, обратиться с данным прошением к Вашему Преосвященству и через Вас к Архиерейскому собору Сербской Церкви, чтобы изложить свои грустные соображения, печальные констатации и беспокойство относительно подготовки будущего Собора. Прошу Ваше Преосвященство и Преосвященных Архиереев выслушать меня с евангельской ревностью и рассмотреть этот крик православной совести, которая, слава Богу, в наши дни не одинока и не изолирована в Православном мире, когда речь идет о Соборе. 1. Из протоколов и решений так называемой " Первой Предсоборной Православной Конференции " , которая, неизвестно почему, состоялась в Женеве, где с трудом наберется несколько сот православных верующих, видно, что она подготовила и определила новый каталог тем для будущего " Великого Собора " Православной Церкви. Это уже не была одна из так называемых " Всеправославных Конференций " , как на Родосе и следующие за ней; это также не был так называемый " Просинод " , о котором до сих пор все шла речь, а " Первая Предсоборная Конференция " , открывающая стадию непосредственной подготовки к созыву Вселенского Собора. Кроме того, эта Конференция не стала работать, исходя из " каталога тем " , определенного на первой Всеправославной конференции в 1961 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

прот. Максим Козлов, Д.П. Огицкий ПРИЛОЖЕНИЕ III. История и характеристика богословских диалогов с инославием Первый опыт вступления Русской Православной Церкви в диалог с инославным христианством относится к началу XVIII в. Во второй половине XIX в. начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX в. в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале XX в. при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервали официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-католической церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-католической церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986). Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими Церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 г. в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии. Результатом многолетних трудов по обсуждению причин и характера разделения, существующего между Православной Церковью и Церквами, не принявшими определений IV Вселенского (Халкидонского) Собора, стало «Второе общее заявление и предложение Церквам» (Шамбези, Швейцария, 1990).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

В Швейцарии проходит IV Всеправославное предсоборное совещание Москва, 9 июня 2009 г. 7 июня, в праздник Святой Троицы, в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы совершением Божественной литургии открылось IV Всеправославное предсоборное совещание, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Целью данного собрания является продолжение процесса подготовки Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви, проводившегося тремя предыдущими Всеправославными предсоборными совещаниями в 1976, 1982 и 1986 годах. Решение о созыве очередного совещания 2009 году было принято с учетом пожелания Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, выраженного в ходе их встречи в Константинополе в октябре 2008 года. Темой обсуждения открывшегося в Шамбези совещания является вопрос канонического обустройства православной диаспоры. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 года Московский Патриархат на данном собрании представляет официальная делегация в составе архиепископа Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Русская Зарубежная Церковь), протоиерея Николая Балашова, заместителя председателя ОВЦС, и А.Г.Чурякова (в качестве переводчика). 8 июня, в день Святого Духа, в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы после Божественной литургии начались заседания IV Всеправославного предсоборного совещания, посвященного теме канонического обустройства православной диаспоры. Работа совещания проходит под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат). Православные Церкви представлены делегациями в следующем составе: Константинопольский Патриархат — митрополит Галльский Эммануил, архимандрит Варфоломей (Самарас), протопресвитер Георгий Цецис, профессор Власий Фидас; Александрийский Патриархат — митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий; Антиохийский Патриархат — митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн, доктор Альберт Лахам;

http://pravoslavie.ru/news/30708.htm

Делегация Русской Православной Церкви принимает участие в заседании Межправославной подготовительной комиссии Москва, 11 декабря 2009 г. 10 декабря 2009 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы начались заседания Межправославной подготовительной комиссии, созванной в целях дальнейшей проработки вопросов повестки дня Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Результаты деятельности Межправославной подготовительной комиссии будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию, сроки которого пока не определены, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Ранее Всеправославные предсоборные совещания проводились в 1976, 1982, 1986 и 2009 годах. Работа Межправославной подготовительной комиссии проходит под председательством митрополита Пергамского Иоанна (Константинопольский Патриархат). Делегация Русской Православной Церкви, возглавляемая председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Иларионом, включает архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Русская Зарубежная Церковь), заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и переводчика А.Г.Чурякова. Прочие Православные Церкви представлены делегациями в следующем составе: Константинопольский Патриархат – митрополит Галльский Эммануил, архимандрит Варфоломей (Самарас), протопресвитер Георгий Цецис; Александрийский Патриархат – митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий; Антиохийский Патриархат – митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн (прибудет позднее), доктор Альберт Лахам; Иерусалимский Патриархат – митрополит Капитолиадский Исихий, протопресвитер Георгий Драгас; Грузинский Патриархат – митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, епископ Дедоплисцкаройский и Херетский Мелхиседек, протоиерей Георгий Звиададзе; Сербский Патриархат – местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, архиепископ Охридский и митрополит Скоплянский Иоанн; Румынский Патриархат – епископ Кымпинский Киприан, протоиерей Виорел Ионица;

http://pravoslavie.ru/33121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ене Браниште Брáниште [Браниште; румын. Branite] Ене (12.10.1913, Сусени, жудец Арджеш, Румыния - 18.03.1984, Бухарест), румын. правосл. свящ., богослов, литургист. В 1940 г. был рукоположен во диакона, в 1950 г.- во священника; с 1952 г. ставрофорный иконом. Учился в богословской семинарии в Куртя-де-Арджеш. В 1933-1938 гг.- на богословском фак-те Бухарестского Богословского ин-та. В 1943 г. защитил докт. дис. «Толкование святой Литургии Николая Кавасилы» (Explicarea Sfintei Liturghii dup Nicolae Cabasila. Bucureti, 1943). В 1945-1947 гг. учился на филологическом фак-те. С 1950 г.- преподаватель и штатный профессор на кафедре Практического богословия богословского фак-та (отд-ние литургики и пастырского богословия). В 1970-1971 гг. проректор, в 1980-1982 гг. ректор ин-та, после ухода на пенсию профессор-консультант на той же кафедре. В 1968-1983 гг. вице-председатель Комиссии Румынской Патриархии по религиозной живописи. Участник международных экуменических собеседований (в Шамбези по вопросу даты празднования св. Пасхи). В своих работах Б. стремился дать исчерпывающий и научно обоснованный ответ на актуальные вопросы церковной жизни (статьи о проблеме унификации служб и календаря, практике Причащения, отношениях с католиками и униатами). Широкое признание получили его исследования по сравнительной (Liturghiile romano-catolice în comparaie cu cele ortodoxe//Ortodoxia. Bucureti, 1957. T. 9. N 1. P. 119-137) и исторической литургике (Istoria i explicarea slujbei Vecerniei//BOR. 1966. T. 84. N 5-6. P. 513-532; Slujba utreniei: Istoric i explicare//Studii Teologice. Bucureti, 1972. T. 24. N 1-2. P. 70-89; L " Assemblée liturgique décrite dans les «Constitutions Apostoliques» et les différentes fonctions dans son cadre//L " Assemblée liturgique et les différentes rôles dans l " assamblée. R., 1977. P. 93-130), статьи о почитании святых (Sfinii Trei Ierarhi în cultul cretin//BOR. 1958. T. 76. N 1-2. P. 171-193), схизме с т. зр. богослужебной традиции (Schisma i cultul cretin//Ortodoxia. 1954. T. 6. N 2-3. P. 260-299). В общей сложности Б. опубликовано более 100 статей, рецензий и проповедей в румын. христ. периодических изданиях (Glasul Bisericii, Mitropolia Olteniei, Mitropolia Banatului и др.); Б.- автор учебников Liturgic teoretic; Liturgic special; Liturgic general. Им также выполнены переводы на румын. язык литургических трактатов святых Николая Кавасилы (1946) и Амвросия Медиоланского (1965, 1967). Под ред. Б. вышло мн. новых изданий богослужебных книг Румынской Православной Церкви: Пентикостария (1973), Малого Октоиха, или Катавасиария (1959), Большого Октоиха (1975), Типикона (1976), Служебника (1980).

http://pravenc.ru/text/153331.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010