Во-вторых, решение, принятое в Шамбези, согласно которому председательство в Ассамблеях осуществляется согласно порядку диптихов, также создает проблему. Практически, это председательство закреплено за представителями Константинопольского Патриархата. Синодальная деятельность Ассамблей заставит их эволюционировать в сторону избрания собственного главы, и чем скорее, тем лучше. В этой связи можно вспомнить о предложении Московского Патриархата 1976 г. об избрании председателя епископской конференции и ее исполнительных органов. Этот председатель может быть назначен на определенный срок посредством выборов или в порядке, который следовало бы определить. Церкви-матери не готовы учесть рекомендации Шамбези: они доказывают это, создавая новые епархии вопреки тому, что было сказано в этом тексте. Последнее, и главное: соборный процесс остановился. Наше движение, таким образом, заблокировано вдвойне: потому что созыв Собора, необходимый для решения данного вопроса, отложен на неопределенный срок, и потому, что эта «блокада» Собора является результатом противостояния двух концепций – константинопольской и московской – примата в Церкви и самой экклезиологии. Конфронтация между Константинопольским и Московским Патриархатами касается вопросов экклезиологии: утверждение абсолютного автокефализма Москвы, с одной стороны, и стремление к универсальной юрисдикции Константинополя, с другой. Возник этот конфликт не сегодня – сегодня он лишь обострился и дошел до того, что в 1996 г. в течение шести месяцев между двумя Церквями было приостановлено евхаристическое общение. Наша «диаспора», особенно ее русская по происхождению часть, является одной из причин конфронтации. Мы не хотели бы здесь углубляться в суть конфликта, принесшего уже немало вреда, или выступать на чьей-либо стороне. Это решать Собору, а Церковь может принять или отвергнуть решения Собора. Ожидая Собора, мы должны жить здесь, пытаться идти дальше, и это наша единственная цель. Какие конкретные шаги следует предпринимать в трудных условиях, описанных выше?

http://religare.ru/2_2476_1_21.html

Конечно, следует изучить и то мнение, согласно которому эта литература не выражает и соответствующее участие широких слоев полноты нашей Церкви в таком событии, значения которого зависит от его сотериологического отклика – другими словами, от того будет ли Православная Церковь в состоянии укрепить веру тех, к кому обращается, что она является последовательной по отношению к самой себе, Церковью живой, могущей принести в проповедь Евангелия плоть истории, не прерывая свое продолжение, от того, наконец, будет ли она достойна своего имени, своего предания, своей миссии и широкого значения для всего современного христианского мира? Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранении расовых дискриминаций 146 Православная Церковь , сознавая полностью болезненные вопросы, волнующие сегодня все человечество, выразила на Первом Всеправославном Совещании, созванном в Шамбези в 1976 г., свое желание внести свой вклад в межрелигиозное сотрудничество, а через него – в устранение всякого фанатизма, способствуя, таким образом, примирению народов и утверждению идеалов свободы и мира во всем мире во благо современного человека, независимо от расы и религии. Кроме этого, она включила в Повестку Дня Святого и Великого Собора следующий вопрос: Вклад поместных Православных Церквей в утверждение христианских идеалов мира, свободы, братства и любви между народами и в устранение расовых дискриминаций. Второе Предсоборное Всеправославное Совещание, созванное также в Шамбези в 1982 г., предложило, чтобы этот вопрос изучался Православными Церквами на следующей стадии их соборного пути, особенно же на III Предсоборном Всеправославном Совещании, которое – с Божией помощью – находится в последней стадии своей подготовки. Конечно, беспокойство Православной Церкви не имеет исключительного характера: эти проблемы волнуют всех христиан и, в различных формах и оттенках, в сочетании с проблематикой всего человечества, касающейся его судьбы и будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На IV Всеправославном Совещании (Шамбези-Женева, 1968 г.) были рассмотрены предпринятые инициативы, была сделана оценка наметившегося прогресса братских отношений, обсуждались меры, которые необходимо было предпринять для того, чтобы развивать эффективнее двусторонние Богословские Диалоги и усилить православное свидетельство в многосторонних диалогах в рамках Всемирного Совета Церквей. Решения Четвертого Всеправославного Совещания: а. о методах подготовки и богословской обработки тематики Святого и Великого Собора, и б. о предпосылках продолжения или подготовки двусторонних Богословских Диалогов с остальными Христианскими Церквами и Конфессиями. Решительно наметились перспективы межправославных и межхристианских отношений Православной Церкви, как они были сформулированы инициативами Вселенской Патриархии и были, в конечном итоге, осознанны всеми поместными Православными Церквами. Характерно, что на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании (Шамбези-Женева, 1976 г.) был включен в повестку дня вопрос о двусторонних и многосторонних Диалогах и рассматривались их результаты и подготовка новых. Подчеркивалась необходимость свидетельства православной веры: Диалог с инославными христианскими Церквами и Конфессиями, который наша Православная Церковь хорошо систематизировала за последние 15 лет, подняв его до всеправославного уровня, – оказывается во многом полезным не только для них, но и для нас православных... Через диалог православные предлагают свое свидетельство инославному миру, приводя его к осознанию ответственности, которая лежит на всех нас, за разделение христианства и за продолжающееся отчуждение и конфессиональное замешательство, являющиеся его последствиями… II Предсоборное Всеправославное Совещание, хотя и не оценивало ход Богословских Диалогов, тем не менее приняло решение включить в повестку дня следующего Предсоборного Всеправославного Совещания вопрос об отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром и Экуменическим Движением. Так или иначе, официальное открытие всех двусторонних Богословских Диалогов Православной Церкви с остальным христианским миром давало возможность более общего подведения итогов. В самом деле, Предсоборное Всеправославное Совещание рассмотрело и сделало оценку отмеченного прогресса и специфических проблем всех двусторонних Богословских Диалогов Православной Церкви, а также многостороннего диалога в рамках Экуменического Движения и пришло к конкретным предложениям, коснувшихся решения самых серьезных проблем каждого Диалога и ответственности Православных Церквей перед Диалогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, по крайней мере, одно совершенно ясно. Если будущему Собору надлежит стать таким всеобъемлющим, как хотят Евдокимов и Клеман, если в его подготовке должен принимать активное участие весь народ Божий, то до его открытия нужно многое сделать. А реальная работа по подготовке еще даже не началась. На второй обложке английского издания статьи «Навстречу Великому Собору» написано: «Святой и Великий Собор Православной Церкви планируется провести, по всей вероятности, в 1974 году». Судя по всему, это выглядит уж очень оптимистично! Примечание переводчика Последняя фраза владыки Каллиста оказалась пророческой. Со времени написания этой статьи прошло почти полвека. Давно канули в лету коммунистические режимы и в России, и в странах Восточной Европы. Однако Святой и Великий Собор все еще не состоялся. С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии. В октябре 2008 года состоялась встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле, и таким образом возобновилась подготовка к проведению собора. В мае 2010 года Патриарх Варфоломей заявил, что он и Патриарх Московский Кирилл приняли решение ускорить процесс созыва собора. 6-9 марта 2014 года в Стамбуле состоялось Совещание глав Православных Поместных Церквей, созванное Патриархом Константинопольским Варфоломеем для обсуждения деятельности подготовительного комитета Всеправославного собора. Присутствовали делегации от 13 Поместных Православных Церквей. На нем было принято решение, помимо прочего, создать специальную Межправославную комиссию, в которую вошло бы по одному архиерею и одному советнику от каждой автокефальной Церкви.

http://pravmir.ru/navstrechu-svyatomu-i-...

134 Тихон, игум., Никитин В. Экуменизм в 1945−1961 гг. и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. ЖМП, 1984, 2, с. 63−64. 135 См. ЖМП, 1975, 11, с. 59; 10, с. 69; 2, с. 67; 4, с. 42−43; 1981, 12, с. 56; 1982, 4, с. 46−49. См. также: Воронов Л., проф. прот. Записка от 21 октября 1976 г., содержащая подробный разбор документов 1-го официального заседания Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу, состоявшемуся с 20 по 28 августа 1976 г. в Шамбези (20 стр.). Представлена Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 136 Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Содоклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. – В кн.: Поместный собор Русской Православной Церкви 30 мая – 2 июня 1971 г. М., 1972, с. 68. 151 ХЧ, 1899, I, с. 95−121, 323−349, 535−547, 789−804, 1004−1031, 1169−1181. 1900, I, с. 65−99, 428−454; 1901, I, с. 439−462, 498−515, 937−965. 160 Например: Прокла, архиепископа Константинопольского «Послание к армянам о вере». ХЧ, 1841, I, с. 351−375. 161 ХЧ, 1868, I, с. 791−853. См. также пространную статью митрополита Григория Византиоса «О мерах к достижению единения Армянской и Православно-Кафолической Церкви». ХЧ, 1868, июль, с. 19−20. 167 Публичные прения в С.-Петербургской Духовной Академии об Армянской Церкви. СПб., 1875. См. также ЦВ, 1875, 17, с. 6−9. 180 Ловягин Е. И. Собрание древних литургий восточных и западных в переводе на русский язык. ХЧ, 1876, II, с. 47−74. 188 См. Чистович И. С. Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет (1858−1888). СПб., 1889, с. 231. 193 См., например, ХЧ, 1888, II, с. 30−62, 775−832, а также «Несколько страниц из церковной истории Эфиопии». Выписки из разных сочинений на русском и иностранном языках. ГПБ, ф. 88, 77, 448 л. 206 См. ЖМП, 1972, 6, с. 68−69, 7, с. 52−53.. См. также статью проф. Н. А. Заболотского «Исторические связи Русской и Эфиопской Церквей». ЖМП, 1974, 3, с. 54−59. 210 Антоний, архиепископ Минский и Белорусский. У христиан Южной Индии. ЖМП, 1969, 5, с. 56−60.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

1970.17.4 Преставление Патриарха Алексия I. Константинопольская Церковь восстанавливает прежний Экзархат в виде архиепископии в Западной Европе, объединившей помимо русских и другие западноевропейские православные приходы, которые признают юрисдикцию Константинопольской Патриархии. 1971.3.06–21.05. Интронизация Святейшего Патриарха Пимена. 1971.30.5–2.6 Поместный Собор в Москве. Избрание в Патриархи митр. Пимена (Извекова). Постановление “Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их”. 1972.4–5 Паломничество Патриарха Пимена в Святую Землю и встречи с патриархами Восточных Церквей. 1976.30.12 В Москве создан Христианский Комитет защиты прав верующих в СССР. 1976.9 В Шамбези близ Женевы состоялось Первое Предсоборное Всеправославное Совещание с участием делегации РПЦ, на котором был определен каталог тем для обсуждения на Великом Всеправославном Соборе. 1977.6.10 1978.5.9 Митр. Никодим (Ротов) преставился в Ватикане на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна Nabлa I. 1980е гг. Установление празднования Соборов святых: Тверских, Карельских, Казанских, Вологодских, Новгородских, Псковских, Ростово-Ярославских, Рязанских, Радонежских, Владимирских, Смоленских, Белорусских, Тамбовских, Тульских, Волынских, Сибирских, Костромских, Рязанских, Крымских. 1981.1.11 Канонизация Собора новомучеников и исповедников российских Русской Зарубежной Церковью. Передача правительством СССР Московского Данилова монастыря Московскому Патриархату. 1986, 1987, 1988 Международные научно-богословские конференции в Киеве, Москве и Ленинграде. Впервые после середины 50х гг. начинает увеличиваться количество приходов. К концу 1989 г. их число приблизилось к десяти тысячам. Открытие первого межепархиального духовного училища в Смоленске. В дальнейшем такие же училища открываются в Кишиневе, Чернигове, Ставрополе, Минске, Новосибирске. 1988.16.10 1988.3.6 Первое богослужение в Оптиной пустыни, переданной Церкви в 1987 г. 1988.5–12.6 Празднование 1000-летия Крещения Руси. 1988.6–9.6 Поместный собор в Троице-Сергиевой лавре. Канонизация вел. кн. Димитрия Донского, прп. Андрей Рублева, прп. Максима Грека, митр. Макария Московского, прп. Паисия Величковского , блаж. Ксении Петербургской, святителя Игнатия (Брянчанинова) , прп. Амвросия Оптинского, святителя Феофана Затворника . Принятие нового Устава Русской Православной Церкви, в основу которого легли определения Собора 1917–1918 гг.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

171 Более подробно: Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Хрестоматия/Сост. и ред. Кристиан Шайо. – М.: ББИ, 2001. – 172 с. 172 Второе общее заявление и рекомендации Церквам. 23–28 сентября 1990 г., Шамбези, Швейцария/Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами. Хрестоматия/Сост. и ред. Кристиан Шайо. – М.: ББИ, 2001. – С. 115. 173 Акт о каноническом общении//ЖМП. – 2007. – 6. – С. 12–13; Ганьжин С. Обретение церковного единства. Восстановление канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви//ЖМП. – 2007. – 6. – С. 16–33; Граббе ЮЛ. Взаимоотношения Зарубежной Русской Церкви с Автокефальными Церквями и отделившимися частями Русской Церкви/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. – Белград, 1939. – С. 403–423; Маковецкий Аркадий, протоиерей. Белая Церковь : Вдали от атеистического террора. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.; Митрофанов Георгий, священник. Русская Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е годы (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.). – СПб.: Изд. «Ноах», 1995. – 144 с.; Николаев К.Н Положение Православной Церкви после войны/Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14–11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. – Белград, 1939. – С. 423–467; Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода о Карловацкой группе от 22 июня 1934 г./Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. – С. 227–229; Троицкий С.В. Идеология Карловацкого раскола//ЖМП. – 1948. – 2. – С. 43–50. 174 Детальная разработка общеправославного положения об автокефалии и правилах ее провозглашения предполагается на грядущем Всеправославном Соборе, подготовку к которому с 1961 г. осуществляли Всеправославные Совещания, а с 1976 г. Предсоборные Всеправославные Совещания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

В 1970-е гг. укреплялись связи Русской Церкви с Церквами-сестрами. В апреле и мае 1972 г. Святейший Патриарх Пимен совершил паломничество на Святую Землю и в другие страны Ближнего Востока, встретился там с предстоятелями Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этот период продолжалась подготовка к Всеправославному Собору. В сентябре 1976 г. в Шамбези близ Женевы состоялось Первое предсоборное всеправославное совещание; в нем участвовала и делегация Русской Церкви. На совещании был уточнен каталог тем, которые предстояло обсудить на Всеправославном Соборе. Такими темами были признаны: православная диаспора; автокефалия и способ ее провозглашения; автономия и способ ее провозглашения; диптихи; календарный вопрос; препятствия к браку; приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; отношение поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру; православие и экуменическое движение; вклад поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с патриархом Пименом в Константинополь и встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси со Вселенским патриархом Димитрием I. В 70-е гг. встречи между предстоятелем Русской Церкви и главами других Православных Церквей стали носить регулярный характер. Представители Русской Церкви активно участвовали также в деятельности Всемирного совета Церквей. На 5 Ассамблее ВСЦ, состоявшейся в Найроби в 1975 г., одним из президентов Всемирного совета Церквей был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, безвременно скончавшийся 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна-Павла I. Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился в деревне Фролово Рязанской епархии в семье служащего в 1929 г. Дедушка архипастыря по матери был священником, и уже в отроческие годы Борис Ротов получил религиозное воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Впоследствии темы «о Церкви» и «об икономии и акривии» были исключены из тематики Собора. Но осталась одна важная книга, которую написал тогда Председатель Первого Предсоборного Всеправославного Совещания, блаженной памяти митрополит Мирский Хризостом, позднее митрополит Ефесский, на тему: «Признание таинств инославных в диахронических отношениях Православия и Римо-католицизма». Второй пункт – это то, что на Третьем Предсоборном Всеправославном Совещании, которое прошло в октябре-ноябре 1976 года в Шамбези в Женеве, был одобрен текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Вводный параграф гласит, что Православная Церковь , являясь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, признает реальное существование других христианских церквей и исповеданий, но далее есть фраза, которую многие не заметили: Православная Церковь «верит, что в отношениях с ними (с христианскими церквами и исповеданиями) необходимо основываться на том, чтобы, насколько возможно, весьма поспешно и с достаточной объективностью разрешить все экклезиологические вопросы, а в особенности – в целом об их учении о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве». Это значит, что православные христиане должны выяснить их учение о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве. Я окончил тем, что вопросы о Церкви не входят в перечень тем «Святого и Великого Собора». Это осталось вне тем и вне регламента. То, что говорилось о господине Кармирисе, Трембелосе и, главным образом, о святом Марке Евгенике, несправедливо. Может, в каких-то текстах используется слово « Церковь » как технический термин, но этот Собор не может оставаться в технических терминах. Термин « Церковь » используется и по икономии и по акривии. Временные рамки, которые были отведены каждому докладчику, были очень ограничены, поэтому после своего выступления я представил свой доклад в виде текста, для того чтобы включить его в Протоколы «Святого и Великого Собора» по этому вопросу. Поскольку на Соборе постоянно говорили о святом Марке Евгенике и о том, что он говорил о Западной Церкви, я приведу небольшой фрагмент, сделанный профессором Иоанном Кармирисом, имя которого неоднократно упоминалось на Соборе. Покойный профессор, комментируя послание святого Марка Евгеника под названием «Всем находящимся повсюду на земле и на островах православным христианам», пишет о его позиции на Ферраро-Флорентийском соборе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Впоследствии темы «о Церкви» и «об икономии и акривии» были исключены из тематики Собора. Но осталась одна важная книга, которую написал тогда Председатель Первого Предсоборного Всеправославного Совещания, блаженной памяти митрополит Мирский Хризостом, позднее митрополит Ефесский, на тему: «Признание таинств инославных в диахронических отношениях Православия и Римо-католицизма». Второй пункт – это то, что на Третьем Предсоборном Всеправославном Совещании, которое прошло в октябре-ноябре 1976 года в Шамбези в Женеве, был одобрен текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Вводный параграф гласит, что Православная Церковь, являясь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, признает реальное существование других христианских церквей и исповеданий, но далее есть фраза, которую многие не заметили: Православная Церковь «верит, что в отношениях с ними (с христианскими церквами и исповеданиями) необходимо основываться на том, чтобы, насколько возможно, весьма поспешно и с достаточной объективностью разрешить все экклезиологические вопросы, а в особенности – в целом об их учении о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве». Это значит, что православные христиане должны выяснить их учение о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве. Я окончил тем, что вопросы о Церкви не входят в перечень тем «Святого и Великого Собора». Это осталось вне тем и вне регламента. То, что говорилось о господине Кармирисе, Трембелосе и, главным образом, о святом Марке Эфесском, несправедливо. Может, в каких-то текстах используется слово «Церковь» как технический термин, но этот Собор не может оставаться в технических терминах. Термин «Церковь» используется и по икономии и по акривии. Временные рамки, которые были отведены каждому докладчику, были очень ограничены, поэтому после своего выступления я представил свой доклад в виде текста, для того чтобы включить его в Протоколы «Святого и Великого Собора» по этому вопросу. Поскольку на Соборе постоянно говорили о святом Марке Эфесском и о том, что он говорил о Западной Церкви, я приведу небольшой фрагмент, сделанный профессором Иоанном Кармирисом, имя которого неоднократно упоминалось на Соборе. Покойный профессор, комментируя послание святого Марка Эфесского под названием «Всем находящимся повсюду на земле и на островах православным христианам», пишет о его позиции на Ферраро-Флорентийском соборе:

http://pravoslavie.ru/96352.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010