Архиепископ Василий входил в состав делегации Московского Патриархата на всех Всеправославных совещаниях, а именно – на первом Совещании в сентябре 1961 г., на втором, в сентябре 1963 г., на третьем, в ноябре 1964 г. на острове Родос, и на четвертом, в июне 1968 г. в Шамбези (Швейцария). На этих Совещаниях было, в частности, принято решение начать богословский диалог с англиканами; программа диалога обсуждалась православными в Белграде в 1966 г., было еще собрание православных членов Комиссии в Хельсинки в 1971 г., но фактически диалог с англиканами начался в июле 1973 г. в Оксфорде. С тех пор англикано-православные встречи Комиссий и подкомиссий происходили почти ежегодно (в 1976 г. – в Москве), последняя встреча имела место в июле 1980 г. в Кардиффе. Во всех этих совещаниях архиепископ Василий также принимал участие, представляя Московскую Патриархию, часто читая доклады, как, например: «Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении». Более важным, чем эти встречи, было участие архиепископа Василия в Архиерейском совещании в Москве 28 мая 1971 г., и на Соборе Русской Православной Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Пимена в Троице-Сергиевой Лавре 30 мая-2 июня 1971 г., и на интронизации новоизбранного Патриарха в Москве 3 июня. Епархия архиепископа Василия была небольшая и по числу верующих и по числу храмов; в нее входил существующий с 1862 г. кафедральный собор свят. Николая Чудотворца (со службою на церковно-славянском языке и с прихожанами в подавляющем большинстве русского происхождения), три бельгийских храма со службою на французском и на фламандском языках в Брюсселе, фламандский храм в Хассельте и фламандский скит около Диксмюнде. Все эти бельгийские приходы возникли при архиепископе Василии. В результате многолетних трудов по изучению творений прп. Симеона Нового Богослова архиепископ Василий написал большое исследование: «Прп. Симеон Новый Богослов . Жизнь. Духовность. Учение». Оно вышло на русском языке в Париже, в издательстве Имка-Пресс (1980, 360 стр.) и в том же году было издано на французском языке монастырем Шеветонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Сохраняющиеся не по вине Московского Патриархата препятствия на пути к осуществлению равноправия православных верующих в Эстонии означают, что Цюрихские договоренности 1996 г. доныне остаются нереализованными, в связи с чем между двумя Патриархатами так и не были начаты переговоры по вопросу о каноническом урегулировании положения Православия в Эстонии. Таким образом, канонический статус существующей там церковной организации, находящейся в ведении Константинопольского Патриархата, остается спорным вопросом, по которому имеются разные точки зрения у различных поместных православных Церквей. Вопрос о перспективе продолжения православно-католического диалога и иных всеправославных инициатив в условиях имеющихся разногласий о количестве участвующих поместных православных Церквей ранее уже неоднократно возникал в связи с различными мнениями о каноническом статусе православной Церкви в Америке и Японской Православной Церкви. Так, в ходе 1-го Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария) в 1976 г. председательствовавший митрополит Халкидонский Мелитон, выражая позицию Константинопольского Патриархата, заявил о невозможности участия в совещании представителей православной Церкви в Америке, поскольку ее автокефалия не признана всеправославно. «Православная Церковь является системой поместных православных Церквей, признанных всеправославно», – подчеркнул представитель Константинопольской Церкви. Кроме того, он же заявил: «Мы не можем сказать, что здесь отсутствует Американская Церковь , потому что она в подавляющем своем большинстве состоит из входящей в юрисдикцию Вселенского Патриархата архиепископии Северной и Южной Америки». Если критерием возможности канонического признания, по мнению Константинопольского Престола, служит количественное превосходство общины, то уже по одному этому признаку Московский Патриархат прав, отказывая в каноническом признании ЭАПЦ, которая многократно уступает по численности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Споры вызвала лишь одна сторона данного определения, касающаяся римо-католиков. Сторонники допустимости причащать их в православных храмах ссылались на синодальное определение 1870 г., позволявшее униатам западнорусских областей прибегать к таинствам в православных церквах. Противники такой практики возражали, что дореволюционное разрешение касалось не всех римо-католиков, а только униатов. Установленная в 1870 г. практика носила характер икономии и была направлена на постепенное возвращение униатов в православие, в то время как определение 1969 г. имело смысл допустимости общения в таинствах, то есть равенства конфессий. Тем более что II Ватиканский Собор разрешил католическому духовенству причащать православных. Подтверждением именно такого понимания определения 1969 г. было то, что сам митрополит Никодим, находясь в Западной Европе, причащал римо-католиков, хотя возможность обратиться к своим священникам у них была. Против принятой Московским Патриархатом практики выступил и Константинополь. Вызвавшее столь неоднозначную реакцию решение о причащении римо-католиков было отменено Московским Патриархатом 29 июля 1986 г. Причиной было названо то, что практика не получила распространения и выходила за рамки компетенции Поместной Церкви. Не прерывались и межправославные контакты. Русская Церковь участвовала в подготовке Всеправославного Собора, делегация Московского Патриархата приняла участие в предсоборных всеправославных совещаниях в Шамбези (Швейцария) (1976, 1982). В конце 1960-х гг. Русская Церковь вела переговоры с Североамериканской митрополией, возглавляемой митрополитом Иринеем (Бекишем). Результатом диалога стало предоставление Североамериканской митрополии самостоятельности. Внешние связи Русской Церкви способствовали восстановлению монашеской жизни в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. В 1919 г. Кинот Святой Горы фактически запретил принимать русских на Святую Гору. Некогда цветущий Свято-Пантелеймонов монастырь постепенно приходил в упадок. Если до революции в обители было более 2 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также с офиц. визитом П. посетил К-польского патриарха Афинагора I (Спиру) (нояб. 1961), был на Афоне (июнь 1963, 1000-летие монашества на Афоне), в Синайском мон-ре вмц. Екатерины (1966, 1400-летие основания мон-ря), в Румынии (авг. 1969), на Аляске (1970, канонизация прп. Германа Аляскинского), в Югославии (осень 1973), участвовал в работе Первого Всеправославного предсоборного совещания (21-28 нояб. 1976, Шамбези, Швейцария) и др. Особое значение имела поездка П. 1-15 нояб. 1964 г. на Третье Всеправославное совещание на о-ве Родос (Там же. 1964. 12. С. 1-5), где он смог разрешить нек-рые важные церковные вопросы, что сделало ФПЦ широко известной в правосл. мире. При П. укрепились экуменические связи ФПЦ: летом 1968 г. он участвовал в Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей (Уппсала, Швеция); в нояб. 1972 г. встречался с Римским папой Павлом VI ; в янв. 1985 г. посетил Рим в рамках совместной поездки правосл. и лютеран. архиепископов и католич. епископа Финляндии. С 1967 г.- почетный доктор богословия Богословского фак-та ун-та Хельсинки (первый в истории факультета, не принадлежавший протестант. Церкви), почетный член Ленинградской ДА; с 1978 г.- почетный доктор богословия Свято-Владимирской ДС Православной Церкви в Америке (Нью-Йорк). П. не оставлял деятельности на муз. поприще. В 1971 г. основал хор «Hymnodia» (Гимнодия) и руководил им (в 1975 вышла пластинка с записями хора). 15 сент. 1987 г. ушел на покой по болезни (Прощальное приветствие П. патриарху Пимену от 15 сент. 1987 и ответ патриарха Пимена от 24 окт.- ЖМП. 1988. 2. С. 3-4). Скончался в Куопио 2 дек. 1988 г., похоронен 8 дек. на кладбище Нововалаамского мон-ря. П. называют «строителем финского Православия». Если при его предшественнике архиеп. Германе (Ааве) Православие воспринималось как чужеродная финляндцам религия рус. захватчиков, то П. удалось устранить эти стереотипы. Он не делал акцента на национальном характере Православия, останавливаясь на его вселенском значении, не допускал полемики с лютеранством, говоря о праве каждой конфессии иметь свои особенности, что способствовало самоидентификации ФПЦ. П. исследовал богослужебные традиции раннехрист. Церкви, отказываясь как от славянских, так и от фин. национальных элементов, внесенных в Церковь в первые годы независимости Финляндии; вводил изменения в литургическую жизнь ФПЦ (чтение тайных молитв вслух на литургии, частое причащение), развивал церковное пение, привлекал внимание к аскетической литературе. 10 мая 1981 г. (4-е воскресенье по Пасхе) с благословения П. в ц. Св. Троицы в Оутокумпу близ Нововалаамского мон-ря было совершено первое в истории ФПЦ всенощное бдение по полному чину, продолжавшееся всю ночь; для этой службы на фин. язык были переведены и положены на ноты необходимые богослужебные тексты (ЖМП. 1981. 11. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2581925.html

Таким образом, канонический статус существующей там церковной организации, находящейся в ведении Константинопольского Патриархата, остается спорным вопросом, по которому имеются разные точки зрения у различных Поместных Православных Церквей. Вопрос о перспективе продолжения православно-католического диалога и иных всеправославных инициатив в условиях имеющихся разногласий о количестве участвующих Поместных Православных Церквей ранее уже неоднократно возникал в связи с различными мнениями о каноническом статусе Православной Церкви в Америке и Японской Православной Церкви. Так, в ходе Первого Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария) в 1976 году председательствовавший митрополит Халкидонский Мелитон, выражая позицию Константинопольского Патриархата, заявил о невозможности участия в совещании представителей Православной Церкви в Америке , поскольку ее автокефалия не признана всеправославно. Православная Церковь является системой Поместных Православных Церквей, признанных всеправославно , — подчеркнул представитель Константинопольской Церкви. Кроме того, он же заявил: Мы не можем сказать, что здесь отсутствует Американская Церковь, потому что она в подавляющем своем большинстве состоит из входящей в юрисдикцию Вселенского Патриархата архиепископии Северной и Южной Америки . Если критерием возможности канонического признания, по мнению Константинопольского Престола, служит количественное превосходство общины, то уже по одному этому признаку Московский Патриархат прав, отказывая в каноническом признании «ЭАПЦ», которая многократно уступает по численности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно официальным данным МИД Эстонии, численность православных верующих московской и константинопольской юрисдикций составляет 170 тысяч и 25 тысяч соответственно. Тогда же, на Первом Всеправославном предсоборном совещании, председательствующий назвал Японскую Православную Церковь импровизированной Церковью, претендующей на автономию . На этом основании Японской Православной Церкви также было отказано в участии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207506...

Этот Собор не был Собором безгласных людей Поскольку каждый Предстоятель излагал свои взгляды отдельно, то о них могли иметь суждения присутствующие члены. Так, мне была дана возможность комментировать и сравнивать все доклады Предстоятелей. Без всякого преследования каждый мог дать оценку слову, молчанию, поведению, взглядам и т. д. Предстоятелей Церквей. Этот Собор не был Собором безгласных людей. Необходимо отдать должное, упомянув имя Вселенского Патриарха Варфоломея, который играл важнейшую роль, во-первых, в созыве «Святого и Великого Собора», и, во-вторых, в его работе. Во-первых, именно Вселенский Патриарх Варфоломей особенно приблизил, в конечном счете, созыв «Святого и Великого Собора». Известно, что созвать Собор было решено на Первом Всеправославном Совещании на острове Родос в 1961 году, а темы Собора были определены на Первом Предсоборном Всеправославном Совещании в Шамбези, в Женеве, в 1976 году. С тех пор проводились постоянные совещания, встречи Предстоятелей Церквей и многочисленные обсуждения, возникали различные проблемы, и поэтому постоянно откладывался созыв этого Собора. Вселенский Патриарх Варфоломей с первого момента своего патриаршества задался целью созвать этот Собор и ускорил подготовительные процедуры, взвалив на себя многие тяготы, путешествия, и, конечно, Вселенская Патриархия испытывала большие экономические издержки в связи со всей этой подготовкой. Во-вторых, Патриарх Варфоломей руководил работами Собора, и делал это хорошо, благодаря своим знаниям, опыту и особым талантам. Он дал возможность высказаться каждому заинтересованному, в то время как до этого считалось, что делегаты не будут говорить. Он нашел мудрый способ выйти в некоторых местах за рамки удушливых предписаний Устава, комментировал каждую реплику докладчиков. Поскольку я участвовал во многих научных и церковных заседаниях, то я мог оценить искусство, с которым Патриарх управлял работой этого Собора, находя доброе слово для каждого. Он был неутомим, приветлив и вежлив со всеми, даже с теми, кто отрицательно высказывался по некоторым пунктам. Нужно быть объективными и признавать природные дарования и таланты других людей.

http://pravoslavie.ru/96352.html

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.). Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Митрополит Кирилл отдавал много сил развитию двусторонних контактов Русской Церкви с каждой из Поместных Православных Церквей .  Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).

http://new.mospat.ru/ru/patriarch/

1930 г.), как уже было сказано, выдвинула эту идею и определила тематику Предсоборного Совещания, а Всеправославный Съезд православных Богословских Институтов (Афины 1936 г.) сформулировал те конкретные богословские причины, в силу которых было необходимо созвать Всеправославный Собор. Всеправославные Совещания " 60-х гг., созванные Матерью-Церковью и работавшие под председательством ее представителя, динамичнее вывели на авансцену вопрос о созыве Святого и Великого Собора, а на Первом Всеправославном Совещании (Родос 1961 г.) было единогласно принято решение о подготовке его созыва и был составлен пространный список вопросов, которые должны были полнее обработать с богословской точки зрения поместные Православные Церкви. IV Всеправославное Совещание (Шамбези-Женева, 1968 г.) изучило более систематически весь вопрос подготовки Собора и приняло такие конкретные решения как, напр., создание Межправославной Подготовительной Комиссии для более полного использования вклада поместных Православных Церквей, и обратилось к Вселенской Патриархии с просьбой создать в Православном Центре в Шамбези-Женева Секретариат по Подготовке Святого и Великого Собора по координации и поддержке всей подготовительной работы. В этих рамках работала и Межправославная Подготовительная Комиссия (Шамбези-Женева, 1971 г.), которая искала подобные положения поместных Православных Церквей по вопросам повестки дня. На I Предсоборном Всеправославном Совещании (Шамбези-Женева, 1976 г.), созванном по инициативе Вселенской Патриархии, подвели итоги всей работы по подготовке Собора и было решено пересмотреть список вопросов в перспективе ускорения созыва Собора. Из списка было отобрано всего 10 вопросов, касающихся: а. отношений поместных Православных Церквей между собой и Вселенской Патриархией (Православная Диаспора, Автокефалия, Автономия, Диптихи), б. отношений Православной Церкви с остальным христианским миром (двусторонние и многосторонние богословские Диалоги), в. церковных вопросов практического характера (Календарный вопрос, институт поста, проблемы брака), и г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

94 С 19 по 29 июля 1976 г. в Афинах в монастыре Пентели состоялся 2-й съезд православных богословских школ (ЖМП. 1976. 11.). 96 Книга «Девятнадцатый год. Воспоминания» была отпечатана в Брюсселе в 1975 г. небольшим тиражом на множительном аппарате с машинописного текста, она вошла в более позднее издание: Архиепископ Василий (Кривошеин) . Воспоминания. Письма. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. 97 Сведений о приёме этой паломнической группы на Афоне в ЖМП за 1976–1977 гг. не имеется. Архиепископ Гермоген (Орехов) совершил паломничества в качестве руководителя делегации РПЦ на Афон и в Грецию с 16 по 24 августа 1976 г. (ЖМП. 1976. 12), а также с 4 по 18 августа 1979 г., о чём поместил статью в ЖМП 12 за 1979 г. 98 Владыка Василий побывал в США в конце сентября – октябре 1976 г., где читал лекции в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, служил в Патриаршем соборе и некоторых приходах, навестил престарелого о. Георгия Флоровского . 99 В Париже находилась штаб-квартира Западно-Европейского экзархата РПЦ, где митрополит Никодим и архиепископ Василий бывали несколько раз в год с рабочими визитами. 100 1-е Всеправославное Предсоборное совещание проходило 21–28 ноября 1976 г. в православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария). 104 Празднование 60-летия Московской Патриархии проходило в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре с 25 по 29 мая 1978 г. 106 Епископ Зарайский Иов (Тывонюк) работал в ОВЦС с 1971 г., впоследствии митрополит Челябинский и Златоустовский. 110 Заселение Андреевского скита русскими монахами не состоялось, до 1992 г. скит был в запустении, сейчас там живут несколько греческих монахов. 111 Митрополит Никодим (Ротов) скоропостижно скончался 5 сентября 1978 г., во время визита в Ватикан на церемонию интронизации Папы Иоанна Павла II, состоявшуюся 3 сентября 1978 г. Похоронили митрополита Никодима на братском кладбище Александро-Невской Лавры. 113 Куроедов Владимир Алексеевич в 1960–1984 гг. был председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

являлся членом его Исполнительного комитета. Он был участником VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.), XIV (Москва, 1992 г.) и XVII (Албания, 2003 г.) Генеральных Ассамблей этой организации. Митрополит Кирилл принимал также активное участие в первом Предсоборном Всеправославном совещании (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.), был главным докладчиком на всеправославной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.) и участником Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.). На межправославные отношения в последнее десятилетие XX в. существенное влияние оказали, с одной стороны, распад СССР и социалистического восточноевропейского блока, с другой — усиление политического фактора в отношениях между Церквами, связанное с желанием глав ряда Церквей, прежде всего избранного в 1991 г. Константинопольского Патриарха Варфоломея, усилить свою роль в православном мире, воспользовавшись в том числе ростом националистических настроений у части церковных элит. В условиях, когда влияние России в международных делах существенно ослабло, было важно сохранить международный авторитет Русской Православной Церкви. Роль митрополита Кирилла как руководителя дипломатического направления в деятельности самой многочисленной православной Церкви стала определяющей в деле укрепления общеправославного единства и братских связей между Поместными Православными Церквами. На третьем Всеправославном предсоборном совещании 28 октября — 6 ноября 1986 г. была утверждена повестка очередного предсоборного совещания, включающая следующие вопросы: 1) о православной диаспоре; 2) о церковной автокефалии и порядке ее провозглашения; 3) о церковной автономии и порядке ее провозглашения; 4) о церковных диптихах. Созыв четвертого Всеправославного предсоборного совещания был намечен на ближайшее время, после ознакомления всех Церквей с докладами, подготовленными по упомянутым темам.

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010