«1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своём неучастии в нём в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая своё решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое так и не удалось преодолеть в предсоборный период, не удаётся и доныне. Необходимо подчеркнуть, что Антиохийская Церковь с самого начала заявляла, что сможет участвовать во Всеправославном Соборе лишь в том случае, если будет своевременно разрешён её конфликт с Иерусалимской Церковью, вызванный спором вокруг церковной юрисдикции над Катаром. По этой причине представителями Антиохийской Церкви не были подписаны ни Решения Собрания Предстоятелей в Константинополе 2014 года, постановившего созвать Собор в 2016 году, ни Решения Собрания Предстоятелей в Шамбези в минувшем году, назначившего точную дату его проведения. Не был подписан также и разработанный в Шамбези Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», - отмечает Предстоятель Русской Церкви. «В этих непростых условиях, - продолжает он, - дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода нашей Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей " составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора " . Синодом также были утверждены поправки нашей Церкви к вызвавшим более всего критических замечаний двум проектам соборных документов, " сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян " » .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/re...

Связь между церковным согласием и прославлением Святой Троицы неслучайна: одно невозможно без другого. Соборный, синодальный характер экклезиологии нашей Церкви ясен. В свете последних событий, коснувшихся жизни наших общин, можно оценить насколько велик «разрыв» между этими правилами и реальностью. Разве правило I Никейского Собора не предписывает, чтобы епископы встречались друг с другом и с первым среди них по крайней мере два раза в год? Какие территории и какая организация? Начатый соборный процесс (прежде всего, всеправославные совещения в Шамбези) сдвинул нашу ситуацию с мертвой точки, хотя этот факт иногда и оспаривается. Он ставит перед нами несколько проблем: Во-первых, территориальные деления, рекомендованные в Шамбези в 1993 г., предусматривающие создание епископских ассамблей в Великобритании, Франции, Бельгии и Голландии, Австрии и Италии, Германии, представляются слишком искусственными и повторяют структуру епархий Константинопольского Патриархата, а также Московского Патриархата. На самом же деле, если рассматривать Западную Европу в целом, то можно без труда выделить лингвистические и культурные зоны: англоязычное пространство на Британских островах, германоязычное – в Германии и немецкой Швейцарии, франкоязычное – во Франции, Бельгии и французской Швейцарии, и североевропейское пространство – Нидерланды и Скандинавию, – которое могло бы объединиться с франкоязычным пространством, как это произошло в «русском» Экзархате Западной Европы, входящем в юрисдикцию Константинополя. Культурные зоны довольно точно соответствуют таким единицам, как митрополичьи округа, составляющие Патриархаты. Однако должна существовать возможность урегулирования этих территориальных вопросов на уровне самих заинтересованных единиц, так как прежде всего им самим предстоит организоваться и решить, какие объединения наиболее естественны и плодотворны. «Решение», предложенное совещанием в Шамбези, возможно, в конце концов будет наиболее разумным, если принять в расчет политические и культурные особенности Европы и уже существующий опыт «межюрисдикционного» взаимодействия. Конечно, любые перегруппировки должны быть утверждены Собором.

http://religare.ru/2_2476_1_21.html

Такое вынужденное ослабление транслокального выражения соборного сознания Православной Церкви в новое время, превратилось в первые десятилетия нашего века в большой недостаток, как отмечается в Патриарших и Синодальных Посланиях Вселенского Престола (1902, 1904, 1920 гг.), зато в период между двумя войнами по-разному проявлялось желание со стороны поместных Православных Церквей развить свое церковное общение и свой союз в соборной атмосфере. Тогда же возникла и настоятельная необходимость подготовить Православную Церковь к созыву Всеправославого Собора (Архивы Первого Съезда Православных Богословских Институтов, 1936 г). Тем не менее, социально-политические условия и реальные внутренние трудности поместных Православных Церквей не благоприятствовали осуществлению этой идеи. 2. В начале " 50-х гг. Вселенская Патриархия обратилась к остальным поместным Церквам с призывом откликнуться на необходимость созыва Святого и Великого Собора Православной Церкви. И действительно, поместные Православные Церкви откликнулись с энтузиазмом на этот призыв. Таким образом, созванное Вселенской Патриархией Первое Всеправославное Совещание на Родосе (1961 г.), приняло единогласно решение о созыве Святого и Великого Собора, определило вопросы его повестки дня и подчеркнуло, что надо приложить все силы для того, чтобы ускорить созыв Собора. В таком же духе работали два последующих Всеправославных Совещания (в 1963 и 1964 гг.), которые рассматривали Собор как выражение глубокого союза свидетельства Православия в современных проблемах и в ее отношениях с остальным христианским миром. Четвертое Всеправославное Совещание, собравшееся в Шамбези в 1968 г. и работавшее более систематически на основе уже выраженного различными способами церковного сознания, обратилось, во-1-х, к Вселенской Патриархии с просьбой учредить в своем Православном Центре в Шамбези Секретариат по Подготовке Святого и Великого Собора и Межправославную Подготовительную Комиссию, а также ко всем поместным Церквам с просьбой внести свой вклад в подготовку вопросов повестки дня Собора; во-2-х, Совещание приняло решение сформировать Межправославные Комиссии для подготовки двусторонних богословских диалогов с Англиканами, Старокатоликами и Древними Восточными Церквами, для продолжения Диалога любви с Римо-католической Церковью и усиления контактов с Лютеранами. Заседание Межправославной Подготовительной Комиссии в Шамбези (1971 г.), представляет собой результат вклада поместных Церквей в вопрос, касающийся источников божественного Откровения, участия мирян в жизни Церкви, проблем брака, проблем календаря и празднования Пасхи и вопроса церковной икономии (домостроительства).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Триумф Русской Церкви Иерей Сергий Карамышев о положительном значении встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском 15.02.2016 3133 Время на чтение 10 минут День памяти трех учителей и святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста в 2016 году стал подлинным триумфом Русской Церкви. Ступени к нему – предсоборное совещание в Шамбези 21-28 января и Архиерейский собор 2-3 февраля. Какие основания говорить о победе Православия над попытками предать его? Что называется, сравните и почувствуйте разницу. Сравните дух и слова, которыми оперировал Константинопольский патриархат еще в августе прошлого года, готовя Всеправославный собор в Стамбуле, с духом и словами, предложенными в Шамбези Русской Церковью для собора уже Критского. Вот цитата из послания Патриарха Варфоломея к иерархам его поместной Церкви от 29 августа 2015 г.: «Сосуществование православных с другими христианами сегодня сделалось безусловной реальностью в диаспоре и уже быстро распространяется внутри отдельных стран и обществ, которые ранее были исключительно православными. Это обязывает нашу Церковь адаптировать всю свою пастырскую жизнь согласно принципу икономии. Поскольку увеличение числа смешанных браков в настоящее время является данностью, Церкви необходимо принять общую молитву и поклонение с инославными, что уже стало практикой всех Православных Церквей». А вот что говорит по этому поводу документ «Таинство брака и препятствия к нему», предложенный в Шамбези в качестве проекта соборного решения на Крите Русской Церковью: «В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение: а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/15/tr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: От Собора я ожидаю еще большей консолидации православного мира По словам Предстоятеля Русской Церкви, все согласованные в ходе совещания в Шамбези документы, которые предстоит обсудить на Всеправославном Соборе, вскоре будут опубликованы 27.01.2016 1163 27 января 2016 года, в завершение пребывания в Шамбези (Швейцария) , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы журналистов, сообщает Патриархия.ru. По словам Его Святейшества, главный итог состоявшейся встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, — это то, что все согласованные в ходе совещания документы, которые предстоит обсудить на Всеправославном Соборе, «в самое ближайшее время будут опубликованы». «Наша Церковь настаивала на том, чтобы не было никакого эмбарго на эти документы, чтобы все могли с ними ознакомиться, потому что критическое отношение многих к предстоящему Собору формировались именно ввиду информационного вакуума, — подчеркнул Святейший Патриарх. — И, наверное, самое главное, что все узнают, — какие вопросы и каким образом будут решаться на Соборе, какие документы будут положены в основание решений Собора». Как сообщил Святейший Патриарх Кирилл, в числе материалов, с которыми вскоре можно будет ознакомиться, — документы о миссии Православия в современном мире, а также о браке, семье и препятствиях к браку. Предстоятель Русской Церкви особо отметил, что участники совещания в Шамбези единогласно поддержали позицию Московского Патриархата по ситуации на Украине . «На Соборе не будет рассматриваться украинская тема, не будет обсуждаться возможность предоставления автокефалии или легализации раскола, и это подтвердил публично Патриарх Варфоломей. Он прямо сказал, что ни во время, ни после Собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол, или для того, чтобы в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. И это должны хорошо понимать все, кто спровоцировал эту смуту на Украине. Эта смута, этот раскол не будут поддержаны православным миром. Есть только один путь к преодолению раскола — это переговоры и достижение результатов на основе священных канонов, — подчеркнул Патриарх Кирилл. — Те, кто хочет быть в общении со вселенским Православием, должны воссоединиться с Украинской Православной Церковью на основе существующих во вселенском Православии канонов. Другого пути нет, и другого послания к Украине от имени Патриархов сегодня не существует».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/27/sv...

На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

С 1971 по 1973 год по приглашению Секретариата по церковному единству Римо-Католической Церкви отец Ярослав обучался в Восточном институте в Риме (Pontificium Institutum Orientalium Studiorum). Здесь им была защищена работа “Матей Горазд Павлик — первый чешский православный епископ (1879-1942)”. После защиты институт присвоил ему степень доктора ориентальных (восточных) церковных наук (1973). По возвращении в Чехословакию он был назначен заместителем секретаря Митрополичего совета и одновременно администратором кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. В 1974-75 годах отец Ярослав проходил пастырское служение в Германии при русском храме святого Алексия в Лейпциге. Здесь он занимался не только пастырской, но и экуменической, а также миротворческой деятельностью. В 1975 году избран заместителем генерального секретаря Христианской мирной конференции (ХМК), а в 1977 стал секретарем регионального объединения ХМК в Чехословакии, в котором сотрудничали пятнадцать церквей и религиозных общин. В том же году министр культуры Словакии утвердил отца Ярослава в звании экстраординарного доцента Прешовского богословского факультета. В качестве делегата Чехословацкой Православной Церкви отец Ярослав принимал участие в работе различных экуменических форумов. Так, в 1975 году он присутствовал на V ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Найроби (Кения), а в 1983 году на VI ассамблее был избран членом Центрального комитета ВСЦ. Отец Ярослав участвовал в работе различных международных христианских форумов в Австралии, Южной Корее, Японии. 1 октября 1980 года избран управляющим делами Чехословацкой Православной Церкви. Одной из своих главных задач на этом посту отец Ярослав считал повышение авторитета Православной Церкви не только в Чехословакии, но и за границей. Благодаря ему, были значительно расширены контакты как с историческими православными Патриархатами, так и с иными Поместными Церквями. Отец Ярослав принимал непосредственное участие в подготовке визитов блаженнейшего митрополита Дорофея в Константинополь, Москву, Тбилиси, Александрию, Иерусалим, Афины, Софию, Бухарест, Нью-Йорк, на святую гору Синай, острова Патмос и Крит, а также встреч с генеральным секретарем ООН, папой Иоанном Павлом II в Ватикане, представителями Англиканской Церкви в Лондоне, патриархом Коптской Церкви в Каире. Отец Ярослав был делегатом Всеправославных предсоборных совещаний в Шамбези (1982, 1986, 1990), участвовал в диалоге с Дохалкидонскими церквами (в Шамбези в 1979 и 1985, в Каире в 1989), во встрече глав Православных Церквей в Константинополе в 1992 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Во-первых, в повестке собора отсутствуют некоторые очень важные темы. Если они не будут рассмотрены на данном соборе, то когда же они будут рассмотрены и учтены? Во-вторых, мы обратили внимание на регламент , принятый в начале текущего года, в январе, в Шамбези, предстоятелями и представителями Православных Церквей. В нем порядок рассмотрения документов таков: если желаемое изменение данного документа не получит единогласного одобрения всех Православных Церквей, оно, это изменение, не может быть принято. И нам стало ясно, что наши поправки не будут одобрены. Всеправославная комиссия в Шамбези рассматривала документы, работа над которыми шла с прошлого века. Решение предстоятелей тогда было таким: поправки должны быть лишь косметического характера, так как у нас нет мандата на внесение серьезных изменений. В подобной ситуации мы возлагали надежду на то, что данные проекты документов будут серьезно отредактированы на самом соборе. Однако, увы, стало ясно, что из проектов документов они превратились в принятые единогласно и фактически неизменяемые. Следовательно, поскольку это положение дел не будет изменено, то нашим решением было – не участвовать в соборе. Святые отцы жизнь свою полагали на то, чтобы отстоять чистоту святой православной веры. Как же мы можем явиться предателями их священного дела? – Когда стало известно решение Синода, последовали нападки на него с самых разных сторон. Многие называли это решение радикальным, некорректным, парадоксальным… Кроме того, обвиняли Синод в отсутствии любви к тем христианам, которые не являются православными. Вселенская Патриархия считает, что православная диаспора во всем мире принадлежит ей – В начале предсоборного процесса в нашу Церковь был послан запрос о том, желаем ли мы, чтобы решения принимались консенсусом – полным единогласием – или большинством голосов. Вселенская Патриархия считает, что православная диаспора во всем мире принадлежит ей. Это, например, означает для болгар, что они, где бы ни находились за пределами своей родины, будут пасомы Вселенской Патриархией. Однако болгары категорически не хотят этого. Сейчас они – паства Болгарской Православной Церкви в двух ее заграничных болгарских епархиях. Там находятся болгарские митрополиты и болгарские священники. Так наши соотечественники, находясь вдали от своей родины, сохраняют духовную связь с ней.

http://pravoslavie.ru/94370.html

Совещание приняло решение сохранить установленную IV Всеправославным совещанием процедуру подготовки и разработки тем, рассмотрело развитие отношений и диалогов Православной Церкви с др. христ. Церквами и исповеданиями, а также с ВСЦ. Совещание обсудило вопрос о совместном праздновании всеми христианами Пасхи в определенный воскресный день и поручило Секретариату по подготовке Св. и Великого Собора в кратчайший срок созвать для этого конференцию пастыреначальников, канонистов, астрономов, историков и социологов, к-рая представила бы результаты работы в Секретариат к следующему Всеправославному предсоборному совещанию. II Всеправославное предсоборное совещание в Шамбези, проходившее 3-12 сент. 1982 г., приняло решения по вопросу о препятствиях к браку, рассмотрело тему «О посте» и отослало материалы по ней на пересмотр предстоящего Всеправославного предсоборного совещания после предварительного их изучения Межправославной подготовительной комиссией. Заслушав научные соображения профессоров-астрономов, совещание продолжило изучение календарной проблемы и приняло решение оставить пересмотр определения даты Пасхи на более благоприятное время. II Всеправославное предсоборное совещание, отвечая на поставленный Болгарской Церковью вопрос, могут ли впредь рукополагаться во епископа не только те, кто принял постриг, но и монахи, принявшие молитву рясофора, отметило, что обе практики «хиротонии во епископскую степень в разных Поместных Православных Церквах из числа принявших либо великий постриг, либо рясофор не входят в противоречие с древним преданием Церкви». III Всеправославное предсоборное совещание, состоявшееся 28 окт.- 6 нояб. 1986 г. в Шамбези, приняло решение по 4 темам, подготовленным на базе докладов Поместных Церквей Межправославной комиссией 1986 г. (15-23 февр.): значение поста и его соблюдение сегодня; отношение правосл. Церкви к остальному христ. миру; правосл. Церковь и экуменическое движение; вклад правосл. Церкви в торжество мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и проч.

http://pravenc.ru/text/155530.html

9) вопрос о нарушении со стороны Иерусалимского Патриархата приобрел беспокоящие и опасные масштабы, поскольку в переписке с Антиохийским Патриархатом Иерусалимский Патриархат утверждает, что и другие регионы канонической и церковной юрисдикции Антиохийского Патриархата относятся к юрисдикции Иерусалимского Патриархата. Антиохийская Церковь не жалела усилий для поддержания православного единства, которое она хранила и которому подтверждала свою приверженность, начиная с самого момента возникновения идеи о созыве Великого Собора в 1961 году. Она оставалась верна тому подходу, который был разработан приснопамятным Патриархом Илией IV и поддержан приснопамятным Патриархом Игнатием IV, внесшими свой вклад в продвижение работ по подготовке Великого Собора. И сегодня Антиохия в лице своего Предстоятеля Патриарха Иоанна Х постоянно настаивает на необходимости сохранять единство, идя на жертвы. Несмотря на то, Антиохийская Церковь не подписала решения Собрания Предстоятелей Православных Церквей на Фанаре в марте 2014 года, она «по икономии» принимала участие в подготовительных комиссиях Святого и Великого Собора Православной Церкви, в Пятом предсоборном совещании в Шамбези в 2015 году, а затем в Собрании Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в 2016 году. Несмотря на факт неподписания ею решений последнего Собрания, она снова «по икономии» участвовала в работах подготовительных комиссий Святого и Великого Собора Православной Церкви, дабы положительным образом вносить свой вклад во всеправославное и общее сотрудничество. Подобным образом она поступала и в течение последних десятилетий, движимая надеждой на то, что все нерешенные вопросы будут разрешены до созыва Великого Собора; Антиохийская Церковь оценивает значение этого крупнейшего и прекраснейшего события в современной жизни Церкви, подготовив перевод на арабский язык всех подготовительных текстов, которые предложены всем верующим. Вместе с тем Архиерейский Священный Синод участвовал в подготовительном этапе, внося надлежащие предложения с поправками к текстам.

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010