В своем 21-м слове архиепископ Константинопольский святитель Григорий Богослов , указывая на недостойных священнослужителей, говорит, что они являются «произведением человеческой милости, а не делом благодати Духа» 4 . Итак, что же необходимо для того, чтобы рукоположение имело канонический статус, было бы действительно делом Святаго Духа. Как бы отвечая на этот вопрос, Церковь с самого начала предъявляла кандидатам на вступление в клир ряд требований. I. Физические качества В Ветхом Завете телесные недостатки рассматривались как наказание Божие, а потому к священству допускались только те левиты, которые не имели физических недостатков ( Лев.21:21-23 ). В Церкви новозаветной физическое несовершенство не являлось препятствием к поставлению в священные степени. Основное отношение к этому вопросу выражено в двух апостольских правилах: «Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископом, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна» (77-е правило). «Глухий же и слепый да не будет епископ, не аки осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных» (78-е правило). Церковь в своих канонических актах указывает и на возраст рукополагаемого. Первое предписание относительно возраста содержится в постановлении Неокесарийского собора: «Во пресвитера прежде тридесяти лет, аще и во всем достойный человек, да не поставляется, но да оставится в ожидании. Ибо Господь в тридесятое лето крестился и начал учить» (11-е правило). Наиболее точное указание на возраст клириков оставил Трулльский собор. В своем 14-м правиле он подтверждает 11-е правило Неокесарийского собора, предписав поставлять во пресвитеры лиц, достигших 30-летнего возраста. Кроме того, тем же правилом устанавливается минимальный возраст для поставления диакона – 25 лет. В определении возраста диакона несомненно сказалось влияние Ветхого Завета: левиты начинали свою службу в храме по достижении 25-летнего возраста ( Числ.8:24 ). Однако законодательные предписания относительно возраста поставляемых не были усвоены церковной практикой.

http://azbyka.ru/kanonicheskie-usloviya-...

Эсхатологические мотивы, связанные с М., оказываются зеркальным переосмыслением легендарных аспектов ее дарования в прошлом. Согласно рабби Ицхаку (ок. 300 г. по Р. Х.), как первый освободитель народа Моисей низвел М. с небес, так и последний (мессия) заставит ее выпасть вновь (Кохэлет Раба. 1. 9 на Еккл 5. 9). Предполагается, что в конце времен Бог опять низведет М. и евреи будут наслаждаться этой чудесной пищей, как во время странствия по пустыне (Рут Раба. 2. 14 на Руфь 5. 13; Пэсикта Рабба. 49b, 72b; Бэмидбар Рабба. 11). На основании сообщения о хранении М. перед скрижалями завета (Исх 16. 33-34) считалось, что она находилась в небольшом сосуде в Святая святых (Таргум Онкелоса на Исх 16. 33 сл.). М. была скрыта вместе с ковчегом завета накануне разрушения Первого храма; перед явлением мессии прор. Илия должен будет вновь ее обрести (Мехилла. Ва Йасса на Исх 16. 33). В экзегезе древней Церкви Представленные в ВЗ отдельные описания М. получают новое осмысление в свете христ. откровения, прежде всего на основании новозаветной интерпретации этого образа, при этом обнаруживаются параллели с др. экзегетическими традициями. Свт. Амвросий Медиоланский, риторически подчеркивая величие духовной М., т. е. Евхаристии, говорит о существовании в его время вещественной М., появление к-рой не было само по себе чудом и рассматривалось им как естественное явление ( Ambros. Mediol. Ep. 77. 1//CSEL. 82. T. 2. P. 72). М. как небесный хлеб была прообразом грядущего Христа ( Cypr. Carth. Ep. 69. 14): как Моисей низвел израильтянам ангельский хлеб - М., так Христос, как новый Моисей, дарует верующим в Него вечную пищу ( Ioan. Chrysost. Catech. [Stauronik.]. IV 26). При этом именование Господа Иисуса Христа Хлебом истины не означает того, что чудо с М. «было ложным, потому что она была образом, а не самой истиной» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 45. 1). Свт. Василий Великий приводит в письмах мнение Филона Александрийского (со ссылкой на некое иудейское предание) о том, что М. приобретала вкус любой пищи ( Basil. Magn. Ep. 190. 3). Предание о том, что количество и вкус М. соизмерялись с потребностями ее вкушавших, получает у христ. авторов духовную интерпретацию. Так, блж. Августин, размышляя на тему установления разумного подхода к участию в Евхаристии, говорил (с опорой на Прем 16. 20 и Числ 21. 5), что вкус М. зависел от состояния того, кто ее съедал: каждый получал то, что он заслуживал ( Aug. Ep. 54. 4). Как и М., Слово Божие познаётся в соответствии с мерой и со способностями каждого ( Orig. Cant. Cantic. 3// Idem. Werke. Lpz., 1925. Bd. 8. S. 193 sq. (GCS; 33); Caes. Arel. Serm. 102. 6).

http://pravenc.ru/text/2561844.html

л. 55. Кондак на священие церкви (тропарь сент. 13), кондак мольбен к святей Богородици. л. 57 об. Праздничные кондаки от средокрестья до недели всех Святых. л. 77. Кондаци воскреснии. л. 85. Ипакои 8 гласов. л. 93. Катавасии (ипакои) на праздники. л. 105 об,–114. Отрывки с надписями: Тр на воздвнижение честнаго креста. Тр На Рожество Христово. Тр на Богоявление. Под первым заглавием помещены седальны на Воздвижение сначала по 2, потом по 1-м стихологии, далее стихи пред чтением апостола: Кресту твоему поклоняемся Владыко, Елико в Христа крьстистеся, и обычное входное, а под последними заглавиями припевные тропарь со стихами после первых паремий в навечерие Р. Хр. и Крещения. л. 115. Два кондака: Олексию человеку Божию и святителю Николе. Почерк поздний. 24. (2010). Каноны пресв. Троице (числ. два, 7 и 4 гл.) устав. тщательный, в четверть, напис. 1625 года, 14 листов, конечный утрачен. На обор. первого порожнего листа: Тетрать Троицкаго Ссргиева монастыря написана в лето 7133 (1625) повелением обители тоя архимарита Дионисия. Подпись эта повторена и внизу по листам рукописи, но, по причине частого употребления, стерлась, так что читать можно только некоторые слова. 25. (2002). Триодь постная, устав. и два столбца, исх. XIV века, и лист, 215 листов. Заглавие: Трео с Богом починаем от недели мытаря (и фарисея) до всех Святых. Одна Триодь постная, оканч. службой в пяток цветной недели. На лицевой странице первого листа другим почерком: Триодь Богоявления Господа нашего Ис. Христа и препод. отца Сергия на Москве у царева двора и патриарха. Сверху заглавия: Господи помози рабу своему Пахомию Левоно... (не докончено). 26. (2000). Триодь постная, устав. в два столбца, нач. XV века, в лист, 150 листов. Заглавие: Трипеснец, надежду имуще на Бога, начинаем в неделю о мытари и фарисеи. Содержит службы до понедельника 3 недели поста. С л. 138 приложены в св. великий пост седалны на 1-м стихологии, крестобогородичны и на 7-й песни мученичны на 8 гласов, а потом, троична 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

– Далее следует: далее спальни ворот к пути восточному, три с одной стороны, и три с другой, и мера едина трех ( Иез.40:10 ) 77 . 4 . Что значат спальни, и что путь восточный, мы уже сказали выше (Бесед, III, числ. 8 и следующ.), и повторять то еще считаем не необходимым. Но нам надобно спросить, что значит сказанное три с одной стороны, и три с другой. Потому что спальни к пути восточному суть сердца кипящих в любви к Богу. Известно, что все избранные, как те, которые были в Ветхом Завете, так и те, которые последовали за ними в Новом Завете, пламенели любовью к Троице. Ибо они не истинно любили бы Бога, если бы не получали благодати Его Троицы, Которая есть Бог . Итак по пути восточному три спальни с одной стороны, и три с другой; потому что, когда Господь благоволил воплотиться между ветхозаветными и новозаветными отцами, то явился как бы восточным путем в средине спален, которые спальни украшены по истинному виду добродетелей в познании Троицы. Но если мы отнесем то же самое число к добродетелям избранных: то три добродетели, без которых тот, кто может что-либо совершить, спастися не может, – именно, вера, надежда и любовь. А поскольку та же самая вера, надежда и любовь была в древних отцах, которая и в новых учителях: то по восточному пути описываются три спальни с одной стороны, и три с другой. 5 . Или вернее потому, что три было разделения ветхозаветных отцов, и три последовало новозаветных под благодатию. Потому что ветхозаветный народ имел отцов прежде закона, потом под законом, и после – Пророков. В новозаветном же народе сперва уверовали начатки Евреев, затем последовала в вере полнота язычников, и затем на кончине века остаток Евреев спасется ( Puм. IX, 27 ). Итак, поскольку воплощение Господа и из первой части имело отцов прежде закона, отцов под законом, и наконец Пророков, и из последней – верующих из Евреев, верующих из язычников, и наконец соберет остатки Евреев, то восточный путь называется имеющим три спальни с одной стороны, и три с другой. Но и то мы не неприлично принимаем, если скажем, что есть три разряда верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Потом когда группа мужчин и группа женщин в отдельности насладится всем этим, они, опьянев, как бы на вакханалиях, от этого боголюбезного вина, соединяются и составляют одни хор 76 в подражание древле составленному на Чермном море в благодарность за совершившиеся там чудеса… Видев и пережив чудо, превосходившее всякое воображение и описание и совершенное для них сверх ожидания, тогда евреи, охваченные одушевлением, мужчины и женщины, вместе составив один хор, воспевали благодарственные песни Спасителю Богу, при чем мужчинами управлял Моисей пророк, а женщинами Мариам пророчица 77 . С этого-то хора и составляет самую точную копию хор терапевтов и терапевтидок, когда на густой ( βαρν) 78 голос мужчин отвечает тонкий ( οξς) женский голос в перекликающихся ( ντχοις) и антифонных мелодиях, что создает действительно гармоническую и музыкальную симфонию 79 . Таким образом, терапевты значительно расширили и развили музыкальный элемент синагогального богослужения, такой незначительный там. По этому пути пошло и христианское богослужение. К ипофонному и эпифонному пению синагоги терапевты прибавили антифонное 80 . 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии должно быть, и к храму; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу ( Числ.10:1–7 ). Место об этом из книги Чисел читается в нашей и Римско-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до ста ( 1Пар.15:24 ; 2Пар.5:12 . Ср. Иосиф Флавий. Antiquitates. III, 12:6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэдзины сзывают на молитву магометан. (Олесницкий А. Древнееврейская музыка и пение//Т.К.Д.А., 1871, 11:117). 10 Может быть, места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah. Этот термин имеют 39 псалмов (например, 7, 21:22) и песнь прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

411 Различают мусульмане полное омовение от неполного, называемого у них Смотр. Мюхтас. Вигк. Стр. 2–5 Глава об очищении. 428 269-я стр. подлин. Здесь, вероятно, смешаны два рассказа Библии о войне с амаликитянами (Исход. гл. 17). и о послании в Палестину лазутчиков (Числ. гл. 13). 430 263–264-я стр. подлин. Для объяснения последнего рассказа о Моисее, прпводим следующее место из Талмуда: «Когда еврейский народ стоял у подошвы Синая, Бог объявил ему, что если он откажется признать Его, то Он велит горе засыпать весь еврейский стан своею массою, и евреи из страха, вопреки своему желанию, притворно согласились служить Иегове.» Талмуд. тракт. Schabbath Jol 8S. col. 4. на слова Исх. 19, 17 . Труды Киевск. Дух. Академии. 1870. Январь. Статья И. Олесницкого: «из талмудической мифологи». Стран. 208–209. Ср. Коран гл. 7. Стр. 170. 434 Об этом говорится и в Коране гл. 18 ст. 59. У Рабгузы говорится просто: на берегу моря. Бяйзави, объясняя приведенные слова Корана, говорит, что здесь разумеются моря Персидское и Римское. V. 1, р. 567. 436 Иисус Навин, совершая основание, уронил на него каплю воды живого источника. Навин и был третий их спутник. 450 346-я стран. подлин. Много сказаний иудейских и мухаммеданских о Соломоне собрано в Апокриф. сказан. Порфирьева, стр.70–77. 452 Не смешана ли здесь история пророка Амоса с историей Ионы? Об Амосе известно, что он «не бе пророк, ниже сын пророче, но пастырь.... И поя его Господь от овец»... Амос. Гл. 7 ст. 14–15. 455 Этот рассказ напоминает нам житие св. Евстафия (память 20 сентября), где рассказывается, что жену его увез силою варвар, а двух сыновей похитили звери: одного – волк, другого – лев. Дело сначала происходило на берегу моря, а потом около реки. Ничего нет невероятного допустить, что в мухам. рассказе о пророке Ионе перемешаны различные истории… 456 357–359-я стр. подлин. Рыба эта называлась Залуха и лала дочерью той рыбы, на которой Иосиф совершил омовение, когда был привезен в Египет. По ее молитве – быть лучше всех рыб в мире, Бог даровал ей двух детенышей: в чреве одного находился 40 дней перстень Соломона. Стран. 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В начале беседы следует прочитать: Евр.5:4–6 ; кн. о вере л. 59 об., Ин.20:19–21 ; 2Пет.1:3 ; 2Кор.5:20 ; Рим.10:15 ; Деян.13:2–3 ; 2Тим.1:6 ; 1Тим.4:14 , Тим.1:4, Блаж. Августин против противн. закона и прор. гл. 1, числ. 39; св. Иринея кн. о, гл. 3, Тертул. «о давн. ерет. гл. 32, Толк. Апост. л. 548; Ник. Черног. сл. 63; (не к тому имеша благодать); Ин.15:4 ; Иринея кн. 4, против ерес. гл. 26 и поставить вопрос: от какого собора епископов послан был в Белую Криницу митр. Амвросий? Раскольник ссылается на 8 пр. 1 вс. соб. с толкованиями, Церк. историю Сократа кн. 7, л 3. Объяснить слова правила: «приходящие к святей... церкви», прав. 16 антиохийск. собора, 2 пр. купно всех св. апост. (Кирилл. л. 30), 1Кор.14:33 ; 2Кор.5:20 , Рим.10:15; 1 и 2 пр. св. апостол. Евр.7:7 ; об Агапите объяснить слова: напр., Антик «написал Агапиту, чтобы он управлял епископией»; и спросить, кто же м. Амвросию дал такое повеление? Раскольник заявляет, что священники у них были, а священники тоже посланники. На это заметить, что священники отличаются от епископов (Епиф. Кипрский ч. 5, гл. 4) и не имеют права посылать епископов, вручать им епископские кафедры: они сами находятся под управлением епископов (39, 55 пр. св. Апост., 6 пр. гангр. соб.). Раскол. читает толкования на 8 пр. первого вс. соб. и 69 пр. карф. соб. доказывая, что принятые под миропомазание еретики-клирики пребывают в клире. Возражение. Ник. Черног. тактик. л. 141. Блаж. Симеона Солунск. гл. 77, 69 пр. Карф. соб. повелевают оставлять еретических клириков в сущих санах только при приеме их 3 чином, а раск. приняли Амвросия вторым. 8 пр. 1 вс. соб. тоже повелевало принимать еретиков «чистых» по 3 чину. И только впоследствии их принимали по второму – 7 пр. 2 вс. соб., Вас. Велик., и 95 пр. 6 вс. собора; но в этих правилах уже не сказано, чтобы «чистых» оставлять в своих санах, а велено их снова рукополагать (Кормч. л. 293 об.). Аристин же допустил вольное толкование 8 пр. 1 вс. соб. не согласное с практикой церкви, как и 95 правила шестого вс. собора о еретиках: несторианах, евтихианах и северианах (Кормч. л. 205). В заключение прочитать слова св. Киприана: «сии суть, кои добровольно... («О единстве церкви»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

л. 224. Начало всякому правилу. л. 225 об. Краткие молитвы, числом 10: Егда звонят. Егда входят в церковь . Егда чести Евангелие. Идуща целовати св. Евангелис. Целовав св. Евангелие. Егда перенос несут, числ. 2. Св. Богородице – Изрядней. Егда выносят Дары к царским дверем. На обед идущим. 231. (1009.) Требник неполпый, полууст., XV века, в осьмую долю, 158 листов. При новом переплете много листов утрачено; первые 6 и конечные 7 писаны в начале XV в., прочие в исходе. л. 1. Чин полунощницы – одна половина 17 кафизмы, за тем отрывок из исповеди священнику. л. 9 об. Последование бываемо о усопших инокых. л. 71. Чин бываемый на одеяние рясы. л. 77. Последование малаго образа иже есть мантия. Между листами 88 и 89 одного нет. л. 91. Чин бываемый великаго и ангельскаго образа. л. 152. В св. великую суботу, – утренний канон. Как в сей, так и в предыд. статье, последнего листа недостает. 232. (999.) Требник неполный, полууст., XVI века, в четверть, 137 листов. л. 1. Св. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и много болезнующим к еже спастися, и проч. См. 189 л. 334. л. 3. Правило внегда случиться искуситися в сне иноку по действу диаволю. л. 7. Вследование о избавлении блуда и угашении плоти и о схранении зрака блуднаго и от помышлениа сложна, и проч. Молитв 4, последняя с надписью: Иоанна затворника печерьскаго, оконч. облегчи мя от брани плотскыа молитвами препод. и богон. отець наших Моисиа и Иоанна и всех Святых, аминь. За тем устав о искушениих скытскых инок. л. 10. Чин бываемый на одеяние рясы. л. 11. Молитва, егда вскочит пес в цервовь. л. 11 об. Молитва храму, в немже дитя родится. л. 12. Чин исповеданию Иоана мниха. л. 18. Чин исповеданию грехов, Никифора патриарха Цариграда, князем и вельможам и всякому роду и всякой богобоязнивой души, и как подобает кающася поновити или преже приати иное поновление покаанию. л. 37. Последование малаго образа еже есть маньдиа. л. 43 об. Чин великаго ангельскаго образа. л. 67 об. Чин бываемый на разлучении души от тела.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Л. 57. ч. 12. (@Сто. оа пифана. и германа@). Седален один, св. Епифанию, отличен от помещённого в печ. Минее. Стихир шесть 347 , – по три св. Епифанию и св. Герману, все отличны от помещённых в печ. Но первые три одинаковы с помещёнными в Греческой Минее. Канонов два: св. Епифанию тот же, что в печ., другой св. Герману, отличен от находящегося в печ. Минее 348 . Нач. (@Свтьлм и свтм слз. хот помолитис дар прошю съ небеси подати ми@). Л. 67 об. ч. 13. (@Ста. мка. альксандра. и сщномка мефодь. катарииска@) 349 (д. б. Патаринска. В печ. Минее службы сим святым в сей день не полагается). Служба содержит в себе: а) светилен Мефодию, отличный от помещённого выше Февр. 22, но тот же самый, что и в 167, Июня 20; б) три стихиры 350 мученику Александру, который в наших месяцесловах воспоминается в сей же день с проименованием Римского; и три стихиры св. Мефодию, отличные от помещённых и в 22 Февр. и в 20 Июня; в) два канона: Александру нач. (@Къ бог прилжьно. молис и испроси. свтьлость@). И св. Мефодию – тот же, что и 22 Февр. и 20 Июня, но с отличием в переводе. Л. 77. ч. 14. (@Сщеномка. сидора. тихита@). (Прозвание Тихиота образовалось, вероятно, от слияния члена το с прозванием χιτης от острова Хиоса). Седален отличен от помещённого в печ. Стихиры 351 и канон те же, что в печ. Минее. Л. 82 об. ч. 15. (@Оца нашего пахоми. и стго оца. феодора@). (Служба преп. Феодору в печ. 16 числ.). Седальнов два: оба те же в печ. Стихир шесть 352 : четыре Пахомию, из них в печ. три первые на Господи воззвах, четвертая, имеющая надпись в ркп.: на стиховне, отлична от помещённой в печ.; две Феодору – в печ., 1 и 3 на Господи воззвах. Канонов два: оба те же в печ. Минее 353 . Л. 91 об. ч. 16. (@Прпбнаго. оца нашего. неадиа@). (В печ. Минее нет ему службы. Имя сего святого встречается в рукописных Греческих месяцесловах (Acta SS. Маіі, Т. 3, р. 688) и в древних наших Прологах. (Рукой. Синод. библиотеки 354 ). Служба содержит в себе: седален, стихиры три 355 и канон, который нач. (@Свтодателеви владъіц прсто. съ радостию вьсь свтьлъ@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

л. 20. в книге Бытия в главе третьей: «и скрыстеся Адам же и Жена от лица Господа Бога посреде древа райскаго» 73 , то е[сть] посреде древес. А в книгах Левит о ядомых скотах в первоначалном еврейском тако: «сей скот на двое деля пазноготь» 74 , что перевели седмодесятныи 75 «всяк скот». И в книгах Исхода, в главе 14, еврейски: «и прославлюся о фараоне, и о всех воех его, и о колестнице его» 76 , что седмодесятныи перевели с толком «и о колесницах его»; Исход, глава 15: «Коня и всадника воверже в море» 77 ; Числ глава 21-я: «И пусти Господь на люди змия уморяюща» 78 , то е[сть] множество змиев, как там же явно то; псалом 34, ст. 8: «Ополчится Ангел его окрест боящихся его» 79 , то е[сть] Ангели ополчатся, како бо едино лице полком нарещися может, и утверждается то от повестей Бытия, глава 32, где Иаков видит полки Ангелския, и книга 4 Царств, глава 6, где отрок Елисеев увидел то жде; Иона,// л. 20 об. глава 2: «река обыйде мя» 80 , – тако в еврейском, что седмьдесятныи перевели «реки обыйдоша мя»; Римл., глава 3, ст. 18: «Мыслим, убо верою оправдатися человеку» 81 ; Римл., глава 1, ст. 17: «Праведный от веры жив будет», и без числа того собрать бы мощно. 6. К сему весьма пристойно и то, что Иаков патриарх, прорицая о пришедствии 82 Мессии от колена Иудина, тако глаголет: «Не скончается князь от Иуды, ни старейшина от чрезл его» 83 , то е[сть] владетели преемнии не оскудеют до Мессиина пришедствия (Бытия 49). 7. У Матфея глава 21, стих 34, в притче винограда: «посла рабы своя к делателем», а у Марка в той же притче, глава 12, ст. 9, 11, 12: «И во время посла к делателем раба» 84 и проч. 8. Паче всех же сих и других многих примеров подает нам ясныя и зде весьма приличные примеры пророчество Даниилово 85 , где именем якобы единоличнаго царя показует// л. 21. многих царей разнонародных с наследием одного по другом. Тако ж в виде лва, медведя, рыся и четвертаго зверя безъимяннаго будущия царства, а не однолично царей изъявляет 86 . Надлежит же зде примечать, что и потому примеры сии к Антихристу прислушают, что и он в Апокалипси в виде зверя на позор происходит. 9. Подобно сему и то, что в Апокалипси в главе 6 происходят некии разныя конницы на белом, рыжем, вороном и бледом конях. Что же образуют, не наше ныне дело. Только же то известно, что хотя разные толкователи в гадании видении оных и не согласуются, однако же вси согласно разумеют, что всякий из тех конник не одну каковую особу, но человеческое, народное разных времен состояние собою изъявляет. И от сих примеров довольно является, что из единственнаго числа, если других при нем обстоятелств не будет,//

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010