Bil. S. 119–121), подавляющий движения, или блеск, или проворство. Понятие «силы» виделось здесь и древним: Вульгата, Пешито и Арабский передают словом «сила», а Онкелос и Самаританский с добавлением: «выдающаяся». Такое разногласие обусловливается тем, что ни одно из этих значений не соответствует контексту, а предположение иного значения не может, быть оправдано неустановленным еще смыслом корпя . По мнению Эвальда наиболее уместно здесь понятие «славы», употребленное у LXX (Ew. Jahrb. VIII, S. 28). Но словом δοξα, слава, LXX толковников в других (параллельных) местах, Исх.28:2 ; Втор.6:19 ; Пс.77:61 ; Ис.46:13 ; Иер.13:11 ; Пс.14:6 ) передают сходное с по начертанию и ясное по смыслу слава, великолепие, вооружение, головное украшение. Слово особенно уместно в данном случае и вполне точно выражает ту чувствуемую всяким мысль, что Бог для Израиля есть явный для народов, сокрушавший врагов избранного народа, рог единорога ( Пс.92:11 ). И великий Исаия впоследствии возвещал Израилю: Бог слава твоя, δοξα σο (LXX) ( Ис.60:19 ). Согласно этим данным подлинное чтение рассматриваемого стиха должно видеть выраженным в переводе LXX толковников, а в общепринятом масоретском тексте читать вместо , лучшее , а вместо ошибочного действительное ср. Втор.33:17 . Наконец, возможно допустить, что по ошибке слуха переписчик написал вместо созвучного которое означает почти то же, что и , т. е. славу в смысле силы и красоты ( Пс.24:7; 105:20 ; Иез.3:12 ). Единорог у LXX μονκρως (мн. ) собств. значит дикий бык, буйвол (Саадия к пр. Ис.). Слово , передаваемое почти всеми старинными переводами словом – единорог, на основании авторитета LXX, не означает медленного носорога, как можно бы предполагать, а дикого быка (с двумя рогами), известного своею силою, свирепостью и быстротою бега. Во Втор.33:17 , в масорет. и у LXX это животное изображается не с одним, а с двумя рогами (κερατα), при чем оба рога символизируют двойную силу Ефрема и Манассии, вышедших из одной главы Иосифа (см. |
Когда восходило облако, то поднимались с места сыны израильские; а где оно останавливалось, там и они останавливались. Моисей получает повеление сделать серебряные трубы, чтобы ими извещать народ, когда нужно отправляться в путь, чтобы собирать народ на войну и для жертвоприношений, также чтобы употреблять эти трубы в праздники, в новомесячия при всесожжениях. Когда сыны израильские отправились в путь, Моисей убеждал Иовава, сына Рагуилова, который назывался также Иофором, чтобы и он участвовал и в путешествии, и в обетованных им благах. Когда поднят был ковчег, Моисей сказал: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» ( Числ.10:35 ). Народ стал роптать, и сожжена была часть стана, а то место прозвано было «Тавера» 4 ( Числ.11:3 ). Моисей помолился, и наказание прекратилось. Они стали требовать мяса и говорили: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» ( Числ.11:5, 6 ). Когда Моисей вознегодовал на их ропот и обратился к Богу, то Бог дает ему в помощники семьдесят старейшин, чтобы они участвовали с ним в управлении. Здесь же, когда Иисус Навин сказал: «Господин мой Моисей! запрети им» (Елдаду и Модаду) пророчествовать, Моисей ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» ( Числ.11:28–29 ). Тогда посланы были от Господа коростели, которых они и ели. Мясо было еще в зубах их, как они стали умирать. Об этом сказано в псалме: «Еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них, и избранных Израиля низложил» ( Пс.77:30, 31 ). Место это прозвано «гробами похотения». Тогда Мариам сказала против Моисея: «Одному ли Моисею говорил Господь» ( Числ.12:2 )? Бог сказал, что Он только с ним одним из всех пророков говорил так, и послал проказу на Мариам. Когда Моисей помолился о ней, то Бог не допустил ей очиститься прежде, нежели она пробыла семь дней вне стана. |
грешили против Того, Кто творил чудеса. Потому пророк и присовокупил: »огорчали Вышне го в безводно й " . Чем огорчили? Не тем, что жаждали, не тем, что требовали воды, а тем, что хулили и порицали Щедродателя. Вот почему и места чудес назывались: одно – Водою спора ( Числ.20:13 ), а другое – Искушением и Похулением, потому что здесь они искушали Бога, говоря: «есть ли Господь среди нас, или нет?» ( Исх.17:7 ). Это и выразил самыми словами законодатель Моисей, С этим вполне согласны дальнейшие слова псалма: «и искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей» ( Пс.77:18 ). Видишь, они испытывали Бога, может ли Он доставить им пищу в пустыне? Требование их, следовательно, происходило больше от испорченности, чем от нужды. Потому и говорится не просто: »пищи " , но: «душе своей», т.е. они просили вследствие своего сластолюбия и душевной похоти, когда роптали на лишение огурцов, дынь и лука. " И клеветали на Бога и говорили: ужели Бог с может приготовить трапезу в пустыне?» ( Пс.77:19 ). Тяжкое преступление клеветать и на простого человека, почему Давид и говорит: «тайно клевещущего на ближнего своего – сего я изгонял» ( Пс.100:5 ); еще тяжелее клеветать на господина, потому что наказание постигнет клеветника; но клеветать на Бога – самое тяжкое, потому что Бог для нас и отец, и владыка, и питатель, владеющий всем, какое бы ты ни указал благодеяние или власть. Должно поэтому, или по страху пред Его властью, или из любви к Его благодеяниям, воздерживаться от хулы против Него. Что же, однако, они клеветали? " И клеветали на Бога и говорили: ужели Бог с может приготовить трапезу в пустыне?... Хотя Он ударил... камень и потекли воды, и полились ручьи, но с может ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему?» ( Пс.77:19–20 ) Тяжко ослепление хулителей и беззаконников. На основании чего следовало бы заключать о великом могуществе Бога, и твердо быть уверенными, что Ему все возможно, и нет ничего невозможного, на основании того самого они отчаиваются в Его силе, говоря как бы так: хотя воду Он и дал, но пищи дать не может, как будто бы Он ослабел при совершении чудес и истратил свою щедрую силу на тех, кто раньше получил чудеса. |
" Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие..., обратились назад в день брани.... Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его» ( Пс.77:9–10 ). По имени сильнейшего колена пророк назвал весь народ израильский, отделившийся от народа иудейского, потому что Ефрем первенствовал среди десяти колен, бывших под властью Иеровоама. Точно также называют народ израильский и другие пророки, напр. Осия, когда говорит: «что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда?» ( Ос.6:4 ). Иудой он называет два колена, над которыми царствовал дом Иудов, а Ефремом – другие десять, потому что над ними царскую власть получило колено Ефремово. Эти (десять колен) и суть «натягивающее лук и стреляющие...,», потому что последние служили у них орудием богослужения. Однако они обратились в бегство, именно в день брани духовной, показав тыл враждебным демонам. Что же заставило их обратиться в бегство и показать тыл врагам? То, что они не сохранили завета с Богом и не ходили в законе Его. Когда же это случилось с ними? Когда они поклонились двум вылитым тельцам. Вот почему пророк, оплакивая последовавшее за этим, и присовокупил: " И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: чудеса, которые Он совершил пред... отцами их... в земле Египетской на поле Танеос " ( Пс.77:11–12 ). 3. В немногих словах пророк напомнил все чудеса, совершенные в Египте, за забвение которых он их упрекает. Действительно, они не оставили бы Благодетеля, если бы по великой неблагодарности не забыли благодеяний и чудес, свидетелями которых для них служили отцы, видевшие собственными глазами те знамения, которые, говорит он, совершены были на поле Танеос. Эта земля была несомненно самым древним и обширным владением фараона. Что Танеос был древнее прочих, об этом свидетельствует божественное Писание. Желая указать на глубокую древность Хеврона, оно сравнивает его с Танеосом, говоря: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, [города] Египетского» ( Числ.13:23 ), то есть царства фараона. |
Пс.77:26–28 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою своею лива: и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. Воздвиже (от слова «воздвигнути») значит: «воздвигнул, поднял, возбудил». Юг (auster) значит: «южный ветер». Лива (от греч., род. п., вин. п.) значит: «южный полуденный ветер», почти то же, что – auster и africus ventus – южноафриканский, со стороны Африки, юго-западный ветер. В этих стихах пророк говорит о другом, не менее чудесном насыщении прихотливых израильтян, именно – о послании им мясной пищи, в виде множества птиц – перепелов, которых они ловили и ели. Господь Бог как бы исполняет желание израильтян, алкавших и требовавших мясной пищи, но не потому, чтобы хотел удовлетворить неразумную и ненасытную прихоть, а для того, чтобы самым делом доказать, что в Его Божественной власти и силе находится то, чему они не хотели верить. По повелению Божию (с небесе) поднялся ветер (воздвиже юг) с юго-восточной стороны, а потом – с юго-западной (наведе лива) и дул с такой силой, что птицы неслись по небу, как дождь (одожди на них) и падали на землю в таком множестве, как пыль или песок (яко прах и яко песок морский). В книге Чисел ( Числ.11:31 ) о сем рассказано так: «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли». Господь послал евреям мясо (так переведено с евр. слово: «плоть») в таком изобилии, что им долгое время, до сытости (даже до пресыщения, как видно будет ниже, ст. 29) питалось шестьсот тысяч пятьсот шестьдесят человек, исключая женщин и детей и всего колена Левиина. И не только вокруг стана, но и в самом стане, посреде стана их, окрест жилищ их, т.е. кругом палаток их, нападали птицы во множестве, так что не было никакого затруднения в ловле и собирании их. Пс.77:29–31 И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. |
Пс.77:15–16 Разверзе камень в пустыни и напои я яко в бездне мнозе: и изведе воду из камене и низведе яко реки воды. Продолжая то же обличение вероломных израильтян, пророк говорит далее о других чудесах, которые Господь Бог сотворил для них во время путешествия их по пустыне, именно он говорит о двух случаях чудесного изведения воды из камня, из которых первое описано в книге Исход ( Исх.17:1–7 ), где повествуется, что когда все общество народа израильского расположилось станом в Рефидиме, и не было воды для питья, то народ с ропотом и укоризнами стал требовать от Моисея воды. Тогда Господь повелел Моисею взять некоторых из старейшин израильских и тот жезл, которым он чудодейственно ударял и разделял воды моря, и идти с ними к скале горы Хорива ударить жезлом в скалу. Когда Моисей исполнил повеление Божие, Господь разверзе камень, и из скалы потекла вода в таком множестве, что ею напоены были многие тысячи народа и скота (напои я яко в бездне мнозе). О другом случае рассказано в книге Чисел ( Числ.20:1–11 ) таким образом: и пришли сыны Израилевы всем обществом в пустыню Син и остановились в Кадисе, и не было там воды ни для народа, ни для скота. И возроптал народ на Моисея и Аарона, говоря: для чего вывели вы нас на это негодное место, где нет ничего, даже воды для питья? И пошли Моисей и Аарон ко входу скинии и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, и скажите в глазах их скале, она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы и напоишь общество и скот его. И хотя Моисей не в точности исполнил это повеление Господне, тем не менее Господь извел воду из камня, и потекла она в таком множестве, яко реки воды. В обоих этих случаях наглядным образом обнаружена сверхъестественная, чудодейственная сила Божественная, так что эти два чуда воочию свидетельствуют: с одной стороны, о всемогущей силе Божией, которая побеждает естества чин и всегда, когда только благоугодно Господу, разрушает законы природы, а с другой – о Его отеческой любви к Своему народу, покровительствующей ему и пекущейся о его спасении. |
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. «сатана будет освобожден» – это произойдет во времена антихриста. «на четырех углах земли» – то есть по всей земле. «Гога и Магога» – этим именем названо собрание боговраждебных народов – каких именно, сказать трудно. Слово «Гог» упоминается в Числ. 24, 7 (только в переводах 70-ти и славянском). Магог – сын Иафета, внук Ноя (Быт. 10, 2). Также о Гоге и Магоге повествуется у пророка Иезекииля, в главах 38–39. «на брань» – в рамках принятой ныне большинством схемы толкования 20-й главы эта война и поражение Гога тождественны Армагеддону и поражению богоборцев, описанному в конце 19-й главы. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. «и вышли» – дословно «поднялись», «взошли» (греч. ανβησαν) . 175 175 У пророка Иезекииля (по тексту 70-ти) о Гоге говорится похоже: «И возведу тебя на землю Мою» (Иез. 38, 16) – слово ανγω означает «поднимать», «выводить наверх». «на широту земли» – на пространство земли. «стан святых и город возлюбленный» – святой Андрей и блаженный Августин разумели под этим Христову Церковь. Также можно понимать под «городом возлюбленным» Иерусалим, против которого будет вестись война богоборцами, о чем также говорит святой Андрей.176 176 «Возлюбленным» Иерусалим именуется в Пс. 77, 68; 86, 2; 131, 13–14. О том, какие святые будут тогда находиться в Иерусалиме, можно только высказывать предположения. Это, например, могут быть обратившиеся ко Христу евреи, согласно Рим. 11 (см. также комм. на 16, 16 и 16, 19.). 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; У пророка Иезекииля также говорится о пролитии огня на полчища Гога (Иез. 38, 22; 39, 6). Огонь с неба посылался некогда на Содом и Гоморру и на пятидесятки Ахава. Также об огне с неба просили апостолы, чтобы наказать селение, где не приняли Христа. Также в этой связи можно вспомнить поражение Ангелом Господним под стенами Иерусалима 185-тысячного ассирийского войска (4 Цар. 19, 35). |
Впрочем, Моисей, и после этих слов, не перестал сострадать израильтянам, как видно из того, что сделал он впоследствии. Когда, после покушения их умертвить соглядатаев и забросать его камнями, он спасся от рук их, то опять обратился к молитве за них и умолял Бога быть милостивым к тем, которые хотели умертвить его ( Числ.14:10–20 ); так любовь его была сильнее даже естественной привязанности! Потом, когда соглядатаи умерли и не прошло еще время бывшего плача, израильтяне опять причинили ему новую печаль, во-первых – тем, что не послушались его запрещения воевать, и во-вторых – тем, что были поражены амаликитянами ( Числ.14:41–45 ); и еще прежде этой войны многие погибли от жадности и объядения ( Числ.11:33 ). «Уби, – говорится в Писании, – множайшия их, ...еще брашну сущу во устех их» ( Пс.77:30–31 ). После зрелища этой великой смертности, когда печаль по поводу ее еще не прекратилась, Моисей опять был повержен в другую скорбь и поставлен в такую крайность, что молился, чтобы вожделенные и возлюбленные его израильтяне окончили жизнь неестественной и необычайной смертью ; тогда одни были сожжены внезапно возгоревшимся огнем, а другие поглощены рассевшейся землей; и пострадали таким образом не немногие, но больше пятнадцати тысяч мужей. Как же после этого относились к Моисею родственники и друзья погибших? В каком расположении был сам Моисей, видя, что от этого несчастья и дети сделались сиротами, и жены вдовами, что и сестра и брат его умерли, и сыновья последнего сожжены за некоторое беззаконие? Каждое из этих событий может опечалить и такую душу, которая еще нисколько не страдала, а тем более душу, претерпевшую столь много бедствий. Когда же иудеи победили хананеев и сделали длинный обход, то опять возроптали и опять стали гибнуть, не от болезни, как раньше, и не от огня и рассевшейся земли, как прежде, но от укушения ядовитых змей, которые погубили бы всех их, если бы опять Моисей не предстал Богу и не умолил Его. Когда же они избавились и от этой гибели и избегли проклятий волхва, то опять устремились в самые гибельные пропасти: после благословений Валаамовых, или лучше сказать – Божиих (ибо слова Валаама зависели не от его воли, но от действовавшей в нем силы), они стали прелюбодействовать с дочерьми иноплеменников и служить Веельфегору. Моисей, видя такой стыд и позор, опять повелел им умерщвлять друг друга, сказав: «Избийте кийждо ужика своего, служившаго Веельфегору» ( Числ.25:5 ), подобно тому, как при ране телесной, которая не заживает после многократных вскрытий и прижиганий, приказывают снова резать и прижигать и то, что осталось. |
Пророк называет манну хлебом небесным и хлебом ангельским, так как он приготовлялся не человеческими руками, а приносился с неба, где обитает лик ангелов. Какое брашно до сытости послал им Бог, это ясно видно из дальнейших слов: «поднял южный ветер с неба и навел... силою Своею юго-западный ветер, и наслал на них, как пыль,... мяса и, как песок морской, птиц пернатых» ( Пс.77:26–27 ). У Бога блага готовы, но хранятся Им однако до надлежащего времени. Вот почему, желая напитать народ иудейский, Он произвел не какое-нибудь новое творение, возбудив южный и ливийский ветер. Эти ветры дуют в теплых странах, где Творец повелел в изобилии водиться перепелам, и (взяв их) отсюда, как бы из готовых сокровищ, исполнил свою волю. Мы думаем, что пророком отнюдь не гиперболически сказано, что «и наслал на них, как пыль,... мяса и, как песок морской, птиц пернатых». Творения Божии беспредельны и нам неведомы. Итак, птиц было такое множество, что их нужно было ловить не силками, не сетями, или другими приспособлениями, а легко и удобно было брать руками, как это совершенно ясно видно из дальнейшего: »и нападали они среди стана их, вокруг шатров их. И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им» ( Пс.77:28–29 ). Итак, представь себе, как такое бесчисленное множество народа, и притом столь алчного, было питаемо не один день, а тридцать дней, и ты будешь в состоянии уразуметь рассказ Моисея в книге Чисел ( Числ.11:19 ). «И ели они и пресытились, и желаемое ими дал им, и они не лишены были желаемого своего. Но... еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из н их и избранных Израиля низложил " ( Пс.77:29–31 ). Не напрасно, следовательно, отвергает Бог многие наши просьбы, а к нашей же пользе, потому что весьма многие желания бывают гибельны для людей, хотя Бог часто и исполняет их для грешников. Зачем же Он исполняет? Чтобы они не обвиняли Его, как мы сказали, в бессилии. Исполняя, Он наказывает получающих желаемое, чтобы устрашить и нас, чтобы мы не утруждали Бога непозволительными просьбами. |
Сколько бы ни существовал мир, псалмы будут молитвой человека, идущей от сердца к Богу. Проходят века, тысячелетия, а мы читаем, как будто это написано о любом из нас. Человек остался неизменным, из той же плоти и крови, с теми же мыслями и с теми же переживаниями, надеждами и упованиями. Псалмы имеют мирообъемлющий характер. Поскольку псалмы выражают глубочайшие побуждения человеческой души, они высоко ценятся во всем мире. Все поколения и народы признают ценность псалмов. Даже в те времена, когда пренебрегали Библией, псалмы считались вершиной поэзии и относились к ним с точки зрения литературного творчества. Именно они поддерживали веру несчастных и преследуемых, гонимых за веру. По этой причине Псалтирь является единственной книгой Ветхого Завета, которая переплетается с Новым Заветом. По сути дела, в ней нет ни одной фразы, которая противоречила бы Новому Завету. Хотя в ней есть моменты (в частности, о проклятиях), к которым надо относиться особо. Отношение Псалтири к Ветхому Завету . Псалмы служат подтверждением существования древнего израильского народа и завета его с Богом. Многие псалмы дают нам краткий очерк событий, которые описаны в исторических, законоположительных книгах Библии и многих других. Так, сотворение мира и история патриархов — 103 и 104 псалмы. «Благослови, душа моя, Господа! Все премудростью сотворил Ты еси!» Тема исхода: десять казней, переход через Чермное море, странствия в пустыне, скрижали закона, золотой телец — псалмы 37, 105. Книга Числ также находит свое отражение: гора Хорив, Ваал, наказание Моисея — Пс 105. Книга Иисуса Навина: разделение Палестины, войны — Пс 77. Книги Царств, Паралипоменон, отнятие Ковчега, выбора Иерусалима и Давида и множество подробностей из жизни царя Давида, Соломона, Храма, Богослужения — Пс 77, 126 и др. Т. е. нельзя верить псалмам, не доверяя тем книгам, о которых они говорят. Фактически даже по одной Псалтири мы можем составить историю Ветхого Завета. Имея на руках только Священное Писание Нового Завета и Псалтирь, можно при желании составить умозрительную концепцию всего ветхозаветного исторического процесса, который привел потом к Новому Завету. |
| |