75 Сыны геенны. Геенна – долина близ Иерусалима при потоке Кедронском, некогда цветущая, усажанная деревьями и орошаемая ключами. Когда евреи предались идолопоклонству, поставили здесь статую Молоху и приносили ему в жертву своих детей, кидая их в его раскаленные объятия. После плена они без ужаса и отвращения не могли уже смотреть на эту долину, и обратили ее в такое место, куда свозились все нечистоты города, выбрасывалась всякая падаль. Для предупреждения от заразы, от гниения все это жглось, для чего и поддерживался непрерывный огонь. Отсюда и название: геенна, т. е. долина огня. Сын геенны – человек, достойный сожжения вместе со всякой падалью в отверженной долине. 76 Сопоставление с одной стороны – десятины с ничтожнейших растений, с другой – отрицание «суда, милости и веры», т. е. всего, чем только может держаться человечество, показывает, до какого нравственного безобразия может доходить фарисейство. Внешнее исполнение закона до последних мелочей, и тут же поругание всего лучшего в природе человека – что иное это и могло, и должно было вызвать со стороны сердцеведца, кроме «горе вам»? 77 Оцеживающие комара, т. е. процеживающие, пропускающие сквозь полотно. По закону все насекомые считались нечистыми ( Лев.11:2 0–23). Фарисеи доводили это до того, что процеживали вино, из опасения проглотить какое-либо насекомое, вроде комара, нечаянно попавшего в вино, и оттого сделаться нечистыми. А между тем, не считали нечистым, например, «поедать домы вдов, т. е. пользуясь их сиротством, беззащитностью и горем, требующим утешений, обирать и разорять их вконец, и совершать подобные тому деяния без всякого зазрения совести. 78 Чаши и блюда снаружи блестят чистотой, а все, что приготовлено в них, все приобретено обманом, притеснением и тому подобными нечистыми и преступными способами. Сначала приобрети честным трудом средства жизни, а уже потом заботься о внешней чистоте. 79 Гробы обеленные. Прикосновение не только к мертвым, но даже к могилам и к памятникам их, у евреев считалось нечистым ( Числ.19:16 ). Из опасения, чтобы не оскверниться как-нибудь нечаянным прикосновением к ним, например, ночью они отбеливали не гробы, которых у евреев и не было (таких как у нас), а гробницы самой яркой белой краской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И, однако, везде, где это случается, там не должно полагаться на достоверность сообщающихся откровений, ни на нравственность обнаруживающаяся энергичного действия; такое пророчество может одинаково быть как ложью, так и истиной, и такое действие может одинаково быть как вредным и разрушительным, так и полезным и нужным, ибо так называемая естественная магия в основе есть все-таки неестественная и безбожная. Именно, такой эксперимент делается опасным в двояком отношении: во-первых, потому, что человек при этом выпускает из рук способность самосознания, во-вторых потому, что он не знает, куда увлечет его развязанная, лишенная управления воли сила души, каким чуждым, мрачным и враждебным силам она может при этом открыто и беззащитно отдаться. В отношении многих языческих оракулов (изречений), равно как некоторых откровений новейших сомнамбулических пифий (ср. 9. Н. V. Schubert. Zaubereisiinden 8. 38) – бесспорно, что здесь играл, лихой, злорадный намеренно обманывающий рассудок; и гренландские шаманы исповедывались, после искреннего обращения к христианству, что многое из их волшебных искусств правда было обманом, но что у одного к этому примешивалось нечто духовное, которого они правда теперь гнушались, но описать не могли (Crants. Historv Gronland. 1:273). 101 См. у Хотинск., Чародейство и таинственные явления, стр. 92–97. Гиляров, Гипнотизм, стр. 77–150. 102 См. Lenorm. Magie S. 69–70, 74–75. Афанасьев. Соб. Колдовство на Руси в старину, стр. 57–58 и ж. Северн. Вестн. 1890 г. Кн. V ст. Пономарева. Свидетельства о связанности воли, подавленности чувств и потемнении сознания вследствие магических заклинаний и проклятий встречаются и у греко-римских писателей. Именно Сальмазий посредством цитат, заимствованных из древних писателей, в сочинении Exerc. Plin. p. 766 «доказывает, что магическому искусству были свойственны слова: прикреплять, делать подвижным, приводить в оцепенение, сковывать, связывать. По его свидетельству, всякий, кто в каком-либо естественном отправлении (функция), – всякий такой понимается как сделавшийся неподвижным (defixus) и связанным, будет ли это сделано силою простых трав или слов без всякой петли и перевязи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Епитрахиль есть Священническая одежда, простирающаяся от шеи до земли. Она составляется из Диаконского Ораря, сложенного вдвое 359 (края которого соединялись пуговицами, как видно на древних Епитрахилях), и возлагается Священнику спереди на оба плеча, как Подъяремнику Евангельского служения; возлагает же Священник это собственно диаконское облачение на себя потому, что он прежде и сам был почтен 360 саном диаконства, что от него не отнимается, да и потому, что он отправляет должность Диакона, в его отсутствие: изменен же Орарь для того, чтоб означить преимущество иерейского сана 361 пред диаконским. Епитрахиль значит, по объяснению учителей Церкви, излияние благодати Духа Святого, данной Иереям к совершению Таинств, что самое подтверждают слова, произносимые при возложении ее на выю 362 : благословен Бог, изливаяй благодать Свою на Священники Своя! и проч. § 77. Что значит Фелонь? Священнический Фелонь представляет Апостольскую или и Самого Спасителя нашего верхнюю одежду, которая у Евреев была обыкновенным, сверху плеч возлагаемым плащем 363 , и которую Святой Павел сим именем φαιλνιον( 2Тим.4:18 ) 364 называет 365 . Покрой его был следующий: кусок 366 сукна, или полотна широкого, продолговатого отрезанный четвероугольный, притом без рукавов и без всякого шитья. Воскрилия его, или края, украшаемы были ряснами или ометами (т. е. широкими кружевами, или сеткою, так как и на нынешних Фелонях бывает по краям окладка из материи другого цвета); по краям же ряснов облагаемы были тресны, синий шнур, по повелению Господню ( Числ. 15:88. 29 . Втор.22. 12 ), в знак всегдашнего памятования о законе. Возлагали его на плеча различным образом: иногда покрывали им оба плеча, связав верхние углы его на одной стороне персей, как видно на изображениях древних Святых; иногда же одно только плечо, а другое оставлялось непокрытым, иногда иначе. У Иудеев эта одежда была обыкновенною и общеупотребительною. Ее, по народному обычаю, носили 1. Христос и Апостолы. происходившие из рода Иудеев. Христианские учители последующих, времен, из благоговения к Спасителю и Его Апостолам, в память ее положили иметь подобную одежду для совершения Таинств, и внесли ее в число одежд Священных; она и доныне в Восточной Церкви (хотя с некоторою переменою прежней формы) 367 , между Священническими облачениями первое занимает место. В древности ее употребляли не только Священники, но и Архиереи. Архиепископы, Митрополиты и Патриархи, до введения ими Саккосов 368 . Только у Патриархов и Миторополитов он был испещрен Крестами иногда из, треугольников 369 , составленными так: почему и назывался Полиставрием (Πολυςυριον, т. е. многокрестным или многокрестником 370 . § 78. Поручей употребление и значение. – Смысл слов: „Десница Твоя. Господи, прославися в крепости“: и: „Руце Твои сотвористе мя“ и прочее

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Стих 9. Ни да искушаим Христа, якоже нецыи от них искусиша, и от змий погибоша. Обстоятельство поражения израильтян змеями определяет случай, на который указывает Апостол. От горы Ор направились израильтяне к Чермному морю в обход земли Едомской и, возмалодушествовав, начали роптать на Бога и Моисея, говоря: зачем вывел ты нас из Египта в пустыню, где нет ни хлеба, ни воды, уморить что ли нас здесь? За это прогневался Бог и послал на них змий (Числ. 21, 5–6). Святой Давид, изображая все, чем прогневляли израильтяне Бога в пустыне, в 77 псалме, то обстоятельство, что израильтяне желали лучших яств, назвал искушением Бога: искусиша Бога… и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? (18–19). Святой Павел это выражение: искусиша, от обстоятельства, о коем говорит пророк, перенес на тот случай, когда израильтяне в малодушии жаловались на скудость пищи, хотя тут собственно был ропот. Итак, и здесь дело о пище, к тому же и речь ропщущего тоже есть: еда может Бог? только с бóльшим сомнением. Словами: не искусим Христа намекает Апостол, что коринфяне каким-нибудь образом в этом виновны были, но как именно, из послания указать нельзя с верностию. Экумений пишет, что они, искушая Христа, требовали знамений. Может быть, и был такой случай во время первоначальной проповеди. При такой необычайной вере знамения необходимы были, и Апостолы были ими вооружены. Но это требование было так естественно, что его к искушению Господа отнести вполне нельзя. Святой Златоуст говорит, что «Апостол указывает здесь еще на одно преступление, обвиняя коринфян в том, что они роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды?» — Очень вероятно, что в этих двух стихах: не искусим, — не ропщите намекает Апостол на малодушие коринфян, против которого ниже и воодушевляет (стих 13). Но можно и не доискиваться до точности, ибо цель Апостола в приведении этих примеров только та, чтобы внушить, что нельзя без опаски жить, опираясь на том, что призваны и крещены; а это и из понятных в приложении примеров видно.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

– Понеже в писменных написано: три персты сложити купно, по образу Троическому, а не написано сего: великий, и малый, и третий, что близ малого. Такожде и о двух перстах в писменных написано сице: а два перста имети наклонена, а не простерта, а в печатных книгах напечатано не тако, но инако сице: два перста, вышний и средний великий купно сложити и пристягнути. И се явно, яко в печатаных оных книгах напечатано не «тако, яко же в писменных обрезается написано, по инако, сице: в писменных три персты, а кия, того не написано; в печатных же напечатано инако оному несогласное сице: три персты, великий, и малый, и третий, что подле малого, а в писменных несть же. Такожде в писменных написано: два перста имети наклонена, а не простерта; кии же те два перста имети наклонена, а не простерта, того не написано же, а в печатных попечатано не тако, но инако, сице: два перста, вышний и средний сложити купно и протягнути. – До зде из Пращицы. Зри, правоверный читателю, развратническое бессовестное злохитрство, как они Феодоритово писание исказили: в его писании о перстосложении написано весьма согласно с нашим православным молитвенным триперстным сложением; а они по своему суемудрию протолковали ложно, будто бы в Феодоритовом писании имеется поучение о двуперстном сложении, которое под именем его и напечатали во псалтирях, переделавши его соответственно своему лжемудрованию 77 . И на Максима Грека солгали бессовестные злоумышленники, будто бы в его писании есть поучение о двуперстном сложении; но по достоверном исследовании оказалось в его писании поучение не о двуперстном сложении, но о триперстном. (Зри выше сего в § 1, под числ. 12). § 12. О святительском благословении людей, и разные вещи для благодатного освещения с именнословным перстосложением, изобразующим божественное имя Ис. Хс. Свидетельства Пречестного Леонтия Валсамона, иже последи и Патриарх Константинопольский бысть, ответ к латиномудрствующим о сложении перстов чина всего священного на благословение всех Христоименитых людей, имиже они их благословляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Есть еще указание на то, что Иисус Навин (1:11) распоряжается о заготовке еды в дорогу. Но это уже свидетельство о том, что манна вскоре прекратится – совсем перед вхождением в Землю Обетованную. А в остальное время все-таки была только манна. 10 . В какой пустыне плакала Агарь? В пустыне Сур ( Быт. 16:7 ). Там же говорится об источнике, который она назвала «Ты Бог, видящий меня». Встреча с Богом у нее была в той же пустыне, где Бог вел Моисея, где встреча с Богом была у всего народа. 11 . Что помогало израильтянам уразумевать тайну креста во время их сражения с амаликитянами? Когда Моисей поднимал руки, они побеждали, а когда сил не хватало и он опускал руки, они от страха начинали бежать. Поэтому для того, чтобы победить, он все время должен был быть с поднятыми руками, как бы распятым. Долго стоять с поднятыми руками очень трудно. Поэтому тайна креста входила в сознание каким-то непроизвольным образом. Было сражение с амаликитянами не просто потому, что они напали на них, а потому, что они напали на задние ряды – не на мужчин, которые могли носить оружие, а на женщин и детей. То есть напали очень коварно. Именно поэтому и было с ними сражение, именно поэтому Господь пообещал, что это племя будет изничтожено совершенно. Вопрос на будущее: кому выпадет жребий истребить амаликитян совершенно? 12. Что такое крастели? Это перепела. В Библии очень многие события повторяются по два раза. Например, параллель Мерра и Мерива – не случайна: и там и там речь о воде. Будет еще один случай, когда Моисей источит воду из камня. И точно так же с перепелами: будет еще одно событие, когда Господь пошлет перепелов, и событие это кончится иначе – оно кончится трагически. Поэтому важно такую параллель видеть. Это псалом 77:27–31. Это будет в другом месте – после Синая. Бывает так, что когда изучаешь какое-то событие, то кажется, что это уже было. И все перепутывается, и непонятно, что в каком месте было. А надо фиксировать парные события: здесь оно не привело ни к каким страшным последствиям и стало прообразом будущего, а в другом месте, зная, что Господь будет гневаться, все равно слишком много просили, и гнев Божий на них возгорелся. Это книга Числ. 11:4,13,18–23, 31–34 – здесь говорится о крастелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В них часто говорится о колдунах и колдуньях, из чего мы именно усматриваем, что они в древнейшей Халдее, в аккадском народе, действительно появлялись в большом количестве. Их волшебные наговоры часто вставляются в перечисление предназначенных к заклинанию бедствий одновременно с демонами и болезнями, а иногда оспариваются посредством особых заклинаний. Одно такое изречение, проклинающее чернокнижника, называет последнего между прочим, «подлым злодеем», лихим человеком, таким, который зол, дурным человеком, и говорит также об ужасе, который он распространяет и об области его насильственных нападений, о «его злобе» и «его волшебствах, которые изгоняются далеко из круга людей». Самыми главными божественными заступниками против злых умыслов подобных чародеев признаются Еа и бог солнца, ибо эти злодеи производят свои волшебные наговоры, скрывшись во мраке; поэтому и солнце признаётся их могущественнейшим противником. Один гимн к солнечному богу, который мы заимствуем из магического сборника, гласит следующее: Ты, посрамляющий ложь, уничтожающий злое влияние, Ты, превращающий в ничто чудеса, страшные предзнаменования, толкования, сны и явления, Ты, делающий суетным злые козни, уничтожающий людей и страны, которые колдовству и злому волшебнику преданы… 77 «Вообще чернокнижник в древних аккадских заклинаниях называется злодеем, «злым человеком». А выражения, обозначающие его козни и хитрость, всегда имеют особый прикровенный характер, в котором обнаруживается ужас, внушаемый ими; их не осмеливаются открыто обозначать и только в ассирийских переводах по местам этим выражениям сообщается определённый смысл. Вообще волшебные наговоры называются насланием (буквально воздействием), лихом, подавлением (порабощением воли), обряды при совершении их – «действом», заклинания «словом», волшебные напитки – «смертельно действующей вещью… 78 Словом, нет такого зла, которое бы не был в состоянии произвести чернокнижник. Колдовство посредством дурного взгляда или зловещего слова считается для чернокнижника любимым делом; его чарующие хитрости и волшебные формулы принуждают демонов повиноваться его приказаниям; он напускает их на того, которому намерен повредить, и производить то, что они удручают и терзают последнего всевозможным образом; он заколдовывает людей и страны, он производит болезни и беснование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

843 Слово Синклит происходит от греческого глагола συγκαλω, созываю; в Греческой Империи синклит составлял верховное сословие первых государственных чинов, именовавшихся и Палатинами („Παλατνοι», см. выше, § 30, под черт. прим.). Оно в Римском государстве нарицалось Senamus, а в нашем Российском ныне называется Правительствующим Сенатом, Государственным Советом, Комитетом Министров и проч. 845 К Римлян. гл. 8, ст. 34. К Евр.гл. 7, ст. 25; и гл. 9, ст. 24. См. Св. Димитрия Митропол. Ростовского в Поуч. на Вознесен. Господ., стр. 152. 846 Смотри ниже в Толкован. Симеона под числ. 49 и 58. Хотя о закрытии Дверей Царских и Завесы их в Служебниках ви Греческих, ни Российских, никакого Чиноположения нет: но с древних времен и Врата Царские не только в служение Иерейское, но и в Архиерейское затворялись до самого показания Св. Тайне народу при возглашении: Со страхом Божиим и проч. 849 Смотри выше в Предуведомлен. § 44 и в Изъяснен. § 12. Заметить нужно, что в Литургии воспоминание Смотрения Иисус-Христова изображаемо бывает двояким образом: 1) до освящения Таинств, наружными обрядами и действиями церковными; 2) по освящении Даров, самыми Таинствами. 850 Смотри выше § 77 и ниже в Толкован. Симеона число 25. В сем входе Покров, Воздух, во время служения архиерейского, переносится на главе Диакона, назначенного к рукоположению в Пресвитера, для ознаменования того же Таинства, т. е., погребения Иисуса Христа. Когда же Священник в служении бывает один, без Диакона, то переносит его сам на своих раменах, изображая тоже Таинство. 851 Св. Герман Патриарх в Тайнозрен. вещей церковн.: „Умные силы, созерцая в пении Херувимской пренесение честных Даров, образующих тело Господа Иисуса, от Краниева (лобного) места даже до гроба, песнь с нами невидимо вопиют: Аллилуиа!“. Смотри ниже в Толкован. Симеона Фессалон. под числом 46. 853 Смотри выше § 20 и ниже в Толкован. Литург. Симеона Фессалон. числ. 13. Святому Престолу дано знаменование Гроба Господня, потому что как Тело Господа Иисуса, со Креста снятое, Иосифом было принесено в вертоград и положено во гробе, из которого потом и славное Его Воскресение воссияло миру, так и здесь Святые Дары переносятся в Великом Входе с Жертвенника на Престоле, для положения их на нем, как в гробе; почему и воспоминается при сем о Его погребении, а потом воскресение прославляется радостными песнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

77:25), или насыщая немногими хлебами в пустыне многие тысячи, как после Иисус — истинный хлеб (Ин. 6:32) и истинной жизни виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и душистый из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и заставляет сорвать себя раньше всех. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. Прекрасны вера, надежда и любовь, три сии (1 Кор. 13:13). Веры свидетель — Авраам, оправданный верой; надежды — Енос, который прежде всех начал призывать Господа (Быт. 4:26), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля (Рим. 9:4), и сам Бог, Который называется любовью (1 Ин. 4:16). Прекрасно страннолюбие. Свидетель этого — между праведниками — Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам (2 Пет. 2:8); а между грешными — Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения (Евр. 11:31). Прекрасно братолюбие: свидетель — Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим (Евр. 2:11), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель — Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на добрые дела (Еф. 2:10) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас — странников — к горним благам, но и Сам сделался ради нас человеком. Прекрасно долготерпение: свидетель этого опять сам Иисус, Который не только не хотел призвать легионы ангелов против восставших на Него мучителей, не только укорил Петра, извлекшего нож, но исцелил ухо уязвленному (Мф. 26:52.53; Лк. 22:51). Это же после показал и Стефан, ученик Христов, молившийся за побивавших его камнями. Прекрасна кротость: свидетели — Моисей и Давид, за это больше всех похваляемые (Числ. 12:3; 2 Цар.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

231 Такое представление этой встречи Бога с магом существует также и в западной Богословской литературе. См. Hengstenb. Bil S. 77. 232 Однако из перевода LXX. евр. словом ρημα изречение, приказание, видно уже, что это вдохновение имело для Валаама невольно увлекающий характер. В психологическом отношении это походит на то, когда человек напр. объятый страстным возбуждением гнева вопреки отвлеченным соображениям чистого разума неудержимо влечется высказать свое раздражение, хотя и предвидит большой вред такого поступка. «Это Божественное явление произвело на Валаама такое впечатление, что когда он возвратился к Валаку и нашелъ его вместе с князьями моавитскими стоящим у всесожжения своего, то следуя Божественному импульсу, немедленно возгласил свою загадочную речь» (De Geer., Bil. р. 56). Несомненно, что он говорит в полусознательном состоянии «не ведый, яже глаголаше». Ибо по свидетельству Ап. Петра «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:20 ), т. е. (по мнению английского богослова Фаррара) пророки говорили более, чем они сами могли истолковать, ибо если изречение пророка не его собственное, то и толкование изрекающего не может быть также соразмерным смыслу. На это по-видимону наводит и 1Пет.1:10–12 (см. Фаррара первые дни христианства, кн. II. прим. 334 стр. 845). 233 Lenormant Magie. S. 72. Тоже было и у греческих оракулов и прорицателей. См. у Köhler’a. Prophetismus. S. 36. 234 По общепринятому толкованию евр. греч. παραβολ, притча означает (согл. коренному значению гл. равнять, управлять, господствовать Stocfeii Clav., Fürst и Штейнб.) властное, могуче действующее на всех (богатством назидательных мыслей и красотою формы) изречение или стихотворение. По убеждению достопочтенного отечественного толкователя И. Ст. Якимова словом обозначается «изложение по преимуществу в образах (сравнениях) и искусственной форме». (Толк. на пр. Исаию к XIV, 3–6). Известный профессор А. Олесницкий утверждает, что «под притчею нужно разуметь вообще всякое авторитетное суждение (основное значение корня есть imperavit, dominatns est), будет ли это народная поговорка или изречение отдельного авторитетного лица и при том независимо от поэтической формы, которая может быт в притче, но может и не быть» (Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010