75) Ведать надлежит иноку, что есть немощь, как в словах: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3), и что есть отступление от Бога, – сия болезнь диавола и ангелов его. 76) Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностию расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборательна в брани. 77) Давид принял усердие вышедших вместе с ним из Секелага против иноплеменников, хотя они, изнемогши, и остались на потоке Восорове . Почему возвратившись с победы над варварами и услышав, как иные говорили, что не следует давать части из добычи этим, сидевшим от изнеможения при потоке, – и видя, что они устыдились, не имея что сказать, – благостнейший Давид защитил их, говоря: они были посажены при вещах, чтоб беречь их, и отделил на них часть, равную той, какую дал ратникам, мужественно и благодушно воевавшим (1 Цар. 30, 21). Рассуди теперь, что, если в брате каком-либо, в начале показывавшем горячую ревность (к подвигам поста, бдения и проч.) и потом немного ослабевшем в них, предположить сохраненными вещи его (внутренние добрые расположения), – веру, раскаяние, смирение, плач, терпение, упование, великодушие и проч.; то этот, приседящий им и терпеливо в них пребывающий в чаянии о Христе Иисусе Господе, хотя и слаб в подвигах явных, улучит, как подобает, некий вечный дар. 78) Левитами и иереями названы те, кои всех себя всецело посвятили Богу, и деятельностию, и созерцанием; а скотами левитскими (Числ. гл. 3) называются те, которые, хотя бессильны неуклонно шествовать путем добродетелей, однако ж соуслаждаются добродетели, желают ее непрестанно и ревнуют о ней посильно, хотя невсегда успевают в том, по причине худа, отнимающего у них силы. Но во время подобающее и они, – можно надеяться, – получат дарование бесстрастия, по одному человеколюбию Божию. Ибо говорится: желание убогих услышал еси, Господи (Пс. 9, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вот о каком животе и благословении, смерти и проклятии предвозвестил нам Бог, еще в ветхом Своем законе. Для неверных же язычников, также суд последует, как Апостол о сем говорит: «Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнуть, и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут. Не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона (сии) оправдятся» ( Рим.2:12, 13 ). Древняго Израиля Бог предостерегал от окружающих его многобожных язычников, многократно напоминал им в законе, чтобы они не сообщались с Язычниками, и не подражали бы их многобожию и не служили бы кумирам их, но познали бы свое, Богом установленное, святилище, которое многократно прославляемо было от Бога явлением облака во дни, и столпом огненным в нощи ( Исх.13:21,22 +14:19; Числ.14:14 ; Втор.1:33 +4:37; Пс.77:14 +104:39; Неем.9:19 ). Этим явлением облако Бог всегда вразумлял их, что во святилище находится жилище Божие, а в языческих капищах находится жилище бесовское; и что как служители храма угождают Богу, так и служители языческих капищ угождают Богу, так и служители языческих капищ угождают князю тьмы диаволу, и что как от среды Херувимов познавался Бог и являлся к людям и беседовал с ними ( Исх.25:22 ), так и в капищах языческих обитали бесы и являлись к своим чтителям и беседовали с ними. Как Бог, ради спасения человека, устроил Свое святилище, так и князь тьмы, для уловления и погибели людей, устроил свои капища и кумиры; отсюда должно понимать и то, что, как престол Божий находится в храме Его, так и престол князя тьмы находится в капищах языческих. С пришествием Иисуса Христа в мир, когда уже Его Божественное Евангелие распространилось в мире, язычество пало и язычники обратились в христианство; почему все капища опустели, сокрушились и уничтожились, а с ними ниспроверглись и все бесовские престолы, и бесы изгнаны были от всех своих капищ. Когда же изгнался князь тьмы из среды христиан, то он другие изобрел оружия против христиан, начал среди пшеницы бросать плевелы, – посеял ереси и расколы; и вот из этих плевел он образовал разные полчища, и разделил их на разные многочисленные партии еретиков и раскольников, а из них породил богомерзких иконоборцев и вольнодумцев; и как сам он многоглавый зверь именуется, то и отступников наплодил подобных себе многоглавых; всякое общество имеет между собой несколько разделений на секты, как на многие главы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Обратимся к образу Христа — Доброго Пастыря. Основной источник этого образа — евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11–16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей — Ис 63:11, Иисус Навин — Числ 27:16–17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится — “Господь, Пастырь мой” (Пс 23:1–2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян — паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом 8 и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл — власть; флейта — сладость Его учения (“Никто никогда не говорил так, как этот человек” — Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног. Агнец на плечах Доброго Пастыря — образ Богообщения, божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике — в Евангелии от Луки (Лк 15:3–7), где раскрывается и пророчество Исайи: “Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных” (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, “пола-гающего жизнь свою за овец” (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца — ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, “вземлющего грехи мира” (Ин 1:29). Агнец — Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения “Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод” (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

http://pravmir.ru/drevnexristianskaya-iz...

Пс.77:43 ). Посредством караванной торговли чрез Амаликитян, пытавшихся было остановить Израильтян в пустыне на пути к Хориву, чрез семейство Иофора и Хананеев, живших в горе ( Чис.14:45 ), стоустая молва, конечно, перенесла весть о событиях Исхода Израильтян из Египта в «великий водный круг земли Нахарайн» (Бругш, Египет) и дошла до Валаама. Он мог узнать об этом вскоре, в первое пятилетие, также от пленников и рабов, купленных или захваченных в Месопотамии во время войны Рамзеса II Великого с царем Хита и убежавших из Египта от трудных работ опять в Месопотамию 168 . Наконец, об этом жители Месопотамии, в роде Валаама, могли узнать от соседних с Египтом народов и отдельных лиц, на которых чудесные события исхода произвели потрясающее неизгладимое впечатление ( Исх.15:14 и Нав.5:1 ; Исх.18:1 и Нав.2:9 ). Рассказы об этих чудных делах Иеговы воскресили в памяти людей древние рассказы о чудных делах богов, проявленных в потопе и разрушении вавилонской башни 169 , напомнили о легендарных чудесах всемогущего, магического «Великого и таинственного имени» 170 . Все это представляло довольно побуждений для пытливого и чуткого Валаама собрать более точные и обстоятельные сведения о чудесных событиях, обусловливающих исход Израильтян из Египта. А эти рассказы и сведения свидетельствовали, что действительным и единственным виновником потопа и разрушения вавилонской башни был собственно Тот, Который чудно вывел потомков Иакова из Египта. Теперь для него казались совершенно достоверными ходячие в Харране рассказы об особом, явном покровительстве Бога (Элогим) Аврааму и его потомкам. Достоверность этих сообщений находила достаточное основание в том, что Творец чудес в земле Египетской и на поле Цоан назывался преимущественно именем Ягве , Сущий, бывший и будущий. Это имя для души Валаама могло быть тем внушительнее и реальнее, что благодетельные действия Его божественного Носителя были очень сходны с действиями известного в Месопотамии «всемогущего магического Великого имени, Высочайшего имени», пред которым по верованию магов все преклоняется на небе и на земле и под землею, которое сдерживает разрушительные действия злых духов, налагает оковы даже на богов и принуждает их себе подчиняться 171 , которое есть «Таинственное имя», неизреченное, вечно остающееся тайной Еа 172 и которое рассматривалось, как действительная божественная ипостась, имеющая личное существование и притом оказывающая мощь над другими богами низшего ранга, равно как над природой и миром духов 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Здесь опять обличает пророк прихотливые желания и жадность израильтян (насытишася зело), за которые они и потерпели жестокое наказание от Бога. Господь Бог, хотя и удовлетворил их прихотливые требования мясной пищи: и желание их принесе им, – но возбужденный гнев Его против них, за их неверие, не укротился. «Еще не прошла прихоть их» (так переведены с евр. слова: не лишишася от желания своего), еще пища мясная была в устах их, а гнев Божий уже пришел на них и уби множайшая их. Слова множайшая их с еврейского переведены: «тучных их», в греческом (от), а в латинском pingues, а слова избранным Израилевым запят – «юношей Израилевых низложил». Значит, эти изречения нужно понимать так, что гнев Божий поразил множайшая израильтян не в количественном, а в качественном отношении. Хотя гнев Божий заслужили все израильтяне своим неверием Богу и своею прихотливою алчностью, но пророк упомянул об одних тучных, т.е. отличающихся полнотою телесной силы и здоровья, и избранных, которые были как бы передовыми, в ряду всех согрешивших и виновных пред Богом, – и тем ясно показал правосудие Божие и Его милосердие. То есть Бог за неверие убил сильных и знатных из евреев в пустыне и, наведя тем страх на прочих, воспрепятствовал избранным из них удовлетворять жадность; прекратив смертью пресыщение одних, оградил тем от соблазна всех прочих. Пс.77:32–33 Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. По переводу с еврейского и согласно с контекстом речи, слова: во всех сих – нужно понимать не как указания на какие-либо предметы и действия, а как указывающие на ожесточение в неверии и нечестии израильтян. Пророк говорит как бы так: Господь Бог постоянно оказывал милости евреям, и в Египте, и в пустыне, и многократно подвергал их наказаниям, но ничто не вразумляло их: при всем том (во всех сих) они опять и опять продолжали грешить своим упорством в неверии, они не вероваша столь очевидным чудесам Его. Не веруя в попечительный о них Промысл Божий, они предавались беспечности и не радели об исполнении воли Божией, а, забывая о чудесной помощи Божией, постоянно им оказываемой, они выражали боязнь перед жителями земли обетованной и вместе с тем хлопотали только об удовлетворении своих плотских похотений. Проведенная в таком духе и направлении жизнь их в пустыне, названная пророком суетною, скоро прошла, исчезла как дым: изчезоша в суете дние их. И хотя такая жизнь продолжалась в течение сорока лет, но согласно проведенному определению о них Божию ( Числ.14:23, 29–30 ), эти лета их изчезоша со тщанием, т.е. быстро, по переводу с еврейского – «в смятении».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Случается часто видеть, что воды текут из гор, и испытатели естества знают отчего: но камень, пораженный Моисеем, был не гора, но совершенно сухой и твердый. Откуду следует, что вода оная была изведена не из источника некоего, но из самой средины камня, аки из глубочайших бездн, или из самаго центра земли. То же самое подтверждает и в следующем стихе, говоря, что где не было прежде ни одной капли воды, там появились целыя реки, великия и обширныя. Ибо ежели бы один малый ручей потек, то безбожные люди могли бы иначе протолковать чудо и затмить Божию милость. Но когда вода в толиком изобилии вдруг и нечаянно потекла, то кто не видит, что здесь переменен был чин природы, а не сокровенная под землею жила открылась? Впрочем, поскольку Бог дважды явил такое чудо, изведши из камене воду первее в Рафидине, как повествуется в книге Исхода ( Исх. 17:1 ), потом в пустыне Син, как повествуется в книге Числ ( Чис. 20:1 ), сего ради Пророк не без причины дважды упоминает здесь о камени. Пс.77:17 . И приложиша еще согрешати ему, преогорчиша вышняго в безводней: Пророк, показав вкратце безпрерывную цепь Божиих благодеяний, и тем изъяснив, колико Бог любил сынов Авраамовых, теперь присовокупляет, что сии неблагодарныя твари, толико обязанныя своему Благодетелю, по своему жестокому нраву беззаконно востали на Него. И во-первых, обвиняет их в том, что они, прилагая грехи к грехам, зельно преогорчили Его. Потом означает и самый образ преогорчения, как увидим в следующем стихе. Преогорчения же глаголом означает, что грех их не маловажный был и злоба нестерпимая. А обстоятельством места еще более увеличивает тяжесть греха, потому что в самой пустыне, где ежедневно представлялись очам их признаки Божия присутствия и где самая нужда убеждала их к повиновению, не могли удержать дерзкаго своевольства. Итак, ежели пред лицем Самого Бога, Который, с одной стороны, присутствием славы Своея устрашал их, а с другой, милостию и щедротами привлекал к Себе; ежели еще терпя во всем совершенную нужду, которая и одна могла бы удержать их в порядке, толико своевольствовали, то сие неистовство было подлинно чудовищное, или паче бесовское.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Богу же нашему слава во веки веков. Аминь. Слово в Неделю перед Воздвижением Креста Господня Крест – жизненный ориентир христианина Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин.3:14-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Мы сами, словно странники, бредем по пустыне жизни, под палящим зноем страстей, мучаясь духовной жаждой – жаждой истины, справедливости, добра. Под нашими ногами шуршит сухой песок житейских забот и копошатся ядовитые змеи диавольских соблазнов. Так мы идем и не знаем, достигнем ли Небесного Отечества, куда зовет нас Вселюбящий Спаситель. Но мы верим в это и надеемся. И где на этом трудном пути встретить покой и прохладу, из какого родника утолить жажду, где отдохнуть душе человеческой? Вот так же в древности шли по жгучей Синайской пустыне израильтяне. Позади у них было жестокое, но сытое рабство у египетского фараона, впереди – неясная земля обетованная, «текущая молоком и медом». Сам Господь питал их небесной пищей – манной, укрепляя в пути. Но тяготы пустынных дорог казались несносными этим малодушным людям, и они возроптали. Хлеб ангельский ел человек, послал Господь им пищу до сытости ( Пс.77:25 ), а израильтяне говорили: Душе нашей опротивела эта негодная пища ( Числ.21:5 ). Из жалких рабов стали они свободными людьми, но быстро позабыли тяжкий, бессмысленный труд на строительстве египетских городов и пирамид, побои и ругань надсмотрщиков. Они помнили только, что в Египте кормили их жирным мясом с острыми приправами. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта? ( Числ.21:5 ). Так оскорбляли они Всевышнего, пока не пришла беда. Полчища ядовитых змей выползли из нор и стали жалить израильтян, множество народа в страшных муках умерло от змеиных укусов. По внушению Божию пророк Моисей – вождь израильтян, сколотил своего рода крест и прибил к нему медное изображение змея. И произошло чудо! Это мертвое изваяние стало лекарством от яда живых гадин: Когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллин, за изволение твое о Христе; потому что и настоящее искушение, в котором много страдал ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученых занятий. Ибо, спросив подателя письма, как проводишь ты время после болезни, узнал я, что занимаешься и всем божественным Писанием, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмов и стараешься уразуметь смысл, заключающийся в каждом псалме. За это-то и одобряю тебя ныне, потому что и сам имею великую любовь к той же книге, как и ко всему Писанию. С таковою-то любовью встретил я однажды трудолюбивого некоего старца, и намереваюсь написать тебе, что этот старец поведал мне о Псалтири, держа ее в руках. Речь его сколько основательна, столько же не чужда и некоторого красноречия. Именно же, говорил он так: 2) «Всяко Писание, т.е. и ветхозаветное и новозаветное, какое имеем мы у себя, сын мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко учению» ( 2Тим.3:16 ); книга же Псалмов для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного примечания. Каждая книга выполняет собственное свое назначение; и излагаются например: в Пятокнижии – происхождение мира, деяния патриархов, исшествие израильтян из Египта, и чиноположение скинии и священства; в Троекнижии – разделение земли по жребиям, деяния Судей и родословие Давида; в книгах Царств и Паралипоменон – деяния Царей; в книге Ездры – окончание плена, возвращение народа и построение храма и города; книги пророческие, пророчествуя о пришествии Спасителя, заключают в себе напоминания о заповедях, укоризны преступающим их, также пророчества язычникам. Книга же Псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех других книг, со сладкопением передает излагаемое в них, и воспевая о том, показывает опять и свои особенности. 3) Изложенное в книге Бытия книга Псалмов воспевает в псалме 18: «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ), и 23: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть» ( Пс.23:1–2 ). А изложенное в книгах Исхода, Числ, Второзакония передает в прекрасных песнопениях в псалмах 77 и 113, говоря: «во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его» ( Пс.113:1–2 ). То же воспевает и в псалме 104, говоря: «посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе; положи в них словеса знамений своих, и чудес своих в земли Хамове; Посла тму и помрачи, и преогорчиша словеса Его; Преложи воды их в кровь, и измори рыбы их; Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их; Рече, и приидоша песии мухи, и скнипы во вся пределы их» ( Пс.104:26–31 ). И вообще можно находить, что о сем написан весь этот псалом, а также и 105. О священстве же и о скинии в исходе скинии в псалме 28 возвещает: «принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь» ( Пс.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости. Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Святой пророк Божий! Почему ты ничего не говоришь ни царю, ни людям, к которым ты послан от Бога, но обращаешься к бездушному жертвеннику, бесчувственному камню? Обрати твое лицо к царю, возопи к нему и к тем, кто с ним, обличи их заблуждение, запрети им словом Божиим, устраши их местью Божией. А жертвенник каменный, будучи бездушным, как может тебя послушать или что может ответить? Однако же пророк говорит не царю и не народу, но бесчувственному камню, жертвеннику: «Алтарь, алтарь, – так говорит Господь». Почему так? А потому, что пророк Божий, как прозорливый, видел, что сердца человеческие тверже камня, и хорошо знал, что его скорее услышит каменный жертвенник, нежели люди своими ожесточенными сердцами. Когда пророк Божий пришел на тот скверный праздник, то ясно увидел дела всех: одни пируют и упиваются, пьют и едят идоложертвенное, другие пляшут с тимпанами и органами, третьи сквернословят и заливаются смехом, четвертые открыто совершают скверные и беззаконные дела по уставу идолопоклоннического праздника, пятые, указывая перстом на идолов, восклицают: «Вот твои боги, Израиль, выведшие тебя из Египта». Видя все это, пророк сказал себе: напрасно я буду говорить этим людям, не послушают они слов Божиих и моих и не поверят мне, что я послан к ним от Бога. Что же мне делать? Скажу я камню, скажу бездушному жертвеннику, – он скорее послушает меня. И возопил, говоря: «Алтар, алтарь, – так говорит Господь». Что же, услышал ли пророка жертвенник? Услышал, развалился жертвенник, и пролился с жертвенника тук жертв (см. 3Цар. 13:5 ). Каменный жертвенник в ответ на пророческое слово распался пополам, а царь что? Царь простер свою руку от жертвенника, говоря: «Возьмите его, и вот высохла рука его» ( 3Цар. 13:4 ). Слышите ли, что делается? Камень, послушав, сокрушился, а сердце Иеровоамово не сокрушилось. О сердце, грешническое сердце! О ожесточение бесчувственной души! Твердость каменная – ничто в сравнении с твоим окаменением, сердце, твердейшее камня! Великий пророк Моисей для того, чтобы написать на каменных скрижалях произносимый Божиими устами закон, сорок дней трудился на горе, постясь (см. Исх. 34:28 ). Когда же он хотел написать тот же закон на сердцах человеческих, то сорок лет трудился (см. Числ. 32, 13 ; Нав. 5:6 ), ходя с ними по пустыне, уча, увещевая, наставляя и показывая им пример и словом, и делом, и все-таки мало что успел. Мало было принявших закон Божий в сердце свое, много больше не приняло его, хотя слухом и слушали, но сердцем не внимали, почему и погибли, наказанные гневом Божиим, как говорит Псаломник: «И убил очень многих из них» ( Пс.77:1 ). Удобнее было на каменных досках писать закон Божий, нежели на плотских сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010