A. B. II, 149), по которому огненный и облачный столп был священным жертвенным огнем израильтян, который постоянно поддерживался со времени первой патриархальной жертвы, Иаковом был принесен в Египет и при выходе из Египта был предносим как символ божественного присутствия, – и в новейшее время Эвальда (Gesch. d. V. Isr. II, 307 и дал.). Об обычае преднесения жертвенного огня при военных походах среди язычников говорит тот же Curtius, описывая шествие персидского войска (III, 3:9): Ordo agminis fuit talis. Ignis, quem ipsi sacrum et aeternum vocant, argenteis altaribus praeferebatur. Но как с подобными натуралистическими объяснениями согласовать сказание Исх.40:34–38 и Числ.9:15–23 , по которому не движение облака стояло в зависимости от намерений народа или от воли его предводителя, а напротив, самый момент отправления народа в путь, равно как и момент остановок, определялся движением облака и его остановкой: поднималось облако и народ отправлялся в путь, останавливалось облако над скивией, и сыны Израилевы останавливались станом. И вообще, в священных книгах нет ни одного места, на основании которого можно было бы под огненным и облачным столпом разуметь естественный огонь или дым; напротив во всех местах, где только об этом явлении говорится ( Исх.13:21–22, 14:9, 20, 24, 33:9–10, 40:34–38 ; Числ.9:15–23 ; Вт.1:33; Пс.77 евр. 78:14, 104 евр. 105:39; Неем.9:12:19 ), оно изображается как знак присутствия Иеговы. Да и достигал ли бы своей цели обыкновенный караванный огонь, если бы он был применен израильтянами в качестве сигнала, указывающего направление пути? Если обыкновенная жаровня, поднятая на длинный шест, достаточна для каравана в несколько сот человек или для войска в несколько тысяч или даже десятков тысяч, то понятно, подобный сигнал не мог быть надежным руководителем в трудном пути для двухмиллионного народа, сопровождаемого стадами. Восставая против призвания сверхъественного характера за явлением огненного и облачного столпа, критика не высказывает ли в то же время таких невероятных объяснений, признание справедливости которых возможно только при существовании крайней степени легковерия или слепого доверия к критикам? Действительно, только верующие в критиков и их непогрешимую способность объяснять библейско-исторические факты могут согласиться со следующим толкованием Штиккеля Исх.14:19–20 : «Распоряжение Моисея о перенесении облачного столпа (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

  12. Что такое крастели? Это перепела. В Библии очень многие события повторяются по два раза. Например, параллель Мерра и Мерива — не случайна: и там и там речь о воде. Будет еще один случай, когда Моисей источит воду из камня. И точно так же с перепелами: первое событие — Исх 16:13 — кончилось благоприятно, а второй раз подобное событие кончится иначе — кончится трагически. Это будет в другом месте после Синая. Поэтому важно видеть такую параллель — Числ 11:31–33 и Пс 77:27–31. Надо фиксировать парные события: в 16 главе книги Исход оно не привело ни к каким страшным последствиям и стало прообразом будущего, а в другом месте, зная, что Господь будет гневаться, все равно просили слишком много, и гнев Божий на них возгорелся. Это книга Числ 11:4, 13, 18–23, 31–34 — здесь второй раз говорится о крастелах.   13. Кем была введена стройная десятичная система народных начальников, которая содействовала организации общественной жизни народа? Это глава 18 Исхода. Иофор пришел и увидел, что Моисей сел и судит свой народ, а весь народ перед ним стоит, а Моисей с каждым по отдельности разбирает его проблемы. «Что же ты делаешь,» — сказал ему Иофор, — «ведь так ты измучаешь весь свой народ. Их столько перед тобой стоит, а ты сидишь. Так ты сам измучишься и народ свой измучишь, ты лучше назначь сто начальников, тысяченачальников, десятиначальников, (т. е. подели народ на компактные единицы,) и пусть будет начальник, который судит в своем десятке, в своей тысяче, и только наиболее важные вопросы решай сам. А твое дело — общаться с Богом и вести народ, думать о нем в целом. Если же ты будешь заниматься с каждым по отдельности, то ты ни с чем не справишься». И Моисей послушался его. Так появилась общественная организация в народе еще до Синая благодаря Иофору, тестю Моисея, который с ними не ходил, а был с женой и двумя внуками где-то в другом месте.   14. Что прообразуют описанные события? 1 Кор 10:1–4 — «Не хочу оставить вас, братие, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Конечно, из истории пророчество получает средства к представлению и ограничению горизонта 1 , но, с другой стороны, надо принять во внимание и то, что «ни одна человеческая личность не есть всецело продукт исторического процесса» 2 , причем о великих людях это необходимо особенно подтвердить. A таким-то и был Иеремия, о котором мало сказать то, что он был одним из звеньев золотой цепи тех, кто был «устами Иеговы», «лика пророческого». Не весь Израиль был пророком, a лишь немногие в нем; из среды этих немногих лишь единичные личности оставляли особенно глубокий след в религии Ветхозаветной (ведь, с точки зрения психологии религии, колыбель религии – в немногих великих душах). Великий Иеремия пророчествовал в великие и вместе печальные дни жизни народа Божия. Современники пророка укоренились в грехе отцов своих – оставив путь правды Господней, они ходили волею сердец своих (Молитва Манассии). Теократия не мила была сердцу избранного народа, который предпочитал веками утвердившееся в его жизни противное Иегове начало упорного человеческого самоутверждения. Мало научился Иуда из того, что рядом погибло единокровное царство вследствие отпадения своего от Господа и нравственного растления: оно погубило себя тем, что оставило единственную опору свою – Иегову ( Ос.13:9 ). Не научился упорный Иуда ничему доброму и в своей прошедшей истории, а научиться можно было многому. Господь постоянно, от лет Моисея, указывал Своему народу путь жизни ( Втор.30:19 ): народ Завета должен непрестанно ходить пред Иеговою ( Пс.114:9 ), во свете лица Его ( Пс.88:16 ). Но Израиль с последовательностью и стойкостью, достойными лучшего применения, оправдывал это укрепившееся за ним имя одного из отцов его. С самого начала своей исторической жизни этот народ заслужил своим поведением классический эпитет «жестоковыйного» и удержал его до конца своей жизни ( Исх.32:9 ; Деян.7:54 ): его грехи постоянно оскорбляли Господа и привлекали на его грозные обличения, прощения и кары от лица Божия ( Исх.32:34 ; Числ.14:34 ; Втор.32:16 ; Пс.77:40, 105:43 ; Ис.42:24, 65:7 ; Иер.16:18, 30:14,15 ; Плач.4:13 ; Иез.39:23 ; Ос.8:13 ; Ам.3:2 ; Авв.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Пасха вторая, совершенная по исшествии в пустыне, изображает веселье совершенное, и радость полную по скончании сей временной жизни. В ином смысле пасха первая, совершенная во время рабства, изображает состояние подзаконное, а пасха вторая, совершенная по избавлении от рабства, указывает на пасху новую, в Церкви Христовой; пасха же третья, какую совершили сыны Израилевы по возвращении в землю обетования и по разделении наследия их, знаменует воскресение мертвых и общую пасху всех разумных существ - человеков и Ангелов, также вселение каждого в его обители. Три чина приходивших на пасху законную изображают три чина тех, которые придут на праздник небесных и земных; первые будут выше суда, другие судимые, третьи неприходящие на суд. Выше суда те, которых дела совершенны; судимые те, которых дела искушаются здесь огнем покаяния, и которые улучат жизнь; неприходящие на суд те, которые не сделали ничего доброго, и сии идут в муку вечную, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс.1:5). Глава 11 (1) Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению. (33) Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней (14); в-третьих, прогневаша Моисеа в стану (16); в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному (19); в-пятых, уничижиша землю желанную (24); в-шестых, причастишася Веелфегору (28); в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания (32); в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом (37); в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих (29). Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским: (5) помянухом рыбы, яже ядохом в Египте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

На Цоан, как столицу Египта, указывает также и данный ему эпитет «Цоан Египта», выражающий более, чем то, что он находился в Египте. Но что здесь только намечено, ясно выражено в Пс.77:12, 43 , по словам которого Моисей творил свои чудеса на поле Цоана» 169 . Франц Делич, признавая важное значение этих библейских свидетельств, считает только нужным ограничить их приложение временами Моисея: «Эти важные свидетельства, говорит он, могут служить только для времени Моисея, а не для времени Иосифа, которое не должно быть смешиваемо с первым ни по вопросу о столице Египта, ни по вопросу о первоначальном объеме страны поселения израильтян в Египте» 170 . Но едва ли и этим ограничением устанавливается правильное соотношение между библейскими свидетельствами и делаемыми из них выводами. В самом деле из сравнения в кн. Числ Хеврона с Цоаном относительно времени построения их прямо и естественно следует только то, что Бытописателю известны были эти два города, как одинаково почти древние, почему именно с Цоаном, а не с другим каким-либо городом, сопоставляется древний палестинский город; на Цоан, как столицу тогдашнего Египта, не указывает ни содержание этого сопоставления, говорящего только о времени построения, ни значение самого Хеврона, не бывшего столицей Палестины; что же касается названия здесь Цоана «египетским», то в этом скорее можно находить, согласно с Эвальдом, намек на существование других городов с этим именем, чем на столичное значение этого египетского города 171 . Более ясное, по-видимому, указание на Цоан или Танис, как столицу тогдашнего Египта, заключают в себе приведенные слова 77-го Псалма: если названное израильским певцом поле Цоана означает в собственном смысле поле, примыкающее к этому городу, то Цоан, в окрестностях которого совершены были чудеса пред глазами отцов, должен быть тем городом, в который, по кн. Исход, Моисей многократно приходил к фараону с просьбой об отпуске сынов израилевых и с возвещением грозных наказаний. Возможности понимания в таком смысле названия поле Цоана отрицать нельзя: этот знаменитый город окружен был действительно обширной, в настоящее время совершенно пустынной 172 , равниной, которая, по свидетельству египтологов носила и у древних египтян такое же название 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

75) Ведать надлежит иноку, что есть немощь, как в словах: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6, 3), и что есть отступление от Бога, — сия болезнь диавола и ангелов его. 76) Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностию разслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборательна в брани. 77) Давид принял усердие вышедших вместе с ним из Секелага против иноплеменников, хотя они, изнемогши и остались на потоке Восорове  ). Почему возвратившись с победы над варварами, и услышав, как иные говорили, что не следует давать части из добычи этим, сидевшим от изнеможения при потоке, — и видя, что они устыдились, не имея что сказать, — благостнейший Давид защитил их говоря: они были посажены при вещах, чтоб беречь их и отделил на них часть, равную той, какую дал ратникам мужественно и благодушно воевавшим (1 Цар. 30, 21). Разсуди теперь, что, если в брате каком либо, в начале показывавшем горячую ревность [к подвигам поста, бдения и проч.] и потом немного ослабевшем в них, предположить сохраненными вещи его (внутренние добрые расположения), — веру, раскаяние, смирение, плач, терпение, упование, великодушие и проч.; то этот, приседящий им и терпеливо в них пребывающий в чаянии о Христе Иисусе Господе, хотя и слаб в подвигах явных, улучит, как подобает некий вечный дар. 78) Левитами и иереями названы те, кои всех себя всецело посвятили Богу, и деятельностию и созерцанием; а скотами левитскими (Числ. гл. 3) называются те, которые, хотя безсильны неуклонно шествовать путем добродетелей, однако ж соуслаждаются добродетели, желают ея непрестанно и ревнуют о ней посильно, хотя не всегда успевают в том, по причине худа, отнимающего у них силы. Но во время подобающее и они, — можно надеяться, — получат дарование безстрастия, по одному человеколюбию Божию. Ибо говорится: желание убогих услышал еси, Господи (Пс. 9, 38).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И никто не пошевелил крылом и не открыл рта, и не пискнул ( Пс.10:13 ). Какая исполинская сила! Какое ясное сознание этой силы! Какая не менее ясная наглость исповеди об её приложении: никто не пошевелил крылом и не пискнул» 73 ! Это сказано было библеистом в осуждение народов (Генуя, Венеция, Англия), желавших превратить свои страны в «огромные конторы» с «купцами – миллионерами», чтобы «ворочать всем миром с точки зрения кармана» 74 . Это же сказал бы Андрей Петрович в особенности теперь, когда вскрылись горделивые замыслы германцев, когда начался «шум и гвалт вертепа разбойников» 75 . Голодают и отдельные гордецы. Успехи надменного сердца и тщеславие высоко поднятых глаз кружат голову ( Ис.10:5–12 ). Секира начинает величаться пред Тем, Кто рубит ею; пила гордится пред Тем, Кто двигает ею; жезл восстаёт против Того, Кто поднимает его ( Ис.10:15 ). Громко поётся высокомерная песнь своему величию, и – vae victis всем другим: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю!» ( Пс.59:8–10 ) 76 . «Не все и не каждый, – за не имением, впрочем, случаев, – намерены ломать старые житницы; но едва ли за всеми и каждым не считается тайного – желанного: если бы… Гордецы ничем не довольны: им кажется слишком узким одеяло, чтобы завернуться в него так, как бы желалось» ( Ис.28:10 ) 77 . «В мудрецах и талантах всякого рода сидит и вечно работает без всяческих страстей – честолюбия, зависти, властолюбия, словом, всего, что разъединяет людей» 78 . За всех гордецов и властолюбных людей давно уже признался Ирод, сказав, что он не хотел бы быть царём в пустыне 79 . Отсюда поиски власти теми, кто не призван к власти, отсюда «ковы против законной власти» 80 . Отсюда непонимание того, что только «в царстве Христа», а не «в царствах мира сего может тихо развиваться знамя с золотыми словами братства, равенства и свободы». Отсюда закликающий зов волков в овечьей одежде «в своё звериное стадо» 81 . Негодует библеист-летописец на настроения, но и верует в непреложность Божественного суда над горделивыми помыслами и деяниями народов и отдельных лиц. Пусть уверенно заявляют народы: «Я – и никто кроме меня»… На это, раз навсегда, ответил голос правды Божией: «есть истребительная метла, которая сметает острова, как порошинку» ( Ис.14:29; 40:15 ). Знаменитый древний Тир давно уже – голая скала ( Ис.23 ; Иезек.26–28) и много славных городов, гордившихся своим богатством, погибло 82 . В них не воскреснет более изжитое чувство чести. И как изживается это чувство! Люди плюют в лицо самовлюблённой гордости ( Числ.12:14 ), а она не замечает этого и говорит: мы сами себе господа ( Иер.225:31 ). «Таков обычай жены прелюбодейной, – поела и обтёрла себе рот и говорит: «я ничего худого не делала» (Пр. Сол.30:20). Она «идёт на старую дорогу и истаптывает обувь» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - " Господь, Пастырь мой " (Пс Господе говорится - " Господь, Пастырь мой " (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ( " Никто никогда не говорил так, как этот человек " - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса , с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: " Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных " (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, " полагающего жизнь свою за овец " (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, " вземлющего грехи мира " (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения " Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод " (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

http://pravoslavie.ru/archiv/simvolika/s...

75) Ведать надлежит иноку, что есть немощь, как в словах: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс.6,3), и что есть отступление от Бога, — сия болезнь диавола и аггелов его. 76) Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборательна в брани. 77) Давид принял усердие вышедших вместе с ним из Секелага против иноплеменников, хотя они, изнемогши и остались на потоке Восорове  . Почему возвратившись с победы над варварами, и услышав, как иные говорили, что не следует давать части из добычи этим, сидевшим от изнеможения при потоке, — и видя, что они устыдились, не имея что сказать, — благостнейший Давид защитил их говоря: они были посажены при вещах, чтоб беречь их и отделил на них часть, равную той, какую дал ратникам мужественно и благодушно воевавшим (1 Цар.30,21). Рассуди теперь, что, если в брате каком–либо, в начале показывавшем горячую ревность [к подвигам поста, бдения и проч.] и потом немного ослабевшем в них, предположить сохраненными вещи его (внутренние добрые расположения), — веру, раскаяние, смирение, плач, терпение, упование, великодушие и проч.; то этот, приседящий им и терпеливо в них пребывающий в чаянии о Христе Иисусе Господе, хотя и слаб в подвигах явных, улучит, как подобает некий вечный дар. 78) Левитами и иереями названы те, кои всех себя всецело посвятили Богу, и деятельностью и созерцанием; а скотами левитскими (Числ. гл.3) называются те, которые, хотя бессильны неуклонно шествовать путем добродетелей, однако ж соуслаждаются добродетели, желают ее непрестанно и ревнуют о ней посильно, хотя не всегда успевают в том, по причине худа, отнимающего у них силы. Но во время подобающее и они, — можно надеяться, — получат дарование бесстрастия, по одному человеколюбию Божию. Ибо говорится: желание убогих услышал еси, Господи (Пс.9,38). 79) Удары, какие наносить нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим; мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастьях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучится, плачет и разседается, — этого всего мы, по смотрению Божию не видим, чтоб не надмиться. Ибо праведно у Бога, как говорит Апостол, воздати скорбь оскорбляющим вас (1 Сол.1,6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Наконец, этот город не был местом, из которого владычество Иуды распространилось на все нации. Лишь после отвержения „жилища в Силоме“ и по возвращении ковчега завета Филистимлянами ( 1Цар.6 ), в эпоху, когда „скиния Иосифова“ была также отвергнута, Бог вознес до начальствования колено Иудино в лице Давида ( Пс.77:60–72 ). Рационалистическое изъяснение слова Schiloh является, таким образом, вполне ложным. Исполнение пророчества 1 . Предание, прилагая к Мессии пророчество Иакова об Иуде, определило его истинный смысл, как мы сейчас увидим. Возмездие змию-искусителю, победа над ним, предсказанная Адаму, 1325 является нам здесь в более ясном свете. Личность Победителя начинает открываться более определенным образом. В первоевангелии 1326 и в обетованиях, данных патриархам, 1327 был лишь вопрос о племени Адама, семени, и о племени патриархов: в тебе, в семени твоем; теперь оно обозначено, как потомок Иуды, как Тот, Кому принадлежит скипетр, и Тот, Кто умиротворит мир, потому что все народы подчинятся Ему. Отныне Его лицо является более и более ясным, как и Его мирный характер ( Пс.71:7 ; Ис.9:6, 11:4–9 и т. д. Иер.23:6 ; Мих.5:5 ; Зах.9:9–10 и т. д.). Его Владычество не будет политическим, это будет главенство чисто нравственное, каковым является принятие Его веры всем миром. 2 . Предсказанное Иаковом совершилось: после удержания во многих случаях первого военного места ( Числ.2:3,9, 7:12; 10:14 ; Суд.1:1 и сл. 20:18; 3:9:10), Иуда получил, наконец, скипетр в лице Давида; Иуда становится тогда львом-завоевателем, которого никакой враг не осмелился тревожить ( 1Пар.28:4; 5:2 ); Соломон, сын Давида, прообразовал своим именем и своим царствованием мир, который Мессия должен был принести миру ( 1Пар.22:9–10 ). Слава царского дома Иудина подверглась, правда, затмению, начиная с плена; но пророчество не исключает того, что скипетр временно отойдет от Иуды. 1328 Обетование Иакова осуществляется, наконец, во всей своей полноте, когда „лев из колена Иудина победил своих врагов“ ( Откр.5:5 ), когда И.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010