Еще не успели собраться в Константинополь все предстоятели церквей для утверждения этого постановления и для избрания преемника Иеремии, как уже новый патриарх был избран и посвящен (17 апреля 1544). Это был Дионисий, митрополит никомидийский. Родом галатянин, управлявший никомидийской митрополией более 24 лет 197 , Дионисий пользовался расположением христиан галатийских и киликийских армян, из коих некоторые, особенно к нему расположенные, явились в Константинополь и склонили на свою сторону бывших там епископов и важнейших клириков, которые и возвели Дионисия на патриарший престол. Но открывшийся вскоре многочисленный собор, утвердив постановление прежнего собора касательно избрания нового патриарха, низложил Дионисия, как незаконно избранного и рукоположенного. Приверженцы Дионисия представили султану от лица всех христиан просьбу, в которой жаловались на собор и слезно умоляли султана восстановить на патриаршем престоле любимого ими святителя. Султан согласился на их просьбу, и Дионисий был утвержден в сане первосвятителя церкви. Восьмилетнее правление Дионисия (1544–1552 г.) вообще было беспокойно: между ним, епископами и клириками происходили постоянные несогласия к величайшему соблазну паствы, который еще более увеличивался тем, что Дионисий был расположен к католичеству. Когда в 1548 году отправился в Рим митрополит кесарийский Митрофан стараться о соединении церквей восточной и западной и оттуда вел с патриархом переписку; то православные пастыри отлучили было Дионисия от общения с церковью: только патриарх оправдался тем, что будто Митрофан отправился в Рим без его ведома. 198 При Дионисии, к величайшему прискорбию православных, с храма Паммакаристос был снят, по повелению великого визиря, золотой крест, который доселе оставался единственно на этом храме и был виден всем с моря и суши, указывая местопребывание первосвятителя. Была и утешительная сторона в правлении Дионисия: это – заботливость его о благоустроении богослужения, о благолепии храмов, а главное – то, что он успел уменьшить патриарший харач до 3000 золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Боровичи. Свято-Духов Иаковлев Боровичский монастырь. Собор Сошествия Святого Духа. Карта и ближайшие объекты Собор во имя Сошествия Святого Духа построен в 1673 г. на месте древних Покровской и Свято-Духовской церквей. Обновлялся после пожара в 1732 году, в 1802 г. и 1832 г. С приделами: правым – пророка Илии, левым – Покрова Пресвятой Богородицы, приделы построены одновременно с храмом в 1673 г. перестроены в 1732 году. Храм повторно освящен после подновления в 1803 году. Л.И. Денисов  " Православные монастыри Российской империи " , 1908 г. На берегу Мсты в городе Боровичи стоит один из древнейших русских монастырей - Свято-Духов. Он был основан монахами-отшельниками и подвижниками, искавшими уединения, в очень древние времена. Место это было тихое, красивое, уединённое, за то и выбрали его будущие насельники. С трёх сторон равнину, на которой стали строить монастырь, закрывали холмы, поросшие хвойным лесом. Они укрывали местность от сильных ветров, а с юго-западной стороны река Мста защищала от нежеланных " гостей " . Точная дата основания обители неизвестна. В 1732 году архивы монастыря погибли при пожаре, но то, что он является одним из древнейших на Русской земле, сомнений не вызывает. На древней раке с мощами святого Иакова указано, что Свято-Духов монастырь был основан в 1327 году, от этой даты и отталкиваются исследователи. Прославился же монастырь в XVI веке, когда сюда, в 1544 году, были перенесены мощи святого Иакова. Дубовая колода, в которой лежало тело юноши, на льдине пристала к берегу в 1540-м году. Жители Боровичей, не разобравшись, оттолкнули её от берега на середину реки Мсты. Но льдина вновь прибилась к берегу, после этого мощи были отнесены в часовню, а в 1544 году - в Свято-Духов монастырь. После того как в 1572 году были документально зафиксированы первые исцеления от мощей Иакова Боровичского (а скорее всего, подобные исцеления происходили и раньше, просто в летописях они не фиксировались), дела монастыря пошли в гору. Царь Иван Грозный, который весьма почитал новоявленных святых, наделил обитель угодьями и землями.

http://sobory.ru/article/?object=05290

В 1488 году последовал вклад в монастырь от Дашки Яцковича Хребтовича, который передал монастырю « ч[е]л[ове]ка данника [с]вое[го] отчиного въ щерсехъ на имя маронка михалковича съ его братаничомъ иванцомъ съ данью медовою и со всими податками и зъ службою тяглою со всемъ съ тымъ что къ той земъли прислухало и прислухаетъ» . Вкладная грамота, написанная на пергаменте, ее копия и копия актовой записи хранились в монастырском архиве . В настоящее время оригинал документа (ранее не публиковался) находится в НИАБ (см. приложение 4). В грамоте упомянут митрополит Киевский и всея Руси Симеон – вклад сделан в последний год его нахождения на кафедре (1481 – 1488).   В 1777 г. данный фундуш был заменен на владения подканцлера ВКЛ Иоахима Хрептовича в «Круглой Щорсовской» , или иначе «Лычицах Круглых» , которые частично уже принадлежали обители с 1775 г. Очевидно, эти обменные операции способствовали локализации владений монастыря и облегчали управление ими.   К XVbeky относится и упоминавшийся уже «заменный фундуш», согласно которому принадлежавшая обители десятина с Деревной была обменена на тяглую службу в Милошево . Инициатором такой замены стал маршалок Польского короля, надворный подскарбий ВКЛ и наместник Слонимский Ян Литавур Хребтович. Указанный заменный фундуш зафиксирован в реестре монастырского архива, где некогда хранились оригинал документа – пергаментная грамота, находящаяся ныне в НИАБ , а также ее копия и копия актовой записи 1644 г.   Во вступительной статье к реестру архивариус относит документ к 1544 г. , в самом же реестре он значится под 1562 годом . Однако обе приведенные даты надо считать ошибочными. В самой грамоте (см. Приложение 5) год ее написания не указан: имеется только число и месяц – 5 мая, а также индикт – 10. Заметим, что указанный индикт не совпадает ни с 1544 г., ни с 1562 г. Датировать документ можно исходя из хронологии назначения автора грамоты на соответствующие должности. Оказывается, что Ян Литавур Хребтович стал наместником Слонимским в 1492 г., при этом только до 1493 г. сохранял за собой должность надворного подскарбия ВКЛ . 10-й индикт соответствует именно 1492 г., который, таким образом, и следует считать временем написания заменной грамоты. В документе упоминается Лавришевский архимандрит того времени – Феодосий (Панкевич). Отметим, что под 1486 г. также имеется упоминание Лавришевского архимандрита с именем Феодосий, но без указания фамилии . Вероятно речь идет об одном и том же человеке.  

http://bogoslov.ru/article/2973415

Однако реформа в полной мере не была реализована, вскоре после 27 нояб. 1681 г. митр. Варсонофий был возвращен на К. к., Сарская и Подонская митрополия восстановлена. В XVI-XVII вв. в подклете Вознесенской ц. Крутицкого подворья производились захоронения Сарайских и Крутицких архиереев: Евфимия († 1499; перезахоронен, вероятно, в 1544), Досифея (Забелы) - в 1544 г., Симеона - в 1582 г., Геласия - в 1601 г., свт. Илариона (Григоровича) - в 1760 г. В 1636 г. на Крутицах был погребен митр. Павел II. В нижней церкви кафедрального Успенского собора в 1688 г. был похоронен митр. Варсонофий (Чертков (Еропкин)), там же, вероятно, в 1702 г.- митр. Трифиллий (Инихов). М. В. Печников 1700-1788 гг. В 1700 г. в Сарской митрополии насчитывалось 525 церквей. В 1700-1701 гг., после смерти патриарха Адриана, митр. Сарский и Подонский Трифиллий был местоблюстителем Патриаршего престола. Его преемник Иларион (Властелинский) в 1703-1711 гг. имел титул «митрополит Сарский, и Подонский, и Козельский». В 1709 г. территория епархии уменьшилась: Вязьма с частью уезда и Дудинские волости перешли в Смоленскую епархию. Тогда же в пользу государства были отняты крупнейшие «домовые вотчины» Сарского архиерейского дома в Звенигородском, в Суздальском, во Владимирском, в Тамбовском и ряде других уездов. Архиерейский дом обеднел, царский духовник свящ. Иаков Игнатьев писал, что митр. Иларион «только погребениями кормился». Поставленный на К. к. в 1711 г. преемник митр. Илариона Феодосий (Вадбольский) имел титул «епископ Сарский и Подонский». 25 янв. 1719 г. на К. к. был назначен еп. Игнатий (Смола) с возведением в сан митрополита (Игнатий еще в 1716, будучи епископом Суздальским и Юрьевским, принимал участие в управлении Патриаршей областью). С 23 февр. 1721 г. митр. Игнатий находился под следствием, 8 сент. 1721 г. был отрешен от кафедры. 10 апр. 1722 г. Сарский архиеп. Леонид (Петровский) был назначен управляющим Московской синодальной областью (епархией), в 1723 г. он стал первоприсутствующим в Московской дикастерии, образованной 16 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

При митр. свт. Макарии карьера И. С. на первых порах продолжилась: не ранее февр. 1544 г. (возможно, после 22 апр. 1544, когда чудовский архим. Михаил был хиротонисан во епископа Рязанского) он был поставлен архимандритом митрополичьего московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря в Кремле. 2 нояб. 1548 г. митр. Макарий обнаружил документы суда над прп. Максимом Греком, в к-рых среди осужденных назван И. С. Книгописец был обвинен митрополитом в неканоническом поставлении (как нераскаявшийся еретик), в связи с чем в февр. 1549 г. был созван церковный Собор. Судный список И. С. сохранился в одной рукописи с судным списком Максима Грека, оба текста тесно связаны в идеологическом и текстологическом отношении (Там же. 1971. С. 20-40). Соборное деяние 1549 г. почти в равной мере направлено как против чудовского настоятеля, так и против покровительствовавшего ему бывш. митр. Иоасафа. И. С. своей вины не признал, о чем свидетельствуют его слова, цитируемые в судном списке: «Яз-деи к Данилу, бывшему митрополиту, о себе бити челом не посылывал, и дела мне до него нет - мало ли, что он пишет, то он ведает. Да и Иасафу-де есмя митрополиту о том не бивал же челом, чтоб он обо мне к Данилу посылал, то ведает Иасаф» (Там же. С. 138). Соборным решением И. С. был лишен сана архимандрита и расстрижен, после осуждения отправлен на покаяние в Нилову Сорскую пуст., где, вероятно, и скончался. (Архим. Макарий (Веретенников) высказал предположение о том, что в связи с судом над И. С. в 1549 прп. Максим Грек написал послание Собору епископов «против Исаака, волхва и обманщика». Преподобный призывает епископов передавать «смутивших паству Христову» внешней власти для наказания ( Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1860. Ч. 1. С. 51-55).) В качестве архимандрита Чудова мон-ря И. С. вызвал неудовольствие не только церковных, но и светских властей: как пример нетребовательного и нерадивого настоятеля он упоминается в послании царя Иоанна IV Васильевича в Кириллов Белозерский монастырь (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173).

http://pravenc.ru/text/674758.html

Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 г. по распоряжению архиепископа Феодосия Софийским священником Иоанном в присутствии многих духовных и светских лиц освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 г. архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм монастыря Святаго Духа. Вместе с тем предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей. После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. Новгородский архиепископ поручил строго проверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах святого Иакова совершается «множество исцелений». Славеницкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осьмдесят и осмь седмиц, престаша писати». 2 Во вновь устроенной церкви Сошествия Святаго Духа, в селении Боровичи, мощи покоились более ста лет, до тех пор, когда патриарх Никон соорудил великолепную обитель Иверскую, по образцу Афонской. Он перенес с большим торжеством нетленные мощи блаженного отрока в храм Богоматери по тому соображению, что они явились в день празднования чудотворной ее иконы Иверской. Перенесение мощей было в 1657 г., и там они доселе (конец XIX века – Сост.) почивают в серебряной позлащенной раке, устроенной патриархом. Умилительны простодушные слова описавшего явление святых мощей сих, быть может, и очевидца, по той любви, которою он проникнут к святым угодникам Божиим: «Ныне мы несомненно благодарствуем блаженного Иакова, хотя и неведомо нам, кто он и откуда. Но Бог ведает раба своего и да будет наше с ним пребывание во веки, в здешней жизни и в будущей. Вновь просиял он Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым, и в блаженном отроке сем сильный и дивный муж пришел к нам в Русское благочестие хранить и соблюдать веру нашу во Христа. Если бы и все Святые пришли к нам в Русскую землю Государя нашего Царя, всем бы им обрелись у нас и упокоение, и похвала, и не было бы нам о том тесноты или заботы, но радость наипаче и недугов исцеление и души спасение». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце концов в 1542 году Павел III созвал в Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542–1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I согласился на открытие Тридентского собора. Папы времен Тридентского собора (1545–1563) Реформация вынудила папство вновь стать духовной движущей силой, подключившейся к историческому развитию. Еще до созыва Тридентского собора началась реформаторская работа в Испании и Италии, которая и определила характер собора. Реформация, которая была процессом гораздо более широким и глубоким, чем просто католическое обновление, проходила в двух направлениях: с одной стороны, она имела теологически-религиозно-нравственный характер и, с другой – организационно-церковный и дисциплинарный. Католическая реформа затрагивала те же самые теоретические и организационные проблемы, что и Реформация, только с противоположным знаком. В то время как острие Реформации было направлено против монашеских орденов и папства (она лишала монашеские ордена их сферы деятельности и отрицала папство), католическая реформа началась с монашеских орденов и вела к укреплению принципа абсолютного авторитета папства. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу. Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в новом духе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1553 - кардинал-епископ Остии и Веллетри, декан коллегии кардиналов). 9 марта 1537 г. на специально созванном заседании в присутствии папы Римского Павла III и мн. членов папской курии был зачитан подписанный всеми членами комиссии итоговый доклад, впосл. получивший известность под названием «Рекомендации по исправлению Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 131-145). Представленная программа реформ предполагала меры по усилению контроля над приходским духовенством, повышению образовательного уровня клириков, реформированию Римской курии; ключевая роль в осуществлении реформ отводилась Папскому престолу. В «Рекомендациях…» впервые открыто перечислялись церковные злоупотребления: держание неск. церковных бенефициев, передача бенефициев по наследству и их резервация, симония, отсутствие епископов в своих диоцезах, неоправданные диспенсации и нарушения дисциплины, злоупотребления в распространении индульгенций и др. Также в документе говорилось о нехватке в приходах священников, принимающих исповеди, низком уровне образования клириков, недостатке образованных проповедников, малочисленности школ, предназначенных как для мирян, так и для буд. священников, неразвитой системе католич. книгопечатания. Сторонник активных действий против инакомыслия, Караффа был одним из вдохновителей создания рим. инквизиции . В должности главного инквизитора он возглавил Конгрегацию римской и вселенской инквизиции, учрежденную папой Павлом III (булла «Licet ab initio» от 21 июля 1542). Помимо еретиков под подозрение Караффы попадали и те, кто не совпадали с ним в политических взглядах. Непримиримый противник Габсбургов, кардинал принимал участие в составлении текста папского бреве от 24 авг. 1544 г., в к-ром папа Павел III довольно резко упрекнул имп. Карла V за уступки, сделанные нем. лютеранам на Шпайерском рейхстаге 1544 г. В 1547 г. Караффа пытался подтолкнуть папу к оккупации Неаполитанского королевства, воспользовавшись восстанием в Неаполе, к-рое началось из-за недовольства введением инквизиции.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

В преданиях И. предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), к-рый «принял Христа ради юродство и был убит громом» ( Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275). Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Свящ. Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты - все цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися - лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, как, получив «обыск чудес», архиеп. Феодосий обратился к Московскому митр. св. Макарию . Тот прислал грамоту, в к-рой предписывал создать комиссию для перенесения мощей И. в новопостроенную ц. Сошествия Св. Духа в боровичском Свято-Духовом мон-ре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей И. является грамота архиеп. Феодосия от 6 окт. 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игум. новгородского Антония Римлянина монастыря Константину и свящ. Иоанну вместе с др. клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи И. из часовни на берегу Мсты в Боровичский мон-рь, положить их в раку у юж. дверей Свято-Духовской ц. и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010