Всемогущий в других случаях Сильвестр и тот навлек на себя подозрение своим хорошим отзывом об Артемии 993 . В 1553–1554 г. составился обширный собор на еретиков. Большинство членов собора, проникнутые идеями Иосифа Волоцкого , строго судили о подвергнутых суду лицах. Здесь снова был поднят вопрос о преследованиях еретиков и он решен был в духе Иосифа. На соборе принесена была самая книга Просветитель Иосифа, которую все называли светило православия. Присутствовавший на соборе Кассиан, еп. Рязанский, молчаливый свидетель деяний Стоглавого собора, не выдержал теперь, когда в числе подсудимых лиц увидел своего учителя и сподвижника по пустыне Иоасафа Белобаева, и стал защищать всех подсудимых белозерцев и критически разбирать «Просветитель», доказывая, что в нем подобраны не везде верные свидетельства. Но единоличное заступничество Кассиана прошло бесследно; он даже подвергся небесной каре, последствием которой было отречение его от кафедры. Собор осудил Артемия, Башкина, Феодорита и др. как опасных еретиков и разослал их по разным монастырям. Собор 1553–1554 года, служащий новою открытою вспышкою борьбы двух направлений русской мысли, представляет одно из замечательных явлений в истории развития последних. На нем противоположность взглядов того и другого выразилась в таких же резких, если только не более, чертах как это было на соборе 1531 года под председательством м. Даниила. Разность состояла в том, что пред собором 1553–1554 г. находился целый кружок заволжских старцев, тогда как пред собором Даниила подсудимых было только двое. Исход собора 1553 года также был несчастен для заволжской братии и после него направление Нила Сорского заметно сходит с исторической сцены. Собор 1553 года замечателен и для характеристики консервативного направления. Отцы собора, строгие ревнители всего старого строя, своим осуждением неповинных заволжцев ясно дали понять всем, что современная церковная иерархия готова отнести к разряду еретиков всякого, кто вздумает рассуждать о религиозных предметах с точки зрения чего-либо более нового и живого. А по делу Висковатого, который осмелился рассуждать и публично высказывать свои мнения по поводу написания некоторых икон в церквах по новым образцам, собор 1553–1554 года высказал даже мысль, запрещавшую мирянам всякие рассуждения о вере, как несвойственные их положению в церкви 994 . Таким образом систематически преследовалось всякое уклонение мысли от установившихся порядков и понятий, как проявление «проклятого» мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

4) В одной древней рукописи о соборе 1554 года по делу Висковатого говорится, что на этом соборе царь, между прочим, рассуждал с митрополитом Макарием, и с епископами, и с боярами, и со всем священным чином «о прежнем соборном уложении о многоразличных делех и чинех церковных, и по книге соборной чли, которые дела исправилися и которыя еще не исправились», – и царь вслед затем сказали: «чтобы Бог помоги впредь и прочие исправлены были». 2465 Отсюда следует – а) что в 1554 году существовала какая-то книга, содержавшая в себе прежнее соборное уложе- —204— ние о многоразличных делех и чинех церковных; б) что в этой книге были изложены дела двоякого рода: одни, которые исправилися, т.е. были решены и окончены собором, а другие, которые еще не исправилися, не были окончательно решены собором, но требовали исправления, и в) что, значит, книга эта содержала в себе собственно черновые записки, черновое уложение соборное, из которого могли быть изданы только некоторые исправленные и окончательно решенные постановления (вот объяснение, почему, как мы замечали, действительно и изданы только отдельные постановления Стоглавого собора, и притом в виде исправленном). В этой книге, с первого взгляду не можем не узнать нынешнего Стоглавника, который озаглавляется и рассуждает именно «о многоразличных вещех и чинех церковных», и потому должны согласиться, что он в 1554 году, по суду самого царя и собора, заключал в себе некоторые дела еще не решенные, требовавшие исправления, след., не считался каноническим законоположением. 2466 5) В последней мысли убеждаемся из следующего обстоятельства. В 1554 году на соборе против Бакшина и бывшего Троицкого игумена Артемия, между прочим, читано было письмо Ионы, также бывшего игумена Троицкого, что «он (Артемий) говорил хулу о крестном знамении: нет деи в том ничего, преже деи сего на челе своем знамение клали, а нынеча своим произволением большие кресты на себе кладут, да и на соборе деи о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего». Артемий отрицался, чтобы он говорил Ионе хулу про крестное знамение, а про собор сказал, что – действительно говорил. И что же? Судившие Артемия вменили ему в вину – то, что он говорил про крестное знамение, нет деи в том ничего…; но не вменили в вину и даже не поставили ему на вид того, что он говорил про собор: да и на соборе деи о том крестном знамении слово было, да не доспели ничего. Значит, это была правда, которую не стали отвергать сам митрополит Макарий и все епископы, судившие Артемия. О каком бы соборе Артемий здесь не говорил, но необходимо допустить, что и на Стоглавом соборе, быв-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Остальное либо подлежало конфискации, либо продавалось церковными старостами. В Ирландии религ. законодательство 40-50-х гг. XVI в. не было одобрено парламентом и официально в силу не вступило. Приход к власти Марии Тюдор (1553-1558) ознаменовал возвращение к католицизму. 20 дек. 1553 г. парламент принял т. н. «Акт об отмене», аннулировавший религ. законодательство - Статуты кор. Эдуарда VI. Большинство приходов уже в кон. 1533 - нач. 1534 г. восстановили в своих церквах алтарь, приобрели облачения для священников, необходимые литургические книги и распятия. В 1554 г. церкви закупили прочую утварь и недостающие облачения, хоругви, занялись восстановлением алтарей в приделах. В 1555-1556 гг. большая часть церквей получила распятия, иконы и в приходах начался ремонт обветшавших зданий храмов. Но если восстановление литургической жизни англ. католич. Церкви прошло быстро, то возобновление церковного общения с Римом, прерванного еще в правление Генриха VIII, вызвало серьезные затруднения, т. к. проблема заключалась в конфискованных монастырских землях, с к-рыми не хотели расставаться ни протестанты, ни католики. Для примирения Англии с Римско-католической Церковью папой Юлием III в страну был отправлен кард. Реджинальд Пол, дальний родственник королевы. В марте 1554 г. папа особой буллой разрешил Полу договориться с владельцами «незаконно приобретенной собственности», к-рую надлежало вернуть. Подобное решение было совершенно неприемлемо для Англии. Имп. Карл V задержал легата в Брюсселе (тогда как Мария отказывала Полу в разрешении на въезд в страну) и усилил нажим на папу Юлия III. Лишь в нояб. 1554 г. папа расширил легатские полномочия Пола, предоставив ему право гарантировать владельцам монастырских земель полное прощение и сохранность имущества, после чего кард. Пол получил разрешение на въезд в Англию. 30 нояб. 1554 г. в присутствии кор. Марии и принца Филиппа, а также членов обеих палат парламента от имени всех англичан была зачитана покаянная речь; в ответ на нее кард. Пол властью папы даровал королевству прощение и снял с Англии интердикт. 3 янв. 1555 г. новый парламент принял «Акт об отмене статутов» кор. Генриха VIII, вернувшись тем самым к папской супрематии; за владельцами монастырских земель было закреплено их право на собственность. За годы правления кор. Марии Тюдор в Англии на землях, принадлежавших короне, было восстановлено 6 мон-рей.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Сам Артемий говорит, что его слова о крестном знамении относятся к собору 1554 год. Но о каком бы соборе ни шла здесь речь, результат будет один и тот же: сам Артемий говорит, что на соборе 1554 года не доспели ничего о крестном знамении, то это произошло, как мы сказали, по той причине , что учение о крестном знамении было выражено уже на Стоглавом соборе; если же Артемий имел в виду последний, то его мнение об этом соборе не может иметь никакого значения, как мнение еретика. Наконец, все сведения о словах Артемия о крестном знамении заимствуются исключительно из упомянутой соборной грамоты в Соловецкий монастырь, в которой содержатся не деяния собора 1554 года, а только перечисление всех еретических мнений Артемия, по показаниям его келейника и ученика Леонтия, бывшего игумена Ионы, игумена Кириллова монастыря Симеона и некоторых других лиц. Во всяком случае полного, подробного хода соборных деяний 1554 года в этой грамоте не имеется. Поэтому весьма легко могло случиться, что в эту грамоту не были занесены все возражения собора на мнения Артемия, а в том числе и на мнение о крестном знамении. Что касается известной Никоновской летописи под 1555 годом, то здесь говорится не о пересмотре неутвержденных определений Стоглавого собора, а об учреждении в городе Казани архиепископской кафедры, на которую и был возведен игумен Селижарова монастыря Гурий. В этом известии есть одно место, в котором совершенно не справедливо видят продолжение рассуждений о неутвержденных постановлениях собора 1551 года: «Тот же (1555) лета повелением царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии сыдошася вси рустии архиепископы и епископы и архимариты и игумены, о многоразличных чинах церковных и о многих делех ко утверждению веры христианской. И царь и великий князь и митрополит Макарий со всеми архиепископы и епископы и со всем священным собором русским по священным правилом изобрали в казанское царство на утверждение веры и приговорили быти архиепископу, а не Свиаге быти архимариту и игуменом, в Казани у владыки архимарит же и игумены, а архиепископу быти под его областию город Казань» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение. В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены каменные строения и ограда. После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет. Но вскоре он был закрыт, а в 30-е годы практически все монахини и насельницы монастыря были репрессированы. Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в соборе одно время располагался сельский клуб. Архитектурный ансамбль Горицкого монастыря включает в себя собор Воскресения/1544/, колокольню/ХVII/, Троицкий собор/XIX/, ограду и монашеские корпуса XIX - нач. XX вв. С октября 1999 г. на части территории монастыря вновь возобновилась иноческая жизнь. Постепенно налаживается жизнь женской монашеской общины. На территории монастыря также несколько жилых полуразрушенных зданий в которых тем не менее живут. http://kirillov.vologda.ru/gor_dev.htm Воскресенский Горицкий монастырь, 3 класса, общежительный, в 6 верстах от города Кириллова, на гористом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году. В монастыре находится Владимирская икона Богоматери и хранится замечательная плащаница, подаренная императором Александром I; эта плащаница шита гречанками и была предназначена для патриаршей церкви в Константинополе. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Горицкий Воскресенский девичий монастырь, основанный в 1544 году княгиней Евфросиньей Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого – младшего сына Ивана III, расположен в Кирилловском районе Вологодской области.

http://sobory.ru/article/?object=04074

2). Попытки кард. Альберта воспрепятствовать деятельности Й. сперва при помощи своего посольства, а затем посредством обращения к суду имп. Карла V не имели успеха; убедившись, что большая часть жителей настроена враждебно по отношению к нему, кардинал распорядился в кон. 1541 г. вывезти из Галле церковные реликвии, опечатать кафедральный собор и, оставив для наблюдения за ситуацией своего наместника, более не предпринимал никаких действий против проповедников ( Delius. 1952. S. 83-88). Хотя первоначально Й. был послан в Галле на неск. месяцев, в ходе своей деятельности он убедился, что для полного реформирования религ. жизни в городе требуется более продолжительное время. Понимая важное значение Галле как крупного города (его население в XVI в. составляло более 12 тыс. чел.) и бывш. резиденции архиеп. Альберта, Лютер поддержал предложение Й. о его переселении из Виттенберга в Галле (см.: Luther M. WA: BW. Bd. 10. S. 677-678). После длительных переговоров к сер. 1544 г. курфюрст окончательно освободил Й. от обязанностей пробста в Виттенберге и одобрил его назначение в Галле (см.: Lehmann. 1963. P. 142-145; Woglast. 2009. S. 97-98). В кон. 1544 г. городской совет Галле официально объявил Й. суперинтендантом (Superattendent) и главным пастором (Seelsorger) города (текст акта см.: Dreyhaupt. 1755. S. 986-987); нек-рые протестанты Галле именовали его даже «епископом» (JJBW. Bd. 2. S. 134), хотя сам Й. никогда не использовал этот титул (ср.: Delius. 1952. S. 95-97). Первые годы пребывания Й. в Галле были омрачены постоянной борьбой с католич. партией в городском совете, приверженцы к-рой стремились ограничить его влияние на городскую жизнь. В кон. 1541 г. Й. удалось добиться избрания виттенбергского юриста Килиана Гольдштайна на пост синдика ( Delius. 1952. S. 87-89; Lehmann. 1963. P. 128-130); благодаря этому он смог более радикально реформировать церковную жизнь Галле при поддержке большинства членов городского совета: в 1542-1544 гг. Й. разработал устав протестант. общины Галле, составил краткий катехизис, установил регулярное чтение лекций по Свящ.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Русская иерархия XVI века Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 788 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 789 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 790 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно – около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 791 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 792 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года «по своей души при архимандрите Ионе» 793 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление «человека разслаблена» у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама «и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители» 794 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 795 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия «в раку сребряну». В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и «архимандрит Иона обители тоа» 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В окт. того же года Червини был дарован титул кардинала-пресвитера римской ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. В февр. 1544 г. он был переведен на епископскую кафедру Губбио (Умбрия), в 1546 г. стал членом Конгрегации инквизиции. Будучи кардиналом, Червини покровительствовал занятиям гуманистов (подробнее см.: Mouren R. La lecture assidue des classiques: Marcello Cervini et Piero Vettori//Humanisme et Église en Italie et en France méridionale (XVe siècle - milieu du XVIe siècle)/Éd. P. Gilli. R., 2004. P. 433-463). Червини сыграл важную роль в организации переговоров имп. Карла V и папы Римского Павла III в Лукке (12-18 сент. 1541), а также провел встречу с представителями французского короля и императора в Болонье (осень 1541). Он отказался поддержать проект по передаче Миланского герцогства внуку папы Павла III Оттавио Фарнезе, сеньору Камерино, и попытался отговорить понтифика от этого плана, грозившего ухудшением отношений с императором. Это стало причиной конфликта с кард. А. Фарнезе, однако Павел III сохранил свое расположение к Червини. После объявления буллой от 22 мая 1542 г. о созыве Тридентского Собора (1545-1563) и подписания мирного договора в Крепи (18 сент. 1544) между Франциском I и Карлом V осенью 1544 г. папа Римский Павел III назначил кардиналов М. Червини, Реджиналда Пола и Джованни Марию Чокки дель Монте (папа Римский Юлий III в 1550-1555), активных сторонников реформы католич. Церкви, легатами на Собор; они должны были руководить его работой. Червини принял активное участие в обсуждении догматических документов, принятых Собором в 1546-1547 гг.: о статусе Свящ. Писания и Свящ. Предания, о библейском каноне и признаваемых католич. Церковью переводах Библии (декрет от 8 апр. 1546), о католическом понимании первородного греха (декрет от 17 июня 1546), о равнозначной роли благодати и веры в деле спасения, источником к-рого является искупительная Жертва Христа (т. о. отвергался тезис Мартина Лютера об оправдании только верой) (декрет от 13 янв. 1547). Практически в редакции Червини (с минимальной правкой) был принят декрет о таинствах (3 марта 1547); Собор подтвердил католич.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Княжна Елена Николаевна, рождение 1842 † 1850 Княжна Екатерина Ильинишна, за князем Александром Борисовичем Лобановым-Ростовским Княжна Мария Ильинишна, за князем Михайлом Александровичем Голицыным Князь Алексей Васильевич рождение 1842 † 6 декабря 1849 Князь Василий Владимирович, рождение 26 мая 1841 Княжна Варвара Владимировна КОЛЕНО XXX: Княжна Евгения Дмитриевна, за Сергием Александровичем Апреяниновым Княжна Наталия Дмитриевна Князь Михайло Михайлович, рождение 1838 Князь Василий Михайлович, рождение 1840 Князь Николай Александрович рождение 25 февраля 1833 Княжна Александра Александровна, рождение 1832 Князь Пётр Владимирович, рождение 27 декабря 1816; женат на Ольге Дмитриевне Давыдовой, рождение 25 декабря 1824 КОЛЕНО XXXI: Князь Владимир Петрович, рождение 16 декабря 1848 Князь Михайло Семёнович 10) был воеводою в Казанском походе 1544 года, князь Андрей Семёнович 11) воеводою в походах: Казанском 1544 года и Шведском 1549 года; князь Юрий Семёнович 12) воеводою в двух вышесказанных походах Казанском и Шведском, и в Полоцком походе 1551 года; князь Иван Андреевич Шибан 23), был воеводою в походах: Казанском 1544 года и Полоцком 1551 года, а в преклонных летах находился воеводою в Воронеже, где был убит казаками, учинившими набег на Воронеж, в 1590 году. Князь Тимофей Иванович 28), служил воеводою почти во всех войнах при Царе Иоанне IV, а потом находился окольничим; князь Данило Иванович 36) принимал деятельное участие в событиях эпохи междуцарствия, а по восшествии на престол Царя Михаила Феодоровича находился окольничим. Боярин князь Владимир Тимофеевич 42) и брат его боярин князь Фёдор Тимофеевич были из числа главных деятелей эпохи междуцарствия; дочь боярина князя Владимира Тимофеевича, княжна Мария Владимировна была первою супругою Царя Михаила Феодоровича; обручение совершено было 12 июля 1624 года; бракосочетание последовало 19 сентября, а 7 января года юная Царица скончалась. 54 Князь Алексей Григорьевич 46) был, по супруге своей, свояком Царю Василю Иоанновичу Шуйскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[Кастеллион, Шатийон; франц. Castellio, Castellion, Châtillon] Себастьен (1515, Сен-Мартен-дю-Френ, совр. деп. Эн, Франция - 29.12.1563, Базель, Швейцария), протестант. богослов, последователь Ж. Кальвина (1509-1564), позднее его противник. Происходил из крестьянской семьи. В 1536-1539 гг. учился в Лионе, в коллегии Св. Троицы; входил в кружок гуманистов, последователей Эразма Роттердамского († 1536), участвовал в работе над переводами античных авторов. Под впечатлением от «Наставлений в христианской вере» Кальвина перешел в протестантскую веру. С 1540 г. сотрудничал с Кальвином и жил в его доме в Страсбурге, затем последовал за ним в Женеву. В 1541-1544 гг. преподавал в основанной Кальвином коллегии в Женеве. В 1542-1543 гг. составил латино-франц. «Священные диалоги» (Dialogi sacri), учебное пособие по языку и текстам ВЗ, а также основам евангелической морали. В 1544 г. К. выразил желание стать пастором. Городской совет согласился дать ему должность, однако во время его беседы с др. пасторами выяснилось, что он не во всем согласен с вероучением Кальвина. К. считал, что Книга Песни Песней Соломона не имеет религ. смысла, а является простой любовной поэмой древности и потому должна быть исключена из библейского канона. Он также не соглашался с учением Кальвина о сошествии Христа во ад, полагая, что сошествие должно пониматься в строгом, букв. смысле. К. было отказано как в должности пастора, так и в праве преподавать, поскольку Кальвин считал недопустимым, чтобы юношам внушались идеи, не согласующиеся с принятым в Женеве вероисповеданием. После безуспешных попыток получить должность в Лозанне К. 30 мая 1544 г., во время заседания Конгрегации, упрекнул пасторов в том, что они отступили от идеала евангельского служения. По настоянию Кальвина Малый совет принял решение изгнать К. из Женевы. Несколько лет он скитался в поисках работы. Впосл., поселившись в Базеле, работал корректором в одном из издательств; в 1553 г. получил в Базельском университете звание магистра искусств и место профессора греч. языка.

http://pravenc.ru/text/1681307.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010