Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь. Собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм является главным и древнейшим сооружением архитектурного ансамбля Горицкого Воскресенского девичьего монастыря, основанного в 1544 году, который находится в 6 километрах от города Кириллова Вологодской области. Исследователями и ученными установлено, что Обетный храм в камне возводился вдовой князя Андрея - княгиней Евфросинией со дня основания монастыря – в 1544 году. Ранее здесь уже стояла деревянная церковь. Конкретный строитель комплекса монастыря не установлен, предположительно это бригада местных каменщиков или артели из другого провинциального центра. Здание практически сохранило планировочную структуру, сложившуюся с XVI века. Построенный на высоком подклете, соборный храм во имя Воскресения Христова относится к четырехстолпным храмам с достаточно нерегулярным планом (С.С. Подъяпольский). Массивное пятиглавие, спокойные и пологие линии кровель, немного вычурная с крупными и грубоватыми формами колокольня выделяются в общей панораме ансамбля монастыря. Переделки внутри зданий или пристройка к южному фасаду обширной трапезной в XIX веке не затронули основного ядра собора. У храма два придела: теплая церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии, примыкающая к северному фасаду собора; и более поздняя пристройка - церковь великомученицы Екатерины и Дмитрия Углицкого, появившаяся в 1611 году. Следует отметить особенность при строительстве храма - наполнителем состава кладочных растворов XVI века служил не песок, как обычно, а молотая известковая крошка. Этот технологический прием на известных памятниках XVI века в Белозерье больше не встречается. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Устроен этот храм в 1549 году 52 иждивением удельнаго Белозерскаго князя Андрея Старицкаго и супруги его Евфросинии, во инокинях Евдокии.

http://sobory.ru/article/?object=05148

Понеже бо, рече, но священных апостольских правил, 46-го и 47-го правила, единым токмо епископом и священником дано бысть святого крещения свершение, а иному никому; явлено же есть се и от 26-го и 46-го 1541 иже в Лаодикии собора: ову 1542 убо не вопрошающе отречения от них на крещение, иже не πредприведенных от епископ, повелешву, овуже 1543 – просвещенные веру возвещать ли епископом и священником 1544 ; или ни, но и 1545 реченные на 6-м соборе и еже в Карфагене, иже извещение не имуще о некоторых, аще 1546 крещены будут, без сомнения крещать повелевают. Никако убо есть преподобно, ниже утверждено, крещенного от не приемшего власть крещать и ради крещения оставление дать согрешением (чистительно бо сим крещение божественное), верных 1547 считать к лику достоит. Не мала 1548 бо беда, еда некако от такового неизвещенного сомнения той убо от святого крещения очищению лишен будет; мы же не крещенному не ведяще приобщаемся: понеже якоже убо он несвящен, тако и си не крещени вменятся». Сего ради о сей вещи о случившейся ищете, что суть крещены от лживого того священника, и колико их обрящете, и паки крещайте их по преданию святых Апостолов: во имя Отца и Сына и Святого Духа, да потом мажьте миром великим. Слышах же, чада мои о Господе возлюбленные, о вашем православном христианстве, како держите православную веру, по преданию святых Апостолов и святых Отцов семи соборов, иже утвердиша веру. Аз же 1549 паки возвеселихся о семь радостью сердечною, и на том нас своих детей благословляю и молюсь о вашем православии Всемилосердому Богу и Пречистой его Матери, на соблюдение и утверждение державы вашей, и на ограждение и на помощь. Вы же паки так и стойте за православное христианство, и к Богу чисту любовь держаще, да помилование паки от него примете о всем, и да подаст вам вместо тленных неизреченная оная 1550 благая и неизреченного оного света наслаждение, да имате и мою молитву и мое благословление. А дана грамота на Москве, месяца июня 22. 1551 1539 Далее приводится место из алфавитной Синтагмы Властаря, лит. В. гл. 3. (Σντ. καν. VΙ, 120–121). 1544 В греческом подлиннике яснее: το μν (καννος) μ φορκζειν τος μ προαχθντας π πισκπων κελεοντος, το δ, τος φωτιζομνους τν πδτιν παγγλλειν τος πισκποις πρεσβυτροις. 1547 В подлиннике верным; исправлено по С и согласно с греческим текстом; τν πιστν καταλγειν χορ. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Первым епископом был назначен 8 янв. 1537 г. де Вальверде, приступивший к служению в нач. сент. 1538 г. В том же году в Куско на месте инкского здания Сунтур-Уаси, где располагался арсенал, была построена 1-я церковь, получившая название «Эль-Триунфо» в честь победы испанцев над Манко Инкой в 1536 г. и временно выполнявшая функцию кафедрального собора. В 1560 г. в Куско, на месте дворца Сапа Инки Виракочи (ок. 1410-1438), был заложен новый кафедральный собор (строительство завершено в 1654). Изначально территория еп-ства Куско простиралась от юга совр. Колумбии до Огненной Земли (Чили), на западе граница проходила по Тихому океану. 14 мая 1541 г. еп-ство Куско передало часть своей территории новому еп-ству Лима. В 1546 г. Лима стала архиеп-ством, в юрисдикцию к-рого вошло еп-ство Куско. Первым епископом (впосл. архиепископом) Лимы был доминиканец Херонимо де Лоаиса-и-Гонсалес (1541-1575), к-рый в 1549 г. основал больницу Санта-Ана-де-лос-Натуралес, предназначенную гл. обр. для лечения коренных жителей, и в 1551 г. освятил кафедральный собор в Лиме (перестроен из 1-й церкви, заложенной в 1535 Писарро). Он способствовал созданию школ, в к-рых получали образование дети колониальной элиты наряду с детьми местных касиков, и поддержал доминиканца Томаса де Сан-Мартина (1482-1555), основавшего в 1551 г. Ун-т Сан-Маркос (старейший в Нов. Свете). Из еп-ства Куско также были выделены еп-ства Парагвай (1547; ныне архиеп-ство Асунсьон), Ла-Плата-о-Чаркас (1552; ныне архиеп-ство Сукре), Уаманги (1609; ныне еп-ство Аякучо). Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso Фасад церкви св. Августина в Лиме. 1710–1720 гг. Фото: Diego Delso В 1542 г. было учреждено вице-королевство П. со столицей в Лиме. В мае 1544 г. туда прибыл 1-й вице-король - Б. Нуньес Вела (1495-1546). Проводимая им политика по защите прав коренного населения вызвала недовольство местных чиновников и духовенства и привела к междоусобной войне. В сент. 1544 г. вице-король был арестован и отправлен в Панаму.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Конфликт был улажен с помощью уставной грамоты короля в 1544 г. В ее начальной части подтверждались в основном нормы документа 1511 г., предусматривавшие участие представителей городских властей, протоиерея и священников в описи церковного имущества после смерти священника, в избрании нового кандидата или передаче сыну покойного церковного имущества. Вместе с тем нек-рые важные условия из грамоты Иосифа II в королевскую грамоту не попали. Так, в документе 1511 г. оговаривалось, что если мещане своевременно («у подобный час») не представят своего кандидата, то они должны принять кандидата, предложенного митрополитом. Это установление в текст королевского решения не вошло. В грамоте 1511 г. также предписывалось мещанам, недовольным своими священниками, «поведати» об этом митрополиту. Отсутствие этого установления в королевском решении давало повод его игнорировать. Т. о., если виленское духовенство добилось сохранения своего традиц. статуса, то властные полномочия митрополита над виленскими храмами определенно сократились. В заключительной части документа содержался ряд решений, в которых король учел пожелания мещан. Так, устанавливался размер оплаты за совершение церковных обрядов, а священникам запрещалось принуждать мещан к исповеди и в спорах по мирским делам - к клятвам. Сохранились сведения об участии М. в 2 важных событиях церковной жизни в Киевской митрополии. Так, известно, что в 1544 г. на Полоцкого архиеп. Симеона III подала жалобу правосл. шляхта Полоцкой земли, обвинявшая его в присвоении доходов полоцкого Софийского собора, а также «серебщизны», собранной для ремонта собора, и доходов ряда монастырей. Король постановил, что архиепископ должен возместить ущерб, если же он этого не сделает, вопрос о санкциях по отношению к нему должен рассмотреть М. совместно с чинами рады. Больше данных сохранилось о др. событии. Когда в 1540 г. произошел спор между Владимиро-Волынским еп. Геннадием и Полоцким архиеп. Симеоном о том, кто из них должен занимать 1-е место в духовной иерархии после митрополита, М. обратился к королю, утверждая, что это дело входит в компетенцию духовного суда. Король предложил созвать для обсуждения вопроса Собор епископов Киевской митрополии ко дню Крещения Господня 1541 г., причем недовольные решением могли жаловаться королю. 20 июля 1541 г. решение было принято в пользу Полоцкого владыки, т. к. еще 5 июля 1511 г. Полоцкий епископ подтвердил свое первенство перед Владимиро-Волынским (АЗР. Т. 2. 212. С. 376; Кузьмин А. В. Грамоты, связанные с деятельностью Полоцких епископов и архиепископов в XIV - сер. XV в. как источник по истории Полоцкой епархии//ВЦИ. 2012. 1/2. С. 239).

http://pravenc.ru/text/2561426.html

Писана у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7052 (1544) августа в 1-й день». Став в промежутке годов 1506–1544 монастырем исключительно женским, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. Власти Троицкого монастыря желали получить его в свое заведывание, как нужно думать, имея в виду его благоустроение. Но, сколько знаем, на самом деле они заботились об его благоустроении весьма немного. В описи Троицкого монастыря 1641 года читается описание Хотькова монастыря вместе с описаниями всех других приписных к Троице монастырей. Из этого описания видим, что две церкви монастыря были снабжены принадлежностями до последней степени бедно и скудно: пелены под местными иконами были крашенинные, а в одной из церквей и индития на престоле также была крашенинная; ризы священнические были трои – тафтяные, полотняные и крашенинные, и при этом первые и вторые ветхи; стихарь подризный был только один, крашенинный и ветхий; стихарь диаконский также только один, полотняный и тоже ветхий. Для заведывания монастырем от Троицкого монастыря при нем постоянно жил иеромонах этого последнего. Монахини получали от Троицкого монастыря хлебное и денежное (весьма нещедрое) жалованье. В 1764 году монастырь был отписан от Троицкого монастыря и помещен в третьем классе самостоятельных монастырей со штатом семнадцать монахинь. В конце XVI века монахинь в монастыре было 35 и 36. В 1641 году их было 42. В 1764 году, когда монастырь, отписанный от Троицкого монастыря, сделан был самостоятельным, в нем было: монахинь 41, белиц вдов 34, девиц 40, а всех – 115. В конце XVIII столетия число всех обитательниц монастыря возросло до 280, а с первой четверти XIX столетия оно стало доходить до 350, до 400. До 1840 года монастырь был особножитным, так что каждая монахиня имела собственное помещение (в келье, ею самою построенной, или купленной у наследников одной из прежних монахинь, или нанимавшейся у монастыря, в собственность которому оставлялись келлии иными монахинями при смерти, а равным образом в квартире, нанимавшейся у обладательниц того или другого рода келлий) и собственное содержание (так что каждая монахиня в своей собственной или нанятой келье жила своим собственным хозяйством, cfr.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Немнога же времени минувшу, се уже достигшу ему града Москвы, прииде к великому князю Василию [Л. 39] Ивановичю и являет ему от брата князя Георгиа вышереченное поклонение, таже и ко Святейшему Митрополиту Данилу и сказывает им, яко виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя. Се же времени невелику минувшу, по советованию благовернаго великаго князя Василиа Ивановича и по воспоминанию благовернаго князя Георгиа Ивановичя Преосвященный Митрополит Данил собра к себе поручении Руской Митрополии свою братию архиепископы и епископы, архимариты и игумены честныа и начаша духовне беседовати о преподобнем отцы Макарии новоявленнем чюдотворцы, глагола в себе сице: “Бог прославляем в совете святых”. И паки глаголаше: “Похваляему праведнику, веселятся людие” (см. Притч 29:2). И иже рече: “Не может град укрытися верху горы стоя, ни светилник под спудом сокрыт, но явлен свет всем” (см. Мф 5:14–15). [Л. 39 об.] Сего светилника не рачаше Бог сокрыти под землею, но явлену ему быти (РГБ. Ф. 304/I. 802. Сборник XVII в.). Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос­сийской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Архео­графическою комиссиею. Богословские труды. ВМОИДР Временник Общества истории и древностей Российских при Московском университете. Полное собрание русских летописей. Российская национальная библиотека. Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка и литературы (Пушкинский дом). 1 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904. С. 146. С. Б. Веселовский говорит следующее об этой фамилии: “Собина, опричнина — личное имущество, пожитки, приданое в противоположность родовому имуществу”. — Веселовский С. Б. Оно­мастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 294. 2 П. Строев сообщает о нем следующее: “Иона Собина упоминается 1518 и 19, а 21 февраля 1544 хиротонисан во епископа Суздальского”. — Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 162.

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Главный храм монастыря (католикон) был построен в начале XVI века и освящён в честь Пресвятой Богородицы. Он представляет собой купольную базилику, в облике которого прослеживается влияние венецианского стиля. Боковые приделы храма отделены двумя колоннадами по четыре колонны в каждой. Колонны украшены псевдокоринфскими капителями, характерными для венецианского Ренессанса. В 1735 году В. Григорович – Барский увидел главный монастырский храм таким: «Храм Пресвятой Богородицы, внутри монастыря стоящий, расположением не велик, ни мал, но одинаков, в долготу же и широту и высоту равен; светел, со многими окнами, и сверху с лепозрачным (красивым) куполом. С наружи и внутри создан из чистого и резного камня, и двое врат велеколепных имеет, от запада и юга…» В храме частично сохранились росписи сводов, выполненные 1544 году. Из росписей свода южного нефа, посвещённых событиям из жизни Пресвятой Богородицы, до нас дошли фрески «Молитва Иокима», «Рождество Христа», и «Поклонение Волхвов». В росписях апсиды выделяются две фрески – «Причастие апостолов» и изображение святых отцов церкви: Афанасия, Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Василия Великого , Кирила Александрийского и св. Иоанна Милостивого. В полукруглой нише апсиды под изображением св. Сильвестра сохранилась живописная фреска с ангелом, держащим багровую плащаницу. На восточной стороне северного придела храма обоащает на себя внимание изображение Святой Троицы в западном иконографическом варианте, то есть в своде небес Бог Отец, Христос и Святой Дух в виде голубя вместо обычного изображения ветхозаветной Троицы в византийской иконописи. Иконастас храма – один из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву XVI века. Иконы Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, двенадцати апостолов и архангела Михаила и Гавриила относятся к XIX веку. Небольшие иконы, посвящённые двунадесятым праздникам, выполнены в 1544 году в византийском стиле, характерной для эпохи Палеологов. Икона св. Неофита написана известным кипрским мастером Иоанисом Коронаросом в 1806 году. Серебряня рака, в которой хранится честная глава св. Неофита, изготовлена 1802 году. Музей монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

112 Что св. Варсонофий держался правил св. Василия Великого , это достаточно доказывают два обстоятельства: 1) св. Варсонофий в монашество пострижен в Московском монастыре Андроникове; а Андроник, основатель монастыря сего имени, был ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского. Потом он управлял монастырем Песношским, а Песношский монастырь основан св. Мефодием, тоже учеником преподобного Сергия. Преподобный же Сергий держал свой монастырь (см. его житие в Чет. Мин. 25 Сент.) на правилах общежития, каковые правила суть правила св. Василия Великого . Хотя отцом монашеского общежития называется преподобный Феодосий, общих житий начальник; но Феодосий только более осуществил и распространил употребление правил Великого Василия. «Феодосий бе», – говорит его житие, – «жития Василия Великого подражатель, писаний его богомудрых любитель». (См. Чет.Мин. Ианнуар. 11 день). 2) В библиотеке св. Варсонофия, во время его архимандритства в Казанском Спасо-Преображенском монастыре находились из аскетических книг наипаче следующие: Василий Кесарийский , Ефрем Сирин , без сомнения, с присоединением Дорофея, Исаака Сирина и Лествица. Смотр. Писцовые книги по городу Казани в 7074, 7075 и 7076 (то есть 1566, 1567 и 1568) годы. 117 Означенное время поставления св. Варсонофия в Песношского игумена несомненно усматривается из того, что апреля 28-го дня 7055 (1547) года он был Песношским игуменом; ибо в это время Царем Иоанном Васильевичем Грозным пожалована Варсонофию, как Песношскому игумену, с братией грамота на владение несколькими в разных местах селами и деревнями с их угодьями. (См. историч. и типографич. описание Песнош.монастыря. Москв. 1837 г. в Универс. типогр. в 8-ю долю, стр. 110–113). Но, чтобы между Песношскими игуменами св. Варсонофием и Трифоном Ступишиным, который в списке Песношских игуменов в означенном описании пропущен, но которому в 1542-м году дана митрополитом Макарием грамота о пошлинах с сельских церквей Песношского монастыря (смотр. Акты Археологич. Коммис. Том I, стр. 176), был кто-нибудь еще иной игумен, из истории не видно. Между тем известно что Трифон Ступишин в 1544-м году переведен архимандритом в Симонов монастырь (см. историч. описание Симонова монастыря изд. 1843 г. стр. 216 и Карамз. Т. IX, примеч. 93), а потом поставлен в епископа Суздальского 10 Марта 1549 года (Карамзин. Т. VIII, примеч. 246). Следовательно, св. Варсонофий именно в этом 1544 году и поставлен Песношским игуменом. В историческом и топографическом описании Николаевского монастыря полагается, что предшественником св. Варсонофия на Песноше был Гурий, бывший потом Смоленским Епископом; но это несправедливо, потому что Песношский игумен Гурий уже в 1542-м году был епископом Смоленским, как то видно из того, что он был в числе лиц, находившихся при поставлении митрополита Макария (см. Карамзин. Российс. Истор. Т. VIII, примеч. 120); а митрополит Макарий был поставлен 7050 (1542) года, Марта 19 дня. (см. Полн. Собран. Летоп. Том III, стр. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Предполагалось христианские церкви или разрушить, или обратить в мечети. Улемы предполагали, что христиане не докажут своих прав на свободу вероисповедания, так как фирман Магомета II патриарху Геннадию сгорел во время бывшего в патриархии пожара. Только большими подарками турецким властям, и особенно визирю Ибрагиму, христиане избавились от угрожавшей им опасности. Визирь присоветовал тогдашнему патриарху Иеремии I (1520–1544 гг.) найти янычар, бывших при взятии Константинополя Магометом, которые могли бы засвидетельствовать, что этот город сдался добровольно. За большие деньги найдены были три престарелых янычара, которые и дали показание в пользу христиан. Страшный закон был приостановлен. Все-таки турецкие фанатики постарались вознаградить себя за неудачу тем, что по их настоянию с храма Всеблаженной, при котором была патриархия и который был центром единения христиан, приказано было снять крест. Это было в начале правления преемника Иеремии Дионисия (1544–1552 гг.). В 1562 году Солиман предпринял и привел в исполнение другую меру, направленную к стеснению христиан. Он приказал отобрать от христианских церквей, монастырей и епископий все и без того немногочисленные, оставленные им имения и продать их в пользу казны временно, то есть так, чтобы правительство имело право чрез три поколения перепродать их вновь. Естественно, что церкви, монастыри и епископии пожелали оставить за собой свои имения и потому принуждены были платить султану большие суммы денег. Вследствие этого церкви впали в страшную бедность и неоплатные долги. С той же целью стеснить христиан Солиман приказал запереть ворота храма Воскресения в Иерусалиме и отпирать их для богомольцев только за установленную плату в пользу казны. По распоряжению Солимана за вход в храм Воскресения богомольцы из Западной Европы платили больше других; греки – вдвое меньше западных, армяне – несколько меньше греков, а копты – меньше армян; только грузины и абиссинцы освобождены были от платы. Но самым жестоким стеснением для христиан в правление Со­лимана была подать, известная под названием десятины детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010