Русская иерархия XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 История русской иерархии еще не написана, биографические справочники еще не созданы, хотя, несомненно, различные публикации в этой области имеются и ее необходимо развивать далее. Это большое поле научной деятельности, причем не для одного исследователя. Как некоторый вклад в решение этих задач церковно-исторической науки ниже предлагаются два очерка о двух иерархах, рукоположенных святителем Макарием (†1563; пам. 30 дек.). Епископ Трифон был постриженником обители преподобного Иосифа Волоцкого, а владыка Афанасий — Кирилло-Белозерской. В их жизненных путях есть много общего; один сменил другого на Суздальской кафедре, а позднее — на Полоцкой. Но следует отметить, что смены архиерейских кафедр в Древней Руси нехарактерны, как и призвание к служению иерархов, пребывающих на покое. Время их архиерейства приходится на конец первосвятительства Митрополита Макария и первые годы после него, когда в стране началась опричнина, острее стали сказываться тяготы Ливонской войны. Епископ Суздальский Трифон, впоследствии архиепископ Полоцкий После кончины епископа Суздальского Ионы (Собины; 1544–1548) его преемником был избран настоятель Симонова монастыря архимандрит Трифон (Ступишин) 1 . Имя его матери — инокиня Антонида 2 , отца — инок Вассиан (Ступишин); он подвизался вместе со своим сыном в обители преподобного Иосифа Волоцкого (†1515; пам. 9 сент.). Епископ Рязанский Леонид в послании царю Феодору Иоанновичу (1584–1598) называет иерархов-постриженников Волоколамской обители; среди них — Полоцкий архиепископ Трифон 3 . До своего архиерейства он был недолгое время настоятелем Никольского монастыря (1542–1544) 4 , основанного преподобным Мефодием Песношским (†1392; пам. 14 июня). Самая ранняя известная грамота Митрополита Макария была дана им при игумене Трифоне Песношскому монастырю о пошлинах с приписных к обители сельских храмов 5 . После недолгого пребывания на Песноши он был переведен в Симонову обитель (1544–1549) 6 .

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

9 апреля того же года, по наказу великого князя Ивана Васильевича (IV) рязанский дворецкий Василий Михаилович Тучков выменил у Кириллова монастыря для великого князя монастырскую деревню Аникиево, находившуюся в Вологоцком уезде, в Ракуле на реке Падушке (или «Пашдуне»). Взамен этой деревни монастырь получил деревню великого князя Шалавино,в том же уезде, в Городском стану 1043 . Во владении монастыря эта деревня однако, состояла не долго. В том же (7051) году игумен Афанасий сбыл ее вместе с пожнею (приблизительно) в 500 квадратных саженей Преосв. Алексию, епископу Пермскому и Вологодскому, получив взамен ее в Городском стану в Ракульской трети пожню (той же величины) и деревню Лукьяново 1044 . В 1544 году (7052) игумен Афанасий с братьею приобрели для монастыря у Константина Михаиловича Батюшкова его «пожню Якушевскую Кривого за рекою за Волгушею» к своему селу Куралгину. Взамен этой пожня игумен Афанасий и старец Исаия отдали Батюшкову пожню Манясовскую за рекою Волгушею к деревне к Муханову и 2 рубля денег 1045 . В сентябре 1544 (7053) года Данило Степанов сын дал (старцам Кириллова монастыря «Ферапонту да Никентию», когда они были в Дмитрове) свой анбар соляной (в Дмитрове) в соляном ряду «с сторону с левую анбар Василия Бочкина (Бочникова), а с правую сторону анбар Нечая Полева» 1046 . 24 декабря 1544 года келарь Кириллова монастыря Никодим купил за 7 рублей у Федора Ощеры, Кирилова сына, анбар на реке Онеге, на воде (длиною поперег стены 5 сажен, а вдоль 7 сажен), находившийся подле другого анбара «с верхние стороны реки», «да половину завала, на чем стоит, да две верши у анбара, да от анбара мост плавучий к берегу, да третья бервь з берегу, а в том ему и в бервех и в мосту плаучем половину продал» 1047 . В том же 1543–4 (7052) году старица Евпраксия Яковлевская Никифорова пожертвовала по душе мужа, по себе и дочери свою вотчину полдеревни в Карголоме Часовни(н)скую 1048 . В 1545 году Петр Васильев, сын Ушакова, отказал в Кириллов монастырь наволок на реке Шексне у села Бабинского (которое он-же пожертвовал в монастырь еще при игумене Досифее), но оставить за собою право пользоваться пожнею при своей жизни 1049 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

ИОАКИМА И АННЫ с Полонища, женский, во Пскове упоминается 1544 года; упразднен после издания Духовного Регламента; а Церковь обращена была в приходскую: но с 1786 года приписана к Николаевской на Усохе. КО3МОДАМИЯНСКИЙ НА УТОПЛЕННИКАХ, мужской, иначе называемый с Утоков, упоминается с 1544 года. После Церковь оного обращена в приходскую и по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем: но в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКИЙ В УГЛУ города Пскова, после именовавшийся на Проломе, упоминается с 1544 года. По Штатам 1764 года Церковь оного оставлена с окладным жалованьем без прихода, а с 1813 года приписана к Никитской с поля. СТЕФАНОВСКИЙ С ЛУГУ, мужской Монастырь на Завеличье, ниже Иоаннопредтеченского на левом берегу Великой реки построен 1546 года; упразднен до Штатов и Церковь оного приписана была к Иоаннопредтеченскому женскому Монастырю, а с 1811 года отдана городу для магазина. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской в Опочке, упоминается около 1560 года;. а после моровой язвы 1710 года опустел и приписан был к Святогорскому, потом к Великопустынскому Монастырю и до Шташов упразднен. ВАРВАРИНСКИЙ ИЗ – ЗА ПЕТРОВСКИХ ВОРОТ во Пскове, женский, сгорел i561 года, но возобновлен; а после Штатов упразднен и Церковь оного приписана с 1786 года к Покровской от Торгу. СРЕТЕНСКИЙ АЛЕКСАНДРОВ, женский, во Пскове упоминается 1566 года. Он разорен во время нападения Баториева 1581 года. НИКОЛАЕВСКИЙ, мужской, на реке Зарезнице в Прудской Засаде в Чирской Губе упоминается запустелым около 1566 года; в 1616 г. приписан к Печерскому Монастырю. ТРОИЦКИЙ КУДИН, мужской, Торопецкого Уезда в погосте Кудине, упоминается около 1566 года, а упразднен при Штатах 1764 года. ДЕМЬЯНСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, мужской, на устье реки Демьянки, впадающей в реку Шелонь в Порховском Уезде, упоминается около 1570 года. В 1687 году приписан он был к Новгородскому Архиерейскому дому, а в 1764 году упразднен и обращен в приходскую Церковь . КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ, мужской, в Пригороде Выборе разорен во время Баториева нашествия 1581 года и после был приписан к Снетогорскому Монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Строительство церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и во имя Св. Троицы было начато в 1512 г. настоятелем мон-ря Куртя-де-Арджеш Паисием и закончено в период, когда Паисий стал господарем Раду VII Паисием (1535-1545, с перерывами). К 1544 г. была выполнена часть росписей, алтарь и неф были расписаны к 1548 г., во время правления господаря Мирчи V Чобанула (1545-1552, 1553-1554 и 1558-1559). 8 мая 1623 г. мон-рь был преклонен Свято-Михайловскому мон-рю в Румелии (Греция). В 1636 г., во время тур. нашествия, были разрушены ворота мон-ря, двери и кровля церкви. В 1746 г. стараниями игум. Дамаскина был расписан нартекс. В том же году, но уже при игум. Парфении, все росписи были поновлены. Игум. Парфений возглавлял делегацию, направленную в Москву для закупки икон. Мон-рь был обновлен в 1788 г. вдовой Магдаленой Балдовиной: поменяли крышу церкви, отреставрировали живопись 1544 г. В 1796 г. игум. Парфением был построен новый притвор церкви. В 1846 г. на средства игум. Иоанникия (Полидора) была воздвигнута глава над церковью, снова поновлена живопись и заменен иконостас, построены кельи. В 1864 г. мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 1967 г. стараниями священников Иоанна Попеску из Бухареста и Пантелеимона Мусчеляну из Питешти был осуществлен ремонт церкви, в 1972 г. была поставлена новая кровля. Мон-рь был возрожден в 1997 г. по благословению и трудами свящ. Георгия Иоана. Подвизаются 2 монаха, настоятель - иером. Даниил (Ница). Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Мон-рь Рынкэчов расположен в с. Кырстьени. Упоминается в акте от 19 июля 1498 г. господаря Влада IV Кэлугэрула (Монаха), подтвердившем владения мон-ря. Заново основан между 10 июня 1647 и 17 сент. 1648 г. капитаном Арсением Шойму. Перестроен в 1848 г. Кафоликон посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, деревянная церковь - Благовещению Пресв. Богородицы и прор. Илии. Настоятель - иером.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Завершение в виде яруса звона (так же как в Духовской ц. Троице-Сергиева мон-ря), кокошников и 2-главия после перестроек XVII - нач. XIX в. было заменено 4-скатной кровлей с луковичной главкой. Василий III содействовал и строительству ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (небесный покровитель Иоанна Васильевича) (1531-1534) с первым приделом, освященным во имя прп. Кирилла Белозерского. Для храма также характерны итал. черты, своеобразно переработанные элементы ордера (профилированные цоколи, 3-частные антаблементы). С воздействием венецианской школы связывают применение в обоих храмах системы пониженных подпружных арок, а также уже адаптированных местными зодчими карнизов под закомарами и круглых окон с профилированными наличниками. Декор Успенского собора повторяет бесстолпная ц. во имя равноап. кн. Владимира - усыпальница Воротынских (1554-1555). По образцу псковского зодчества храм перекрыт сложным коробовым сводом со ступенчатой распалубкой, фасады завершены рядами кокошников. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Спасский собор Димитриева Прилуцкого мон-ря. 1537–1542 гг. Фотография. Кон. ХХ в. В сер. XVI в., раньше, чем в Вологде, началось каменное строительство в пригородном Спасо-Прилуцком мон-ре. Собор во имя Спаса Всемилостивого (1537-1542) по размерам превосходит соборы Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей; типологически близок к московским постройкам 1-й пол. XVI в., но отличается лаконизмом обработки фасадов (2-этажный кубический на высоком подклете, окружен крытой 2-ярусной галереей, завершен 5 шлемовидными главами на круглых барабанах, с оформлением стен лопатками и рядами полукруглых кокошников). 2-этажная одноглавая Введенская ц. и трапезная на общем подклете (1544-1545), вероятно, были построены также по типу церквей Кириллова Белозерского и Ферапонтова мон-рей. К архаизирующему направлению ростовской школы принадлежит Воскресенский собор (1543-1544) Горицкого мон-ря, обетный храм кнг. Евфросинии Старицкой (сохр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

4 . ИСМАИЛ, по другим – МИХАИЛ и МИСАИЛ, хиротонисан около 1305 года. В 1312 году лишён сана. 5 . BAPCOHOФUЙ I хиротонисан в 1312 году и упоминается в 1330 году. 6 . ИОАНН около 1330 года. 7 . АФАНАСИЙ с 1340 по 1353 год. Скончался в Костроме в 1363 году. Он первый начал называться Сарайским и Подонским, потому что Митрополит Алексий отдал в его ведение все церкви от Чёрного Яра по Хопру до реки Дона. 8 . MATФEЙ I. 9 . СОФРОНИЙ, а по другим – СОФОНИЙ. 10 . CABBA I хиротонисан в 1383 году. Скончался в 1403 году. 11 . ФEOДOCUЙ I хиротонисан в 1404 году из Игуменов Борисоглебских. Был по 1411 год. 12 . UЛAPUOH I. 13 . ТИМОФЕЙ хиротонисан в 1413 году. 14 . ГEPMAH I, по другим – ГЕРМОГЕН. 15 . ИОВ. 16 . ВАССИАН хиротонисан в 1454 году. Скончался в 1466 году Апреля 8. Примечание. С него начали все преемники его Епископы Сарайские и Подонские жить уже в Москве на Крутицах. 17 . ПРОХОР хиротонисан в 1471 году. В 1491, а по другим – в 1493 году оставил Епископию и отошёл с Крутиц в Московский Богоявленский монастырь. 18 . СИЛУАН хиротонисан в 1493 году, Мая 4, из Игуменов Московского Угрешского монастыря. Оставил Епархию  в 1496 году. 19 . EBФUMUЙ I хиротонисан в 1497 году. В 1499 году, Июня 12, скончался. 20 . ТРИФОН хиротонисан в 1499 году из Игуменов Московского Богоявленского монастыря. Скончался в 1508 году. 21 . ДОСИФЕЙ хиротонисан в 1508 году, Января 23. Оставив Епархию, скончался в 1544 году, Февраля 2. 22 . CABBA II хиротонисан в 1544 году, Февраля 24, из Архимандритов Московского Симонова монастыря. 23 . НИФОНТ хиротонисан в 1554 году, Марта 11, из Архимандритов Новоспасских. 24 . MATФEЙ II. С 1564 по 1565 годы. Погребён в Кирилло-белоезерском монастыре в паперти большой Успенской церкви на правой стороне у передних дверей. 25 . ГAЛAKTUOH II хиротонисан из Архимандритов Московского Новоспасского монастыря в 1565 году. Был по 1569 год. 26 . ГEPMAH II упоминается в 1569 году. 27 . СИМЕОН погребён на Крутицах в 1583 году, Сентября 22. Б) Архиепископ 28 . BAPЛAAM II упоминается около 1583 года. Изгнан Борисом Годуновым, и послан в заточение в Новгородский Антониев монастырь и там скончался. В) Митрополиты Сарские, Подонские и Козельские

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Позиция М. по вопросу о церковных имуществах была обусловлена тем, что он был почитателем прп. Иосифа Волоцкого и принадлежал к иосифлянскому течению рус. духовенства (см. Иосифляне ). Выдержки из 2-го послания прп. Иосифа «на еретики» присутствуют в грамоте М. Василию III (1526-1527). В 1547 г. это послание было использовано М. в чине царского венчания Иоанна IV. Вероятнее всего, в 1544 г. ( Печников. 2005. С. 101) митрополит дал вкладом в Пафнутиев мон-рь рукопись со списком «Книги на новгородских еретиков» (с XVII в. больше известной под названием «Просветитель»), а также др. сочинений, направленных против еретиков и иноверных, переписанных для него в Новгороде в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 256. 204; т. н. Макариевский сборник). В Московском Соборе 1531 г., созванном митр. Даниилом против идейных оппонентов иосифлян, нестяжателей, прп. Максима Грека и Вассиана (Патрикеева), М. не участвовал, но прислал информацию, неблагоприятную для Вассиана (см.: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 295). На Соборе в февр. 1549 г. был вновь осужден и отправлен в ссылку Исаак Собака, один из обвиняемых Собором 1531 г., сумевший спустя годы стать настоятелем Чудова мон-ря. Тем самым подчеркивалась неизменность решений Собора 1531 г. В 1546 г. по повелению М. Савва (Чёрный) составил Житие прп. Иосифа Волоцкого, вошедшее в ВМЧ. В состав «Стоглава» было включено «собрание от священных правил» прп. Иосифа Волоцкого (гл. 79). Во время Собора «на еретики» 1553 г. «Книгу на новгородских еретиков» прп. Иосифа «зело похвалили» царь и митрополит: «святилу ту нарекоша быти православию» (Моск. соборы на еретиков XVI в. в царствование Ивана Васильевича Грозного/Публ.: О. Бодянский//ЧОИДР. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1). М. старался назначать на епископские кафедры пострижеников Иосифова Волоколамского мон-ря - таковыми являлись архиеп. Новгородский Феодосий (1542), архиеп. Казанский свт. Гурий (Руготин) (1555), Суздальский (1549), а затем Полоцкий (1563) еп. Трифон (Ступишин), епископы Сарские и Подонские Савва (Чёрный) (1544) и Нифонт (Кормилицын) (1554) (см.: Зимин. 1977. С. 294-309; Усачев. 2014. С. 155).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

(по характеру, объему и структуре к позднейшему Индексу наиболее приближен список, подготовленный согласно указанию Карла V богословским факультетом Лувенского университета в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. тот же факультет опубликовал его новые редакции); в Англии аналогичные распоряжения издавались Генрихом VIII и английскими епископами в 1526–1555 гг. В 1542 г. парижская Сорбонна получила от парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; сорбоннские списки публиковались в 1544, 1547, 1551 (в соответствии с установками Шатобрианского эдикта Генриха II от 27 июня того же года, согласно которому ко всем подданным короля был обращен призыв доносить на гугенотов) и 1656 гг. Но еще до издания этих документов Вормсский эдикт (1521) запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. В Испании по приказу короля архиепископ Севильи и Великий инквизитор дон Фернандо де Вальдес Салас (1483–1568) в 1551 г. обнародовал Лувенский список 1550 г. в расширенном виде; в 1554 г. он издал первый экспургационный список: он предписывал некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев для исправления ( expurgatio) с последующим возвратом. В 17–18 вв. испанская инквизиция издала ряд Индексов независимо от Римской курии. В Италии списки запрещенных книг издавались местными властями: в Лукке (1545), Венеции (1543, 1549), Милане (1554). Религиозные войны, сотрясавшие в это время Европу, убеждали и Католическую церковь , и протестантов, что только совместный контроль церкви и государства за книгопечатанием может затормозить распространение еретических учений. Результатом этого убеждения стал первый римский Список запрещенных книг (т.н. Index Paulinus), составленный в 1559 г. при папе Павле IV (1555–1559), который был до избрания папой Великим инквизитором Неаполя и Рима. Список этот, имевший, помимо контрреформационной, также выраженную антигуманистскую направленность (по крайней мере, отмечается его враждебность к аристотелизму и платонизму), был утвержден папским декретом Moderatio Indicis librorum prohibitorum (его оригинал был обнаружен только в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надпись является историческим источником. В ее пространном тексте приведены имена псковских наместников и дьяков 1544 г. Наместник князь и боярин А. Б. Горбатый – выдающийся военный деятель середины XVI в., «полкоустроитель», впоследствии участник взятия Казани и ее первый воевода. Он был казнен вместе с сыном в 1565 г., в начале опричнины. Другой наместник, боярин И.И. Хабаров, – по словам А.М. Курбского, «муж роду старожитного» и «в книжном разуме искусен». Еще в 1535 г. он был полковым воеводой, дважды являлся наместником и воеводой Смоленска. После смоленского пожара 1554 г. отстранен от службы и закончил жизнь в опале, иноком Кирилловского монастыря. По разрядным записям известны имена дьяков 205 . Любопытно сообщение псковских летописей, которое, быть может, имеет отношение к данному колоколу. В период Смутного времени население Пскова раскололось на два лагеря и власть в городе в значительной мере была в руках «меньших» людей 206 . Зимой 1606 г. «большие» люди объединились и зазвонили во все колокола Троицкого собора. Простой же люд Пскова «поидоша на Запсковье... и зазвониша в колокол у чюдотворцев Козьмы и Дамьяна; и скопишеся множество человек», воевода же, дети боярские и гости бежали из города 207 . В настоящее время колокол Михаила Андреева стоит на деревянном постаменте возле построенной в 1554 г. церкви Успения в г. Белозерске. Когда он попал туда – сведений нет, но в середине и конце XIX в. на Козьмодемьянской звоннице его не было 208 . Там находился другой колокол, меньшего размера, исполненный в 1546 г. Он также сохранился до наших дней и висит в проеме Троицкой колокольни. Колокол выполнен с большим мастерством, рельефы и надпись четки, поверхность тщательно зачищена. Форма, членения и орнаментация аналогичны рассмотренному выше памятнику. Петли «короны» покрыты переплетающимися кольцами и «бегунком». Надпись в четыре строки. Ее полное прочтение сейчас невозможно, но она приведена А. Князевым и И.И. Василевым 209 . Колокол отливался на приходские средства – «повелениемъ рабъ божьих старост Василья Яковлева сына рыбника... да Киприяна Нефедьева сына иконного мастера и всех сусед кузьмодемьянского прихода». Видимо, к числу братьев Андреевых принадлежал Тимофей. Сохранился целый ряд его работ, преимущественно не очень большого размера. Один из колоколов Печерской звонницы относится к 1540 г. Этот колокол имеет высоту около 120 см, нижний диаметр 105 см, его «корона» имеет высоту 20 см. Граненые петли орнаментированы. Надпись в три строки сопровождается двумя лентами орнамента. Звеном его является стилизованное «древо» и пара животных. На нижней ленте в круглые завитки вписаны фигурки реальных и фантастических зверей. Надпись на колоколе исполнена полууставным почерком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

К. был учителем принца Эдуарда (до 1550) и с июля 1544 г. занимал должность раздающего милостыню (almoner) от его лица. После прихода Эдуарда VI к власти в 1547 г. и связанных с этим перемен в англ. церковной жизни карьера К., придерживавшегося протестант. взглядов, стала более успешной. В апр. 1548 г. он был назначен каноником часовни св. Георгия в Виндзорском замке, а в окт. 1549 г.- деканом Вестминстерского аббатства. Несмотря на то что К. не имел епископского сана, его ответы на вопросы о совершении литургии, заданные в начале правления Эдуарда VI, предполагалось использовать для реформирования богослужения. Позднее он вошел в состав Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения церкви Англии и подготовкой Книги общих молитв 1549 г., а также др. документов. Кроме того, К. неоднократно привлекали к проведению визитаций; он был членом неск. комиссий, занимавшихся реформированием канонического права и подготовивших к 1552 г. проект нового свода - «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который так и не был принят. С мая 1547 по нояб. 1552 г. К. занимал должность канцлера Оксфордского ун-та. Он активно боролся с католич. пережитками в ун-те (в частности, в ходе визитации 1551 г.), а также покровительствовал протестант. богословам, приезжавшим в это время в Англию из континентальной Европы. Благодаря его протекции нек-рые из них (напр., Петр Вермилий, с к-рым К. поддерживал дружеские отношения до его смерти в 1562) получили кафедры в Оксфорде и играли важную роль в жизни ун-та. В 1553 г., после смерти Эдуарда VI, К. был арестован по подозрению в участии в заговоре Дж. Дадли, герц. Нортамберлендского, пытавшегося отстранить Марию I Тюдор от наследования престола и передать корону Джейн Грей, кузине умершего короля. По этой причине, а также из-за начала в Англии Контрреформации К. был лишен всех должностей и в авг. 1553 г. провел неск. недель в тюрьме Маршалси. В мае 1554 г. он вместе с Э. Сандисом (впосл. архиепископ Йоркский) бежал из Англии в Антверпен, а в сер. марта 1555 г. переехал во Франкфурт. Здесь он принял активное участие в споре о Книге общих молитв и порядке совершения литургии, разгоревшемся внутри англ. общины в 1554 г. Опираясь на критические замечания Ж. Кальвина о Книге общих молитв, группа англ. протестантов во главе с приехавшим из Женевы Дж. Ноксом (1505-1572) пыталась убедить др. членов общины в необходимости реформирования вероучения по кальвинист. образцу. К., как и прибывший одновременно с ним Дж. Джуэл, выступил против них. Компромисс так не был достигнут, но в кон. марта 1555 г. К. и его сторонники обвинили Нокса за одну из его проповедей в измене императору и Нокс был вынужден покинуть Франкфурт. О дальнейшем пребывании К. на континенте известно мало: вероятно, он жил в основном во Франкфурте, не занимая должностей в англ. церковной общине, а также провел нек-рое время в Страсбурге, в кон. 1558 г. был в Вормсе.

http://pravenc.ru/text/1841724.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010