Современные историки только еще приближаются к постижению столь глубокой и исчерпывающей оценки 1917 года, и непостижимо, как эти мысли могли быть сформулированы, когда всего лишь месяцы отделяли автора обращения от октябрьского переворота. Но с другой стороны ведь не «гражданин Василий Иванович Беллавин», как его именовали сотрудники советских трибуналов, и составлял обращение, а святитель Тихон, патриарх Московский и всея России, и в обращении заключены не его личные размышления, а Соборное постижение истины. В это обращение вошли и процитированные нами суждения – надо только изъять из них местечково-визгливую аранжировку сотрудника Петроградской ЧК! – которые высказывались патриарху делегациями от приходских советов, Духовной академии и религиозно-просветительных обществ Петрограда… § 5. Юрий Петрович Новицкий, без сомнения, был на той встрече с патриархом... Ну, а вторая их встреча состоялась через полтора года, в декабре 1919 года, когда организовывался Петроградский Богословский институт. История создания этого института интересна тем, что она наглядно демонстрирует, как организовывалось православными русскими людьми противодействие большевистско-чекистской власти и как одерживались победы в этом противостоянии. 30 (17) сентября 1918 года под давлением властей закрылась Петроградская Духовная семинария, но в этот же день по благословению митрополита Вениамина было открыто Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей и преподавателей Закона Божия для Петроградской епархии. Разумеется, училище не могло решить проблему подготовки церковных кадров, и православная общественность Петрограда начала хлопотать об устройстве в городе Богословского института. Инициатором этого дела выступил заведующий Богословско-пастырским училищем Иван Павлович Шербов... Он разработал стройную систему духовного обучения, в которую включались богословские кружки и курсы как низшая ступень, Богословско-пастырское училище как средняя и Богословский институт как высшая ступень религиозного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

50 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 7. Tomus dogmaticus ad Marinum diaconum//PG. 91. Col. 69B–89B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 59. S. 80–82. Написано в 642 г. Англ. пер.: Louth A. Maximus the Confessor. London, 1996. (The Early Church Fathers). P. 180–191. Перевод о. Э. Лаута основывается на неопубликованном критическом тексте, который был мне недоступен. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения (Opuscula theologica et polemica)/пер. с др.-греч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича. Святая гора Афон; СПб., 2014. C. 339–351. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 84D–88D (Louth A. Maximus. P. 188–190; Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 348–350). 51 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 8. Exemplum epistulae ad episcopum Nicandrum//PG. 91. Col. 89C–112B. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 63. S. 93. Написано около 640 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 352–364. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 100B–112A ( Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 357–363). 52 Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 9. Ad catholicos per Siciliam constitutos//PG. 91. Col. 112C–132D. Winkelmann F. Der monenergetisch-monotheletische Streit. 102. S. 119–120. Написано в 646–648 г. Рус. пер.: Максим Исповедник , прп. Богословскополемические сочинения. С. 365–376. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 124C–125C ( Максим Исповедник , прп. Богословско-полемические сочинения. С. 371–372). 53 Maximus Confessor. Disputatio cum Pyrrho//PG. 91. Col. 288A–353B. Winkelmann F. Der monen er ge tisch-monotheletische Streit. 92. S. 112–113. Написан в 645 г. Англ. пер.: The Dispu ta ti on with Pyrrhus of our Father Among the Saints Maximus the Confessor/trans. J. P. Farrell. Waymart (Pa.), 2014. Нем. пер.: Bausenhart G. «In allem uns gleich». S. 196–235. Рус. пер.: Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия/отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2004. С. 145–237. «Одна νργεια» свт. Кирилла обсуждается в отделе: PG. 91. Col. 344A–345C (The Disputation with Pyrrhus. P. 117–120; Bausen hart G. «In allem uns gleich». S. 229–230; Диспут с Пирром. С. 223–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Меньше, чем через месяц, 24 (11) мая 1922 года, Богословскому институту предстояло вновь отметить свой годичный акт. На торжество Совет пригласил митрополита Вениамина, всех викариев, наставников Богословского института и Богословско-Пастырского училища, читавших публичные лекции в институте, правление Общества приходов, всех благочинных Петрограда, наставников Петроградской духовной академии, представителей и профессоров высших учебных заведений, известных своим доброжелательным отношением к институту 1028 . Это было всего лишь за несколько дней до ареста святителя... 970 Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып.1. Приложение к «Деяниям» второе. М., изд. Соборного Совета, 1918. С18. 971 Свящ. И. 3[аборов]ский. Спасите остатки...//Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918, 1. С.4. 975 О прекращении религиозных обрядов в школах//Петроградская правда. 1918, 220 (9 октября). С.З. 977 От Комиссариата народного просвещения. 13004//Северная коммуна. 1918, 131 (16 октября). Вечернее прибавление. С.1 978 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.860. Оп.2. Д.1. Л.52. 979 Богословско-пастырское училище//Православный церковный календарь на 1921 год. Петроград, 1921. С.24. 980 Успенский Н.Д. К истории богословского образования в Ленинграде//Журнал Московской Патриархии. 1977, 4. С. 6. 983 Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы)//Минувшее. Исторический альманах. Т. 15. М.-СПб., 1994. С.444. 984 [Безобразов С.С.] Жизнь Церкви в советском Петербурге//Новое время (Белград). 1922, 472 (19 ноября). С.5. 987 Извлечение из докладной записки заведующего Богословско-Пастырским Училищем И. Щербова Высокопреосвященному Вениамину, митрополиту Петроградскому//Петроградский церковный вестник [ПЦВ]. 1919, 10 (20/7 июня). С.1–4. 989 Извлечение из положения о Богословском Институте//ПЦВ. 1919, 14 (23 августа/5 сентября). С.1–4. 990 Бовкало А.А., Галкин А.К. Св. митрополит Вениамин и Петроградский Богословский институт//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1999 г. М., 1999. С.351–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

In Joannis Evangelium tractatus CXXIV 129 (Беседы или рассуждения на Евангелие от Иоанна) – не что иное как еженедельные воскресно-богослужебные собеседования Иппонского епископа, посвященные им последовательному чтению и истолкованию текста Евангелия от Иоанна. Первоначально обращенные к народу, в форме устных бесед или поучений (в 416–417 гг.), 130 эти рассуждения Августина были записаны с его слов и, таким образом, составили данное богословско-экзегетическое сочинение в его настоящем виде. – Для наших целей рассматриваемое сочинение важно потому, что в нем бл. Августин разъясняет и защищает (против ариан) истинный смысл евангельского учения о Сыне Божием и частью о Духе Св. 131 Enarratio in Psalmos CL 132 (Толкование на 150 псалмов) – сочинение, составившееся, можно думать, из проповедей или бесед, которые ревностный и талантливый Иппонский архипастырь вёл с народом в различные времена церковного года, изъясняя в нравственном и мистическом смысле текст Псалтири (применительно к различным лицам, вещам и событиям новозаветной истории). 133 Be Genesi ad litteram (О книге Бытия буквально или по букве). Учено-литературный труд бл. Августина под этим заглавием предлагает нам буквальное изъяснение Моисеева сказания о творении мира 134 и представляет из себя два самостоятельных сочинения, из которых одно, меньшее по объему (в 1 кн.) и менее ценное по содержанию, написано автором в 393 г. (Liber imperfectus), 135 а другое, в двенадцати книгах, доведенное до рассмотрения библейского повествования об изгнании Адама из рая, составлялось в период времени между 401 и 415 гг.). 136 – Наряду с богословско-экзегетическими тезисами здесь трактуется также вопрос об отношении библейского экзегезиса к естествознанию, и дается материал для решения некоторых проблем спекулятивного богословия и философии блаж. Августина. К сочинениям, где нашим «христианским платоником» ставится и решается проблема Высочайшего Существа и конструируется его богословско-философское понятие о Боге, принадлежит также цикл строго философских сочинений блаж. Августина, относящихся к раннейшему периоду его литературной деятельности (386–387 гг.) и заметно отражающих на себе влияние идей и методов неоплатонической философии. Таковы, например:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод. Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь . 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком. Труды: «Соборное послание Св. Ап. Иакова». Магистерская диссертация. Киев, 1901. «Стигматизация» (Богословско-психологический очерк) Харьков, 1905 «Избрание епископов в древней Церкви». Харьков, 1906. «Теория проф. А.П.Лебедева – о братиях Господних». Харьков, 1907. «Индивидуалистическое миросозерцание». Леонида Андреева. Харьков, 1909. Речь при отпевании Высокопреосв. Антония, митрополита С.Петербургского. «Приб. к «ЦВ» 1912, 45, стр.1825. Речь при вступлении на паству. «Приб. к «ЦВ» 1913, 28, стр.1305. Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПБ духовной академии (в мире Борису Димитриевичу Тихонову). «Рус.Инок», 1913, II,cmp.696–699. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914. Отзыв проф. С.Зарина о словах и речах см. «Приб. к «ЦВ” 1914 , 34, стр. 1532. «Демонические болезни» (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, см.также «Христ. Чтен.» 1912, июль-авг., стр.774. «Глоссолалия» ( I Kop.14:1–40 ). Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915. Отзыв проф.С.Зарина об этом очерке см. «Приб. к «ЦВ» 1915, 44, стр.2279. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 24, стр.323. -«- 1908, 6, стр.32. -»- 1910, 48, стр.441, 443. -«- 1911, 50, стр.416. -»- 1913, 21, стр.307. -«- 1917, 2, стр.13. -»- 1918, 17–18, стр.104. «Ж.М.П.» 1952, 2, стр.5 -«- 1953, 4, стр.35–36. -»- 1957, 9, стр.67–68. -«- 1960, 5, стр.47. «Изв. Каз. Еп.» 1913, 10, стр.341–342.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Если бы Церковь была богата средствами на все церковно-просветительное дело, то можно бы приветствовать создание и христианско-гуманитарной средней школы. Но Церковь таких средств лишена. Она поставлена в необходимость в первую очередь обеспечить свои прямые цели – подготовить необходимых церковных деятелей, прежде всего пастырей. Но, имея в виду средних людей, кто же из таковых по окончании средней школы пойдет в пастырскую школу, определяя себя на скромное и многотрудное пастырское служение, когда он может через четыре года обучения в университете устроиться в светской жизни. Посему с несомненностью можно предполагать, что богословско-пастырские семинарии будут пустовать. По необходимости придется принимать в них поступающих из других учебных заведений разных недоучек и даже, может быть, нежелательных по своему настроению. Поэтому, естественно, придется понизить как условия приема, так и самый образовательный курс. Таким порядком наверное богословско-пастырская семинария сведется к тому пастырскому “фельдшеризму”, о котором обычно с таким презрением отзывались в Отделе. Но тогда естественнее будет и вовсе прикрыть пустующие и не отвечающие своему подлинному назначению семинарии и перейти к тем “пониженного типа пастырским училищам (с неполным богословским образованием)”, какие преднаметил Отдел в главе III своего доклада, как терпимое зло или недоразумение. Тем более все это следует сказать о той “Духовной семинарии (пастырское училище с полным богословским образованием)”, о которой говорится под буквой А данного доклада Отдела. В такой семинарии под одной крышей, при одинаковых условиях, совершенно как в действующей Духовной семинарии, будут учиться юноши и для университета, и для пастырства. Конечно, результат будет тот же, какой теперь наблюдается, но еще в более решительной форме – никто не пойдет в богословско-пастырские классы на три года после общеобразовательных классов, так как с успехом может в три года окончить университет. И поэтому совершенною фальшью будет висеть в воздухе § 8 доклада “о воспитательном строе” для “подготовления пастырей Церкви”.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

Однако и учение, и аргументацию прп. Максима, какой она была на диспуте 645 г., как уже начали понимать некоторые исследователи, восстанавливать по дошедшему до нас тексту Диспута с Пирром также следует с большой осторожностью. Как заметил Жак Норе, вполне вероятно, что текст Диспута был составлен уже после 655 г. и даже позднее 597 , то есть уже после процесса над прп. Максимом, чуть позже, чем было составлено Изложение прения, а может быть, и Диспут в Визии. Остается открытым вопрос, насколько текст Диспута соответствует тому, что реально происходило и говорилось в 645 г., да и авторство Диспута в его конечной редакции – вопрос открытый; неизвестно, принадлежит ли оно прп. Максиму или его ученикам. Все это затрудняет анализ данного сочинения и понимание его места по отношению к Богословско-полемическим сочинениям прп. Максима 598 . Исходя из всего этого, как и из того, что его содержание уже не раз исследовалось, а отдельные моменты анализировались нами выше, мы лишь кратко остановимся на тех аспектах Диспута, которые имеют отношение к наиболее важному для понимания Богословско-полемических сочинений вопросу об изменениях в способе выражения своего учения прп. Максимом. При этом мы, следуя в этом большинству ученых, примем, что Диспут отражает позицию прп. Максима в 645 г., но еще и еще раз подчеркиваем всю условность такого предположения, как и выводов, из него следующих 599 . Исторические обстоятельства диспута хорошо известны 600 . Под патронажем префекта Карфагена Григория, в присутствии африканских епископов и народа в 645 г. состоялся диспут между экс-патриархом Константинополя Пирром, который и в изгнании оставался влиятельным лицом (по крайней мере среди своих) 601 и одним из столпов монофелитства, и монахом Максимом, который к тому времени давно уже был духовным предводителем в борьбе с монофелитством 602 . Не будем анализировать диспут в подробностях, остановимся (с учетом всех оговорок касательно датировки и авторства этого текста) лишь на том, что непосредственно связано с вопросом о новом и неизменном в позиции прп. Максима по сравнению с его сочинениями 640–643 гг. и более ранними.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подготовленный Синодальной Богословской комиссией под председательством митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Белоруси, богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида, уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://sedmitza.ru/lib/text/429949/

Том II Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита О монашестве Иван Иванович Соколов (1865–1939) – выдающийся русский историк Церкви и канонического права, блестящий представитель отечественного византиноведения, церковно-политический деятель, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. Его имя и труды уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том его сочинений вошли впервые издаваемые «Лекции по истории Греко-Восточной церкви», читанные знаменитым учёным студентам Академии в 1913–1914 учебном году и затрагивающие время от торжества Православия в 843г. до падения Константинополя в 1453г. На основе систематизации огромного церковно-исторического материала автор выстраивает стройную концепцию византинизма, наиболее подробно рассматривая отношения светской и церковной властей, духовное просвещение и богословскую науку в Византии. В приложении к «Лекциям...» печатаются работы И. И. Соколова , тематически прилегающие к основному тексту и дополняющие его: «Преподобный Феодор Студит , его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность», «Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита » и «О монашестве». Для всех интересующихся историей Церкви и историческими судьбами Православия. VII. Учёное богословское общество в Византии Наконец, оживлению научно-богословских интересов в разработке богословской науки в Византии немало содействовало «Учёное богословское общество». Это был кружок учёных византийских деятелей, группировавшихся обыкновенно при царском дворе и находившихся под покровительством византийских императоров. Известно, что басилевсы династий Македонской, Дук, Комнинов и Палеологов любили науки и просвещение, собирали к своему двору всех выдающихся учёных, вступали с ними в беседы по вопросам научного знания, организовывали как бы научные собрания. И, таким образом, содействовали возникновению учёного сообщества, существование которого можно проследить в течение почти всей нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

День ликвидации духовной семинарии стал днем рождения Богословско-Пастырского училища. Его заведующим на чрезвычайном организационном собрании был избран Иван Павлович Щербов, сразу же утвержденный в должности митрополитом Вениамином. Владыка хорошо знал И.П. Щербова еще со студенческих лет: тот учился курсом младше и входил в число самых активных студентов-проповедников. Позднее, в годы своего инспекторства и ректорства в столичной семинарии, будущий Петроградский святитель был непосредственным начальником Ивана Павловича. Известить верующий народ о появлении более чем скромного очага духовного образования удалось лишь в устной форме. Благочинные епархии получили такое предписание, датированное 11 октября 1918 года: «Петроградский Епархиальный Совет уведомляет Вас для объявления настоятелям на предмет широкого оповещения прихожан, что в ближайшие дни, с благословения Митрополита Петроградского и разрешения Комиссариата Народного Просвещения, открываются занятия на I и II курсах Богословско-Пастырского Училища. В училище принимаются лица обоего пола от 18 лет, со средним образованием, вольнослушатели с особого разрешения Совета Училища, могут поступать и без требуемого ценза...» 978 15 (2) октября митрополит Вениамин совершил молебен пред началом учения в лаврском Троицком соборе у мощей св. Александра Невского. На другой день в помещении бывшей образцовой школы при семинарии начались эпизодические, а с 23 (10) октября – систематические занятия. Они проходили по вечерам, ежедневно, кроме субботы, с 6 до 9 часов. 21 (8) октября митрополит утвердил в должности преподавателей училища почти всех членов корпорации духовой семинарии (кроме преподавателей новых языков и гигиены). Богословско-Пастырское училище имело двухлетний курс. На его 1-й курс приняли бывших воспитанников III и IV классов семинарии, на 2-й – прошедших общеобразовательную школу. Всего было зачислено 50 человек, в том числе 3 девушки 979 . Вскоре власти реквизировали и здание образцовой школы. Митрополит Вениамин приютил училище в одном из корпусов Александро-Невской лавры – под северо-западной башней 980 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010