В конце апреля заведующий районным церковным столом написал городскому руководству заявления о необходимости закрыть Высшие Богословские курсы и Богословско-пастырское училище, так как они «готовят врагов советской власти». Ликвидировать эти учебные заведения в то время власти не решились, но поручили ГПУ сфабриковать «дело Богословско-пастырского училища». Аресты по нему прошли в основном в мае-июне 1927 года и серьезно затронули Александро-Невское братство. 27 мая агенты ГПУ арестовали архимандритов Гурия и Льва, за решеткой также оказались архиепископ Гавриил (Воеводин), епископ Григорий (Лебедев), несколько преподавателей и учащихся. Но в конце концов «дело Богословско- пастырского училища» развалилось. 19 ноября 1927 года всех арестованных освободили под подписку о невыезде, а через год, 10 ноября 1928 года, дело вообще было прекращено «за недостаточностью компрометирующего материала» и взятые подписки аннулированы (8). Однако все учебные заведения Московской Патриархии к этому времени в Ленинграде (как и по всей стране) были уже закрыты. Из хранящейся в следственном деле секретной переписки ОГПУ видно, что арестованные по «делу Богословско-пастырского училища» были освобождены с расчетом на то, чтобы они включились в набиравшее силу иосифлянское движение. Советскому руководству были выгодны любые новые расколы и разделения в Русской Православной Церкви как ослаблявшие ее единство. Поэтому на первых порах власти не препятствовали возникновению оппозиционного им церковного движения, получившего свое название по имени руководителя - митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых). Иосифляне не признавали опубликованную в июле 1927 года декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и отказывались поминать в храмах и эту власть, и самого митр. Сергия. Некоторые из освобожденных в ноябре 1927 года стали активными участниками иосифлянского движения. Но все руководители Александро-Невского братства единодушно остались верны митр.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

1927. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, тел. 50–72. Ректор проф. Раевский П. В., проректор проф. Титлинов Б. В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Смирнов К. А., Стефанович Д. Ф., Холопов И. Д. (С. 47). Курсы 10. Разные Высшие Богословские курсы – Екатерингофский пр., 24, тел. 482–31. Ректор, проф. Чуков Н. К., секр. Успенский Н. Д. (С. 55). 1928. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, кв. 12. И.о. рект. проф. Титлинов Б.В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Раевский П. В., Смирнов К. А., Холопов И. Д., преп. Запольский Е.И. (С. 69). Курсы (в ведении Ленинградпрофобра) Высшие Богословские курсы – Екатерингофский пр., 24, теп. 482–31. Ректор проф. Чуков Н. К., прорект. Петровский А. В., казн. Эльб К. К., секр. Невоструев С.А. (С. 76). 1929. VII Институты Ленинградский Высший Богословский институт – ул. Халтурина (б. Миллионная), 31, кв. 12. И. о. рект. проф. Титлинов Б. В., проф-ра Боярский А. И., Платонов Н. Ф., Попов М. С., Раевский П. В., преп. Запольский Е. И. (С. 48). Показательна история существования в то время Богословско-Пастырского училища. В 1923 году после закрытия Богословского института Богословско-Пастырское училище продолжало существовать и вести свою религиозно-просветительскую работу. Несмотря на то, что еще весной 1923 года власти не возражали против существования училища, занятия в нем прекратились во второй половине 1923 года. Однако вскоре для поступления на них также стал требоваться экзамен по политграмоте. Училищу пришлось переехать из Александро-Невской лавры в дом Казанского собора (Казанская, д. 4), а потом в дом Православной Эстонской Церкви (Екатерингофский, 24), где уже ранее находились Благочиннические курсы 2-го городского благочиния. В 1924 году И. П. Щербов отказался от заведования Богословско-Пастырским училищем, и оно перешло сначала к прот. А. В. Пакляру, а потом к иеромонаху Гурию (Егорову).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей речи на открытии Богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве Митрополит Алексий выразил пожелание, чтобы организуемая богословская школа была преемницей по духу и силе прежней Московской Духовной Академии: «Да будет благодатный дух Московской Духовной Академии сугуб в Московском Богословском институте» 467 . В Ленинграде в это же время были открыты Богословско-пастырские курсы. По благословению Патриарха Алексия, согласно резолюции его от 26 августа 1946 года, Московский Богословский институт был реорганизован в Духовную Академию с прежним четырёхгодичным курсом обучения, а Богословско-пастырские курсы – в Духовную семинарию также с четырёхгодичным курсом обучения. 14 октября того же года была открыта Ленинградская Духовная Академия, а существовавшие там Богословско-пастырские курсы были реорганизованы в Духовную семинарию. Вскоре стали открываться духовные семинарии и в других городах: в Луцке на Волыни – в 1945 году, в Одессе – в том же 1945 году, в Ставрополе – в 1946 году, в Киеве – в 1947 году. Последней была открыта наша, Саратовская Духовная семинария – 16 ноября 1947 года. «Для подготовки духовенства в Белоруссии была учреждена семинария в м. Жировицах» 468 . Помимо открытия новых духовных школ, Патриарх Алексий расширял имеющиеся: в январе 1964 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) начал свою деятельность сектор заочного обучения Московской Духовной Академии и семинарии, организованный для обучения приходского духовенства, чем разрешалась проблема духовного образования огромного контингента священнослужителей без отрыва их от пастырской деятельности. 21 января 1964 года состоялось официальное открытие первой зачётной сессии, по поводу чего Святейший Патриарх Алексий направил специальное приветствие: «Божие благословение на труды учащих и учащихся Сектора заочного обучения Московской Духовной Академии и семинарии. Отрадно, что священнослужители наши, несущие трудное пастырское служение, имеют стремление повысить свои богословские знания. Надеюсь, что в Академии и семинарии они восполнят свои знания и в святой Лавре Преподобного Сергия у её великих святынь воспримут то духовное настроение, которое так необходимо для пастыря Церкви Христовой. Патриарх Алексий» 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 июня 1944 года состоялось открытие Богословского института и Богословско-Пастырских курсов в Москве. Проректор Богословского института проф. С. В. Савинский в своей речи 14 июня 1944 года сказал: «Много потрудился над делом создания курсов и института Преосвященный Григорий, архиепископ Псковский, работавший над „Положением“ о наших школах и их учебными планами. На опыте Ленинградских курсов и института, прекрасно знакомый со всеми сторонами духовной школы. Он дал, можно сказать, основные установки в деле организации учебной жизни наших курсов и института» 445 . На открытии Московских Богословско-Пастырских курсов, в день начала воплощения в жизнь его трудов и чаяний, архиепископ Григорий сказал: «Христианство не теория, а жизнь и между изучением богословия и строем жизни должна быть теснейшая связь, потому что давно сказано: „qui proficit in litteris, sed deficit in moribus – plus deficit, quam proficit“ (кто преуспевает в науке, но не преуспевает в нравах, тот больше не успевает, чем преуспевает)» 446 . В 1945 году было предположено открыть, по крайней мере, шесть духовных школ – в Ленинграде, Минске, Киеве, Одессе, Луцке и Саратове. Но удалось открыть лишь две: в Ленинграде и Одессе 447 . Архиепископом Григорием все-таки была предпринята попытка открыть Богословско-Пастырские курсы в Саратове. Вопрос этот обсуждался на встрече Патриарха Сергия с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карповым 5 мая 1944 года. «Товарищ Карпов поставил в известность Патриарха Сергия, что Советом получено письмо архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория Чукова с ходатайством поставить вопрос перед правительством о возможности организации в г. Саратове пастырско-богословских курсов и о предоставлении для этого соответствующего помещения в Саратове. Товарищ Карпов спросил Патриарха Сергия о его мнении по этому вопросу, так как в свое время Сергий заявил тов. Карпову, что вопрос организации богословско-пастырских курсов в епархиях он оставляет до будущего года, с тем, чтобы в этом году получить какой-то опыт на курсах в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беневича к русскому переводу " Богословско-полемических сочинений " преп. Максима Исповедника (изд-во РХГА, Святая гора Афон, СпБ, 2014. Стр. 169-173). Выше мы уже затрагивали ряд спорных вопросов, связанных с исследованием Opusc., полемикой с монофелитами и пониманием учения прп. Максима. Перечислим кратко самые существенные из них. История полемики с моноэнергизмом и монофелитством, участие в ней свт. Софрония и прп. Максима, датировка и последовательность написания Богословско-полемических сочинений, не говоря уже о соотношении официальной (греческой) и альтернативной (сирийской) версии жизни прп. Максима — все это вопросы, на которые нет окончательного ответа. В последнее время было высказано несколько новых гипотез о ходе полемики и участии в ней прп. Максима, которые мы выше кратко описали. Отсутствие критического издания Богословско-полемических сочинений, определенности относительно времени написания, авторства и источников Диспута с Пирром еще больше затрудняет решение перечисленных вопросов. Однако помимо проблем фактологических, не меньший интерес представляют вопросы герменевтические, связанные с пониманием наследия прп. Максима и сути полемики между диофелитами и монофелитами. Что касается второй темы, то выше мы уже обратили внимание на опубликованную недавно и готовящуюся к печати работы Ричарда Прайса, которые заставляют задуматься о сложившемся (особенно среди православных исследователей) понимании учения моноэнергистов и монофелитов в христологических спорах VII в. Что касается позиции самого прп. Максима, то, имея в виду его общепризнанный авторитет крупнейшего православного богослова и философа, осуществившего богословско-философский «синтез» церковного учения, каким оно сложилось к VII в., и во многом определившего его будущее, «посредника между Востоком и Западом», не приходится удивляться, что изучение и интерпретация его мысли, в том числе выраженной в Opusc., остается важной задачей патрологических исследований. Играет толкование мысли при. Максима заметную роль и у тех современных христианских богословов, которые разворачивают свою мысль с опорой на церковную традицию.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/25/...

- Община глухих при храме св. апп. Петра и Павла при РГПУ им. А.И. Герцена. Академические журналы [ править править код ] Абитуриенту [ править править код ] Богословско-пастырский факультет [ править править код ] Абитуриенту бакалавриата [ править править код ] На обучение по образовательным программам бакалавриата высшего профессионального образования Богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии по направлениям подготовки «Теология – 48.03.01» (профиль подготовки «Православная практическая теология») и «Подготовка служителей Русской Православной Церкви» (профиль подготовки «Православное практическое богословие») (форма обучения – очная) принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 16 до 35 лет, имеющие среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование, холостые или женатые первым браком. Срок обучения – 4 года (очная форма). Абитуриенты бакалавриата, не прошедшие по конкурсу, могут быть рекомендованы к зачислению на подготовительный курс бакалавриата СПбДА. Срок обучения на подготовительном курсе – 1 год. Список экзаменов и документов, необходимых для поступления, можно найти на сайте академии. Документы, необходимые для поступления, направляются по адресу : 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия. Документы могут быть направлены в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес : priem_spbda@bk.ru Консультацию по вопросам оформления и подачи документов, а также относительно правил приема и программы вступительных испытаний по направлениям подготовки бакалавриата Богословско-пастырского факультета (очной формы обучения), можете получить по тел. : +7 (812) 717-88-85 ; +7 (921) 314-58-54 ; +7 (931) 359-28-80 . По вопросам, касающимся поступления на бакалавриат заочной формы обучения Богословско-пастырского факультета, обращайтесь по тел. : +7 (812) 717-83-29 ; e-mail : zo.spbda@mail.ru . Проживание, питание и обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии — бесплатные.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

прот. Владимир Сорокин Часть IX. 1922–1928. Богословско-пастырские учреждения После своего освобождения отец Николай вновь развернул богословско-просветительскую деятельность. Уже 2 апреля 1924 года Правлением Богословских курсов центрального района он был избран заведующим. В 1924 и 1925 годы эти курсы действовали уже в несколько более расширенном объеме, охватывая не только 2-е городское благочиние, но и весь центрально-городской район. При этом, все поступающие на курсы должны были обязательно сдать в особой Комиссии Народного Комиссариата Просвещения экзамен по политграмоте (такой же экзамен требовался в эти годы и от поступающих в Богословско-Пастырское училище). В отчете за 1924/25 учебный год отмечалось, что на курсах Центрального городского района было сорок восемь человек слушателей (двенадцать мужчин и тридцать шесть женщин); на первом годе – двадцать шесть человек и на втором – двадцать два человека, в возрасте от 24 до 54 лет, в основном со среднем образованием. Учебных дней в году – 184, и за этот период было прочитано 363 лекции. Заведование курсами с 1922 года после протоиерея В. А. Акимова перешло к протоиерею К. К. Эльбу, а со 2 апреля/20 марта 1924 года – к протоиерею Н. К. Чукову. На курсах преподавали известные протоиереи: профессор А. В. Петровский читал Священное Писание Ветхого Завета; А. В. Пакляр – Священное Писание Нового Завета; М. В. Митроцкий – догматическое богословие; П. П. Аникиев – пастырское богословие с аскетикой; Н. К. Чуков – патристику; А. А. Казанский – историю русской церкви и, в частности, историю раскола, свящ. В. И. Колчев – церковное пение; Н. В. Чепурин, а также И. Д. Холопов – апологетику, профессор А. А. Дмитриевский – литургику и церковную археологию, профессор И. И. Соколов – общую церковную историю. К этому времени в стране более или менее установился новый социальный порядок, что на практике означало пересмотр всех аспектов общественного устройства, в том числе и его духовных запросов. Жизнь предъявляла свои требования к каждому явлению. Все подвергалось переоценке в свете новых требований. Каждое явление должно было доказать свою жизнеспособность в указанной и намеченной борьбе. Не обошла стороной эта проблема и духовное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ноябре 1946 г. на базе Богословско-пастырских курсов была открыта духовная семинария в Ставрополе. Ее ректором Священный Синод назначил протоиерея Иоанна Богдановича. В Киеве торжественное открытие семинарии состоялось 18 февраля 1947 г. Ректором семинарии стал священник С. П. Афонский. Минские Богословско-пастырские курсы при их преобразовании в духовную семинарию были переведены в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, но по названию это была Минская семинария. Одновременно с этим была закрыта Виленская семинария. В 1946/47 учебном году в семинарии были преобразованы Богословско-пастырские курсы, открытые в Саратове, Одессе, Луцке. Львовские богословско-пастырские курсы, организованные в 1946 г., просуществовали только год. Ходатайства об открытии духовных семинарий в своих епархиях подавали в Совет по делам Русской Православной Церкви правящие архиереи Новосибирской, Краснодарской, Ростовской, Ярославской, Смоленской, Черновицкой и Таллинской епархий. Эти ходатайства были поддержаны Святейшим Патриархом Алексием I, но ответом Карпова на все эти просьбы было: «Воздержаться». На начало 1950/51 учебного года в 8 семинариях и 2 академиях обучалось 730 студентов. Священнослужителей не хватало, и правящие архиереи были вынуждены рукополагать благочестивых мирян без духовного образования. Чтобы преподать таким священнослужителям хотя бы основные богословские знания, в некоторых епархиях устраивались краткосрочные, чаще всего месячные, пастырские курсы, по окончании которых проводились проверочные испытания. В сентябре 1947 г. под руководством архиепископа Орловского Фотия (Тапиро) были проведены занятия со священнослужителями епархии с чтением обзорных лекций по всем основным предметам семинарского курса; подобные курсы были организованы в Гродно; в Минске с 28 сентября по 11 октября 1947 г. были проведены занятия на церковно-певческих курсах для псаломщиков епархии. Проводились также конференции епархиальных священников, которые частично решали образовательные задачи. В середине 50-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Об этом и говорится в книге Олеси Николаевой. Великим достоинством ее, на наш взгляд, является тот факт, что о свободе здесь пишется свободно . Композиция книги, ее стиль, речевые обороты – свободны. Мысль течет плавно, не бурля мутным потоком перед искусственными плотинами ложных антиномий приземленного рассудка. Но чувствуется, что свобода эта – плод многих духовных борений автора, прошлых исканий и смятений, то есть плод личного духовного опыта. Именно такой " опытный " характер и придает сочинению Олеси Николаевой убедительность. Безусловно, ее книга – отнюдь не богословско-научный трактат и не претендует на это. Отсюда вряд ли можно требовать от автора предельной и ювелирной точности формулировок и отдельных высказываний. Данная книга – скорее богословско-философское эссе или даже богословско-публицистическое и апологетическое произведение. Но, будучи таковым, сочинение Олеси Николаевой целиком зиждется на Священном Писании и святоотеческом Предании, что является, несомненно, великим достоинством его. А литературный талант автора делает сокровищницу Писания и Предания доступным для широкого круга православных читателей, что в настоящее время представляется особенно насущным. Поэтому, думается, книга Олеси Николаевой привлечет внимание как людей, сведущих в богословии, так и тех, которые только вступают в " притвор " боговедения. Профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, доктор церковной истории А. И. Сидоров Лосский В . По образу и подобию. М., 1995. С. 113. Архимандрит Иустин (Попович ). О первородном грехе. Пермь, 1999. С. 35. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты//Слова на Богородичные праздники/Перевод и комментарии священника Максима Козлова, Д. Афиногенова. М., 1997. С. 117. Дар свободы Нет, наверное, для человека дара более желанного, прекрасного и драгоценного, чем дар свободы. Но нет и дара более обременительного, искусительного и страшного, чем она. О свободе принято говорить как о Божием даре, свидетельстве богоподобия человека: Бог создал человека свободным, дал ему право и власть самоопределения и творчества. И в то же время свобода предстает как метафизическая проблема человека, как тяжкое бремя, как трагедия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

Заслуга прп. Анастасия состоит в том, что он одним из первых сделал попытку систематизации православной христологии. В этом смысле он становится предшественником прп. Иоанна Дамаскина с его «Источником знания». Прп. Иоанн Дамаскин в своих творениях уделял особое внимание христологической терминологии. Этот факт объясняется тем, что большая часть христологического учения святого имеет полемическую направленность, а для успешного ведения полемики необходимо прежде всего определиться с основными понятиями, на которые будут опираться стороны, либо указать на конкретные терминологические ошибки оппонентов. И тот, и другой компоненты широко представлены в трудах Дамаскина. Каждый христологический термин может иметь у прп. Иоанна несколько определений. Некоторые из них представляют собой дословные цитаты из сочинений античных философов, главным образом Аристотеля и его комментаторов-неоплатоников. Вместе с тем семантическое поле вышеприведенных терминов нередко в значительной мере было дополнено представителями христианской богословско-философской мысли, и эти дополнения тоже отражены в творениях Дамаскина. Определения же некоторых богословско-философских терминов были сформулированы исключительно христианскими авторами (например, «лицо» и «сложная ипостась»). Одни из терминов используются Дамаскиным часто (например, «ипостась», «природа»), другие — значительно реже (например, «вид», «индивид»). Это объясняется главным образом полемическим контекстом творений: одни термины были в центре полемики, другие — на ее периферии. Однако, как мы видим, прп. Иоанн Дамаскин придавал большое значение всей терминологии, излагая терминологический материал обширно и вместе с тем систематично. Этим он отличается от прп. Анастасия. «Философские главы» прп. Иоанна полезны не только для богословов, но и для философов, тогда как «Книга определений» (вторая глава «Путеводителя» прп. Анастасия) отличается узкой богословской направленностью. Именно у прп. Иоанна Дамаскина мы видим самую развитую на VIII b. терминологическую богословско-философскую систему. В этом смысле можно говорить о Дамаскине как о новаторе в изложении христологической терминологии.

http://bogoslov.ru/article/6195346

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010