Множество драгоценных святынь православия сохранилось на благодатной украинской земле. Это две лавры – Киево-Печерская и Почаевская, прославленный собор Святой Софии, златоверхие черниговские храмы. Но сколько святынь было безвозвратно потеряно уже в наше время. Настоящей жемчужиной древней архитектуры являлся в Киеве Михайловский Златоверхий собор, возведенный в 1108–1113 гг., он имел особое значение для киевлян, так как был посвящен Архангелу М ихаилу – небесному покровителю города. Он был первым храмом с позолоченным верхом, откуда и произошло его наименование и утвердилась высокая традиция на Руси. При нем был образован монастырь, который долгое время являлся и митрополичьей резиденцией. Храм был безжалостно уничтожен в 1936 г. большевиками, а многие уникальные сохранившиеся древнерусские мозаики были перенесены в Софийский собор (сюжет «Евхаристия»), некоторые храмовые фрески попали в Эрмитаж (возвращены Украине в 2008 г.) и Третьяковскую галерею. Собор восстановлен в 1999 г., он стал одним из главных храмов неканоничной Украинской православной церкви теперь уже Киевского Патриархата. В одном только Киеве сохранилось множество храмов, являющихся драгоценными сокровищницами русской православной культуры. Это Андреевская церковь, построенная в 1754 г. по проекту В.В. Растрелли, Владимирский собор, возведенный в 1886 г. к 900-летию Крещения Руси. Это одна из древнейших в городе Кирилловская церковь XII в., с частично сохранившимися уникальными фресками, а также множество других. А сколько почитаемых реликвий находится в стране! Мощи преподобного Кукши в Одессе, мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Свято-Троицком соборе в Симферополе. Святыни Украины – это величайшие святыни Православия. Город Переяславль, где в 1654 г. был заключен договор о воссоединении с Россией, древний Чернигов, с куполами храмов домонгольской Руси. Топловский и Корецкий монастыри, многочисленные обители и пещерные монастыри Крыма: Успенский, выдолбленный в скале возле Бахчисарая, пещерные Челтер и Шулдан и многие, многие другие. Невозможно даже перечислить святыни Православия на этой древней земле в небольшой преамбуле. Невозможно и осознать их значимость, пока воочию не увидишь каждую реликвию и памятник своими глазами. Ведь паломничество – это благодатный душевный труд, связанный с молитвой и с поклонением драгоценной святыне. И мы с трепетом пройдемся вместе с вами по самым главным обителям земли Киевской. Святая София Киевская

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Везде, где они появлялись, – в Сицилии, Малой Азии, Грузии, Крыму – ими создавались пещерные монастыри и храмы. Породы камня не выбирали, врубались в любые. В Малой Азии в огромных валунах – монолитах гранита высекались храмы с дивной настенной росписью, частично сохранившейся до сих пор. Гранит легко колется и долбится, зато чрезвычайно трудно отесывается и режется. Чтобы сделать гладкой бугристую поверхность сводов и стен гранитного храма, нанести на них роспись, требовались невероятные усилия. Крымские известняки, напротив, легко режутся и отесываются, зато трудно колются и почти не поддаются долблению. Чтобы продолбить в крымских скалах достаточные пространства для келий, церквей, усыпальниц, нужны были титанические усилия. Кажется, в пещерном строительстве иконопочитателей сила веры, двигавшая людьми, преобразовалась в мускульную, физическую силу, выразилась в метрах и сантиметрах продолбленной, прорубленной породы. Нужно видеть эти пещерные города и храмы, чтобы хотя бы отчасти ощутить величие необычайного подвига православных. Внутрискальные помещения создавались не обязательно в труднодоступных высоких горах, но и в легкодоступных местах, а иногда в долинах, при этом, как уже говорилось, наряду с обычными, сложенными из камней наземными постройками. Так что объяснить их возникновение в названных колониях Византии только желанием иконопочитателей обезопасить себя от внешних врагов не представляется возможным. Здесь явно просматривается определенная тенденция, выражение какой-то идеи иконопочитателей тех времен, являющейся пока загадкой. Множество пещерных храмов и монастырей было создано иконопочитателями в Крыму: Успенский монастырь, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие. Но переселенцы VIII – начала IX века высекали свои монастыри и церкви и в других, до них уже обжитых поселениях и городах – на Мангупе, в Эски-Кермене, Каламите (Инкермане) и т. д. 13 В Крыму развернулась деятельность одного из выдающихся исповедников Православия святителя Иоанна, епископа Готфского, возглавившего мощное антихазарское восстание крымского населения в 787 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсутствие зоны протесиса позволяет предполагать, что храм создан до VIII в., когда приготовление хлеба и вина еще имело достаточно свободный характер и совершалось где-то вне основного объема храма. Следует оговориться, что, возможно, протесисы в храмах, не имеющих их следов, просто не сохранились – теоретически они могли представлять собой переносные столики. Кроме того, не от всех каменных конструкций остаются видимые следы, как это, например, имеет место с престолом в полупещерной «часовне» у западного обрыва Эски-Кермена (см. отчет экспедиции 1936–37 гг.: Архив VIMK РАН. Ф.2. Оп. 1. 1936. Д.268). Однако, первоначальное отсутствие протесиса и соответственно ранняя датировка храмов класса I подтверждаются характерными для наземных храмов ранневизантийского времени особенностями устройства: наличием выдающейся в наос алтарной преграды или использованием триконхиальной формы. Два этих архитектурных варианта позволяют выделить внутри класса I два типа. Кроме того, один храм без протесиса имеет близкие параллели с каппадокийской архитектурой и выделен нами в третий тип. Еще два храма, хотя и не имеющие следов протесиса, но не обладающие характерными для памятников класса I формами, мы рассмотрим в конце статьи. Тип I.1. Храмы с алтарной преградой в форме выступающего в наос П-образного прямоугольного темплона. Это древнейшая разновидность византийского темплона, известная уже с IV в. и исчезающая из наземной архитектуры с уменьшением размеров храмов и деградацией синтрона (IX-X вв.). Выступающим «архаическим» темплоном (а также рядом других общих признаков – см. ниже) обладают: (1а) 1 храм «с баптистерием» на Тепе-Кермене; (2) храм «Судилище» на Эски-Кермене; (3) главный храм Челтер-Кобы. Увлекшись дискуссией о датировке Челтер-Кобинского монастыря – VIII или XIII-XIV вв., сторонники первой (В.Н.Даниленко, Ю.С.Воронин) и второй (Ю.М.Могаричев) гипотез так и не смогли внимательно проанализировать устройство храма обители. Могаричев, например, видит здесь невозможную комбинацию из двухступенчатого синтрона и пристенного престола, «по-видимому, сбоку (!) от синтрона». Между тем в полу храма (и на плане в книге Могаричева) хорошо читаются и гнездо престола, и остатки срубленного синтрона, и следы выступающей П-образной алтарной преграды. Скамья, которую Ю.М.Могаричев отождествил с синтроном, находит себе аналогию в двухступенчатой скамье Отметим, что через некоторое (возможно, немалое) время в алтаре был устроен протесис в виде грубо высеченной ниши в стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Чилтер-Мармара. Монастырь Саввы Освященного. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Координаты: 44.595487, 33.732161 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Чилтер-Мармара (Челтер в некоторой литературе)– древний пещерный монастырь, действовавший с VIII по XV век. " Чилтер " в переводе с тюркского означает " решетка " , а Мармара- это название средневековой деревни, некогда находившейся на склоне, у подножия монастыря. Здесь более 50-ти пещер, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, четыре церкви. Первые пещерные сооружения появились здесь в XII-XIII вв. Однако отдельные отшельники могли появиться здесь и ранее, облюбовав естественную карстовую пещеру у верхней кромки скалы. Известно, что значительная часть монастырей возникала в районе " святых мест " - бывших келий или захоронений почитаемых отшельников. Настоящий расцвет монастырская жизнь здесь достигает в XIV-cepeдuhe XV века - Чилтер-Мармара расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 году привел к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, были либо разрушены либо пришли в упадок. Пещерный монастырь Чилтер-Мармара, расположен в 1,5км от с. Терновка (бывшая Шули) на обрыве горы Чилтер-кая, нависающей над Каракобинской и Шульской долинами. Учитывая большое число помещений и следы перестроек, а так же разрушение ряда пещер, можно сделать вывод, что монастырь существовал довольно длительное время - до последней четверти XV в., после которой жизнь здесь если и теплилась, то новое строительство вряд ли велось. Вероятно в XII -XIII в. возникла церковь 1, врубленная в естественном скальном гроте, и, возможно, часовня В период Феодоро (конец XIV-XV вв.) монастырь расширяется, появляются пещеры 3-4-х ярусов, в том числе церкви 2-3. Таким образом, монастырь, скорее всего, функционировал с XII-XIII до конца XV в. Однако это не исключает, что отдельные отшельники могли поселиться здесь и ранее, облюбовав карстовую пещеру.

http://sobory.ru/article/?object=15734

Пещерные монастыри Крыма ФОТОГАЛЕРЕЯ Предлагаем вашему вниманию фотопрогулку по пещерным монастырям Шулдан и Челтер-Мармара и пещерному городу Эски-Кермен. Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен вблизи современного села Терновка в Севастополе. Название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо» или «неприступное место». Он состоит из двух пещерных храмов и двадцати помещений культового и хозяйственного назначения, расположенных в два яруса. Монастырь был основан в VIII веке монахами-иконопочитателями – беженцами из Византии в период борьбы с иконами императоров из Исаврийской династии Львом и Константином Копронимом. Монахи, жившие в Шулдане, занимались виноградарством и виноделием. Пещерный монастырь Челтер-Мармара расположен на обрыве горы Челтер-Кая, недалеко от монастыря «Шулдан», в полутора километрах на северо-запад от села Терновка на территории города Севастополь. Объект культурного наследия народов России федерального значения. Челтер в переводе с крымско-татарского – «решетка», «сетка», Мармара – название средневековой деревни, находившейся у подножия горы. Здесь насчитывается более 50 пещер, расположенных в четыре яруса: 4 церкви, кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Не очень далеко от этих монастырей располагается и средневековый город-крепость Эски-Кермен. Название переводится с крымско-татарского как «старая крепость». Город построен на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до 30 м глубиной. Является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма и входит в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. В этом городе существовали несколько пещерных храмов, вырубленных в скалах в XII–XIII веках, со множеством фресок. vk fb tw ok @ g+ lj Рассвет на Черном море Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj По дороге в монастырь Шулдан Фото: Дмитрий Кирюхин/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/134512.html

– Появились ли планы по обустройству на этом месте постоянного ограждения, часовни? – Хотелось бы поставить там небольшое постоянное ограждение, но камень с отпечатком стопы находится у самого моря, им омывается, и все, что мы ставим весной, зимние шторма, как правило, сносят. А само святое место сохраняется около двух тысяч лет. Протоиерей Сергий Халюта – Сколько новых храмов появилось за прошедшие два года на территории Севастопольского благочиния? – Постепенно мы переходим в российское юридическое пространство. Много трудностей сопряжено именно с этим. Не очень просто получить сегодня землю в Севастополе для строительства православного храма. Но в Севастополе сегодня имеется 41 храм. На территории благочиния расположены два известных монастыря – это Балаклавский Свято-Георгиевский на мысе Фиолент, Свято-Климентовский монастырь в Инкермане – и множество скитов: мужской скит Преображения Господня в с. Терновка, мужской пещерный монастырь святителя Саввы Освященного (его также называют Челтер-Мармара), скит Иоанна Крестителя в районе с. Оборонное, женский скит Корсунской иконы Божией Матери Топловского монастыря. За два прошедших года мы построили храм на Чернореченском водохранилище – в честь Богоявления; храм преподобного Сергия Радонежского появился в спальном районе – там в нем особенно нуждались. В районе «Красная горка», жителям которого тоже сложно добираться до городских храмов, строится большой собор во имя святых Царственных страстотерпцев. Строится храм при севастопольском роддоме. При Севастопольском Президентском кадетском училище уже полностью обустроен красивый домовый храм. В процессе строительства находятся еще 10 храмов. И еще 20 мы планируем возвести со временем; приоритет будет отдан близлежащим селам, там наиболее трудное положение. Хотелось бы, чтобы в каждом селе была своя церковь и свой священник. В числе главных задач у нас и строительство духовно-просветительского центра, который очень нужен Севастополю. Мы уже подготовили рабочий проект, оформляется земля. С Божией помощью, надеюсь, в следующем году начнем строительство.

http://pravoslavie.ru/90479.html

Центр церковной археологии создается при Севастопольском госуниверситете 22.07.2022 16:43:51 СЕВАСТОПОЛЬ Центр церковной археологии создается на базе кафедры «Теология и религиоведение» Севастопольского государственного университета. Это первое в России научное учреждение подобной специализации – в сферу ее деятельности также войдут Северная Африка и Средиземноморье, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Global Orthodox. В число задач ЦЦА будут входить не только исследования и научная работа, но и подготовка будущих археологов, а также популяризаторские функции. Как полагает доцент кафедры истории СевГУ Михаил Фомин, Центр будет сотрудничать с Херсонесским и Бахчисарайским музеями-заповедниками, Институтом востоковедения РАН, Русским географическим обществом и Императорским православным Палестинским обществом. Севастопольские ученые уже проводили совместные экспедиции с Институтом востоковедения на территории Сирии и Абхазии, а также на Юге России. Однако география может быть расширена – древние христианские храмы есть в Египте, Судане, Иордании, Греции и на Балканах. По мнению организаторов ЦЦА, сфера его деятельности может распространяться на такие направления, как летняя практика для студентов и волонтеров, проведение конференций и лекций, книгоиздательство. В планах – создание виртуальной выставки церковных артефактов. Идею создания Центра поддержал ректор СевГУ Владимир Нечаев, отметивший его уникальность и пообещавший наладить взаимодействие ЦЦА с Крымской епархией и Севастопольским благочинием, а также с профильными департаментами городского правительства. На территории полуострова есть десятки связанных с историей христианства локаций, в которых ежегодно бывают сотни тысяч туристов и паломников. Это храмы Херсонеса Таврического, мужской Свято-Климентовский монастырь в Инкермане, Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент, Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае, храмы в пещерных монастырях Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Челтер-Мармара, Мангуп-Кале, Шулдан, Бакла, церковь Иоанна Предтечи в Керчи, скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне и многие другие достопримечательные места.

http://radonezh.ru/2022/07/22/centr-cerk...

Ученые находят следы пребывания Апостола Андрея Первозванного в Крыму (+ Видео) Симферополь, 14 сентября 2016 г. Фонд Андрея Первозванного совместно с российскими и зарубежными историками, краеведами и священнослужителями уже не один год изучает путь и деяния Апостола Андрея в России. Места его пребывания в Крыму заслуживают особого внимания. На полуострове побывали «Новости культуры» .      Добираются до самого крупного пещерного монастыря в Крыму - Челтер-Мармара - в основном на внедорожниках. Четыреста метров над уровнем моря. Внутри больше 50 пещер. В средние века в почти полностью мусульманском Крымском ханстве здесь сохранялся очаг греческого православия. Здесь и сегодня монастырь. Немногочисленная братия живет так же, как столетия назад. Готовят на дровах, нет ни отопления, ни электричества, ни водопровода. С именем апостола Андрея связывают и Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь на мысе Фиолент. В этих местах до сих пор множество пещер, где от преследований скрывались христиане. Именно здесь, по преданию, апостол совершил одно из своих чудес. Жителей Херсонеса апостол Андрей назвал «тугими на веру». Христианство в этих местах приживалось шесть столетий. Около полугода Андрей Первозванный проповедовал в Херсонесе, в самых людных по тем временам местах – в синагоге, на базарной площади и в порту. Отсюда он отправился в греческие Патры, оставив в Херсонесе троих своих учеников. В «Степенной книге», написанной духовником Ивана Грозного - Афанасием, описывается, как в Херсонесе апостол «молился на великом камне, во время молитвы камень стал, как воск и стопы его отпечатались на нём». Когда-то это место считалось священным, потом было утеряно и лишь недавно обнаружено вновь. Криминалисты определили: это стопа 38 размера человека невысокого роста, медики рассказали о его болезнях, геологи констатировали: это камень твердой вулканической породы. Тем временем, следы и деяния апостола Андрея на крымской земле продолжают изучать. Недавно историкам стали доступны документы Константинопольского патриархата. 14 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97045.html

Пештерски манастири Крима Полуострво Крим права колевка чува у себи мноштво храмова и од неке привлаче ходочаснике из целог света. Данас православни Крим пре свега познат и лекару Луки се овде подвизавао у ХХ веку, али се прва благовест о овде чула у доба. Сам апостол Првозвани – први од Христос позвао – дошао овамо да проповеда. Пештерски манастири су од главних особености православног Крима и су оснивани на неприступачним брдским местима с окомитим литицама изнад планинских речних долина, што да се бране од пештерских манастира на полуострву се с бекством на Крим монаха из Мале и Грчке у периоду од VII до IX века. Управо кримска за сигурно уточиште и место молитвеног подвига. нудимо фоторепортажу о неким Текст: Динара Грачева vk fb tw ok @ g+ lj На путу до манастира Христа Шулдан vk fb tw ok @ g+ lj Кула-капела изнад манастира Шулдан vk fb tw ok @ g+ lj Улаз у манастир vk fb tw ok @ g+ lj У манастиру. Улаз у манастир vk fb tw ok @ g+ lj У главном храму манастира vk fb tw ok @ g+ lj У главном храму манастира vk fb tw ok @ g+ lj vk fb tw ok @ g+ lj У манастиру Челтер-Мармара vk fb tw ok @ g+ lj Панорама из манастира vk fb tw ok @ g+ lj Храм преподобног Саве у манастиру vk fb tw ok @ g+ lj Голгота у храму преподобног Саве vk fb tw ok @ g+ lj У храму преподобног Саве vk fb tw ok @ g+ lj Поглед кроз прозор храма преподобног Саве на звоник vk fb tw ok @ g+ lj Икона vk fb tw ok @ g+ lj Храм у манастиру vk fb tw ok @ g+ lj Поклон Фонда апостола Првозваног АД „Мотор-Сич“ манастиру преподобног Саве у Челтер Мармару у спомен на апостола Првозваног из храма у Москви на Крим 30. – 30. августа 2016. године vk fb tw ok @ g+ lj Залазак сунца у манастиру vk fb tw ok @ g+ lj У храму древног пештерског града Ески-Кермен vk fb tw ok @ g+ lj У од градских пештера. Виде се остаци фресака vk fb tw ok @ g+ lj Поглед из Ваш коментар Aleksandar Obrenovic Bratski narode ruski, monasi ruski, molite Gospoda da i nas nedostojne Srbe pomiluje. Vecna braca smo, jedan narod jedna krv, jedan je Gospod nas Isus Hristos. Налазимо се на друштвеним мрежама

http://srpska.pravoslavie.ru/135798.html

  Жестокий Коба прожил насыщенную, «удавшуюся» и ожесточенную жизнь, так что и к смертному порогу подходил как жестокий Коба. Феномен слева Трудно понять, кто стоит за проектом «Сталин-2 не без Церкви», какие, как говорится, силы. Какие-то, может, и стоят. Понятно, что сторонний Церкви культурный человек поморщится и подумает интеллигентски-неприязненно: «Правительственный заказ». А мы останемся при своей некомпетентности и от суждений воздержимся. Но подивимся сродникам по вере, подивимся их готовности, размышляя «масштабно», черное выдавать за белое. Казалось бы, пусть лишь те, «внешние», тешатся мифами, им без мифов не прожить, им очень трудно внутренне – без Христа, без благодати. Но нам-то на что почитание Сталина? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор.6.14-15) Нельзя не заметить при этом, что у православных сталинистов есть одна, с трудом переносимая особенность – зацикленность мысли на Сталине. Не дай Бог начать разговор о нем с таким человеком или случайно, что называется, подбросить тему. Придется лекцию выслушать – и уж тут быть поосторожнее, огонь не поддерживать. А то весь сайт «Однако» выльют на голову. Скажешь о репрессиях – услышишь, что они сильно преувеличены, и совсем не миллионы были  пострадавших, а всего только 700 000 человек было расстреляно  в 1937 –1938 гг. А в США в то же самое время!! – узнаешь много интересного. Скажешь о жестокости – нет, оклеветан был Сталин, оклеветан, в частности, писателем Анатолием Рыбаковым, приписавшим ему фразу «Нет человека – нет проблем». Факт верный, да и вообще сталинисты пообразованней – народ тертый и знающий, откусят не только руку. Скажешь еще что-нибудь – и еще что-нибудь услышишь. Особая «песня православных сталинистов»: сравнение Сталина и Николая II, в пользу исключительно первого. Слушаешь и думаешь: «Господи! Ну и феномен слева! Надо оградительные молитвы читать». И точно, если прочитать про себя раза три «Взбранной Воеводе победительная» – отвяжется брат-сталинист, имейте в виду, испытанный способ.

http://bogoslov.ru/article/4979048

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010