Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. Первая неделя после Пасхи в Православной Церкви называется светлой седмицей. Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин. О днях Светлой седмицы так писал владыка Александр Милеант: Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста.

http://pravmir.ru/kak-provesti-svetluyu-...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Прп. Иоанн Лествичник – «Лествица» 1. Произведение прп. Иоанна носит название «Лествица…», так как оно ... 1 рассказывает о духовной лестнице или пути от мipa к монашеству 2 рассказывает о духовной лестнице или пути, ведущем к Богу 3 было написано автором в тени вековых лиственниц (церк.-слав. - лествиц) Правильный ответ: Верно! Комментарий: Содержание этого произведения указывает грешнику путь восхождения... Тест: Святитель Димитрий Ростовский 1. Год рождения свт. Димитрия… 1 Неизвестен 2 Вычисляется предположительно по косвенным данным 3 Указывается самим святителем в одном из его произведений Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Димитрий Ростовский, свт. Дневные записки/Сочинения. Т. 1. – М.: 1839. С. 467 Комментарий: Год рождения свт. Димитрия указывается им самим в одном из его... Тест: Святитель Алексий, митрополит Московский 1. Выберите правильное утверждение о роде, из которого происходил свт. Алексий, после переселения его родителей из Чернигова в Москву. 1 Святитель Алексий был последним представителем своего рода 2 Кроме свт. Алексия, в их роду было немногочисленное и малоизвестное потомство 3 Среди представителей его рода – известные дворянские фамилии Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения:... Возраст в Библии 1. Сколько лет прожил «первый человек - из земли перстный» (1Кор.15:47) - Адам? 1 94 2 365 3 930 4 995 Правильный ответ: Верно! Комментарий: Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер (Быт.5:5). Ответить Пройти весь тест 2. Старейший человек, чей возраст указан в Библии. 1 Адам 2 Авраам... Библейские народы и племена 1. Какие современные народы или племена, как считают исследователи, могут происходить от библейских дагов (1Езд.4:9)? 1 Датчане 2 Дакота 3 Украинцы 4 Дагестанцы Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Комментарий: Даги (1Езд.4:9) – название народа, жившего первоначально во владениях ассирийских, а затем Персидской...

http://azbyka.ru/test/page/6

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святитель (церк.-слав. свтитель, др.-греч. ρχιερες) – 1) чин святости, в котором почитаются канонизированные Православной Церковью лица, обладавшие, во время земной жизни, епископской степенью священства (достойно осуществлявшие, во время своей земной жизни, христианское служение в сане епископа, архиепископа, митрополита или патриарха); 2) лицо, принадлежащее к этому чину святости; 3) иногда (в широком смысле слова) архиерей вообще (сейчас в этом значении используется редко). Почему епископы прославляются в лике святителей? Различие ликов святости указывает на различие определенных значимых аспектов в деле достижения святости лицами, причисляемыми к тому или иному лику святых. Достижение святости епископом предполагает, что он стяжает её и как христианин вообще (соблюдает заповеди Божьи, борется со злом, стяжает добродетели), и как священноначальник. Чем отличались частные особенности земного служения святителей? Общее направление земного служения прославляемых Церковью святителей можно охарактеризовать одним словом – святительство. Между тем, формы служения разных святителей нередко различались частными сторонами. Одни больше известны широкой общественности как миссионеры, другие – как церковные писатели, иные – как просветители, как устроители церковных дел, другие – как аскеты и молитвенники, стремившиеся к уединению о Господе, иные – как борцы с ересями и т. д. Разумеется, они прославились не только одной какой-либо стороной своего служения: святители совмещали в себе множество добродетелей и, совершая свое святительское служение, осуществляли не однобокую, а многогранную архипастырскую деятельность. Связано ли почитание святителей с почитанием апостолов, от которых ведется апостольское преемство? В лоне Православной Церкви рукоположение епископов осуществляется не иначе как в соответствии с принципом апостольского преемства. Помимо прочего это означает и то, что в значительной мере рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в прямой связи с почитанием апостолов. Как складывалось почитание святителей?

http://azbyka.ru/svjatiteli

Разделы портала «Азбука веры» Слово стало плотию – (греч. Λγος σαρξ εγενετο – церк.слав. «Слово плоть бысть») – известный стих Пролога Евангелия от Иоанна ( Ин.1:14 ), повествующий о воплощении Единородного Сына Божьего , Божественного Слова (Логоса), извещающий о принятии Им человеческого естества: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» . Божественное Слово (греч. Λγος) восприняло в Себя весь состав человеческого естества (природы), основной особенностью которого является телесное существование, тело, плоть. Именно поэтому евангелист Иоанн делает смысловой акцент на слове плоть (греч. σαρξ), рассматривая принятие плоти как синоним реального вочеловечивания. Евангелист Иоанн применил в этом стихе своеобразный поэтический прием – синекдоху, то есть такой речевой оборот, когда на целое (человеческое естество) указано через его характерную часть (тело). «Плоть» – это последний предел вочеловечения: не только душа, но и тело «восприняты  Христом ». Слово «плоть» обозначает здесь именно всю человеческую природу в ее целом», – говорит православный богослов В. Н. Лосский . «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Здесь начинается третья часть пролога, в которой евангелист пришествие Логоса определяет точнее как воплощение и изображает полноту спасения, какое принес с Собою воплотившийся Логос. И Слово стало плотью. Продолжая речь о Логосе и Его появлении в мире, евангелист говорит, что Логос стал плотью, т.е. человеком (выражение «плоть» обычно в Священном Писании обозначает человека в полном смысле этого слова – с телом и душою (Ср. Быт.6:13 ; Ис.40:5 и др.). При этом однако евангелист не дает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей божеской природе. Умаление касалось только формы существования, а не сущности. Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно.

http://azbyka.ru/slovo-stalo-plotiyu

Светлая Седмица в 2018 году с 9 по 15 апреля. Святые пасхальные дни Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости 9 апреля, 2016 Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Не смотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости Светлая Седмица, или Пасхальная Неделя — это семь дней после Пасхи. На какие числа она выпадает в 2018 году? Какова история праздника? Читайте в статье! Светлая Седмица в 2018 году Светлая седмица (Светлая, Святая, Пасхальная неделя) – неделя, следующая за Пасхой. В 2018 году Светлая седмица с 9 по 15 апреля. Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» — приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» — Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

http://pravmir.ru/svetlaya-sedmica-2015/

Соч.: К вопр. об атрибуции памятников древнерус. певч. искусства: (На примере ркп. Соловецкого собр., 690/751)//Источниковедение лит-ры Др. Руси: [Сб. ст.]. Л., 1980. С. 191-203; Стихиры Евангельские - один из видов праздничных стихир: (Опыт текстол. исслед.)//Проблемы рус. муз. текстологии: (По пам-кам рус. хоровой лит-ры XII-XVIII вв.): Сб. Л., 1983. С. 78-93; Знаменная нотация XII-XIV вв.//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры». Л., 18-24 мая 1981 г. М., 1984. С. 44-45; Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV вв.//Проблемы дешифровки древнерус. нотаций: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 27-49; Руководства по теории знаменного пения XV в. (источники и редакции)//Древнерус. певч. культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 20-46. (Пробл. музыкознания; Вып. 4); «Путные тайны» Азбуки Христофора//Источниковедческое изуч. памятников письменной культуры: Сб. науч. тр./Сост.: Г. П. Енин. Л., 1990. С. 51-71; «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.: Дис. СПб., 1995; Жанр блаженн в церк.-певч. искусстве//Рукописные памятники: Публ. и исслед./Сост.: Г. П. Енин. СПб., 1997. Вып. 4. С. 193-214; «А сие в Кирилове монастыре поют…»: (О певч. репертуаре Кирилло-Белозерского мон-ря XVII в.)//Петербургский муз. архив: Сб. ст. и мат-лов. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24-43; Муз. учебники средневек. Руси//Царскосельские чт., 2-е: Науч.-теорет. межвуз. конф., 27-28 апр. 1998: Тез. докл./Ред.: В. Н. Скворцов. СПб., 1998. Т. 3. С. 47-55; Октоих нотированный (по мат-лам рукописей XV-XVII вв.)//Дни слав. письменности и культуры: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владивосток, 22-23 мая 1998 г./Отв. ред.: Г. В. Алексеева. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 128-134; Рус. муз. азбуки XV-XVI вв.: Учеб. пособие. СПб., 1999; C. В. Смоленский и Петербургская консерватория//Петербургский муз. архив. СПб., 1999. Вып. 3. С. 100-112; «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 РНБ//Певч. наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Певческие циклы Обихода//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи. М., 2003. С. 215-236. (Гимнология; Вып. 4).

http://pravenc.ru/text/168416.html

Архимандрит Андрей (Конанос): Можно ли попасться в ловушку диавола? Как нам не пойти ко дну вслед за Люцифером 7 октября, 2016 Как нам не пойти ко дну вслед за Люцифером «Меня очень огорчило известие, полученное вчера: “Отче, помолитесь за меня, я развожусь! Я люблю свою жену и раньше думал, что мы всегда будем вместе…” Разве это не кораблекрушение? А начиналось всё так хорошо…» Архимандрит Андрей (Конанос) рассуждает, почему случаются падения — и среди мирян, и среди монахов, и среди апостолов, и даже светлейших ангелов. Быть на вершине и всё потерять Архимандрит Андрей (Конанос) Вспомним: сам Люцифер был когда-то светлейшим ангелом. Он нёс Божественный свет, обладал благодатью, но потерял всё, потому что, пребывая в благодати и истине, впал в высокомерие и эгоизм. Эти качества присущи и нам, когда мы начинаем превозносить себя над другими, без смирения принимая дар, посланный Богом. Если этот дар не может смирить наше сердце, если Божественная благодать не делает нас мягче, добрее, снисходительнее и сострадательнее по отношению к другим, а наоборот, мы становимся всё нетерпимее и жёстче, то это состояние отбрасывает нас далеко назад, и мы теряем всё, что удалось приобрести за столько лет духовной жизни. Разве это не страшно? Не попасться в первую ловушку дьявола, когда он мешал тебе стать христианином и начать духовную борьбу, проскочить второй капкан – искушения, разочарования, и после стольких побед в одно мгновение лишиться всего из-за собственного высокомерия, тщеславия и жестокосердия по отношению к другим… Это страшно. Невелика ценность Но так бывает, и может случиться с каждым из нас. Никто здесь не застрахован. Потому и нужно усиленно молиться – всем за всех. Вы молитесь за меня, а я – за вас и всех остальных. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Смилуйся над нами! Дай нам дойти, приблизиться к Тебе, не сходя с выбранного пути. А по прошествии лет, когда мы будем тверды в вере и любви к Тебе, дай нам возможность идти смиренным путём. Пусть мы не думаем, что представляем собой великую ценность, а осознаём, что живём среди Твоих милостей и потому всегда благодарим Тебя и воспеваем, памятуя: Ты Един Свят, Един Господь Иисус Христос. «Твоя от твоих Тебе приносяще от всех и за вся» (слова из Евхаристического канона; «Твоё от твоих Тебе принося от всех и за всё» — перевод с церк.-слав. Е.Т.).

http://pravmir.ru/poteryat-vsyo1/

Пяток 5-й седмицы Великого Поста Об акафисте Пресвятой Богородице Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу. «Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в битвах». Похвала Богоматери В пятницу вечером совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На ней поется Акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Исторически этот праздник связан с защитой Константинополя, когда греки, предстательством Богородицы, одержали победу над агарянами. Об акафисте Пресвятой Богородице Слово «акафист» (от греч. «имнос акафистос» – букв. «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть», в церк.-слав. переводе – «неседален») имеет два связанных между собой значения: 1) торжественное песнопение «Акафист ко Пресвятой Богородице», исполняемое на утрени праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, который отмечается Церковью в субботу 5-й седмицы Великого Поста; 2) особый жанр церковных песнопений, содержанием которого является восхваление Господа, Богоматери и святых, форма же определена «Акафистом ко Пресвятой Богородице». В конце V – первой половине VI века византийская гимнография обогащается новым церковно-поэтическим жанром – кондаком, который представляет собой многострофный гимн, содержащий обычно от 18 до 30 строф (икосов), одинаковых по числу стихов и по ритмической организации соответствующих стихов. В начале кондака помещалась вводная строфа, именуемая «кукулием», или «проимием», отличная от последующих икосов своей метрической и мелодической структурой, но объединенная с ними единым рефреном. Дальнейшие строфы кондака имеют совершенно единообразную в пределах каждого отдельного гимна структуру и единый рефрент, своим ритмичным возвращением четко членящий целое на равные отрезки. Последняя строфа содержит молитвенное обращение к воспеваемому лицу. Икосы обычно связываются акростихом. Исполнялся кондак таким образом, что кукулий и все строфы пел солист, тогда как рефрент – хор или народ. Появление и одновременно расцвет кондаков связывается с именем святого Романа Сладкопевца – талантливейшего христианского песнописца первой половины VI века. Уроженец западносирийского города Эмеса святой Роман сумел соединить в зрелой и органичной форме кондака традиции эллинской ритмически организованной гомилетической прозы, с одной стороны, с традициями ветхозаветной и сирийской христианской поэзии, с другой. По сообщению Менология императора Василия II, после чудесного побуждения к творчеству, последовавшего во время явления ему во сне Пресвятой Богородицы, Сладкопевец написал около тысячи кондаков на все праздники и на дни памяти знаменитых святых (в настоящее время сохранилось около 85).

http://pravoslavie.ru/1672.html

Разделы портала «Азбука веры» В этимологическом отношении слово «собственность» родственно древнерусскому слову «соб» (себе), а также церк.-слав.: собьство собити – присваивать, приобретать. В традиционном словоупотреблении собственность – это: 1) объект принадлежности кому-либо, чему-либо (является собственностью того, кому или чему принадлежит); 2) принадлежность кому-либо чему-либо; право владения, использования и распоряжения объектом принадлежности. Притча о богаче и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). Собственностью могут быть как материальные блага (напр.: земля, недвижимость, те или иные предметы), так и блага нематериальные (напр.: литературные или музыкальные произведения, различные изобретения, еще не получившие материального воплощения,  компьютерные программы). Обычно выделяют частную, коммунальную и государственную собственность. Краткая история понятия Собственность возникает уже в первобытные времена и, по всей видимости, является неотъемлемой частью самой возможности социальной самоорганизации людей в группы, а затем в более сложные структуры – города и государства. В современной исторической науке принято утверждать о существовании в эпоху палеолита общественной собственности, (в соответствии с этим утверждением, орудия труда и прочие предметы жизнедеятельности принадлежали тогда семьям или группам, объединяющим несколько семей 1 ). Существенное значение на развития европейской, а затем и мировой правовой культуры в области владения и использования собственности оказало римское право, а также византийское законодательство. В Средние века на Руси понятие «собственность» распространялось на собственность великого князя, удельных князей, собственность Церкви и бояр. Помещики, а также разного рода зависимые люди, не обладали частной собственностью, в частности, дворяне-помещики были лишь держателями поместий, которые в свою очередь принадлежали князю. С момента Указа о единонаследии 1714 года в Российском государстве происходит либерализация понятия «собственность», право на частную собственность распространяется на остальные сословия – вотчины становятся собственностью помещиков в полной мере, крестьяне-однодворцы и казенные крестьяне получают небольшие наделы земли в собственность и пр. Крепостные крестьяне долгое время являлись собственностью помещиков, подлежали продаже и покупке.

http://azbyka.ru/sobstvennost

Разделы портала «Азбука веры» Требы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства  (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым – по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она – наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. Панихида служится перед кануном – особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

http://azbyka.ru/treby

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010