Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) ( Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30). Антифонное пение очень скоро стало важной частью богослужения монашества IV и последующих веков, внося разнообразие в пение псалмов, особенно во время ночных бдений. Однако термин «А.», по-видимому, не всегда был жестко связан с типом псалмодии. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин , описывая практику мон-рей Египта (см. также в ст. «Александрийское богослужение» ), Палестины и Месопотамии, говорит о пении псалмов (в Египте и Фиваиде - 12, см. Двенадцати псалмов чин пения ) антифонным способом и о завершении на Востоке каждого такого псалма пением «Слава» (т. е. слов «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу») (De inst. coenob. II 2, 4, 8-12; III 8). Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим , утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50). В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену , распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (δς ντιφνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζμενοι κατ τν τν ντιφνων τρπον). А. в правосл. литургической традиции

http://pravenc.ru/text/115824.html

    Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm.     Григорий Б. Слово 38.     Kellner, Heortologie 84.    Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520.     Злат. Бес. о Филог., 4.    Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила – жертвою для очищения.     Злат. Бес. на Р.Х.    См. выше стр. 298.     Usener Weihn. 320 f.     Василий Сел. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469.    Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. пр. Р.Х. 81.    Лк. 3:23.     Епиф. Кипр. Прот. ер. 51, 16.     Злат. Бес. о крещ. 37 (24).     Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103.     Косма Индик. Христианская топография V, 3. (Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.)    Апост. Пост. VII, 33.     Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim.     Злат. Бес. о крещ. 37 (24) (Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366.    Паломн. § 26.     Евс. Жизнь Конст. III, 25—40.     Сокр. Церк. ист. I, 17. Созом. Церк. ист. II, 1.     Павлин Нол. Пис. к Северу 21, гл. 5.     Kellner, Heortologie, 185—189.    Паломн. § 48—49.     Созом. Церк. ист. II, 26.    По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери.     Keller, Heortol. 143.    См. выше, стр. 250.     Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38—144.    По римским законам смертью преступника вполне удовлетворялось земное правосудие и его труп позволялось давать для погребения желающим: corpora animadversorum quibuslibet petentibus ad sepulturam danda sunt (Digesta 48, tit, 24, 3), кроме случаев, когда это было небезопасно для общественного спокойствия; но последнее ограничение до Диоклетиана почти не применялось. Kellner, Heort. 131.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ср. выше мнение Епифания Кипрского. В сочинении III–IV в De pascha cimputus, приписывавшемся Св. Киприану, днем Рождества Христова считается 28 марта, а в надписи на статуе св. Ипполита Римского — 25 марта. в недавно открытой Georgiades " ом (в Халки) части комментарии св. Ипполита на кн. пророка Даниила есть замечание: «первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 дек. в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.; а пострадал Он 25 марта в пятницу, в 18 году Тиверия в консульство Руфа и Рубелия»; но в других фрагментах того же комментария (например в древней рукописи библ. Chiggi) и в цитате этого места у армянского еп. Георгия от 714 г. не указано здесь число месяца, и оно не требуется контекстом комментария. ( Kellner, Heortologie 98). Только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 дек. для Рождества Христова — св. Златоуст (см. ниже) и блж. Августин (сл. 190, 1; 192, 3; 196, 1). 820.  Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm. 821.  Григорий Богослов. Слово 38. 822.  Kellner, Heortologie 84. 823. Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520. 824.  Иоанн Златоуст. Бес. о Филог., 4. 825. Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила — жертвою для очищения. 826.  Иоанн Златоуст. Бес. на Р. Х. 827. См. выше стр. 268. 828.  Usener Weihn. 320 f. 829.  Василий Великий. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469. 830. Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. прп. Р. Х. 81. 831. Лк. 3, 23. 832.  Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51, 16. 833.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24). 834.  Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103. 835.  Косма Индикоплевс. Христианская топография V, 3. ( Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.) 836. Апостольские Постановления VII, 33. 837.  Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim. 838.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24) ( Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366. 839. Паломн. § 26. 840.  Евсевий. Жизнь Конст. III, 25–40. 841.  Сократ. Церк. ист. I, 17. Созомен. Церк. ист. II, 1. 842.  Павлин Ноланский. Пис. к Северу 21, гл. 5. 843.  Kellner, Heortologie, 185–189. 844. Паломн. § 48–49. 845.  Созомен. Церк. ист. II, 26. 846. По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском Соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери. 847.  Keller, Heortol. 143. 848. См. выше, стр. 250. 849.  Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38–144.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

164 Кирилл Александрийский . «EpistoI. canon, ad episc. Libyae et Pentopol. Curs. Complet. Patrol, ser. Graec. Tom. LXXVII, col. 365. ν δ χνρισμν πομενωσι τινες πιτιμηθντες πταισμτον νεκα, – ετα μλλωσι τελευτ ν κατηχομενοι ντες βαπτιξσθωσαν. 165 «Concil. Agathens»., can. XXXIV. Quod si easu aliqno peiiculum infirmitatis intra praeseriptum tempus incurrerinl, et desperati fuerint baptizentur. Curs. Complet. Patrolog. ser. Latin, Tom. LXXXIV; col. 268. Bruns. «Cann. Aposloll. et Concilb.; pars. II, pag. 153. 166 Григорий Двоеслов . «Epislol. Lih. VII», Epist XXIV. Ар. Gratian. «Decret». Pars III, «de consecrt». distinet IV, cap. XCVIII. Curs. Complet Patrolog, ser. Latin. Tom. CLXXXVII. col. 1831. Cp. в русск. пер, «Воскрес. Чт.», ч. XIII, стр. 112. 168 «Лаод. соб.» up. 47. « Οτι δε τος παραλαμβνοντας τ φτισμα, κα ε τα ναστντας τν πστιν, κα γινσκειν, τι θεας δωρε ς κατηξιθησαν». » Συνταγμσ». Ραλλη και Ροτλη. Tom. III, Αθην. 1853 г., pag. 211, Иоанн «Курс. церков. законовед». Том. L стр 457. 170 «Вопросы Кирика и Ответы Нифонта» Отв. 40. «Руск. историч. библиотек» том. VI, ч. 1. СПб. 1880. г., стр. 33, Восемь же дней полагалось сроком для оглашения обращавшегося латинянина. Ibid. Отв. 10, стр. 20. 171 Молодому детяти все дроуг а оже бы за колко дни, а то лоуче ведми». «Русск. историч. библиотек Том. VI, ч. 1: СПб. 1880. Вопросы Кирика и ответы Нифонта; вопр, 40, стр. 33. 172 Знаменский П. «Руководство к Ист.: Русск. Церк.» Каз. 1870 г., стр. 39. Голубинский, впрочем, говорит: «очень может быть также, что в данном случае имелось в виду и то соображение, чтобы слишком большею продолжительностью приуготовления не отталкивать Русских, еще остававшихся в язычестве, от принятия христианства»: «Ист. Русск. Церк. " Том. 1, ч. II, стр., 508. 173 Филарет Черниговск. «Ист. Русск. Церк.» Вып. 1 Чернигов.. М. 1857. стр. 75. Ср. Русск. Историч. Библиотек. Том. VI «Правила, митр. Иоанна»; пр. 1, СПб. 1880 г.. стр. 1–2. Читать далее Источник: История чинопоследований крещения и миропомазания : Исслед. Александра Алмазова. - Казань : тип. Имп. ун-та, 1884. - с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1770 И.С.Некрасов, Опыт ист. литер. исследов. о происхожд. Домостроя (Чт. в Общ. ист., 1872, III, 1–184, Прав. Соб. I860, III, Домострой Сильвестра, И.Я.Порфирьева Житейская мудрость составителя Домостроя основывается на библейской мудрости Иисуса, сына Сирахова (Дубакин, 73–79) 1771 Москвитянин, 1851, VI, кн. 2, с. 125–128; Буслаев, Ист. Христ. церк. слав. яз., 480; Забелин, Домашний быт рус. цариц, 44; Домострой, 30; Дубакин, 148. В рус. Кормчих помещалось правило, «яко не подобает жены звати госпожою» (ib., 80), приписываемое Козьме Халкидонскому 1773 Судебн. ц. Ивана Вас., с. 76, 122; Герберштейн, Записки о Московии, 67. В чинопоследовании брачном, употреблявшемся в рус. церкви до XVIII в., не встречается вопросов относительно добровольного согласия вступающих в брак (Дубакин, 26–30, 169; Горчаков, О тайне супруж., 333) 1774 Домострой (Времен. Общ. ист., I, 16–17); изд. Яковлева и Чт. Общ. ист. по сп. Коншина и др. (1908, II) 1775 П. С. Рус. лет., VI, 274–275. – В 1554 г. жители г. Тотьмы просили Ивана IV, через Феодосия Тотемского, основать у них монастырь, чтобы умирающие перед смертью могли получить пострижение (Жит. свят. рос. цер., Спб. 1854, янв., 494) 1776 Слово св. от., како жити крестьяном. (Прав. Соб. 1859, I, 137–138; Опис. рук. Рум. муз., 273; Дубакин, 121–124, 131, 135–136) 1777 С другой стороны были и такие (даже епископ), которые утверждали, что не следует теперь жить по Евангелию: «род ныне слаб» (Соч. Артемия, Рус. Ист. библ., IV, 1383) 1779 Н.Аристов, Невольн. и неохотн. поступл. в монаш. у наших предков до нач. XVII в. (Др. и Нов. Россия 1878, II); также Дубакин, 64–65. В тогдашней практике существовало пять причин для расторжения брака (57–58). Как поступали в России и на Западе, за уклонение в прелюбодеяние (Киев. Стар. 1900, 9, с. 262) 1781 Сочин., II, 231–241. Карамзин неправильно относит его к браку вел. кн. Василия Ивановича (VII, 107 и прим. 343) 1782 В другом месте он возражает по поводу ссылки Вивеса на Иеронима Блажен. и настаивает на достоинстве брака по Евангелию (II, 213–214)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

ситуации в Антиохии сказалась на раннем формировании и развитии местной церковной организации. На основании посланий преемника Евода на Антиохийской кафедре сщмч. Игнатия Богоносца можно заключить, что 3-степенная иерархия во главе с епископом, наделенным верховной властью, оформилась в Антиохии раньше, чем в др. древних центрах христианства. Угроза, исходившая от докетизма, соседство многочисленных иудейских общин, опасность гонений делали консолидацию особенно необходимой. Список первых епископов Антиохии сохранился в «Хронике» Евсевия Кесарийского, основным источником для к-рого в этой части являлись сведения Секста Юлия Африкана . Нет оснований сомневаться в аутентичности их имен, хотя о них самих почти ничего не известно, за исключением сщмч. Игнатия Богоносца, претерпевшего кончину в Риме при имп. Траяне (ок. 107). Среди его ближайших преемников - свт. Феофил (2-я пол. II в.), апологет, автор многих сочинений ( Евсевий. Церк. ист. IX 24), первым из христ. богословов использовавший слово «Троица» для обозначения трех Божественных Лиц. В споре о Пасхе принимал участие следующий епископ Максимин , занимавший престол около года. Его преемник свт. Серапион (кон. II - нач. III в.) боролся с монтанизмом ( Евсевий. Церк. ист. V 19). Серапион поставил Палута 1-м епископом Эдессы , столицы гос-ва Осроена (ок. 202). Эпоха гонений (III-haч. IV в.) Ок. 232 г. по приглашению Юлии Маммеи, матери имп. Александра Севера , Антиохию посетил известный богослов Ориген , пытавшийся убедить императрицу в превосходстве христ. веры над др. вероучениями ( Евсевий. Церк. ист. VI 21). Гонения имп. Максимина (с 235 по 238), направленные в первую очередь против предстоятелей Церквей, по-видимому, не коснулись Антиохийского еп. Зевина , предстоятельство к-рого продолжалось до правления имп. Гордиана III . Одним из выдающихся епископов Антиохии III в. был сщмч. Вавила . Особенную известность ему принесла твердость в отношениях с имп. Филиппом Арабом , открыто симпатизировавшим христианству. На Пасху 244 г.

http://pravenc.ru/text/115764.html

2196 . Успенский на Холму, муж­ской, совсем уничтоженный, Тверской губ., в бывшем Шеском уез., входив­шем в состав нынешнего Корчевско­го у. В писцов. книгах XVI ст. зна­чится: «Царя и вел. кн. монастырек на Холму, а в нем церк. Успенье Пре­чистой, а другая церк. Никола чудотв., того же монастыря»; перечисляются сель­цо Шетино или Шастино с 29 деревнями. Калачов, “Писц. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 276. 2197 . Успенский – Хотимльский – Троицкий или Хотамский, мужской, ныне село Хотимль, Владимирской губ., Ковровского у., в 40 вер. к сев.-вост. от Коврова, при р. Тезе. Время основа­ния его неизвестно, но из писцовых книг времен ц. Алексея Михаиловича видно, что он уже существовал в XVI ст., когда Иоанн Грозный пожало­вал ему разные угодья, и в 1565 г. здесь был игуменом Герман. Основа­телями его почитаются иноки Троицкой Сергиевой лавры, к которой он был приписан в XVII ст., упразднен же задолго до издания штатов, не позже 1704 г. Существующие церкви во имя Успения основана в 1809 г. и св. Ни­колая в 1796 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; VI, 1053; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 107; “Ист. опис. Тр. Сергиевой лавры”, 151; “Владим. губ. вед.”, 1853 г., 49 (село Хотимль); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 184 (в 1616 г. имел 2 церк. Успения и преп. Сергия и 4 кельи); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Русск. истор. Библиот.”, II, 723, 8 (явка 1639 г. сына бояр. Збитнева на крестьян о гра­беже, когда ездил к обедни „на Хотимль в Троицкой м-рь“.) 2198 . Успенский – Шеренский, мужской, ныне село Шарна-Успенское, Ярославской губ., Любимского у., в 7 вер. к вост. от Любима, при впадении рч. Шерны в Обнору. Основан не позднее XVI ст., что видно из царской грамоты 1613 г., данной на отделение Спасского Толоконцевского м-ря от Нижегородского Печерского. В ней сказано, что он устроен при Вел. кн. Василие Иоанновиче «в Любимском уезде на реке на Шерне от тотарского збега» за службу и за кровь прадедов Толоконцевских борт­ников. В старину назывался также монастырем «Любимской осады» и в 1630 г. в нем был строит. Прохор, а до него упоминается Иаков. Был при­писан к Ипатиевскому Костром. м-рю до издания духовного регламента и в 1723 г. в м-ре значились: игумен, 7 монахов и 2 бельца, крестьян 53 дв. с 184 д. муж. пола. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 728; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 48, 759; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 877, 27; “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 230 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 349 (в 1700 г. имел 53 дв. крест.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VI, 235 (дело о снятии с монастыр. крестьян оброчных денег); “Русск. истор. Библиот.”, II, 859, 189 (цар. грам. 1613 г. Спасскому Толоконцев. м-рю).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

119. См. выше, стр. 148. 120. См. выше стр. 58. 121.  Luft, Liturgik II, 129. 122.  Amalarius, De divimo otfic. I, 4. 123.  Сократ. Церк. ист VI, 8. 124.  Августин. Испов. IX, 7. 125. Пример антифонов в Римско-католической Церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из первых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в римско-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они главным образом приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3–4 на каждый праздник. 126. Тип. гл. 2 и др. 127. Тип. гл. 49, среда 1 седм. Великого поста. 128.  Ефрем Сир. Гимн 53. Созомен, Церк. ист. III, 16. Блж. Феодорит, Церк. ист. IV, 29. 129.  Афанасий Великий. Прот. ар. сл. 1. 130.  Григ. Б. сл. 51. 131.  Августин. Пис. Ианнуар. 132.  Goar. Iac., Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 133.  Pitra I. Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 134.  Asscmani, Bibliotheca orientalis, Romae 1710–21, t. I, p. 59. 135.  Asscmani, Bibliotheca orient. I, 47. 136.  Kayser L. Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной римско-католич. церковной поэзией. 137. Сообщаемое у арх Филарема, Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 138.  Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 139.  Hauck. Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 ( Tietschek G., Kirchenlieder der alten Kirce). 140.  Benedictus, Regula, c. 11 ( Migne, Patrol. s.1. t. 66) и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

о степенях игуменов); “Дополн. к Акт. истор.», I, 162 (Приговор 1611 г.; подписал игум. Геннадий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.235 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 20, 34 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 26 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», I, 147, 150, 514, 786; II, 284; “Полн. собр. лет.», III, 23 (постр. кам. церк. 1196 г.), 152 (в 1547 г. В. кв. Ив. Вас. слушал здесь молебны при игум. Афанасии и келаре Парфении; их следует отнести к Кириллову Белозер. м-рю, а также и известие в 1548 г.; у Строева неправильно отнесены сюда), 167 (посещ. в 1492 г. м-ря архиеп. Леонидом), 197 (о степенях м-рей 1673 г.), 217 (в 1196 г. постр. церк. Афанасия и Кирилла); IV, 18 (о том же), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. кн. Ивана Васильев. под командою царевича), 301 (пожар 1537 г. при игум. Корнилии); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); X, 23 (в 1196 г. постр. кам. церк.); XV, 286 (в 1197 г. залож. каменная церковь св. Кирилла); “Русская историческая Библиотека», II, 486, 142 (царская грамота 1627 года о кормовых и панихидных деньгах). 867. Кириллов – Белозерский – Успенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), при гор. Кирилове, Новгородской губ., на берегу оз. Сиверского и при рч. Свияге. Основан преп. Кириллом, переселившимся в Белозерскую область в 1397 г. из Симонова Москов. монастыря, где он был недолгое время архимандритом. Здесь он ископал пещеру, и вскоре около него стала собираться братия, которая устроила церковь Успения. Преп. Кирилл преставился в 1427 г., 9 июня, в каковой день и чтится его память; мощи его покоятся под спудом в церкви во имя Кирилла Белозерск. Монастырь разделяется на Большой и Малый; в последнем сохраняются под каменным чехлом дерев. келия преп. Кирилла, его колодезь и крест. Из вещей преп. Кирилла уцелели: фелонь, подрясник, деревянный красный сосуд, овчинный тулуп, шерстяной колпак, костыль орехового дерева, кожаный пояс, 2 чаши, ковш, святцы, писанные рукою преподобного на пергаменте, духовное завещание, в котором он поручал свой монастырь Можайскому кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 380 г. Петра II на Александрийской кафедре сменил Тимофей . Он построил в Александрии множество храмов и обратил в Православие немало ариан. Тимофей принимал участие в работе Всел. II Собора в К-поле (381), ряд постановлений к-рого прямо касался АПЦ 2-е прав. Собора запрещало епископам вмешиваться в дела чужих епархий; за Александрийским Патриархом закреплялся только диоцез Египет, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь. Это, очевидно, было вызвано имевшей место попыткой Максима Киника утвердиться при помощи Петра Александрийского на К-польской кафедре (в 4-м прав. Максим упомянут как никогда не бывший епископом и не являвшийся им на момент созыва Собора). Выдвижение на второе место после Рима быстро растущей новой столицы - К-поля (прав. 3) непосредственно затрагивало интересы Александрийского престола, издревле считавшегося вторым после Рима. Это правило долгое время вызывало возражения Римских понтификов, обосновывавших значение церковных престолов не политической ролью городов, но древностью апостольских миссий. В послании отцов Аквилейского Собора (381) императорам содержались жалобы епископов на притеснения со стороны Павлина Антиохийского и Тимофея Александрийского и требование созвать большой Собор в Александрии, чтобы положить этому конец ( Mansi. Т. 3. Col. 623). Однако обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого плана, и в следующем году состоялись 2 отдельных Собора: вост. иерархов в К-поле и зап. в Риме (382). V. Патриаршество Феофила (384-412) В нач. IV в. со вступлением на престол Константина Великого старый языческий культ, хотя и потерял гос. поддержку, все же не прекратил существования. На всем протяжении этого столетия язычники оставались многочисленной и влиятельной силой и в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт (4 февр. 362) об открытии языческих храмов (Hist. aceph. 3. 1). В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни ( Сократ. Церк. ист. III 2-3; Созомен. Церк. ист. V 7). Сохранились сведения о христ. мучениках, к-рых язычники подвергали пыткам в храме Сараписа на александрийском акрополе; имп. Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища - очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский Патриарх Феофил с изволения императора превратил в христ. храм святилище Вакха (или Митры и Сараписа, см. Сократ. Церк. ист. V 16). После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора (391) были закрыты александрийский храм Сараписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе , где Патриарх основал мон-рь Покаяния.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010