2, гл 9). Филипп апостол проповедовал слово Божие во Фригии, – жил и скончался во фригийском городе Иераполе (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл 31). Б. О распространении христианской веры после времен апостольских во II и III веке В числе первых преемников апостольских много было мужей, которые, продолжая созидать церкви, основанные апостолами, более и более распространяли святую веру по всей вселенной. Многие из них, исполнив сперва евангельский совет о разделе своего имущества бедным, предпринимали потом благовестнические путешествия: положив основание Церкви в каких-нибудь чуждых странах и поставив там пастырей, они поручали им продолжать созидание основанного с той же целью отходили в иные земли и к иным народам, сопровождаемые помощью божественной благодати. Другие посылали на это святое дело учеников своих, одушевив их своей ревностью возвещать о Христе людям, еще не слыхавшим слова веры (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл. 37). Таков был Кодрат епископ Афинский 94 , который, приобретши большое число новоуверовавших для своей собственной церкви, совершил много благовестнических путешествий в страны языческие. Таковы были все знаменитейшие епископы первенствующей Церкви: Игнатий Богоносец , Поликарп Смирнский , Аполлинарий Иерапольский, Климент Римский и другие (Евсев. Церк. Ист. кн. 3, гл. 37:38). Можно упомянуть на ряду с ними также об известных александрийского Огласительного Училища, Пантене и Оригене : первый из них, по ревности к слову Божию, принял на себя проповедание Евангелия Христова восточным народам и доходил даже до Индии (Евсев. Церк. Ист. кн. 5, гл. 10); второй с той же целью путешествовал в Аравию (Евсев. Церк. Ист. кн. 6, гл. 19). Впрочем, не сохранилось столько письменных памятников, что бы можно было перечилить по имени всех, бывших в то время благовестниками в разных местах вселенной, или даже поименовать все основанные ими церкви. Таким образом, по крайней мере, более и более распространялась повсюду христианство и после церквей, основанных апостолами преимущественно на востоке, получили свое начало западные церкви в Галлии, Германии, Британии, Африке и Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

563. Феодорит, Ист. богол. 5. 564. Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565. Феодорит, Ист. богол. 30. 566. Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570. Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573. Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576. Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578. Василий Великий Пис. 213. 579. Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580. Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582. Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583. Василий Великий. Пис. 2. 584. Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585. Василий Великий. Пис. 2. 586. Василий Великий. Пис. 89. 587. Василий Великий. Пис. 2. 588. Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589. Василий Великий. Пис. 2. 590. Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591. Василий Великий. Пис. 2. 592. Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593. Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594. Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596. Василий Великий. Пис. 2. 597. Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598. Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601. Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603. Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605. Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города (Du Cange, там же).

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

По литературе Стогл. собора см. И.В.Беляев (Р. Беседа, 1858 г., IV); И.М.Добротворский (Прав. Соб. тт. II и III), И.С. (Матер. для ист. Стоглава. Летописи Тихонравова, т. V), Макарий (Ист. церкви, т. VI); И.Н.Жданов (Матер. для ист. Стоглава, Ж. М. Н. Пр. 1876, 7 и 8, Сочин., т. I), Е.Голубинский (Ист. рус. церкви, т. II; Чтен. в Общ. ист. 1900, кн. I, ср. его же К нашей полемике с старообряд., ib., III.); П.Н.Дурново, один из источников Стоглава (Ж. М. Н. Пр. 1904, 2), В.Бочкарев, Стоглав и ист. собора 1551 г. Историко-канонич. исслед., г. Юхнов, Смолен. губ. 1907, Д.Стефанович, О Стоглаве. Его происхожд., редакция и состав, К ист. памятников древн. рус. церк. права, Спб 1909 г. (реценз. Г.З.Кунцевича, Изв. Ак. Наук 1910, IV, 317–340), А.А.Покровский, К вопросу о Стоглаве, (Древн. Моск. Арх. общ., Труды Славян. ком. т. IV, в. I, стр. 55–56; также Чт. в Общ. ист. 1905, III, 216–17). Еще И.В.Беляев заметил «Всякий, кто прочтет сочинения этого замечательного человека ( Максима Грека ) и после них Стоглав, не может не заметить влияния не только мыслей, но даже иногда как будто выражений на мысли и выражения ц. Иоанна в его вопросах собору. Сколько напр. сходства, если сравнить только о духовенстве, в особенности о монашествующих у М.Грека и в Стоглаве» (Р. Беседа, 1858, IV, 13–14; ср. также Жданов, 203). Приведенная нами выше точка зрения была высказана в первом изд. этой монографии. § XI Стоглавый собор в таком важном деле, как заведение училищ, ограничился лишь добрыми пожеланиями, предоставив их устраивать, с благословения епископов, в домах добрых священников, дьяконов и дьяков, которые бы учили грамоте, писать, петь и читать духовные книги, но наиболее берегли бы своих учеников в чистоте и блюли их от всякого растления (гл. 26). Не видно, однако, чтобы это наставление имело большой успех. По-прежнему главными рассадниками просвещения являлись монастыри и те же мастера. Многие лица церковной иерархии получали воспитание в монастырях, где учились и их сверстники. В житиях и сборниках встречаются указания на училища (напр., в Волоколамском и Белозерском мон.), на обучение и составление с этой целью пособий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

563.  Феодорит, Ист. богол. 5. 564.  Иоанн Златоуст. на Мф. бес. 68. 565.  Феодорит, Ист. богол. 30. 566.  Феодорит, Ист. богол. 3. 567. Там же, 5. 568. Там же, 17. 569. Ср. устав пения «Да исправится» на преждеосв. лит. Типик., гл 49, среда 1-й седм. 570.  Феодорит, Ист. богол. 2. 571. Там же, 26. 572. Паломн. преп. Сильвии, § 20. 573.  Феодорит, Ист. богол. 29. 574. Там же, 26. Ср. о прп. Арсении, выше, стр. 210. 575. Там же. 576.  Boland., Acta Sanct. Maji III p. XIX. 577. Палест. Патер. VIII, 42. 578.  Василий Великий Пис. 213. 579.  Созомен. Церк. ист. VI, 17. Руфин, Церк. ист. II, 9. 580.  Вас. В. Пис. 2. 581. Ср. у нас начальные возгласы служб и стих: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». 582.  Василий Великий. Подвиж. уст. гл 1. 583.  Василий Великий. Пис. 2. 584.  Василий Великий. Прав. простр. 37. См. выше стр. 146. 585.  Василий Великий. Пис. 2. 586.  Василий Великий. Пис. 89. 587.  Василий Великий. Пис. 2. 588.  Василий Великий. Слово подвижническое, 15. 589.  Василий Великий. Пис. 2. 590.  Василий Великий. Прав. Простр. 23. 591.  Василий Великий. Пис. 2. 592.  Василий Великий. Подвиж. уст., 25. 593.  Василий Великий. Слово о подв. 1, § 11. 594.  Василий Великий. Пис. 2. Ср. нашу молитву после обеда. 595. Ср. 9-й час в отшельнической практике. 596.  Василий Великий. Пис. 2. 597.  Василий Великий. Прав. Простр. 49. 598.  Василий Великий. Правила кр. 87–91. 599. См. выше стр. 200. 600. Монастыри в окрестностях Антиохии описывает св. Златоуст, на Мф. бес. 68, 70. 601.  Bollandi, Aacta. sanct. Januar. I. 118. Четьи Минеи. Июля 3. 602. Четьи Минеи, 29 дек. 603.  Du Cange C. Constantinopolis christiana, Venet. 1729 II, 105. 604.  Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, 465. 605.  Michael Glyca (XIII b.) Annales по Du Cange C. — polis christ. 70. Упоминается Студий также в Codex Theodosianus при имп. Аркадии (в 401 и 404 г.), в качестве Comes rerum privatarum, и в 59 новелле Юстиниана. К Студию есть письмо Златоуста, в котором св. отец утешает его в смерти брата; Палладий в жизни Златоуста назвал этого Студия префектом города ( Du Cange, там же).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

810 Антиох. соб. кан. 22 и сравн. толк. вальсамона на этот канон и соответствующие цитаты в этом толковании (Аф. Синт., III, 165). 817 Ср. Апост. постановления, кн. UII, гл. 20 (Pitra, I, 243); Феодорит, Церк. ист. 5, 23; Сократ, Церк. ист. 5, 15; Созомен, Церк. ист. 7, 15. В римско-католической церкви касательно рукоположения пресвитеров и низших членов клира, имеют значение те же постановления, что и в православной церкви (Walter, ed. cit. S. 472); для рукоположения же епископа, папа посылает особого епископа, который должен совершить рукоположение, при содействии еще двух епископов, но от этого (содействия двух епископов) не зависит действительность самого акта (Walter, S. 510). 820 Ант. соб. пр. 10, Анкир. 13 и толкование архим. Иоанна на этот последний канон (Курс церк. законов. I, 340–341). 821 О некоторых епископах-помощниках ( πιοκπων βοηθν) см. в Церк. истории Евсевия, VI, 11; VII, 72. 824 χων εχν γουμνον, πρεσβτερος ν, χειροτονε ναγνστην κα ποδικονον ν τ δ μον. Кан. 6 Никифора Испов. (Аф. Синт., ΙV, 422). 826 Так первый Всел. собор 8 каноном своим признал действительность рукоположения Новациана (Ср. 7 кан. II Всел. собора); Карфагенский собор 68 каноном признал рукоположение донатистов; VII Всел. собор признал тоже за иконоборцами. Об этих последних велись рассуждения на I заседании собора, и после продолжительного обсуждения предмета, на основании канонов и практики древней церкви, установлена на будущее время норма, как должно поступать с клиром, принадлежавшим ранее к какой-нибудь еретической секте. См. Harduin., IV, 39–75. 828 1Кор. 14и 35; 1Тим. 2и сл. Ср. 70 кан. Трул. Соб. Апост. постановления называют языческим обычаем священнослужение женщин: ε δ ν τος προλαβοσι διδσκειν ατας οκ πετρψαμεν, πς ερατεσαι ταταις παρ φσιν τις συγχωρσε; τοτο γρ τς τν λλνων θοτητος τ γνημα, θηλεαις θεας ερεας χειροτονεν, λλ’ ο τς το X ριστο διατξεως, кн. III, гл. 9 (Pitra, I, 234). Ср. Tertull., Do praescript. haeres.; c. 44; De bapt. o. 17; Epiphan. haeres. LXIX, c. 2, haer. LXXIX, c. 3, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

164 В 1689 г. м. Корнилий получил патриаршую грамоту с подтверждением ведать принадлежавшие к его епархии Пусторжевский уезд с г. Заволочьем и Сомерскую волость, находившуюся в Шелонской пятине. При этом замечено, что г. Заволочье исстари Новгородской епархии (Акт. Ист. V, 187.). 165 Акт. Юрид. I, 386. Собр. Госуд. Гр. и Догов. III, 71, Арх. Мин. Юст. Патр. Каз. Прик. прих. кн. 30 (1652) и др. 166 К юго-востоку остается г. Ржев (Тверской). В Новгородской епархии в 1577 г. была Ржевская десятина. (Прих. Кн. Новгор. влад. за 1577 г., у Макария Ист. Церк. VIII, 204). Соловьев Ржеву называет в числе новгородских областей (I, IV, 1037, 1144). Но это Ржева Новгородская в бассейне р. Льсты, притока р. Великой, ныне село Подржевка. Ржев-Тверской тогда был в смесном владении с Москвой, но не с Новгородом. С Новгородом у Твери были смесные владения около Холма. (Ист. Тверск. княжества В. Борзаковского, стр. 40–46). 167 В 1422 г. по случаю вдовства Новгородской епархии м. Фотий писал к тверскому епископу Илье, чтоб он ставил ставленников в Бежецкий Верх и Волок, принадлежавшие новгородскому митрополиту. (Рус. Истор. Библиот. VI, 50). Чечулин.... Города... 69 стр. Соловьев, Истор. Рос. I, III, 969; II, VII, 417–418. 168 Собр. Госуд. Грам. и Договор. III, 71. Арх. М. Юст. Каз. Патр. Пр. прих. кн. 89, 40, 42, 46. 170 Акт. Эксп. II, 73, 74. Акт. до Юр. Б. II, 183. Арх. Св. Синода, дело 1742 г. 115 л. 97 об. Вологод. Епарх. Вед. 1895 г. стр. 167–168. Вологодская Старина. Историко-археологический сборник. Вологда 1890 г. стр. 35–36. 171 В Моск. Гл. Арх. Мин. Юст. по архиву Патр. дворц. приказа сохранилась далеко не полная прих.-расх. кн. новгородского митр. Никона за 1651 г. 10). Из нея, между прочим, видно, что тогда в Новгородской епархии были – Заонежская десятина и Холмогорская (52 церкви), Каргопольская (75 церквей и 5 монастырей), Важская десятина – Кокшенской четверти (15 церк.), Подвинской четверти (14 церквей) и Шенкурской (17 церквей) (написано платежей.... вероятно потому, что каждая церковь была платежной единицей), Устюжская и Городецкая десятина (98 платежей), обе десятины состояли в одном Бежецком уезде (Доп. Акт. Ист. XII, 23), Новоторжеская десятина (40 церк. и 5 монастырей). В числе рукоп. Кириллобелооз. монастыря (в Библиот. С. Петерб. Дух. Акад. 1548, л. 50–157, 158–244) сохранилась приход. книга новгород. владыки за ранний период – 1577 г. Тут названо 14 десятин – Бежецкая, Деревская, Курская, Шелонская, Залесская, Тесовская, Вотская, Ореховская, Корельская, Ладожская, Поволховская, Нагорская, Коловья Заонежская, Русская, Ржевская, Устюжская, Новоторжская и Городецкая (Макарий, Ист. Рус. ц. VIII, стр. 201). Не названы Двинские области; но они, как известно, в это время приналдлежали Вологодской кафедре; Псковской области, вероятно, велись особые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Росс. Иерар.», 433; VI, 983; Ратшин, 113; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 176; “Словарь ист. о свят.», 225; “Ист. опис. Малояросл. Черноостр. мон.», 34; Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 16, 17, 522; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 277; “Чтен. И. Общ. ист. и древн. Росс.», 1847 г., 7, смесь (Преп. Иосифа Волоколамского о старце Никите); 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел во владении 2.887 душ. крест.; назван просто Боровский); 1862 г., II, Отд. 1, 44 (ученик преп. Сергия Никита); 1863 г., I, Отд. 1, 107 (церк. ист. опис. упраздн. м-рей); 1877 г., II, смесь, 56 (м-рь основ. в 1410 г.); “Калуж. губ. в.», 1846 г., 28 (грамота 1618 г. о приписке к Пафнутиеву м-рю; хранится до сего времени в Пафн. м.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 229, 418 (преп. Пафнутий), 230, 420 (преп. Никифор); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 588; “Матер. для ист. стат. опис. Тульск. губ.», вып. I, св. храмы, 156; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 198; VII, 5; “Полн. собр. лет.», VIII, 183 (преставление игум. Пафнутия 1477 г.); “Матер. для ист. гор. Боровска XVII и XVIII ст.», 6 (дозорн. кн. 1621 г.; сказано, что он совсем сожжен литовцами, и на месте его поставлена дер. ц. Покрова иждивением Пафнутиева м-ря), 23 (опись 1677 г. Высоцкой слоб. Пафнут. м-ря), 201 (писцов. книга 1629–30 гг.), 245 (опись 1701 г.), 271 (опись 1763 г.). 756. Галилейская – Вельевская – Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь села Велъе, Новгородской губ., Демянского у., в 23 вер. от Демянска, в ¼ вер. от села Велья, на урочище, называемом «Станы“, в Филиппогорской волости, при озере Велье. Пустынь основана патриархом Никоном в ст.; в 1680 г. приписана к Воскресенскому, Нов. Иерусал., мон.; с 1758 г. в ней не было иноков, так что богослужение отправляли Вельевские священники, а в 1764 г., после того как сгорела церковь села Велья, обращена в приход. В «Ист. Росс. Иерар.» неправильно показаны 2 пустыни: Вельевская и Галилейская. “Ист. Росс, Иер.», III, 516, 683; “Крат. ист. опис. ставроп. Воскресен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Уроженец и житель благословенного юга, брошенный судьбой на отдаленный суровый север, где он должен был подвергаться продолжительному и томительному заключению, М.Грек дожил, однако, до глубокой старости, обязанный тем 2122 своему крепкому организму 2123 и той глубокой вере в свое призвание и долг, которая проникала все его существо и которой он остался верен до конца. Гробница его находится в Троицкой лавре, близ церкви Св. Духа, сооруженной ц. Иваном Васильевичем на память о взятии Казани, в особой малой часовне 2124 . 2035 О послании здесь он говорит в списанной им в 1543 г. книге о постничестве Василия Вел. (на 451 листе). См опис. рук. Царского, 25, с. 11, что относят именно к нему (Голубинский, Преп. Сергий радонеж., Чтен. в Общ. ист., 1909, III, 147; С.Г.Вилинский, Посл. Артемия, 38) 2036 Голубинский полагает – с лютеранством (Ист. р. церкви, II); но в деле говорится в указанном смысле. В то время в Ливонии шла упорная борьба между католическим и протестантским учениями. Быть может эта борьба и заинтересовала Артемия. Нейгаузен, замок в Лифляндии, Дерпт (Юрьев.) уезда, в 6 верстах от Псковской губ. и в 17 вер. от Печорского мон. 2037 Послание Артемия в Заволжскую пустынь о любви к Богу и ближнему, как объемлющей все добродетели, о посте и браке, о том, что вера не от чудес познается и проч. (Рус. Истор. библ., IV, 1400–1420), тождественно с мнениями М.Грека по тем же вопросам; но в вопросе о ревности Илии и Финееса он настоящий последователь Нила Сорского (1367) 2039 Рус. Историч. библ., IV, 1440–1441. Курбский говорит о многих беседах его с царем, который поучался ими и держал его в приближении (136) 2042 Подобно Курбскому, и он сообщает, что некоторые, мнящие быть учителями, говорят: «грех простым читать Апостола и Евангелие, чтобы не читали много книг, да в ересь не впадут», а если кто лишится естественного смысла, то говорят: «зашелся в книгах, многия книги в неистовство прилагают» (Посл. к царю, в Рус. Ист. библ., IV, 1383–1384) 2045 Белокуров, LXXVII. Об Артемии см. гр. М.В.Толстой (Старец Артемий. Вологод. Еп. Вед. 1868, 15 и прибавл. с. 387); свящ. С.Садковского : «Артемий, игумен Троицкий»; (Чт. в Общ. ист. 1891, кн. IV, и отд.); Павлов (Историч. очер. секуляр. церк. земель, 111–112, 126–128); Макарий (Ист. рус. церкви, VI, 255–262); Калугин ( Зиновий Отенский , 58–80); Жмакин (М.Даниил, 459–462); Жданов (Матер. для ист. Стогл. собора), С.Г.Вилинский (Посл. старца Артемия, Одес. 1906, 425 стр.); Гречев (Богосл. Вести, 1908, 9 и 11 и 1909, 5); Посл. Артемия к царю и др. (Рус. Ист. библ., IV, 1201–1448 столбцов); Голохвастов, Благовещ. свящ. Сильвестр (Чт. в Общ. ист., 1874, I), М.Петровский (Кн. А.М.Курбский, с. 17)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

474 Арх. Мин. Юст. Каз. Патр. Пр. кн. 97, л. 975. Чт. М. Общ. Ист. и Древ. Рос. 1894 г. III, стр. 14. Ср. Каз. Патр. Пр. кн. 106 (1682), 110 (1683), 121 (1686), 132 (1689 г.), 171 (1699 г.). Тут по богаделенным сборам значится всего 525 церквей. 475 Историк Рязанского княжества Д. Иловайский вслед за Татищевым (III, 329) годом учреждения рязанской кафедры признает 1198 г. Учреждена она по просьбе князя Ярослава Глебовича соизволением его тестя вел. князя киевского Рюрика Ростиславича и м. Иоанна. Первым её епископом был Арсений (Ист. Ряз. кн. 115). В 1187 г. Рязанская область называется частью Черниговской епархии, но под 1207 г. упоминается уже епископ рязанский Арсений. Проф. Голубинский, не указывая точно года учреждения Рязанской епархии, не признает, однако, за таковой 1198 (Ист. Цер. 1 т. 1 ч. 574). Строев открытие Рязанской епархии относит к началу XIII в. и добавляет, что это требует розысканий (Списки... 412). Опыт этих розысканий можно находить в сведениях о Рязанской епархии архимандр. Макария (Чт. М. Общ. Ист. и Др. 1863 г. кн. II, стр. 79–93). Автор соглашается с Татищевым. 476 Е. Голубинский . Истор. Церк. 1 т. 1 ч., стр. 575. О территории Рязанского княжества см. у Д. Иловайского, Истор. Рязанск. княж. стр. 93–109; несколько замечаний о начальной территории Рязанской епархии есть у арх. Макария (Чт. Моск. Общ. Ист. и др. Рос. 1863 г. II, 55 и др.). 477 Первоначально выделившаяся из Черниговской Рязанская-Муромская епархия имела кафедру в самом старинном стольном городе Муроме, хотя на то помимо титула указаний нет, однако признается всеми исследователями (Чт. Моск. Общ. Истор. и Др Рос. 1803 г. II, 93–96. Иловайский. Ист. Ряз. княж. 253, 284–286). Столицей рязанских князей, равно и епископов, после Мурома была не нынешняя, а Старая Рязань, теперь село с тем же именем на р. Оке в 3 вер. от уездного города Спасска и в 50 верст. по Оке от настоящей Рязани, известной раньше под именем Переяславля-Рязанского. Когда перенесена столица Рязанского княжества и кафедра в нынешнюю Рязань, не известно, но после монголов. Как в старой, так и в новой Рязани кафедра находилась при храме Бориса и Глеба, из которых последний считался патроном Муромо-рязанской области (Иловайский. Истор. ряз. кн. 94, 253, 256. Голубинский. Истор. Церк. I т., I ч., стр. 575).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

119. См. выше, стр. 148. 120. См. выше стр. 58. 121. Luft, Liturgik II, 129. 122. Amalarius, De divimo otfic. I, 4. 123. Сократ. Церк. ист VI, 8. 124. Августин. Испов. IX, 7. 125. Пример антифонов в Римско-католической Церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из первых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в римско-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они главным образом приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3–4 на каждый праздник. 126. Тип. гл. 2 и др. 127. Тип. гл. 49, среда 1 седм. Великого поста. 128. Ефрем Сир. Гимн 53. Созомен, Церк. ист. III, 16. Блж. Феодорит, Церк. ист. IV, 29. 129. Афанасий Великий. Прот. ар. сл. 1. 130. Григ. Б. сл. 51. 131. Августин. Пис. Ианнуар. 132. Goar. Iac., Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 133. Pitra I. Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 134. Asscmani, Bibliotheca orientalis, Romae 1710–21, t. I, p. 59. 135. Asscmani, Bibliotheca orient. I, 47. 136. Kayser L. Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной римско-католич. церковной поэзией. 137. Сообщаемое у арх Филарема, Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 138. Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 139. Hauck. Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 (Tietschek G., Kirchenlieder der alten Kirce). 140. Benedictus, Regula, c. 11 (Migne, Patrol. s.1. t. 66) и др. 141. Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35–38. Chron. Dacii (XI b.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010