2) Добро–Николаевский, каменный, построенный в 1807 г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с каменною колокольнею, во втором этаже которой помещается малая теплая церковь во имя св. великомуч. Варвары. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Добрым. 3) Притиско–Николаевский, каменный, построенный в 1631 г. на месте прежнего, существовавшего с XVI в., с двумя приделами – Космо–Дамиановским и Сретенским. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Притиским потому, что икона, по сохранившемуся преданию, „притиснула» одного нечестивца, обокравшего церковь и хотевшего вылезть в церковное окно. 4) Воскресенский, каменный, построенный в конце XVII в. на месте прежней, существовавшей с начала XVI в., с двумя приделами; 5) Никольско–набережный (на берегу р. Днепра), каменный, построенный в 1770–х годах на месте прежней церкви, существовавшей уже в XVI в., с приделом во имя свв. великом. Пантелеймона и Иоанна Воина; кроме того, в 1863–1864 г.г. пристроена теплая каменная Благовещенская церковь . Святыню храма составляет древний чтимый образ святителя Николая; 6) Покровский каменный, построенный в 1772 г. на месте прежней деревянной церкви, сооруженной на фундаменте бывшего армянского храма, с двумя приделами – во имя св. ап. Иакова и св. великомуч. Иоанна Воина; 7) Петропавловский училищный, переделанный в XVIII в. из бывшего доминиканского костела, построенного в XVI в. и обращенного в православный храм в 1691 г., с приделом во имя св. Алексия Божия Человека; 8) Царе–Константиновский, построенный в 1734 г. и расширенный в 1899 г., с двумя приделами – во имя святителя Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского ; 9) Крестовоздвиженский, сооруженный в 1839 г. на месте старинной деревянной церкви, сгоревшей в 1811 г., с двумя приделами – Казанским и Михайловским; 10) Рождество–Предтеченский, обыкновенно именуемый Борисоглебским, построенный в 1691 г., с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и Николаевским, устроенными в 1904 г.; 11) Христо–Рождественский, сооруженный в 1810–1814 г. г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с приделом Сергиевским, устроенным в 1843 г.; 12) Ильинский, построенный в 1692 г., с приделом Предтеченским; 13) Введенский и 14) Николаевско–Иорданский, – оба сооружены в XIX в. 15) Щекавицкая кладбищенская церковь на горе Щекавице, возвышающейся над Подолом, построенная в 1783 г. и расширенная в 1905 г., с главным престолом во имя Всех Святых и боковым во имя Марии Магдалины, устроенным в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

год)//Там же. С. 8–13; Протоиерей Т. Донецкий. Курс Закона Божия в выпускном классе средней школы//Там же. С. 24–29; Проект Устава Кирилло-Мефодиевского Донского Законоучительского Братства//Там же. С. 33–35. 8 Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения (1913–1920 гг.)//Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 78. Оп. 1. Д. 7. Л. 70–71; Смутное время 1913–1920 гг. глазами священника. Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения, составленная священником Петром Протопоповым/Публикация, предисловие и примечания С. П. Синельникова//Волга. 2000. 7–12 (413). С. 99–197. 10 Постановления 2-й секции: Начальная школа и её задачи, цели и программы//Донской областной учительский съезд. С 21 по 27 мая включительно 1917 г.: Материалы. Новочеркасск, 1917. С. 13. 13 Протокол 16 заседания Педагогического Совета Урюпинского реального училища, состоявшегося 20 июля 1917 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 302. Л. 49. 15 Постановление Калачёвского-на-Дону благочиннического собрания//Донская христианская мысль Еженед. православно-христианский журнал, издаваемый при Донской духовной семинарии. 1917. 7 (13 августа). С. 102–103. 16 Постановление прихожан церкви при станции Раковка Юго-Восточной железной дороги Усть-Медведицкого округа Донской епархии об обязательном преподавании Закона Божия в церковных и министерских школах от 6 августа 1917 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 400. Л. 373. 17 Акт приходского собрания Успенской церкви ст. Ольгинской Донской епархии по вопросу о преподавании Закона Божия в школах от 13 августа 1917 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 400. Л. 330. 18 Резолюция общего собрания родителей г. Новочеркасска//Донская христианская мысль. 1917. 7 (13 августа). С. 103. 22 В мае 1920 г. рукоположен, 21 сентября 1920 г. назначен настоятелем соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. 23 Светозаров В. Народное образование на Дону (1917–1919 гг.)//Родимый край (Париж).

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Л. 191. Из ведомости о состоянии Урюпинского реального училища, март 1913 г.//ГАВО. Ф. 98. Оп. 1. Д. 251. Л. 7 об. Смутное время 1913–1920 гг. глазами священника. Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения, составленная священником Петром Протопоповым (Публикация, предисловие и примечания С.П. Синельникова)//Волга. 2000. 7–12 (413). С. 99–197; Протопопов П., свящ. 25-летний юбилей Урюпинской Христо-Рождественской церковно-приходской школы//Донские епархиальные ведомости. 1911. 10. С. 222–226; 11–12. С. 259–265; 14. С. 339–343. Докладные записки законоучителя священника Петра Протопопова в педагогический совет Урюпинской женской гимназии (28 октября, 19 декабря 1910 г.)//ГАВО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 1. Л. 102, 124; Программы по Закону Божию в V–VIII классах Урюпинской женской гимназии, составленные законоучителем свящ. П. Протопоповым (ноябрь–декабрь 1910 г.)//Там же. Л. 125–129; Список учебных руководств и пособий для учениц Урюпинской женской гимназии на 1910–1911 учебный год//Там же. Л. 103. Ученик VII класса Урюпинского реального училища Алексей Селивёрстова 1 февраля 1907 г. в сочинении по русскому языку и словесности на заданную тему «Соотношение материальной и духовной культуры» писал: «Ставится вопрос: может ли исключительно материальный комфорт, материальные наслаждения дать нам счастие, или для этого и " духовная культура " необходима? И истинный ответ найти очень легко. Человек – не животное, а и животное – я думаю – не удовлетворяется одними плотскими наслаждениями. В человеке слишком глубоко и крепко заложены стремления к истине, добру и красоте, чувственные же инстинкты хотя и могут достигать большой остроты и силы, но неизбежно – и довольно скоро – приедаются, жизнь становится пустой, до тоски скучной, появляется отвращение к жизни. Счастья уже нет, и вернуть его может лишь духовная жизнь» (Сочинение на тему «Соотношение материальной и духовной культуры» [ученика VII класса Урюпинского реального училища А.

http://bogoslov.ru/article/1689400

95. Валаамский – Преображенский , мужской, 1-го класса, Выборгской губ., Сердобольского у., в 40 вер. к вост. от Сердоболя и в 200 вер. от С.-Петербурга, в сев.-зап. части Ладожского оз., на южн. берегу острова, называемого финами Валамо, т. е. высота, при заливе Монастырском. Основателями м-ря почитаются преп. Сергий и Герман, мощи коих ныне покоятся в соборн. храме, и память их чтится 28 июня и 11 сентября. Но время основания м-ря неизвестно; полагают, что он уже существовал в X ст., когда в нем принял иночество преп. Авраамий Ростовский чудотв.; впрочем, мнение это оспаривается, и некоторые думают, что м-рь начал свое существование не ранее XII ст., когда здесь подвизался Корнилий, основатель Палеостровского-Рождест. м-ря. Находясь на границе Новгородских и Шведских владений, м-рь вел периодическую жизнь: то он был сжигаем и разоряем шведами, то снова возникал. В последний раз он был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда Петр I, укрепившись на берегах р. Невы, повелел возобновить обитель. При издании штатов 1764 г. он был оставлен на своем содержании; в 1787 г. положен в 3-м классе, а в 1822 г. возведен на степень 1-го класса. Мощи преп. Сергия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в Николаевском Староладож. м-ре. К м-рю приписано 7 скитов: Авраамиев, Всех – Святский, Ильинский Иоанно-Предтечевский, Коневский, Николаевский и Александро-Свирский-Святоостровский; все они находятся от м-ря в расстоянии от 1 до 10 вер. “Валаамский м-рь”, Спб., изд. 1847 г.; тоже, 1864 г. с 7 рисунками; “Остров Валаам и тамошний м-рь”, Спб., 1852 г.; “Старческое наставление о. Назария”, Моск., 1853 г.; “Жизнь Валаам. монаха Германа”, Спб., 1838 г.; “Валаам. м-рь и его святыни”, Спб., 1870 г., с 2 рисунк.; “Валаамские подвижники, биограф. Очерк”, Спб., 1872 г.; “Приложение к «Спутнику на Валаам», вид и опис. св. обители”, Спб., 1886 г.; “Слово о Валаам. м-ре, истор. очерк”, изд. 3-ье, Спб., 1888 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 480; Ратшин, 472; “Матер. для стат. Рос.”, 1841 г., I, 59; “Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Конечно, мне знакома тенденция многих наших духовных лиц, включая и руководителей данных приходов: «Неужели из года в год нам нужно петь все одно и то же? Надо бы спеть и что-то новенькое - как подарок!» И действительно, «как подарок» спели в Храме Христа Спасителя произведение Свиридова: во время ночного богослужения на Рождест-во оно прозвучало в качестве запричастного концерта. Что можно тут сказать? Во-первых, помимо Свиридова, был еще спет тропарь Рождества Христова непонятного автора и непонятного наполнения в плане музыкального оформле-ния. Затем, наконец, спели и «подарок» тот самый (как объявил диктор телевидения во время трансляции) - произведение Свиридова, композитора, который никогда не писал ничего для Церкви. Да, это был очень талантливый композитор, я его прекрасно знал по своей дружбе с А. А. Юрловым, моим преподавателем по дирижированию в Институте им. Гнесиных, которого я давно знал. Юрлов унаследовал Русскую Республиканскую хоровую капеллу, которой руководил прежде мой первый учитель А. С. Степанов, заслуженный артист Союза ССР; ранее он вел наше хоровое отделение в Центральной музыкальной школе при консервато-рии. Прогуливаясь вместе с Юрловым по Большой Грузинской, мы заходили к Георгию Сви-ридову: он находился в большой дружбе с Русской Республиканской капеллой и лично с А. А. Юрловым. Георгий Васильевич Свиридов - талантливый композитор, он писал пре-красные хоровые произведения, но - для светского концерта. И никогда ничего не писал для Церкви, хотя и пытался позднее, в последние годы жизни, благодаря новому повет-рию, так сказать, моде на церковность, написать что-то похожее... Я считаю, что нам всем вместе нужно еще и еще раз подумать о том, чтобы в большие церковные праздники у нас в храмах звучали те произведения, которые звучат в Церкви уже в течение более чем 300 лет, которые намолены, встречаемы и всегда были и остают-ся очень и очень жданными! (От крюкового пения или пения «под него» за сотни лет уже отвыкли и вряд ли к нему привыкнут снова).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

- Батюшка, вас спрашивают, можно ли дарить на Рождество коврики с рождест-венскими надписями? С изображением Спасителя, иконы Рождества? - Если этот коврик, а лучше сказать - тканое изображение может быть повешено на соот-ветствующем месте, так, чтобы вы взирали с благоговением на лик Христа Спасителя, то кто ж запретит? У меня, например, в моем небольшом настоятельском кабинетике, есть такой коврик с изображением Спасителя. И однажды вошел мне очень близкий по крови человек, близкий, но некрещеный, так уж время распорядилось, в советскую пору многих детей не крестили. То боялись, то предоставляли времени решить этот вопрос - вот он и остался некрещеным мой сродник. Хотя сам очень думающий, мыслящий человек. Вошел в эту комнату, посмотрел на изображение Христа, и сказал так задумчиво: да, я бы, навер-ное, не смог у себя дома держать этот образ. Видите, как много говорит нам лик Спасите-ля, это же воплощенная Правда, распятая и воскресшая Любовь. - У нас спрашивает слушатель из Рязанской области, как преодолеть возможную формальность причисления человека к Церкви при крещении младенцев? И о конфир-мации вопрос. - Конфирмация - это на Западе, у католиков, не миропомазуют младенца, но ожидают 12 - летнего возраста. Аббат, прелат помазует миром юного христианина, и, таким образом, восполняет то, начало чему было положено крещением. Слава тебе Господи, мы принад-лежим к Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, которая не оставляет нас без Тела и Крови Господних во младенческом, отроческом возрасте, предварительно, и тотчас после крещения, предлагая нам дар Духа Святого. Благодать Святого Духа осеняет новокрещеных младенцев по вере родителей, восприемников по благодати Божий мла-денчик будет раз-виваться гармонично. И Дух Святой будет содействовать раскрытию его ментальных способностей, будет помазывать его чувства, укреплять его волю, конечно, при условии христианского воспитания со стороны наставников, учителей, педагогов. Вот вам правильный порядок вещей. Ну, а что касается Запада - там много всего. Эти новше-ства, под видом возвращения к первохристианским обыкновениям, совершенно заполони-ли собою все, отторгнув огромную часть народа, верующего во Христа, от благодатных сосцов Матери - Церкви, которая учит без всякого порока исповедовать Отца и Сына и Святого Духа. И в своем лоне являет живительную и спасительную благодать, которой мы содействуем, право веруя и подтверждая нашу веру благочестивым образом жизни.

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Препод. Иродион был учеником пр. Корнилия комельского и им был пострижен в иночество. Под руководством великого подвижника ученик созрел в духовной жизни. – По кончине наставника своего (1537 г.), когда многие из братии стали расходиться по пустыням, блаж. Иродион удалился в белозерскую сторону и сперва жил в убогой хижине на берегу озера Удро, где провел довольно времени в уединении. Потом по внушению высшему перешел на остров Илоозера, купил у крестьянина остров, издавна называвшийся Озадским, в 15 верстах от Белоозера, построил на нем кельи и храм в честь рождества Богоматери. Это было началом Илозерской Озадской пустыни. Так как окрестные жители не имели приходских храмов: то они сходились в храм обители для молитв. Здесь же крестили детей их, отпевали усопших и венчали браки. По временам шумные собрания мирян тревожили преподобного, и он затворялся в своей келье: но он терпел эти неудобства для нужд св. веры, а нарушавших благоговение лишал своего благословения, которым дорожили простые сердца. Преподобный изнурял тело свое постом, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался св. тайн. – Ангел возвестил ему о близкой кончине его; приняв схиму и приобщившись св. таин, мирно почил он 28 сент. 1541 г. и похоронен был в часовне, построенной им. Некто Софоний не благоговейно воткнул посох в могилу преподобного и внезапно ослеп; долго пробыв слепым, усердно молился он в часовне о прощении грехов своих; явившийся Иродион возвратил ему зрение; обрадованный Софоний велел написать икону преподобного в том виде, в каком являлся он ему и поставил ее в часовне. Инок Вассиан, иконописец, плыл по озеру в лодке. Поднялась страшная буря: отчаиваясь в жизни Вассиан призывал на помощь блаж. Иродиона; на одной доске принесен он к берегу и здесь явившийся ему Иродион сказал: «вот ты и спасен, брат мой! иди – живи у старца Иродиона». – В 1653 г. по благословению м. Никона белозерский архимандрит свидетельствовал чудеса, по временам совершавшиеся именем Иродиона. После того на месте часовни построен был каменный храм в честь рождест. Богородицы с приделом в честь пр. Иродиона илозерского. 292 Преставление преп. Киприана устюжского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николая Чудотворца, в Симоновом монастыре, при восточных воротах. Построена в 1834 году. Всех Скорбящих Радости, что на Калитниковском кладбище. Построена в 1884 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Александра Невского. Живоначальной Троицы, в Набилковской богадельне. Первая Мещанская, Протопоповский переулок. Построена в 1835 году. Придел Всех Святых пристроен в 1861 году. Евгения Херсонского, в колокольне Рождест-венского монастыря. Колокольня построена в 1835–1836 годах. Иоанна Богослова, что под Вязом. У Китайской стены, между Владимирскими и Ильинскими воротами. Построена в 1825–1837 годах. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Иоанна Предтечи, 3) Евангелиста Луки, 4) Николая Чудотворца, 5) Митрофана Воронежского . Анны Праведной успения, в Басманной больнице, на Новой Басманной. Устроена в 1837 году. Татианы Мученицы, при Университете. Никитская, угол Моховой. Построена архитектором Е. Тюриным. Освящена 12 сентября 1837 года. 353. Николая Чудотворца, что в Сапожке. Церковь находилась на площади против Кутафьи. В 1817 году она была разобрана по случаю постройки здесь манежа. В 1838 году церковь восстановлена в виде особой полукруглой пристройки к манежу. З54. Всемилостивого Спаса, что при Работном Доме, в Харитоновском переулке. Пост роена в 1838 году. 355. Живоначальной Троицы, в Даниловом монастыре. Строилась с 1833 года на средства Куманиных и Шестовых. Освящена 13 сентября 1838 года. Приделы: 1) Алексея Человека Божия, 2) Зачатия Св. Анны. 356. Александра Невского, в здании Мещанских училищ, на Калужской. Здание построено архитектором М. Д. Быковским. Церковь освящена 28 сентября 1839 года. 357. Иоанна, Патриарха Цареградского, в колокольне Симонова монастыря. Колокольня построена архитектором К.А. Тоном на средства купца Ивана Игнатьева в 1835–1839 годах. 358. Преподобной Елизаветы, на Дорогомиловском кладбище. Построена в 1839 году. Главный престол Спаса Нерукотворенного Образа. Другой придел Владимирской Божией Матери. 359. Всех Святых, во Всесвятском женском единовер-ческом монастыре. Церковь и колокольня построены в одно время, закладка была 8 сентября 1840 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

      2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.       3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.      Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом. КАЛЕНДАРЬ ПОСТОВ И ТРАПЕЗ Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресение Великий Пост сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед Петров пост горячая б/м сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение Успенский пост сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний сухоядение сухоядение Рождест- венский пост до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед Sat, 16 Mar 2002 13:34:54 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Рецепты православной кухни http://www.zavet.ru/a/post_1016274894.html Содержание: Введение Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Пост начался с благоговения к Богу и послушания Его святой воле. Указавши время поста. Господь указал и высокую цель его. Во-первых, - для спасительного участия в жизни, страданиях, смерти и славе Своей, во-вторых, - для освобождения от греха и единения с Богом. Только постом, и особенно строжайшим, человек может измениться и духовно усовершенствовать себя.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010