Если всё это отбросить, то ветхий человек всецело умрет и его не станет. А новый? Новый рождается из богообразной души, совести, воли и ума, постепенно воссозидаясь Христом Богом, Который и сотворил его по образу Бога, по образу Христа. Это воссозидание вполне естественно, ибо совершается оно на основании богообразного человеческого естества, каким и было оно сотворено в начале. А Господь Иисус Христос – «образ Бога невидимого» ( Кол.1:15 ) – это и есть тот вечный Образ, то есть Первообраз, по Которому мы обновляемся. По Нему и Им мы восстанавливаем богоподобие своей души. И не только восстанавливаем, но и далее возводим его к бесконечному богочеловеческому совершенству – «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). Таким образом, это обновление есть не что иное, как наше облечение во Христа и усвоение Христу. Ведь для того мы сотворены и спасены, чтобы быть подобными Творцу и Спасителю нашему – Владыке Христу. И мы, действительно, Ему подобны, если только живем Им. Наш идеал вполне естественен: уподобление Христу, Христо-подобие. Ведь и сотворены мы с христоподобной душой. Она и несет в зачатке, в потенции всё наше богочеловеческое Христо-подобие. Господь Иисус Христос, соделавшись человеком, явил в Себе совершенное Христо-подобие человека. Как Богочеловек Он обладает всеми Божественными силами и подает их Своим христолюбивым последователям, дабы в своем уподоблении Христу постепенно восходили они к полному совершенству. А потому как дарует Он всем и каждому эти облекающие в Него и уподобляющие Ему силы в Своем Богочеловеческом Теле, в Церкви, то и требует от всех Своих последователей Божественного совершенства: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Это наше усвоение и уподобление Христу есть в то же время и стяжание истинного богопознания. В нашем человеческом мире лишь познание Христа наделяет людей подлинным и истинным Богопознанием. Кто в Богочеловеке Христе не найдет истинного Бога и Господа, тот никогда и нигде – ни в одном из существующих миров – Его не отыщет и навсегда останется жалким рабом ложных богов и превратных знаний и умопредставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В сентябре 1794 г. прошение о выдаче аттестата о службе и свидетельства об исключении из подушного оклада и купечества детей, служивших в различных за больного Ивана Антипина подавал его старший сын Дмитрий. 18 сентября в уездном суде слушали прошение, а только 30 октября того же года в журнале заседания было записано постановление отослать его «куда Если учесть, что сказание из монастырского архива об иконе «Знамение» начинается с того, что герой по «Божию строению одержим бысть лютым недугом на долзе, яко и отчаятися ему живота своего», можно предположить, что чудо могло произойти не в 1774 г., а в другое время: в 1780 – начале 1790-х гг. Впрочем, поиски истины продолжаются, возможно, со временем нам удастся полностью подтвердить факты, изложенные в церковном произведении, в том числе и указанную в нем дату. Скончался Иван Иванович Антипин 4 сентября 1795 г., о чем имеется соответствующая запись в «Метрической книге Христо-Рождественской церкви города Устюга Великого». Согласно этому документу, «бывший секретарь Устюжского уездного суда» умер «христианскою кончиною» в возрасте 61 года и был погребен «того собора протоиереем Иоанном на градском Через три года семья умершего секретаря выехала из Великого Устюга в Санкт-Петербург к проживавшему там Александру В «Исповедной ведомости Христо-Рождественской церкви» за 1800 г. указана дата отсутствия всего семейства Антипиных на Исповеди по причине «отлучки» с 18 марта 1798 г. В постановлении Устюжского уездного суда о выдаче паспорта для проезда в столицу вдове Анне Ивановне и двум младшим детям Евдокии (1782 г.р.) и Василию (1786 г.р.), обозначено другое число: 21 февраля 1799 После 1800 г. семейство Антипиных в исповедных книгах Устюжской Христо-Рождественской церкви не упоминается. Скорее всего, Антипины навсегда поселились в Санкт-Петербурге. Сказание об обретении Знамено-Филипповским монастырем иконы Божией Матери «Знамение», очевидно, неизвестный автор составил уже после их отъезда. Предположительно эта икона в конце XIX – начале XX в. находилась в Филипповском приделе монастырской церкви; поклониться ей мог любой желающий. «Боголюбцы и доброхотные датели» украсили образ серебряным окладом с тремя бриллиантами и жемчугом. После революции он был утрачен. По рассказам старожилов, игуменья Зинаида подменила святыню, чтоб она не досталась безбожникам, но «предательницы» из числа насельниц пригрозили выдать настоятельницу чекистам. Испугавшись, игуменья будто бы отдала икону шантажисткам, а те использовали ее в корыстных

http://sedmitza.ru/lib/text/9929631/

Благодатно и нравственно срастворенная со Христом, обитая в прославленном Христе, душа вся обретает себя, обращается и пребывает в сфере Святой Божественной Троицы; вся ее природа отроичена; все ее действие троично, богообразно, Христообразно 777 . Христообразный, богочеловеческий характер личности сохраняется через весь долговременный процесс духовного возрастания и достигает своей заключительной стадии, когда личность усвоит «всю полноту Христа» и возрастет в мужа совершенного 778 . Такая личность вся Христо-образна: и тело, и душа ее, все ее содержание источает Христо-образную красоту, ибо вся она объята, вся упоена «неизреченной красотой... лица Христова» 779 . Христос проникает до последних тайников души, изгоняет из нее последний атом греха и всю тьму страстей, изгоняет грех, эту единственную причину безобразия и мерзости, восстанавливает «бесстрастную и нетленную красоту» души 780 и соделывает ее престолом Своей Богочеловеческой славы 781 . Богочеловеческое бесстрастие души – эта одна из специфических особенностей Нового Завета. Христос воплотился, чтобы люди могли участвовать в Его бесстрастии 782 . «Для освящения и теснейшего бесстрастия обитает Спаситель в достойных, чтобы, будучи Сам бесстрастен, Он мог соделать бесстрастными принявших Его» 783 . «В совершенную меру бесстрастия» приходят души лишь Христо-образные, преизобилующие верой, надеждой и любовью и обоженные обитанием в таинственных благодатных глубинах Триипостасного Божества 784 . Цель благочестия – это очищение души и обитание Духа Святого через добрые дела 785 . Но «полностью очистить душу» возможно лишь молитвенно-благодатным перерождением себя в вере, надежде и любви 786 . Через веру, надежду и любовь Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным 787 . Лишь душа, срастворенная (соединенная) с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, «ибо Божественная Троица вселяется в душе очищенной 788 , – потому что невместима для всякой твари, – но по мере способности и удобоприемлемости человека» 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Возведение каменной церкви с колокольней в с. Частоозерском было начато, очевидно, в середине 1820-х гг. и велось тщанием прихожан. Основные строительные работы были завершены к 1830 г., а окончательная отделка храма была окончена к 1832 г., когда он был снаружи оштукатурен. Престол в церкви был устроен один и освящен во имя Рождества Христа Спасителя. Между 1895 и 1912 гг. в храме был устроен второй престол – в честь Успения Божией Матери. Христо-Рождественская церковь была закрыта в первой половине 1930-х гг. К 1944 г. большая часть здания была разобрана на стройматериалы. Остатки здания еще упоминаются в документах 1956 г., но вскоре и они были разрушены до основания. Возрождение Православия в с. Частоозерском началось в 2001 г., когда была зарегистрирована православная община и открылся Христо-Рождественский приход Курганской и Шадринской епархии. В том же году администрацией Частоозерского района прихожанам был передан в бессрочную аренду старый дом, в котором до этого размещался магазин. В 2002 г. здание было переоборудовано под молельный дом, где до января 2010 г. проводились богослужения. Долгие десятилетия после разрушения Христо-Рождественского храма в сердцах жителей с. Частоозерского теплилась надежда на его восстановление. Начало этому было положено благодаря усердию предпринимателей братьев Александра и Дмитрия Ильтяковых и Дмитрия Каширина, которым принадлежит идея возведения на самом высоком месте села на берегу озера Мартынова нового каменного двухпрестольного храма. Проект двухэтажной церкви в византийском стиле был составлен екатеринбургским архитектором Константином Ефремовым. В 2007 г. был заготовлен весь необходимый для строительства кирпич. Закладка церкви состоялась 14 сентября 2007 г. при большом стечении народа. Освящал место под закладку и закладной камень с мощами Священномученика Аркадия Гаряева Преосвященный Михаил, епископ Курганский и Шадринский. Строительные работы начались 7 мая 2008 г., к концу лета был устроен фундамент, начата кладка стен.

http://sobory.ru/article/?object=25092

Определили: Принять к сведению. —10— IX. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что преподаватель Нижегородского епархиального женского училища, кандидат богословия, Николай Боголюбов представил ему, согласно § 32 Положения об испытаниях на ученые степени, 50 экземпляров его магистерской диссертации, разрешённой к печатанию по определению Совета Академии от 9 июня минувшего 1899 года, под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899. Определили: 1) Допустить кандидата богословия Николая Боголюбова к защищению его диссертации на степень магистра богословия. 2) официальными оппонентами при защите диссертации назначить экстраординарных профессоров Академии Алексея Введенского и Сергея Глаголева . 3) Предоставить Преосвященному Ректору Академии войти в соглашение с магистрантом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц. Х. Отношение Совета Киевской Духовной Академии от 20 января за 25: «Постановлением Совета Киевской Духовной Академии от 17 декабря минувшего года, студент I курса Московской Духовной Академии, болгарский подданный, Христо Вергов принят в число студентов Киевской Духовной Академии. Вследствие сего Совет Киевской Духовной Академии просит Совет Московской Академии выслать имеющиеся при делах Совета Московской Академии документы болгарина Вергова. Справка: 1) Студент I курса, болгарский уроженец, Христо Вергов получал на своё содержание особую стипендию от Священного Синода Болгарской церкви и жил вне академических зданий, на частной квартире. 2) При указе Святейшего Синода от 29 сентября 1899 года за 5974, коим разрешено было Совету Академии допустить болгарского уроженца Христо Вергова к приёмным испытаниям, приложены были следующие документы последнего: а) уведомление Священного Синода Болгарской церкви о назначении Вергову стипендии для получения образования в одной из русских духовных академий за 1189; б) свидетельство о прохождении им должности учителя в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На этот раз под резиденцию экзархата был снят (а позже выкуплен) армянский дом в квартале Ортакой. Экзарх Иосиф I проявлял исключительную заботу о своей пастве в вилайетах, но также уделял большое внимание и представителям самого экзархата в Стамбуле. Старая Деревянная церковь настолько обветшала, что было даже страшно служить в ней. С согласия болгарского правительства, которое финансово содержало экзархат в пределах Османской империи, было, наконец, решено построить новую, представительную церковь. С этой целью к 1 марта 1888 года был подготовлен специальный сборник правил по проведению архитектурного конкурса на лучший проект нового храма. Его выиграл амбициозный архитектор Ховсеп Азнавур (1854–1935), армянин, английский подданный, живший и работавший в турецкой столице. Еще осенью 1888 года он начал разбирать старый поломанный фундамент, заложенный осенью 1859 года во дворе Деревянной церкви. В марте 1889 года со стороны министерства иностранных дел была назначена комиссия по строительству храма. Ее председателем стал Иосиф I, но на самом деле его замещали выбранные им члены комиссии: бывший Скопский митрополит Феодосий (с 19 марта 1889 г. по 11 января 1890 г.), эконом Георги Хаджитилев, протосингел экзархата (с 13 января 1890 г. по 1895 г.), бывший Скопский митрополит Максим (в 1895–1897 гг.) и Димитр Мишев, главный секретарь экзархата (в 1897–1900 гг.). Остальными членами комиссии были Атанас Трайков, Никола Минчов, Атанас Калчов, Стоян Хр. Тыпчилещов, Христо Н. Бракалов и Христо Стаматов. Тем временем, 25 июня 1890 года, был издан высочайший султанский фирман, разрешающий Болгарскому экзархату строительство новой церкви на месте старой Деревянной церкви. По настоянию компетентных лиц комиссия по строительству распорядилась о начале полной расчистки старого фундамента 1859 года. Ранее, 5 декабря 1890 года, были выкопаны останки погребенных там шести архиереев – Авксентия Велешского, Паисия Пловдивского, Илариона Тырновского (Макариопольского), Доротея Скопского, Парфения Нишавского и Аверкия Врачанского. Останки были очищены и помещены в заранее приготовленные отдельные гробы. Также нашли останки Христо Тыпчилещова, но его близкие пожелали сами заняться останками и перевезти их в Софию. На следующий день, 6 декабря 1890 года, в Деревянной церкви состоялось богослужение, во время которого архимандрит Григорий был хиротонисан в епископа Макариопольского. Затем был отслужен молебен о здравии и долголетии султана Абдулы Хамида II. А после него экзарх Иосиф I и духовенство храма отслужили парастас по усопшим митрополитам, чьи останки были выкопаны накануне. Сам экзарх произнес прочувственное слово об усопших.

http://pravoslavie.ru/39459.html

Обожение ума достигается через соединение (krasis) ума с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума — это " прийти в срастворение с Безначальным умом — hina anarhew noi sygkrathe " . Но такое соединение (sygkrasis) предполагает, что человеческий ум прошел через тяжелые подвиги веры, надежды и любви. Лишь когда он пройдет через эти подвиги, когда переработает себя верой, надеждой и любовью, лишь тогда человеческий ум удостаивается стать " одним духом с Господом " , обогочеловечиться. Если человек добровольно подвизается и допускает благодати Духа Святого облагодатствовать ум до конца и обитать в " самых глубоких глубинах его ума " , тогда Господь " соединяется с умом " и становится с человеком " одним духом, одним составом, одним умом — eis mian dianoian " . Облагодатствованный ум — ум, очищенный молитвой и срастворенный со Христом, спасается от греховной ветхости (=устарелости) и становится " новым умом — kainos nous " . Господь " обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты неверия и неведения, возвращает ему здравие и проницательность " , вновь дарует ему целостность и сияние. Из ада греховности и смерти Господь воскрешает умерщвленный ум, освобождает его от рабства сатане и возносит " в Божественный воздух — eis ton theikon aera " . Если воскрешенный Христом ум без остатка предаст себя Христу, Христос настолько срастворяется с ним, что человек может " во владычественной силе души своей (en tw hegemonikw autou, в уме своем), как в зеркале, видеть образ Христов — hwsper en katoptrw ten Hristou morphen oran en tw hegemonikw autou " . Обоженный, обогочеловеченный, Христо-образный ум — это характерный признак святых, ибо они " умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества " . О таком Христо-носном и Христо-подобном уме не мог знать ветхозаветный мip. Чистота ума — это новая реальность, принадлежащая Новому Завету, ибо лишь " крещение огнем и Духом очищает и омывает оскверненный ум " , ибо лишь " небесный меч обсекает излишество ума, т. е. нечистое краеобрезание греха " . Христос — единственный Уврачеватель, знающий и могущий исцелить " слепоту ума " и очистить богообразную сущность ума от проказы греха. Совершенные христиане имеют помазанный ум — hriontai kata ton noun, имеют обоженный ум, ибо они суть " боги "  — en Thew.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Но Спиридаки, считая это явление за бред горячки, оставил без внимания приказанное. На другой день послышалось ему, что кто-то сильно постучал в дверь – это было днем, – и вслед за тем входит молодой человек, который строго упрекнул Спиридаки, говоря: «Почему ты не послушал сказанного и не едешь в Никомидию?» Потом ухватил его, сволок с постели и стал невидим. В самый этот момент взошла в комнату жена больного и, увидав мужа стоящим на ногах, изумилась и спросила, что с ним? Тот рассказал о двукратном ему явлении святого Пантелеимона, о его приказании и о том, как святой стащил его с кровати, сделавшись тут же невидимым. Передавая это жене, больной добавил, что он отправляется немедленно в Никомидию. Обрадованная жена отнесла его на носилках (с помощью других) на пароход и в том же болезненном виде привезла его в храм святого Пантелеимона. Там, совершивши молебствие угоднику, облили больного водой, и Спиридаки возвратился домой здоровым. Один турок, по имени Эмин, будучи еще в юных летах, от неосторожного выстрела из ружья оглох и пробыл в этом состоянии около сорока лет. Кто-то рассказал ему о чудесах, совершающихся при источнике святого Пантелеимона в Никомидии, и он пришел в 1860 году в храм великого чудотворца. При входе в ворота его спросили, зачем он пришел. Турок ответил, что здесь есть целительная вода, как он слышал, и просил показать ему источник. Позвали кандиловжигателя , Христо Иоаннова Пичиндириса, и передали ему о желании турка; тот повел его и показал, как спускаться к источнику. Турок стал сходить по ступеням; но так как у него была за поясом трубка с длинным чубуком, то кандиловжигатель сказал ему: «Оставь чубук и не входи с ним». Турок не слышал этого и, не останавливаясь, шел далее. Христо повторил с криком, чтобы он оставил чубук и не подходил с ним к источнику святого; но турок не услыхал и на этот раз, и также продолжал идти не останавливаясь. Подумав, что турок не хочет послушаться, кандиловжигатель из ревности с гневом вырвал из-за пояса у него чубук, выговаривая ему за ослушание и невнимание к святыне. При этом турок остановился, посмотрел на проводника и, видя его встревоженным и со своей трубкою в руках, сказал, что он глух, почему и просит говорить ему громче и пред его глазами, чтобы он мог скорее понять говоримое. «А когда так, – сказал тогда Христо, – то здесь находится доктор – безмездный целитель, и ты хорошо сделал, что пришел просить у него помощи». Сказав это, кандиловжигатель пошел с ним к самой воде и вылил там на него три ведра, а также влил воды и в ухо. В это время турок вдруг говорит: «Вот, я слышу!» И пошел домой здоровым, прославляя своего целителя. Турок был из деревни Болу, уезда Никомидийского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В эту «совершенную меру христианства» приходит лишь святая, чистая, обогочеловеченная душа 790 . б) Обожение ума Обожение ума достигается через соединение ума с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума – это «прийти в срастворение с Безначальным умом» 791 . Но такое соединение предполагает, что человеческий ум прошел через тяжелые подвиги веры, надежды и любви. Лишь когда он пройдет через эти подвиги, когда переработает себя верой, надеждой и любовью, лишь тогда человеческий ум удостаивается стать «одним духом с Господом» 792 , обогочеловечиться. Если человек добровольно подвизается и допускает благодати Духа Святого облагодатствовать ум до конца и обитать в «самых глубоких глубинах его ума» 793 , тогда Господь «соединяется с умом» и становится с человеком «одним духом, одним составом, одним умом» 794 . Облагодатствованный ум – ум, очищенный молитвой и срастворенный со Христом, спасается от греховной ветхости (устарелости) и становится «новым умом» 795 . Господь «обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты неверия и неведения, возвращает ему здравие и проницательность» 796 , вновь дарует ему целостность и сияние 797 . Из ада греховности и смерти Господь воскрешает умерщвленный ум, освобождает его от рабства сатане и возносит «в Божественный воздух» 798 . Если воскрешенный Христом ум без остатка предаст себя Христу, Христос настолько срастворяется с ним, что человек может «во владычественной силе души своей (в уме своем), как в зеркале, видеть образ Христов» 799 . Обоженный, обогочеловеченный, Христо-образный ум – это характерный признак святых, ибо они «умом своим причащаются Христовой сущности и Христова естества» 800 . О таком Христо-носном и Христо-подобном уме не мог знать ветхозаветный мир. Чистота ума – это новая реальность, принадлежащая Новому Завету, ибо лишь «крещение огнем и Духом очищает и омывает оскверненный ум» 801 , ибо лишь «небесный меч обсекает излишество ума, т. е. нечистое краеобрезание греха» 802 . Христос – единственный Уврачеватель, знающий и могущий исцелить «слепоту ума» 803 и очистить богообразную сущность ума от проказы греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Один миссионер говорил, что не знал, как перевести слово «Бог» для племени, в котором ближайшее по значению слово обозначало «крокодил». У другого народа нет слова «хлеб», они только рыбу едят, так что приходится переводить: «Рыбу насущную даждь нам днесь». Но надеюсь, что наше общество не до такой степени потеряло представление о вере, чтобы люди, пришедшие не в буддистский монастырь, не в какое-нибудь новомодное элитное экологическое движение, а именно в православную обитель - понимают, какой Бог их позвал, чувствуют этот зов. Игумен и игуменья - пастыри своего малого стада, и служение ему словом, воспитание его в христианском духе - это тоже важная составляющая жизни монашеской общины. Когда есть возможность, мы приглашаем старцев, опытных духовников, являющих не только словом, но и своей жизнью добрый пример. Ведь ничто так не заразительно, как пример, хотя и служение словом - это пастырская обязанность. Отец Ефрем Ватопедский говорит: «Мы должны иметь христо-ум, христо-волю, христо-сердце», - по-моему, яркое выражение. Как этого достичь? Дай, Господи! Почему уходят из монастырей? - Многие ли не выдерживают монастырской жизни и, будучи уже в постриге, уходят из монастыря? Не нарушают обетов, но в обители не живут. Из-за чего? - Каноны дают только три основания для ухода из обители. Первое - ересь игумена. Для проверки этого есть епископ, это вне компетенции послушника. Второе - если его склоняют к очевидному греху против Евангелия. Третье - если в монастыре есть дети. Каноническое толкование поясняет: причиной, по которой монах может уйти, является не само по себе наличие детей, которые якобы расстроят тишину монашеской жизни. Сказано: «Дабы дети, обучающиеся и воспитывающиеся при монастыре, придя в свои мирские дома к родителям и родственникам, не разгласили о высоте аскетических подвигов монахов, и через то лишили их мзды от Бога». Святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке замечал, что после того, как был опубликован строгий Валаамский устав для всеобщего обозрения, монахи лишились половины мзды за его исполнение. Речь идет о том же самом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010