Николая Мирликийского - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.). В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи XVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу XIX века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце XIX века в псевдорусском стиле. Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам.

http://sobory.ru/article/?object=01639

16(29)09.1926 04(17)12.1926 19.12.1926(01.01.1927) 04.1928 19.08(01.09)1929 Виктор Путята 19.08(01.09)1929 03(16)10.1929 07(20)09.1929 22.12.1931(04.01)1932 Антоний Лебедев 07(20)01.1932 21.01(03.02)1932 Нил Ушаков 21.01(03.02)1932 29.07(11.08)1932 Иосиф Яцковский (Ясковский) Уральский митрополичий округ, обн. Учрежден 26.03(08.04)1925. Был составлен из епархий: Пермской, Свердловской, Ирбитской, Тобольской, Тюменской, Челябинской, Ишимской и Курганской. 30.03(12.04)1925 04(17)08.1926 Урбнисская Присоединена в 1811 г. (местопребывание – в г. Урбнис, Картли, Грузия). Упразднена в 1811 г. (присоединена к Мцхетской епархии). 1811 Иустин Уржумская Основана в 1919 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена после 1929 г. 13(26)12.1919 Сщмч. Виктор Островидов 03(16)09.1923 Уржумская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Уржум (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1935 г. 08(21)12.1923 Филарет Домрачев 25.01(07.02)1927 11(24)04.1928 Иннокентий Копейкин 09(22)06.1928 15(28)03.1930 Палладий Бельтюков 17(30)04.1930 10.1935 Урмийская (см. Тер-Гяварская) Усольская, обн. (см. Верхнекамская обн.) Уссурийская Основана в 1912 г. Именование – по г. Уссурийск (с 1898 – Никольск, с 1926 – Никольск-Уссурийский, с 1957 – Уссурийск). Владивостокское викариатство. Упразднена в 1931 г. Восстановлена 13(26)12.2006. Именовалась: в 1912–1923 – Никольская; в 1931 – Никольско-Уссурийская; с 2006 – Уссурийская. 24.06(07.07)1912 04(17)09.1918 08(21)11.1922 24.08(06.09)1923 Павел II Введенский 14(27)07.1931 Сщмч. Герман Коккель 06(19)11.1931 12.1931 Тарасий Ливанов 13(26)12.2006 Уссурийская, обн. (см. Никольско-Уссурийская, обн.) Усть-Вымьская, обн. Даты учреждения и закрытия неизвестны. Именование – по г. Усть-Вымь (Коми АССР). Александр (1928) Усть-Катавская Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Усть-Катав (Челябинская область). Челябинское викариатство. 24.05(06.06)1925 Антоний Миловидов Усть-Медведицкая Основана 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здание церкви состояло из собственно храмового пространства, алтаря, притвора, двух обязательно отдельных раздевален (мужской и женской), исповедальни и паперти. Великолепный иконостас был выполнен в древнерусском стиле, царские, южные и северные двери расписаны знаменитым мстёрским иконописцем Брагиным. Храм украшали тщательно подобранные редкие и древние иконы, среди которых было 20 икон XVII века. Храмовой святыней почиталась небольшая (25х25 см) икона Николы Чудотворца XVI века, находившаяся за правым клиросом и убранная в драгоценный оклад. Четырехъярусная колокольня высотой 18 метров была пристроена к храму с северной стороны, оставляя открытым его великолепный фасад. В нижнем первом этаже колокольни размещалось помещение для заседания Совета общины, а затем и Главного церковного совета, во втором этаже — библиотека, на третьем — комната с русской печью для пономаря. На колокольне размещались 9 колоколов общим весом почти в 300 пудов. Кроме этого, Никольско-Рогожская община владела собственным недвижимым имуществом. Ей принадлежал доходный дом и большой участок земли по 3-й Рогожской улице, 20, на котором располагались 22 лабаза, предназначенные для сдачи в аренду под товарные склады, а также 2 подвала, 2 погреба, 2 деревянные конюшни. Таким образом, община была обеспечена постоянным с этих владений доходом для содержания в должном благолепии как самой церкви, так и причта. Рядом с храмом находился жилой двухэтажный дом (в длину 27 метров, в ширину 17 метров), нижний этаж его был каменный, верхний — деревянный, крыт железом. Этот дом был выстроен Рогожской слободы ямщиком Василием Ширяевым в 1852 г. Его помещения предназначались для священников, диаконов, уставщиков, просвирни, он использовался также и как странноприимный дом. (Здание сохранился до настоящего времени и находится по адресу Вековая ул., дом 20). У ворот храма находилась небольшая сторожка в стиле старомосковского деревянного зодчества. В первые годы советской власти московский храм Николы Мирликийского, как и все христианские церкви, пережив немало напастей, продолжал оставаться главным приходом древлеправославных христиан-старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Это мы там основали епископскую кафедру. На нас указывают пальцами: в деревню послали епископа! Но кроме хорошего... говорить об этом ничего не приходится». 23/II-1924 г. постановлением обновленческого Синода Лебедев В. П. был запрещён в священнослужении. После смерти Антонина (Грановского) пытался воссоединиться с Московской Патриархией. Но переговоры были прерваны арестом 11 ноября 1928 г. Василий Лебедев отбывал наказание в Соловках, откуда писал митрополиту Сергию (Страгородскому) о раскаянии и просил о воссоединении. Был принят в общение с Церковью. Погиб в заключение после 1930 г. [Кат-ГУБ. С. 919,965. [Левитин. С. 543–554, 558, 571,575, 579, 584, 588, 589, 593–599.] ВАСИЛИЙ (Лысенко) Епископ Бийский Родился в 1889 году. Окончил Иркутский учительский институт. Принял священство и был настоятелем в соборе г. Славгорода. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 29/I-1923 г. хиротонисан во еп. Славгородского, вик. Омской епархии. С 23/VI-1925 года правящий Бийской епархией. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12. ФАОС дело 14. Кат-АМ 69. Кат-ЯВ 58. С. 30. Кат-ЕС С. 17. п/п 97. [Кат-ГУБ. С. 965.J ВАСИЛИЙ (Макушев) Епископ Никольско-Уссурийский Родился в 1893 году. Окончил Иркутскую духовную семинарию. Священствовал на разных приходах Дальнего Востока. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол и состоял членом Дальне-Восточного Областного Церковного Управления. 13/II-1924 г. хиротонисан во еп. Никольско-Уссурийского. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10, 24. ФАОС дело 16. Кат-АМ 70. Кат-ЯВ С. 31. Кат-ЕС С. 11, п/п 62. [Кат-ГУБ. С. 965.] ВАСИЛИЙ (Некрасов [Василий Ильич]) Митрополит Новгородский и Старорусский Родился в 1868 году. Окончил Московскую духовную семинарию и академию со степенью кандидата-магистранта. Овдовел. Был священником в г. Твери и законоучителем мужской гимназии. В 1922–1923 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Юридически оформив взаимоотношения с новой властью, Никольско-Рогожская община 5 июля 1920 г. произвела полную инвентаризацию церковного имущества и составила его подробную опись на 178 священных предметов. Через два года храм Николы Мирликийского, как и все старообрядческие церкви, был подвергнут первому большевистскому ограблению (так называемое «изъятие церковных ценностей»). После 8 апреля 1922 г. в Никольском храме появились представители Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей и конфисковали из церкви драгоценных святынь общим весом в 1 пуд 35 фунтов 74 золотника (т.е. более 30 килограммов). По свидетельству самих экспроприаторов, «работа прошла спокойно», т.е. в отличие от некоторых приходов новообрядческой синодской церкви, древлеправославные христиане не вступили с власть предержащими в открытое противостояние. За столетия притеснений они уже привыкли к постоянным ограблениям со стороны светской власти. Но наступали новые времена: 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», регламентирующий взаимоотношения государства и религиозных обществ. На этом заседании было принято также решение о создании при ВЦИК Постоянной комиссии по вопросам культов для рассмотрения всякого рода вопросов, связанных с деятельностью религиозных объединений. Кипучая деятельность нового административного органа большевиков вскоре привела к массовому закрытию христианских церквей. В 1929 г. была закрыта древлеправославная молельня Николы Чудотворца в бывшем доме М.И. Карасева на углу Малой Андроньевской и 3-й Рогожской улицы. Опасность вновь нависла и над соседним храмом Николы Мирликийского. Но именно в «год великого перелома» в стенах Никольского храма произошло великое событие — прием в древлеправославие единоверческого епископа Стефана Расторгуева. (Архимандрит Стефан хиротонисан по благословению архиепископа Андрея Уфимского и Уральского в епископа Иргинской области епископом Вениамином Бирским, временно управляющим Уфимской епархией, и Руфином Саткинским в храме Рожества Пресвятыя Богородицы г.

http://sobory.ru/article/?object=25767

Но при строительстве Николо- Введенского храма образом, скорее всего, был предшественник: старый деревянный Введенский храм, имеющий также два престола (и соотв. двухчастный алтарь) на втором уровне. На фотографии А.Б. Виноградова хорошо видны бочечные завершения двух апсид. Покрытие алтарных прирубов системой бочек -отличительная черта каргопольского зодчества XVIII в. Такие завершения апсид можно встретить на многих из указанных выше деревянных, и даже не нескольких каменных храмах. Бочками завершены алтари двух каменных церквей Каргополя: Иоана Предтечи, выстроенный на Соборной площади в 1740-1752 гг., и церкви Вознесения Господня, построенной в 1734-1751 гг. Криволинейную форму «бочки» выложить из кирпичей достаточно сложно, поэтому зодчие, применяли привычную им бревенчатую конструкцию бочки. Вот и на старом фотоснимке Макарьевского храма видно, что бочки были срублены «в реж». Тема бочек в Никольско-Введенском храме перекликалась с завершением наличников над окнами. Пример подобного решения можно встретить на Успенском Соборе Александро-Ошевенского монастыря. Как мы видим, несохранившийся Никольско-Введенский храм был чрезвычайно интересен, и обладал целым рядом уникальных особенностей. Он совместил в себе материал и формы каменного и деревянного зодчества, черты провинциальной и городской архитектуры Каргополья. Осталось только вкратце затронуть его печальную судьбу. XX в. и настоящее время После коллективизации макарьевские угодья отдали думинскому колхозу. После этого приехал из Москвы какой-то представившийся уполномоченным мужчина, взял в сельсовете лошадь и вывез всю золоченую церковную утварь (иконы, позолоченные чаши, серебряные ложечки). Позже оказалось, что это был вор. Потом приехали двое с Гужово, колокола опускать стали, да уронили - край отломился. Иконы содрали, а остатки - решётку алтарей - бросили в скотник. Божественные книги кидали в озеро. Они не тонули - как чайки по озеру долго плавали... После войны в Николо-Введенской церкви жили лесорубы - вблизи велись лесозаготовки, - в результате она приобрела внутри вид сарая. В начале 1970-х гг. ее и колокольню разобрали на кирпичи. Ныне на месте Николо- Введенского храма, заросший холм; на нем валяются деревянные кружала.

http://sobory.ru/article/?object=37705

Кроме того, в числе памятников русской истории и культуры, сохранившихся в пределах улицы, необходимо назвать установленный в 1899 году бронзовый бюст А. С. Пушкина , уникальность которого заключается в том, что он является одним из немногих скульптурных произведений, сохранившийся в городе с дореволюционного времени. Дискуссия, связанная с процессом переименования улицы Январского восстания лишний раз демонстрирует, что для представителей власти любые напоминания об общих корнях ныне разделенных Украины и России, а также русском прошлом современной украинской столицы, являются нежелательными. Так, провластные СМИ, неоднократно высказываясь против возвращения улице Январского восстания ее исторического названия Никольская, приводили возражение киевских чиновников, что в настоящее время на карте города уже имеются такие названия как Притиско-Никольская, Никольско-Слободская, а также Никольско-Ботаническая. Между тем, наличие в одном населенном пункте целого ряда похожих названий, причины появления которых представляют большой интерес и заслуживают отдельного внимания, было характерной особенностью городов дореволюционной России. Например, в 70-е годы 18 века, спустя 70 лет после провала аферы гетмана Мазепы, верные своему долгу малороссийские казаки, поселившись в Ставропольском укреплении, дали начало городу Ставрополь. Несмотря на то, что со временем этот город утратил свой статус административного центра казачьего края, причудливые названия его улиц - 1-ая, 2-ая и 3-я Станичная, служили напоминанием об участии наших православных предков в освоении южнорусских земель. Что касается Киева, то здесь возникновение топонимов, которые объединяет использование популярного на Руси имя Николай, в значительной степени связанно с почитанием Святителя Николая Мирликийского и является отражением традиционной системы взглядов и ценностей нашего народа. Не подлежит сомнению, что данная группа киевских топонимов, выступая неотъемлемой частью нашего культурного наследия, остро нуждается в защите от посягательств со стороны украинских националистов.

http://ruskline.ru/analitika/2008/10/25/...

Нижне-Ломовская (обн.) 26 .02(11.03).1923–04(17).03.1925: Иоанн Ягодинский 25 .05(05.06).1925–: Иоанн Ягодинский, паки 08(21).06.1925–1925: Иоанн Чернобаев 12(25).08.1929–: Георгий Лапшин 03(16).02.1930–07.1931: Викентий Никипорчук Нижне-Тагильская 26 .01(08.02).1923–1927: Лев Черепанов –1927: 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Никита Делекторский Николай Нижне-Тагильская (обн.) 25 .07(07.08).1925–23.10(05.11).1925: Серапион Сперанцев 9(22).12.1925–02(15).09.1926: Михаил Фивейский 14(27).07.1926–: Серапион Сперанцев, паки –1934: 1934–1934: Сергей Иванцов 09 .1934–1935: Михаил Вяткин Нижнеудинская 1924–1924: Виктор Богоявленский 1924–1925: Кирилл Соколов 1926–1927: Евсевий Рождественский 02(15).09.1927–19.06(02.07).1929: Киприан Комаровский Нижнеудинская (обн.) Антоний Семигановский-Диенти –1926: Андрей Нижне-Чирская 1921–1922: Николай Орлов 1 1922–1923: 22 .09(05.10).1923–1928: Захарий Любов Нижне-Чирская (обн.) 01(14).05.1923–1924: Пётр Добринский 06(19).01.1925–19.12(01.01).1925: Константин Запрудский 08(21).06.1926–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов Нижнедунайская см. Кишинёвская Николаевская (Самарское вик.) 1923–08(21).01.1924: Николай Амассийский Николаевская см. Херсонская н Николаевская Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 04 .1923–11.1924: Константин Спасский 02 .1925–1930: Рафаил Прозоровский 1930–23.09(06.10). 1937: Амвросий Нагорский Николаевская (укр.) –1923: Филипп Буцило 1923–1942: 08(21).07.1942–1944: Серафим Кушнерук Никольская 1926–1933: Варсанофий Вихвелин –1928: Иерофей Афоник 22 .03(04.04).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев Никольская (обн.) 1934–09(22).04.1936: Михаил Соколовский Никольско-Уссурийская см. Уссурийская Никольско-Уссурийская (обн.) см. Уссурийская обн. Ниноцминдская (обн.) 05(18).10.1925–1925: Нил Ушаков Новгород-Северская 16(29).10.1916–1923: Иоанн Доброславин 02(15).02.1923–1926: Матфей Храмцев Новгородская 05(18).11.1910–29.07(11.08).1933: Арсений Стадницкий 1922–1924: Серафим Велицкий, в. у. 1923–1924: Иоанникий Сперанский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

13.2.6 посещать приходы и вести на местах богослужения, проверять приходы лично или через своего представителя, созывать их общие соборы и прочие органы, участвовать с правом голоса на общих соборах приходов; 13.2.7 назначать пробстов из числа священнослужителей; 13.2.8 назначать или утверждать в должности и отстранять от должности настоятелей монастырей; 13.2.9 назначать на должность церковных судей в своем епископстве. 13.3. Местного епископа избирает общий Собор епископства из числа кандидатов, представленных собранием епископов. Епископ посвящается в соответствии с церковными обрядами на Синодальной литургии, которой руководит митрополит, который утверждает епископа в должности. 13.4. При отсутствии местного епископа или в случае его длительной нетрудоспособности его наместником во всех правах епископа является митрополит. V. Приход 14. Общие положения. 14.1. Приход является религиозным объединением, которое состоит из православных, сплоченных вокруг своего храма и внесенных в списки членов, и образует наименьшее подразделение Церкви с их правами и обязанностями, которые определяются церковным законодательством, настоящим Уставом и государственными правовыми актами. 14.2. Приход является юридическим лицом. 14.3. Органами прихода являются общий собор, правление и ревизионная комиссия. 14.4. Приход имеет печать со своим наименованием и с символикой Церкви. 15. Принятие и исключение из членов прихода. Обязанности члена и основания их установления 15.1. Членами прихода считаются все те лица, которые в качестве таковых включены в поименную книгу членов прихода. Форму поименной книги устанавливает церковное управление. Одно лицо может быть членом лишь одного прихода. 15.2. Правомочным членом прихода является лицо, которое регулярно участвует в богослужениях прихода и причастии, а также оплачивает ежегодные членские взносы. 15.3. Членом прихода на основании их заявления могут быть приняты лица не моложе 15 лет. Вопросы вступления в члены прихода или выхода из членов прихода детей в возрасте до 15 лет решают их родители или опекуны. Права и обязанности члена прихода действуют до тех пор, пока он не вышел или не был исключен из прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения). Хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет прием на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры. Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода. Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам, которые нередко практически назначались светской властью. Новый устав максимально приближен по своему содержанию к уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая редакция типового устава прихода является важным шагом на пути возвращения настоятелей к административному, хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь настоятель будет занимать должность председателя Приходского совета. При этом, в некоторых случаях, правящий архиерей вправе назначить председателем Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода или мирянина.

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010