Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Церковь Святой Троицы, признают искусствоведы, по стилистике принадлежит некоторым формам модерна. Романский стиль причудливо переплетается с архитектурой древнерусских храмов: шлемовидный купол гармонически сочетается с устремлённой ввысь колокольней. Образцом как для плана, так и для фасада послужили новгородские церкви Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного и Спаса Преображения на Нередице, а также северные деревянные церкви, в частности, в Муромском Свято-Успенском монастыре, что расположился на берегу Онежского озера. В.Д. Поленов постарался создать цельный и завершённый художественный образ с правильным сочетанием довольно ограниченных объёмов здания. И ему это удалось. " На мой взгляд, в Свято-Троицком храме вера пересекается с высочайшим искусством, а не с показным артистизмом, - говорит нынешний настоятель о. Димитрий, - Василий Дмитриевич, когда строил - по просьбе крестьян и для крестьян - не стал делать искривлённых стен в духе Пикассо, а собрал в своём творении очень важные для христиан символы. Здесь и мотивы иерусалимского храма в честь равноапостольной святой Елены, и северные мотивы храмов псковской и новгородской земель. Всё это он пропустил через своё художественное видение, но не внёс ничего лишнего или своевольного ни в архитектуру храма, ни в последовавшую жизнь прихода " . С востока храм окружает полукруглая, слегка вытянутая апсида с двумя оконцами. Она немного " выбивается " из общей стилистики здания, все крыши которого - двускатные и крыты красной черепицей. Крыша апсиды, как и главы куполов, покрыта медными пластинами. Столпообразная шатровая колокольня расположена сбоку от главного здания, с северной стороны. Прототипом её послужила колокольня храма Воскресения Христова в Тарусе. На верхний ярус к звоннице ведёт открытая лестница. На первом этаже находится ризница, где хранится церковная утварь. С северной стороны - два окна, объединённых полукруглым карнизом. Круглый барабан храма прорезан четырьмя окнами, вписанными в простые полукружья карнизов. Главный купол и купол колокольни покрыты медными пластинами. Поначалу они ярко сверкали на солнце, но со временем медь потемнела. Завершают главы кресты из жёлтого металла на шарообразных основаниях. Оконные проёмы декорированы широкими лопатками и каменными наличниками. Все окна выполнены в одной стилистике.

http://sobory.ru/article/?object=01115

Забелин 1902 – Забелин И. Е. История города Москвы. М, 1902. Завьялова, Каргалова 1995 – Завьялова М. К., Варганова Т. А. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI–XVII веков в собрании Государственного объединенного музея Республики Татарстан//Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С. 70–81 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 10). Зарицкая 1997 – Зарицкая О. И. Творческая деятельность Прасковьи Яковлевны Шатиловой, игуменьи Рождественского монастыря//История и культура Ростовской земли 1996. Ростов, 1997. С. 162–166. Золотая нить России 1993 – Золотая нить России. Выставка из собрания Гос. Исторического музея. Каталог. М., 1993. Извеков 1911 (1) – Извеков Н. Д. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911. Извеков 1911 (2) – Извеков Н. Д, прот. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и праведного Лазаря в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1911. Извеков 1916 – Извеков Н.Д. Московский Архангельский придворный собор. Сергиев Посад, 1916. Иконописный подлинник 1873 – Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. Иконописный подлинник 1903 – Подлинник иконописный/Под ред. А И. Успенского. М., 1903. Иннокентий, архим. 1893 – Иннокентий, архим. Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893. Искусство Византии 1977 – Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Т. I–III. Искусство Руси эпохи Рублева 1960 – Искусство Руси эпохи Рублева (XIV – начало XV в.): Каталог выставки. М., 1960. Искусство Рязанских земель 1993 – Искусство Рязанских земель: Каталог выставки. М., 1993. Искусство средневековой Руси – Искусство средневековой Руси. М., 1999 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 12). Искусство строгановских мастеров 1991 – Искусство строгановских мастеров. Реставрация, исследования, проблемы: Каталог выставки. М, 1991. Историческое описание княгинина Успенского монастыря 1900 – Историческое описание первоклассного княгинина Успенского женского монастыря в губ. городе Владимире. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Интересна судьба святых мощей мироносицы. Очевидно, “во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарём Латеранского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находится во Франции, близ Марселя. Частицы святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме” 25 . Многие мощи древних святых в результате позорного четвёртого крестового похода, когда в 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь, оказались на Западе. За этим стоит в своём роде благочестие западных христиан-крестоносцев. Следует отметить, что до и после также были случаи, когда в силу различных обстоятельств мощи святых могли оказаться на Западе, например, мощи святителя Николая. Неизвестный суздалец, путешествовавший вместе с митрополитом Исидором в 1438 году из Москвы в Италию на униатский собор, так говорит о святынях Венеции: “Ту и сам святыи Марко лежит; а мощей святых много, иманы из Царяграда” 26 . Теперь, спустя века, в этом можно усмотреть особую промыслительность, так как мощи святых не погибли от турок при падении Византии 27 . Но за прошедшее время Западная Церковь пережила раскол внутри себя: появился протестантизм, в котором отрицается почитание святых мощей и икон. Это отразилось также и на католическом благочестии, в котором утратилось живое почитание и поклонение святым мощам и иконам. Впрочем, почитание определённых святых в отдельных регионах сохранилось и носит особый, торжественный характер, например, в южноитальянском городе Бари 9 мая торжественно чтут святителя Николая: в костюмах IX века несут через весь город его древнюю скульптуру и т. д. В написанном в XV веке “Исхожении Авраамия Суждальскаго на осмыи собор с митрополитом Исидором” описывается мистерия, совершавшаяся в Вознесенском храме во Флоренции в самый праздник Вознесения. Из женских персонажей при этом называются только Богоматерь и Мария Магдалина 28 . Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (Лк 7:38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают их 29 . Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление её жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и поклонения 30 .

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

Интересна судьба святых мощей мироносицы. Очевидно, " во время крестовых походов они были увезены в Рим и положены под алтарем Латеранского собора. Часть мощей святой Марии Магдалины находится во Франции, близ Марселя. Частицы святых мощей хранятся в монастырях Афона и в Иерусалиме " Многие мощи древних святых в результате позорного четвертого крестового похода, когда в 1204 году был захвачен и разграблен Константинополь, оказались на Западе. За этим стоит в своем роде благочестие западных христиан-крестоносцев. Следует отметить, что до и после также были случаи, когда в силу различных обстоятельств мощи святых могли оказаться на Западе, например, мощи святителя Николая. Неизвестный суздалец, путешествовавший вместе с митрополитом Исидором в 1438 году из Москвы в Италию на униатский собор, так говорит о святынях Венеции: " Ту и сам святыи Марко лежит; а мощей святых много, иманы из Царяграда " Теперь, спустя века, в этом можно усмотреть особую промыслительность, так как мощи святых не погибли от турок при падении Но за прошедшее время Западная Церковь пережила раскол внутри себя: появился протестантизм, в котором отрицается почитание святых мощей и икон. Это отразилось также и на католическом благочестии, в котором утратилось живое почитание и поклонение святым мощам и иконам. Впрочем, почитание определенных святых в отдельных регионах сохранилось и носит особый, торжественный характер, например, в южноитальянском городе Бари 9 мая торжественно чтут святителя Николая: в костюмах IX века несут через весь город его древнюю скульптуру и т. д. В написанном в XV веке " Исхожении Авраамия Суждальскаго на осмыи собор с митрополитом Исидором " описывается мистерия, совершавшаяся в Вознесенском храме во Флоренции в самый праздник Вознесения. Из женских персонажей при этом называются только Богоматерь и Мария Владыка Сергий (Спасский) отмечает имеющиеся в западной патристической историографии мнения о тождестве Марии Магдалины и грешницы, омывшей своими слезами стопы Христа Спасителя в доме Симона фарисея (Лк 7:38), а также о тождестве Марии Магдалины и Марии, сестры праведного Лазаря. Восточные же отцы чаще различают Это весьма важное различие в почитании святой мироносицы, так как за этим стоит разное осмысление ее жизненного пути и подвига. Западная традиция считает, что равноапостольная Мария Магдалина после своей проповеди в Риме подвизалась на юге Франции в Провансе и вместе с ней проповедовали Евангелие праведные Марфа, Лазарь и святой Максимин. Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Надо сказать, что способность воскрешения из мертвых была дарована очень немногим святым. Впервые его совершил Иисус Христос, воскресив своего друга Лазаря. После этого воскрешения случались не часто, а уж двойное воскрешение в истории христианства вообще является большой редкостью. Однако церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, еще до скитальческой жизни, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук. Совершив множество чудес, святой Спиридон умер 12 декабря в возрасте 78 лет. Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифийского. Чудеса после смерти Узнав о праведной и святой жизни епископа Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе. Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось — словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица. Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.

http://pravmir.ru/chudo-cvyatogo-spirido...

Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога. Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви. Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келлии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил: – Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня! Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним. Преподобный же Пимен, войдя в церковь , приобщился Божественных Таин и после этого, взяв смертный одр свой, понес его, без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония 5008 и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежавших вблизи: – Здесь, – сказал, – вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме 5009 ; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но всё откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил, когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он слов сказавшего: «ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» ( Пс.113:25–26 ). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: «ибо всякому имеющему» (добрые дела) «дастся и приумножится, а у неимеющего» (добрых дел) «отнимется и то, что имеет» ( Мф.25:29 ). Третий брат, – продолжал он, – много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела недостойные этого образа, – всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: «кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С пасхальной радостью. Известны нередкие случаи, когда рядовой католик, ощутив благодатность, неповрежденность и истинность Православия, принимает православную веру. Но, чтобы в Православие перешел католический проповедник, давно не приходилось слышать. Во время Великого поста произошел такой необычный и радостный для православных верующих и для всей Православной Церкви случай. В Православие перешел известный католический богослов из г. Милана, преподаватель Миланского католического университета Леонардо Ладзаро Лензи (Leonardo Lazzaro Lenzi). Во святом крещении он получил имя святого праведного Лазаря Четверодневного. Сам Леонардо рассказывает об этом так. Не один год он вникал в суть догматических богословских споров между православными и католиками, споров о фелиокве, примате римского епископа и других, и все больше убеждался в правоте православной аргументации, в истинности православных вероучительных источников. Онтологическая сущность конфессиональных разногласий все больше обнажала перед ним проблему обретения благодати таинства крещения как непременного условия спасения души. Он увидел и прочувствовал, что нарушение догматов древней неразделенной христианской Церкви это впадение в ересь. Где есть ересь, там нет благодати, а где нет благодати, там таинства не могут быть действенными, там таинства не совершаются. Значит и спасение души в таком случае становится невозможным. Решение созрело довольно быстро: он решил креститься в православную веру. В поисках места крещения он побывал в нескольких православных епархиях Европы, встречаясь со священниками и даже с епископом, получив приглашение креститься там, где ему больше по душе. Однако, душа тянула его к местам с самым традиционным ортодоксальным укладом и древними православными традициями и обрядами. И поиск привел его в Иерусалимскую Церковь, а в ней в одну из самых древних греческих обителей – Лавру Саввы Освященного, основанную ещё в конце пятого века и строго хранящую традицию тех времен. Выбор его был осознан и обусловлен ещё и тем, что в отличие от некоторых православных поместных Церквей здесь признают католическое крещение безблагодатным и не ограничиваются только миропомазанием новообращенных католиков. Здесь не ограничиваются обливанием вместо крещения полным погружением. Здесь традиции и правила не претерпели изменений за полторы тысячи лет. К примеру, службы ночные как на Афоне, богослужение и уклад монастырской жизни, строго по Типикону, трапеза в Великий пост в будние дни только раз в сутки и только сырые овощи и фрукты.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1969

Подробности изображения этого события свидетельствуют, что оно описано очевидцем. В результате этого чуда произошло обычное разделение между Иудеями: многие уверовали, но другие пошли к фарисеям, злейшим врагам Господа, очевидно, с недобрыми чувствами и намерениями, дабы рассказать им о происшедшем. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в России являются вербы. Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники приняли решение убить Иисуса. А святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоанн Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, — говорит св. Златоуст, — Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью. Смысл праздника Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой —  Великим постом . Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем  «Входом Господним в Иерусалим».

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-istor...

Память преподобной Марии Египетской празднуется в воскресный день - в неделю 5-ю Великого поста. Шестая седмица. Неделя 6-я: Цветоносная (15-21 апреля) «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...» - поется на службе вечером в пятницу шестой седмицы - в канун Лазаревой субботы - дня воспоминания о воскрешении Господом праведного Лазаря, три дня пролежавшего во гробе. В этом году Лазарева суббота отмечается 20 апреля. В церковном календаре этот праздник совершается накануне Входа Господня в Иерусалим, тогда как исторически воскрешение Лазаря произошло не за день, а раньше. И это в очередной раз подчеркивает, насколько спрессовано великопостное время и время Страстной седмицы, сколь многое может прожить каждый христианин за эти немногие дни. В субботу и воскресенье шестой седмицы ослабляется пост: в субботу разрешается вкушение рыбной икры, в воскресенье - рыбы. Празднование Входа Господня в Иерусалим (21 апреля) именуется также Неделей ваий, Вербным воскресеньем, Цветоносной неделей. И ваии(пальмовые ветви), и побеги вербы, и цветы - всё это имеет отношение к торжественной встрече народом Спасителя - Мессии, въезжающего на ослике во врата Святого града. Это событие является одним из главных в последние дни жизни Господа Иисуса Христа, оно подробно описано всеми четырьмя евангелистами. Торжественное прибытие Царя Христа в Иерусалим было осуществлением ветхозаветных пророчеств и предваряло Его Страдания, Смерть и Воскресение. Словарь Великого поста Великое повечерие - богослужение, которое совершается вечером с понедельника по пятницу во все седмицы Великого поста, за исключением четверга и пятницы пятой седмицы и кануна праздника Благовещения. Через молитвы Великого повечерия Церковь располагает нас к покаянию: мысль о наступившем конце земного дня соединяется в сознании молящегося с неизбежным окончанием земной жизни. Последование Великого повечерия состоит из псалмов, пророческих стихов из Книги пророка Исайи, молитвословий и канона. Помимо всего прочего, в последовании Великого повечерия содержатся молитвы об избавлении от ночных страхов и внезапной смерти.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

У мощеи святои Иулиании      Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Умерла она 2/15 января 1604 г., и с тех пор в этот день чтят память святой праведной Иулиании Чудотворицы. Похоронили ее у церкви Святого Лазаря в селе Лазаревское. Над гробом Иулиании поставили теплую церковь архистратига Михаила. Через десять лет умер сын Иулиании Георгий, и когда стали его хоронить, обнаружили гроб Иулиании целым и невредимым, а как открыли его – увидели, что полон он мира благовонного. Наполнили сосуд тем миром, отвезли в Муром в соборную церковь. А Иулиания явилась своей дочери Феодосии, бывшей в девичьем монастыре в Муроме, и велела вынуть себя из земли. Подняли ее гроб над землей. И пошел от него песок чудотворный. Многие от того мира и песка обрели здоровье и силу. Так, Иеремий Червев из Мурома обтер своих жену и дочь песком от гроба Иулиании и зажили на руках и ногах у них многочисленные раны. А христианка Фекла, приложившись к раке со святыми мощами, обрела разум. Иосиф из Пансыревой деревни был нем, а дали ему воды от мощей святой Иулиании – и он начал разговаривать ясно. Род святой Иулиании не угас, ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом, автор ряда книг. Спасла от огня и бомбы Иулиания стала местночтимой муромской святой в 1649 г. Мощи ее долгое время находились в музее, так же, как мощи Петра и Февронии и благоверных князей Константина, Михаила и Федора. Теперь же мощи праведной Иулиании хранятся в Никола-Набережном храме. Здесь же находится еще одна святыня – икона Иулиании милостивой, которую написали ее потомки и привезли в Муром из Парижа.

http://pravoslavie.ru/100155.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010