Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Евр.12:28-13:8 Ев.- Ин.11:1-45 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. в Лазареву субботу Тропарь в Лазареву субботу, глас 1 Общее воскресение/прежде Твоея страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже./Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще,/Тебе победителю смерти вопием:/осанна в вышних,//благословен Грядый во имя Господне. Кондак в Лазареву субботу, глас 2 Всех радость Христос, истина, свет,/живот, и мира воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию,/и бысть образ воскресения,//всем подая божественное оставление. праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, глас 4 Яко велико сокровище и богатство некрадомо/к нам прииде из Кипра, Лазаре,/Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/подая чтущим тя исцеления даром,/избавляя от бед и от всякаго вреда,/верою взывающих ти://спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш. Кондак праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому , глас 8 Взыде, яко звезда пресветлая,/от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/и люди своя обогащающи,/тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти://радуйся, Лазаре, друже Божий. Молитва праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы 27 серпня 2008 р. 14:00 Тропарь, гл.1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, гл.2. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание. Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. ________________________________________ Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу. Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201779...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Кипрская " Описания иконы Описание иконы Кипрская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре на месте, где был погребен праведный Лазарь, и была помещена в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее чудесного обретения. В IX веке для иконы была выстроена церковь Панагии Ангелоктисты, что в переводе означает «церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, строительство храма началось не совсем на том месте, где он расположен в настоящее время, а немного в стороне. На следующий день после закладки фундамента неожиданно обнаружилось, что он непонятным образом переместился в то место, где сейчас и стоит церковь Божией Матери. Именно отсюда и пошло ее название. В сказании, помещенном в греческом синаксаре на неделю Православия, говорится о том, что святой образ был поставлен на воротах, ведущих к церкви. Однажды проезжавший мимо храма аравитянин намеренно пустил стрелу и попал в колено изображенной на иконе Пресвятой Богородицы. Рана тотчас же обильно закровоточила, обильно обагрив землю. Обезумевший ар[...] Икона Кипрская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Богомладенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария. Образ явился в 392 году на острове Кипр, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря, и с тех пор хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Затем для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы – церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа. На другом распространённом [...]

http://pravicon.com/icon-161

Блаженнейший митрополит Владимир совершил освящение новых храмов на трех киевских кладбищах 3 мая 2009 г. 09:17 В субботу 2 мая Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил освящение трех недавно возведенных храмов на старых киевских кладбищах. На Совском кладбище украинской столицы Блаженнейший владыка освятил храм в честь праведного Лазаря Четырехдневного. Этот деревянный храм был заложен и построен в мае-июне 2007 года. На протяжении лета и осени 2007 года новая церковь была благоукрашена и подготовлена к проведению богослужений. Рядом с храмом установлен крест в память о жертвах голода 1932-33 годов. В тот же день Блаженнейший митрополит Владимир совершил освящение храма Рождества Иоанна Предтечи на Зверинецком кладбище. Деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи в Киеве впервые была сооружена в 1715-1729 гг. на территории бывшей Святоозерской слободки, основанной лаврским архимандритом Иоанникием (Сенютовичем). В 1866 году на ее месте был возведен новый одноименный храм. 6 июня 1918 р. на Зверинце произошел взрыв, повредивший церковь, дом причта и школу. В 1935 года церковь сгорела и больше не восстанавливалась. По совершении чина освящения нового храма на Зверинецком кладбище Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил духовенство и прихожан храма маленькими иконами Воскресения Христова. Затем Блаженнейший митрополит Владимир совершил литию на могиле протоиерея Николая Запорожца, который более тридцати лет нес священническое служение в Свято-Вознесенском Флоровском женском монастыре Киева, и помолился об упокоении душ насельниц обители, которые также похоронены на этом кладбище. 2 мая Блаженнейший владыка освятил также храм-часовню в честь блаженной Ксении Петербургской на Святошинском кладбище. Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил заупокойную литию по священнослужителям и монахиням, погребенным на этом кладбище. Здесь похоронены около 300 насельниц Свято-Покровского и Свято-Вознесенского Флоровского женских монастырей Киева, ректор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Константин Ружицкий, насельники Свято-Успенской Киево-Печерской лавры , а также многие священнослужители киевских храмов и обителей. Возведение храма-часовни в честь блаженной Ксении Петербугской было начато в феврале 2008 года. В дальнейшем здесь планируется построить большой храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Стараниями общины вблизи храма установлен крест в память воинов, погибших во время освобождения Киева от немецко-фашистских оккупантов.

http://patriarchia.ru/db/text/635219.htm...

«Попы должны молиться в церкви! Я сказал!» – закончил свою довольно пространную тираду мой собеседник голосом капитана Жеглова. Правда, собеседником его назвать сложно: собеседник – это когда со-беседуют, а не ведут монолог с оттенком истерики. А поводом для таких эмоций послужила книга, написанная священником, которому не повезло войти в число любимых писателей моего визави. Разумеется, тут и «книга написана плохо», и «вообще непонятно, зачем эти попы за книги взялись», и «нечего им в общественной жизни делать – пусть в своих церквах молятся», и наконец последний «железный» аргумент: «у нас государство отделено от Церкви!» Можно было, конечно, посмотреть на эту сценку с усмешкой и забыть ее, если бы так часто не встречалось это вот мнение: «дело попов – только их Церковь». Итак, уберем оскорбительное в этом контексте «поп» и попытаемся разобраться: действительно ли служение, деятельность священника должны ограничиваться исключительно пределами церкви, или же она, эта деятельность, может (и должна) простираться за пределы храма? Перед вами мнения нескольких людей. Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель храма праведного Лазаря в Вологде: – Ограничить служение священника стенами церкви – как это все знакомо… Загнать христианство в этакое этнографическое гетто, резервацию, где интересующиеся могут понаблюдать за дикарями-православными – вот сегодняшняя цель противников Церкви. «Государство отделено от Церкви» звучит примерно так же, как, скажем, «государство отделено от воздуха» или воды, леса и т.п. А ведь Церковь для очень многих важна ничуть не меньше, чем воздух или вода, – люди просто не мыслят себя без нее. Да, были попытки жить без Церкви – к чему они привели само государство в прошлом веке, все мы прекрасно, надеюсь, помним и видим сегодня по духовному (точнее, бездуховному) состоянию нашего общества. И бездуховность эта ощущается во всех сферах жизни, будь то политика, экономика, медицина, образование, литература, журналистика и т.д. Как вы считаете: может ли Церковь помочь человеку в этих сферах, или же ее удел – это пресловутое «совершение треб и обрядов»? Возьмем только несколько примеров из жизни святых. По логике приверженцев идеи «требоотправления», какое право имел преподобный Сергий Радонежский призывать русский народ на Куликовскую битву? Да никакого! Ты монах? – Монах. – Вот и молись себе, а в жизнь общества не вмешивайся. Но вот только общество тогда такого вопроса не задавало, а именно в Церкви, в Боге и видело выход из тогдашнего, мягко говоря, «кризиса».

http://pravoslavie.ru/60893.html

В декабре планируется визит Святейшего Патриарха Алексия в Австрию 26 марта 2008 г. 17:33 26 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил ежегодное собрание учредителей и совместное заседание Попечительского Совета и Правления Международного фонда единства православных народов . Как сообщил после заседания Предстоятель Русской Православной Церкви, на декабрь 2008 года намечен его визит в Австрию. Предполагается, что Святейший Патриарх Алексий совершит чин освящения Свято-Николаевского собора в Вене. Справка (по материалам сайта Венской и Австрийской епархии ) Инициатива постройки русского храма в Вене принадлежит протоиерею Михаилу Раевскому, который с 1842 по 1884 годы настоятелем венской посольской церкви. Он исходатайствовал разрешение и начал сбор пожертвований на строительство православного собора. Но смерть этого деятельного настоятеля, последовавшая в мае 1884 года, не позволила ему стать очевидцем осуществления его замысла. На сумму в 22 тысячи рублей, собранных протоиереем Михаилом Раевским как пожертвования, была сооружена кладбищенская церковь во имя св. праведного Лазаря Четверодневного в той части Центрального кладбища в Вене, которая была отведена для погребения русских. Эта церковь была освящена 26 апреля 1895 года и существует поныне. После недолгого служения в австрийской столице священника В. Архангельского в должности настоятеля в 1885 году в Вену был назначен протоиерей из Ревеля о. Александр Николаевский, которому посчастливилось осуществить идею и мечту протоиерея Михаила Раевского. Он с большой активностью принялся за сбор средств. Но собранных денег оказалось недостаточно для того, чтобы построить даже небольшой храм. Тогда русский посол А. Б. Лобанов-Ростовский обратился за помощью в Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тысяч рублей. На внутреннее украшение и ризницу храма начали поступать пожертвования от частных лиц. Под постройку церкви было отведено место в саду на участке, приобретенном для русского посольства. 3 октября 1893 года по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Палладия состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту члена Академии искусств Григория Ивановича Котова итальянским архитектором Джакомелли и были окончены в 1899 году.

http://patriarchia.ru/db/text/385982.htm...

Благовещенское кладбище (Сергиев Посад) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенское кладбище (Сергиев Посад). Благовещенское (Новое) кладбище располагается на территории Сергиево-Посадского района Московской области. Некрополь относится к действующим городским кладбищам Сергиева Посада. Содержание История [ править править код ] Благовещенское (Новое) кладбище располагается на территории Сергиево-Посадского района Московской области. Некрополь относится к действующим городским кладбищам Сергиева Посада. Погост был образован рядом с одноименной деревней Благовещенье, отсюда и его название. Рядом с Благовещенским кладбищем располагается церковь Лазаря Праведного, в которой проводятся богослужения и требы. Ориентировочное время отпевания, назначаемое церковью 11:00. Строительство храма на некрополе завершилось в 2008 году. Сегодня на Благовещенском кладбище предоставляются участки для новых захоронений гробом и места для погребения урн с прахом. Здесь также производятся родственные и семейные захоронения. На некрополе имеется участок, принадлежащий Московской духовной академии. 27 октября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ректор МДАиС архиепископ Верейский Амвросий освятил новое кладбище Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии. В 2017 году администрация города Сергиева Посада выделила участок для нужд монастыря и духовной школы. Участок находится на ближайшей к Сергиевскому скиту Лавры окраине Благовещенского кладбища. На монастырском кладбище похоронены усопшие насельники Лавры и сотрудники Академии. Подвижники благочестия [ править править код ] На кладбище находятся почитаемые места погребения христианских подвижников благочестия: Храмы [ править править код ] Лазаревский храм (Сергиев Посад) [ править править код ] Лазаревский храм (Сергиев Посад). В 1995 г. по инициативе Сергиево-Посадской администрации был разработан проект храма-часовни на Благовещенском кладбище. 23 июня 1997 года на рапорте благочинного Сергиево-Посадского округа Управляющий Московской епархией Митрополит Крутицкий и Коломенский наложил резолюцию «1. Представленный проект утверждаю. 2. Чин на основание храма совершить отцу благочинному протоиерею И. Лопуховичу».

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенское...

В Днепропетровске возрождено уникальное историческое место Севастопольский мемориальный парк 8 мая 2008 г. 11:51 В канун празднования Дня Победы и 225-летия основания Севастополя в Днепропетровске состоялось торжественное открытие обновленного уникального Севастопольского парка-мемориала. Именно на этом месте в тогдашнем губернском городе Екатеринославе более 150 лет назад в братской могиле хоронили погибших русских и украинских воинов участников Крымской войны 1853-1856 годов. Новое кладбище назвали Севастопольским. По данным днепропетровских историков и краеведов, место упокоения здесь обрели около 5 тысяч героев Русско-турецкой войны. В 1863 году на кладбище была построена небольшая часовня, но вскоре, уже в октябре того же года, в Екатеринославе побывал с визитом император Александр , и по его личному приказу часовня была перестроена и освящена в честь святого праведного Лазаря Четверодневного. В 30-е годы XX столетия церковь была закрыта и частично разрушена. В послевоенное время, когда в 1949 году вышло постановление горисполкома о ликвидации Севастопольского кладбища, Лазаревский храм и могилы героев были уничтожены. На территории кладбища был создан парк, официальное открытие которого приурочили к столетней годовщине обороны Севастополя 1955 г. Именно на месте бывшего расположения Лазаревской церкви был построен монумент защитникам Севастополя. В конце 80-х Севастопольский парк начал приходить в упадок, и в недавнем прошлом находился в удручающем состоянии. В нынешнем году по инициативе и при активном участии областной общественной организации «Правозащитный союз «Закон и честь» памятник и мемориальный комплекс отреставрированы. Возрождение этого исторического места длилось всего полтора месяца. В благоустройстве парка участвовали более тысячи человек. Из загрязненной парковой территории было вывезено более 90 грузовых машин с мусором. Пришедшие на открытие горожане и гости Днепропетровска совершенно по-новому увидели мемориальный курган, бюсты героев войны, которым возвращены именные таблички. Также заасфальтированы аллеи, установлены новые скамейки, фонари, урны, посажены сотни деревьев и кустарников, разбиты цветники, высажена калиновая аллея.

http://patriarchia.ru/db/text/404286.htm...

Патриаршее послание Блаженнейшему Хризостому II, Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра, по случаю его интронизации 14 листопада 2006 р. 12:43 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание Блаженнейшему Хризостому II, Архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра , по случаю его интронизации. Ваше Блаженство, Блаженнейший Предстоятель Святейшей Кипрской Православной Церкви , возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Радостью и удовлетворением отозвалась в Нашем сердце добрая весть о Вашем избрании на древний и славный Архиепископский Престол Кипра. Милостью и произволением Божиим возлюбленная Сестра Святейшая Кипрская Церковь обрела в Вашем лице своего Ангела, молитвенника и возглавителя. Сегодня Вы становитесь у руля весьма уважаемой в Православном мире Церкви. Несмотря на свою относительно небольшую по величине каноническую область, ограниченную пределами острова Кипр, она всегда занимала видное место в семье Поместных Православных Церквей. Священное Писание повествует нам о той особой ревности, с которой киприоты-христиане проповедовали Евангелие Христово, и, как отмечает автор книги Деяний, «была рука Господня с ними» (Деян. 11, 21). Имена святого апостола Варнавы и его преемника — святого Гераклида, апостолов от 70-ти святых Аристовула, Тита и Епафраса, святого праведного Лазаря — друга Христова и первого епископа Ларнаки, святителей Спиридона Тримифунтского и Епифания Кипрского, преподобных Неофита, Аркадия и многих других угодников Божиих прославили Кипр, который по праву именуется «островом святых». Важное церковное значение Кипра вполне сознавали отцы III Вселенского Собора, когда единодушно выступили в защиту автокефального статуса Кипрской Церкви, не допустив проникнуть в церковную ограду проявлениям «надменности власти мирския». Высокое достоинство Кипрской Церкви всегда уважалось Русской Православной Церковью. История взаимных отношений между нашими Церквами насчитывает 900 лет. Посещая Святую Землю, многие русские паломники заезжали поклониться и святыням Кипра, о чем потом с воодушевлением рассказывали в описаниях своих паломничеств.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203965...

Продолжая дело преподобномученицы Елисаветы… Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета 18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В следующем году исполнится 90 лет со дня их гибели. В нынешнем году на Пасху в освобожденном реставраторами храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был в конце 2006 года возвращен Марфо-Мариинской обители милосердия, была отслужена первая после 1928 года Божественная литургия. 8/21 апреля исполнилось 95 лет со дня освящения Покровского храма, а в мае – 100 лет с момента покупки великой княгиней Елизаветой Федоровной в Замоскворечье старинной усадьбы с четырьмя домами и большим садом для создания здесь обители, названной в честь сестер праведного Лазаря и ставшей главным делом ее жизни. Однако официально юбилей обители будет праздноваться 23 февраля 2009 года, поскольку обитель начала свою благотворительную деятельность, базируясь на временном уставе, в 1909 году. Тогда все московские газеты писали о расположенной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители милосердия – уникальном учреждении, где благотворительная и медицинская работа сочеталась с монастырским уставом. По промыслу Божьему обитель не была разрушена. История создания этого удивительного учреждения, которое переживает сейчас этап возрождения, неразрывно связана с именем ее основательницы, снискавшей славу делами милосердия и благотворительности. Фонд апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания» проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», на которой представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители и фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде.

http://pravoslavie.ru/3463.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010