Близится великая дата - 400-летие Дома Романовых, и этот юбилей заставляет нас подвести итоги святости этого благочестивого Дома. Он прославился и мучениками, и благоверными Государями, а вот перед нами икона преподобной Анастасии Киевской, в миру благоверной Великой Княгини Александры Петровны Романовой, супруги Великого Князя Николая Николаевича Романова, брата Императора Александра I. Великая Княгиня Александра Петровна вела широчайшую благотворительную деятельность, основала в Киеве Покровский женский монастырь и в нем приняла постриг с именем Анастасия. Она была канонизированна в лике преподобных в 2009 году Священным Синодом Украинс кой Православной Церкви, ее мощи были обретены, и мы имеем еще одну представительницу Дома Романовых в лике святых. В нашем городе ее иконы пока редки, и мы помолились преподобной матери нашей Анастасии, благоверной Великой Княгине. Начало этого года милует нас великими милостями. У нас в храме, дерзну сказать, пребывает полнота Покрова Божией Матери над Русской землей. Когда мы хотим выразить бескрайность Русской земли, мы говорим, что она раскинулась от края и до края, от океана до океана, от Калининграда до Владивостока. Если эту мысль выразить более церковно, через образы Божией Матери, то мы должны назвать две иконы, которые Сама Богородица прославила на самом восточном и на самом западном конце России. Если мы посмотрим на восток, то мы видим Матерь Божию «Порт-Артурскую», которая пребывает во Владивостоке, а если обратимся на запад, то именно «Августовская» и «Виленская» иконы являются самыми западными чудотворными иконами Русской земли. Можно сказать, что Святая Русь раскинулась от «Порт-Артурской» до «Августовской» икон Божией Матери. И как раз в нашем храме именно эти две иконы находятся рядом и даже расположены на одной стене. Две иконы рядом объединяют Русскую землю воедино Покровом Божией Матери. Можно сказать, на этой стене духовная карта русской земли от «Августовской» до «Порт-Артурской» икон, а вся Русь между этими образами.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/pr...

Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порт-Артурская икона " Торжество Пресвятой Богородицы " на зауральской земле Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 24.09.2009 649 Время на чтение 24 минут " И возвратилась в дом Свой... " Лк. 1, 56 На сцене нашего зала рядом с уважаемым президиумом мы, участники чтений, можем созерцать совершенно необычную храмовую икону, изображающую Святую Деву Марию. Пред вами предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу морского залива на двух поверженных и обломанных самурайских мечах. Она одета в синий хитон, верхнее облачение коричневого цвета, а из-под убруса свисает разноцветный пояс. Вокруг головы яркое сияние, в руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Позади Божией Матери находится горящий город и бескрайний океан. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь. Весь фон или перспектива иконы: золото-чеканная. Данный образ был доставлен специально на нашу конференцию в Шадринск из поселка Мишкино благодаря членам оргкомитета: Советнику губернатора В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о.Василию (Семенову). I. Значение иконы для Российского государства " Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте... все вновь начинать " ни с чего " ; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета... " , - писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г.Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример - икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

28-й Восточно-Сибирский стрелковый полк был сформирован в 1903 году и в составе 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, под командованием прославленного генерала Р. И. Кондратенко, участвовал в боях за Порт-Артур, где проявил доблесть и беззаветную храбрость... За проявленное мужество 28-му Сибирскому стрелковому полку Приказом по Военному ведомству от 8 июня 1907 года было Высочайше пожаловано Георгиевское знамя с надписью «За Порт-Артур 1904 г.» и отличие на головные уборы с надписью «За Порт-Артур». С переводом полка в конце 1909 года в новые каменные казармы, построенные на Архиерейской горе (ныне угол улиц 5-й Советской и Загоскинской), полк посещал Успенскую церковь, а с наступлением великого поста «при казармах, в одном из помещений рот, была устроена временная церковь с холщовым иконостасом». В 1910 году при каменных казармах полка была возведена деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца по проекту строителя этих казарм архитектора Ф. Ф. Коштяла, который выполнил эту работу безвозмездно (до настоящего времени церковь не сохранилась). Главным инициатором и организатором строительства полкового храма выступил священник полка о. Павел Крахмалев, который также прошел русско-японскую войну. Храм был сооружен «в молитвенную память чинов полка, доблестно погибших на полях Порт-Артура». Летом 7-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, которая с 1910 года стала именоваться Сибирской, проходила сборы в военных лагерях на станции Михалево. Дивизия состояла из 2-х бригад. В 1-ю бригаду входили 25-й и 26-й сибирские стрелковые полки, во 2-ю - 27-й и 28-й. Здесь же в лагерях стояла 7-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада и 5-й Сибирский саперный батальон. По истории Михалевских лагерей пока еще не опубликовано ни одной исследовательской работы. Время организации в этой местности лагерей точно не установлено. В комплексе построек, необходимых для функционирования военного лагеря, была возведена и лагерная церковь. Архитектор-исследователь И. В. Калинина датирует постройку лагерной церкви 1910 годом и, хотя нет документов, которые бы подтверждали эту цифру, косвенные материалы свидетельствуют о её достоверности. Известен только один письменный документ, относящийся непосредственно к функционированию военного Михалевского лагеря: Приказ по войскам Иркутского военного округа 271 от 24 июня 1913 года, подписанный командующим войсками, генералом-от-инфантерии Эвертом и фотографии лагеря, в том числе три из них - из альбома, посвященного 10-летию сформирования 28-го Сибирского стрелкового полка (1903-1913 г.г.), на которых изображены: лагерная церковь, главные участники её постройки и акт освящения церкви.

http://sobory.ru/article/?object=42423

Мы, по-видимому, забыли урок истории, что и «непобедимые армады» бывали побеждаемы, если с ними не был Бог и если у них была одна надежда на себя. Поэтому нашей православной Руси в настоящую войну наипаче нужно держаться мысли о Боге; говоря с упованием: «Мы победим», нужно прибавлять к этому: «Если с нами будет Бог». С надеждой на Бога, на мощь русского воинства, на мудрость вождей нам нужно соединять чувство смиренномудрствующего покаяния в том, в чем грешит и каждый из нас, и в чем погрешает наша общественная жизнь. Прилично при этом вспоминать церковную песнь: Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее: да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре 179 . Конец слова. Велика наша потеря, но унывать нам не следует, а нужно молиться с покаянным чувством и крепко уповать, что с нами Бог, нас вразумляющий и милующий, но еще не наказующий. Мы много потеряли, но много еще осталось для упования нашего, – а во главе всех надежд наших да будет Бог! С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь яко с нами Бог! Страха вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог! Господа Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх, яко с нами Бог! 180 А о тех, кому Господь судил положить на брани души свои за веру, царя и отечество, помолимся, да простит Господь согрешения их и в день праведного воздаяния воздаст им венцы нетления! Речь, сказанная перед панихидой о упокоении душ рабов Божиих Стефана, Романа, Виктора, Иоанна, Евгения, Петра и прочих православных вождей и воинов, на брани в Порт-Артуре за веру, царя и отечество живот свой положивших Братья христиане! Порт-Артур перешел в руки врага 181 . Печальная весть! Жаль Порт-Артур, ибо это был оплот нашей земли на восточной окраине. Прискорбно слышать о падении этой твердыни, ибо с ней соединена честь русского имени среди народов Дальнего Востока. Горько, что защитники Порт-Артура, эти чудо-богатыри и страдальцы за свою родину, должны идти теперь пленниками в землю вражескую, ибо они не хотели нарушением своего долга купить себе свободу. Торжество врага, хотя бы то временное, обидно для сердца русского, как обидно благородному витязю получить удар бесчестия от лиходея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Болело его сердце, что он не разделяет тяжкого дальнего жребия своей армии, ничто не было ему так по душе, как находиться при армии. Он не пропускал беседовать с приезжими из Манчжурии – слушал их всегда с интересом, радовался редким удачным рапортам – Стесселя об отбитых штурмах, Куропаткина – о взятых сопках, и принимал, напутствуя, новых командующих русскими армиями – Гриппенберга, Каульбарса. Адмирал Алексеев правильно настаивал – наступать и выручить Порт-Артур! А Куропаткин оттягивал, жалуясь на недостаток войск, на несобранность. Наконец пришло же время заставить японцев повиноваться нашей воле! В середине сентября Куропаткин перешёл в большое наступление, но продвинулся на юг всего 20-30 вёрст, как встретили его японцы – и началось 9-дневное сражение на фронте в несколько десятков вёрст. На Покров Пресвятыя Богородицы уже стало ясно, что наша армия отходит и потери у нас, по-видимому, большие. И после долгой внутренней борьбы, никому не открытой, решился Николай уволить славного адмирала Алексеева с верховного руководства, и наместничество его этим кончалось. Это было крушение года великих надежд, собственного сердечного выбора. И хотя Порт-Артур ещё отбивался (уже с тифом, цынгой, недостатком патронов), – но прояснялся и горький жребий Порт-Артура. И уже веяли в воздухе такие мысли, не миновали Николая: едва начавшаяся война – вот уже не кончилась ли? Ещё как бы и не начатая, не развернулся флот, не доехали войска, – не подошла ли к своему закату, не пора ли махнуть рукой и заключить мир? В дни тяжёлых сомнений этой осени никто так не поддержал Николая, как кузен Вильгельм. Истинный друг, он просто и слышать не хотел о конце войны, и передавал через приставленного русского флигель-адъютанта: даже если падёт Порт-Артур – заключение немедленного мира будет ошибкой для России и торжеством для её врагов! Разве может Россия успокоиться, не одержав ни одного осязательного успеха? С благодарностью ответил Николай, что Вильгельм может быть уверен: Россия доведёт войну до того конца, что последний японец будет выгнан из Манчжурии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Геополитические интересы империи в Маньчжурии и Корее переплелись с интересами группы приближённых к императору дельцов. По верному замечанию Айрапетова, интересы «России в Маньчжурии и Корее были столь призрачными, что явно не стоили политики, которая в конечном итоге привела к ухудшению отношений и с Китаем, и с Японией, и с Великобританией». Тем более не стоили они тех жертв, которые понёс народ в войне с Японией. Подготовка к войне Япония напала без объявления войны. Впрочем, её ждали. 26 января (8 февраля) 1904 года, после того как Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Николай II записал в дневнике: «Утром у меня состоялось совещание по японскому вопросу; решено не начинать самим». Не прошло и суток, как японские миноносцы атаковали русский флот на внешнем рейде Порт-Артура. Первые неудачи не поколебали уверенность Николая II в скорой победе. Он выразил её, назначая Владимира Коковцова министром финансов. В манифесте об объявлении войны император заявил, что Россия ведёт борьбу не только за свои честь и достоинство, но и за господство на Тихом океане. Позже иностранным правительствам разъяснили, что речь идёт о намерении «господствовать на своём берегу Тихого океана, как то мирной державе подобает». Призывая к войне до победного конца, власть не удосужилась доходчиво объяснить народу её причины и цели. «Маленькая победоносная война» продлилась год и семь месяцев и завершилась поражением России. Печальный итог не был случайным. К началу войны Россия и Япония подошли в разной степени готовности. Русская армия в Маньчжурии по численности уступала японской, а переброска войск из России затруднялась тем, что Сибирская магистраль на Кругобайкальском участке была не достроена. Не завершились и работы по укреплению Порт-Артура. Историк Анатолий Кошкин подчёркивает, что разработанный русским командованием план войны «имел пассивно-оборонительный характер и предусматривал защиту Южно-Уссурийского края и Порт-Артура до прибытия главных сил из центральных районов России. При этом боевые действия сухопутных войск не координировались с операциями флота». А план японского командования был наступательным. Он предусматривал внезапное нападение на русский флот и его уничтожение, высадку войск в Корее и у Порт-Артура, быстрый захват крепости штурмом, разгром русской армии и захват КВЖД до прибытия крупных резервов из России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Антонина – Г. Устимов и его музей – Визит к Иерусалимскому консулу Д. И. Бухарову – Базар в Яффе Простившись с Александрией, мы двинулись далее к берегам Св. Земли. Следующая остановка была в Порт-Саиде, куда «Лазарев» прибыл в 4 ч. утра 7 июня. В 8 часов мы вчетвером переехали на лодке, нанятой за франк, на берег и принялись осматривать город, делая в то же время необходимые покупки. Порт-Саид стоит на песчаном берегу, лишенном пресной воды, которую жителям приходится покупать за деньги. Улицы расположены прямолинейно. Население города – в большинстве итальянцы и греки-колонисты, также арабы; турок мало. Православные греки имеют здесь две церкви. Положение города близ Суэцкого канала дает ему весьма важное значение, и развило в нем значительную торговлю. На память о Порт-Саиде мы купили на рынке следующие вещи: шелковый индийский веер с рисунками за 1 франк, пять кистей красных кораллов – также за франк, и несколько недурных альбомов с видами Александрии, Иерусалима, всего света и Суэцкого канала, которые здесь весьма дешевы. Вдоволь находившись по улицам Порт-Саида, мы вернулись на пароход. Снова застучала машина, завертелся винт, вздымая клокочущие волны, и «Лазарев» опять стал рассекать носом воды Средиземного моря. Но этот переезд был уже последним: на другой же день, 8 числа, рано утром, словно выплыла из глубины моря полоска земли. Это была уже цель нашего путешествия, священная Палестина, трижды святое место земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Привет тебе, Земля обетованная! Несмотря на раннюю пору (было около 5 часов утра), пассажиры «Лазарева» все были уже на ногах и, наскучив 10-дневным плаванием, торопились собирать свои пожитки. Всем хотелось поскорее перебраться на берег, в Яффу, город по местоположению красивый и по древней исторической судьбе достопамятный, как место, откуда пророк Иона задумал отправиться на корабле в противную Божию велению сторону, и как место пребывания Апостола Петра и воскрешения Тавифы. Подошедши ближе к берегу, пароход наш остановился и в урочный час стал ожидать вице-консула.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Храм по имени «Вопреки» Территория вокруг храма была оцеплена полицией и бесчисленным количеством мужчин в строгих костюмах. Они стояли по периметру храма, как внутри, так и снаружи, а также кольцом вокруг подъезда к храму. Несколько человек с камерами и фотоаппаратами тщательно фотографировали всех, кто входил и выходил из храма 1 октября, 2009 Территория вокруг храма была оцеплена полицией и бесчисленным количеством мужчин в строгих костюмах. Они стояли по периметру храма, как внутри, так и снаружи, а также кольцом вокруг подъезда к храму. Несколько человек с камерами и фотоаппаратами тщательно фотографировали всех, кто входил и выходил из храма История современного северного Китая, или Маньчжурии, как звали эту территорию русские, неразрывно связана с Россией. Судьбы двух стран связало полотно Китайской восточной железной дороги. Разрываемый на части колониальными державами, Китай принял решение о сотрудничестве с Россией. Зная потребность России в незамерзающем порте, китайские власти решили отдать России территорию от своих северных границ до Порт-Артура в долгосрочную аренду. В результате, императором Николаем II и прибывшим в Россию специальным послом Китайской империи Ли Хунчжаном был подписан договор о строительстве КВЖД — дороге, которая призвана была соединить г. Читу и замерзающий порт Владивосток с Порт-Артуром 1 . Соглашаясь на строительство, китайцы получали от России инвестиции (только на строительство КВЖД в российской казне было изыскано 500 миллионов) и защиту от японцев (защищать Порт-Артур и г. Дальний прибыл пятидесятитысячный армейский корпус). Более того, русские основали стратегически важный г. Харбин. Спланированный талантливейшим архитектором Адамом Шидловским, город и в XXI в. развивается по проекту, рассчитанному на сотни лет вперёд. А инженерная мысль князя Михаила Хилкова, трудившегося над строительством КВЖД, до сих пор не знает аналогов в мире. Так, например, тройная петля железной дороги в районе Большого Хингана позволяет снизить скорость движущегося состава до необходимой величины 2 .

http://pravmir.ru/xram-po-imeni-vopreki/

Японо-русская война закончилась без выплаты какой-либо контрибуции и существенных территориальных потерь, не считая южной половины Сахалина, отданной Японии по инициативе председателя Комитета министров Сергея Витте, возглавлявшего российскую делегацию на переговорах в Портсмуте в США, и потери арендованного у китайцев Порт-Артура. Обе стороны произвели полный обмен всеми пленными. Японский генерал Ноги Марэсукэ, руководивший осадой Порт-Артура, признал свою ответственность за невосполнимую потерю около 100 тысяч погибших при штурмах Порт-Артура японских солдат и после войны по этой причине покончил жизнь ритуальным самоубийством. По окончании войны японские адмиралы перестроили подготовку своего флота, ставя в пример японским морякам героизм и грамотность русских воинов: морских офицеров, адмиралов и простых моряков, героев «Варяга», «Корейца», «Стерегущего», «Князя Суворова», «Императора Александра III», «Адмирала Ушаков» и «Дмитрия Донского», морских сражений 1-й Порт-Артурской эскадры в Желтом море и 2-й эскадры при Цусиме . В этих сражениях русский флот одержал победу духа, доблестно сражаясь с превосходящими силами противника, выигрывая или не сдаваясь до последнего и стремясь нанести врагу максимальный урон. Память об этом удержала японцев от нападения на Россию в 1941 году, когда их тогдашние союзники германцы стояли уже под Москвой и требовали от Японии открыть против СССР второй фронт. После японо-русской войны плодородная северная Маньчжурия и Китайская восточная железная дорога (КВЖД) остались в зоне влияния России, а экономические и политические отношения с Китаем продолжали развиваться. Успешно заселялся и развивался русский Дальний Восток. В Первой Мировой войне Япония стала союзником России и поставляла ей ряд вооружений. Император Николай II сделал серьезные выводы по итогам японо-русской войны и революции 1905-1907 годов. Была разработана и осуществлена программа перевооружения армии и флота. Под военный трибунал были отданы и осуждены за нарушения Устава генерал Анатолий Стессель, вице-адмирал Николай Небогатов (поднявший белый флаг на своих кораблях во время Цусимского сражения) и ряд других офицеров. Генерал Алексей Куропаткин после Мукденского отступления был понижен Царем до командующего 2-й Маньчжурской армии, а после войны был отодвинут на третьестепенные роли, Сергей Витте навсегда отправлен в отставку в апреле 1906 года. Царь постарался привлечь верных и талантливых управленцев: Петра Столыпина, Ивана Горемыкина, Алексея Игнатьева и многих других.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010