В г.Чернигове я удостоился личной, неформальной встречи с Высокопреосвященным Амвросием, архиепископом Черниговским и Новгород-Северским. Во время паломнической поездки в Иерусалим в мае 2008г., мы были на ночной Литургии у Гроба Господня, которое совершал Владыка Амвросий. Узнав об этом, он пригласил меня к себе в резиденцию. Во время беседы передал Владыке материалы о Курганской епархии, рассказал о Порт-Артурской иконе Божией Матери, вызвавший у него неподдельный интерес. Архиепископ Амвросий подарил мне свою фотографию с надписью «В молитвах я всегда с Вами» и видеофильм, где он освящает Чернигов святой водой с высоты 200-400 м из корзины воздушного шара. 9. ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ. В июле 2009 г.были с женой Наталией Наримановной в городах Владимирской и Суздальской епархии. И я точно выяснил, что в г.Киржаче, в Никольской церкви на кладбище имеется еще один список Порт-Артурской иконы. Получил всю имеющуюся информацию. В библиотеку Владимирской епархии через зав. канцелярией инокиню Ксению, пожертвовал материалы об исследовании истории Порт-Артурской иконы. 10. РОСТОВ на ДОНУ. В июле 2009 г. иереем Григорием Гридневым, проректором Ростовского миссионерского духовного училища( с 30.11.2010 г. Донская духовная семинария), в Сретенском храме Архиерейского подворья- была обретена уменьшенная копия Порт-Артурской иконы. Есть основания предполагать, что данный список Порт-Артурской иконы (шестой по счету) работы автора П.Ф.Штронды и был этюдом к написанию оригинала иконы в1904 г. Получены из Ростова фотографии, описания, фильмы. В свою очередь выслана вся наша известная информация исследования иконы. 11. КУРГАНСКАЯ ГТРК. На основе предоставленных автором материалов: 23 мая 2009 г. журналист Курганской телерадиокомпании Е.В.Саенко в тематической передаче «Благая весть» отразила сюжет о Свято-Троицкой церкви в Мишкино и о семье настоятеля о.Алексия Фасоле. В другой передаче цикла «Благая весть» за июнь 2009 г.освещен общецерковный праздник Святой Троицы в Мишкино. Этот цикл «Благая весть» с фильмом-номинантом о мишкинском священнике о.Алексии Фасоле и соответственно о Порт-Артурской иконе, удостоен Диплома на кинофестивале «РАДОНЕЖ», Москва, ноябрь 2009 г. Киноспециалисты России узнали об иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/28/...

Длительные годы скитаний вне России не прошли для иконы бесследно; утрачены роспись в нижней части образа и фрагменты письма по золоту, а само дерево списка оказалось изъеденное жучком. Для реставрации требовались специалисты высокого класса и они нашлись. Работы над иконой велись в церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Троице-Сергиева Лавра). В настоящее время Порт-Артурская святыня вернулась в Владивосток. При паломничестве на Святую Землю в мае 2008г., автор так же посетил эту арабскую антикварную лавку, но уже ничего интересного из иконописи не обнаружил. Я беседовал с игуменьей Горнинского монастыря в Иерусалиме - Георгией и выяснил некоторые подробности обретения Владивостокского списка. Инокини же Наталии в монастыре тогда уже не было. Вообще, руководство Русской Духовной миссии в Иерусалиме хорошо осведомлено об истории Порт-Артурской иконы и нашей Курганской епархии в целом. Зам. начальника миссии игумен Феофан (Лукьянов) принял нас и подробно расспросил об наших находках икон, остановился также на состоянии родового храма Капустиных в с.Батурино, Шадринского района. Всем русским монастырям на Святой Земле, наряду с другой епархиальный литературой, мы пожертвовали альманах " Звонница " с очерком о наших замечательных Порт-Артурских образах и историей Курганского кафедрального собора Свт. Александра Невского. IV. Современное прославление образа Вот только сейчас, в наше время, началось настоящее прославление образа " Торжество Пресвятой Богородицы " , а ведь прошло более 100 лет с момента явления Богородицы матросу и написания иконы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: " 16/29 августа. Иконы Божией Матери " Торжество Пресвятой Богородицы " (Порт-Артурская), 1904 " . (8). В Екатеринбурге, Владивостоке и некоторых других городах заложены храмы в честь Порт-Артурской иконы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

III Ровно через полвека, в декабре 1903 года, в Киеве, одному старцу, участнику Севастопольской обороны, было видение. Ему явилась Пресвятая Дева. -В следующем году начнется Русско-японская война, - сказала Она. - Повели мастерам написать Мою икону в благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России. Она так и будет называться - «Торжество Пресвятой Богородицы», или «Порт-Артурская». Икона должна быть доставлена в Порт-Артур. Если это условие будет выполнено, русское оружие одержит славную победу. Старец сообщил о видении Киевскому иерарху. Тот благословил богоугодное дело, поставив, однако, одно непременное условие: икона должна быть написана на народные деньги. Нужная сумма была собрана очень быстро, и мастер-иконописец, наложив на себя строгий пост, приступил к работе. И вот, наконец, икона готова и освящена. На Страстной Седмице Великого поста 1904 года она прибыла в Санкт-Петербург, а в мае находилась уже во Владивостоке (сюда ее доставил адмирал Н. И. Скрыдлов). С этого момента начались «мытарства» святыни. Порт-Артур был блокирован японскими кораблями, поэтому чудотворную икону отправлять туда просто-напросто... боялись (!). Она, мол, может или погибнуть, или попасть в руки врага (!). Так могли рассуждать только явно неверующие люди. Какая может быть боязнь, какие могут быть колебания и сомнения, когда Сама Царица Небесная берется за дело! Любое судно (будь то военное или торговое, вооруженное или без единой пушки) именно потому благополучно достигло бы Порт-Артура, что на нем находилась чудотворная икона Божией Матери! Были сделаны две попытки переправить в осажденный русский порт лишь... копии (!) святыни. Однако обе они закончились неудачей: первый транспорт с боеприпасами и провиантом не попал в Порт-Артур из-за бури, а второй таинственным образом куда-то исчез. Чем же еще могла закончиться такая насмешка над Пресвятой Девой?! Неизвестно, на какой срок затянулось бы вынужденное пребывание иконы Божией Матери во Владивостоке, если бы на другом конце России, в Санкт-Петербурге, не нашелся благочестивый человек, истинный патриот Отчизны, который вызвался на свой страх и риск доставить святыню по назначению. Им оказался участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка, христианин не на словах, а на деле - Н. Федоров. Он прибыл во Владивосток седьмого ноября и уже через две недели отправился со святыней на норвежском судне в Шанхай, надеясь с первой же оказией попасть оттуда в Порт-Артур.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

В феврале 1904 года началась война с Японией. В августе по железной дороге икона была доставлена во Владивосток, где ее встречал Владыка Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). Далее святой образ был временно помещен в Успенском Кафедральном соборе Владивостока. Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что икона не доставляется в Порт-Артур. Задержка с доставкой была вызвана объективными причинами: отсутствием свободных кораблей и активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре. Было сделано несколько фотокопий и написана небольшая копия масляными красками на дереве. После нескольких неудачных попыток отправить копии иконы по морю и по суше доставить подлинную икону взялся один славный офицер - Николай Николаевич Федоров: 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году - делопроизводитель Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил взять на себя трудный и опасный подвиг - доставить означенную икону к месту назначения. Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В утешение жителям Владивостока осталась копия иконы в натуральную величину, писанная на медной доске (была и такая! - прим. авт.) масляными красками. Но до Порт-Артура икона доставлена не была, а оказалась в ставке Главнокомандующего генерала Куропаткина в Манчжурии. К этому моменту Порт-Артур был уже сдан, а Россия потерпела поражение. Известно письмо о.Иоанна Кронштадтского: " Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим " Далее: 26 мая 1905 г., во Владивостокский кафедральный собор была внесена икона Порт-Артурская, возвращенная из действующей армии. Есть факты, что икона, пронесенная крестным ходом помогла обуздать революционные бесчинства во Владивостоке 30-31 октября 1905г. После войны икона " Торжество Пресвятой Богородицы постоянно находилась в Успенском кафедральном соборе г.Владивостока., который в 1932 году был закрыт, а в 1938-взорван. Следы же чудесного образа (оригинала) после разрушения храма затерялись...

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Ввиду почти полного отсутствия в стране настоящих исторических списков образа, выполненных до 1917 года, сейчас иконописцы массово выполняют заказы на современные копии (новоделы). В основном Порт-Артурскую икону заказывают епархии Дальнего Востока, Вооруженные Силы России, в особенности флотские корабельные экипажи. Знаменитый российский иконописец, священник Михаил Самуилович Осипенко (1922-2006 гг.) первым написал новый список этой известной иконы, где перспектива: золото-чеканная. Пишут списки иконописец Патриархии из Палеха: Стефан и многие другие иконописцы. Замечательная художница из Хабаровска: Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина) так же подвижнически работает над этой темой. Написанные ей иконы находятся в городах российского Дальнего Востока: Благовещенске, Хабаровске, в с. Ленинском, Еврейской АО и даже в православном храме Токио. В Петропавловск-Камчатский, в Никольский храм, окормляющий базу атомных подводных крейсеров, икона была пожертвована вместе с уникальным драгоценным киотом, выполненный её отцом: Г.Д.Павлишиным. Народный художник России, Почетный гражданин г.Хабаровска, русский патриот Павлишин Геннадий Дмитриевич работает в сложнейшем жанре драгоценной флорентийской мозаики, труды его имеют мировое признание. Японцы неоднократно предлагали ему работу на любых условиях, но безуспешно, зато художник в 2002г. изготовил уникальный мозаичный киот для Владивостокского списка. По благословлению духовника, настоятеля хабаровского храма А.Невского о.Сергия (Мещерякова), Г.Д.Павлишин выполнил мозаичный образ Порт-Артурской иконы. Сей образ безвозмездно пожертвовал им в часовню Виктора-воина (выстроенную им же), находящуюся на самой границе России с Китаем, на Большом Уссурийском острове под Хабаровском, рядом с пограничной вышкой. Благодаря общему интересу к Порт-Артурской иконе я заочно познакомился с этими замечательными людьми и даже получил от них посылку с фильмами и материалами о знаменитой иконе. Привожу неполную географию Крестных ходов с современными списками (новоделами) Порт-Артурской иконы: Весной 2003 г. икона была провезена покаянным Крестным ходом, посвященного 100-летию явления дивного образа от Санкт-Петербурга до Порт-Артура, через всю Россию, всего за две недели. В День Победы 9 мая 2003 г. была совершена панихида и затем крестный ход на месте упокоения русских воинов в Порт-Артуре., затем был отслужен благодарственный молебен в русском посольстве в Пекине.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Вернуться 27 Порт-Артур – имеется в виду город, незамерзающий порт и военно-морская база Китая на юго-западе Ляодунского полуострова, у входа в заливы Ляодунский и Бохайванъ. Китайское название Люйшунь. Порт и крепость построены в 80-х годах XIX века на месте деревни. В ходе японо-китайской войны 1894–1895 гг. взят японскими войсками, отошел к Японии по Симоносекскому договору. В 1898 г. был передан в аренду России на 25 лет. В 1903 г. вошел в состав России. В ходе русско-японской войны после 11-месячной обороны был сдан противнику 20 декабря 1904 г. Арендные права на Порт-Артур перешли к Японии. В 1945 г. освобожден советскими войсками. По распоряжению Н. С. Хрущева город в 1955 г. передан Китаю. Вернуться 28 «Цесаревич» – русский эскадренный броненосец, флагманский корабль 1-й Тихоокеанской эскадры. Построен в САСШ, обладал четырьмя 12-дюймовыми орудиями и скоростью хода до 22 узлов. В ходе морского боя 14/28 июля 1904 г. вел русскую эскадру; получив значительные повреждения, вынужден был отойти в нейтральный порт Циндао, где был разоружен и интернирован до конца войны. «Ретвизан» – эскадренный броненосец, построен во Франции. Один из наиболее мощных кораблей эскадры. После боя 28 июля вернулся в Порт-Артур, где был захвачен японцами после взятия ими крепости и порта. «Паллада» – крейсер 1-го ранга. Участвовал в морском сражении 28 июля, по окончании которого вернулся в Порт-Артур, где был впоследствии также захвачен японцами. Вернуться 30 Мраморный дворец – петербургская резиденция Великого Князя Константина Константиновича Романова (1858–1915), двоюродного дяди Императора Николая II. Вернуться 31 Греческий Ники. – Имеется в виду греческий принц Николай, сын Великой Княгини Ольги Константиновны и греческого короля Георга I. Оля – Великая Княгиня Ольга Константиновна, сестра Великого Князя Константина Константиновича (1851–1926), греческая королева. Жена. – Имеется в виду Великая Княгиня Елисавета Маврикиевна (1865–1927). Вернуться 32 Бабушка – Великая Княгиня Александра Иосифовна, мать Великого Князя Константина Константиновича (1830–1911).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

8. УКРАИНА. В июле 2009 г. мы с женой Натальей Наримановной совершили паломническую поездку по Украине, одновременно изучая новые факты истории Порт-Артурской иконы. Выполнена по возможностям местных условий церковно-просветительская миссия в Украине по прославлению Порт-Артурской иконы с целью духовного воссоединения братских слаянских народов Русского Мира. В Свято-Успенской Почаевской Лавре нас встретили с любовью и вниманием. Про Порт-Артурскую икону здесь не слышали и в огромных, богатейших иконных лавках Лавры есть в продаже, наверное, все типы икон с Богородицей, кроме нашей. В рамках просветительной миссии материалы и видеофильмы про нашу епархию и Порт-Артурские образа я передал через привратника-послушника Алексия (русского, родом из Кемерово) в библиотеку Лавры. Православный Киев - это 129 православных храмов, 10 монастырей и 1 скит. Мы были на Украине накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла. Все православные Киева были активно заняты подготовкой к визиту. При посещении Киево-Печерской Лавры меня пригласили в резиденцию Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Здесь состоялась замечательная встреча с протоиереем Николаем Данилевичем, сотрудником (ныне Секретарем) отдела внешних сношений Украинской Православной церкви Московского Патриархата. Это один из наиболее образованных и влиятельных молодых богословов, преподаватель Киевской Духовной Академии. О. Николай внимательно выслушал меня, сказал о том, что Порт-Артурской иконе будет уделено достойное внимание, возможно, напишут новый ее список, снимут фильм, посвященный истории иконы. Ему были переданы все материалы исследования истории образа. Пока видимого результата нет. Кроме того в Киеве мы попытались найти мастерскую иконописца П.Ф.Штронды, написавшим в 1904 г.оригинал знаменитой иконы. Нашли на ул.Андреевский спуск, но про самого иконописца при поездке почти ничего не удалось выяснить. Но в интернете я нашел, что П.Ф. Штронда выставлялся на выставке художников Рабиса, на Большой Масловке перед самым началом войны в июне 1941г. В марте 2011г. в интернете я вышел на известного исследователя истории г.Киева Михаила Кальницкого. Он обещал мне выяснить, что возможно, о судьбе П.Ф.Штронды. Жду.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/28/...

Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев. Узнав о смерти брата, его сестра А.В. Андерсин-Лебедева сделала две попытки отправить небольшой список Порт-Артурской иконы, у неё бывшей, в осажденный город. Но все они не увенчались успехом. Тогда Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. Как известно, единственный путь Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии, можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся. III. Обретение списка Порт-Артурской иконы в Иерусалиме После революции в России икона была утрачена, и " случайно " , именно эта икона (или список) с Порт-Артурской иконы был обнаружен в 1998 году в одном из магазинов Иерусалима в районе Лифостротона (ул.Виадолороза или Крестного Пути Спасителя в Старом городе Иерусалима. Прим. авт.), куда заглянули паломники из Владивостока. Насколько приморцам удалось выяснить, российская святыня попала в Израиль из Гонконга от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине и была выставлена в витрине лавки уже более четырех лет. Это объясняется тем, что неопытный глаз арабов, католиков и греков принимал сей образ за копию иерусалимской иконы " Святой Вероники " , изображенной также с платом Спаса Нерукотворного. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Наталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона - не современная подделка. С помощью российских православных монастырей, находящихся в Израиле, игумении Георгии удалось собрать требуемую сумму, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни. Наконец, 6 мая 1998г, в день святого Георгия Победоносца, икона " Торжество Пресвятой Богородицы " прибыла в свой город. Но, как и в старые времена, владивостокцы не знали о прибытии к ним святыни и не было устроено подобающей ей встречи, так как пастыри правильно не были полностью уверены в подлинности иконы. Её размеры на полсантиметра отличались от размера подлинника (по другим данным: ширина оригинала 82 см, т.е. разница еще больше 6 см. - прим. авт.).

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Добрые вести Православия: конец сентября 2006 г. Снова хорошие новости из Китая – еще один православный храм будет восстановлен. К сожалению, о скором восстановлении молитвы в храме еще нужно молиться. До полной свободы Православия в этой стране пока еще далеко. А вот в Татарстане увеличивается число храмов не только как зданий, но и как мест служения Богу, что не может не радовать. Братским ответом Русской Православной Церкви Черногорской митрополии Сербского патриархата стало путешествие русской святыни – Порт-Артурской иконы Богородицы. В России вместе с восстановлением веры в народе обретаются, казалось бы, навсегда потерянные святыни, как это теперь случилось в Петрозаводске. А в Греции удалось вернуть украденную святыню с помощью полиции.   В Черногорию из России доставлена Порт-Артурская икона Божией Матери Порт-Артурская икона Божией Матери Святыня была принесена в Цетинский монастырь в день Рождества Пресвятой Богородицы, потом – в монастырь Подмаине под Будвой, откуда 27 сентября была отправлена в монастырь Савина, расположенный под городом Герцег Нови. После Савина икону доставят в Котор, затем в Бар, и через 15 дней она достигнет столицы Черногории Подгорицы. До этого чудотворный образ на два с лишним месяца был принесен в Сербию, в частности, в край Косово. По преданию, накануне русско-японской войны Богоматерь в видении матросу велела написать Ее образ для молитвы участников будущего сражения в крепости Порт-Артур. Однако тогда икона из-за разных обстоятельств не попала к российским морякам, потерпевшим в итоге поражение в Порт-Артуре, а позже следы образа затерялись. Долгое время о судьбе Порт-Артурской иконы ничего не было известно, пока в 1998 году ее не обнаружили в антикварной лавке Иерусалима. После этого представители Русской Православной Церкви выкупили икону и доставили в кафедральный собор Владивостока .   В одной из китайских провинций готовятся к реставрации собора Введения Пресвятой Богородицы Китайский журнал “Партнеры” сообщает, что в городе Хайлинь провинции Хэйлунцзян запланирована срочная реставрация двух русских зданий – православного собора Введения Пресвятой Богородицы и паровозного депо КВЖД.

http://pravoslavie.ru/4987.html

514 ...присланной в Порт-Артур иконе Божией Матери не оказали должного почте­ния... – Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была написана специально для Порт-Артура и летом 1904 г. привезена на Дальний Восток. Однако в течение нескольких месяцев не было предпринято попыток доставить ее по назначению. Доставить икону в осажденный Порт-Артур вызвался Н.Н. Федоров, 50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в 1904 году – делопроизводитель императорской охоты. В первых числах октября 1904 г., испросив благословение отца Иоанна (см.: ЦГИА СПб., ф. 2219, on. 1, д. 50, л. 64), Федоров покинул Петербург. 21 ноября 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Однако икона в Порт Артур доставлена так и не была – город к тому времени был уже сдан. «Неудачу своей попытки, – говорил Федоров, – могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению» (Отвер­гнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне. СПб., 2003. С. 175). 516 22-го, служа обедню, Батюшка вдруг велел переменить все ризы; мне объяснили, что это означает перемену в составе духовенства... – Священник Иоанновского монастыря Александр Коротаев в июле 1904 г. был перемещен на должность священника-законоучителя женской рукодельной школы императрицы Марии Александровны. На его место отец Иоанн принял священника Иоанна Орнатского, мужа своей племянницы Анны (см. о ней примеч. 523 к настоящей части). По­следнюю Литургию в церкви Леушинского подворья отец Иоанн Орнатский совершил 29 августа 1904 г. 519 ...генеральша Муяки. – Муяки (урожд. Трушинская) Екатерина Федоровна, жена полковника В.Д. Муяки (1833–1895), попечительница санкт-петербургского Гро­мов­ского приюта святого Сергия с сиротским отделением для мальчиков. Вместе с сыном штабс-капитаном С.В. Муяки была компаньонкой в Верхнеамурской золотопромышленной компании. Скончалась в 1906 г. Семейству Муяки принад­лежал доходный дом на углу Знаменской ул. и Ковенского пер., построенный в 1902–1903 гг. архитектором С.А. Хреновым в стиле модерн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010