В 1903г. накануне русско-японской войны Пресвятая Богородица явилась одному старому матросу Феодору, участнику обороны Севастополя, живущему в Бессарабии. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Богородица повелела написать свой образ и доставить его в крепость Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в крепость. 11 декабря 1903 года ровно за два месяца до начала русско-японской войны этот благочестивый человек прибыл в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры и рассказал о своем чудесном видении монахам. Начался сбор пожертвований на написание образа. 10 000 богомольцев приняли участие в сборе средств, каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). Так были собраны средства на краски и материал для иконы, за работу знаменитый мастер иконописи Павел Федорович Штронда ничего не взял. Образ был написан точно по описанию старика-матроса, копию которого вы можете видеть перед собой. Кроме того эмалированной вязью по периметру оригинала было написано: " В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей " . На камне, изображенном лежащим у ног Богородицы иконописец П.Ф.Штронда оставил свой автограф. Размеры иконы без рамы составляли 1,7 аршина (около 124 см) в высоту и 1 аршин 1,5 вершка (около 77 см) в ширину. По другим данным: высота 124, но ширина значительно больше 82 см. Современные искусствоведы относят стиль письма Порт-Артурского образа к российской романтической иконописи начала ХХ века. История донесла до нас единственную сохранившуюся черно-белую фотографию оригинала иконы датируемую 1904г. Известно так же: " Образ был написан на золотом чеканном фоне " - сообщал в 1904 г. читателям журнал " Русский паломник " . Что же нам только возможно исследовать сейчас: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы) на сохранившейся фотографии оригинала, что составляет 0,66. Вот, наверное, и все, что мы знаем о первом списке (оригинале) образа " Торжество Пресвятой Богородицы " (Порт-Артурской).

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Но есть примеры другого рода. Ужасающим равнодушием к православным святыням была отвергнута милость Божия в Крымскую войну 1855г., называемую еще войной " за ясли Господни " и Россия вынуждена была заключить позорный для неё мир. Подобная история произошла и в следующую, Русско-Японскую войну 1904-05 гг. когда непослушание гласу Царицы Небесной привели к роковым последствиям на всё последующее столетие, а может быть, захватывает и настоящее время. Не будем забывать: в то время у либеральной публики, в частности студентов, считалось хорошим тоном посылать японскому микадо (императору) поздравительные телеграммы по случаю победы над русской армией в очередном сражении. Некоторые современные историки называют этот перелом начала века для страны: " русско-японский динамит " . Но, несмотря на катастрофу 1917г., в памяти и сердцах православных России бережно сохранялась необыкновенная история святыни, предназначенной Провидением для оказания помощи русскому воинству в те далекие годы. Таинственная и чудесная по своему происхождению икона, известная под названием " Торжество Пресвятой Богородицы " , была предназначена для крепости Порт-Артур, в связи с чем получила второе имя: " Порт-Артурская икона Божией Матери " . В литературе встречается и третье её название: православный писатель С.А.Нилус в книге " Великое в малом " упоминает её под именем образа Царицы Небесной " На двух мечах " . В рассказах об этой необычной иконе чудным образом переплетаются народные предания и действительные факты, глубокая вера в Небесное Провидение и равнодушие к церковным святыням II. Написание Порт-Артурской иконы, её история с 1904 по 1938г.г. Вратница Дальневосточная - так с любовью называют эту икону Божией Матери: под ее особым покровительством находится российский Дальний Восток. В настоящее время наиболее точный список (копия) исторического образа " Торжество Пресвятой Богородицы " , называемой еще " Порт-Артурской иконой Божией Матери " , находится в управлении Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной церкви Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Сколько раз история наша подтверждала: главное богатство России не в территориальных пространствах или земных ресурсах, а в людях. Один из таких людей - генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко (1857-1904). В этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения. По инициативе Отдела по взаимодействию с вооруженными силами на могиле героя Порт-Артура на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры 12 октября была отслужена панихида. Екатерина Семочкина корреспондент. На фото - похоронная процессия, 1905 г. Жизнь до Порт-Артура… Роман Исидорович Кондратенко родился в большой семье, рано потерял мать и, чтобы помочь отцу, с шести лет подрабатывал, продавая на улицах питьевую воду. С отличием окончил военную гимназию в Полоцке; по первому разряду - Николаевское инженерное училище и Инженерную академию. В чине штабс-капитана он направлен на службу в Батум, где два года разрабатывал проект строительства Батумской крепости. Возведение новых фортификационных сооружений, укрытий, мастерских, пороховых погребов, кладовых было осуществлено им с учетом мельчайших деталей. Этот опыт, несомненно, пригодился ему через 20 лет в Порт-Артуре. А тогда, в 1886 году, за выказанное усердие Роман Исидорович был награжден орденом святого Станислава III степени и произведен в чин капитана. И вновь он решает пополнить знания: поступает в старший класс Николаевской академии Генерального штаба, которую заканчивает по первому разряду в 1886 году. В 37 лет Кондратенко уже был полковником при штабе Виленского военного округа. В 1895 году он назначается начальником штаба войск Уральского военного округа, а вскоре - командиром 20-го стрелкового полка в городке Сувалки. В 1900 году Кондратенко вызывают в Петербург для работы в Комиссии по образованию войск. Затем его посылают на Дальний Восток, где становилось неспокойно. В 1903 году он произведен в генерал-майоры и перед самым началом Русско-японской войны становится начальником дивизии в Порт-Артуре.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Больше года шла подготовительная работа. Была собрана полная информация о первозданном облике мемориала, в том числе - найдены считавшиеся утраченными изображения мозаичных икон, выполненных по рисункам Васнецова. Реставраторам удалось восстановить практически полностью разрушенную мозаичную икону св. Николая Чудотворца, которую вернули в тело восьмиметрового Большого поклонного креста в центре кладбища. Параллельно велась и ведется архивная работа по установлению имен защитников крепости. Стало относительно точно известно количество погребенных в Порт-Артуре - это 17186 человек. Имена 2107 из них сегодня уже известны, 77 человек погребены в досоветский период и 2030 - в советское время. Однако остается открытым вопрос о числе похороненных в 455 из 470 безымянных могил. И вот, наконец, в апреле этого года в Порт-Артуре высадился десант российских реставраторов. Мне удалось побывать на кладбище за несколько недель до открытия, когда еще продолжались восстановительные и реставрационные работы, и не было еще того порядка, который был наведен к приезду президента России. Но, самое главное, удалось застать 15 российских реставраторов и 200 китайских специалистов и рабочих, которые, собственно, и занимались восстановлением. «Вам повезло, сегодня первый день без дождя, а весь август лило так, что по колено в воде и грязи работали», - этими словами меня встретил специалист из московского ГосНИИ реставрации Владимир Стебихов. По его словам, китайская сторона не верила, что мы сможем за три месяца восстановить кладбище. Как вспоминают реставраторы, если вначале было сложно общаться по каким-то техническим вопросам даже через переводчика, то на третий месяц русские и китайские специалисты разговаривали на смеси русско-английско-китайского, понимая друг друга с полуслова... Как ни странно, но в Порт-Артуре остались нетронутыми и некоторые японские памятники, хотя отношение к японцам у китайцев однозначное: захватчики. В центре города, на вершине Перепелиной горы, стоит 53 метровой бетонный памятник в виде артиллерийского снаряда. Японцы установили его в честь победы над русскими. Уже после Второй мировой китайские власти не стали трогать монумент - просто все таблички на японском закрыли медными пластинами или залепили цементом. Так что молодые китайцы уже и не знают, что это за памятник такой, считают, будто его установили в честь освобождения Китая от японских захватчиков. Тем более что здесь же, на горе, на месте старого русского бастиона, находится музей китайской военной техники. И только один из смотрителей музея - пожилой китаец, который работал переводчиком после войны на советской военной базе - готов часами рассказывать о подвиге русских защитников Порт-Артура. Причем слушателей у него с каждым годом прибавляется - здесь все чаще появляются туристы из России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В мае 2003 г. икона приняла участие в крестных ходах по случаю празднования 300-летия Санкт-Петербурга. По благословению оптинских иеромонахов образ побывал в Португалии, в десятках святых мест Сербии: храмах, монастырях, обителях. Крестный ход прошел по Белоруссии, Украине , Крыму, Северному Кавказу. В августе 2003 г. икона участвовала в крестном ходе в Приморье, была провезена на яхтах вдоль дальневосточного побережья России. 9 мая 2004 г., в День Победы, икона, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, приняла участие в торжественном праздничном шествии по Красной площади в Москве. Со списком иконы боевой сторожевой корабль " Магаданец " , впервые за 20 последних лет в нашем военно-морском флоте, прошел Великим Северным Морским путем из Калининграда на Камчатку В марте 2008г. в Кургане была промежуточная остановка грандиозного Крестного хода " Под звездой Богородицы " , посвященного историческому объединению РПЦ. Это был один из 8 крестных ходов, которые сошлись в Москве 10 июня 2008г. Участники вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова-на Дону, Санкт-Петербурга, Архангельска, Афона (Греция), Иерусалима. Во всех Крестных ходах несли списки образа " Порт-Артурской Божией матери " . V. Изучение вопроса о созданных списках (копиях) иконы Слово исследователям: Иеродиакон Иннокентий (Ерохин), Владивостокская епархия: " О копиях Порт-Артурской иконы сегодня мало что известно. Розыском икон занималась Нелли Григорьевна Мизь и другие приморские краеведы, искусствоведы и клирики. Мы знаем, что во Владивостоке оставалась копия, писаная на медной доске. Другая была сделана на дереве, но в меньших размерах, чем оригинал. Кстати, в Церковноархеологическом кабинете Московской Духовной академии находится уменьшенная копия Порт-Артурской иконы, которая в основных чертах похожа на обретенный образ, но есть и отличия. Самое главное - на этой копии отсутствует дарственная надпись от святых обителей Киевских. В этом можно убедиться, если посмотреть журнал военно-морского флота " Морской сборник " 2 (1767) за 1994 год " . Как мы видим, о сохранившихся списках иконы до 1917 года владивостокским специалистам ничего не известно, убежден, что они настойчиво и усердно искали, сомнений никаких нет. Значит если не нашли, то иконы просто не сохранились до наших пор или, что вероятнее всего, они просто не открыты для общественности и не описаны в специальной литературе. В некотором роде мы попытаемся восполнить этот пробел.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Мишкинская церковь во имя Св.Троицы была освящена в 1908г. В 1936 году церковь закрыли в связи с арестом священника, но прихожане успели разобрать иконы для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад. Отгремела Вторая Мировая война. В 1948 году церковь открыли вновь и мишкинские хранители вернули все спрятанные образа Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени. Мне известен только этот единственный случай в России сбережения Порт-Артурской иконы в своем приходе. В 2008г. в пос. Мишкино на празднике Святой Троицы торжественно отмечался 100-летний юбилей Троицкого храма с крестным ходом, возглавляемым знаменитой, сохраненной иконой. ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа,написанный на доске толщиной 30 мм, размерами 1070х750 мм (это составляет 80 % от площади оригинала иконы 1904г., но пропорция 0,69), сохранность хорошая. Тип - храмовый, манера письма тонкая, возможно киевская, фон золото-чеканный, по деталям несколько отличается от подлинника. Главное: по периметру иконы не имеется надписи: " ..10000 богомольцев... " . Зато в центральной части написано: " Подобие образа Торжества Пресвятой Богородицы " , но, к сожалению, тыльная сторона закрашена масляной краской. Список мог быть выполнен только после 1906г. Относится к редчайшим сохранившимся спискам, в литературе и " Интернете " описан только такой один: Московский, уменьшенный, неполный: хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии и Семинарии, г. Сергиев Посад. VIII. На основании всех доступных автору материалов из литературы и сети " Интернет " можно сделать вывод, что оригинал чудотворной Порт-Артурской иконы, выполненный в 1904г. в Киево-Печерской Лавре иконописцем Павлом Федоровичем Штрондой все же пока не обретен. К настоящему времени в России имеется 4 (четыре) списка образа " Торжество Пресвятой Богородицы " (Порт-Артурская) исполненных до 1917 года, исследованных и описанных в специальной литературе, окормляющие службы Господу. Вот они:

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: представляет собой список образа " Торжество Пресвятой Богородицы " (Порт-Артурская) написанный масляными красками, левкас, доска толщиной 30 мм, размер 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., но пропорция 0,66, что полностью соответствует оригиналу), сохранность хорошая. Тип: уменьшенная копия, манера письма тонкая, перспектива-голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: " В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей " . Предположение - данный список копировался непосредственно с оригинала. Анализ деталей иконы и имеющейся информации позволяет сделать вывод: возможно список написан в период с апреля по ноябрь 1904 года, ещё до указания Святейшего Синода о запрещении копирования. Относится к редчайшим сохранившимся копиям, в литературе и сети " Интернет " описана только одна, подобная по деталям, но полноразмерная - Владивостокская икона. Место обретения нашей иконы - дер. Денисово, Частоозерский район Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст.Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. Как икона оказалась в Частоозерье-один Бог ведает. Могла появиться из губернского Тобольска, из Центральной России или с Дальнего Востока. Но автор выдвигает версию, что икона попала в нашу местность с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05г.г. Можно предположить, что эта икона и есть уменьшенный список, переданный из столицы в 1905г. А.В.Андерсин-Лебедевой через полкового священника о.Алексия (Агаева) в Порт-Артур, на могилу брата-моряка, героя войны. Как знаем, о. Алексий скончался на пути в Манчжурию, а где - неизвестно, может на нашем участке ж/д пути, а икона какими-то неисповедимыми путями могла задержаться в нашей местности. VII. Сохранение исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви поселка Мишкино 1908-1948 г.г.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

А в России, судя по ее мерзкой не только светской, но и духовной литературе, совсем гаснет вера в личного Бога, в бессмертие души; гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся, озверевшая интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ. Бичуется ныне Россия. Опозорена, обесславлена, ограблена: но разве же это отрезвляет ее? Сатанический хохот радости этому из конца в конец раздается по ней. Коли собственному позору и гибели смеется, то уже не в когтях ли злого демона она вся? Неистовое безумие обуяло ее, и нет помогающего ей, потому что самое злое неистовство ее – против Бога, самое Имя Которого она топчет в грязь, богохульством дышат уста ее. Конечно, есть малый остаток добра, но он, видно, до того мал, что не о нем сказано: «Семя свято стояние ее…» Душа стонет, сердце разорваться готово. Единственное утешение, что смерть не за горами, недолго еще мытариться видом всех мерзостей, неистового безбожия и падения в пропасть; проклятие Божье навлекаемо на себя моим Отечеством». В декабре 1903 года благочестивому матросу, защищавшему Севастополь во время Крымской войны 1853–1856 годов, явилась Божия Матерь и повелела написать для фронта свой образ. В Киеве открыли сбор на написание новой иконы. Более пятака не брали. На собранные народные средства была написана икона Божией Матери, названная «Торжество Пресвятой Богородицы». На Страстной седмице образ привезли в Петербург для отправки в Порт-Артур. Доставить икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр Николай Николаевич Федоров. Взяв благословение у праведного Иоанна Кронштадтского , он выехал из Петербурга и прибыл во Владивосток 7 ноября 1904 года, но доставить икону в Порт-Артур не успел – 2 января 1905 года город был сдан. Испросив разрешение в Петербурге, Федоров отправил икону в действующую армию, в Ставку главнокомандующего, генерала Куропаткина. О дальнейшей судьбе Порт-Артурской иконы Божией Матери известно из письма святого Иоанна Кронштадтского : «Вождь нашего воинства А.

http://azbyka.ru/fiction/blagodarnaya-pa...

Прежде рождества Дева – иконы Божией Матери, 17 окт. Призри на смирение – иконы Божией Матери, 16 сент. Прокопий вятский юродивый, 21 дек. Прокопий сазавский, 16 сент. Прохор пшинский, 15 янв. Псково-печерской иконы Божией Матери, 15 авг. и 7 окт. Псково-покровской иконы Божией Матери, 1 окт. Пуллий муч., мар. 26. Путивльвской иконы Божией Матери, мая 2. Ражден , грузинск. святой, 3 авг. Римской иконы Божией Матери, мар. 12. Ржевской иконы Божией Матери, нояб. 28. Роман киржачский, июля 29. Роман , угличский князь, февр. 3. Роман болгар, февр. 17. Ростислав , великий князь киевский, мар. 14. Руденской иконы Божией Матери, окт. 12. РуФ печерский, 28 авг. Репицкой иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Савва македонянин, 27 июля. Савва , архиеп. сербский, 30 авг. и 8 февр. Савва печерский, 24 апр. Савва тверский, 2 мар. Савва андрониковский, 13 июня. Савватий тверский, 2 марта. Сармеан муч., 21 авг. Свенской брянской иконы Божией Матери, 17 авг. Свенекой печерской иконы Божией Матери, 4 мая. Святогорской иконы Божией Матери, 17 июля. Свято-Ильинской иконы Божией Матери, 10 марта. Себежской иконы Богоматери. Прилож. I, стр. 7. Севастиан , преп. пошехонский, 18 дек. Семигорской иконы Божией Матери, 15 авг. Семиезерской иконы Божией Матери, 27 июня и 13 окт. Серапион , епис. владимирский, 12 июля. Серапион кожеозерский, 27 июня. Серапион псковский, 15 мая. Серапион печерский, 21 сен. Сергий малопинежский, 16 нояб. Сергий , печерский, 7 окт. Сергий шухтовский, 19 мая. Силуамской иконы Божией Матери, 1 авг. Силуан , схимник печерский, 28 авг. Силвестр обнорский, 25 апр. Силвестр печерский, 2 янв. Симеон верхотурский, праведный, 12 сент. Симеон , новгородский архиепископ, 10 февр. Симеон , переяславский епископ, 28 авг. Симеон , тверский епископ, 3 февр. Симон , владимирский епископ, 10 мая. Симон , воломский преподобный, 12 июля. Симон сойгинский, 24 нояб. Симон юрьевский, 4 нояб. Сисой , печерский подвижник, 21 сент. Сисой , другой печерский подвижник, 28 авг. Сицилийской иконы Божией Матери, 5 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор; Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род. Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя; Радуйся, Радосте наша, услаждающая скорбныя сердца к Тебе отверстыя. Радуйся, благая Заступнице, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая. Радуйся, град Владивосток пришествием Своим от врагов сохранявшая; Радуйся, перенесением иконы Твоея в Порт-Артур, победу России обещавшая. Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая. Кондак 7 Хотя человек некий исполнити Волю Божию, и доставити в осажденную варварами крепость, икону Пресвятыя Богородицы «Порт-Артурскую», отправися в путь и достигши токмо града Дальняго, не обрете веры у воев наших в помощь Богоматери, и со слезами воззва к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати человеческий род: огнем, мечем, гладом и болезньми, и сотвори в наказание поражение русских воев и полонение безбожными японцами иконы Твоея «Порт-Артурския». Сего ради, Владычице, припадаем и усердно молим Тя: не даждь нам до конца погибнути, но двери милосердия Твоего отверзи нам, вопиющим: Радуйся, Спасителя мира рождшая; Радуйся, спасения нашего главизна. Радуйся, Мати Божия, обреченная на страдание; Радуйся, Мати милосердия, отъемлющая всякую слезу от люте страждующих. Радуйся, слезы умиления нам подающая; Радуйся, от страстей нас избавляющая. Радуйся, погибающих грешников спасающая; Радуйся, Царице небеси и земли, молитвы раб Своих приемлющая. Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая. Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей, житие наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем Судищи Христове, в нем же имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком деле же и слове. Темже молим Тя, Владычице, возбуди ны от сна греховнаго, да сподобимся Твоим ходатайством получить прощение грехов и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010