А.В. Мазырин Содержание 1. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 2. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 3. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 4. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему церковным событиям 5. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 6. Продолжение протокола допроса митрополита Иосифа (Петровых) 7. Дополнительный протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 8. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 9. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 10. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о Ярославской декларации 11. Показания митрополита Иосифа (Петровых) о лицах, посещавших его в Моденском монастыре 12. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 13. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 14. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 15. Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) 16. Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему событиям     В 1930–1931 годах усилиями органов ОГПУ СССР родилось одно из крупнейших церковных следственных дел – дело «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников Истинно-православная церковь » 1 . По версии следствия, организация имела два центра: «церковно-политический», во главе которого стояли А. Ф. Лосев 2 и М. А. Новоселов 3 , и «Церковно-административный», возглавлявшийся митрополитом Иосифом (Петровых) . Митрополит Иосиф был арестован в ссылке и привлечен к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 4 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. Его показания занимают в деле одно из центральных мест. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года митрополит Иосиф был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. В 1937 году митрополит Иосиф был вновь арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян (20 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Содержание См. также: Анализ «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (1905–1906 гг. ) в свете проблемы благоустроения прихода Часть 2 → Содержание Историческое введение преосвященного Гедеона, епископа Владикавказского, от 25 октября 1905 года 1) По вопросу о преобразовании церковного управления и суда 2) По вопросу о преобразовании прихода 3) По вопросу об усовершенствовании духовных школ 4) По вопросу о порядке приобретения церковной собственности 5) По вопросу о епархиальных съездах и об участии священнослужителей в общественных учреждениях преосвященного Арсения, архиепископа Харьковского, от 2 ноября 1905 года Всероссийский Поместный Собор Место Собора Состав членов Собора Порядок рассмотрения и разрешения дел Митрополии Усовершенствование епархиального управления Усовершенствование духовного суда Объединение епархиальных учреждений О приходе Об усовершенствовании духовно-учебных заведений О порядке приобретения Церковью собственности О епархиальных съездах Об участии священнослужителей в общественных учреждениях Особые вопросы преосвященного Вениамина, епископа Калужского, от 9 ноября 1905 года Протоколы заседаний комиссии по разработке вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Протокол 1 Протокол 2 Организация церковного управления Уездная церковная организация Протокол 3. Епархиальная организация Протокол 4 Областное управление Протокол 5. Церковный суд Протокол 6. О духовно-учебных заведениях преосвященного Михаила, епископа Минского, от 9 ноября 1905 года 1. О составе ожидаемого Собора Всероссийской Церкви 2. О разделении России на церковные округа 3. О преобразовании церковного управления и суда 4. О благоустройстве прихода 5. Об усовершенствовании духовных школ 6. О предметах веры 7. Епархиальные съезды 8. Об участии священнослужителей в общественных учреждениях преосвященного Паисия, епископа Туркестанского, от 27 октября 1905 года преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Протокол 7 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, от 11/24 августа 1938 года Заседание открывается в 9 часов утра пением молитвы «Царю Небесный». Присутствует 91 член Собора. I. Слушали: Протокол Постановили: Протокол утвердить. Доклад прот. П. Беловидова «О церковной дисциплине среди клира и мирян» II. Слушали: Доклад протопресвитера П. Беловидова О церковной дисциплине среди клира и мирян Церковной дисциплиной, по установившемуся пониманию, называется совокупность мер и правил, обязательных для всех, кто вступил в состав данного организованного целого. Ею определяется как характер и направление деятельности каждого члена организации, так и взаимоотношения их  друг ко другу, направленныя к достижению поставленной цели или задачи. Объем и содержание церковной дисциплины определяется понятием о Церкви. Возьмем общеизвестное из Пространного Христианского Катихизиса Митрополита Филарета определение: « Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православною верою, законом Божиим (т. е. исполнением заповедей Божиих), священноначалием и таинствами». Церковь установлена и устроена по Божественной воле ея Основателя ( Mф. XVI, 18 ). Эта воля, святая и совершенная пребывает в Церкви до ныне, как сказал об этом наш Спаситель: «Я буду с вами во все дни до скончания века» ( Mф. XXVIII, 20 ). В состав Церкви входят все те, кто добровольно, через таинство Св. Крещения, вступил в нее, дав обет отречься от диавола и всех дел его, и всех ангел его, и от всего служения его и сочетаться со Христом или, другими словами, как бы прилепиться ко Христу, сраствориться в Нем, чтобы путем христианского делания уподобиться Ему, а через Него слиться со всеми, кто также стремится слить свое существо со Христом. У проф. Н. А. Ильина прекрасно выражена эта мысль: «верующие люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются и между собою слагается религия и церковь»  8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии Источник Скачать epub pdf Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г Содержание Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян Предсоборная комиссия Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г I II. Состав Собора III. Общее Собрание Собора IV. О Совете Собора и Отделах V. Порядок обсуждения вопросов VI. Совещание епископов VII. Секретариат Собора Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года Представители клира Представители мирян Русский Всезарубежный Собор Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами: I. Цели и деятельность Братства II. Организация Братства Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи». I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В числе участников заседания — управляющий делами Украинс кой Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, руководитель Административного секретариата Московской Патриархаии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Обуховский Иона, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин, секретарь Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, руководитель Службы протокольного обеспечения мероприятий Московской Патриархии протоиерей Александр Абрамов, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, секретарь Витебской епархии протоиерей Владимир Резанович, проректор Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов, клирик Всехсвятского храма в Минске протоиерей Николай Суханович, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, заведующий сектором протокола ОВЦС священник Димитрий Чернобай, руководитель Художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев, заведующий кафедрой организации работы с молодежью и миссионерского служения Российского православного университета В.Ю. Квятковский, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.А. Шмелев, специалист Управления делами Московской Патриархии А.С. Брильков, специалист Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Д.А. Монахов, сотрудник Синодального информационного отдела М.Е. Коровина, сотрудник ОВЦС Н.В. Заходякина.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/12/so...

Документы Предсоборной Комиссии 1. Протокол организационного собрания по вопросу об учреждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России 27 апреля 1919 г. В пятницу 27 апреля 1919 г. в 6 ч[асов] веч[ера] в покоях преосвященного Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, состоялось организационное собрание 129 духовных и светских лиц для обсуждения вопроса об особливых мерах и способах церковного действования в области духовно-пастырского окормления как на фронте войсковых частей, так [и] в тылу православного населения приходов, находящихся на территории военных действий Добровольческой армии. На собрании присутствовали: Высокопреосвященные Платон, митрополит Херсонский; Димитрий, архиепископ Таврический; Агапит, архиепископ Екатеринославский; Иоанн, епископ Кубанский; протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. Шавельский , протоиерей проф[ессор] А. П. Рождественский, законоучитель прот[оиерей] о. Руткевич, миссионер-проповедник о. Н. Розанов , прот[оиерей] о. Д. Вардия, священник о. В. Свенцицкий , князь E. Н. Трубецкой, гр[аф] Мусин-Пушкин, гр[аф] Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. По предложению собрания приняли на себя председательствование митрополит Платон, секретарство – тайн[ый] совет[ник] Скворцов. После пения «Христос воскресе» протопресвитер о. Г. Шавельский сделал краткое сообщение о намеченных в Религиозно-просветительном совете государственного объединения 130 духовно-просветительных мероприятиях, которые надлежит ныне же планомерно и неукоснительно проводить в церковной жизни той области, где происходит крестоносная борьба новосозидаемого Христолюбивого русского Воинства с большевистскими злыми врагами Церкви и Отечества. Меры эти: 1) Усиление и оживление пастырско-приходской и, в частности, проповеднической деятельности местного духовенства. 2) Привлечение к содействию местному пастырству иноепархиаль-ного духовенства из беженцев, которые в огромном числе (свыше 500) привитают, не имея где главы приклонить, в освобожденных от большевизма городах и весях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть I. Миссионер и чекист Октябрь 1937 Первой жертвой стал ктитор Троицкого собора Петр Федорович Гуськов. 2 октября пленум сельсовета решил: «За проявленную бездеятельность по реализации Займа и сбора займовых средств, что сам Гуськов, подписавшись на 50 р., воспротивился на подписку сына ловца, а также Гуськов, состоя членом Церковного Совета принял на себя обязанность ктитора, чем опозорил звание члена Сельского Совета, выразить Гуськову политическое недоверие, из членов Пленума с/совета исключить и довести до сведения избирателей» . Через 10 дней, 13 октября, исключен из рыбколхоза председатель церковного совета Тихон Лаврентьевич Мозговой , в дело подшит протокол собрания, похожий на коллективный донос. Камертон собранию бригадиров задал председатель колхоза, подведя итоги трех лет колхозного стажа Мозгового таким образом: «за нарушение трудовой дисциплины Мозговой неоднократно предупреждался руководством Колхоза, получал выговора и штрафы и все же остается неисправимым... являясь церковным старостой, тесно связан с попом, который за контрреволюционную работу арестован...». Продолжил один из бригадиров: «как тесно связанный с церковью и попом, ведущим антисоветскую и антиколхозную работу, вредили колхозу, таких людей в колхозе держать нельзя...». Дальше стали высказываться другие – о трудовой дисциплине, когда, например, староста «самовольно отлучался с работы в колхозе, ездил в Астрахань по вопросу о попе» – видимо, приход пытался выручить о. Иоанна. Последний выступающий развил тему до оргвыводов: «Он представитель церковников – ведет соответствующую агитацию за Церковь. Правление колхоза выражает к нему политическое недоверие... Мозгового следует исключить из колхоза и дело передать в следственные органы». Так и записали в решении: «сдать» церковного старосту, и через три дня препроводили протокол «для расследования его деятельности как представителя церковников, проявлявшего дезорганизацию в работе колхоза, на предмет привлечения к уголовной ответственности», в НКВД .

http://pravoslavie.ru/127329.html

Вселенский VI Собор (III Константинопольский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники, публикации Почти все экземпляры греч. текста Деяний Собора были уничтожены в правление имп. Филиппика (711-713), согласно его указу, вышедшему в 711 г. (RegImp, N 271). Единственный экземпляр был сохранен архидиак. Агафоном, к-рый лично присутствовал на Соборе в качестве чтеца и нотария. В 713 г. он по указанию имп. Анастасия II (713-715) восстановил акты Собора с нек-рыми уточнениями, к-рые он как очевидец событий внес в имеющийся у него текст. Почти все известные на сегодняшний день свидетельства греч. текста Деяний Собора восходят к этой редакции Агафона. В Рим греч. текст соборных актов был доставлен уже в 682 г., где в период до 701 г. визант. переводчиками был выполнен их перевод, лежащий в основании рукописной традиции лат. текста Деяний. Наиболее существенным различием греч. и лат. традиций текста является отсутствие в греч. версии соборных актов 17-го деяния, состоявшегося, согласно лат. версии, 11 сент. 681 г. Сохранившиеся греч. рукописи содержат только 17 соборных деяний, причем 17-е соответствует 18-му лат. версии. По предположению издателя критического текста соборных Деяний Р. Ридингера, причиной этого различия послужило то, что в греч. текст, доставленный в Рим в 682 г., случайно был включен подготовленный заранее протокол заключительного соборного заседания, намеченного на 11 сент. 681 г., к-рое, однако, по причине отсутствия императора состоялось только 16 сент. и имело собственный протокол. Работавшие в Риме переводчики аккуратно следовали имевшемуся у них тексту, поэтому в их переводе появились 2 деяния - 11 и 16 сент. 681 г.- вместо одного, фактически имевшего место 16 сент. В то же время Агафон, лично принимавший участие в Соборе, имел возможность отредактировать изданный им в 713 г. текст Деяний в соответствии с действительным ходом событий (Riedinger R. Einleitung//ACO II. Vol. 2 (2). P. XVIII-XIX). Сохранившиеся греч. и лат. рукописи соборных Деяний включают помимо протоколов 17 или 18 заседаний Собора 2 сакры имп.

http://sedmitza.ru/text/758858.html

Лауреатами Патриаршей литературной премии 2012 года стали Олеся Николаева и Виктор Николаев 28 мая 2012 г. 21:52 28 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под праздничные фанфары на сцену, где на украшенном живыми цветами аналое находилась икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, были приглашены номинанты Патриаршей литературной премии 2012 года: Объявление имен сопровождалось демонстрацией видеороликов, представляющих каждого номинанта. Затем к собравшимся  обратился  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который отметил, что Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к процессам, происходящим в современной отечественной словесности. По словам Его Святейшества, Патриаршая литературная премия призвана напомнить, что сегодня не только в России, но и во многих странах мира, где говорят и пишут на русском языке, есть авторы, осознающие себя преемниками и продолжателями духовной традиции, восходящей к славянским просветителям святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. «Именно такие писатели стали номинантами Патриаршей премии 2012 года. Уверен, что все они достойны этой премии. Но нам все же предстоит сегодня сделать свой выбор и назвать лауреатов, первых из лучших», — сказал Предстоятель Русской Церкви перед началом тайного голосования.  Членам Палаты попечителей Патриаршей литературной премии были розданы бюллетени с именами номинантов. Подсчет голосов провела счетная комиссия в составе секретаря  Патриаршего совета по культуре   архимандрита Тихона (Шевкунова) , телеведущего, профессора МГИМО Ю.П. Вяземского, ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского  А.С. Соколова . В это время был продемонстрирован фильм о номинантах премии. По окончании подсчета голосов Святейшему Патриарху Кириллу был вынесен протокол счетной комиссии и дипломы лауреатов. Подписав протокол и вписав в дипломы имена лауреатов, Предстоятель Русской Церкви объявил, что за значительный вклад в развитие русской литературы лауреатами Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2012 года избраны Виктор Николаевич Николаев и Олеся Александровна Николаева.

http://patriarchia.ru/db/text/2251708.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010