ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Академик Александр Чубарьян, директор Института всеобщей истории РАН: Пособие " Религии мира " не является альтернативной курсу ОПК Новое учебное пособие «Религии мира: история, культура, вероучение» подготовлено в конце 2006 года для российских школ. Коллективом авторов руководили академики Александр Чубарьян и Григорий Бонгард-Левин. Ожидается, что в феврале будет напечатан первый тираж учебного пособия. В начале декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий вручил академику Чубарьяну орден святителя Макария, митрополита Московского (II степени), за плодотворную деятельность в качестве члена Научно-церковного совета по изданию «Православной энциклопедии». Первое интервью, в котором Александр Чубарьян рассказал о работе над учебником, он дал газете «Церковный вестник». — Уважаемый Александр Оганович! Прежде всего, разрешите поздравить вас с высокой церковной наградой и поблагодарить за согласие рассказать о новом учебнике. Как вы знаете, эта тема вызывает живой интерес и в то же время некоторую настороженность у читателей «Церковного вестника». Расскажите о том, как возник замысел этого учебника. — Работа над учебником, вернее, учебным пособием, началась еще в 2005 году и шла в течение всего прошлого года. Сейчас эта работа успешно завершена, и буквально в ближайшие дни издательство «ОЛМА-Пресс» выпустит первый тираж нашего пособия. В окончательном виде оно называется «Религии мира: история, культура, вероучение». Началась эта работа по заказу Министерства образования и науки РФ. Перед нами была поставлена задача написать учебник, базирующийся на современных научных знаниях, и при этом построенный на уважении религиозных и этнических традиций нашей страны, написанный уважительно по отношению ко всем нашим религиозным традициям. Религия рассматривалась нами как органическая часть истории и культуры человечества. Это была новая, интересная и не всегда простая задача. Мы не могли опираться на разработки советского времени, в которых доминировал откровенно идеологический подход. С другой стороны, мы не могли ориентироваться на учебные пособия, написанные внутри религиозных объединений. В то же время, в последние годы вышел ряд книг по религиозной проблематике, в том числе и рассчитанных на высшее образование. Наш авторский коллектив стремился учесть и использовать все изданные труды.

http://e-vestnik.ru/db/akademik_aleksand...

Ядрин. Собор Спаса Преображения. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В клировой ведомости Казанской Епархии о церкви соборной во имя Преображения Господня города Ядрина за 1902 г. имеются сведения, что Преображенский собор построен в 1735 г. на средства купца Андрея Ивановича Засыпкина. Престола в нем два. Главный храм во имя Преображения Господня, а предельный во имя Успения Божией Матери. Престолы освящены 27 августа 1735 г. Собор каменный, теплый, в одной связи с колокольнею. Вокруг церкви ограда каменная. Иконостас в главном храме трехъярусный. Имеется особо чтимая икона Казанской Божией Матери. Причт на основании Указа Святейшего Синода от 04 марта 1885 г. 3 состоит из протоиерея, дьякона, псаломщика. Притч получал от казны жалованье 650 рублей в год: священник - 400 руб., дьякон - 150 руб., псаломщик - 100 руб. Церкви принадлежала церковная лавка, построенная на церковной площади для однодневной ярмарки, которая ежегодно организовывалась 2 июля. В приходе Преображенского собора состояли жители следующих населенных пунктов: г. Ядрин, д. Иваньково, д. Никитино, д. Волчья Долина, д. Стрелецкая Слобода. Закрыт в 1936 г. При церкви имелась библиотека, состоявшая из 158 томов, журналов. В 1902 г. выписывались журналы «Известия по Казанской Епархии», «Церковная ведомость», «Церковный вестник». В приходе имелись два городских приходских училища. Одно - для мальчиков, с 67 учениками, другое — для девочек, с 78 ученицами. Имелись две церковно-приходские школы: Ядринская с 20 учениками и Иваньковская с 50 учениками. Была одна женская школа грамотности в д. Иваньково, с 26 ученицами. Церковно-приходское попечительство открыто в 1895 г. Земским начальником был Василий Игнатьевич Подерни. Церковным старостой состоял ядринский купец 2-й гильдии Александр Филиппович Ашмарин. Священником служил Михаил Михайлович Кармальский (38 лет). Родился он в с.Баалахчинск Лаишевского уезда Казанского губернии в семье псаломщика. Окончил курсы Казанской Духовной семинарии со свидетельством второго разряда.

http://sobory.ru/article/?object=41208

10.3. Книга пророка Малахии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк Малахия – последний по времени служения из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечи. Само имя Малахия означает «вестник» или «посланник Бога». На этом основании некоторые древние толкователи, в частности, Ориген, считали, что это был Ангел Божий, который только принял вид пророка и возвещал откровение Божие иудеям. Но святыми отцами это толкование отвергается. Малахия считается реальным человеком, причем имя Малахия считается собственным именем этого пророка, а не псевдонимом. Его пророчество возвещается уже после восстановления храма, причем через определенный промежуток времени. Мы видим здесь явно охладевшее благочестие и другие нравственные недостатки, которые очень близки к тем, о которых говорится в книгах Ездры и Неемии. В этой связи можно предположить, что этот пророк мог пророчествовать либо до их прихода и деятельности в Иерусалиме, либо, что тоже весьма вероятно, в тот период, когда Неемия временно отлучился из Иерусалима и отправился снова к Персидскому двору. Напомню, что это произошло в 433 году до Рождества Христова. Когда через некоторое время Неемия вернулся, то ему пришлось исправлять недостатки, которые весьма близки к тем, которые упоминает Малахия. Мы уже имели возможность заметить, что великие обетования, которые у допленных пророков связывались с возвращением из плена, видимым образом не исполнились. В этой связи началось некоторое брожение умов и падение благочестия среди израильтян. Под сомнение ставится даже истинность Слова Божия. Как только начинается охлаждение в плане религиозном, тут же вскрываются и разного рода нарушения в отношениях между людьми. В частности, это выражается в неверности. Одно из вопиющих нарушений, которые Малахия обличает, – это легкость разводов, браки с иноплеменниками. Неверность Богу неминуемо влечет за собой и неверность между людьми. Пророк Малахия возвещает суд, которым окончится история. Однако по милосердию Божию, этот суд приведет к очищению народа, а не к его уничтожению. Для приведения всех, и в первую очередь израильтян, к покаянию Господь, прежде этого суда, пришлет Илию-пророка, так что пришествие Христово будет предваряться проповедью покаяния.

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

11 июля 2003 года исполняется 10 лет со дня блаженной кончины архимандрита Софрония (Сахарова), ученика и сподвижника преподобного Силуана Афонского. Сегодня его книги - " Видеть Бога как Он есть " , " О молитве " , " Рождение в Царство непоколебимое " , " Подвиг Богопознания " и в особенности " Старец Силуан " - хорошо известны в России. Тем не менее, как отмечает один из наиболее авторитетных исследователей богословского наследия старца Софрония, христианский мир еще не усвоил это наследие в той мере, которая позволяет судить о историческом значении архим. Софрония как богослова. Но живая богословская традиция, которой принадлежал блаженный старец, не прерывается, она продолжается в его учениках. И это прежде всего насельники монастыря св. Иоанна Предтечи в Малдоне (Эссекс, Великобритания), основанного старцем Софронием в 1958 году. Среди них один из старейших - архимандрит Симеон, духовный сын старца Софрония. Он является президентом Международной ассоциации преподобного Силуана Афонского. Во второй половине мая о.Симеон совершил паломничество в Россию и провел ряд встреч с православной общественностью и учащимися духовных школ. Журнал " Альфа и Омега " готовит к публикации ряд богословских работ архимандрита Симеона, которые впервые переведены на русский язык. " Церковный вестник " публикует статью архимандрита Симеона, посвященную проблемам христианской антропологии. 1. Тайна личности. Тема нашей встречи, тайна личности, позволяет догадываться, что нелегко будет ее развивать, потому что здесь личность определяется как тайна. И это совершенно верно: личность не поддается какому-либо рациональному определению и в своей высшей реальности является тайной. В таком случае, быть может, лучше обойти молчанием эту тему и последовать совету английского философа, австрийца по происхождению, Витгенштейна: " Перед тем, о чем мы не можем говорить, да храним молчание! " . Говорить?... Не говорить?... Мы всякий раз сталкиваемся с этой дилеммой, когда речь идет о невидимых реальностях: они невидимы, но реально существуют. И, будучи реальными, они познаваемы, однако особым, лишь им свойственным образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/371/...

14 октября (1 октября по старому стилю) исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося представителя русской библейско-богословской школы второй половины XIX – начала XX веков Александра Павловича Лопухина (1852–1904). Этот великий ученый, по воспоминаниям его друзей, обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью, быстро синтезирующим умом и добрым, отзывчивым сердцем» 2 . Энергия и работоспособность Александра Павловича были просто невероятными. Как заметил современник ученого, если бы последнему довелось занимать высокие административные должности, «то он, вероятно, был бы автором многих проектов и планов по разным вопросам своей сферы». Положение профессора, которое он занимал, в некотором смысле ограничивало его творческие наклонности, «предоставляя ему проявить их только на поприще литературного труда. Зато на этом поприще он проявил редкую не только в русской, а даже и в иностранной литературе производительность. О нем, как об Оригене , по справедливости можно повторить слова блаженного Иеронима , что за свою жизнь он мог столько написать, сколько иной за свою жизнь не может прочитать» 3 . Еще будучи студентом, А. П. Лопухин напечатал в санкт-петербургском богословском журнале «Церковный вестник» более ста научно-публицистических и литературно-критических статей по различным вопросам 4 . Позже, будучи редактором академических журналов и ведя постоянный раздел в «Церковном вестнике», он публиковал множество небольших статей, подписывая их как своим полным именем, так и различными псевдонимами. Наряду с этим он успевал готовить и издавать отдельные труды, иногда весьма пространные, состоявшие из нескольких томов, посвященные самым разным вопросам. Сам Александр Павлович иронизировал по этому поводу, и, сказав однажды, что хорошо бы собрать все работы профессоров Санкт-Петербургской Духовной академии в отдельный шкаф, вдруг пошутил, что его собственные произведения станут главным препятствием, поскольку уже они займут отдельный шкаф, весьма солидный по размерам. Если бы можно было издать все его работы, напечатанные в академических изданиях, то получилось бы многотомное собрание сочинений. Не было ни одного более или менее крупного события в современной ему церковной жизни России и мира, на которое не отозвался бы А. П. Лопухин 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

23 января 2008 г. Украинский статут и Устав Московского Патриархата На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года был принят важный канонический документ — изменения в Устав (Статут) об управлении Украинской Православной Церкви. Можно ли говорить о том, что эти изменения носят принципиальный характер? Следует ли ожидать перемен в устроении церковной жизни на Украине? Обзор изменений в Устав и комментарии к ним подготовлены в рамках совместного проекта газеты «Церковный вестник» и интернет-портала «Богослов.ру». В ближайших номерах ЦВ  мы продолжим разговор об этом документе. Ныне действующий статус Украинской Православной Церкви установлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года. Собор постановил, что «Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении, в связи с этим наименование “Украинский экзархат” упраздняется. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул “Митрополит Киевский и всея Украины”, избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул “Блаженнейший”. Как Предстоятель Украинской Православной Церкви, он является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины». Первоначальная редакция Устава об управлении была принята на первом же Соборе Украинской Православной Церкви 25–27 ноября 1990 года. Последующие изменения в данный Устав были внесены Собором епископов УПЦ 27 мая 1992 года в Харькове и утверждены Собором УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве. На прошедшем 13–16 августа 2000 года Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви присутствовали все правящие архиереи Украинской Православной Церкви, активно участвовавшие в обсуждении вопроса о положении УПЦ. По итогам прений Юбилейный Архиерейский Собор принял особое определение, касающееся Украинской Православной Церкви:

http://e-vestnik.ru/analytics/ukrainskiy...

25 лет назад, 27–28 мая 1992 года, в Харькове, в епархиальном управлении на территории Покровского монастыря, состоялся Архиерейский Собор епископов Украинской Православной Церкви, положивший начало новой истории православной веры украинского народа, сохранившего каноническое единство с Русской Православной Церковью и мировым Православием. На Соборе была дана оценка антицерковной деятельности бывшего предстоятеля УПЦ митрополита Филарета (Денисенко), который за клятвопреступление и ряд других антицерковных деяний решением Собора был низложен с должности и запрещен в священнослужении. Новым предстоятелем Украинской Православной Церкви был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский, Патриарший экзарх Западной Европы Владимир (Сабодан; † 5.07.2014). Открывалась непростая, но благодатная страница в новейшей истории украинского Православия. Предыстория Автору этих строк довелось начинать работать в церковной журналистике еще до раскола, на Пушкинской, 36, где находился Экзархат митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Молодой викарий, наместник открывшейся в 1988 году Киево-Печерской Лавры, епископ Переяслав-Хмельницкий Ионафан (Елецких), ныне – митрополит Тульчинский и Брацславский, был инициатором создания первой на Украине православной газеты – официального органа Украинского Экзархата РПЦ, затем – УПЦ. Как ответственному редактору, мне было поручено подобрать штат и выпускать новую газету «Украинский православный вестник» на двух языках – русском и украинском. После собеседования Филарет предоставил в здании Митрополии помещение для редакции и пожелал видеть новое издание в киосках «Союзпечати». Поэтому наблюдать весь процесс грядущего раскола и борьбу Церкви за его преодоление пришлось «изнутри». А события развивались так. Выступление митрополита Владимира (Сабодана) на соборе УПЦ 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре В 1989 году в УССР была реанимирована раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), сбежавшее руководство которой восседало за океаном после победы над фашизмом в 1945 году.

http://pravoslavie.ru/103919.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Бойцы хотят проговорить важные для них вещи» Священник Владимир Суханов рассказал, что военным госпиталям не хватает священников и сестёр милосердия 16:51 07.03.2024 149 Время на чтение 4 минуты Фото: Церковный вестник Настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках, ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области иерей Владимир Суханов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о том, какие требования предъявляются к сёстрам милосердия и почему им не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, сообщает Патриархия.ru. «Всегда важно понимать, чем продиктовано желание записаться на курсы по подготовке младших медсестёр и пойти трудиться в госпиталь, - отметил отец Владимир. - Из разговора становится ясно, что движет будущей сестрой милосердия. Одно дело, если она говорит, что не может сидеть дома и должна сделать что-то полезное, чтобы чем-то себя занять. И совсем другое, когда человек подходит с позиции жертвенной любви, с желанием послужить ближнему.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/07/bo...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_12184.html 23 ноября 2004 Лидия Калинина Информационное поле России не может не быть православным Источник:  МП-Московская перспектива 16-18 ноября в Москве прошел Первый Международный фестиваль православных средств массовой информации " Вера и слово " , приуроченный к 60-летию " Журнала Московской Патриархии " и 15-летию газеты " Церковный Вестник " . В фестивале приняли участие светские и церковные журналисты, пресс-секретари православных епархий из России, СНГ и дальнего зарубежья – всего более 700 человек. Соучредителями и организаторами фестиваля, проводившегося по решению Синода Русской Православной Церкви, выступили Администрация Президента, Правительство. Москвы, Союз журналистов России. Сопредседателями Оргкомитета стали Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Министр культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколов, Полномочный Представитель Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г.С.Полтавченко. На развернутой к открытию фестиваля выставке церковных и околоцерковных газет и журналов наша газета " Московская перспектива " была единственным светским органом. И это не случайно. В какой-то момент мне даже показалось, что и выставка, и большое собрание приурочены не только к названным в программе датам. Ведь именно 15 лет назад (в январе будет ровно пятнадцать) началось издание " Московского строителя " – первой в тогдашней Москве светской, даже специализированной, издававшейся строительным комплексом газеты с отчетливой православной направленностью. В трудный период начала 1990-х годов " Домострой " , сменивший " Московского строителя " , стал одним из немногих светских периодических изданий, открывших свои страницы для освещения событий церковной жизни, для публикации великого духовного наследия Православной России. С 1994 года газета называлась " Московское строительство " , с 1998 – " Московская перспектива " .

http://religare.ru/2_12184_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010