ЦВ 6 (331) март 2006 /  20 марта 2006 г. Образ Церкви в дневниках протопресвитера Александра Шмемана 27 марта в редакции газеты «Церковный вестник» состоялся круглый стол, посвященный публикации дневников протопресвитера Александра Шмемана. В обсуждении приняли участие: ректор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, главный редактор санкт-петербургской радиостанции «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов). Вел круглый стол ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Сергей Чапнин: Дневники о. Александра Шмемана — это хороший повод для широкой церковно-общественной дискуссии. Но очень важно с самого начала задать в ней правильный тон, наметить вектор ее развития. Я вполне намеренно не предлагаю конкретные вопросы. Однако выскажу одно пожелание: в искренних, глубоких размышлениях о. Александра звучат самые разные темы — культура, история, семья и многие другие. Думаю, для нас центральной темой является тот образ Церкви, который возникает в дневниках о. Александра. Протоиерей Георгий Митрофанов: Публикация дневника о. Александра Шмемана представляется мне событием очень значимым. По тому, как этот дневник отзовется в нашей церковной жизни и насколько поставленные в нем проблемы станут нами обсуждаться, можно будет понять, в какой степени мы в нашей церковной жизни еще способны к тому духовному творчеству, которое когда-то вдохновляло святых отцов. Надо сказать, что о. Александр Шмеман не только поставил проблемы, до понимания которых многие в современной церковной жизни не доросли, он сделал еще более важное: решился обозначить те проблемы, которые мы только ощущаем, и неразрешенность которых болезненно отзывается в служении многих пастырей. Вместе с тем эти проблемы мало кто дерзает выносить на обсуждение, формулировать в такой кричащей остроте, в которой их сформулировал даже не сам о. Александр Шмеман, а вся наша церковная жизнь.

http://e-vestnik.ru/church/dnevniki_shme...

XI. Напрасное опасение Насколько неизбежно возникновение в России церковно-политического вопроса, предсказываемое «Вестником Европы»? Наша светская печать, в лице одного из наиболее солидных своих представителей – «Вестника Европы», еще раз возвращается к обсуждению тех вопросов церковно-религиозного характера, которые уже неоднажды были затрагиваемы в ней в последнее время. Обращая внимание на то обстоятельство, что в наши дни так называемый церковно-политический вопрос – вопрос об отношениях государства к церкви – «приобрел во всем образованном мире такое значение, которого никто не мог даже и предугадывать в тридцатых и сороковых годах», что не только в Европе – в Пруссии, Австрии, Испании, Франции, Англии, Бельгии, но и в Америке, на севере – в Соединенных Штатах, на юге – в нескольких из тамошних государств, им повсеместно и почти исключительно в течение последних лет с необычайной энергией занимаются и государственные учреждения, и печать, почтенный журнал (см. «Вестник Евр.», апрель, 1878 г. внутреннее обозрение, стр. 795–799) приходит к тому заключению, что и у нас в России «чем более государственной останется наша церковь , тем неизбежнее в будущем России появление церковно-политического вопроса» в смысле «разногласия и разъединения между массами различных религиозных верований, со стремлением одних к приобретению равных прав, а других – к удержанию прежнего господства». Мало того, по мнению хроникера, «у нас есть условия, которые могут придать этому вопросу в будущности даже более резкости и страстности, чем он имеет на западе». В виду такого заявления, довольно обстоятельно мотивированного хроникером «Вестника Европы» в его статье, мы со своей стороны считаем не лишним сказать несколько слов относительно этого предмета с точки зрения православного богословия, а также с точки зрения интересов православной церкви и православного русского общества, насколько эти интересы доступы нашему пониманию. Мы уважаем последовательность и верность избранному девизу: она, эта последовательность, сродни искренности убеждений, столь редкой в настоящее время и, следовательно, тем более ценной добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Антуан Нивьер Православные священнослужители, богословы и церковные деятели в русской эмиграции в Западной и Центральной Европе Источник Биографический справочник Моему отцу Множатся дорогие могилы. Уходит старое поколение... «Наставникам, хранившим юность нашу» все чаще и чаще приходится провозглашать не многие лета, а вечную память. Память о прошлом и укорененность в нем есть та почва, на которой растет жизнь, если она хочет быть преданием, историей, священной связью времен, а не только физиологическим существованием и психологической эмоцией. Память эта должна быть вечной, постоянной, связывающей воедино все все времена, все поколения. Л.А. Зандер Вестник церковной жизни. Париж. 1947. Июль. 8. Содержание Предисловие Список сокращений Русское духовенство в рассеянии Библиография Биографический справочник АЯ A Б В Г Д E Ж З И К Л M H П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Указатель приходов и монастырей Австрия Бельгия Болгария Великобритания Венгрия Германия Греция Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Польша Финляндия Франция Чехословакия Швейцария Швеция Югославия     Предисловие Специалисты по истории русской эмиграции сходятся в том, что в жизни русских беженцев Церковь всегда занимала исключительное место, не только религиозное, но также духовно-воспитательное и культурное, а норою и политическое, 1 об этом свидетельствует, в частности, печальная история юрисдикционных распрей на рубеже 19201930-х гг. 2 Ключевую роль в церковной жизни эмиграции, конечно, играло православное духовенство, которому было поручено пастырское окормление более миллиона беженцев, разбросанных по всему миру. Жизнь и деятельность духовенства в эмиграции пока еще не изучена ни с точки зрения церковной истории, ни с точки зрения социологии или материальной культуры. Тем не менее в последнее время православное духовенство в эмиграции все чаще становится предметом изучения и исследований со стороны российских и иностранных историков. 3 Полного списка священнослужителей русской эмиграции пока еще не существует, в то время как уже появились различные словари художников и писателей эмиграции, а также исследования об ученых, политических и военных деятелях. Недавно выпущенная монография A.B. Попова «Российское Православное Зарубежье», несомненно, является большим вкладом в изучение церковной жизни эмиграции. Особенно ценным в этой работе представляется наличие археографического анализа как российских, так и зарубежных архивных фондов, относящихся к данной теме, а также богатый справочно-библиографический аппарат. Тем не менее следует отметить, что названное исследование не дает обобщающего биографического материала. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Так кто же создает проблемы в отношениях Церкви и государства, или Почему " Русский Newsweek " заинтересовался церковно-государственными отношениями 15.07.2009 838 Время на чтение 4 минуты На прошлой неделе мне неожиданно позвонил корреспондент из журнала «Русский Newsweek» и попросил прокомментировать нынешнюю ситуацию в церковно-государственных отношениях. Интерес суперлиберального издания к этой проблеме меня несколько удивил. Но особенно удивила постановка проблемы. Меня спрашивали о том, как и почему Администрация Президента противится деятельности Патриарха Кирилла. Списав все на незнакомство светских журналистов с внутрицерковной ситуацией и, честно сказать, забыв, с каким изданием имею дело, я начал терпеливо объяснять, что проблемы в церковно-государственных отношениях создает совсем не Администрация Президента, а либеральное лобби внутри Русской Православной Церкви. Смысл моего комментария сводился к тому, что церковные либералы восприняли избрание Патриархом Московским и всея Руси владыки Кирилла, как свою победу, фактически пытаются сделать Патриарха заложником своих необновленческих и прозападных идей. После избрания нового Патриарха мы видим активизацию деятельности наших церковных либералов. Они, что называется, пошли в атаку. Один из самых ярких примеров - скандал вокруг книги и выступлений протоиерея Георгия Мирофанова. Отец Георгий, который и ранее был известен своими прозападными и модернистскими симпатиями, в мае с помпой презентовал сборник своих проповедей «Трагедия России. " Запретные " темы истории ХХ века " » , в которой содержится открытая апология генерала А.А.Власова. Презентация книги стала своего рода манифестацией церковного либерализма. Об этом свидетельствует тот факт, что автор не поскупился на расходы в организации презентации рядового в общем-то сборника своих проповедей (в основном старых). Среди гостей были его единомышленники из Петербурга, Москвы и даже из Германии, - светила церковного либерализма и модернизма игумен Петр (Мещеринов), ответственный редактор церковного официоза газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин и другие.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Крапивин М. Ю. Всеволод Путята в контексте религиозной политики органов ГПУ–ОГПУ–НКВД СССР (1922–1936 гг.) Продолжение. Начало см.: «Вестник церковной истории». 2013. С. 247–311; 3/4(31/32). С. 287–340. В первых числах марта 1922 г. Путята, по воспоминаниям современников, покинул Пензу, к чему его принудили несколько обстоятельств: смерть (во время родов) его новой любовницы (из дворян) В. Н. а следом и ребенка – младенца Афанасия (22 февраля/7 марта 1922 претензии на руководящую роль в путятинской организации ближайшего сподвижника мятежного архиерея Иоанникия (Смирнова), которого незадолго до этого бывший архиепископ Владимир сам рукоположил в епископа Инсарского («хиротония» была совершена не позднее первых чисел мая 1922 в условиях разворачивавшегося общероссийского церковно-обновленческого движения «нового типа» Путята решил, что есть необходимость быть поближе к центру событий; народный следователь по важнейшим делам Пензенского губюста завел уголовное дело по обвинению представителей Свободной народной церкви «в расхищении народного достояния из церквей города Пензы – соборной, кладбищенской Мироносицкой и Сам Путята был арестован Пензенским отделом ГПУ «по подозрению в сокрытии церковных ценностей» и некоторое время содержался в Прибыв в Москву, 16 марта 1922 г. Путята (вновь именующий себя архиепископом Владимиром), обратился к народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому с коротким «заявлением»: «Проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства как в центре, так, в особенности, на местах должно было привести (и широко понимающих задачи рабоче-крестьянской власти действительно привело) к заключению о необходимости контроля за деятельностью Церкви, точнее – ее правящего аппарата с точки зрения народной культуры и о сосредоточении этого контроля в Народном комиссариате по просвещению по примеру Западной Европы: даже в тех странах, где Церковь отделена от государства несравненно более резко и глубоко, чем у нас, министр народного просвещения есть одновременно и министр исповеданий (французский “ministre de l " instuction publique et des cultes”, итальянский “ministro dei culti e dell’ istruzione”).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, председатель правления Благотворительного фонда св. прав. Иоанна Кронштадтского, учрежденного Синодальным отделом по церковной благотворительности. 15 апреля 2014 г. Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимым Церковь не против применения «Программы 12 шагов» в православных реабилитационных центрах Русская Православная Церковь объединяет в единую структуру приходы и центры, занимающиеся реабилитацией наркозависимых. 8-9 апреля на конференции «Об участии реабилитационных структур Русской Православной Церкви в национальной системе реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан» были проработаны основные вопросы объединения православных реабилитационных центров. Организация центров позволит на местах решать проблему финансирования на федеральном и региональном уровне, привлечет больше нуждающихся в помощи страждущих. Все оказывающие помощь наркозависимым структурные подразделения Церкви и учреждённые ими центры подчинятся напрямую своему епархиальному архиерею. Центр по противодействию наркомании ОЦБСС будет координировать взаимодействие всех членов сети. Такой системный практический подход к проблеме церковной реабилитации зависимых стал логичным завершением многолетнего сотрудничества православных реабилитационных центров в изучении и оценке действующих сегодня в мире профессиональных методов реабилитации и в разработке собственной методики и рекомендаций. Однако, в принятой 26 декабря 2012 года  концепции «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» ничего не сказано о широко применяемой профессиональной программе реабилитации «12 шагов». Найдется ли место для реабилитационных центров, работающих с этой программой в единой церковной структуре?  «Церковный вестник» попросил прокомментировать ситуацию руководителя Координационного центра по противодействию наркомании епископа Каменского и Алапаевского Мефодия: —  Ваше Преосвященство, какая модель реабилитации на Ваш личный взгляд сегодня самая успешная с позиции Церкви?

http://e-vestnik.ru/news/tserkov_i_gosud...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новейшая церковная история пишется сегодня в Дальневосточном крае 14.12.2020 721 Время на чтение 14 минут В памятные старшему поколению годы советской власти – годы государственного атеизма – в Хабаровске всё же был православный храм, в Комсомольске-на-Амуре – тоже, а в образованной в 1930 году Еврейской автономной области (ЕАО) ничего церковного не было. Не было там никаких святоотеческих традиций... Возрождение Православия на этой земле, которую от столицы России отделяют тысячи и тысячи километров, началось в 90-е годы прошлого века, после открытия в Биробиджане первого православного прихода во имя святого апостола Иакова. Его настоятелем стал иерей Димитрий Каплун, будущий старший священник и духовник новообразованного Свято-Иннокентьевского женского монастыря. Впоследствии отец Димитрий принял монашеский сан с именем Иоанн – в честь святителя Шанхайского и Сан-Францисского. Каким образом в 15 километрах от Биробиджана появился первый в ЕАО женский монастырь, как развивается в нем монашеская жизнь и с чьей помощью обитель преодолевает трудности разного рода – на эти и другие вопросы портала «Монастырский вестник» отвечает ее настоятельница игумения Анастасия (Иванченко). Монастырь вырос из прихода Матушка, в документальном фильме о монастыре, который на YouTube посмотрело немалое число людей (благо, современные технологии позволяют нам что-то увидеть, чему-то изумиться и даже полюбить какие-то святыни на расстоянии), Вы сказали, что Ваша сознательная церковная жизнь началась с 14 лет. Что произошло в 14 лет? Как Вы пришли к вере, к Богу? Мы жили недалеко от прихода святого апостола Иакова – в то время единственного в нашем городе и располагавшегося в старом деревянном здании городского суда в тесной комнатушке. Бабушка с мамой стали туда ходить. Потом и я к ним присоединилась. Правда, поначалу ходила изредка, но затем стала учиться петь в церковном хоре, посещать воскресную школу. Так и осталась при храме. После окончания школы год я никуда не поступала – просто работала при приходе. Затем поступила на филологический факультет заочного отделения Государственного педагогического института (сейчас это Приамурский Государственный университет имени Шолом-Алейхема). По благословению священника после окончания института поехала в Ишимский женский монастырь, чтобы увидеть монашескую жизнь изнутри. А увидев ее, поняла: это именно то, к чему стремится моя душа.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/14/noveis...

Защита Софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви Источник Вступление В начале прошлого, 1936 года протоиереем о. Сергием Булгаковым была подана Митрополиту Евлогию «Докладная записка» по поводу «Определения» Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви относительно его, о. Булгакова, учения о Софии, Премудрости Божией. Эта «Докладная Записка» содержит в себе возражения на соборное определение, осудившее софианское учение прот. Булгакова, как ересь. Рассмотрим здесь эти возражения, чтобы показать всю их несостоятельность. Прежде, чем критиковать вышеупомянутое «Определение» Собора, о. Булгаков высказывает в своей «Докладной записке» общие соображения с точки зрения собственной оценки соборного «Определения». О. Булгаков говорит: «В Определении... делается особенно много ссылок на мой труд: «Свет Невечерний», как еретический... Я утверждаю снова, что этот труд, вышедший в 1917 г., был известен как Московскому Священному Собору с Свят. патр. Тихоном во главе, так и рукополагавшему меня в сан священника, по благословению патр. Тихона, преосв. еп. Феодору, бывшему ректору Московской Дух. Академии... Поэтому, поскольку эта книга моя в Карловацком Определении трактуется, заведомо как еретическая, причем, от меня требуется публичное от нее отречение (в составе других моих сочинений), я не могу не усматривать в этом акте не только молчаливого противления действиям Свят. патр. Тихона и Московского Священного Собора, но и прямого осуждения этих действий. Такое осуждение со стороны сравнительно низшего органа в отношении к самой высшей церковной власти Русской Церкви является действием неканоническим, подрывающим самые основы церковной дисциплины и нарушающим условия нормального развития богословской мысли. Эта же тенденция проявляется с еще большей силой в книге Арх. Серафима, который предлагает в ней, насколько мне известно, подвергнуть церковному осуждению не только мою доктрину, но и учение Влад. С. Соловьева и о. П. Флоренского . Что касается первого, то «Чтения о Богочеловечестве», основной его богословский труд, содержащий очерк софиологии, был печатан в 1881 г. в «Православном Обозрении», одном из лучших наших богословских (и, конечно, тогда подцензурных) журналов.. Еще более разительно осуждение о. Павла Флоренского, который был священником и профессором Дух. Академии, редактором ее журнала «Богословский Вестник» в течение ряда лет, причем, пользовался особенным доверием преосвящ. Феодора, ректора Академии. Очевидно, что и здесь, вместе с о. П. Флоренским , все эти органы церковной власти также обвиняются в попустительстве в отношении к ереси» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 9, 2009 год ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ КЛИРОШАНИНА Книги Гарднер И.А. «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» М.: Православный Свято-Ти ?хо?нов?ский Богословский институт, 2004. Этот двухтомный труд посвящен истории развития богослужебного пения. Работа обобщает вековой опыт исследования церковного пения и не имеет аналогов по широте исторического подхода. Где купить: магазин «Православное слово на Пятницкой» (Москва) Рукова С.А. «Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений» М.: Издательство Московской Пат?риархии, 1999. Учебное пособие дает представление об основных церковных песнопениях. Приводятся сведения о восьмигласии, о гласовом и негласовом пениях, требах и таинствах. Книга содержит нотные примеры с популярными объяснениями. Трубин Н.Г. «Духовная ?музыка». Смоленск, 2004. Адресованная студентам, преподавателям и любителям духовной музыки книга рассматривает историю духовной музыкальной культуры и проблемы современности. Где купить: магазин «Сретение» (Москва). Кошмина И.В. «Русская духовная музыка». Книга 1. История. Стили. Жанры. М.: Владос, 2003. Это популярное учебное пособие знакомит с православными службами, особенностями религиозно-духовной музыки и историей ее развития. Представлен значительный нотный материал. Пожидаева Г.А. «Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля» М.: Знак, 2007. В книге, написанной на материале певческих рукописей XI-XVII вв., рассматривается древнерусское церковное пение как система. Где купить: в интернет-магазине bolero.ru Королева Т. И., Перелешина В. Ю. «Регентское мастерство: Учебное пособие» М.: Издательство ПСТГУ, 2008. В этом учебном пособии, предназначенном для преподавателей и учащихся регентских школ, а также всех любителей церковного пения, рассматриваются историко-теоретические и практические вопросы церковного пения и чтения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010